беглые или вот тебе бабушка и юрьев день

Настольные игры

Рецензии, фото, описания настольных игр

Беглые или Вот тебе бабушка, и Юрьев день!

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев деньКак-то пару месяцев назад за чашкой чая в предверии партейки в Battlestar Galactica беседовал я с менеджерами по корпоративным продажам одной небольшой корпорации. Разговор, как и водится, совершенно неожиданно зашел о крепостном праве на Руси. Вкратце обсудив истоки, историю и последствия, затронули и вопрос так называемого Юрьевого Дня. В двух словах – определенные дни в году, когда крепостной крестьянин на законных основаниях мог покинуть своего хозяина и перебраться в поисках лучшей доли в другую местность. Что мы и объяснили третьему товарищу, то ли крепко притворившемуся то ли действительно запамятовавшего школьный учебник истории. Далее я убедился в высоком профессионализме работников компьютера и договора. Дискуссия продолжилась обсуждением вопросов юридического и бухгалтерского оформления подобного явления. Какие справляли документы крестьянам, давали ли накладную, али счет-фактуру, были ли возвраты некачественных крестьян, и каким актом это оформлялось, ходили ли по деревням «охотники за головами» из соседних вотчин, и много еще всякого интересного. Подумалось, введи завтра новую редакцию крепостного (ипотечного) права, ребята не пропадут, грамотные люди завсегда при деле. Ну да речь не об этом, помимо всего прочего вспомнилась настольная игра небезызвестного Голицина («Захват колоний», «Пираты»), опубликованная в журнале «Пионер» в 1989 году.

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день

Фрагмент карты «Беглые»

Игра «Беглые или Вот тебе бабушка, и Юрьев день!» посвящена непростому пути бывших крепостных на вольный Дон, пройти нужно через всю землю Русскую – от Кирилло-Белозерского монастыря до места слияния Донца и Дона, преодолев массу опасностей и приключений. И мы с большим удовольствием проходили этот путь не один раз. Механика игры была незатейлива, но весьма оригинальна: прохождение по пунктам, связанным дорогами. В ход можно было продвинуться на один пункт, в свою очередь каждый из них содержал несколько пиктограмм, несущих путнику самые разнообразные радости и беды, от «побега из острога» или «попутчика» до «утоп в болоте» или «попал в плен». На каждом пункте игроки бросали шестигранный кубик с нанесенными на него аналогичными рисунками и сопоставляли результат с картой, в случае совпадения и происходило то или иное событие в жизни беглеца. Изюминкой игры было огромное количество путей-дорог к вольному Дону, какие-то были более долгие, но менее опасные, другие – соответственно, покороче и рискованней. Игра был проста, познавательна и азартна. Постепенно продвигаясь к цели, избегая стрельцов и медведей, находя коней и лодки, несколько участников всегда рвались к Дону, а как было неприятно попасть в плен к татарам или ногайцам перед самым финишем! Приходилось не только дожидаться единственной грани кубика с надписью «Побег», да еще и выбираться через смертельно опасную степь на проторенную дорогу. Конечно, были у игры и минусы: погибнуть при определенном невезении было очень просто, а, значит, приходилось начинать все сначала. Никаких «кистеней +1″ или «волшебных чакушек – залечи раны, пропусти ход» – настолка не предусматривала, все решал единственный бросок кубика (зато никакого даунтайма, все максимально динамично). Напечатанное в журнале игровое поле «Беглых» было лишь эскизом автора, и естественно серьезно проигрывало в оформлении «Пиратам» и «Захвату колоний». Более того, журнальный вариант получился чересчур мелким и трудно читаемым. Но для советских детей это препятствием не являлось. Неиспорченные графическими программами и халявной печатью, мы терпеливо переносили методом «клеток» игровую карту на лист ватмана, а схематичность оформления позволила нам играть на фактически мало чем отличавшимся от оригинала поле.

Собственно говоря, именно эту игру я хотел видеть переизданной. Из комплектующих только кубик с оригинальной разметкой может вызвать какое-то подобие проблемы. При желании «Беглых» можно слегка осовременить, ввести вещи, деньги и дополнительные случайные события, только протестить хорошенько, чтобы не разрушать тонкое очарование оригинала.

Источник

Как возникла поговорка Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев деньРабота на поле

Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.

Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма

После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.

Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Алексее Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.

Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

Источник

Новое в блогах

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день

Поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» произносят при внезапном разочаровании, неудаче и неожиданной перемене к худшему. У этого выражения глубокая история, связанная с трагической жизнью простого русского землепашца, которого приравняли к рабу и двуногому скоту. Сделали это не пришлые завоеватели, а свои же православные правители.

Крепостное право не является порождением русской действительности. Практически все европейские государства имели свой аналог этой системы, но отменили ее раньше, чем Россия.

Однако у европейцев оставались колонии, где рабство продолжало существовать, даже когда английские, французские, немецкие, нидерландские, португальские крестьяне получили свободу. А вот российским правителям пришлось эксплуатировать свое же население.

Георгий Победоносец и русский крестьянин

Князь Ярослав Мудрый считал небесным покровителем Георгия Победоносца и приказал построить храм в честь своего святого. 26 ноября или 9 декабря по новому стилю 1051 года Георгиевскую церковь освятили. В народе эту дату прозвали Юрьевым днем, Егорием осенним или Егорием холодным. Считалось, что после 26 ноября «Егорий отмыкает пасти волкам» и они могут нападать на скот.

К XV веку Юрьев день стал особенно важен для русского хлебороба. 26 ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Полевые работы заканчивались и на селах происходил расчет по финансовым и натуральным повинностям крестьян перед владельцем земли – помещиком, который выплачивал налог государству. За неделю, до и после Егория любой крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее и перейти к другому помещику.

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день«Юрьев день». Сергей Иванов

Для этого селяне уплачивали хозяину долги и пошлину за пользование двором и землей. Когда все финансовые дела были закончены, крестьяне собирали свои пожитки и отправлялись к новому феодалу, которого также могли через год поменять. Право крестьян на смену помещика регулировал Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Право на выход сохранился и в Судебнике 1550 года, составленном при Иване Грозном.

Недостающее звено

Историки до сих пор спорят кто и когда отменил Юрьев день и полностью закрепостил русское крестьянство. Опубликованного закона об его упразднении в архивах так и не обнаружено. По этому поводу историк Руслан Скрынников писал:

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

Василий Ключевский считал, что закрепощению крестьян способствовали не законы, а реалии жизни. Соглашался с Ключевским и советский историк Борис Греков. По его мнению, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права – система барщины. В 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах» — отдельных годах, когда крестьянам запрещалось уходить от помещика. Делалось это для облегчения всеобщей переписи земель государства.

Борис Годунов — боярин, шурин царя Федора I Иоанновича, при котором был фактическим правителем государства. С 1598 по 1605 года — русский царь.

По гипотезе историка Вадима Корецкого отмена Юрьева дня произошла при сыне Ивана Грозного Федоре Блаженном, которого считали слабоумным. Подбил его на этот шаг Борис Годунов. При этом крепостное право не распространялось на южные уезды страны.

Похожего мнения придерживался и Руслан Скрынников, который писал:

«…Закабалил же крестьян, по-видимому, все же… Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил».

«Урочные лета»

Среди крестьян был популярен фразеологизм «объегорить». Святого Георгия или Юрия в народной среде называли Егорием, а «объегорить» означало уйти от помещика, не заплатив ему подати. Еще в судебнике Ивана Грозного прослеживается «затягивание гаек» в отношении землеробов. Так в 1550 году вдвое увеличился налог на пользование землей и инвентарем помещика. У многих хлеборобов денег на выход не хватало, и они самовольно уходили с земли.

«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Николай Неверев

Крестьян особо никто не искал, Россия большая, а идти им некуда. Рано или поздно объявятся у нового помещика, и государственная казна свое получит. Со временем масштаб бегства стал увеличиваться, и многие пахари предпочитали не хозяйский плуг, а волю. Молодые и сильные уходили к казакам или пополняли шайки «лихих людей» и «государевых воров».

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев деньКартина «Беглый». Константин Савицкий

В феврале 1597 году в царских указах впервые встретилось понятие «урочных лет». Теперь после заявления помещика, государство пять лет разыскивала его беглого крестьянина. По истечению этого срока беглеца больше не искали. Постепенно срок увеличивался и в 1642 году составлял 10 лет для беглых и 15 для увезенных новым владельцем крестьян.

Крепостное право в истории России

В 1649 году при царе Алексее Михайловиче Романове было издано Соборное уложение.

Д окумент отменял срок давности и отныне беглый находился в розыске всю жизнь. Уложение окончательно прикрепляло крестьянина к земле, что и считается началом классического «крепостного права». Царская Реформа высекла из народного сердца полную обиды и разочарования поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Исторический парадокс:

А лексей Михайлович, который закабалил крестьян, в народе получил прозвище Тишайшего, а вот его потомка императора Александра II, в 1861 году отменившего крепостное право, простой люд не любил. Спустя 20 лет после судьбоносного решения его убили народовольцы. Дарованная Александром воля была не полной, а дух крепостничества из отношений государства-помещика-крестьянина так и не вытравили. Пройдет чуть более 50 лет после манифеста о свободе и в России произойдет Революция.

Одним из главных ее лозунгов станет: «Землю крестьянам!». Когда большевики победят, то придумают слово «колхозник». Работать крестьянин будет не за деньги, а за трудодни, за которые он получит свою долю от урожая. Практику трудодней отменят в 1966 году, а выдача паспортов селянам начнется в 1976 году.

Сколько было крепостных крестьян и где их было больше всего

Со второй половины XVIII века процент крепостных крестьян сокращался. Сама система экономически и морально устарела. С 1816 по 1854 год, свободу по разным причинам получили 957 тысяч крестьян. В 1861 году вышла книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи», согласно которой в Европейской России, Сибири, во владениях русской Северо-Американской компании и Кавказском крае проживало 67 миллионов человек обоего пола.

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев деньПразднование в Москве отмены крепостного права

По данным на 1859 год в стране было 23 миллиона крепостных, из которых 506 тысяч находилось в Закавказском крае и всего 4338 человека в Сибири. Остальные миллионы в «сердце империи» – Европейской части России. Среди них были не только помещичьи, но и государственные крепостные, из которых 3,5 миллиона с 1797 года приписаны на содержание царской фамилии.

Больше всего зависимых крестьян проживало в Смоленской, Тульской и Могилевских губерниях, по 69, 68 и 64% от общей доли населения. 543 тысячи крестьян было приписано к фабрикам и заводам.

Источник

Что означает поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»?

беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Смотреть картинку беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Картинка про беглые или вот тебе бабушка и юрьев день. Фото беглые или вот тебе бабушка и юрьев день

Юрьев день

«Крестьянин был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т.е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного, законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один обязательный срок — неделю до юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днем. Впрочем, в Псковской земле в XVI в. существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно филиппово заговенье (14 ноября). Значит, крестьянин мог покинуть участок, когда кончались все полевые работы и обе стороны могли свести взаимные счеты.» (Ключевский В.О. «Курс русской истории»)

Смысловые синонимы поговорки

Употребление фразеологизма в литературе

«Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от нее.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду [перед смертью] повторил: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (И. Тургенев «Несчастная»)

«Торговые, посадские, промышленные люди на торгу неподвижно слушали указ [о сборе денег по случаю войны], повесив головы, опустив руки. Конь, знамо дело, любит овес, земля — навоз, а воевода — принос! — Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — проговорил Босой» (В. Н. Иванов, «Черные люди»)

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Что же теперь делать? Может быть, правы Угрюмый и Геннадий? Почему молчит Аким, почему не предупреждает Демьяна и Прохора об опасности? Значит, он предатель. (Г. Брянцев «По тонкому льду»)

«Так ведь мы их… в реку покидали,— шепотом ответил Николай. — Слыхал,— по-прежнему громко сказал Даниил Артемьевич. — Что же, вы их и дальше будете в реку кидать? Вот те, бабушка, и Юрьев день…» (А. Рекемчук «Молодо-зелено»).

«Православные! Когда сядет Дмитрий на свой отцовский стол, всем Юрьев день отдаст, все кабалы порешит, всем свобода по старому!» (А. Толстой «Царь Борис»).

«По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (Н. Гоголь «Ревизор»)

«Вот — Юрьев день задумал уничтожить.
Не властны мы в поместиях своих.
Не смей согнать ленивца! Рад не рад,
Корми его; не смей переманить
Работника! — Не то, в Приказ холопий.
Ну, слыхано ль хоть при царе Иване
Такое зло? А легче ли народу?
Спроси его. Попробуй самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.» (А. Пушкин «Борис Годунов»)

Источник

Вот тебе бабушка и Юрьев день

Вот тебе бабушка и Юрьев день (значение фразеологизма) — неожиданная напасть, разочарование (русская пословица).

Юрьев день — отмечавшийся на Руси день Святого Георгия (26 ноября по старому стилю, 9 декабря по новому стилю). В этот день был разрешен переход крестьян от одного помещика к другому. Крестьянам такая возможность давала право выбора хорошего помещика. Многие этим пользовались, уходя от плохих помещиков. К юрьеву дню крестьяне завершали сбор урожая, поэтому переход от одного помещика к другому был безболезненным для обоих. Но в 1590 году, при Борисе Годунове, это правило было отменено. Именно тогда то и появилось это выражение, означающее неожиданную напасть.

Справка о дате – Юрьев день

Церковь Святого Георгия не сохранилась. Находилась она на углу современной Владимирской улицы и Георгиевского переулка в Киеве.

Русский историк Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) в Истории государства Российского описывает этот период истории в России (т. 3):

«Законами царя Иоанна Васильевича позволен был крестьянам переход от одного помещика к другому и сроком этих переходов назначено время — за неделю до осеннего Юрьева дня или спустя неделю, т.е. 26-го ноября, когда празднуется день св. великомученика Георгия, покровителя земледельцев. Сперва царь Феодор Иоаннович, а потом Василий Иоаннович Шуйский запретили этот переход: таким образом крестьяне были закреплены к земле и должны были оставаться у прежнего помещика. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — сказали тогда крестьяне. По другим, недовольные помещиком своим в утешенье говорили про себя: «Вот тебе, бабушка, будет Юрьев день! (разделаемся)». В Малороссии объясняют эту поговорку преданием, что бабушка утвердила в Юрьев день запись, в которой внука делает наследником своим. Когда внук упрямился, она постоянно грозила ему уничтожением записи, приговаривая: «или позабыл Юрьев день?» Однажды внук не вытерпел, бросился колотить бабку, приговаривая в свою очередь: «вот тебе, бабушка, и Юрьев день. » Некоторые слову «Юрьев день» придают смысл «бедствия» вследствие изгнания в XII в. Ярослава из Новгорода на Юрьев день в осень.»

Примеры

«Рассказывали потом. будто (перед смертью) он сидел на полу скрючившись и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.»

«Курс русской истории» :

«Православные! Когда сядет Дмитрий на свой отцовский стол, всем Юрьев день отдаст, все кабалы порешит, всем свобода по-старому!»

Мне Юрьев день простить они не могут.»

Александр Никитыч Романов :

«. Если б Романов сел на царство — Юрьев день Нам отдал бы!»

«Юрьев день! Юрьев день!» (1853 г.)

«Борис Годунов» — Пушкин размышляет о Борисе Годунове:

«Вот — Юрьев день задумал уничтожить.

Не властны мы в поместиях своих.

Не смей согнать ленивца! Рад не рад,

Корми его; не смей переманить

Работника! — Не то, в Приказ холопий.

Ну, слыхано ль хоть при царе Иване

Такое зло? А легче ли народу?

Спроси его. Попробуй самозванец

Им посулить старинный Юрьев день,

Так и пойдет потеха.»

Григорий Отрепьев, узнав что его разыскивают солдаты чтобы схватить говорит — «Вот тебе, бабушка, Юрьев день»

«Ревизор» — из немой сцены, в финале пьесы, когда жандарм требует от Городничего явиться к настоящему ревизору:

«По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *