банные дни на руси
Почему на Руси ни в коем случае нельзя было мыться в бане в понедельник, и другие банные приметы
Баня. Даже когда на улице жара, приятно о ней думать. Потому что расслабляет и придает сил. А уж в промозглую осень – красота. И зимой. Только в снег прыгать не всем желательно. Нужно подготовиться. Иначе и навредить себе можно.
Баня на Руси всегда была особенным местом. И спасительным, и целебным. Роды там принимали. Баня помогала нашим предкам поддерживать себя в чистоте. Вспомним короля французского, которого звали Людовиком. А был он четырнадцатым по счету. Говорят, не мылся мужчина совсем – только духами себя поливал.
Я не буду сейчас разбираться, правда ли это или красивый вымысел с душком. Не в этом дело. Факт в том, что на Руси всегда любили баню. А это значит, что не ходили грязными.
В Европе были все шансы приобщиться к культуре. Ведь баня – это не русское изобретение. Но как-то у них всё сошло на нет. Поэтому и не существует европейской бани. Есть финская. Но это же совсем другое дело.
Ладно, останавливаю скачки мыслей. Перейдем к банным традициям.
Банник
Выдумали ли его славяне или он на самом деле существует – сложно сказать. Я в этом направлении не копаю. Предположим, что банника придумали. И очень правильно сделали, потому что без него в банях бы было всё не так чинно и благородно.
Теперь можно про приметы.
После полуночи нельзя
Людям разрешалось париться в бане до 12 часов ночи. Позже – запрещалось. Считалось, что ночью банными процедурами занимается хозяин помещения – банник. Именно поэтому рекомендовалось оставлять ему воду и принадлежности для хорошего мытья. Банник не только мылся, он еще и приводил в порядок постройку, в которой и жил.
Очередность посещения
В баню ходили по строгой очередности. Сначала туда отправлялись мужчины. Затем – женщины. Сейчас бы сказали, что это самая настоящая дискриминация. На Руси это было в порядке вещей. Патриархальное общество, ничего не поделаешь. Думаю, что женщины ничего и не предпринимали, чтобы сменить очередность посещения бани.
В общем, в указанном ничего удивительного не было. Интереснее другое: нельзя было ходить в баню в третью очередь. Считалось, что она занята банником.
По поверью, если кто-то осмеливался идти в баню третью очередь, то дух парной сильно гневался, мог угару напустить в парилку, а мог и кипяточком обдать.
Были ли такие случаи – не знаю. Возможно. В любом случае, все происшествия, которые случались в банях наверняка списывали на банника. Дескать, он людей наказал за несоблюдение традиций. А нечего гневить дедушку!
Сухой закон
Продолжаем про банника. Считалось, что он не переносит запаха спиртного. Поэтому у наших предков категорически запрещалось в бане распивать. Только чай. И правильно.
На самом деле, ученые сейчас говорят, что спиртное и баня – это несовместимые вещи. Лучше не рисковать.
Поддерживаю! В бане лучше всего пить травяной чай. И больше ничего не надо.
Нельзя плевать на камни
Не знаю, зачем это может понадобиться. Здравый человек, не зная правил, на камни плевать не будет. На них нужно лить воду.
Баня – дом банника. Никто не потерпит, когда в его доме плюют. На пол или на камни – это не важно. Считалось, что за плевки от духа можно было получить кипяточком. Да так, что мало не покажется. Даже не хочу проверять.
Заготовка веников
О, это была особая процедура! Во-первых, рекомендовалось идти в лес за веником в полнолуние. Якобы деревья напитывались в это время особенной силой. Может быть, сейчас тоже напитываются.
Во-вторых, если уж решились наломать веточек, то нужно было просить прощения у дерева. Бережное отношение к природе – это правильный подход. Согласны?
Про понедельник
Благоприятными днями для того, чтобы пойти в баню, считались четверг и суббота. Что касается первого, наверное, тут есть связь с Чистым четвергом и с библейской историей. Суббота – день перед выходным, перед воскресеньем – нужно подготовиться.
В крайнем случае, можно было сходить и попариться во вторник. А вот в понедельник был «учёт». Если точнее, то считалось, что в этот день банник собирает всех своих приятелей из нечисти. И там эти сущности парятся.
Поэтому в понедельник в баню никогда не ходили.
В какие дни недели можно париться в бане
На Руси посещать баню разрешалось не каждый день. И неспроста: наши предки верили в суеверия и ориентировались на мнение церкви.
Почему не каждый день подходит для посещения бани
Священники утверждают, что нельзя мыться в церковные праздники и воскресные дни: в такой период необходимо полностью уделять время Богу. Лучше всего читать молитвы и помогать нуждающимся.
В старину люди старались ходить в баню только в определенные дни. Это было связано с верой в банника. Это мифическое существо жило в каждой бане и считало себя там хозяином. Если пришедший мыться человек мешал, он автоматически получал серьезное наказание: обваривался кипятком или даже лишался части кожи.
Не разрешалось мыться после полуночи: в этот час в гости к баннику приходит нечистая сила, чтобы совместно попариться. Когда желающих помыться было много, люди совершали несколько заходов. Третий из них считался опасным: сейчас мог появиться банник.
Понедельник
Запретное время для водных процедур: сегодня моется “хозяин” (т.е. банник), а значит простым людям здесь не место.
Вторник
Нейтральный день для похода в баню. Но хорошим дополнением станут травяной веник и ароматный чай.
Среда
В этот день в баню ходят за молодостью. Полезен массаж и эфирные масла.
Четверг
Самый благоприятный период. Наше тело позитивно настроено на повышенную температуру; приветствуется закаливание. Однако всегда помните, что баня — это не спорт. И рекорды могут быть опасны как для здоровья, так и для жизни.
Пятница
По народным поверьям, поход в баню в пятничный день сулит болезнь, которая будет мучить на протяжении длительного времени. Некоторые даже полагают, что если сегодня помыть голову, можно навсегда лишиться волос.
Суббота
В деревнях топили баню по субботам: сначала наводили порядок в доме, а потом мылись. Это было логичным завершением рабочей недели. В воскресенье нужно было быть обязательно чистым.
Воскресенье
Мыться не рекомендуется сразу по нескольким причинам: вы можете сильно заболеть и навести на себя грех.
Банные дни на руси
Банный Комплекс «КедровЪ» запись закреплена
Четверг – банный день!
Почему четверг считается банным днём?
Баня на Руси всегда играла ключевую роль. Париться не только любили, но и умели. Ведь правильно организовать баньку – это настоящее искусство! Вообще-то традиционно банным днём считается суббота – конец рабочей недели, когда можно расслабиться и отдохнуть по полной, встретить воскресенье не только с целомудренными помыслами, но и чистым телом.
Но откуда тогда пошло выражение «четверг – банный день»?
Дело в том, что объяснения любому событию или слову надо искать в истории, в древности. А выражение пошло от «чистого четверга», когда полагалось очищаться от всякого дурного помысла, от нечисти духовной и плотской. Существует обычай в этот день умываться до зари, чтобы «смыть» болезни. В старину к этому дню наши предки парились, чтоб очиститься от грехов.
Кстати, в день Юпитера с точки зрения народной медицины действительно полезны банные процедуры, посещение парной, горячие ванны. В четверг также пойдёт в пользу контрастный душ, массаж. Любой разогрев тела полезен для организма. Рекомендуется начинать занятия спортом, увеличивать физическую активность.
Но, следует отметить, что в четверг немаловажную роль играет также опасность набора веса. Поэтому существенно правильно питаться после тренировок. Эффективно хорошо разогреться во время занятий, приносят желаемый результат аэробные нагрузки. Тренироваться можно до состояния, когда пот идёт градом. Однако после спортивных нагрузок важно не охлаждаться.
В какие дни на Руси не могли ходить в баню
Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие – с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?
В церковные праздники
Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.
В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.
В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.
Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.
В «не банные» дни
К запретным дням относился понедельник – в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая – та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.
После полуночи
Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.
В «третий пар»
Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.
Мужчины вперед
Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.
Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.
В нетрезвом состоянии
Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.
Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.
История и традиции русской бани: краткий очерк
Любимая традиция каждого русского
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:
Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.
Понятие русской бани, история появления
Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.
Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.
Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.
Немытая Европа и чистая Россия
Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.
Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!
Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».
Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.
Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.
Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба
Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.
Блохоловка
И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:
За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!
А что же на Руси?
А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.
Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.
В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.
«Протопи ты мне баньку по-белому!»
Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.
Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.
Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»
Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.
Баня для русского — это больше, чем любовь!
Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.
Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.
Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.
Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.
Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.
В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.
Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.
Вместо заключения
Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.
Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.