беспокойный язык окаянных дней
Иван Бунин. Окаянные дни
«ПОДОЖДЕМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, КОГДА БОГ ПЕРЕМЕНИТ ОРДУ. »
(Бунин)
Многие русские люди не приняли Октябрьской революции, «бунта бессмысленного и беспощадного», и это строгое неприятие пронесли через всю жизнь. Но неприятие советской власти Буниным, его резко отрицательное отношение к событиям в революционной России остаются обособленными, ярко индивидуальными, почти не поддающимися сравнению. По внешним признакам бунинское отрицание социализма несколько схоже с отрицанием большевистского режима, которое исповедовал в своих философских трудах современник и тезка Бунина Иван Ильин. Однако эти две нелюбви к одному и тому же жизненному явлению, внешне схожие, по православной сути, как мы увижим ниже, крепко отличаются друг от друга. Впрочем, про Ильина и его отношения к Красной России мы уже нашим читателям рассказывали, а про Бунина – попытаемся рассказать сегодня. Тем более, что бунинский урок для нас полезен, думается, ничуть не меньше ильинского.
То, что всякая революция, всякий бунт приносят народу одни беды, Иван Алексеевич Бунин понял рано. Скорее всего, здесь на него оказало влияние его искренняя, с раннего детства, религиозность, чистая приверженность заповедям Иисуса Христа. На формирование убеждений начинающего поэта и писателя сказалось и его жадное, вдумчивое изучение произведений Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского, Толстого. О крестьянских бунтах, революциях, войнах мы уже читаем в ранних рассказах Бунина, таких как «Учитель», «Последняя весна», «Последняя осень», в повести «Деревня».
Скажем, в «Последней весне», в самом начале, рассказывается о деревенском пареньке Мотьке, который собирается идти на войну.
– Так ведь убьют! – говорит ему автор.
– Пущай убивают. Перед тем, как убьют, я и сам многих поубиваю, – отвечает Мотька.
А в конце рассказа речь уже о беженцах: уехали из прифронтовой полосы, ходят по селам, собирают милостыню.
– Чего ж вы уехали от дому-то, от хозяйства? – спрашивают их селяне.
– А, жить нельзя, – отвечают беженцы. – Замучили поборами на раненых. Раненых кажный день сотни, а мы-то одне.
Повесть «Деревня», принесшая громкую славу Бунину, написана была задолго до октябрьского бунта, но уже в ней отчетливое предощущение грядущих страшных событий. Горят усадьбы помещиков. Крестьяне пытаются поделить меж собой хозяйские земли, заслышав, что вышел-де какой-то указ об изъятии у многоземельных хозяев наделов в пользу бедняков. Вон уже когда готовы были крестьяне взяться за вилы да строить счастье на чужой беде.
Понятно, и в этих произведениях, и в более поздних – неприятие Буниным разрушительных бурь и невзгод выражено, как говорится, языком художественных образов. Резок, груб порой этот язык (писатель всегда был сторонником изображения жёсткой правды), но это был язык художественной литературы. И чувствуется, что его уже Бунину не хватало. Жестокая правда жизни требовала иных средств. И он нашел соответствующие средства.
Долгие годы Иван Алексеевич вел дневники, в которые наспех, в свободные минутки, заносил тронувшие его события, впечатления, факты, комментарии. Многое из этих заметок потерялось после революции, когда Бунин вынужден был покинуть Москву и уехать в Одессу, а потом вместе с разгромленными белогвардейцами – бежать в Европу. И все-таки кое-какие тетрадки сохранились, и вот из них-то писатель сумел создать нечто такое, чему, как, пожалуй, и «Архипелагу ГУЛАГ» Солженицына, нет названия. Ни эссе, ни дневниковая проза, ни публицистические заметки – ничто для обозначения этого жанра не подходит. Стихийно родившийся, он значительно богаче, ёмче и эмоциональнее всех, уже существующих прозаических форм.
Да, конечно, мы говорим об «Окаянных днях», наподобие грома грянувших даже после всех нас ошеломивших тогда трех томов солженицынского «ГУЛАГа». Помню, с каким жадным интересом ходили в то время (с десяток лет назад) тонкие брошюрки с «Окаянными днями», выпущенные небольшим тиражом каким-то разворотливым коммерческим издательством. Впрочем, такой ажиотаж стоил того.
Никогда не публиковавшаяся у нас в России книга Ивана Бунина поражала с первой фразы.
«Москва 1918 г. 1 января (старого стиля).
Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто еще более ужасное. Даже наверное так.
А кругом нечто поразительное: почти все почему-то необыкновенно веселы, – кого ни встретишь на улице, просто сияние от лица исходит:
— Да полноте вам, батенька! Через две-три недели самому же совестно будет.
Бодро, с веселой нежностью (от сожаления ко мне, глупому) тиснет руку и бежит дальше. »
И только одну-единственную старуху встретил Бунин в Мерзляковском переулке – на костылях, плачущую, понявшую всю горечь произошедшей трагедии.
– Батюшка, – сказала она, – возьми ты меня на воспитание! Куда ж нам теперь деваться? Пропала Россия, на тринадцать лет, говорят, пропала!
Эх, если бы на тринадцать. На сто лет пропала Россия. Почти на целый век полонит ее шумливая большевистская орда. И это с первых дней революции пророчески понял великий писатель. Понял, потому что хорошо изучил, хорошо узнал, хорошо прочувствовал жизнь русского народа. И, пожалуй, самым страшным в этом изученном, узнанном и прочувствованном было то, что мужик уже тогдашней Руси потихоньку-полегоньку отходил и отходил от Бога. Имя Вседержителя, Творца всего живого и неживого, становилось этаким прикрытием для полуверы – полуневерия многих селян, да и горожан тоже.
Вот такой селянин или горожанин, схоронивший в своей душе заветы Христа, главный из которых – любовь к ближнему, такой (в скобках) «верующий» непременно пойдет за большевистской властью, громогласно заявившей о том, что Бога нет, и всячески потворствующей низменным страстям человека. И не только пойдет, но всячески хвалить ее и защищать будет. До тех пор будет дружить с коммунистами-атеистами, пока не надоест жить грешно, пока душа не запросится к свету Божьему.
Вот потому-то и понял Иван Бунин с первых дней революции то, что разгул большевизма будет долгим, отнюдь не тринадцать лет, и что чем дальше, тем будет все бесчеловечнее и ужаснее. И он напишет такие стихи:
Хозяин умер, дом забит,
Цветет на стеклах купорос,
Сарай крапивою зарос,
Варок, давно пустой, раскрыт,
И по хлевам чадит навоз.
Жара, страда. Куда ж летит
Через усадьбу шалый пёс.
Вот рожь горит, зерно течёт,
А кто же будет жать, вязать?
Вот дым валит, набат гудёт,
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать
И как Мамай всю Русь пройдет.
Ивана Алексеевича Бунина долгое время считали лишь талантливым писателем с небывало острым зрением на мир, отказывая ему в способностях видеть мир целостно, взаимосвязанно, философски. О том, что это не так, мы убедились только что. В первые дни после революции только глубоко думающий философ мог предсказать, что большевизм долгие годы будет тиранить православную страну. Мы видели, как точно обосновал он свои убеждения.
Но причины торжества красной тирании виделись Бунину не только в отходе от Бога; он шел в своей концепции дальше и, подобно Ильину, обнаруживал корни этих причин в душе человеческой. Вот какую мысль находим мы в «Окаянных днях»: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, облаков, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто? А ведь говорили, что я только ненавижу. »
Итак, по свидетельству самого писателя, он ненавидел не весь русский народ, а ту его часть, которая поддалась «обработке Емельки Пугачева», а точнее – обработке большевистской; и страдал, бился за ту часть народа, которая осталась с Сергием Радонежским. Но вот ведь тут какое дело. Не два типа существует в народе, а один, славянский, но в типе этом перемешено всё – и добро и зло, и правда и кривда, и вера и безверие, и греховность и святость. В силу «страшной переменчивости» человеческой души – отход от Бога и совершается. «Меняющиеся» славяне как раз и поддержали большевиков, пошли за ними и шли, пока вконец не разочаровались. А разочаровавшись и раскаявшись, многое поняв, вновь поспешили к Творцу.
В принципе, эту концепцию видим мы в православном догматическом богословии, ее же находим и в трудах философа Ивана Ильина (скажем, в работе «О русской идее»). А поскольку греховным, безбожным становится все тот же человек, созданный Богом, то к этому человеку у Ильина, как и у большинства православных богословов, нет никакой ненависти, а есть страшная боль за него, есть постоянная молитва к Всевышнему, чтобы подпавшего под влияние «Емельки Пугачева» Он направил на путь истинный. Хотя, подобно Бунину, и Ильин не мог принять безбожия на Руси, и очень резко отзывался о Красной России, и словом своим, примером стремился сделать всё возможное, чтобы большевистский плен закончился как можно скорее.
Вот оно – различие в отношениях Бунина и Ильина к безбожному бунту в России: Бунин не мог принять революции и ненавидел тех, кто принял революционную дикость; Ильин тоже не мог принять губительной революции, беспощадно ее критиковал, но участников разрушения прежнего уклада жизни ненавидеть не мог; он знал, что в конце концов многие из них опомнятся, осознают свой грех и снова вернутся к Богу.
Если говорить по большому счету, то Бунина и Ильина разделило различное понимание главной заповеди Христовой – любить ближних и врагов. Настоящая любовь требует полного прощения, которое исключает ненависть. Ведь ненависть – это никакое не достоинство, а большой и тяжкий христианский грех. Вспомним слова Иисуса, распятого на кресте. Это были не проклятия убийцам и мучителям. Это была просьба к Богу Отцу простить их. Иисус взмолился в муках: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят».
Впрочем, нас не должно удивлять различие в понимании двумя русскими гениями сути Божественной заповеди о любви, ведь, как известно, и до сих пор не только среди писателей и философов, но даже и среди богословов нет на этот счет единого мнения, хотя, как мне кажется, сердце истинно верующего обязательно склонится к убеженности Христа прощать даже врагам Своим. Бунин, к сожалению, так не думал. В парижской речи «Миссия русской эмиграции» он говорил о революционном мужике: «И дикарь всё дробил, всё топтал и даже дерзнул на то, чего ужаснулся бы сам дьявол: он вторгся в самые Святые святых своей родины, в место страшного и благословенного таинства, где века почивал величайший Зиждитель и Заступник ее, коснулся раки Преподобного Сергия, гроба, перед коим веками повергались целые сонмы русских душ в самые высокие мгновения их земного существования. Боже, и это к этому самому дикарю должен я идти на поклон и служение? Это он будет державным хозяином всея новой Руси, осуществившим свои «заветные чаяния» за счет соседа, зарезанного им из-за полдесятины лишней земельки?» Подобные мысли встречаем мы и в «Окаянных днях».
Пожалуй, только этот момент – ненависть к врагам России – меня и насторожила при еще одном прочтении бунинских «Дней» и «Миссии русской эмиграции». Всё остальное вызывает изумление и удивление. Ну, скажем, хотя бы то пророческое видение, что революция, бунт народный даны нам Богом в наказание за равнодушие к судьбе русского мужика, за безразличие к его чаяниям и запросам, за отход от Бога, за нашу неправедную жизнь.
Или хотя бы тот призыв к русским, оказавшимся за рубежом, ни словом, ни делом не поддерживать Русь Советскую, противостоять ей истинной верой в Бога, в добро, высокую нравственность и справедливость и тем самым выполнить свою трагическую, но такую нужную для потомков, да и для тогдашней России миссию.
Не может быть незамеченной и убежденность писателя в то, что Бог сменит гнев на милость, и дни испытания подойдут к концу. Приведу еще одну небольшую цитату из Бунина: «Скорбно и трогательно – говорили на древней Руси: «Подождем, православные, когда Бог переменит орду». Давайте подождем и мы. »
Бунин дождался только начала перемены орды – ухода из жизни Сталина, вождя восставших масс. Нам с вами довелось увидеть падение Советской Империи, возрождение разрушенных церквей, возвращение людей от безверия к вере, более глубинное постижение истин Православия. Как бы порадовался Иван Алексеевич Бунин всем этим знаменательным переменам. Порадовался с его постоянной искренностью.
Иван Бунин. Окаянные дни. Ключевые точки
«Окаянные дни» Бунина – один из ценных источников, содержащий массу показательных свидетельств о времени коренного изменения жизни России.
Его ценность определяется, пожалуй, двумя вещами:
примерной внимательностью автора к мельчайшим деталям окружающей жизни, с последующим их дотошным фиксированием,
главное – искренностью автора.
Последняя позволяет сегодня, спустя столетие, увидеть живых людей – действующих лиц тех событий, понять их настроения и отношение к происходящему.
Причём, людей с обеих сторон:
тех, кто принял новую Россию и стал частью небывалого в человеческой истории общественного проекта,
и тех, кто сгинул в бездне, без преувеличения, сатанинских гордыни и ненависти.
Москва
6 февраля 1918
– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь.
Солдаты подтвердили: «Вот это верно!» – и тоже отошли.
На Петровке монахи колют лед. Прохожие торжествуют, злорадствуют:
– Ага! Выгнали! Теперь, брат, заставят!
8 февраля 1918
Нынче утром, когда мы были у Юлия, Н. Н. говорил, как всегда, о том, что все пропало, что Россия летит в пропасть. У Андрея, ставившего на стол чайный прибор, вдруг запрыгали руки, лицо залилось огнем:
– Да, да, летит, летит! А кто виноват, кто? Буржуазия! И вот увидите, как ее будут резать, увидите!
9 февраля 1918
Вчера были у Б. Собралось порядочно народу – и все в один голос: немцы, слава Богу, продвигаются, взяли Смоленск и Бологое.
– Это для меня вовсе не камень, – поспешно говорит дама, – этот монастырь для меня священный храм, а вы стараетесь доказать.
– Мне нечего стараться, – перебивает баба нагло, – для тебя он освящен, а для нас камень и камень! Знаем! Видали во Владимире! Взял маляр доску, намазал на ней, вот тебе и Бог. Ну, и молись ему сама.
10 февраля 1918
Потом читал корректуру своей «Деревни» для горьковского книгоиздательства «Парус». Вот связал меня черт с этим заведением! А «Деревня» вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает?
15 февраля 1918:
После вчерашних вечерних известий, что Петербург уже взят немцами, газеты очень разочаровали. Все те же призывы «встать, как один, на борьбу с немецкими белогвардейцами».
25 февраля 1918
Опять какая-то манифестация, знамена, плакаты, музыка – и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток:
– Вставай, подымайся, рабочай народ!
Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские.
Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить, – и без всякого клейма все видно.
9 марта 1918
Нынче В. В. В. – он в длинных сапогах, в поддевке на меху, – все еще играет в «земгусара», – понес опять то, что уже совершенно осточертело читать и слушать:
– Россию погубила косная, своекорыстная власть, не считавшаяся с народными желаниями, надеждами, чаяниями. Революция в силу этого была неизбежна.
11 марта 1918
Грузинский сказал:
– Я теперь всеми силами избегаю выходить без особой нужды на улицу. И совсем не из страха, что кто-нибудь даст по шее, а из страха видеть теперешние уличные лица.
Понимаю его как нельзя более, испытываю то же самое, только, думаю, еще острее.
13 марта 1918
До сих пор трепещут и за свою власть, и за свою жизнь. Они, повторяю, никак не ожидали своей победы в октябре. После того, как пала Москва, страшно растерялись, прибежали к нам в «Новую Жизнь», умоляли быть министрами, предлагали портфели.
23 марта 1918
И Азия, Азия – солдаты, мальчишки, торг пряниками, халвой, маковыми плитками, папиросами. Восточный крик, говор – и какие все мерзкие даже и по цвету лица, желтые и мышиные волосы!
24 марта 1918
В кухне у П. солдат, толстомордый, разноцветные, как у кота, глаза. Говорит, что, конечно, социализм сейчас невозможен, но что буржуев все-таки надо перерезать. «Троцкий молодец, он их крепко по шее бьет».
Одесса
12 апреля 1919
Все слухи и слухи. Жизнь в непрестанном ожидании (как и вся прошлая зима здесь, в Одессе, и позапрошлая в Москве, когда все так ждали немцев, спасения от них). И это ожидание чего-то, что вот-вот придет и все разрешит, сплошное и неизменно-напрасное, конечно, не пройдет нам даром, изувечит наши души, если даже мы и выживем. А за всем тем, что было бы, если бы не было даже ожидания, то есть надежды?
13 апреля 1919
Слухи и слухи. Петербург взят финнами. Колчак взял Сызрань, Царицын. Гинденбург идет не то на Одессу, не то на Москву. Все-то мы ждем помощи от кого-нибудь, от чего-нибудь, от чуда, от природы! Вот теперь ходим ежедневно на Николаевский бульвар: не ушел ли, избавь Бог, французский броненосец, который зачем-то маячит на рейде и при котором все-таки как будто легче.
20 апреля 1919
Засыпаешь, изнуренный от того невероятного напряжения, с которым просишь об их погибели… Зачем жить, для чего? Зачем делать что-нибудь? В этом мире, в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно.
«Этим записям цены не будет». А не все ли равно? Будет жить и через сто лет все такая же человеческая тварь, – теперь-то я уж знаю ей цену!
24 апреля 1919
В Одессе народ очень ждал большевиков – «наши идут». Ждали и многие обыватели – надоела смена властей, уж хоть что-нибудь одно, да, вероятно, и жизнь дешевле будет. И ох как нарвались все!
25 апреля 1919
А на площади, возле Думы, еще и до сих пор бьют в глаза проклятым красным цветом первомайские трибуны. А дальше высится нечто непостижимое по своей гнусности, загадочности и сложности, – нечто сбитое из досок, очевидно, по какому-то футуристическому рисунку и всячески размалеванное, целый дом какой-то, суживающийся кверху, с какими-то сквозными воротами. А по Дерибасовской опять плакаты: два рабочих крутят пресс, а под прессом лежит раздавленный буржуй, изо рта которого и из зада лентами лезут золотые монеты. А толпа? Какая, прежде всего, грязь! Сколько старых, донельзя запакощенных солдатских шинелей, сколько порыжевших обмоток на ногах и сальных картузов, которыми точно улицу подметали, на вшивых головах! И какой ужас берет, как подумаешь, сколько теперь народу ходит в одежде, содранной с убитых, с трупов!
А в красноармейцах главное – распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр». Одеты в какую-то сборную рвань. Иногда мундир 70-х годов, иногда, ни с того ни с сего, красные рейтузы и при этом пехотная шинель и громадная старозаветная сабля.
27 мая 1919
Был Н. П. Кондаков. Говорил о той злобе, которой полон к нам народ и которую «сами же мы внедряли в него сто лет».
2 июня 1919
Полевицкая опять о том, чтобы я написал мистерию, где бы ей была «роль» Богоматери «или вообще святой, что-нибудь вообще зовущее к христианству». Спрашиваю: «Зовущее кого? Этих зверей?» – «Да, а что же? Вот недавно сидит матрос в первом ряду, пудов двенадцать – и плачет. » И крокодилы, говорю, плачут.
9 июня 1919
И все то же бешенство деятельности, все та же неугасимая энергия, ни на минуту не ослабевающая вот уже скоро два года. Да, конечно, это что-то нечеловеческое. Люди совсем недаром тысячи лет верят в дьявола. Дьявол, нечто дьявольское несомненно есть.
11 июня 1919
А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья, – сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая. И как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько «удалых разбойничков», столько бродяг, бегунов, а потом хитровцев, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции. Что ж дивиться результатам?
. В мирное время мы забываем, что мир кишит этими выродками, в мирное время они сидят по тюрьмам, по желтым домам. Но вот наступает время, когда «державный народ» восторжествовал. Двери тюрем и желтых домов раскрываются, архивы сыскных отделений жгутся – начинается вакханалия. Русская вакханалия превзошла все до нее бывшие…
Поехали извозчики, потекла по улицам торжествующая московская чернь…
13 июня 1919
Неистовым криком о помощи полны десятки миллионов русских душ. Ужели не вмешаются в эти наши «внутренние дела», не ворвутся наконец в наш несчастный дом, где бешеная горилла уже буквально захлебывается кровью?
18 июня 1919
Только что был на базаре. Бежит какой-то босяк, в руках экстренный выпуск газеты: «Мы взяли назад Белгород, Харьков и Лозовую!» – Буквально потемнело в глазах, едва не упал.
…Вчера на базаре несколько минут чувствовал, что могу упасть. Такого со мной никогда не бывало. Потом тупость, ко всему отвращение, полная потеря вкуса к жизни.
20 июня 1919
Часто заходим и в церковь, и всякий раз восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах! Умер член редакции, заведующий статистикой, товарищ по университету или по ссылке. И в церкви была все время одна мысль, одна мечта: выйти на паперть покурить. А покойник? Боже, до чего не было никакой связи между всей его прошлой жизнью и этими погребальными молитвами, этим венчиком на костяном лимонном лбу.
Пример «сгинувших в бездне, без преувеличения, сатанинских гордыни и ненависти» – в частности, пример самого автора этих дневниковых записей – имеет, пожалуй, ключевое значение для понимания. «святости Царственных страстотерпцев», как бы кто к ней (святости) и к ним (страстотерпцам) ни относился.
Стоит только поставить рядом автора «Окаянных дней» и другого:
«Пьяные матросы вышли в царский сад и увидели перед собой царского сына; злорадно оскалившись, они заорали:
– Ну что, царь несостоявшийся?! Эх, заживём теперь без вас! – и засмеялись, так им хотелось унизить этого арестованного больного двенадцатилетнего ребёнка.
. А тот, вдруг улыбнувшись сказал:
– Христос Воскресе, братцы!»
А потом сравнить их с двумя:
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас,
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал».
Признаки надвигающегося инсульта
«Инсульт (позднелат. insultus приступ) — это острое нарушение мозгового кровообращения» (БСЭ). Инсульты бывают двух типов: геморрагический и ишемический (инфаркт мозга).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утверждает, что «80 % преждевременных инфарктов и инсультов может быть предотвращено»
Ишемический инсульт
Острое нарушение кровообращения мозга не возникает внезапно, существуют определенные признаки надвигающейся сосудистой катастрофы:
Указанные состояния могут пропадать и снова появляться в более выраженной форме.
При наличии одного или более признаков следует проконсультироваться с врачом неврологом и провести (оценку) состояния сосудов головного мозга.
В КСЦ Переделкино работает медицинская программа «Кардиодиагностика».
В рамках данной программы можно провести необходимые исследования и получить консультации у специалистов. Узнайте подробнее здесь
Симптомы у мужчин
У мужчин обычно первые признаки нарушения кровообращения мозга наступают после 40 лет и проявляются следующими состояниями:
Симптомы у женщин
Признаки приближения инсульта у женщин практически такие же как и у мужчин:
Первые симптомы патологии сосудов мозга у женщин могут быть нетрадиционными, что затрудняет раннюю диагностику.
Геморрагический инсульт
При геморрагической форме инсульта наблюдаются следующие состояния:
Эти состояния развиваются внезапно и за очень короткий отрезок времени, поэтому признаки приближения геморрагического инсульта практически незаметны.
Предрасположенность к острым нарушениям кровоснабжения мозга наблюдается у гипертоников, курильщиков со стажем, лиц, страдающих от сахарного диабета, заболеваний сердца и сосудов, ожирения, а также у тех, чей уровень показателей холестерина в крови превышает норму.
Что делать, если есть признаки нарушения мозгового кровообращения
При появлении ранних симптомов инсульта требуется правильное лечение, назначить которое может только врач-невролог. Самолечение может привести к ухудшению состояния больного и даже к летальному исходу.
Ранние симптомы инсульта требуют обязательного проведения адекватного лечения современными лекарственными препаратами. Их вид, дозировку и кратность использования определяет только специалист-невролог. Самолечение при таком диагнозе абсолютно противопоказано. Оно способно существенно ухудшить состояние больного, а также привести к летальному исходу.
Кроме приема лекарственных средств, врач обязан посоветовать своему пациенту изменить образ жизни:
Наш санаторий предлагает медицинскую программу «Кардиопрофилактика» для предотвращения инсульта, инфаркта и других сосудистых катастроф. Узнайте подробнее по ссылке
Признаки инсульта
Для обучения сотрудников скорой помощи в США был разработан простой тест FAST (Face Arms Speech Time):
Еще один признак инсульта:
предложите человеку показать язык (если он повернут, искривлен или находится в неестественном положении, то это признак инсульта).
Если проблемы возникнут даже с одним из этих заданий — сразу звоните в скорую медицинскую помощь и описывайте симптомы по телефону.
Если в течение 3 часов с момента приступа острого нарушения мозгового кровообращения прибудет бригада врачей и окажет помощь, то последствия приступа будут менее тяжелыми и могут даже не проявиться.
Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.
Информация по приказу 956Н
Сведения о регистрации
Сведения об учредителях
Руководство
Режим работы
График приема граждан руководителем и уполномоченными лицами
Адреса и контакты органов в сфере охраны здоровья
Информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья
Программа госгарантий
Правила оказания платных услуг
Медицинский персонал
График работы и часы приема медработников
Перечень ЖНВЛП
Перечень ЛП, назначаемых по решению комиссии
Лицензия
Приказы
Тарифы
Политика конфиденциальности
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО КСЦ «Переделкино» (далее – Оператор).
Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/.
2. Основные понятия, используемые в Политике
Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://peredelkinokardio.ru/;
Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
Фамилия, имя, отчество;
Электронный адрес;
Номера телефонов;
Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных
Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление услуг.
Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных
Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://peredelkinokardio.ru/. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомле
7. Трансграничная передача персональных данных
Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.