базарный день на руси

Занимательные исторические факты о Древней Руси

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

2. Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

5. В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» — это белка.

А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.

7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».

10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.

11. В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.

14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

15. Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

20. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

21. В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

22. В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

23. В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.

24. В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».
Источник: http://u3poccuu.livejournal.com/49844.html

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

20 интересных фактов о Древней Руси, про которые вы вряд ли знаете

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

Самые интересные факты, загадки и традиции Древней Руси, про которые редко рассказывают на уроках истории. Но они будут очень интерсны любителям истории.

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.
2. Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.
4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. — По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

5. В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».
8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.
9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».
10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.
11. В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.
12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.
14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.
15. Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».
19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

20. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Как все это понимать

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

Вся правда о липовых документах, “ситных” друзьях и семи пятницах!

Почему лучшего друга называют “ситным”

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило — пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой — сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей.

Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.

Вся правда о липовых документах или кто такой Филька

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

Базарный день: семь пятниц на неделе

базарный день на руси. Смотреть фото базарный день на руси. Смотреть картинку базарный день на руси. Картинка про базарный день на руси. Фото базарный день на руси

В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Целительные секреты Степана Байдужего. Часть1. Целительн.

Крещение водой, привязано к природному явлению, которое происходит по закону Единого Творца и, в это.

Славянский праздник Водосвет-ВОДОКРЕС 19 января этот день славяне отмечали праздник Водосвет. С.

КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ? Огонь и вода остаются главными ат.

Ссылки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

РУССКАЯ СЕДЬМИЦА_РУССКАЯ НЕДЕЛЯ_ДНИ НЕДЕЛИ!

Многие ли знают о том, что неделей у славян называлась вовсе не единица времени в семь дней, а последний день недели, именуемый ныне воскресеньем? Издавна на Руси «неделя» называлась седмицей (семь дней), неделей же (от «не-делающий», «не-дельный») был седьмой, выходной день седмицы. Вероятно также, что древняя славянская «неделя» изначально состояла из пяти дней, а семидневной она стала позже.

Откуда произошли названия дней и почему в современной неделе их 7? Известно, что семидневный вариант календаря не был единственным, встречаются упоминания о 3, 5, 8 (римские «восьмидневки», в которых дни «нумеровались» буквами от А до Н, где Н – базарный день), 9 (у кельтов), 10 (древнеегипетские декады), 14 дней (точнее, 14 ночей у древних германцев). Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и арабам. Иудейский историк Иосиф Флавий уже в 1 веке н.э. пишет: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Считается, что Индия также переняла 7-дневку из Вавилона.

У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Как известно, согласно библейской традиции: в первый день творения был создан свет, во второй – вода и твердь, в третий – суша, моря и растительный мир, в четвёртый – светила и звёзды, в пятый – животный мир, в шестой – создан человек и заповедано было ему размножаться, седьмой же день посвящён для отдыха.

Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение семидневки. 7 дней – это приблизительно четверть лунного месяца. Наблюдение за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.

Точно не известно, каким днём начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем. После принятия христианства в 988-989 гг. на Руси был введён календарь «от сотворения мира» (по византийскому образцу) и Новый год праздновался 1 марта. При Иване III с 1492 года (7000 год от «сотворения мира») Новый год стал праздноваться с 1 сентября. Пётр I в 1700 году ввёл новый (юлианский) календарь «от Рождества Христова» и Новый год стали отмечать с 1 января. При советской власти в 1918 году был введён нынешний григорианский календарь, который идёт ныне впереди юлианского (старый стиль) на 13 суток (новый стиль), поэтому мы празднуем ещё и старый Новый год (14 января). Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х. и после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 год от основания Рима или 284 год до начала эры Диоклетиана. В VI веке эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX веку во всех христианских странах. В России же она была введена императором Петром I с 1 января 1700 года.

Таблица 1. Названия дней седмицы и недели на разных славянских языках.
Русский понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье неделя
Белорусский панядзедак аўторак серада чацвер пятнiца субота нядзеля тыдзень
Украинский понедiлок вiвторок середа четвер п’ятниця субота недiля тиждень
Болгарский понеделник вторник сряда четвъртък петък събота неделя седмица
Сербско-хорватский (кир.) понедељак уторак среда четвртак петак субота недеља недеља
седмица
Сербско-хорватский (лат.) ponedjeljak utorak srijeda cetvrtak petak subota nedjelja tjedan
Словенский ponedeljek torek sreda cetrtek petek sobota nedelja teden
Македонский понеделник вторник среда четврток петок сабота недела недела
Словацкий pondelok utorok streda štvrtok piatok sobota nedel’a týždeň
Чешский pondělí úterý středa čtvrtek pátek sobota neděle týden
Верхнелужицкий póndźela wutora srjeda štwórtk pjatk sobota njedźela tydźeń
Польский poniedziałek wtorek środa czwartek piątek sobota niedziela tydzień
В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Отсюда и происходит древнерусское название недели «седмица». В отличии от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвящённых античным богам, древнерусские названия дней седмицы отражали их порядковое положение относительно «воскресенья», называвшегося «неделя» (от «не делать» – не работать, так как это был день отдыха).

Понедельник на английском – Monday, прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), el Lunes (исп.), Lundei (итал.). Названия понедельник из северных языков, например Mandag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Manadagr – день Луны. На хинди понедельник – День Луны.

Вторник («второй после недели»). Название этого дня происходит от числительного «второй». В названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) – аналога древнегреческого Марса. На хинди вторник – День Марса.

Среда или середа (середина недели) происходит от прилагательного «средний». Посреди этот день стоит лишь в том случае, если считать с недели (воскресенья). Согласно народным поверьям, в среду не следовало переезжать на новое место – долго там жить не будешь, нанимать работников – сбегут и обкрадут, не начинать никаких новых дел и не поминать ведьм и нечистую силу. В славянских названиях «среда», «середа», а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды «третийник».

Италийский бог Меркурий легко угадывается в следующих названиях среды: Dies Mercury (лат.), le Mercredi (фр.), Mercoledi (итал.) и el Miercoles (исп.). Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот же персонаж скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден – необычный германский бог, изображаемый высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот бог прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи – Меркурием. По легенде Воден (Вотан) ради знаний пожертвовал одним глазом. Заметим тако же, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда – день Меркурия.

Четверг (четвёртый день седмицы). В славянских языках название этого дня происходит от числительного «четвёртый». В четверг тако же не следовало делать кваса, чтобы «ворона не искупала в нём своих детей». Латинское название четверга Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв. и дат.), Donnerstag (нем.) и прочие похожие названия имеют прямую связь со скандинавским богом-громовержцем Тором, аналогом римского Юпитера. На хинди четверг – день Юпитера.

Пятница (пятый день после «недели»). Пятница, согласно народным приметам, хуже понедельника и среды вместе взятых. Замужним женщинам нельзя мыть голову, птицеводам – сажать куриц на яйца, мужчинам – выполнять женскую работу (ибо каждая пятница почиталась «женским днём»), иначе их ждут либо ногтоеды, либо неизлечимые заусенцы. Ну и, конечно же, нельзя начинать новое дело: кто в пятницу новое дело начинает, у того оно будет пятиться. Римская богиня Венера хорошо видна в названиях пятницы: Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. На хинди пятница – День Венеры.

Суббота (по-славянски «шестерка» «шестерик») получила своё название от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш), в иудаизме – седьмому дню (еврейской «не-деле»), в который следует воздерживаться от работы. С этим же днём недели связано и современное русское выражение «шестерка» в значении «неверный», «неопределённый», «двуличный», так как исконное название дня недели не сохранилось не в одном из славянских языков, а было, фактически, насильно применено нам известное слово «суббота». Вместе с христианством это название этого дня распространилось по всей Европе, дошло до Руси и уже тут приобрело своё современное звучание. Суббота – день светлый, хороший, лёгкий. В отличии от иудейских законов, русские приметы напротив советуют начинать в этот день новые дела, отправляться в дорогу, переезжать на новое место жительства. И не забыть переменить бельё на воскресенье.

Название римского бога Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Еврейское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «шаббат», означающему отдых и покой. В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность и концентрация. Интересно, что славянские языки, в этом отношении едины с латинскими, и их «суббота» тоже родом от «Шаббата». Lauantai (фин.), Lordag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота – День Сатурна.

Воскресенье (воскресение) – еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Русские народные приметы советуют посвящать этот день Богу. Это День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова «Sun/Son» (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают «День Господень» и наверняка являются «наслоением» принесённым в Европу вместе с христианством. Русское «воскресенье» появилось таким же способом, заменив собой старое название этого дня «неделя», успешно сохранившиеся в других славянских языках (что видно из таблицы 1).

Таблица 2. Сопоставление названий дней седмицы, богов и планет им соответствующих.
День Бог Планета Описание (астролог.) Примеры
Понедельник Род? Луна Хранитель ритмов и традиций. Современные Родоница (Радуница), Духов день.
Вторник Морена Марс Энергия, со-бытие и собрание. Навий день, Усопшие Родоницы, Задушные поминки.
Среда Ярила? Меркурий Общение, перемены и обновления. В среду в канун Благовещенья сжигаются старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели. Проводы русалок.
Четверг Перун Юпитер,
Небо Развитие, организация (чего-либо), миропорядок. Четверг накануне Благовещенья называется чистым, то есть светлым; крестьяне ходят в чистый четверг на проруби и закликают Весну. Современные Семик и Русальный великдень.
Пятница Лада,
Макошь? Венера Понимание, лад, красота. День Макоши, Параскева-Пятница – женский и девичий праздник.
Суббота Стрибог? Сатурн Порядок и ответственность, связь с прошлым и будущим. Родительская суббота перед Масленицей, Дмитриевские деды, Клечальная родительская суббота.
Воскресенье Даждьбог Солнце Сияние, яркость, авторитетность. Красная горка. Дни, когда «не-делают», не работают – старое название воскресенья.
Понятие «воскресенье» появилось на Руси лишь после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день – день начала празднования Пасхи. Только в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы». О происхождении самого слова «седмица» судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный христианский календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется «неделя» в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-X вв.) были обнаружены также на болгарской территории, то клубок начинает постепенно распутываться. А когда становится известным, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то мы можем сделать предположение, что «неделя», скорее всего, из Болгарии.

По одной из популярных версий старое русское «неделя» (как день) называлось так потому, что в этот день ничего «не делали», отдыхали. А понедельник означает, что он следует после «недели» (нынешнего воскресенья), вторник – второй день после «недели». Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Любопытно также, что само слово «неделя» калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Другими словами, вероятно, что само слово «неделя» было привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

Таблица 3. Реконструкция исконных славянских названий дней седмицы.
Современная неделя Славянская седмица
Понедельник Понедельник, Понеделок
Вторник Вторник, Второк
Среда Среда, Середа. Третейник
Четверг Четверк, Четвер
Пятница Пятница, Пятник, Пятак
Суббота Шестерка, Шестерик, Шестица
Воскресенье Неделя Возможно ли существование другой, более древней недели у славян? Совершенно очевидно, что вторник, четверг и пятница содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старинных источников, имело порядковое название – третийник. Если считать понедельник первым днём, вторник – вторым и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели. Серединой недели становится четверг, что не логично по всем пунктам. Как же сделать так, чтобы среда была посередине, вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно лишь одним способом. Следует принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, вполне могла быть 5-ти дневной. В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза заключается в том, что древняя неделя была пятидневной, а два других дня (week-end) – субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже.

Источники:
Славянская Библиотека, Славянская седмица

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *