бетховен 250 лет со дня рождения
Ресурсный центр Музыка
Музыка, творчество, дети
Свежие записи
Основные рубрики
Даниил Демчук
Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой
Награды от Аrt Kids нашим пианисткам
Поздравляем Любаву Ролич с победой
Поздравляем Елизавету Казакову
Поздравляем юных цимбалисток
Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую
Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич
Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020
Людвиг ван Бетховен. К 250-летию со Дня рождения
Людвиг ван Бетховен — величайшее явление в истории мировой музыкальной культуры, композитор, ставший легендой еще при жизни. Обладатель невероятного таланта, позволявшего ему создавать гениальные произведения даже при потере слуха, он стал основателем новой эпохи Романтизма в западноевропейской музыке, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма.
Перу Бетховена принадлежат более 650 гениальных произведений: 9 симфоний, опера «Фиделио», 16 струнных квартетов, ряд увертюр, концертов для различных инструментов. Неоспорима заслуга великого композитора и как популяризатора фортепиано — для этого инструмента им написано 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений.
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне в семье певца Иоганна Бетховена (1740-1792) и Марии-Магдалины (1748-1787).
Отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта, рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью.
Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении. Друзья отца обучают будущего композитора игре на органе и скрипке.
С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе, который познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна.
Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра, что позволило ему значительно поддержать материальное положение семьи.
Когда Людвигу ван Бетховену было 12 лет издается первое его сочинение — Вариации на тему марша Дресслера. В этом возрасте он уже работал помощником придворного органиста.
В 1787 Людвиг ван Бетховен году едет в Вену, где знакомится с Моцартом. Прослушав импровизации Бетховена, великий маэстро пришел в восторг и открыто заявил: «Не отрывайте от него взора – однажды о нем заговорит мир». Но болезнь матери вынуждает Людвига срочно вернуться домой и расстаться с мечтой о совместных занятиях со своим кумиром. После смерти матери он остается единственным кормильцем в семье. Несмотря на занятость по службе, Бетховен продолжает свое образование, посещая лекции на философском факультете Боннского университета.
В 1792 году переезжает в Вену и начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но ученик и учитель, к сожалению, не сошлись характерами и Бетховен сам находит себе учителя — Антонио Сальери, который ввел его в круг признанных венских музыкантов. Бетховен быстро получает известность как виртуозный пианист, а вскоре становится и одним из самых востребованных композиторов Вены (за первые десять лет в Вене, написано более тридцати произведений). В 1795г. он дает дебютный концерт, в котором звучат его произведения. Гениальная музыка произвела сильное впечатление на публику, которая по достоинству оценила талант Людвига ван Бетховена.
В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Осознавая, что он вот-вот окончательно оглохнет, композитор начинает активно работать днем и ночью. Именно в этот период он написал одни из лучших своих произведений. В 1808г. Бетховен создает знаменитую «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей.
В 1809г. ему поступает выгодное предложение о написании музыки к драме Гете «Эгмонт». Стоит заметить, что композитор отказался от предложенного гонорара, поскольку был ценителем творчества немецкого писателя.
Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнут и угрюм, отказывается от выступлений. Вначале он общался с друзьями с помощью усиливающей звуки слуховой трубы. С 1819 года для общения с собеседниками, Бетховену пришлось применять бумагу и карандаш. До наших дней дошли некоторые его «разговорные тетради». В этих «тетрадях» ему писали реплики друзья, на некоторые из которых он отвечал, так же на бумаге.
Чтобы «слышать» музыку, Бетховен использует деревянную трость. Один ее конец он зажимает в зубах, а вторым касается передней панели инструмента. Благодаря вибрации, он чувствовал игру инструмента, что сильно ободряло и радовало его. Композитор продолжает писать произведения, которые становятся классикой еще при его жизни.
Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. 29 марта во время похорон свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Похоронен Бетховен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта). В 1888 году перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
Бетховен оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру. Симфония № 5, «Лунная соната», «К Элизе», «Эгмонт» и многое другое.
Андрей Дубов.
Бетховен (250 лет со дня рождения)
Избранные фортепианные сонаты
Камерный зал Филармонии
Видеозапись концерта
Личный кабинет меломана
синхронизация с мобильным приложением
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
Андрей Дубов (фортепиано)
В программе:
Бетховен
Соната № 1 фа минор, соч. 2 № 1
Соната № 7 ре мажор, соч.10 № 3
Соната № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2 («Quasi una fantasia»)
Соната № 23 фа минор, соч. 57 («Appassionata»)
Людвиг ван Бетховен. Избранные фортепианные сонаты (К 250-летию со дня рождения)
Андрей Дубов
Андрей Дубов родился в 1987 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2006, класс Лидии Григорьевой), Российскую академию музыки имени Гнесиных (2011, класс профессора Сергея Сенкова) и аспирантуру академии. В 2016 году завершил обучение в аспирантуре Университета Моцартеум в Зальцбурге (класс профессора Андреаса Гротхёйзена). В том же году совершенствовался в Сицилийской фортепианной академии у профессора Эпифанио Комиса. Принимал участие в мастер-классах Дмитрия Башкирова, Питера Донохоу, Арье Варди, Павла Гилилова, Феликса Готлиба и других известных пианистов.
Лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, среди которых конкурсы в Эпинале, Grand Prize Virtuoso в Париже, имени Артура Рубинштейна в Дрездене, eMuse в Афинах, конкурсы в Гонконге, Алма-Ате и Первые Евразийские музыкальные игры в Астане.
Много гастролирует в России и за рубежом. Принимает участие в престижных международных фестивалях, среди которых Бетховенский фестиваль в Бонне и PianoFest во Фрайбурге (Германия), Брукнеровский фестиваль в Линце (Австрия), «Музыкальная осень» и фестиваль в Трекастаньи (Италия), «Черешневый лес» и «Русские вечера» (Россия).
Выступал с оркестрами Мариинского и Большого театров, Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Госкапеллы Санкт-Петербурга, Национальным филармоническим оркестром Братиславы и другими коллективами.
Преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. Проводит мастер-классы в разных странах. Принимает участие в работе жюри международных конкурсов.
В 2018 году Андрей Дубов опубликовал сборник собственных фортепианных транскрипций произведений Мусоргского, Рахманинова и Чайковского, а также выпустил их запись на компакт-диске («Дека-ВС»). Транскрипции вошли в репертуар многих пианистов, исполнялись в Большом зале Московской консерватории, нью-йоркском Карнеги-холле, Берлинской филармонии.
Людвиг ван Бетховен в свои 250 лет не стар. Он суперстар
Автор фото, Andreas Rentz/Getty Images
Настенная роспись на фасаде одного из домов на родине композитора в Бонне, открытая в ознаменование его 250-летнего юбилея
Чак Берри. «Roll Over Beethoven»
Автор фото, Michael Ochs Archives/Getty Images
В 1956 году в своем хите «Roll Over Beethoven» «отец рок-ролла» Чак Берри призывал низвергнуть Бетховена. Однако многочисленные рок-музыканты не только не последовали его примеру, но и включали музыку Бетховена в свои композиции
В 1956 году, на заре рок-н-ролла, Чак Берри, один из пионеров жанра, выпустил сингл, предвестивший пришествие новой дерзкой молодежной музыки. Справедливо прозванный «отцом рок-н-ролла», Чак Берри под энергичный ритм электрогитары громогласно и бесцеремонно требовал от Бетховена «врубиться в ритм-энд-блюз» и заодно «сообщить о новости» другому классику, Петру Ильичу Чайковскому. Они оба должны были «перевернуться» в своих могилах, узнав, что их возлюбленная классика уступает место рок-н-роллу.
Песня Берри отражала наметившийся в послевоенные годы и проходивший прямо у него в семье конфликт между классикой и поп-музыкой. Как рассказывал биограф Берри Брюс Пегг, «вдохновлена она была семейным соперничеством занимавшейся классическим фортепиано его сестрой Люси и блюзово-роковыми увлечениями самоучки Берри».
«Roll Over Beethoven» не только низвергала классиков, но и была наполнена ссылками на появившиеся чуть ранее рок-н-ролльные хиты: «Blue Suede Shoes» Карла Перкинса, «Early in the Morning» Луи Джордана, а звукоподражательный возглас «hey diddle diddle» был прямой ссылкой на соратника Берри по раннему рок-н-роллу Бо Дидли.
Сама «Roll Over Beethoven» мгновенно стала рок-стандартом, который исполняли многочисленные последователи Чака Берри. Пожалуй, самую известную кавер-версию классического рок-хита записали в 1963 году «Битлз», и она стала одним из самых популярных их номеров в первой половине 1960-х.
Начиналась она с полноценного оркестрового вступления из бетховенской Пятой симфонии, в развернутом инструментальным проигрыше угадывались темы и Бетховена, и Римского-Корсакова, а завершалось все грандиозным бетховенским аккордом из той же Пятой симфонии.
Леонард Бернстайн «Somewhere»
Конец истории Подкаст
Deep Purple: «Exposition» и другие
И хотя высказывание это грешит граничащей с маниакальным эгоцентризмом самоуверенностью, оно отражает то почтительно-благоговейное отношение, которое испытывал к классической музыке, и в первую очередь к Бетховену, сооснователь Deep Purple.
До того как, благодаря альбому In Rock, они стали пионерами хард-рока, британцы из Deep Purple усилиями своего получившего классическое образование клавишника Джона Лорда вовсю экспериментировали в поисках синтеза рока и классической музыки. Апогеем этих экспериментов стал грандиозный «Концерт для группы с оркестром», который Deep Purple в сопровождении Королевского филармонического оркестра исполнили на сцене Royal Albert Hall в сентябре 1969 года.
Ту же «К Элизе» и фрагменты знаменитой Девятой симфонии можно услышать и на записанном в 1993 году концертном альбоме Сome Hell or High Water.
«Битлз» «Because»
Услышав «перевернутую» версию бетховенской сонаты, вдохновленный Леннон тут же наиграл свою мелодию. В записи она превратилась в величественный, поистине классический хорал, в котором утроенные голоса Леннона, Маккартни и Харрисона звучат в сопровождении электрифицированного клавесина Джорджа Мартина.
«Because» вовсе не обязательно прослушивать в обратную сторону, чтобы ощутить в ней явственное бетховенское влияние.
Мигель Риос «Song of Joy»
В 1972 году мелодия была признана официальным гимном Совета Европы, а впоследствии и Европейского союза.
В Чили «Оду» пели активисты на антиправительственных демонстрациях в годы пиночетовского режима. Китайские студенты запустили ее из репродукторов на площади Тяньаньмэнь в июне 1989-го. В том же 1989-м в рождественский день Леонард Бернстайн дирижировал оркестром на месте только-только разрушенной Берлинской стены, причем слово «Freude» было заменено на слово «Freiheit» и «Ода к радости» стала «Одой к свободе». Она прозвучала в заключении речи Эммануэля Макрона на площади перед Лувром после его победы на президентских выборах во Франции в 2017 году.
В поп-хит «Оду к радости» превратила сделанная еще раньше, в 1969 году, совершенно неполитизированная версия классической бетховенской мелодии. Аранжировку сделал аргентинский композитор Вальдо де лос Риос, а спел ее по-английски под названием «Song of Joy» испанский певец и актер Мигель Риос.
В 1970 году песня пользовалась колоссальной популярностью, взойдя на первые места хит-парадов в Австралии, Канаде, Германии, Швейцарии и в категории Easy Listening в США. В поп-чартс в США она поднялась до 14-го места, а в Британии до 16-го. Всего по миру сингл был продан в количестве свыше четырех миллионов экземпляров.
Билли Джоэль «This Night»
Билли Джоэль не случайно написал песню «Piano Man», давшую ему известное на весь мир прозвище. В детстве по настоянию матери он занимался классическим фортепиано, и до того, как стать певцом, зарабатывал себе на жизнь игрой на пианино в ночных клубах Нью-Йорка.
К классике он в своей профессиональной карьере практически не обращался, но следы ее проявились в его песнях. В частности в песне «This Night» из вышедшего в 1983 альбома Innocent Man.
«Патетическая соната», как и другие сонаты Бетховена, предназначалась для сольного фортепиано. Джоэль значительно ускорил ее темп и добавил рок-инструментовку, но оригинальная гармония и мелодия легко узнаются в припеве песни. Основную тему, которая у Бетховена отведена правой руке, Джоэль поет, а гармоническую прогрессию левой руки исполняет аккомпанирующий ему ансамбль.
В отличие от многих других поп- и рок-артистов, которые далеко не всегда указывали на заимствованную ими музыку, Джоэль назвал на обложке альбома «Патетическую» в качестве источника своей песни.
Дань Бетховену от Билли Джоэля этим не ограничивается. В его концертах нередко звучал торжественный финал знаменитой Девятой симфонии.
250 лет со дня рождения Бетховена
Людвиг ван Бетховен — гений симфонизма, о котором почти все знают почти всё. И в то же самое время — человек, остающийся на протяжении веков мистической загадкой.
Один из величайших музыкантов, который ценой своего недуга и сопряжённых с ним страданий доказал, что музыку мы тогда слышим, когда её чувствуем. Человек Божий, обшит кожей, а внутри у него — крохотная (впрочем, всё равно, каких размеров) музыкальная такая шкатулочка. Она играет иногда сама по себе — вдруг прилипчивая незатейливая мелодия несколько дней напевается, как ты её ни гони, замечали? Она улавливает наше настроение. Она полностью совпадает с нашим характером. Тайну гармонии звуков уже пытаются теребить в лабораториях. Но Бетховен пару веков назад объяснил всё “полевым экспериментом”: музыка — это звуковая “осциллограмма” того, что мы привыкли называть душой.
Как обычно и бывает в судьбах великих, высочайшие взлёты музыкального вдохновения у Бетховена всегда находились в обратной пропорции с его непростыми жизненными перипетиями.
7 вех в судьбе Бетховена, о которых, возможно, вам слышать не приходилось
Биографию человека обычно открывают датой его рождения. Описывая жизненный путь Бетховена, библиографы спотыкаются сразу же, на первом шагу. Точного дня рождения Людвига ван Бетховена никто назвать не может. В церковных книгах Бонна, где жила семья Бетховенов, сохранилась запись о крещении младенца — 17 декабря 1770 года. Некоторые исследователи на основании собственной логики приходят к выводу, что “родился он, стало быть, 16 числа”, но документов, подтверждающих это, никто найти не смог.
По мужской линии у мальчика в роду были сплошь музыканты — дед Людвиг служил в придворной капелле вначале певцом (бас), а затем капельмейстером (назначение подписал сам Клеменс Август Баварский, курфюрст и архиепископ Кёльнский). Отец, Иоганн — там же, тенором. Так что с профессией Людвига-внука вопросов не возникало — пойдёт по музыкальной стезе, конечно.
“Моцартом не вышел”, но в славе ему не уступил
Иоганн Бетховен отсутствием честолюбия вовсе не отличался: он решил, что его сын должен стать “вторым Моцартом”, причём уже в детском возрасте — и принялся обучать Людвига игре на скрипке, фортепиано и органе. Первый раз на публике мальчик выступил в семилетнем возрасте. Но Иоганн, для создания большего ажиотажа, объявлял, что маленькому музыканту всего шесть. Успехи юного дарования в детстве зависели от палочной дисциплины: Людвига заставляли стоять на табурете, чтобы он мог дотянуться до клавиш музыкального инструмента, и за каждую ошибку малыша наказывали. Абьюз — по современным меркам, китайская муштра.
Вундеркинда, как мы знаем, из мальчика не получилось (заблистал он в более позднем возрасте). Второго Моцарта — тоже, но зато Людвиг стал “первым Бетховеном”, отодвинув в тень имена и отца, и деда. Первенство это, в смысле собственной уникальности, он никогда не забывал подчёркивать. И это у Людвига вполне получалось, тем более что застенчивостью, равно как и учтивостью, он не страдал. Как-то, будучи уже признанным маэстро, музыкант играл в одном из венских салонов. Во время исполнения произведения некий вельможный слушатель заговорил со своей дамой. Бетховен в тот же момент прервал выступление и резко бросил: “Таким свиньям играть не буду”. Уговорить гения доиграть произведение до конца никому не удалось.
Известна ссора Людвига с его меценатом — князем Карлом Лихновским. Суть разногласий нет смысла разбирать, важен финальный жест композитора, который отправил спонсору письмо со следующими строками:
Князь, всё, чего мне удалось достичь, я добился благодаря самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен — только один.
Бетховен 250 лет со дня рождения
Людвиг ван Бетховен: 250 лет со дня рождения гения
Бетховена часто называют первым свободным художником среди музыкантов. В Вене, которую он очень любил, всегда существовал культ чистой инструментальной музыки, которому следовал композитор. Там же были созданы все условия для экспериментирования и самовыражения. «Смелейшим авангардистом своего времени» назвал Бетховена гость нашей программы Роман Александрович Насонов, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории имени П.И. Чайковского и факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
© Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт radiorus.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на radiorus.ru обязательна. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК. Для детей старше 16 лет.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.