автобат праздник какого числа
День военного автомобилиста Вооруженных сил России
День военного автомобилиста — это дань историческим традициям и заслугам военных автомобилистов (Фото: Nadezhda Bolotina, Shutterstock)
Ежегодно 29 мая Вооруженные силы РФ отмечают День военного автомобилиста, учрежденный приказом Министра обороны РФ №100 от 24 февраля 2000 года.
Надо сказать, что это профессиональный праздник не только военнослужащих Автомобильных войск Российской Федерации, но и всех военных, кто по долгу службы управляет каким-либо транспортным средством.
Дата для праздника выбрана не случайно. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота. Основной задачей роты стала подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически превратилась в центр автотехнического обеспечения войск российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил РФ.
К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты, а парк Красной армии насчитывал 7,5 тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства). В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми российскими автомобилями. К середине 1930-х годов в Красной Армии — уже 40 тысяч машин, и советские командиры стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.
К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые «эмки» ГАЗ-М1, знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.
Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.
Военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. Кроме того, автомобиль из простого средства подвоза стал носителем вооружения (как, например, в Ракетных войсках стратегического назначения), его составной частью.
Военные автомобилисты перевезли свыше 101 миллиона тонн различных грузов в годы Великой Отечественной войны. Во время военных операций в Чечне они взяли на себя основную нагрузку по перевозке и снабжению военнослужащих.
Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава. Автомобилисты в армии – это водители, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, начальники автомобильной службы, а также специалисты научно-исследовательских организаций Минобороны России.
День военного автомобилиста — это дань историческим традициям, заслугам военных автомобилистов в мирное и военное время, их огромному вкладу в повышение и укрепление оборонного потенциала России.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
29 мая – День военного автомобилиста
Сюда включены также те, кто занимается обслуживанием и ремонтами автотехники для армии, авиации и флота. Еще к ним можно отнести гражданский персонал автобатов и авторот. Эти люди, хотя и не носят погон, тоже являются военными автомобилистами.
А еще стоит помнить, что автотехника стоит на вооружении всех без исключения видов и родов войск. Таким образом, военными автомобилистами могут быть не только те, у кого на петлицах были «бабочки». И тогда становится понятным, насколько точно и правильно звучит это высказывание:
Собственно, появление автотранспорта в армиях мира стало настоящей революцией в военном деле, ведь войска стали гораздо мобильнее. Это в корне изменило стратегию ведения боевых действий.
Выбор даты профессионального праздника российских военных автомобилистов связан с тем, что 29 мая 1910 года последний император нашего государства Николай II издал указ об основании в Санкт-Петербурге впервые в истории нашей страны Первой учебной автомобильной роты. В ее задачи входила подготовка механиков-водителей для всех подразделений российских Вооруженных сил. Именно с этого момента и начался отсчет для воинов-автомобилистов России.
Поэтому сегодня они принимают поздравления от родных и близких, от сослуживцев коллег и командования.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет всех, кто служит, служил или собирается служить в автомобильных войсках, а также водителей, ремонтников, механиков, обслуживающих автотехнику Вооруженных сил Российской Федерации. Желаем вам, уважаемые военные автомобилисты, крепкого здоровья и мирного неба над головой.
29 Мая — День Военного автомобилиста!
С праздником вас мужики!
Сегодня в России отмечают День военного автомобилиста вооружённых сил… довольно странно, что при очевидной важности и многочисленности… (чего стоит один девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска!») …так вот – вспомнили о них почему-то лишь в 2000-м… И это – при более чем столетней истории! Впрочем – по порядку.
…За точку отсчёта взято 29 (по нов. ст.) мая 1910 года – дата выхода на основании Высочайшего соизволения приказа по Военному ведомству о формировании Первой Учебной Автомобильной роты – однако, началось всё несколько раньше… Ещё в 1876-м для армейских нужд были куплены два английских паровых тягача – через год их число достигнет дюжины (включая, кстати, два отечественных – русские умельцы времени зря не теряли!) – после чего «Особая команда дорожных паровозов» отправится на очередную русско-турецкую войну. Здесь они таскали осадные орудия – вроде бы, успешно, но бурного развития не случилось… Генералы относились к техническим новинкам с опаской, предпочитая привычных лошадок!
…Дальше – вновь затишье вплоть до Курских манёвров 1902 года, в которых, помимо уже знакомых нам паровых тягачей «Фаулер», были задействованы несколько французских легковушек «De Dion-Bouton» и отечественных грузовиков «Лесснер». (Отечественными их можно назвать с некоторой натяжкой – машины делались, так сказать, в кооперации с «Даймлером» – хотя конструктор Борис Луцкий не только много чего для немцев разработал, но и входил в их правление). Так или иначе – по мнению источников, двенадцатисильный и двухтонный грузовик Луцкого (был ещё один – на две тонны четыреста – но тот, за маломощностью двигателя, едва мог перевозить сам себя)… одним словом – «Лесснеры» на отечественном бездорожье показали себя более-менее прилично, а «французы» – постоянно ломались.
…В русско-японской войне тоже фигурирует несколько автомобилей (в основном – иностранных, но есть среди них и наш «Фрезе») – однако всё это были легковушки для командующего и его штабных офицеров… Таким образом, к 1909 году на всю армию числилось каких-то два с половиной десятка разномастных авто… Между тем прогресс не стоял на месте – «Руссо-Балт» уже выпускал по сотне с лишним машин в год! Итак, в феврале 1910-го появляется распоряжение Военного совета «О придании пятых автомобильных рот ряду европейских железнодорожных батальонов»… по двенадцать машин на роту, итого – сто восемь… Причём – только для начала …однако, всё это кто-нибудь должен был научиться водить!
…Так и появилась Первая Учебная Автомобильная рота, с которой мы начали – её командиром назначат капитана Петра Секретёва. (Впоследствии он дослужится до генерал-майора и станет первым начальником первой же Военной автомобильной школы… именно здесь по протекции Горького служил в годы войны Маяковский – и даже удостоился от Секретёва медали «За усердие»… Увы – уже в марте 1917-го революционный поэт придёт генерала арестовывать! Отсидев полгода в Петропавловке, Секретёв уедет во Францию… будет там работать в автопроме и преподавать – а ещё устроит в Париже для соотечественников «Казачий Дом». Впрочем, мы сильно забежали вперёд!)
…Пока же он (уже – подполковник) энергично берётся за дело – думается, принятые на обучение «нижние чины» старались изо всех сил – ведь водители по тем временам были, практически, такой же элитой, как пилоты… даже экипировка одинаковая – вплоть до шлемов! Но дело не только в людях… Вскоре после открытия, Секретёв собирает всю наличную автотехнику (как мы помним – каких только марок там не было!) – и гонит этот пестрый гараж на автопробег… от Питера до Москвы – и обратно! Через двадцать три дня до финиша доберутся только «Опель» и «Руссо-Балт»…
PS: Именно эта отечественная легковая марка будет признана единственно пригодной в качестве штабной машины после другого автопробега, в 1912-м – однако, выяснится, что мощности «Русско-Балтийского Вагонного завода» армейские потребности не закрывают. Пришлось заказывать за границей – тем не менее, Первую мировую будущие автомобильные войска встретят в составе пяти рот – и почти трёхсот пятидесяти автомобилей… К семнадцатому году их количество дойдёт до десяти тысяч (французы на тот момент имели в девять раз больше, а немцы – в пять с половиной). Возможно, проблему со временем решило бы строительство шести автозаводов, на которое замахнулись в 1916-м, но это – совсем другая история.
Поэтому просто с праздником, Вас друзия Военные автомобилисты! =))
29 мая отмечается День военного автомобилиста
Конец мая богат на военные праздники, сразу же за Днем пограничника, который в нашей стране отмечают 28 мая, в России отмечается День военного автомобилиста. Этот праздник ежегодно отмечается 29 мая. При этом праздник является сравнительно молодым, в России он был учрежден по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Дата празднования была выбрана неслучайно, именно 29 мая 1910 года в русской армии была сформирована первая учебная автомобильная рота. За последующие 108 лет отечественные военные автомобили прошли огромный путь развития от модернизированного «Руссо-Балта-С24-40» до современных автомобилей «Тайфун» и «Тигр».
День военного автомобилиста – это профессиональный праздник всех военнослужащих, а также гражданского персонала автомобильных войск РФ, а также всех военнослужащих и военнообязанных, которым по долгу своей службы приходится или приходилось управлять различными транспортными средствами. Сегодня автомобилисты в армии – это не только водители, но и ремонтники, начальники автомобильной службы, командиры автомобильных подразделений, а также специалисты различных научно-исследовательских организаций Минобороны России. Все эти люди имеет отношение к разработке требований к новой военной техники, проверке выполнения данных требований российскими промышленными предприятиями, ремонту и эксплуатации как автомобилей общетранспортного назначения, так и автомобильных шасси, которые используются как носители различных видов вооружений, а также специальной и военной техники.
Боевая летопись российских автомобилистов напрямую связана с историей нашей страны. Они принимали участие во всех военных конфликтах, начиная с Первой мировой войны. Отдельно можно выделить героические подвиги воинов-автомобилистов в годы Великой Отечественной войны, чего стоит только одна «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. После завершения войны воины-автомобилисты принимали непосредственное участие в восстановлении народного хозяйства, участвовали в освоении Целины, ездили опасными дорогами Афганистана, принимали участие в других локальных конфликтах, участвовали в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе аварии на Чернобыльской АЭС.
Начиналось же все с одной учебной автомобильной роты, образованной в Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года. Это была первая автомобильная часть в русской императорской армии. Основной ее задачей была подготовка механиков-водителей для автомобильных частей русской армии. За достаточно непродолжительный период времени, данная рота превратилась в настоящий центр автомобильного и технического обеспечения войск. Роту возглавил капитан Пётр Секретов, который по праву считается создателем автомобильных войск России.
Он возглавлял учебную роту с 1910 по 1915 годы. В 1915 году рота была преобразована в первую в стране военную автомобильную школу, которую также возглавлял полковник Пётр Иванович Секретов. Стоит отметить, что в возглавляемой Секретовым школе не ограничивались подготовкой лишь водителей. Здесь проводились полноценные исследования по пригодности тех или иных машин нуждам вооруженных сил, формировались первые требования к военным автомобилям. Здесь началось формирование основ военной автомобильной науки и педагогики. Все это способствовало широкому распространению автотранспорта в арии. Если к началу Первой мировой войны в войсках имелось всего 711 автомобилей, то к окончанию войны их парк составлял уже более 10 тысяч машин. В бурном 1917 году Пётр Иванович являлся уже командующим автомобильными частями русской армии. При этом генерал-майор Пётр Секретов не принял военизированной диктатуры Советской власти и осенью 1919 года навсегда покинул страну, эмигрировав за границу.
Однако и без Секретова автомобилизацию армии было уже не остановить. В годы гражданской войны в России автомобильную технику активно использовали и белые, и красные. Причем обе стороны конфликта испытывали очень серьезные трудности с обеспечением имеющихся у них автомобилей ГСМ и запасными частями, промышленность страны находилась в серьезном упадке и была дезорганизована войной. В 1920 году автомобильный парк Красной Армии насчитывал примерно 7,5 тысяч автомобилей, главным образом это была техника иностранного производства.
В конце 1920-х годов в стране начинается формирование первых автомобильных батальонов окружного подчинения, их комплектование идет новыми отечественными машинами. К середине 1930-х годов в РККА насчитывается уже 40 тысяч различных автомобилей. При этом советские военные теоретики уже рассматривают автомобильный транспорт как основное средство моторизации пехоты, которой предписывается следовать за танками в рамках проведения глубокой наступательной операции.
К 22 июня 1941 года в составе РККА насчитывается уже более 272 тысяч автомобилей всех типов, основу парка составляли легковые «Эмки» ГАЗ-М1, знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» – ЗИС-5. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны автотранспортные части Красной Армии понесли катастрофические потери, частично их удалось восполнить мобилизацией автомобильной техники из народного хозяйства и, в некотором объеме, выпуском новых автомобилей. Однако до самого конца войны советская автомобильная промышленность так и не смогла выйти на показатели 1941 года. Очень важную роль в этот момент сыграли поставки американских грузовых автомобилей и джипов. К лету 1945 года в Красной Армии насчитывалось 664 тысячи автомобилей, треть из них составляли машины, полученные в рамках программы ленд-лиза, еще около 10 процентов – трофейная автомобильная техника.
После войны уже в начале 1950-х годов перед советскими автостроителями встала очень важная задача – обеспечить подвижность создаваемого ракетно-ядерного щита страны. Данная задача была успешно решена отечественными инженерами и конструкторами, которые разработали специальные многоосные колесные шасси для монтажа комплексов РВСН, многие из них не имеют аналогов в мире.
За более чем столетнюю историю развития военные автомобили в нашей стране прошли огромный путь от первых самодвижущихся повозок к транспортным средствам, вобравшим в себя все достижения современной науки и являющиеся сплавом инноваций и передовых технологий. Качественное изменение предназначения военной автомобильной техники во многом было предопределено интенсивным развитием средств поражения и обнаружения у потенциального противника, все это предопределяет значительное ужесточение и расширение тактико-технических требований к образцам военной автотехники со стороны различных видов ВС и родов войск.
Впервые в нашей истории, исходя из современных требований войск и спецподразделений, Минобороны России в качестве возможных средств обеспечения подвижности начинает рассматривать высокомобильные транспортные средства, обладающие малой грузоподъемностью (багги, снегоходы, квадроциклы). Они уже получили распространение в некоторых армиях мира и появляются в силовых структурах нашей страны.
Говоря о ТТХ современных образцов военной автомобильной техники можно выделить высокие показатели противопульной и противоминной защиты, показатели подвижности (маневренность, скорость), показатели надежности. Современные военные автомобили на деле доказывают свое право на существование, спасая жизни военнослужащих, являясь средством обеспечения мобильности разных систем вооружений, доставляя разные грузы. При этом ключевым требованием к военным автомобилям XXI века становится защита экипажа и оборудования. В последние годы в России удается сократить отставание в данной области от ведущих зарубежных образцов, которое наметилось еще в конце XX века. Сегодня в этом направлении ведется большая работа, примером является проект «Тайфун», в котором в железе воплощаются жесткие требования по обеспечению противоминной и противопульной защищенности.
В наши дни в России подготовкой офицеров-автомобилистов занимается Омский автобронетанковый институт. Помимо этого специалистов для автомобильной отрасли готовят многочисленные гражданские вузы, а также их военные кафедры. После обучения выпускники могут пойти служить по контракту или стать офицером-автомобилистом. Водителей для нужд армии готовят в Учебном центре подготовки водителей в Острогожске, расположенном в Воронежской области, а также Центре контраварийной подготовки в Солнечногорске. Помимо этого водителей готовят учебные центры военных округов, видов и родов вооруженных сил, а также в ДОСААФ по всей стране.
Сегодня воины-автомобилисты – это настоящий образец ответственности и профессионализма, добросовестного и честного отношения к исполнению своего священного долга перед Родиной. При этом военные автомобили стали самым массовым видом военной техники в современной российской армии. Такая техника пронизывает все ее формирования от батальона до армии. Так в современной общевойсковой (мотострелковой) бригаде нового облика численность воинов-автомобилистов достигает 20 процентов от численности всего личного состава, сообщает официальный сайт Минобороны России.
В наши дни в ВС РФ количество военных автомобилей в целом во много раз превосходит суммарную численность всех остальных видов техники. В настоящее время в Сухопутных войсках, ВМФ, ВДВ, ВКС и РВСН почти все наземное вооружение смонтировано на автомобильных базовых шасси, а по Вооруженным Силам данный показатель составляет более 95 процентов. При этом образцы военной автомобильной техники несут на себе более 1,5 тысяч различных видов вооружения. В то же время общий парк военной автомобильной техники в ВС Российской Федерации насчитывает сегодня более 410 тысяч единиц.
В День военного автомобилиста «Военное обозрение» поздравляет всех действующих и бывших военнослужащих автомобильных войск, ветеранов-автомобилистов, а также всех тех, кому ранее по долгу службы приходилось управлять различной автомобильной техникой, с их профессиональным праздником!
29 мая – День военного автомобилиста
Но и это еще не все, кто имеет непосредственное отношение к Дню военного автомобилиста и каждый год его отмечает. Ведь службу несут не только солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры, а и их родные. Тот, кто ждет военнослужащего домой, тоже несет службу вместе с ним, помогает преодолеть все трудности и невзгоды. Поэтому этот праздник касается не только воинов-автомобилистов, но и членов их семей.
Появление автомобиля в армиях мира полностью изменило облик вооруженных сил и перевернуло представления о боевых действиях. Автомашины используются сегодня во всех без исключения родах войск.
29 мая 1910 года указ императора Николая Второго дал старт появлению в России Первой учебной автомобильной роты, которая базировалась в Санкт-Петербурге. Она готовила механиков-водителей для всех автомобильных подразделений российских вооруженных сил. Именно дата основания первой в России автомобильной части и стала впоследствии отмечаться как День военного автомобилиста.
Уже в годы Первой мировой войны Россия имела в войсках больше автомобилей и мотоциклов, чем в армиях США, Великобритании и Франции.
Но настоящей «войной моторов» стала Вторая мировая война. И хотя к началу Великой Отечественной войны в СССР уже была развитая автомобильная промышленность, для нужд фронта пришлось завозить и автомобили, выпускаемые союзниками.
Уже тогда стало понятно, что для армии жизненно необходимо иметь возможность быстро перебрасывать войска на фронт, вывозить раненых, доставлять боеприпасы и продовольствие, обеспечивать подразделениям мобильность и маневренность. И все эти задачи с успехом решали воины-автомобилисты.
Все мы знаем о блокаде Ленинграда и тех, кто ее не пережил. Но если бы не Дорога жизни, то жертв нацистской блоакады было бы гораздо больше. По тонкому льду Ладожского озера в осажденный Ленинград доставляли продукты, медикаменты, боеприпасы, а оттуда вывозили детей, раненых, ценное промышленное оборудование с ленинградских заводов. Водители рисковали жизнями, многие гибли под немецкими авиабомбами или проваливались вместе с машинами под лед.
Спустя несколько десятилетий, во время войны в Афганистане, военные автомобилисты играли ключевую роль в обеспечении советского воинского контингента всем необходимым. Кроме того, они помогали и местным жителям, которым из-за войны не хватало подчас самого необходимого.
Сегодня служба воинов-автомобилистов тоже бывает сопряжена опасностью. Например, в Сирии очень многое зависит от водителей военной полиции, патрулирующих территорию вблизи турецкой границы. В районы, где появляются российские военные автомобили, нередко вслед за ними приходит и мирная жизнь. Люди начинают постепенно и осторожно возвращаются в родные дома. И в этом есть заслуга и российских военных, в том числе военных автомобилистов.
И даже если вы сами не имеете никакого отношения к этому празднику, но среди ваших родных и друзей есть воины-автомобилисты, не забудьте поздравить их сегодня, ведь это их день.
Редакция «Военного обозрения» присоединяется к поздравлениям всех военных автомобилистов с их профессиональным праздником.