авиакатастрофа 72 дня в горах

Ели погибших товарищей и боролись с морозами 72 дня. Высокая цена «Чуда в Андах»

Чартерный рейс FAU 571 должен был доставить 40 пассажиров из Монтевидео в Сантьяго: команда Old Cristians с родней и спонсорами спешила на матч. Лайнер не достиг цели, так как попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у потухшего вулкана Тингуиририка.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

12 человек погибли сразу после падения, еще пятеро скончались на следующее утро от полученных травм и холода. Самое страшное ожидало выживших: 28 человек оказались в фюзеляже самолета, лишившегося хвостовой части и крыльев, без теплой одежды, запасов еды и медикаментов.

Катастрофа произошла 13 октября 1972-го, но лишь 22 декабря до оставшихся в живых пассажиров рейса 571 добрались участники спасательной экспедиции: поисковую операцию свернули еще на восьмой день, ведь с высоты полета на снегу не были заметны обломки белого фюзеляжа лайнера. Только благодаря собственной смелости и находчивости 16 человек обрели шанс начать все с чистого листа. История пострадавших получила название «Чудо в Андах», хотя самим героям случившееся казалось вовсе не чудом, а кошмаром наяву: инстинкт самосохранения заставил людей забыть о моральных принципах и религии.

Причины катастрофы

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Экипаж лайнера был опытным: командир служил в ВВС 20 лет и летел через Анды уже в 29 раз, помощник занимался ранее пилотированием истребителей, штурман работал 10-й год. Что же пошло не так?

Еще 12 октября 1972-го вылетевший из Монтевидео лайнер был вынужден совершить посадку в Мендосе из-за штормового фронта над горами. На следующий день путь разрешили продолжить, хотя погода не слишком наладилась. Двигаться пришлось в обход, параллельно горам. После чилийского города Курико экипаж должен был запросить у диспетчера снижение на Сантьяго. Тут-то и произошла фатальная ошибка.

Пилоты ошиблись в расчетах: не учли сильный встречный ветер и запросили снижение слишком рано. Лайнер попал в циклон, так что командир фактически вел судно вслепую. Когда облака рассеялись, экипаж увидел скалу за считанные секунды до столкновения. Выжившие пассажиры впоследствии вспоминали, что почувствовали, как проваливаются в одну воздушную яму за другой, а затем услышали громкий треск.

Рухнувшие надежды

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

При крушении у лайнера отломились крылья и хвост, а изуродованная часть фюзеляжа упала на ледник с высоты более 700 метров. 12 человек, четверо из которых были членами экипажа, погибли сразу. 22-летнего регбиста Нандо Паррадо, известного впоследствии по книге «Чудо в Андах», спасло то обстоятельство, что в самолете он поменялся местами с другом — уж очень Панчито Абаль хотел сидеть у окна…

Панчито был безнадежен, Нандо впал в кому. Сопровождавшая регбиста сестра угасала, а мать уже скончалась. Погиб и врач команды, так что наложение шин и обработку ран взяли на себя студенты медицинского факультета Роберто Канесса и Густаво Зербино.

Капитан спортсменов Марсело Перес предложил сделать из фюзеляжа убежище, закрыв прорехи в корпусе снегом и вещами. Это решение спасло многих от гибели: пострадавшие устроились на ночевку, прижавшись друг к другу, чтобы было теплее. Однако к утру пятеро из них все равно скончались.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Пассажиры не сомневались, что вскоре их спасут, к тому же уже на следующий день над ними пролетел вертолет. Регбисты радостно кричали и махали руками пилотам, не подозревая, что с высоты фюзеляж сливался со снегом, а пострадавшие казались лишь черными точками. В любом случае, до прибытия помощи требовалось продержаться, так что спортсмены принялись искать еду.

Оказалось, в запасе у пострадавших были лишь пара шоколадок, снеки, банка с сардинами и вино. Проблему с питьевой водой решили быстро: на алюминиевых частях самолета топили снег. Но где искать провизию, если вокруг только горы и лед?

Через несколько дней Нандо пришел в себя. Тут же ему сообщили о смерти матери и тяжелом состоянии сестры. Парень ухаживал за Сусаной как мог, но вскоре ее сердце остановилось. Тогда Паррадо понял, что у него осталась единственная цель — выжить любой ценой. На 11-й день после катастрофы регбист осознал, что задача почти невыполнима: из уцелевшего транзистора раздался голос диктора, сообщивший, что поиски Old Cristians прекращены.

Страшный голод

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Первое время пострадавшие получали паек в виде кусочка шоколадки и глотка алкоголя, но потом и эта провизия закончилась. В отчаянии жертвы трагедии вспарывали кресла, надеясь найти там солому, и жевали кожаные ремни, но такая «пища» не годилась для желудка. Осознание, где найти еду, накрыло игроков через несколько дней.

Вскоре Карлос Паэс подтвердил, что еды на багажной полке не осталось. Паррадо посмотрел в сторону лежавшего в снегу мертвого пилота: тело было заморожено, словно лежало в холодильнике. Студенты-медики согласились, что без белковой пищи все погибнут. Хотя пострадавшие в катастрофе являлись верующими католиками, наступил момент, когда религия ослабла перед лицом неминуемой смерти.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

«Мне принесли серо-белый кусочек плоти. Он был твердым, как дерево, и очень холодным. Я напомнил себе, что это уже не человек, ведь душа покинула тело. И тут же осознал, что подношу мясо ко рту слишком медленно. Я старался ни с кем не встречаться взглядом, но периферическим зрением видел остальных. Некоторые тоже сидели с мясом в руках и собирались с силами, чтобы его попробовать. Другие с мрачным видом жевали. Наконец, и я сунул кусок в рот. У него не было вкуса. Я немного пожевал, потом заставил себя проглотить его. Я не почувствовал вины. Я знал, как сильно табу на эту тему, но если меня и одолевали сильные эмоции в тот момент, то это было негодование», — описывал свои эмоции Нандо.

Поедание плоти умерших вскоре стало обыденным ритуалом, но в воздухе повис вопрос, что делать, когда тела окажутся обглоданными до костей. Выжившие договорились, что тот, кто погибнет в ближайшее время, пожертвует себя остальным. Однако в разум прокрадывался страх, что все зайдет слишком далеко…

Спасение

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

До убийства товарищей не дошло, так как 28 октября случился сход лавины. Фюзеляж наполнился снегом, и еще восемь человек погибли. Остальным удалось уцелеть, но на трое суток они застряли в останках самолета: снаружи бушевала метель. Новое потрясение подтолкнуло пострадавших к активным действиям.

Из подушек сидений игроки сделали снегоступы и, взяв теплой одежды и мяса, Нандо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин отправились в поход. Им удалось обнаружить хвостовую часть самолета, где остался шоколад и плесневелые бутерброды. А вот идея починить передатчик в кабине провалилась из-за короткого замыкания в приборе.

Благодаря урокам матери Карлитос Паэс умел неплохо шить и придумал, как сделать из теплоизоляции самолета и ткани спальные мешки для длительных походов. К декабрю в живых осталось всего 16 человек, так что Нандо, Роберто и Антонио понимали: или они найдут помощь сейчас, или погибнут все. Участники экспедиции выбрали западное направление, двинувшись в сторону Чили. Если бы они пошли на восток в сторону Аргентины, то все было бы кончено, ведь ближайшее поселение находилось в сотне километров от места катастрофы.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Целью Паррадо стало подняться на вершину, с которой он надеялся разглядеть чилийские луга. На деле перед лидером группы возникли неприступные горы: только тогда регбист понял, что пилот ошибся, и Курико был далеко. Антонио отправили назад к фюзеляжу, ну а Роберто с Нандо продолжили разведку.

Становилось теплее, но от этого портилось мясо, так что вскоре у Роберто началась дизентерия. Он продолжал идти вместе с товарищем, пообещав себе, что остановится только тогда, когда окажется при смерти. Путники спустились вниз и вскоре обнаружили растительность, водоем, а потом и корову.

Через 10 дней пути перед ослабевшими спортсменами возникла река, на противоположном берегу которой сидел пастух Серхио Каталан. Нандо удалось привлечь внимание мужчины, и тот перебросил через водоем камень и карандаш, завернутые в бумагу. Регбист написал о попавших в беду уругвайцах и попросил о помощи, и Серджио отправился в ближайшее село.

22 декабря Нандо двинулся вместе со спасателями к месту крушения самолета: без него найти фюзеляж было бы невозможно. Из-за ухудшения погоды 16 человек эвакуировали два дня, но главное, что они наконец вернулись в цивилизацию. Истощенные, обмороженные, страдавшие горной болезнью — пассажиры казались героями драматического романа.

От восхищения до осуждения и обратно

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

К слову, католическая церковь выступила с заявлением, оправдавшим жертв катастрофы, ну а студент-медик Роберто Канесса подчеркнул, что людоедство — это когда пожирают убитых, они же питались мясом погибших, что следует называть антропофагией.

Место крушения назвали Эдуардо Страуч ведь здесь погибли 29 человек. Чтобы рассказать миру, через что именно пришлось пройти ради спасения, Нандо написал книгу, а в 1993-м на экраны вышел фильм Фрэнка Маршалла «Выжить», где главного героя сыграл Итан Хоук. Сам Паррадо после пережитого увлекся гонками, стал успешным бизнесменом и благотворителем.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Роберто Канесса, Антонио Визинтин и Густаво Зербино вернулись на поле через год и немало поспособствовали возрождению команды. Каждый матч игроки посвящали тем, кто навсегда остался в ледяных Андах. Вдохновленные подвигами земляков Old Christians Club неоднократно становились чемпионами Уругвая.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Воспоминания о трагедии не покидали уцелевших в катастрофе. Так, пассажир Эдуардо Страуч посвятил жизнь архитектуре и живописи, создал большую и крепкую семью, но все равно ежегодно летал на место крушения лайнера, отдавая дань памяти погибших. В 2012-м в соавторстве с писателем Мирейей Сориано он издал книгу «Не могу молчать», где поведал о перенесенных ужасах.

Источник

Чудо в Андах: как съесть товарищей и остаться настоящими людьми

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Они пробыли в снежном плену 72 дня, питаясь останками своих товарищей, но стали настоящими христианами и сегодня активно пропагандируют донорство органов умирающими.

История выживания пассажиров разбившегося в Андах самолета Fairchild FH-227D настолько невероятна, что даже католическая церковь признала это настоящим чудом, освободив оставшихся в живых людей от греха каннибализма.

Пропавшие среди горных вершин

13 октября 1972 года самолет Fairchild FH-227D, в котором на регбийный матч летела юниорская команда «Старые христиане» (Old Cristians Club) из Монтевидео (Уругвай), пропал с радаров диспетчерских пунктов.

В чилийский город Сантьяго самолет, на борту которого кроме молодых регбистов находились их родители и спонсоры (всего 45 человек), так и не прибыл, а все попытки связаться с экипажем по рации не увенчались успехом.

Спасательные самолеты Уругвая, Аргентины и Чили немедленно вылетели на поиск, но в течение нескольких дней так и не смогли обнаружить даже малейших признаков пропавшего самолета и его пассажиров.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горахОбломки самолета до сих пор на месте его крушения. Источник: Wunabbis/wikimedia.org

Сложность поисковой операции заключалась в том, что район предполагаемого крушения находился в высокогорьях Анд, а белый фюзеляж потерпевшего крушение воздушного судна сливался с обильным снегом, накопившимся за долгую южноамериканскую зиму.

Через 8 дней поиски признали бесперспективными. Спасатели посчитали, что продержаться такое время при 30-40 градусных морозах невозможно, а всех находившихся на борту людей объявили пропавшими без вести.

В снежном плену

Полет над Андами ранней весной, а в Южном полушарии весна соответствует нашей осени, всегда сопровождается с огромным риском. Не поднимающимся на огромную высоту небольшим самолетам приходится лететь в условиях плохой видимости, уклоняясь от снежных циклонов.

В тот день экипаж слишком поздно заметил одну из вершин, отвернуть от которой было уже невозможно. Пилот попробовал набрать высоту, но все же ударился о самую кромку горного пика. Самолет разломился на две части.

Хвост и крылья мгновенно отлетели, а фюзеляж покатился с горы, застряв в небольшом ущелье на высоте 3600 метров над уровнем моря.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горахЛайнер врезался в скалу и рухнул у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Источник: Gerard Prins/wikimedia.org

Ужас ситуации заключался в том, что весь багаж с теплыми вещами, аптечками и запасами еды остался в пропавшем хвостовом отсеке. По ночам люди сбивались в большую кучу, используя вместо одеял обшивку кресел, а чтобы обогреть замерзшие конечности просто мочились на них.

Выжившим достались лишь несколько плиток диетического шоколада, луковые крекеры и пять бутылок сухого вина. Благо, что яркое высокогорное солнце позволяло превращать в воду снег, разложив его тонким слоем на металлические листы.

Каннибализм поневоле

Люди сумели починить разбитую бортовую рацию, которая отлично принимала сигналы, но ничего не могла передавать сама. Оставшиеся в живых пассажиры, которые поровну разделили между собой скудные съестные запасы, слышали новости о поисковой операции и на 11-й день узнали об ее полном прекращении.

К тому времени запасы еды окончательно растаяли и шансов на выживание уже не оставалось. Кому первому пришла мысль питаться телами погибших товарищей по несчастью, — неизвестно.

Подавляющее большинство выживших были искренне верующими католиками. Сначала они категорически отказались от этого предложения, но затем пришли к выводу, что такой каннибализм поневоле чем-то напоминает Причастие Христово.

Среди потерпевших крушение были два студента-первокурсника из медицинского колледжа Монтевидео. Они оказывали помощь пострадавшим, накладывая на переломы шины из подручных материалов и помогли рассчитать рацион экономного питания из человеческого мяса.

Каждый выживший получал не только мякоть, но и куски содержащих углеводы печени и мозгов, а также растертую в порошок костную ткань. Она должна была восполнить потребности человеческого организма в микроэлементах.

Снежная лавина, пополнившая запасы съестного

Самые сильные несколько раз отправлялись на поиски хвостового отсека и, в конце концов, им удалось его обнаружить. В багаже находились теплые вещи, а также сигареты, шоколад, лекарства и многое другое.

Использовать единственный шанс на спасение

В ноябре скончались еще два человека, а 11 декабря из-за заражения крови умер Нума Туркатти, став последней жертвой катастрофы.

Уже на следующий день Нандо Паррадо, Роберто Канесс и Антонио Висинтин выступили в самый сложный в своей жизни поход. При себе они имели несколько носков, плотно набитых отборной человечиной, а также специально сшитый из подручных материалов спальный мешок.

Через несколько дней обессилевший Антонио вернулся обратно, но двое остальных все же сумели через 9 дней пути встретить одинокого чилийского пастуха Серджио Каталана.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горахНандо Паррадо и Роберто Канесс (сидят) и пастух Серджио Каталана. Источник: Héctor Maffuche/wikimedia.orgинт

Уже на следующий день к месту трагедии прибыли первые спасательные вертолеты. В течение двух дней удалось спасти и вывезти в госпитали всех выживших в этой чудовищной катастрофе.

Через несколько дней на место крушения прибыла еще одна экспедиция, которая провела общее захоронение несъеденных останков. Их собрали в одном месте и привалили крупными валунами, установив сверху железный крест.

Пример для подражания

Новость о чуде в Андах мгновенно облетела мир. Все хотели хоть чем-то помочь пострадавшим, которых приходилось лечить от тяжелейшей горной болезни, цинги, обезвоживания, обморожений, дистрофии и, самое главное, от психологических травм.

Католическая церковь впервые в своей истории заявила, что в поедании тел умерших нет ничего плохого. Но самую главную поддержку им оказали родители погибших и съеденных товарищей, принявшие выживших молодых людей как своих детей.

Проведенные в снежном плену 72 дня полностью изменили психологию юных регбистов, которым на момент трагедии было от 18 до 22 лет. Большинство из них стали врачами и психологами, решив по возможности помогать другим людям.

Об этой истории написано несколько книг, а в 1993 году в США даже сняли художественный фильм «Живые», который невозможно смотреть без слез и эмоций.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горахБратская могила на месте крушения самолета. Источник: Adrito com/wikimedia.org

В 2009 году выжившие поддержали программу уругвайского Национального института донорства и трансплантации, предлагающую каждому желающему подписать «Договор с жизнью» и завещать после смерти собственные органы медицинским учреждениям…

Источник

72 дня в вечности. 49 лет назад пассажиры упавшего лайнера месяцами выживали в горах. Как им это удалось?

Почти 50 лет назад над Андами произошла авиакатастрофа: пассажирский лайнер врезался в безымянную вершину и рухнул. Весь мир считал произошедшее ужасной трагедией, унесшей жизни всех пассажиров. Однако позднее выяснилось, что большинство из них уцелели. Ради выживания они пошли против собственных моральных принципов, выдержали испытание голодом и холодом, боролись со стихией — и из схватки со смертью победителями вышли не все. «Лента.ру» изучила мемуары выживших и разобралась, что же произошло с десятками пассажиров и экипажем рейса 571.

Последний полет

Самолет Fairchild FH-227D был зафрахтован любительской командой по регби Old Christians. Спортсмены направлялись в Сантьяго — там должен был пройти матч против английского клуба Old Boys. На борту оказались 19 членов команды, члены их семей, друзья и болельщики — всего 40 человек, чей полет обеспечивали пять членов экипажа. Путь лежал через Анды.

Самолет вылетел из Монтевидео 12 октября 1972 года. Но все сразу пошло не по плану: из-за штормового фронта над горным хребтом экипаж совершил вынужденную посадку в аргентинской Мендосе. Поскольку циклон не ослабевал, там и переночевали.

Вылет разрешили лишь на следующий день в 14:18. Летели фактически в обход, так как погодные условия по-прежнему оставляли желать лучшего. По радиосвязи пилот сообщил диспетчерам аэропорта в Маларгуэ, что к 15:21 он долетит до перевала Планчон: там можно взять курс на город Курико и начать снижение в направлении Сантьяго.

Из-за ошибки в расчетах экипаж подал запрос на снижение раньше, чем следовало. Позднее выяснилось, что пилот не учел сильный встречный ветер, который существенно замедлял самолет. В результате лайнер попал в циклон, и пилоту пришлось вести самолет вслепую. Столкновение со скалой было неизбежно.

Примерно через 90 минут полета мы попали в воздушную яму, потом в другую, еще глубже, и я услышал, как пилот крикнул: «Дайте мне сил». Я чувствовал, что самолет находится на крутом склоне, и мы направляемся прямо к горе. Затем раздался громкий треск, крыло ударилось о скалу. Я зажал голову между ног и закрыл глаза, убежденный, что умру в 24 года

Самолет врезался в гору, сразу лишившись обоих крыльев и хвостовой части. Оставшаяся часть фюзеляжа рухнула на ледник с высоты 725 метров. В результате крушения погибли более десятка пассажиров: несколько человек выпали из салона в момент первого столкновения, еще пятеро — сразу после падения. До следующего утра дожили 27 человек, но для нескольких пассажиров и одного члена экипажа полученные травмы стали фатальными. 24 человека чудом остались практически невредимыми.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»

Вопрос выживания

Согласно записям Нандо Паррадо, который был одним из выживших, в первые часы после катастрофы «не было ничего — ни страха, ни печали, ни ощущения течения времени, ни даже проблеска мысли или воспоминания, только черная и совершенная тишина».

Сознание просачивалось в мой мозг, как медленное кровотечение, и я с большим трудом проснулся в сумеречном мире на полпути между сном и осознанием. Я слышал голоса и ощущал движение вокруг себя, но мои мысли были неясными, а зрение затуманенным. Я видел только темные силуэты и пятна света и тени. Когда я в замешательстве уставился на эти расплывчатые фигуры, то увидел, что некоторые тени двигаются, и наконец понял, что одна из них нависла надо мной.

— Nando, podés oírme? Ты меня слышишь? Ты в порядке?

Тень приблизилась ко мне, и, пока я тупо смотрел на нее, превратилась в человеческое лицо. Я увидел спутанные темные волосы и пару глубоких карих глаз. В глазах была доброта — это был кто-то, кто знал меня, — но за добротой было что-то еще. Дикость, жесткость, сдерживаемое чувство отчаяния

Попытавшись выбраться и тут же провалившись в глубокий снег, выжившие избрали выжидательную тактику. Они укрылись в обломках фюзеляжа, соорудили стену из чемоданов и понадеялись на профессионализм спасателей. К тому же новости обнадеживали: найденный в обломках радиоприемник транслировал сводки о поиске пропавшего самолета. В операции участвовали представители трех стран — Уругвая, Аргентины и Чили.

Пассажиры были абсолютно уверены, что их быстро найдут, но этого не произошло. Проблема заключалась в том, что никто не знал точного маршрута лайнера, ведь даже сам пилот при снижении дал диспетчеру неверную информацию. А разглядеть место катастрофы с воздуха было почти невозможно: белый самолет сливался с ледником.

Врач регбийной команды погиб во время крушения, поэтому его обязанности легли на непрофессионалов — двух регбистов, которые учились на первом курсе медицинского колледжа. Они организовали импровизированный травмпункт и накладывали товарищам самодельные фиксаторы и шины, сделанные из обломков самолета.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Кадр: документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»

Вопрос с водой решили легко: приспособили несколько металлических листов, чтобы топить на солнце снег, которого на леднике было в избытке. Настоящей проблемой была пища. Имевшихся в самолете продуктов даже при жесткой экономии хватило бы только на несколько дней. А выжившим требовалась энергия, чтобы восстановиться и не замерзнуть в условиях экстремального холода.

На самом деле цепляться за надежду на спасение было своего рода безумием. Я знал, что выбраться невозможно, но этот внутренний голос не оставлял мне другого выбора. Здесь был только один вариант — бросить вызов горам. С мрачной решимостью, которая теперь укоренилась еще яростнее прежнего, я всем сердцем принял простую истину, что никогда не перестану бороться за то, чтобы покинуть это место. Я был уверен, что усилие убьет меня, но отчаянно стремился начать восхождение

Мое внимание привлек испуганный голос. Это был Коко Николич, стоявший рядом со мной.

— Нандо, пожалуйста, скажи мне, что это неправда! — пробормотал он.

— Правда, — прошипел я. — Carajo. Нам конец.

— Они нас убивают! — завопил Николич. — Они оставляют нас здесь умирать!

Выжившие снарядили первую экспедицию: трое мужчин добрались до оторвавшегося хвоста самолета и отыскали багаж, где было немного еды и одежды. Они планировали идти в сторону Чили, но мороз вынудил их вернуться. Идея принести к фюзеляжу аккумуляторы также провалилась — те оказались слишком тяжелыми. Однако после этой вылазки стало ясно, что именно потребуется для похода.

Страшные решения

Чтобы выжить, уцелевшим пришлось есть тела погибших товарищей. Почти все, кто летел в самолете, были верующими католиками и находили эту идею отвратительной. Но иначе пережить голод было невозможно. Как в итоге признал кто-то из пассажиров, ради спасения остальных он и сам в случае смерти охотно отдал бы свое тело на съедение. «Есть человеческую плоть нелегко, — рассказывал Хосе Луис Инсиарте. — Нужно, чтобы разум заставил тело это сделать. Я не мог открыть рот, а потом с трудом заставлял себя глотать».

Решение съесть погибших станет последним решительным шагом в нашей трансформации. Последнее прощание с невинностью. Мы раздвигали границы нашего страха. Я знал, что белок поможет нам выжить. И я также знал, что если мы еще немного отложим наше решение, то слишком ослабеем и не сможем оправиться от голода. Мы не могли ждать вечно, иначе изменения в организме станут необратимыми

Выжившие понимали, что помощи ждать неоткуда, придется спасаться самостоятельно. Но спустя 16 дней после катастрофы стихия вновь разрушила их планы.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Выжившие в фюзеляже самолета

Пока выжившие спали, с гор сошла лавина и погребла их в фюзеляже самолета. В снежной тюрьме оказались заперты живые вперемешку с трупами. Чтобы выбраться, пришлось прорыть тоннель до кабины пилота и выбить ногой стекло в кабине.

Следующие часы были одними из самых мрачных. Хавьер горько оплакивал Лилиану, почти все остальные оплакивали потерю по крайней мере одного особенно близкого друга. У Роберто погиб ближайший друг Даниель Маспонс. Карлитос потерял Коко Николича и Диего Сторма. Мы все оплакивали Марсело и Энрике Платеро. Из-за гибели друзей мы чувствовали себя еще беспомощнее и уязвимее, чем прежде. Гора еще раз продемонстрировала нам свою силу, и мы ничего не могли сделать в ответ

Этот случай сильно подорвал здоровье и моральный дух тех, кто остался в живых. Однако, по признанию Инсиарте, они очень заботились друг о друге. У него воспалилась нога, он мучился от сильной боли и за считаные недели похудел на 45 килограммов, — но друзья всегда были рядом и следили за тем, чтобы он пил достаточно воды и не забывал есть.

Лавина «утеплила» фюзеляж и защитила их временное жилище от холодных ветров, а тела погибших из-за нее товарищей помогли продержаться еще более месяца. Уцелевшие стали готовить новую экспедицию. Весь ноябрь трое избранных получали больше еды, чтобы набраться сил перед походом. Благодаря первой неудачной вылазке они знали, что им не обойтись без спальных мешков. Их удалось сшить из остатков одежды.

Путь к спасению

12 декабря Нандо Паррадо, Антонио Визинтин и Роберто Канесса отправились в сторону Чили, чтобы оповестить мир о спасшихся пассажирах Fairchild FH-227D и попросить помощи. Через два дня Визинтину пришлось вернуться, но Паррадо и Канесса, несмотря на болезни и трудности, все же добрались до населенных мест. На девятый день пути они встретили местного жителя Серхио Каталана, который и сообщил властям о группе спасшихся после катастрофы.

Хосе Луис Инсиарте остался в лагере и не знал, что помощь уже близка. Позднее он рассказывал, что решил умереть, если их не вытащат до католического Рождества. Спасатели прилетели 22 декабря.

авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть фото авиакатастрофа 72 дня в горах. Смотреть картинку авиакатастрофа 72 дня в горах. Картинка про авиакатастрофа 72 дня в горах. Фото авиакатастрофа 72 дня в горах

Чилийские медики осматривают Нандо Паррадо после спасения. Слева в очках — Роберто Канесса, еще один уцелевший пассажир разбившегося самолета

Уцелевших два дня эвакуировали на вертолетах — быстрее не вышло из-за плохих погодных условий. Всем спасенным, страдавшим от горной болезни, недоедания, обезвоживания и обморожений, оказали медицинскую помощь.

Уцелевшие в подробностях рассказали о произошедшем на пресс-конференции, а позднее написали об этом несколько книг. Кроме того, об их жизни и спасении было снято несколько фильмов. Все они занимаются общественной деятельностью, поддерживая сограждан в сложных ситуациях. Так, в 2010 году они поддержали чилийских шахтеров, запертых под землей в результате несчастного случая. А годом ранее стало известно, что все 16 уцелевших после того полета решили поддержать программу донорства органов. По их словам, когда-то они сами заключили «договор с жизнью», и гражданам Уругвая стоит также участвовать в госпрограмме донорства.

Много лет мне хватало и того, что мои друзья и семья понимали, через что я прошел. Делиться своей личной историей с кем-то за пределами нашего круга было незачем. Даже давая интервью журналам и газетам или участвуя в документальных фильмах к годовщинам катастрофы, я избегал полностью открываться перед посторонними. Я верил, все, что нужно было знать публике, было мастерски освещено в книге «Живые». Правда, она касалась только фактической стороны нашего испытания. У читателей не было ни малейшего представления о моей внутренней борьбе или о бурлящих эмоциях, которые заставили меня выжить. Но я не хотел слишком углубляться в такие вещи. Пусть читатели получают драму, ужас и приключения. А самые интимные и самые болезненные воспоминания я бы оставил себе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *