банковский день в сбербанке для юридических лиц сегодня
Что такое банковский день Сбербанка?
Основное рабочее время в ПАО Сбербанк, как и во многих иных банковских структурах, ограничивается определенным интервалом, в течение которого функционирует электронная система, в которую вносится информация о расчетно-кассовых операциях за день и формируется ежедневный итоговый баланс.
Что такое банковский день?
Под понятием «банковский день» в российской налоговой и коммерческой практике подразумевается временной интервал, на протяжении которого определенная финансово-кредитная организация осуществляет проведение расчетных операций и совершает обслуживание клиентов.
В разных банках длительность такого рабочего периода варьируется в зависимости от политики руководства, которое регламентирует продолжительность операционного дня посредством специального приказа.
Поэтому если возникает необходимость уточнить конкретное время проведения расчетных действий, то следует обратиться непосредственно к специалистам данного кредитного учреждения, позвонив по телефону «горячей линии» либо лично присутствуя в банке.
Весь операционно-учетный цикл, проведенный в течение банковского дня, отображается в соответствующих бухгалтерских документах, в частности, в ежедневном бухгалтерском балансе по балансовым и внебалансовым счетам.
Банковский день отличается от обыкновенного рабочего дня рядом особенностей. Рассмотрим их более подробно:
Банковский день для юридических лиц
В ПАО Сбербанк расчетно-кассовые операции для юридических лиц выполняются с 9 до 18 часов, если их представители лично посещают один из офисов. Существует также возможность воспользоваться услугами обработки бухгалтерской и прочей документации фирм в дистанционном режиме с 7 до 23 часов по московскому времени, что существенно облегчает работу как самих банковских специалистов, так и деятельность предпринимательских компаний, которые благодаря такому нововведению уже избавлены от риска материальных потерь, связанных с несоблюдением сроков проведения платежей в пользу контрагентов, установленных договором.
Банковский день для физических лиц
Для частных клиентов в ПАО Сбербанк, как и в большинстве иных кредитных организаций, правила приема и обработки документации, открытия расчетных счетов и осуществления денежных переводов идентичны с алгоритмом проведения операций для юридических лиц.
Какие операции доступны по завершении банковского дня?
Завершение банковского дня в Сбербанке происходит в 18.00 по местному времени. После этого условия приема документации различаются в зависимости от внутреннего регламента структурных подразделений, о чем в обязательном порядке есть упоминание в договоре по оказанию банковских услуг населению.
После окончания банковского дня прием документов не прекращается. Однако их рассмотрение и обработка переносится на следующий операционный день.
К ним относятся проведение транзакций посредством интернет-сервиса «Сбербанк Онлайн» либо через мобильное приложение на телефоне, а также выдача и прием наличных, денежные переводы, пополнение счетов и погашение долгов по кредитному договору через автоматизированные банкоматы. Единственным исключением из этого перечня являются операции, требующие документального подтверждения на бумаге с печатью банка и подписью сотрудника финансовой организации (к примеру, получение справки о состоянии банковского счета и текущего остатка по нему). В таких случаях необходимо явиться в одно из банковских подразделений в рабочий день и получить документацию у дежурного операциониста.
То же самое касается и иных российских банков, где после окончания рабочего времени остаются доступными транзакции через интернет и личные кабинеты мобильных приложений, а также через автоматизированно-технические аппараты.
Банковский день в сбербанке для юридических лиц сегодня
Платёжное поручение на бумажном носителе вы можете принести в банк в течение 10 календарных дней со следующего дня после составления документа.
Если вы оформляете платёжное поручение в СберБизнес, между его созданием в системе и отправкой в банк должно пройти не больше 10 календарных дней.
В рабочие дни
В отделениях банка
В выходные и праздничные дни платежи исполняются, если вы подключили расширенный режима счёта. В него входят:
Инструкция по подключению и отключению расширенного режима счёта на странице помощи СберБизнес.
При отключении сервиса, списание и зачисление средств по счёту клиента в выходные и праздничные дни не осуществляется.
Проведение операций по счёту в выходные и праздничные дни недоступно для:
Проверьте, что в правом верхнем углу сайта банка отображается ваш регион и при необходимости измените его.
Как проверить согласие на проведение расчётов в выходные и праздничные дни:
1. Выберите Меню — Счета и платежи — Счета. Кликните по строке счёта, с которого хотите провести платёж. Далее выберите Другие действия — Изменить режим работы со счётом. Появится окно с подключением расширенного режима счёта. Если режим не подключён, подтвердите.
2. Убедитесь, что режим счёта изменился на Расширенный.
Если появилось окно Отключение расширенного режима счёта, значит расширенный режим к этому счёту уже подключён, нажмите кнопку Отмена.
3. Уточните у вашего контрагента наличие согласия на проведение операций по счёту в выходные дни.
4. Расширенный режим счета распространяется только на платежи, направленные после его подключения.
Платежи внутри Сбера:
Зачисление средств на счёт по платежам между юридическими лицами происходит мгновенно при смене статуса платёжного поручения на Исполнен.
Если получатель средств — физическое лицо, то зачисление на карту происходит в течение дня, но не позднее следующего дня.
Платежи в пользу клиентов других банков:
Зачисление клиентам других банков по закону может занимать до трёх рабочих дней с момента исполнения платёжного поручения СберБанком. При ошибке в реквизитах может начаться дополнительная переписка с банком получателя. Это может занять до 5 рабочих дней. Соблюдение сроков зачисления денег и уточнения реквизитов зависит от банка, в который переводятся деньги.
При ошибочном указании реквизитов получателя при внутрибанковском переводе платёж не осуществится, деньги останутся на счёте плательщика.
При переводе в другой банк можно уточнить реквизиты в течение пяти дней с момента поступления платежа в банк получателя. Если реквизиты не уточнены, возврат средств из банка получателя происходит на шестой рабочий день.
Если ошибка в реквизитах допущена при формировании платёжного поручения для перечисления средств в налоговую службу, вернуть деньги нельзя. Нужно обратиться в налоговый орган для урегулирования учёта средств.
В первую очередь нужно узнать статус платёжного поручения в СберБизнес. Для этого выберите в меню пункт Счета и платежи. На вкладке Платежи найдите нужный платёж.
Если платёж находится в статусе Принят, Принят АБС, Картотека №2, Доставлен или Выгружен, банк ещё не успел его исполнить. Такой платёж можно отозвать. Откройте детали документа, нажмите кнопку Отозвать, а затем подтвердите действие с помощью СМС-кода. Пошаговая инструкция — в Помощи по СберБизнес.
Если платёж находится в статусе Исполнен, отозвать его нельзя, рекомендуем уточнить порядок внесения изменений в информацию о НДС в своей налоговой инспекции.
Если на счёте достаточно денег для оплаты всех предъявленных требований, списание производится в порядке поступления документов в банк. Если же денег недостаточно, списания происходят в порядке очерёдности в соответствии со статьёй 855 Гражданского кодекса.
• В первую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда для жизни и здоровья, а также взыскание алиментов.
• Во вторую очередь списываются деньги по исполнительным документам, предусматривающим расчёты по выплате выходных пособий, оплате труда лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту) и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
• В третью очередь — по платёжным документам, предусматривающим перечисление средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
• Четвёртая очередь — для оплаты исполнительных документов, предполагающих исполнение иных финансовых требований.
• Наконец, пятая нужна для проведения финансовых операций по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Подробнее про каждую очередь — в тексте закона. Внутри каждой очереди списание производится в порядке календарной очерёдности поступления документов.
Очерёдность списания денег на уплату налогов зависит от того, добровольная она или принудительная. Если средства перечисляются в добровольном порядке, это пятая очередь. Если же налоговый орган направил в банк инкассовое поручение для списания средств в принудительном порядке, это третья очередь.
Узнать о состоянии счёта можно в СберБизнес. Выберите в меню пункт Счета и платежи и перейдите на вкладку Счета. Вы увидите, какая сумма есть на всех ваших рублёвых счетах. Кроме того, на открывшейся странице будет список всех ваших счетов с информацией об остатках на каждом из них. Остаток по бизнес-картам можно проверить в разделе Бизнес-карты.
Налог может уплачивать и налогоплательщик, и третье лицо. Это зафиксировано в Налоговом кодексе (четвёртый абзац пункта 1 статьи 45). Это должно быть фактическое перечисление суммы задолженности в бюджет.
Что касается неналоговых платежей (например, арендной платы или штрафов), возможность их уплаты третьими лицами в законодательстве России не установлена. Об этом говорится в письме Минфина от 21.05.2018 под номером 23-01-06/34205).
Таким образом, штраф должен уплачивать тот, кого привлекли к ответственности. Если к ответственности привлекли организацию, платит именно она. Если оштрафован руководитель организации или другое должностное лицо — уплатить штраф нужно ему.
Размер комиссии за платёж виден в СберБизнес в момент создания платёжного документа.
В случаях выплат физическим лицам за счет бюджетных средств РФ согласно закону №161-ФЗ. Более подробную информацию можно получить здесь
Сейчас у вас есть возможность ознакомиться с предварительным расчётом суммы комиссии в детальной форме платёжного поручения в разделе Лента событий после создания платёжного поручения.
Комиссия с учётом исполненных ранее платежей. В её расчёт не входят сформированные, но не отправленные в банк платежи.
1 Переводы со счёта клиента осуществляются в день поступления соответствующего распоряжения клиента при достаточности средств на счёте и отсутствии ограничений. При этом списание средств по переводу с корреспондентского счёта Банка осуществляется в первый рабочий день, следующий за днём исполнения перевода со счёта Клиента.
2 Из Картотеки 2 (при поступлении денежных средств на счёт) осуществляется оплата по платёжным поручениям клиентов, инкассовым поручениям и платёжным требованиям взыскателей, банковским ордерам в уплату комиссий банка и платёжным ордерам на частичную оплату в соответствии с очерёдностью исполнения документов, опредёленной ст. 855 ГК РФ.
3 Требования Федеральных законов № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и № 188-ФЗ от 29.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
СберБанк защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Контактная информация
Коммуникации с клиентами
Сбербанк в социальных сетях
Приложения
© 1997—2021 ПАО Сбербанк.
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
Банковский день в сбербанке: операционные сутки для юридических лиц, бизнес онлайн, до скольки проводятся платежи онлайн?
Банковский день в Сбербанке — это период, в течение которого организация исполняет и обрабатывает расчетно-кассовые операции. Его продолжительность не всегда сходится с часами работы самого банка.
Что такое операционный день в Сбербанке?
Операционное время Сбербанка — это часть суток с 9 утра до 6 вечера. Для клиентов, лично посещающих офис организации, оно почти совпадает с длительностью рабочего дня кредитного учреждения. Он может быть длиннее на полчаса или час в зависимости от распорядка филиалов Сберегательного банка в разных городах. Поэтому для выяснения этой информации следует напрямую обращаться к сотрудникам организации или позвонить по горячей линии.
Банковский день Сбербанка начинается с переоценки входящих средств, пересчитанных в иностранную валюту, а заканчивается составлением бухгалтерского отчета об итоговом балансе. На протяжении суток банковские служащие проводят нижеприведенные финансовые процедуры:
Специалисты обязаны обработать всю поступившую документацию и запросы в течение 1 операционного дня. После его завершения подать документы все еще можно, но их рассмотрят только на следующие банковские сутки. Однако для корпоративных клиентов, использующих сервис «Сбербанк Бизнес Онлайн», удаленные транзакции доступны даже после окончания отведенного срока.
Операционный день для юридических лиц
Многие корпоративные клиенты не знают, до скольки длится операционный день Сбербанка для юридических лиц. Он продолжается с 9:00 до 18:00 при посещении офиса. Однако юридические лица имеют возможность совершать транзакции в течение всего времени работы электронной системы учреждения. В 2016 г. было объявлено, что благодаря развитию дистанционного сервиса операционный день Сберегательного банка для корпоративных клиентов продлен. С тех пор он длится с 7:00 до 23:00 по московскому времени без выходных и праздников.
В течение этого периода юридическим лицам доступны следующие операции:
Исключением являются процедуры, требующие предоставления документов в бумажном виде. В таком случае необходимо обратиться в офис банка.
По окончании операционного времени юридические лица могут выполнять следующие операции через электронный сервис Бизнес Онлайн:
Все заявки, оставленные корпоративными клиентами после завершения банковского дня, будут рассмотрены в течение следующих операционных суток.
Расписание банковского дня в Сбербанке
Банковский день в Сбербанке — это период, в течение которого организация исполняет и обрабатывает расчетно-кассовые операции. Его продолжительность не всегда сходится с часами работы самого банка.
Что такое операционный день в Сбербанке?
Операционное время Сбербанка — это часть суток с 9 утра до 6 вечера. Для клиентов, лично посещающих офис организации, оно почти совпадает с длительностью рабочего дня кредитного учреждения. Он может быть длиннее на полчаса или час в зависимости от распорядка филиалов Сберегательного банка в разных городах. Поэтому для выяснения этой информации следует напрямую обращаться к сотрудникам организации или позвонить по горячей линии.
Банковский день Сбербанка начинается с переоценки входящих средств, пересчитанных в иностранную валюту, а заканчивается составлением бухгалтерского отчета об итоговом балансе. На протяжении суток банковские служащие проводят нижеприведенные финансовые процедуры:
Специалисты обязаны обработать всю поступившую документацию и запросы в течение 1 операционного дня. После его завершения подать документы все еще можно, но их рассмотрят только на следующие банковские сутки. Однако для корпоративных клиентов, использующих сервис «Сбербанк Бизнес Онлайн», удаленные транзакции доступны даже после окончания отведенного срока.
Операционный день для юридических лиц
Многие корпоративные клиенты не знают, до скольки длится операционный день Сбербанка для юридических лиц. Он продолжается с 9:00 до 18:00 при посещении офиса. Однако юридические лица имеют возможность совершать транзакции в течение всего времени работы электронной системы учреждения. В 2016 г. было объявлено, что благодаря развитию дистанционного сервиса операционный день Сберегательного банка для корпоративных клиентов продлен. С тех пор он длится с 7:00 до 23:00 по московскому времени без выходных и праздников.
В течение этого периода юридическим лицам доступны следующие операции:
Исключением являются процедуры, требующие предоставления документов в бумажном виде. В таком случае необходимо обратиться в офис банка.
По окончании операционного времени юридические лица могут выполнять следующие операции через электронный сервис Бизнес Онлайн:
Все заявки, оставленные корпоративными клиентами после завершения банковского дня, будут рассмотрены в течение следующих операционных суток.
Оперативная информация о работе Сбербанка для юридических лиц и ИП
На этой странице мы публикуем самые актуальные новости об изменениях в работе сервисов и отделений банка, отвечаем на популярные вопросы, в том числе о реструктуризации, работе сервиса «Возмещение НДС и акцизов», рассказываем, как работать удалённо в Сбербанк Бизнес Онлайн и как участникам ВЭД подтвердить наступление форс-мажорных обстоятельств.
Добавьте эту страницу в закладки, чтобы быть в курсе последних новостей.
Новости
Популярные вопросы
С 6 марта по 30 апреля офисы банка работают по специальному графику.
Банкоматы и информационно-платёжные терминалы в зонах круглосуточного обслуживания в выходные дни будут работать в стандартном режиме.
Мы продолжаем работать, предоставляя все необходимые сервисы для ведения вашего бизнеса:
Внутренние рублёвые платежи контрагентам, оформленные через Сбербанк Бизнес Онлайн, обрабатываются ежедневно с 01:00 до 24:00 по московскому времени. Проведение внутренних рублёвых платежей в выходные и праздничные дни осуществляется при условии, что у отправителя и получателя средств подключён расширенный режим работы счёта.
Внутренние рублёвые платежи на счета физических лиц обрабатываются в рабочие дни с 01:00 до 19:30 по московскому времени.
Актуальное время исполнения рублевых и валютных платёжных поручений, оформленных через Сбербанк Бизнес Онлайн или в офисах банка, вы можете посмотреть на сайте.
Внешние рублёвые платежи (в расчётной системе Банка России), оформленные через Сбербанк Бизнес Онлайн, обрабатываются по рабочим дням с 01:00 до 19:30 по московскому времени. Актуальное время исполнения рублёвых и валютных платёжных поручений, оформленных через Сбербанк Бизнес Онлайн или в офисах банка, вы можете посмотреть на сайте.
С 28 марта по 5 апреля Сбербанк по-прежнему осуществляет кассово-инкассаторское обслуживание в стандартном режиме в соответствии с заключёнными договорами.
Тем клиентам, которым не потребуется инкассация в этот период, необходимо заранее от неё отказаться. В ином случае, инкассация состоится по запланированному графику с последующим взиманием платы за несвоевременный отказ от операции.
Чтобы отказаться от услуги инкассации, направьте информацию об отмене заезда в установленном договором порядке по телефону Центра обработки вызовов по месту обслуживания объекта.
Телефоны Центра обработки вызовов:
Байкальский банк: 8 800 555 1039
Волго-Вятский банк: 8 800 555 0543
Дальневосточный банк: 8 800 555 0863
Поволжский банк: 8 800 555 5286
Северо-Западный банк: 8 800 555 5854
Сибирский банк: 8 800 555 8446
Среднерусский банк: 8 800 555 9498
Уральский банк: 8 800 333 1380
Центрально-Черноземный банк: 8 800 333 6067
Юго-Западный банк: 8 800 333 6673
Московский банк: 8 800 333 9863.
Список всех номеров территориальных Центров обработки вызовов инкассации вы найдёте на сайте.
График работы контакт-центра для корпоративных клиентов работает в стандартном режиме.
По всем продуктам и сервисам банка ежедневно и круглосуточно можно обратиться в Центр корпоративных решений по номеру 0321 (бесплатно с мобильных телефонов в России для клиентов Билайн, Мегафон, МТС, СберМобайл, Tele2, Yota), 8 800 5555 777 (бесплатно с городских телефонов по России) или +7 495 6655 777 (для звонков из-за рубежа, оплата согласно тарифу).
В период с 30 марта по 3 апреля выдача зарплатных карт на территориях предприятий ограничена, а выдача карт в офисах банка осуществляется в соответствии с расписанием работы подразделений. График работы подразделений в период длинных выходных опубликован на сайте.
Если сотрудник потерял карту (или карта украдена, захвачена банкоматом), прежде всего необходимо её заблокировать и заказать досрочный перевыпуск. Это легко сделать в Сбербанк Онлайн. Для этого выберите карту, нажмите на кнопку «Перевыпустить карту» и укажите ближайшее отделение банка для получения.
Если сотрудник забыл пин-код к карте, перевыпускать карту и обращаться в офис банка не требуется. Для восстановления пин-кода необходимо зайти в приложение Сбербанк Онлайн, выбрать карту, найти пункт «Установить пин-код», затем дважды ввести новый пин-код и нажать кнопку «Сохранить». После этого в Сбербанк Онлайн станут доступны бесконтактные операции.
Не забывайте, что сотрудникам необходимо также активировать пин-код в банкомате: вставить карту в банкомат, ввести новый пин-код и запросить баланс карты.
Он может воспользоваться перевыпущенной картой онлайн, до её получения в офисе банка или на своём предприятии. Для этого необходимо дождаться появления новой карты в мобильном приложении Сбербанк Онлайн и затем активировать её. Это позволит оплачивать покупки в интернете, оформлять доставку еды или заказывать такси: достаточно привязать активированную карту в соответствующем приложении.
Вопросы и ответы об удалённой работе в Сбербанк Бизнес Онлайн
Сбербанк Бизнес Онлайн — это интернет-банк, работать с которым можно везде, где вам удобно. Главное, чтобы был компьютер и подключение к интернету. IP-адрес пользователя не влияет на доступ к системе, но важно, чтобы IP-адрес не менялся во время сеанса работы с интернет-банком.
Также рекомендуем проверить версию браузера, установленного на вашем компьютере. Для корректной работы с интернет-банком подходят:
Ответы на вопросы о работе с интернет-банком вы можете найти в разделе «Помощь по Сбербанк Бизнес Онлайн».
С 27 марта клиентам сегмента малого бизнеса доступна возможность изменения условий по кредитам, полученным в Сбербанке. Пересмотр условий в индивидуальном порядке проходит в максимально короткие сроки.
Для изменения условий заполните заявку через Сбербанк Бизнес Онлайн в разделе «Кредиты». Далее перейдите в раздел «Договоры», выберите нужный договор, нажмите на кнопку «Реструктуризация» и создайте заявку.
Для создания заявки на реструктуризацию кредита в Сбербанк Бизнес Онлайн вам необходимо:
Напишите нам в разделе «Переписка с банком» (конверт в правом верхнем углу). Выберите тип «Направить документы по кредиту», укажите причину запроса, контактные данные, данные договора, желаемые условия и приложите заявление на реструктуризацию.
Скачать заявление для ЮЛ или ИП.
Статус заявки вы можете отслеживать самостоятельно в Сбербанк Бизнес Онлайн в разделе «Кредиты» — там же, где создавали заявку.
Чтобы подать заявку по овердрафту или кредитной карте, отправьте письмо в разделе «Переписка с банком» (конверт в правом верхнем углу). Выберите тип «Направить документы по кредиту», укажите причину запроса, контактные данные, данные договора, желаемые условия и приложите заявление на реструктуризацию.
Скачать заявление для ЮЛ или ИП.
Обработка запросов от операторов электронных площадок по специальным счетам участников закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится без ограничений.
Информация о статусе обработки исполнительных листов, поступивших в банк, доступна без ограничений на сайте.
Вопросы и ответы на тему реструктуризации кредитов
Вопросы и ответы о работе сервиса «Возмещение НДС и акцизов»
Да. Банк не только выдаст электронную банковскую гарантию в пользу налоговых органов, но и доставит в инспекцию ФНС.
Сбербанк предоставляет корпоративным клиентам дистанционный сервис «Возмещение налогов». Он позволяет получить банковскую гарантию в пользу налоговых органов и отправить полный пакет отчётности вместе с гарантией в налоговые органы без посещения офиса банка и инспекции. В результате клиент получает возврат налогов из бюджета на счёт компании не выходя из дома.
Так, оформить заявку на выдачу электронной банковской гарантии, выбрать порядок предоставления отчётности (например, общий, заявительный и т. д.), сформировать пакет документов налоговой отчётности можно дистанционно в личном кабинете Сбербанк Бизнес Онлайн.
Обмен документами с налоговой службой, включая получение ответных документов, также осуществляется дистанционно.
Сроки не изменились. В соответствии с пунктами 3 и 6 Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 установлена обязанность органов государственной власти, к которым относятся налоговые органы, обеспечивать непрерывность исполнения возложенных на них функций.
В нерабочие дни, установленные Указами, налоговые органы будут выносить решения о возмещении сумм налога (акциза) в заявительном порядке (отказе в возмещении) по налоговой отчётности, в том числе на основании банковских гарантий в электронной форме.
Вопросы и ответы для участников ВЭД о наступлении форс-мажора по внешнеторговым сделкам
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) относятся обстоятельства, которые носят чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер в сложившихся условиях. Такие обстоятельства являются исключительными, необычными в конкретных условиях, и стороны договора или контракта не могут их контролировать. Любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
По внешнеторговым договорам к таким обстоятельствам могут относиться, например, стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии и другие не зависящие от воли сторон договора или контракта обстоятельства.
Обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
Например:
Организация-резидент может подтвердить наступление обстоятельств непреодолимой силы сертификатом о форс-мажоре, который выдаёт Торгово-промышленная палата России (ТПП). Она вправе свидетельствовать наступление обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок только в отношении событий, которые наступили на территории Российской Федерации.
Решение о выдаче сертификата о форс-мажоре принимается в каждом конкретном случае, исходя из условий внешнеторгового договора, документов компетентных органов РФ, в том числе содержащих запретительные или ограничительные меры органов власти, и иных документов, подтверждающих события, на которые заявитель ссылается как на обстоятельства форс-мажора. С более подробной информацией о порядке выдачи ТПП России сертификатов и стоимости услуги можно ознакомиться на официальном сайте ТПП России.
Согласно письму ТПП России от 26.03.2020 г. № ПР/0316, в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией из-за вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-2019 и введением запретительных и ограничительных мер, ТПП РФ с 26 марта 2020 года бесплатно выдаёт сертификаты о форс-мажоре в соответствии с условиями внешнеторговых сделок для всех форм организаций и предприятий.
Нерезидент может подтвердить факт наступления обстоятельства непреодолимой силы сертификатом о форс-мажоре, выданным соответствующим органом страны нерезидента.
Обращаем внимание, что сертификат о форс-мажоре может быть принят или не принят стороной договора.
Информация о наступлении обстоятельств непреодолимой силы может содержаться в судебных актах и постановлениях, а также в нормативных актах и справках уполномоченных органов.
Сторона договора, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство по причине действия обстоятельств непреодолимой силы, может быть освобождена от ответственности за его неисполнение и ненадлежащее исполнение. Наиболее вероятно отсутствие необходимости возмещать убытки и плата неустойки за просрочку.
Наступление форс-мажорных обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если его можно выполнить после того, как они отпали.
Если в результате обстоятельств непреодолимой силы исполнить обязательство невозможно, то оно прекращается. Также кредитор может отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. Должник не несёт ответственности за убытки, причинённые просрочкой исполнения в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Необходимость заключения дополнительных соглашений, изменяющих условия внешнеторговых договоров или контрактов, заключённых между резидентом и его контрагентом-нерезидентом, определяется сторонами сделки.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы, может ссылаться на наступление таких обстоятельств в случае, если они действительно повлияли на исполнение обязательства для освобождения от гражданско-правовой ответственности, например, в виде уплаты неустойки (штрафа, пени), установленных условиями договора (контракта).
В любом случае, оценка причинно-следственной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и пандемией коронавируса (COVID-19), обусловившей введение и характер ограничительных мер, а также принятие решений об освобождении от ответственности при возникновении споров, будет производиться судом в каждом конкретном случае, с учётом характера осуществляемой деятельности и возможности её осуществления в сложившихся условиях.