балтай праздник мордовской культуры

#Балтай2021онлайн представляет мордовский свадебный обряд и национальное блюдо «Кулага»

(22 июня 2021) В рамках проведения Республиканского праздника мордовской (эрзя) культуры «Балтай» в онлайн-формате, знакомимся с мордовским национальным блюдом «Кулага» и продолжаем цикл публикаций о народной традиционной культуре мордвы Лениногорского района.

1) В 11:00 — Мастер-класс по приготовлению мордовского национального блюда «Кулага».

Кулага— восточнославянское народное кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода, мучная каша. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски. По внешнему виду кулага напоминает густую кашу — её можно резать ножом. Цвет кулаги золотистый, кремово-розоватый. Подают кулагу холодной. Была как будничным, так и обрядовым и праздничным блюдом, в Белоруссии традиционно готовилось на Ивана Купалу.

Есть подобное кушанье и у мордовского народа. Кулага — старинное мордовское десертное блюдо, которое теперь уже редко кто готовит. Настоящая кулага готовится из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С). Затем заквашивают ржаной хлебной коркой и ставят в протопленную печь на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым нагреванием

Ознакомится с материалами можно по ссылкам, указанным ниже.

2) В 13:00 — Видеоролик о истории и традициях мордовского национального праздника “Балтай”.

Происхождение праздника связывают с именем деда-отшельника (ведуна, жреца) Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай.Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.

Особенностью этого праздника является древнейший обряд связанный с ряженьем в медведя. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Водят по селу под эрзянские песни. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов.

3) В 15:00 — Мордовский свадебный обряд в исполнении народного фольклорного ансамбля “Эрзянка” г.Лениногорск.

Современное мордовское бракосочетание, обычаи которого включают угощение кашей и расплетение невестой косы, сопровождается причитаниями. Кашу невесте приносят родственники, она ее пробует и причитает о том, что скоро ей предстоит покинуть отчий дом. Невеста продолжает причитать и после того, как гости, угощавшие ее кашей, покинут дом. В этот момент она сама или с помощью матери расплетает косу и повязывает голову алой лентой.

Непосредственно за день до свадьбы девушка с родителями очищает сундук от нечистой силы и укладывают в него следующие вещи. В центр сундука кладут каравай, на него монетку. Монетки укладывают и по углам сундука. Не забывают положить в сундук лапти, чашку и ложку.

Мордовская свадьба обряды включает в зависимости от местности проживания молодоженов. Но торжество неизменно проводится как в доме девушки, так и у жениха. В родительском доме девушки в окружении подруг ждет появления жениха в коридоре. После выкупа гости со стороны жениха приглашаются в дома и все садятся за стол. Прежде, чем отправиться на венчание, девушка просит благословения у своих родителей.

После венчания свадебное торжество продолжается в избе жениха. Перед благословением родителей жениха, разбивается глиняный кувшин, под ноги молодых бросают зерна пшеницы. После праздничного застолья свекровь подходит к невестке и говорит ей особенные слова. Этот обряд символизирует о том, что теперь в этой избе раньше всех вставать и позже ложиться спать будет именно молодая жена.

Подробнее с графиком мероприятий в онлайн формате можно ознакомиться в статье на портале Дома Дружбы народов Татарстана.

Каждый гость сможет прикоснуться к самобытности праздничного действа.

Публикации материалов на площадке праздника выкладываются с хэштэгом #балтай2021онлайн

Организаторами праздника «Балтай» выступают Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Таткультресурсцентр, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», Лениногорский муниципальный район РТ.

Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ

Источник

Эстафету народных праздников в Татарстане принял мордовский «Балтай»

В селе Мордовская Кармалка Лениногорского муниципального района отпраздновали республиканский праздник мордовской культуры «Балтай». Самые яркие моменты — в обзоре ИА «Татар-информ».

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Ежегодно в Татарстане проводятся традиционные праздники разных культур и народов, проживающих на территории республики, и текущий год не стал исключением. С мая по июль жители и гости республики смогли прикоснуться к татарскому народному празднику «Сабантуй», марийскому «Семык», мордовскому «Балтай». Впереди — праздник чувашской культуры «Уяв», удмуртский «Гырон быдтон», славянский «Ивана Купалы», кряшенский «Питрау» и другие.

Миссия проведения этих празднеств — сохранение культурного наследия и развитие национальной самобытности народов Татарстана. Благодаря им население многонациональной республики приобщается к истокам фольклорных праздничных традиций. А у подрастающего поколения воспитывается культура межнациональных отношений, что приобретает особенное звучание в Год родных языков и народного единства.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Древний мордовский праздник

Сегодняшний «Балтай» является прямым продолжением древнего мордовского праздника, где гости праздника становятся участниками традиционного обряда.

По преданию, у родника в лесу около деревни поселился дед-отшельник по имени Балтай. Однажды он, чтобы развеселить ребятишек, прошелся по деревне, нарядившись в кленовые ветки. Так и возник праздник «Балтай». В основе его лежат языческие моления в честь хозяина леса — медведя.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Традиционно праздник начался на лесной поляне, где участники и гости выбирали «медвежью семью» — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Чтобы стать «медведем», на «Балтае» нужно пройти испытания в веселых народных играх, самая популярная среди которых — это сбор с завязанными глазами «кикерек» (лыковых шариков). Те из участников, кто больше соберет шариков, стали «медведями». Их обвязывают кленовыми ветками так, чтобы получилась пышная шуба. Головной убор делают из папоротника, украшая его цветами.

После «обряжения медведя» под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну. И вокруг медведей заводится хоровод, звучит традиционная мордовская хороводная песня «Кий чиресе репст видезь». А затем все вместе направляются в деревню. У каждого дома процессию встречают жители села с поклоном, хлебом-солью, квасом, пирогам — всем тем, чем богата традиционная мордовская кухня. В деревне поют песни, задабривая наступившее лето, прося у него добрых всходов да богатого урожая, как в давние языческие времена.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

«Балтай» в онлайн и офлайн

В этом году праздник организован в двух форматах — онлайн и офлайн. Онлайн-формат мероприятий состоялся с 21 по 26 июня. В эти дни публиковались видеоматериалы об истории и традициях праздника, проводились показы фильмов, проходили выставки, мастер-классы по народному творчеству, прямые эфиры на интернет-площадках и выступления мордовских творческих коллективов.

Офлайн-формат стартовал сегодня в десять утра у сельского Дома культуры Мордовской Кармалки. Праздник посетили замначальника Управления по реализации национальной политики Департамента по вопросам внутренней политики Аппарата Президента РТ Евгений Ефимов и замглавы Лениногорского района Сергей Тимаков. Гостями праздника также стали руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов РТ Константин Яковлев, председатель Национально-культурной автономии мордвы РТ Наталья Сабитова, глава Общественной организации кряшен Казани Светлана Борисова и многие другие.

На праздник съехались фольклорные коллективы Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского муниципальных районов, столицы Татарстана, а также те, кто проживает за пределами республики. На сцену вышли коллективы «Забава», «Эрзянка», «Валда чи», «Моро», «Умарина», «Пизёлне», «Мастор ягида», «Кудо атя».

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Уникальный праздник с народными традициями

Уникальность праздника заключается в том, что на территории Татарстана он проводится только в Мордовской Кармалке, и сельчане очень гордятся своей верностью традициям предков.

Благодаря фольклорным коллективам гул праздника не утихает до позднего вечера и долго над Кармалкой звучат мордовские песни. Удивительно, что все коллективы объединены одной мордовской культурой и в то же время имеют отличные друг от друга костюмы. Именно поэтому на поляне «Балтай» всегда царит атмосфера уникального колоритного праздника.

Еще одна особенность «Балтая» связана с тем, что его нельзя приукрасить или сделать официальным. Это истинно фольклорный праздник, сохранивший свой особенный дух, свою самобытную красоту и ему присущие старинные народные традиции. Может, поэтому он заряжает своим настроением всех, кто хоть раз попал в Кармалку на «Балтай». Это добрый затейливый праздник, в нем есть душа народа и верность традициям.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Замглавы Лениногорского района Сергей Тимаков, обращаясь к участникам праздника, поздравил всех от имени главы муниципалитета с долгожданным событием, праздником мордовской культуры.

«„Балтай“ для нашего района является ярким событием, мы всегда ждем этот праздник, готовимся к нему. Его особенность в том, что он проводится только в селе Мордовская Кармалка. В этом празднике участвует много гостей, коллективов. Мы всегда тепло принимаем всех. «Особенность „Балтая“ еще в том, что он сохранил свою особенность, самобытность, народные традиции. Поэтому он так любим нашими гостями и участниками», — отметил Тимаков.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов РТ: «Мы живем в самой счастливой республике»

Константин Яковлев приветствовал участников на мордовском языке, отметив, что в Кармалку он приехал впервые и счастлив находиться здесь.

«Мы живем в самой счастливой республике в России, так как у нас все народы как единое одно целое. После „Каравона“ открывается череда национальных праздников. И к каждому народу наше руководство относится одинаково. Как и другие, этот праздник „Балтай“ идет из древности, это нам передали наши предки, наши дедушки и бабушки. И то, что сегодня вы сохраняете эти традиции, Всевышний за это даст благополучие, здоровье, счастье в жизни и семье. Самое главное, чтобы наши дети учились от нас, чтобы после нас продолжали проводить национальные праздники, сохранили наши традиции и культуру.

Балтай — это любимый всеми нами праздник мордовской культуры, это национальное и культурное достояние эрзянского народа, он является праздником, сохранившим свой особый дух, свою самобытность и старинные мордовские традиции.

Пусть этот праздник придаст всем причастным новые силы, уверенность в завтрашнем дне, вдохновит на благородные дела и начинания, принесет радость и хорошее настроение!» — пожелал Яковлев.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Фарид Мухаметшин: «Многоцветие культур и этноса — это громадное богатство»

Руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов РТ зачитал обращение Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина.

«Искренне поздравляю участников, организаторов и гостей села Мордовская Кармалка. Тысячелетняя история нашего государства убеждает, что многоцветие культур и этноса — это уникальное богатство, обладающее громадным созидательным потенциалом. Не случайно этот факт нашел отражение в обновленной Конституции России, реализуется стратегия государственной национальной политики региональных программных документов в этой тонкой чувствительной сфере.

Один из старейших традиционных праздников мордовского народа ежегодно собирает мордовские фольклорные коллективы из разных районов республики и даже других регионов. Праздник собирает представителей разных поколений, сплачивая не только мордовцев, но и многонациональное российское общество.

Независимо от национальности, наши судьбы неразрывно связаны с крепкими узами братства и добрососедства, давними традициями дружбы и взаимовыручки. От всей души желаю участникам, организаторам и гостям счастья мира и добра. Пусть сегодняшний день вознаградит всех уверенностью в собственных силах, принесет радость созидания», — говорится в послании Фарида Мухаметшина.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Программа мероприятия продолжилась выступлениями фольклорных коллективов, конкурсами, народными играми. Здесь же развернулась выставка детских произведений декоративно-прикладного искусства, демонстрация предметов быта мордовского народа из музея сельского Дома культуры села Мордовская Кармалка.

Организаторами праздника «Балтай» выступают Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Таткультресурсцентр, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», Лениногорский муниципальный район РТ.

Продолжит череду праздников республиканский праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон», который в этом году пройдет в селе Варклед-Бодья Агрызского района 3 июля. Уже ровно через неделю, 10 июля, все желающие могут окунуться в праздник чувашской культуры «Уяв» в поселке Аксубаево. Завершатся дни республиканских праздников 17 июля праздником культуры кряшен «Питрау» в деревне Зюри Мамадышского района. На разных площадках пройдут этнографические выставки, конкурсы и фестивали народного творчества, концерты фольклорных коллективов, национальные забавы для детей и взрослых и другие развлекательные мероприятия.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Фото: газета «Лениногорские вести», пресс-служба Лениногорского района РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Во что «обряжают» медведя и кто такой Дедушка Балтай?

(27 июня 2021) Сегодня завершается многодневный фестиваль «Балтай», а представители мордвы нашей республики и за ее пределами перейдут к кульминации праздника.

«Балтай» — один из старейших традиционных праздников мордовского народа. Есть праздники, которые словно живой ключ поит студеной водой всех к нему пришедших.

Именно таков праздник мордовской культуры «Балтай» — праздник любви, добродушного веселья и народной традиции. Он — окно в мир мордовского этноса.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Родина Балтая

В Татарстане родиной Балтая принято считать — село Мордовская Кармалка Лениногорского района, расположенное у мощного источника в предгорьях Урала. На ритуальной поляне здесь испокон века собирались мордва — эрзяне. Они твердо помнят: чтобы сохранить душу своего народа — надо беречь свои обычаи.

Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.

История праздника

Из поколения в поколение передается легенда о происхождении праздника. О том, как пришли в эту местность эрзяне несколько сот лет тому назад. Здесь были дикие непроходимые леса, речка, чистейший источник бил из земли. Так и порешили — остановиться здесь.

Начали валить вековые деревья, расчищать землю под огороды, ставить добротные избы. И все бы хорошо, да медведи одолевали. Потревожили эрзяне исконных хозяев лесных дебрей. И началась настоящая война с лесным царем — война за выживание. Медведи задирали скот, нападали на людей. Косолапых тут было полно. Но все же человек победил лютого зверя. И вот в знак этой победы возник древний праздник «Балтай». Он получился светлым и веселым.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Как празднуют

С самого утра в селе проходят всевозможные ритуалы. Действие начинается на лесной поляне. Из односельчан по жребию выбирают трех молодых парней — медвежью семейку – «медведя», «медведицу» и «медвежонка», которых обвязывают кленовыми ветками так, что и лиц не видно, только прорезь для глаз, и чтобы получилась пышная шуба. При этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. В обряде одевания могут принять участие все желающие.

После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну, все встают в хоровод вокруг «медведей», благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковых шариков) с завязанными глазами.

После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. «Медведи» желают добра каждому дому,

Весь обряд сопровождается фольклорными песнями и танцами, а заканчивается шествие на центральной улице, возле колодца, где происходил обряд раздевания лесного зверя.

Несказанное веселье и заветное желание для детей — выхватить заветную кленовую веточку из медвежьей одежды при раздевании «зверя» и сохранить ее на счастье. Эта веточка и есть символ победы человека над диким животным. Все присутствующие на празднике «обдирают медведей», стараясь выдернуть кленовую веточку из «шубы» и овеять ею друг друга. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. По преданию, чем больше взмахов веточкой сделают, тем больше благ достанется каждому. А если веточку смочить колодезной водой, то и того больше. В это же время молодежь и дети обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Это символизирует обилие дождей, а значит – хороший урожай.

На праздник «Балтай» в это село приезжают из всех мордовских сел. Здесь происходят встречи, знакомства…

Люди вместе идут по «медвежьему пути» неторопливо по деревне, подходят к каждому двору, поют, принимают угощения от добрых хозяев домов. После церемонии прощания, все участники садятся за праздничный стол, на центральной улице, щедро накрытый деревней для всех хранителей фольклора. А кто-то обязательно расскажет местную легенду о дедушке Балтае…

Дед Балтай

По преданию, в 1902 году появился Дед-Балтай (в других местах его называют «Овто чи» или «Медень чи») — отшельник (ведун, жрец) жил у родника в лесу, возле села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол.

Этот праздник с годами немного изменился, приобрёл другие черты, но смысл того, что лесные жители несут людям здоровье и благополучие – сохранился. В его основе лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя. На сегодняшний день празднику «Балтай» присвоен статус республиканского.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Наши дни

Уникальность праздника в том, что на территории Татарстана он проводится только в Мордовской Кармалке, и сельчане очень гордятся своей верностью традициям предков. По обычаю, этот праздник отмечается в первое воскресенье после Святой Троицы.

Ежегодно «Балтай» собирает фольклорные мордовские коллективы из разных районов Татарстана и Поволжья. Гул праздника не утихает до позднего вечера, и долго над Мордовской Кармалкой звучат мордовские песни. Удивительно, что все коллективы объединены одной мордовской культурой и в то же время имеют отличные друг от друга костюмы. Именно поэтому на поляне «Балтай» всегда царит атмосфера уникального колоритного праздника.

Еще одна особенность «Балтая» связана с тем, что его нельзя приукрасить или сделать официальным. Это истинно фольклорный праздник, сохранивший свой особенный дух, свою самобытную красоту и ему присущие старинные народные традиции. Может, поэтому он заряжает своим настроением всех, кто хоть раз попал в Кармалку на «Балтай». Это добрый затейливый праздник, в нём есть душа народа и верность традициям.

В этом году в Татарстане праздник мордовской культуры стартовал с цикла онлайн-мероприятий. Праздник проходит в двух форматах: онлайн с 21 по 26 июня 2021г. и офлайн 27 июня 2021 года в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района РТ.

Организаторами праздника «Балтай» выступают Министерство культуры Республики Татарстан, Ассамблея и Дом Дружбы народов Татарстана, Таткультресурсцентр, Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», Лениногорский муниципальный район РТ.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Для справки:

В Татарстане проживают 19156 человек мордовской национальности.

Национально-культурная автономия мордвы Татарстана зарегистрирована в 2001 году. Это региональная общественная организация под руководством Сабитовой Натальи Михайловны, работает в составе Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народов и Ассамблеи народов Татарстана с целью содействия развитию мордовской культуры и языка.

Компактно мордва Татарстана проживает в Тетюшском районе (мокша), в нефтяной зоне республики (эрзя), уникальная этническая группа мордва-каратаи – в Камскоустьинском районе. В соответствии с этим распределением и проходит деятельность НКА мордвы в Татарстане. Автономия работает в тесном контакте с Исполкомом движения мордовского народа, Министерством Мордовии по национальной политике, Министерством культуры и Министерством образования Республики Мордовия, органами государственной власти Республики Татарстан. Национально-культурная автономия мордвы Татарстана – это сетевая структура, в которую входят районные НКА мордвы в Тетюшах и Набережных Челнах, Казани, Нижнекамске и Бугульме, три школы с национально-культурным мордовским компонентом, пять воскресных школ, национальные творческие коллективы, народные музеи и культурные центры в каждом компактном поселении мордвы. Там и сосредоточена главная деятельность, работают замечательные люди и происходит реальная жизнь.

Источник

Балтай

Праздник мордовской традиционной культуры

Содержание

Происхождение

Происхождение праздника связывают с именем деда-отшельника (ведуна, жреца) Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка (его вода, по словам местных жителей, до сих пор исцеляет людей), который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь – хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай.

Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя.

балтай праздник мордовской культуры. Смотреть фото балтай праздник мордовской культуры. Смотреть картинку балтай праздник мордовской культуры. Картинка про балтай праздник мордовской культуры. Фото балтай праздник мордовской культуры

Мордовский праздник «Балтай»

Архив журнала «Наш дом – Татарстан»

Балтай в Республике Татарстан

В 2000 г. Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры, ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы.

Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку – «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи».

После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. «Медведи» желают добра каждому дому, заглядывают в дома, где хозяева встречают гостей с поклоном, поят квасом и угощают пирогами и другими мордовскими национальными яствами, делая при этом обрядовые подношения владычице лесов и хозяину леса. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя.

Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья.

Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов («Эрзянка», «Мастор ягида», «Валда чи», «Умарина», «Пейделька», «Пизёлне», «Моро», «Кудо атя» и др.) из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и др. районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *