ben gorham биография дата рождения
Бен Горхэм: «Мои ароматы — как главы одной большой книги»
Основатель Byredo о своих парфюмерных поисках
Как многие пришедшие к успеху люди, шведский парфюмер Бен Горхэм нашел «свое» дело случайно: он был профессиональным баскетболистом, работал в супермаркетах и на стройках, а после окончания художественной школы по стечению обстоятельств познакомился с парфюмером Пьером Вульфом, который и открыл ему мир ароматов. В 2006 году он основал Byredo.
До появления аромата Flowerhead, в котором ключевые аккорды — жасмин, тубероза и роза, вы еще ни разу в своих парфюмах не уделяли такого внимания цветочным нотам и, как говорят, вовсе их избегали. Почему?
Я не совсем избегал их, но я не чувствовал уверенности по поводу создания настоящего цветочного аромата. Потому что, в моем видении, они чересчур традиционны, а мне хочется работать над чем-то более современным.
Есть ли еще какие-то ингредиенты и ноты, которые вы стараетесь не использовать?
В общем-то нет. Разве что мне не очень нравятся водные аккорды — те, которые чаще всего заметны в мужских ароматах и средствах, которыми они пользуются после спортзала. Но в то же время я никогда не говорю «никогда», все отдельно взятые ингредиенты по-своему интересны, и только в отдельной комбинации друг с другом они нам могут нравиться или нет.
Тогда с какими аккордами вам нравится работать больше всего?
Я очень люблю древесные ноты — например, ладан, сандал (особенно мне нравится кремовый оттенок его звучания).
Как в вашем случае проходит процесс создания аромата?
Это всегда происходит по-разному, все зависит от самого проекта. Обычно я составляю небольшой план, в котором излагаю свое видение результата. В него иногда входят изображения, иногда описания, могут быть даже музыка или стихи. Порой работа затягивается и, как кажется, ни к чему не приведет: в моей голове есть очень ясное и понятное для меня представление о том, какой именно аромат хочется получить, но в реальности осуществить это нелегко. Бывает сложно сделать так, чтобы он вызывал «задуманное» мной ощущение. Но и это — часть процесса, которая мне нравится как раз из-за своей сложности.
Всегда ли за вашими ароматами стоит какая-либо история, которую вы хотите рассказать, или же это только комбинации, которые вы составляете?
Каждый раз это, скорее, какая-то история. У всех ароматов есть свое определенное происхождение — это воспоминание, фантазия, что-то, находящееся за пределами материального и взятых за основу «сырых» ингредиентов. И нет истории, которая была бы для меня более важной, я все их люблю одинаково — они как главы одной большой книги. Отчасти они являются отражением моего характера. Но выпускаю я их под именем бренда Byredo, я не называю их «Бен», потому что я не хочу ограничиваться своей личностью, а желаю выйти за ее пределы. Для меня это особенно важно. Мои ароматы несут в себе небольшой отпечаток моей индивидуальности, но каждый из них — это отдельная, мало связанная с другими идея.
Кого из парфюмеров вы сегодня выделяете особенно?
Я могу назвать двоих, с которыми работаю и которых я действительно обожаю, — Джером Эпинетт и Оливия Джакобетти. Эти двое людей на самом деле понимают, какие у меня амбиции и что я хочу получать в результате моих проектов.
Какие у вас взаимоотношения с парфюмерной индустрией?
Я не очень-то слежу за тем, что в ней происходит. Я и сам не ношу ароматов. Стараюсь не пробовать никакие парфюмы.
А если бы выбирали для себя какой-то из собственных ароматов?
Я бы каждый день пользовался разными и носил бы их по очереди.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Основатель марки Byredo Бен Горхэм отвечает на вопросы
Об индийской кухне, хип-хопе и семье.
Костюм из хлопка, хлопковая рубашка, платок из шелка, все Ermenegildo Zegna; лоферы из кожи, Gucci
Костюм из хлопка, хлопковая рубашка, платок из шелка, все Ermenegildo Zegna; лоферы из кожи, Gucci
Вы впервые в Москве?
Нет. Я был в Москве раз десять. Но впервые застал этой весной снег. Утром проснулся и увидел на улице такую красоту!
Когда вы в последний раз плакали?
Недавно я расплакался прямо во сне. Не помню точно, из-за чего.
Каким талантом вы хотели бы обладать?
Я бы хотел быть хорошим вруном. По натуре я слишком честный.
Какую музыку вы слушаете в машине?
Всегда разную. В машине можно слушать все, что угодно. А вообще я люблю классический хип-хоп. Я вырос в Нью-Йорке 1990-х годов, там повсюду была эта музыка.
Последний альбом, который вы скачали?
Это был Drake — Nothing Was the Same.
Вы любите готовить?
Моя мама родом из Индии, поэтому я часто готовлю что-нибудь из индийской кухни — вспоминаю, чему научился у нее. Люблю готовить разные интересные блюда. Люблю вкусно поесть, открыть для себя что-то новое.
Какая книга поразила вас больше всего?
Что бы вы хотели в себе изменить?
Не то чтобы я хотел что-то поменять, но хотел бы иметь больше терпения. Мне все время хочется ускорить окружающий мир. С возрастом я становлюсь спокойнее, но время от времени все равно выхожу из себя.
Без чего или кого вы не смогли бы жить?
Без своей жены и двух дочек.
Фото: Максим Мармур Стиль: Вадим Галаганов
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Бен Горхэм
Бен Горхэм родился в Швеции, вырос в Америке. Его мать была индийской актрисой, а отец – канадским художником. Молодой человек занимался профессиональным баскетболом, работал в супермаркетах и на стройках. Он получил художественное образование в Стокгольмской школе искусств. После этого случайно на выставке познакомился с парфюмером Пьером Вульфом. Эта встреча изменила всю его жизнь.
В 28 лет он решил бросить карьеру в итальянской баскетбольной лиге и заняться созданием ароматов. На разработку своих первых духов его вдохновило воспоминание о поездках на родину матери – в Индию, где он открыл для себя любовь к запаху пряностей и ладана. В 2006 году Горхэмом был основан бренд Byredo.
Бен не самостоятельно занимается созданием духов. У него много идей, которые воплощают в жизнь высококвалифицированные парфюмеры. Мужчина не ставит целью поражать одну целевую аудиторию. Он хочет, чтобы каждый мог найти что-то для себя среди разнообразия ароматов.
Продукция бренда пользуется популярностью как у обычных потребителей, так и среди знаменитостей. К примеру, парфюм Byredo любит Виктория Бэкхем.
Бен состоит в браке с румынкой Наташей (впрочем, для него она — Коко, ей посвящен аромат Blanche). У пары есть дочь Инес. Мужчина увлекается татуировками, их на его теле уже больше 150.
При разработке аромалиний используются редкие натуральные ингредиенты, которые позволяют создать оригинальные, неповторимые композиции. Фирменные духи близки к классике, они находятся вне всяких жанров, штампов и времени.
Бен Горхэм, основатель парфюмерной марки Byredo: «Изначально индустрия была против меня»
Парфюмер-самоучка, профессиональный баскетболист и художник Бен Горхэм рассказывает о себе и своём новом аромате в эксклюзивном интервью SUPER
В Москву приехал новый аромат шведской марки Byredo, ароматы которой любят Виктория Бекхэм, Энн Хэтэуэй, Кейт Босуорт, Джордж Клуни и Карл Лагерфельд. Последнее творение статного татуированного брюнета Бена Горхэма носит название Rose of No Man’s Land, а лицом аромата стала модель Фрейя Бэха.
Бен, у ароматов Byredo никогда не было лиц, их представлявших. Почему именно сейчас и почему именно Фрейя Беха?
Я никогда не привлекал звёзд для рекламы своих ароматов и не собираюсь этого делать. Мой новый аромат — совместный проект с благотворительным фондом «Врачи без границ», которая привлекает внимание к подвигу врачей по всему миру, спасающих тысячи жизней. Фрейя активно их поддерживает, и у нас получилась такая коллаборация.
Что означает название нового аромата?
В годы Первой мировой войны была написана песня про военных медсестёр Rose of No Man’s Land («Ничья роза»). Я заимствовал это название для аромата, в основе которого ноты лепестков розы, цветков малины и папируса.
Сейчас ароматы Byredo известны по всему миру, а как вы начинали свой путь на парфюмерном поприще?
Вообще, я был художником (Бен закончил Стокгольмскую школу искусств. — Прим. ред.), и на одной из выставок современного искусства, где были представлены мои работы, я познакомился с парфюмером Питером Вульфом. В ходе разговора он сказал мне, что ароматом проще и надёжнее вызывать у человека нужные эмоции, чем картинами. Меня заинтересовала эта мысль, и я начал пробовать: искать себе парфюмеров, вникать в основы этого искусства (марку Byredo Бен основал в 2006 году, а первый бутик Byredo был открыт в Стокгольме в 2009 году. — Прим. ред.). У меня появилось ощущение, что я нашёл свой путь.
Что для вас было знаком первого успеха?
Наверное, первая критика моих ароматов в одном авторитетном издании. Я почувствовал: обо мне заговорили. Вообще изначально всех в индустрии возмущало, что человек без какого-либо парфюмерного прошлого вторгается на их территорию. Правда, теперь уже таких голосов почти не слышно.
В одном из интервью вы упомянули сотрудничество с другой нишевой маркой, diptique. Почему вы на это пошли?
У diptyque прекрасное сырьё, мастерские, свое производство. Мы значительно снизили издержки и запустили новые ароматы, воплотив в жизнь смелые с технологической точки зрения идеи.
Какие марки вы считаете конкурентами Byredo?
Я недостаточно хорошо разбираюсь в современной парфюмерии, и у меня есть оправдание — я, как уже говорил, не профи. Мне сложно сказать, кто наши конкуренты. Наверное, это те марки, которые стоят рядом с нами на полках в магазинах. Не зря же их туда поставили, правда?
Кстати, кто у вас занимается отбором точек продаж?
Мы сами напрямую договариваемся с магазинами, выбираем те, которые соответствуют нашим замыслам. В России у нас только один дистрибьютор, и мы продаёмся только в ЦУМе и бутиках Molecule. Это единственная страна, где я полагаюсь на профессионалов, а не на себя.
Вы и ваша команда производите впечатление утончённых, творческих, но при этом открытых ребят.
Мы открытые, это правда: адрес нашего офиса, где я творю в Стокгольме, доступен на сайте — Master Samuelsgatan 10, мы ни от кого не скрываемся.
Как выглядит ваш офис?
По мне, так это дословное отражение нашей коллекции (в активе Byredo — 23 аромата): смесь скандинавского авангарда и индийской традиции. Я ведь наполовину индус, и всегда ощущал в себе часть восточной души.
Сколько времени у вас уходит на создание каждого аромата в среднем?
Чуть больше года. От первых аккордов в лаборатории до первых флаконов на складе. Правда, эти сроки применимы, если всё идет как по маслу. А такое бывает очень редко.
Как проходит ваш рабочий день?
Скорее, рабочая ночь. Я прихожу в офис поздно и ухожу ещё позже. После заката мне как–то сподручнее творить. И идеи у меня рождаются как-то странно, понятия не имею, что это за механизм. Такое ощущение, что они накапливаются и спят где-то в уголках моей памяти, ждут заката, а потом неожиданно выскакивают.
Расскажите о своих простых человеческих увлечениях.
Обожаю спорт, особенно баскетбол. Сам когда-то играл. Но не могу смотреть спорт по телевизору, поэтому для меня нормально сорваться и полететь на другой конец света на интересный матч или боксёрский поединок.
Ваши любимые места?
Свободное время чаще всего провожу в баре напротив своего офиса, там меня и ищите среди завсегатаев. А когда есть не пара часов, а пара недель (или чем больше, тем лучше!) свободного времени, лечу в Лос-Анджелес — это моё самое любимое место на земном шаре!
Можете назвать свой любимый аромат?
Я не пользуюсь ароматами сам. Точнее, с тех пор как я в деле, просто не умею воспринимать их так, как другие люди. Для меня это работы, картины. В основном я ношу те композиции, над которыми в данный момент работаю, то есть промежуточные, незаконченные версии ароматов! Обнашиваю и думаю, что можно улучшить.
Что вы посоветуете начинающим парфюмерам?
Главное — найти хорошего учителя, хороших партнёров. Только тогда может что-то получиться.
Материал подготовила Екатерина Игорева
Парфюмерные прогулки: Бен Горхем в Питере
Красавец с 1000 татуировок и глазами, как у Христа, модель H&M и основатель парфюмерной марки Byredo, Бен Горхем впервые приехал в Петербург для презентации аромата Flowerhead. Наш спецкор в Питере Аня Бобылева показала ему ароматные места в городе.
«Я изучила все посты Яны про основателя и креативного директора бренда Byredo Бена Горхема. Узнала, как он придумывает ароматы, каких художников любит, и как выглядит без рубашки. (Если вам тоже это интересно, смотрите тут, тут и тут.) Поэтому на встречу шла подготовленной и, как мне казалось, спокойной. Но, когда увидела двухметрового красавца с врубелевского «Персидского принца»… слегка опешила, чего уж там. (Хотя вообще-то, как мне казалось, предпочитаю мужчин нордического типа).
Погода была типично петербургской — то снег, то дождь, то конец света. Я подготовилась, намотав меха на кашемировый шарф, а Бен был в кожаных мокасинах на босу ногу.
1. Дом книги на Невском
Я привела его сюда, чтобы щегольнуть, понюхать и согреться.
Ведь Петербург в первую очередь пахнет книгами, плюс мне казалось, что Бен оценит такой блестящий (во всех смыслах) образец модерна. Кого не впечатляют все эти завитушки и витражи?
Оказалось, Бена не впечатляют: «Это, конечно, все очень красиво, я сам живу в доме в стиле модерн. Но сейчас собираюсь переезжать. Мой стиль — это такая, знаешь, одноэтажная Америка 1950-60-х годов. Простота линий и функциональность, опередившая время. Зато сегодня эти дома выглядят такими же современными, как и полвека назад, и нет ощущения, что живешь в музее».
Зато в сувенирном отделе мы застряли надолго, рассматривая копии военных наград и выбирая в подарок дочери Бена калейдоскоп. В итоге он купил сразу три.
На заставке мобильного телефона, кстати, у него как раз фотография дочери — такая очень домашняя, немного размытая, накакого фотошопа.
2. По дороге, без лишних принюхиваний
Пока мы делали обязательные снимки на фоне Казанского собора и храма Спаса-на-Крови, Бен поделился первыми впечатлениями от города: «Я был в Москве много раз, но Петербург, конечно, совсем другой. Архитектура местами похожа — но люди другие. Похожи на европейцев, одеваются как шведы, но, самое главное, с интересом друг на друга смотрят, а не отворачиваются. И в целом выглядят более открытыми и счастливыми».
Мне, как человеку сбежавшему из родной Москвы примерно по тем же причинам, возразить было нечего. Вообще, вопреки моим представлениями, что парфюмер должен ходить и принюхиваться к каждому столбу, Бена больше интересовали социальные аспекты. Много ли бедных людей? Что с уровнем преступности? Как жители относятся к советской символике? Любят ли сладкое? В общем, если когда-нибудь ему надоест придумывать ароматы, вполне может баллотироваться в мэры.
3. Магазин Императорского фарфорового завода, ул. Большая Конюшенная, 21/23, литер А, и ДЛТ
Посуда оказалась его слабостью. И он опять сбил меня с толку, уже поверившую в образ «скандинава-минималиста»: больше всего из ассоритмента ему понравился классический сервиз «Кобальтовая сетка». А в отделе нишевой парфюмерии Дома ленинградской торговли, куда мы тоже зашли по желанию Бена, образ «классического парфюмера» рассыпался окончательно:
— Скажи, у тебя дома есть какие-нибудь парфюмы, кроме твоих?
— Не-а. Да у меня и моих нет.
— А вот так. Я вообще никогда парфюмом не пользуюсь, не люблю этого.
Несколько секунд у меня ушло на то, чтобы этот факт осознать, но тут же я нашла ему объяснение, а образу Бена — новую интерпретацию. Может быть, это и есть признак настоящего творца и художника, который создает не материальную ценность, а объект искусства для других людей. Не станешь же ты на себе картину носить? Вот и он не носит.
При выходе из ДЛТ мы зашли в корнер сумок Celine все с той же социальной миссией — Бену хотелось понять, насколько наши цены отличаются от европейских. Если судить по сумкам Celine — не сильно.
3. Пышечная на Большой Конюшенной, 25
Запах «советского» Петербурга я решила показать Бену на примере легендарной пышечной, где с 1958 года не изменилось ничего. (Для чистоты эксперимента, конечно, нужно было вести в рюмочную. Но все-таки ему еще предстояла презентация…) Но главное, что не изменился запах — так пахло во время полдника в лагере «Артек».
Но оказалось, что это мой личный миф и сплошная романтика: «Определенно пахнет запеченным тестом с сахаром», — заключил Бен и заказал пончик на пробу (кстати, совет московским коллегам: хотите взять хорошее интервью с Беном, на следующую презентацию Byredo принесите шоколадные пончики из Krispy Kremе — его любимые). Запивали мы все это кофе с молоком — так напиток именовался в меню. Помните сладкий какао, который наливали в школьных столовых из больших железных чайников? Вот это было оно. Бен выпил всю чашку, заявив, что точно такой же кофе пьют в Швеции — ну, может, менее сладкий.
4. По дороге к Дворцовой площади
К «Эрмитажу» мы пошли через тайные дворы и арки, где, в общем, тоже должно было пахнуть «настоящим Петербургом» — но, к счастью, не пахло. Вообще не было явных запахов, спасибо снегу?
— Кстати, Питер часто пахнет дождем. Ты представляешь, из чего состоит аромат дождя, как его реализовать во флаконе? Ну например, смешать с чем-нибудь щепотку лаванды?
— Конечно. Но только лаванды там точно не будет — равно как и других натуральных компонентов. Я даже примерно могу в голове сейчас представить химическую формулу.
Разложить аромат дождя на химическую формулу? По-моему, нужно быть для этого сверхчеловеком.
На Дворцовой площади, продуваемой всеми ветрами мира (от предложенного шарфа Бен по-джентльменски отказался) мы сделали фото «я держу памятник», которое есть в каждом семейном архиве.
И пока я вела себя, как старательный гид «посмотрите направо-посмотрите налево», указывая на имперский размах, здание Зимнего дворца и Генштаба, внимание Бена привлек совсем другой объект.
— О, это же «Лада»! Боже, их еще выпускают?
Мы с фотографом, как по команде, повернулись. Действительно, «Лада». Такая баклажановая, потрепанная жизнью, у нее еще должен переключатель скоростей быть прозрачный со «встроенной розой» — в общем, именно то, чего на главной площади Петербурга в идеальном мире быть не должно.
— А сколько она стоит?
— Ну… тысячи три евро.
— Смотри-ка, почти как сумка Celine.
Тут мы с Беном сошлись во мнении, что, конечно, лучше уж отличная сумка, чем плохая машина.
5. Набережная на Сенатской площади
Последним местом, где мы «нюхали» Петербург, стала набережная — куда же без моря?
На набережной, наконец, выглянуло солнце. Но поздно: оказалось, что у Бена запах города уже сложился: «Теперь меня все время преследует запах пончиков. Так что для меня Петербург теперь все время будет пахнуть чем-то сладким».
Не по-достоевски, конечно, но кто-нибудь разве против?
6. Molecule на ул.Казанская, 5
Тут Бен явно попал в свою стихию. Molecule — самое модное парф-пространство в городе. Flowerhead — цветочный аромат Byredo — будет стоять в отличной компании, между By Kilian и Le Labo. Вдохновение Бен отыскал на свадьбе своих индийских родственников, где количество цветов, судя по его рассказам, превышает количество спиртного на свадьбах русских. В основе — самбака (дикий жасмин из Южной Индии), тубероза и роза. Еще есть ноты лимона, брусники и амбры, но я их так и не уловила: жасмин затмил все.
Я — не большой любитель цветочных ароматов, поэтому достоинств в полной мере оценить не могу. Но этот запах, хоть и ярковыраженный, но не приторно-сладкий.
Если сравнивать с букетом (что, в общем, логично), то это — не корзина с розами, пионами и гиацинтами в золотой пыльце, а скромный букетик, перевязанный бечевкой. Лично мне второй вариант милее.