ассирийские праздники в москве

Традиции ассирийцев – новогоднее дерево и тайны амулетов

При упоминании ассирийцев как народа многие люди обычно отождествляют их с древней цивилизацией, жителями государства Ассирия, что прекратило существование ещё в VII веке. Тем не менее предки ассирийцев и сегодня живут на родных землях, что сегодня занимают территории Ирака, Сирии, Ирана.

Особенно интересно взглянуть на изменения, что произошли в культуре ассирийцев, ведь за многие столетия у народа поменялись и быт, и религия, и нравы. Какие же традиции древних и современных ассирийцев заслуживают особого внимания?

Верность амулетам

Начать свой рассказ я бы хотела со знакомства с древней культурой Ассирии. В своих трудах советский исследователь И.Дьяконов писал, что быт ассирийцев значительно изменился после времён царствования Хаммурапи и его соратников.

Если при великом царе знатные люди Ассирии вели скромный образ жизни, не стыдились встать за плуг или выполнить грязную работу, то в более поздний период разница в социальном статусе ассирийцев стала очень заметной.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеЖенский и мужской костюмы знатных ассирийцев.

Богатые ассирийцы предпочитали жить в абсолютной роскоши, окружая себя лишь самыми дорогими и красивыми вещами. Интересно, что среди разных слоёв ассирийского общества существовало единое, чётко установленное правило. В обычные дни женщины и мужчины могли собираться за одним столом, однако на праздничных пиршествах должны были находиться в разных комнатах.

Древние ассирийцы были суеверным, религиозным народом. В их жилищах нередко размещалось несколько амулетов от злых духов. Такие обереги представляли собой статуэтку божества, вырезанную из дерева или отлитую из ценного металла. На изображении часто выписывались слова заклинания, что отпугивало все тёмные силы от дома и его обитателей.

Даже покидая своё жилище, ассирийцы брали с собой священные амулеты. К примеру, знатные люди пришивали золотыми нитями к своему костюму магические эмблемы богов: диск с четырьмя лучами (символ солнца), полумесяц Сина, молнию божества грозы Адада.

Ассирийские женщины, выходя на улицу, непременно брали с собой пёстрое покрывало, украшенное вышивкой – им закрывали лицо. Украшением мужчин считалась аккуратная бородка. На старинных изображениях без неё показаны лишь евнухи при дворе.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеСовременные ассирийцы в национальных костюмах

Свадебные традиции ассирийцев

Несмотря на то, что со времён расцвета Ассирии прошло много веков, некоторые обычаи ассирийцев сохранились до нашего времени. Воздействию времени и перемен не поддался семейный уклад, заведенный у этого народа.

Издавна традиционная ассирийская семья является патриархальной. Кормить семью обязан мужчина, а женщине отводится роль хозяйки и матери. Я хочу отметить, что и сегодня многие ассирийцы считают, что несчастная женщина – та, что осталась без мужа, а значит, вынуждена сама добывать средства к существованию.

С самого рождения девочка считается «собственностью» своего отца. Ассирийцы считают, что получить невесту можно лишь после уплаты выкупа за неё. Интересно, что жители равнинных мест предпочитали воровать своих возлюбленных, а вот горные ассирийцы в знак своей любви дарили кольцо. Невеста могла или отказать, вернув кольцо влюблённому мужчине, или принять его, надев на палец.

Если сватовство проходило успешно, то можно назначать дату свадьбы. Чтобы союз был удачным и счастливым, ассирийцы обращаются за помощью к астрологу, что и указывает, какой день наиболее благоприятен для молодых.

«Неблагоприятным» браком считался союз с представителем иной нации. Обычай этот сохранился до середины XX века. Чтобы найти достойную пару сыну или дочери, ассирийцам приходилось странствовать по соседним деревням в поисках соплеменников.

Праздники ассирийцев

В наши дни праздники ассирийцев тесно связаны с их религией, однако есть и такие даты, которые выдают отголоски языческого прошлого. Например, 1 апреля. Именно в этот день ассирийцы отмечают приход нового года, а называется он Хаб-Ниссан. История этого праздника берёт начало в древности.

В Месопотамии именно с приходом апреля начинался разлив двух рек, что влияли на судьбы людей, – Тигра и Евфрата. Первый день месяца считался началом новой жизни, что предвещала очередной год работ на полях, процветание и надежды. В этот день жизнь одерживала победу над смертью.

Меня поразило одно из предположений учёных о празднике Нового года у ассирийцев. По мнению историков, главный символ, знакомый всем нам (а именно – новогодняя ель), появился именно в Ассирии. В древнем государстве приход нового года отождествляли с ярким деревом, усыпанном плодами (сегодня их заменяют яркие шары).

Более того, слово праздник ассирийцы произносили как «шара», то есть приглашение на него в нынешней интерпретации могло звучать как «на шару». Быть может, именно благодаря ассирийцам появилось такое разговорное выражение, что значит получение бесплатных угощений или подарков?

Не только приход нового года, но и многие другие праздники поныне популярны среди ассирийцев. Среди них стоит выделить Мат Марьям, который отождествляется с Успением Богородицы. В этот день ассирийцы посещают храмы и священные места, а сам праздник считается символом благодарности ко всем женщинам.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеПразднование Нового года у ассирийцев попадает на начало апреля

Как видите, ассирийские традиции позволяют нам сделать удивительные открытия. Есть предположение, что именно благодаря ассирийцам зародились многие мусульманские обычаи, известные нам сегодня. Это и разделение занятий ля мужчин и женщин, и требование закрывать лицо девушкам и женщинам. Без сомнения, культура ассирийского народа – это неисчерпаемый источник древних традиций, где ещё осталось немало тайн.

Источник

Приключения ассирийцев в России: история длиной в 2,5 тысячи лет

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

«Факультатив. Москвоведение»: Храм Мат Марьям

Ассирия стала легендой подобно Атлантиде. Но каким-то чудом сохранила свой народ, который как семена тополя разлетелся по всему свету. В Москве ассирийцев чуть больше двух тысяч. Как удается потомкам древнего народа сохранять почти в первозданном состоянии культуру, религию и язык в условиях мегаполиса XXI века? Телеканал «Москва Доверие» подготовил специальный репортаж.

Не просто обувщики

Этот храм для Вячеслава Илюшина – главное дело в жизни.

Храм Мат Марьям ассирийской церкви Востока – сердце московской диаспоры. В этом храме нет икон, лишь деревянные скамьи перед алтарем. Женщины стоят по левую руку от входа, мужчины – по правую. Священнослужители в ослепительно белых одеждах возносят молитву на певучем языке. Архитектурный аскетизм лишь усиливает впечатление сакральности происходящего.

Вроде бы привычный христианскому взгляду крест и купол, но само здание явно восточное, и потому выглядит странно в заснеженной Москве. Храм строили на пожертвования, свою лепту внесли даже дети. Племянник Вячеслава Илюшина Отдал все свои деньги.

Ассирия – древняя загадочная страна, тысячелетия назад исчезнувшая с лица Земли. Империя ассирийцев простиралась от Персидского залива до Средиземного моря. Древнее государство в северном Междуречье впервые упоминается в Ветхом Завете, в Книге Бытия.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле, начало XX века

Государство просуществовало почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до нашей эры вплоть до того момента, когда в VII веке до нашей эры ассирийский народ поработили и уничтожили Мидия и Вавилон. Ассирийцы первыми в мире создали реальную империю, они проповедовали тотальную войну и прославились военными походами.

В Москве ассирийцы жили давно, но большая их часть приехала в первое десятилетие прошлого века. Это были беженцы из Турции.

Ассирийцы практически не владели русским, зато отличались трудолюбием и гостеприимством, и довольно быстро освоили профессию, не требующую знания языка. Они занялись чисткой и ремонтом обуви. Семья Арсена Гяго приехала в Москву в 1914 году, так что он обувщик уже в третьем поколении. К стуку молотка, запахам клея и лака, Арсен привык с детства.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

В 50-е годы прошлого века в столице даже была футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая исключительно из ассирийцев. Говорят, они неплохо выступали на отраслевых соревнованиях.

Постоянное сравнение с сапожниками образованным ассирийцам давно надоело. Но даже в 50-60-е годы, когда они начали осваивать другие профессии, все равно в семье кто-то чистил обувь. А как иначе финансировать учебу?

Сегодняшние ассирийцы – люди не столь воинственные, как три с лишним тысячелетия назад. Напротив, они сегодня очень послушный, даже смиренный народ. Может, это связано с тем, что ассирийцы одними из первых приняли христианство, еще в I веке нашей эры.

И в нынешних ассирийских церквях служба ведется на арамейском – именно на этом языке проповедовал Христос. Современный язык ассирийцев соотносится с арамейским примерно так же, как русский с церковно-славянским. Еще сравнительно недавно он был на грани исчезновения. В 1938 году было принято решение о закрытии всех ассирийских школ на территории Советского Союза. Практически все учителя были репрессированы. Чтобы не утратить язык, ассирийская община решила издать учебник.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Чтобы сохранить язык предков, в храме Март-Марьям проводят уроки для детей.

Сегодня в семье Георгия Резго по-ассирийски говорит, в основном, старшее поколение.

Впрочем, есть традиции, которые держатся именно на молодых. Это ассирийский национальный танец. Хореографический коллектив «Шамирам» существует с 1986 года, но самим пляскам уже не одна тысяча лет.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Эти танцы – своеобразный тест на принадлежность к нации. Если человек встает в круг и начинает танцевать, значит – он ассириец. Движения должен знать каждый представитель древнего народа, независимо от страны, в которой он живет. Ни один праздник не обходится без такого хоровода.

Когда-то танец предшествовал бою, а сегодня в танце девушки знакомятся с молодыми людьми. Несмотря на официальную свободу выбора, большинство ассирийцев стараются заключать браки со своими.

Брак для молодежи – дело ответственное, ведь разводы у ассирийцев категорически не приветствуются. А вот венчаться в церкви обязательно. Но еще до этого тщательный отбор проходит не только будущий жених или невеста, но и их родственники.

В трапезную ассирийского храма может прийти каждый. Гостеприимство – одна из главных черт этого народа. Правда, попробовать национальные блюда здесь можно только по праздникам. А вот дома ассирийцы готовят необычную еду довольно часто. Семейные застолья предполагают не менее пяти блюд.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Еще одно национальное ассирийское блюдо Хасыда – страшный сон диетолога. В нем есть все – и сладкое, и мучное, и жирное. Впрочем, его вкушают только в особых случаях, и очень дозированно – почти как лекарство. Пару ложек сладкой массы дают женщине сразу после родов.

Большинство национальных ассирийских блюд очень сытные. Лишенный государства и родной земли народ привык к скитаниям, а в пути не всегда была возможность полноценно питаться. Но всякий раз, покидая обжитые места, хозяйки брали с собой горшок со специальной простоквашей, ее никогда не доедали до конца – остатки служили закваской для новой порции.

Уже на протяжении двух тысяч лет ассирийцы не меняют закваску хлеба для причастия. Они верят, что в ней есть частица от лепешки, которую Иисус преломил со своими учениками на тайной вечере.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Современные ассирийцы уверяют, что общество многим обязано их древним предкам. Именно в Ассирии возникла первая регулярная армия, а также первая в мире библиотека, часть которой дошла до наших дней, и хранится сегодня в Британском музее.

Так что ассирийцев можно назвать и родоначальниками бюрократии. Возможно, скоро у москвичей появится возможность увидеть все достижения ассирийцев в одном месте. Виктор Илюшин планирует создать в Москве полноценный культурный центр своего народа.

Сколько еще сотен или тысяч лет просуществует этот народ, сумеет ли сохранить свой традиционный семейный уклад, веру и язык? Как бы то ни было, 2,5 тысяч столичных ассирийцев считают Москву своей родиной – другой у них нет.

Источник

Храм Мат Марьям в районе Южнопортовый объединил всех ассирийцев в столице

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

На Шарикоподшипниковской улице находится храм Мат Марьям. Он объединяет пять тысяч ассирийцев, проживающих в Москве и Подмосковье. Корреспондент «Юго-Восточного курьера» побывала в Ассирийской церкви Востока и узнала, как живет в столице один из древнейших народов.

Скромность и простота

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Эдгар Битбунов// из личного архива

В храме во имя Пресвятой Девы Марии аскетично. Никаких икон и скульптур. Перед алтарем расположены скамьи. На правой стороне сидят мужчины, на левой – женщины. Богослужения идут на ассирийском и частично русском языках.

– Церковь – наш дом, – говорит прихожанин Эдгар Битбунов. – Ее построили на пожертвования по подобию ассирийского храма в Багдаде и открыли в 1998 году. Ассирийцы приняли христианство в I веке н.э.. Одно из отличий нашей вера с православными – в исповеди. У нас она общая. Люди исповедуются на службе про себя.

Чистильщики обуви

Родина ассирийцев – современная территория Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Империя ассирийцев просуществовала в Месопотамии с XXIV по VII века до н.э., пока их не завоевали мидийцы и вавилоняне. В конце XIX века первые ассирийцы стали приезжать в Россию на заработки. После геноцида христиан около 50 тысяч ассирийцев бежали в 1914 – 1918 годах в Россию, Грузию, Армению, Азербайджан и Украину.

– Мои предки переехали вначале в Грузию, потом – на северный Кавказ, – рассказал 43-летний Эдгар. – Первое время ассирийцы не знали русского языка, поэтому брались за самые невостребованные работы – уборку улиц, ремонты и роспись квартир и домов. Мои дедушки, а также отец в молодости работали чистильщиками обуви. Из гуталина и парафина варили мазь. Причем она получалась первоклассной, не то, что сейчас – высыхает за день на солнце или обувь портит. Между ассирийцами даже проводились конкурсы на звание лучшего чистильщика обуви.

Сейчас среди ассирийцев можно встретить представителей любых профессий – водителей, мастеров маникюра, онкологов, нейрохирургов, юристов, полицейских, рэперов, композиторов.

Ассирийский язык изучают в семье и на курсах

Эдгар Битбунов переехал в Москву семь лет назад из Тбилиси. Там он получил высшее юридическое образование и работал адвокатом. Здесь первое время трудился поваром и инкассатором. Сейчас является руководителем региональной общественной культурно-просветительской организации ассирийцев «Бнета».

– Я быстро к Москве привык. Сразу себя как дома почувствовал. Москва удивила своим масштабом. Едешь, а она не кончается, – рассказывает Эдгар.

Он знает родной ассирийский язык.

– Наш язык передается в семье из поколения в поколение. В основном дома мы говорим на русском, но 30 процентов общения занимает ассирийский язык, – говорит Эдгар. – Ассимиляция идет семимильными шагами. Даже я иногда забываю слова. В московской общине мало людей знают родной язык, поэтому при церкви существуют бесплатные курсы по изучению ассирийского языка.

Открыли национальный ансамбль

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Сальби Азизова с мужем и детьми// из личного архива героини

Сальби Азизова родилась в Москве в интеллигентной семье. Ее отец работал переводчиком. Родственники переехали в Россию из Азербайджана в 1916 году. Сальби по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Муж ее – предприниматель. Вместе они воспитывают 16-летнего сына и 23-летнюю дочь.

– Со своим мужем познакомилась на танцах. Я с детства любила танцевать. Основным движениям научили родители, а в 1990-х годах я еще ходила в ассирийский ансамбль «Шамирам», – рассказала 42-летняя Сальби. – Год назад меня пригласили преподавать национальные танцы в недавно созданный фольклорный ансамбль «Иштар». Сейчас у нас занимаются 40 детей от четырех до 15 лет, в том числе мой сын и дочь. Наши танцы похожи на русские хороводы. По большей части они зажигательные и веселые. Их танцуют на свадьбах и праздниках.

Ассирийцы отмечают около 12 праздников. Основные из них – Новый год (1 апреля), день Святой Марии (28 августа) и день Святого Георгия (23 ноября).

– В эти дни арендуем большие залы, приглашаем ассирийских музыкантов. Гости танцуют национальные танцы. Готовим национальные блюда и угощаем соседей и бедняков, – говорит Эдгар.

Все национальные праздники отмечаются и в церкви, куда могут прийти все желающие.

Источник

Сапожник без сапог. Как живут ассирийцы в Москве

«Сноб» продолжает изучение жизни московских диаспор. В этом выпуске читайте про столичных ассирийцев: как получилось, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином, чем сейчас занимаются бывшие сапожники, откуда они приехали и как поддерживают связь с родиной

Поделиться:

В одном из дворов на Трехгорке стоит небольшой деревянный дом. Каждый вечер здесь собираются восточные мужчины. Главная тема в последнее время — война в Сирии и Ираке. «Это же точное повторение событий 1915 и 1918 годов!» — говорит Геннадий, услышав об убийствах христиан. Большинство христиан на территориях Сирии и Ирака, преследуемых сегодня «Исламским государством», — это ассирийцы, один из древнейших народов Ближнего Востока.

События 1915 и 1918 годов — это массовые депортации и убийства христианского населения в Османской империи. Именно тогда дедушка и бабушка Геннадия и других завсегдатаев деревянного домика ушли в Россию — под прикрытием Российской армии.

Этнолог Сергей Михайлов, изучающий диаспоры, говорит, что численность московских ассирийцев никогда не превышала 3–4 тысячи человек. «Но это одна из самых ярких диаспор».

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Гуталин

После революции советское правительство решило занять новых переселенцев чисткой обуви — именно с этим занятием сегодня ассоциируются ассирийцы в больших городах. «Те места, откуда пришли ассирийцы, — это очень бедные высокогорные районы. Это были в основном крестьяне, неграмотные, не говорившие по-русски. Работали чистильщиками прямо на улицах, на стоянках», — рассказывает Сергей Михайлов. После войны по всему городу появились киоски с надписью «Чистка и ремонт обуви». Сергей Михайлов вспоминает, что вокруг них всегда было много жизни. «Какие-то люди заходили к сапожникам поздороваться, поболтать, и я в том числе. Это была такая этнографическая экспедиция в старую Москву».

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеФото: Семен Кац

Феликс Тумасов начинал с работы в одной из таких палаток на Тишинке. В деревянных бараках в этом районе жили ассирийские семьи. Как правило, выходцы из разных деревень селились обособленно. Феликс говорит, что и сегодня, спустя сто лет, каждый московский ассириец знает, откуда именно пришли его предки, и это важная часть самоидентификации.

Советская власть обеспечила ассирийцев рабочими местами, но не материалами. Галоши приходилось делать из списанных с аэродромов авиационных камер. А гуталин варили в кустарных мастерских тут же, в бараках. «Часто они не работали сами, а давали работу всему двору», — рассказывает Сергей Михайлов.

К середине 90-х Феликс стал владельцем десятка киосков. Но все они стали жертвой городских преобразований Собянина. «Многие сапожники ушли на пенсию, кто-то перенес предприятия в жилые дома. Клиенты потеряны, их надо заново собирать. И еще появилась конкуренция: ремонтом обуви занимаются многие приезжие армяне. Но это мы их всему научили!» Сам Феликс продолжает владеть несколькими мастерскими, но, как многие другие ассирийцы, говорит о своем ремесле со смесью гордости и смущения. «Это ремесло очень сложное, в любом ботинке — 50 составных частей! Но мне не нравится, что ассирийцы у всех ассоциируются с гуталином».

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Язык Христа

Бараки, во дворах которых ассирийцы шумно отмечали свадьбы и варили гуталин, начали сносить в 50-е. Жителей расселяли по всей Москве, и большинство ассирийцев больше никогда не жили в одном районе. Дом на Трехгорке стал удивительным для Москвы исключением: в 1958 году сюда переехали шесть ассирийских семей, а сегодня они занимают 10 из 32 квартир. По меркам Москвы, где практически нет компактного проживания этнических групп, это настоящий анклав. И поэтому адрес знают все московские ассирийцы. Один из старейшин дома рассказывает, что на праздники тут собирается 100–200 человек со всей Москвы. Для этого и пришлось построить домик во дворе – каждый день у кого-то гости, и нужно всем вместе где-то собираться. «Летом мы ставим тент-беседку, женщины сидят в ней весь день и всю ночь. Во дворе играют дети», — с гордостью рассказывает один из старейшин дома.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

«Раньше риелторы приводили клиентов на просмотр квартир в 6–7 утра, чтобы они не видели, как мы тут сидим. Но мы со всеми становимся друзьями. А что — во дворе всегда кто-то есть, дети могут спокойно гулять, машины под присмотром», — говорит один из жителей дома, Геннадий.

Домик здесь называют «неофициальным культурным центром». Кроме домика ассирийцам принадлежит храм Мат Марьям, то есть Девы Марии, на Дубровке — внушительное здание из красного кирпича с зубцами и куполом, освященный в середине 90-х. «Самая близкая церковь к Ассирийской церкви востока — православная», — объясняет Роланд, диакон церкви. «В советское время многие ходили в православные храмы, — подтверждает Сергей Михайлов. — А некоторые продолжают до сих пор: они привыкли к иконам, которых в храме на Дубровке нет». «Это не потому, что мы иконоборцы, — говорит диакон, — просто у нас никогда не было этой традиции. Возможно, это влияние еврейских общин, которых было очень много на территории Месопотамии. Но у меня дома, например, икон много».

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеФото: Семен Кац

Служба проходит на ассирийском (относящемся к арамейским языкам; на одном из диалектов арамейского, как считается, говорил Христос), а особо важные моменты литургии переводятся на русский. «К сожалению, сейчас нет места в Москве, где можно было бы учить наш язык, — говорит Роланд, — но все равно в той или иной степени почти все прихожане его понимают».

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москве

Мужчины и женщины стоят на службе отдельно, зато после литургии все радостно обнимаются и обсуждают новости со священником — отцом Самано. Он — единственный штатный сотрудник храма. Роланд и другие дьяконы бывают здесь в основном по воскресеньям, а в остальное время ходят на работу. Роланд, например, сотрудник арабской редакции МИА «Россия сегодня».

Родина

Потомки тех, кто служил в храмах в родных селах ассирийцев, до сих пор хранят в домах реликвии оттуда: чаще всего кресты или ключи. «Их предки сотни лет служили в этой церкви, соответственно, они организовывали церковные праздники, и у них сохранилась привилегия проводить этот праздник в честь того или иного святого. На родине обычно праздновали прямо на улице возле храмов. А в советское время собирались прямо в московских дворах. И там, вместе с соседями всех национальностей и религий, устраивали огромнейшее прекрасное застолье с песнями и танцами, на которое все с удовольствием приходили», — рассказывает Роланд.

ассирийские праздники в москве. Смотреть фото ассирийские праздники в москве. Смотреть картинку ассирийские праздники в москве. Картинка про ассирийские праздники в москве. Фото ассирийские праздники в москвеФото из личного архива

Сегодня такие праздники — недавно, например, отмечали День святого Георгия — проводят в больших банкетных залах. Ну или во дворе на Трехгорке летом — сюда специально приезжают со всей России.

Долгое время ключи от храмов и кресты были единственной связью московских ассирийцев с родиной — районом Хаккяри в современном турецком Курдистане. Этот регион всегда был неспокойным, но в прошлом году, воспользовавшись перемирием между правительством Турции и Курдской рабочей партией, московский ассириец Георгий Слывус поехал навестить места, откуда пришли его предки. «Сейчас многие населенные пункты переименованы, — рассказывает Георгий. — Трудно было установить, где находились ассирийские сёла, но, благодаря старым английским топографическим картам и запискам путешественников XIX века, удалось составить довольно-таки подробную карту еще до поездки». Георгию удалось разыскать село, откуда пришел в Россию его прадедушка, и постоять у руин церкви, где того крестили. «Большинство наших храмов лежит в руинах, дома перестроены. Места, где находились кладбища, мы определяли по большому количеству черепков горшков — у ассирийцев была традиция разбивать сосуды на могиле после смерти человека». Вскоре после поездки Георгия теракты и столкновения возобновились, и он не знает, сможет ли снова когда-нибудь там оказаться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *