библия о рождении детей

ЗАЧАТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ БИБЛИИ

Оправдывает ли Бог действия людей, направленные против зачатия детей? Быт. 1: 22; 27-28.

Торжественно произнесенные Богом слова при сотворении живых существ: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях и птицы да размножаются на земле«.

В этих словах выражена воля Бога по отношению к своему творению: Бог благословил размножение. Но насколько торжественней звучат слова Библии, касающиеся человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их: И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею. «

Некоторые богословы не усматривают в этом тексте заповеди, но утверждают, что здесь содержитса только благословение (Быт. 1:28) и, якобы этот текст не несёт на себе смысловой нагрузки касательно заповеди.

Давайте обратимся к этому тексту, процитируем его ещё раз с некоторым пояснением:

2. Но в этом благословении явно просматривается Божие повеление: » И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Разве это не повеление?

Эти слова Бог повторил после потопа, Он усиливает значение данного повеления в первоначальной форме, произнося его дважды (Быт. 9:1,7)

При вдумчивом чтений первой и второй главы книги Бытие видно, что при сотворении человека как бы замыкается цепь определённого творческого этапа. И это подтверждено словами: » Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Быт.2:1-2)

В великом созвучии с выше сказанным, как бы в подтверждение всей целесообразности Его творения, как радостная песнь раздаются слова: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма.» (Быт. 1:31)

Это говорит о том, что всё, сотворённое Богом, не нуждалось в поправке, Им всё предусмотрено, Богом установлены законы вселенной и законы жизни человека; всякое вмешательство в эти законы влечёт за собою катастрофу и вызывает справедливый гнев Бога.

Пророк Исаия говорит о том, к каким результатам приводит вмешательство человека в законы, которые установил Бог: «Земля опустошена в конец и совершенно разграблена; ибо Господь изрёк слово сие. Сетует унылая земля, поникла унылая вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли и немного осталось людей.»(Ис.24:3-6)

Исаия продолжает: «. земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие её тяготеет на ней; она упадёт, и уже не встанет.» (Ис.24:19-20)

Из контекста всей главы ярко видно, что речь идёт не об отдельном участке земли, а обо всей планете. Об этом свидетельствуют тексты: Ис.24:4,13,18-19,20-23. Это даёт нам право усматривать здесь не только народ Израильский, нарушивший Божий закон, данный им через Моисея, но и жителей всей земли. Исаия 24:16 говорит о смешательстве человека в законы Бога: «. злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.» Можно смело сделать вывод о нарушении законов в природе, атмосфере, в растительном и животном мире, а также в жизни самого человека, которей являетса нарушителем установленных Богом законов.

То же мoральное опустошение,толкнувшее народ Израильский на преступления, описанные пророком Осией, здесь происходит со всею землёю:»Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.»( Ос.4:1-3, 11)

Всемогущий Бог не толко дал закон для земли, планет, звезд и всего мироздания, стоит лишь заглянуть в книгу Иова 38-40гл. как там чудно вырисовываются Божьи законы вселенной, Павел раскрывает закон духа жизни во Христе Иисусе, посредством которого приходит освобождение от закона греха и смерти(Рим.8:1-2).

Человек приходит в этот мир по определенным и установленным Богом законам жизни, и малейшее нарушение этих законов бесследно не проходят.

Оплодотворение происходит по строгому закону, внутриутробное развитие является чудом Божьего промысла, совершенства закона жизни; а если посмотреть на сам процесс рождения, на гармоничное развитее новорожденного, разве это не чудо Его законов! Но что бы с себя представлял закон без Того, Кто двигает эти закони, Кто Сам является Воплощением этих законов. Этих вопросов мы каснемся ниже.

Но кроме физических законов есть закон духа жизни, без которого не возможно физическое развитие, а тем более духовное развитие, дающее свободу от греха. Оно соединяет нас с Создателем, без Которого не может возникнуть никакая жизнь.

Вне Его жизни нет (Быт.2:17). Во всём Писании мы не найдём ни одного места, где бы Бог отменил Своё повеление относительно размножения, ни одного места в Священном Писании нет, где бы Бог позволил человеку планировать рождаемость детей на земле. Вторжение людей в эту сферу является открытой борьбой против Божиих определений.

Какое влияние легализация абортов оказала на общество в этих странах.

Основной довод сторонников легализации абортов состоит в том, что, когда аборты запрещены, отчаившиеся женщины прибегают к нелегальным методам прерывания беременности, в результате чего многие из них гибнут, как скот на бойне. Однако, с момента легализации абортов их колличество значительно увеличилось, что повысило уровень смертности среди женщин в 6-7 раз. Женщины, решившиеся на аборт, подвергают себя не только физическому насилию, но и глубокой психологической травме.Число самоубийств среди них в 4-8 раз выше, чем среди остального женского населения. Исследования, проведенные в Югославии, показали, что только 24% женщин, перенесших аборт, сохранили психологическую устойчивость и уравновешенность /Британская энциклопедия, т. 2, 1974г./.

Бог создает каждую человеческую жизнь. Бог начинает процесс зарождения жизни и следит за ним, приводя к рождению всех тех людей, которым Он предопределил жить. Но разве не рожденный младенец тоже человек? Разве жизнь действительно начинается с зачатия? Доктор Джером ле Джум, профессор генетики в университете Рене де Кратон в Париже, так отвечает на этот вопрос: » У жизни очень длинная история, но жизнь каждого человека имеет совершенно определенное начало: его зачатие. Во всех клетках человека, за исключением половых, имеется 23 пары, т.е., 46 хромосом. В половых же клетках (гометах) хромосом всего 23. Как только мужская и женская гометы соединяются, образуется клетка (зигота), имеющая полный набор из 46 хромосом, несущая все наследственные признаки нового организма. Это и есть начало человеческой жизни.

После того, как произошло оплодотворение существует новое человеческое существо, это не дело вкуса и не личное мнение; это факт.»

Итак из выше приведенных данных становится ясно, что аборты являются вопиющим преступлением пред Богом и человечеством. В сфере рождения детей люди дошли до самых омерзительных поступков.

В данной области глубина падения не измерима. Люди игнорируют Божие повеление о рождении детей и однажды установленный Им закон и, чтобы уйти от грубой формы: абортов, они перешли к более утонченным методам борьбы с зачатием под видом » Планирования рождения детей.»

Всякий закон устанавливается для честного его исполнения и соблюдения, и никто не имеет права его нарушать или игнорировать своевольным планированием.

В защиту планирования рождаемости некоторые богословы прибегают даже к тем омерзительным, противоестественным, греховным оправданиям, ссылаясь на то, что сегодня можно делать это лабораторным путём. Да, учёные это могут делать; и Бог, по неизвестным для нас причинам, допустил это глубокое падение людей, отказывающихся от установленного метода рождения: через утробу матери. Но даже при этом игнорировании Богом установленного порядка, доказывается невозможность зарождения жизни без Бога. Бог вложил жизнь в семя мужчины и семя женщины, это Его промысел. Люди стали противоестественным путем извлекать семя мужчины, чтобы осеменить взятую противоестественным путем яйцеклетку женщины. Закон Бога неизменно действует: в семя сам Бог вложил жизнь, и, по Его закону, эта жизнь развивается, но она будет иметь массу физических и умственных проблем.. Бог устроил женщину так, что только в её утробе возможно полноценное развитие плода и Он в свое время будет судить людей за нарушение естественного порядка оплодотворения и развития человека.

Люди фактически борются против Божиих законов в области рождения детей. А борясь против Его законов они борются с Богом, от Которого зависит их жизнь.

Но суть одна: уйти от зачатия. Люди нарушают повеление Бога тем, что не допускают слияния мужского и женского семени, посредством которого Бог творит новые человеческие личности.

Мужчины и женщины применяют средства, которые препятствуют Богу в Его намерениях относительно человеческого рода.

Что печально, так это то, что в этой борьбе с Богом относительно рождаемости участвуют и многие христиане. Они утверждают, что закон, установленный Богом о рождаемости не контролируется Богом, по их мнению, рождаемость происходит и пущена на самотёк, хаотично, якобы в этом у Бога нет порядка и систему рождения, в которой, по их действиям, нет совершенства нужно исправить человечискими методами.

Что же говорит Бог о Себе:» Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне, Я возвещаю от начала что будет в конце.»( Ис. 46:9-10). Некто сказал:» Он видит конец и начало одним взглядом.» Это говорит о том, что все, буквально все под Его контролем. Люди не желают быть зависимыми от Бога.Они не хотят Его контроля и Его планирования рождения детей. Печаль о погрязших во грехах людях последнего времени выразил Христианский певец Богачев:

» Видит Бог, как упал человек
До какого добрел он конца
Как ликует, злорадствует грех
Над любимым твореньем Творца.

Он не видит небесный простор
Обреченно идет на убой,
Но Господь Свои руки простер
Над поникшей его головой».

Борьба против зачатия и деторождения в настоящее время ведется более утонченным способом, нарушающим естественный процесс жизни, определенный Богом.

Они сами решили планировать рождаемость, своими собственными средствами:

1. Аборты 2. Внутриматочные сперали 3. Гормональная контрацепция (противозачаточные таблетки) 4. Применение резиновых средств, и многие другие вмешательства в процесс зачатия, чтобы избегнуть рождаемости.

Множество людей в области контрацепции поступают так, как будто им Бог дал заповедь разрушать жизнь в семени.

Как будто они знают и имеют поручение от Бога сколько от них должно родиться детей, как будто они услышали повеление свыше о прекращении ими рождать. Какая ужасная дерзость со стороны человека взять на себя ответственность в области, которая принадлежит только Богу.

Один Он знает сколько и когда должна родить детей та или другая супружеская пара. Один только Он знает то число, которое должно прийти на землю. Один только Он имеет абсолютное право регулировать население земли от перенаселения. Он никогда и никому из людей этого права не давал. Он не нуждается, что-бы кто-то, кроме одного Бога, занимался этим вопросом.

Возможно за преступления против чадородия, за нежелание рождать детей, Бог отнимает у людей землю, плодородные земли превращает в пустыни, тысячи кв. км, покрываются песками и солончаком, пустыня каждый год отнимает добротные земли. Сколько земли пустует во многих странах, необозримые дали не обработанной земли, на которой разместились бы миллионы людей. Бог есть Бог порядка и устройства, он устроил землю так, что она способна вместить и прокормить то количество людей, которые должны были родиться на земле без вмешательства в область рождения, без абортов и всех возможных средств, не допускающих зачатие.

Разве земля мало дает продуктов питания? Разве она не способна обеспечить человечество всем,жизненно важным? Способна, при Божием благословении.

Вы зададите вопрос, почему же люди голодают на земле.

Ответ один: они грешат пред Богом, нарушают Его Волю.

Люди не хотят обрабатывать и возделывать землю, люди уничтожают огромное колличество продуктов и многое другое. Прочитайте Ос.9:11,14. Предо мной не стоит задача показать нечестное и преступное, распределение ценностей земли среди человечества. Мы отчасти уже затрагивали те средства, которыми человек борется против зачатия и рождения детей.

В кратком изложении мы посмотрим на это ужасное преступление.

Помимо изгнания зародившейся жизни (гибели эмбриона) в организме женщины могут наступить различные осложнения, кровотечение у 25% женщин, норма кровопролития при менструации до 80мл. крови. При применении внутриматочной спирали потеря крови увеличивается на 60-80%. Кроме того кровотечение возникает и в промежутке между менструациями, увеличение кровопотери у 14% женщин связывается с нарушением обмена веществ в стенке матки.

Воспаление половых органов по данным разных авторов до 7,3% всех женщин, имеющих внутриматочную спираль. Может произойти перфорация матки: вплоть до выхода спирали в брюшную полость. По данным Д. Акуп /1981/ 356 случаев перфорации. За 15 лет это только то, что известно, что стало открытым, а сколько не известных случаев. На суде Божием все будет открыто и обнажено.

Все, что тайно и сокрыто в день явления Его будет явно и открыто пред судом.

Вывод: из выше изложенного становится ясно, что внутриматочная спираль обладает абортивным действием, убивающим уже зарожденную жизнь. Кроме того, во многих случаях, как инородное тело внутри матки, вызывает разрушительное действие в теле женщины.

Противозачаточные таблетки. Контрацептивный эффект оральных контрацептивов принято объяснять подавлением авуляции/ т.е. созревание яйцеклетки/ в результате их подавляющего, угнетающего действия на систему выработки гормонов головным мозгом человека и, как следствие этого, происходят изменения: а). в яичниках женщины: недоразвитие; б)в оболочках матки: недоразвитие; в)во влагалище: инфекция + отравление сперматозоидов, делающее не возможным почти на 100% наступление беремености, т.е. данные препараты влияют практически на все звенья цепи, начиная от головного мозга женщины, где вырабатываются гормоны беременности, угнетая их выработку, и до половых органов женщины, яичники которой частично атрофируются, претерпевая изменения, воспаляются и даже убивают, ослабляют сперматозоиды мужчины.

Осложнения при приёме О.К.

Из выше изложенных данных медицинских наблюдений становится ясно, что нарушение закона о зачатии и разрушении детей, отравление и разрушение собственного тела влечет за собой справедливое Божие наказание в самом организме женщины.

Каждый отдельный член церкви является частицей совершенногоТела Христа, кирпичиком храма Божия. Подумайте, позволит ли Христос в каком-то участке Своего тела производить разрушающие действия?

В 1 Кор. 3:17ст. говорится: «Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог, Ибо Храм Божий свят, а этот Храм вы

Более того, некоторые богословы упускают то, что » тела наши суть Храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете от Бога, и вы не свои«. Здесь речь идет об индивидуальном теле каждой личности. Кроме того, этот текст объявляет нам о том, что мы не свои. Вот этот текст 1Кор.6:19-20ст.

А поэтому никто не имеет права на Божию собственность, и никто не имеет права производить изменения в теле путём незаконных вмешательств в Его определения и назначения.

В теле, как и в душе должен прославляться Бог, потому что они суть Божии.

Из выше изложенного понятно, что храмом Божиим является не только церковь в общем, но и тела верующих, индивидуально в которых живёт Бог.

Определенная часть религиозных людей стали в защиту применения химических средств против зачатия детей. Они аргументируют тем, что, мол, любое лекарство отрицательно влияет на какие-то органы человеческого организма и, при наличии той или другой болезни в организме человека, требуется лечение пораженного органа медицинскими средствами, и хотя некоторые органы нескольлко страдают от лекарств, но в целом организм выздоравливает.

Вникая в Св. Писание мы находим удивительное Божие руководство.

Бог управляет процессом зачатия. Правда некоторые не видят в текстах Писания декларативного характера, они видят в этом лишь повествовательный характер, они не хотят в этом увидеть Божие руководство, выраженное устами пророков, они это относят к каким-то частным случаям, когда Бог вмешивался в вопрос рождения той или другой личности.

Я ниже приведу ряд мест Св. Писания о чудном Божием руководстве.

Один богослов (я не упоминаю его имени) в своих заметках в оправдание противозачаточных средств сказал:»Все, о ком описывают эти истории, (которые я приведу ниже) страстно хотели иметь детей. Но что делать тем, у кого уже есть дети и они больше не хотят их иметь?»

В данном вопросе слышится обеспокоенность богослова, он не знает что делать, когда внутренность бунтует против, на его взгляд, не нужных детей. Он не хочет признать за Богом исключительное право всё определять свыше.

Да, это откровенный вопрос, откровенное заявление:» Не хочу детей!» А поскольку он не хочет детей, значит надо как-то оправдать ужасную и безнравственную машину противозачаточных средств.

Беда в том, что этот человек не видит осуждения подобным заявлениям, а возможно не хочет видеть.

Здесь не требуются богословские или философские выкладки в том простом и глубоком понимании этого народа, они были свидетелями того, как Бог открывал и закрывал утробы. Как жаль, что в наши дни люди стремятся сами «открывать и закрывать утробу.» Очень часто те, кто хочет открыть утробу медицинским путём закрывают её навсегда или приобретают массу будущих проблем. А те, кто хочет её закрыть различными человеческими путями, в последствии терзаются совестью и массой болезней, а иногда даже преждевременно умирают, будучи наказаны Богом.

Вы как хотите считайте, ученые, но здесь ясно написано Кто даёт беременность. Вы можете перекраивать и придумывать всё, что угодно, чтобы заглушить свою совесть, но вы не сможете опровергнуть Божьего творчества в вопросе зачатия и рождения. Делом Вооза было войти к Руфи, остальное же делал Бог: Он дал ей беременность и она родила.

Бог желает, чтобы люди имели серьёзное отношение к деторождению и через псалмопевца Он говорит, что они должны познать:

1. Что Господь есть Бог.

2. Что Он сотворил нас и мы Его.(Пс.99:2)

Он и только Он определяет колличество детей, которые должны родиться от той или другой женщины.

Пророк Исаия писал: «Итак, сказал Господь, сотворивший меня во чреве матери моей, чтобы я был Его слугой. » Бог определяет на служение еще во чреве, это подтверждает ту мысль, что нет случайного зачатия жизни. Если задать вопрос каждой женщине, которой Бог дал мужа, почему она отвергла Божие повеление о рождении детей, или спросить каждого мужа, почему и на каком основании он позволял себе и своей жене убивать самовластно семя и не давать плода. У пророка Иеремии мы читаем о том, что Господь, обращаясь к нему, говорит:» Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» Иер. 1:5ст.

Да, это верно, что Давид рассказывает о сущности Бога. Они сводят 138Псл. только к всеведению и всезнанию. Но почему упускают, обходят творчество Бога, которым Давид восхищается, понимая эту грандиозную работу в создании человека:»Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. » Это не только всеведение, всезнание и вездесущность, это непосредственное творчество над каждой отдельной душой Псл. 138:13ст. Обратите ваше внимание на 16 стих данного псалма, разве он не говорит нам о Божием планировании, оно исключает всякое человеческое вмешательство в вопрос регулирования рождаемости. Бог избавляет нас от страха по поводу перенаселения земли:»Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псл.138:13-16), Он ведёт расчет дней каждого человека, чтобы земля не была перенаселена, у Него и только у Него все жизненные ресурсы для человека. Да, некоторые страны перенаселены, но почему они перенаселены? Ответ один: по причине насилия одного народа над другим, по причине захвата земель. Сколько пустующих не обработанных земель, необозримые просторы не освоенных территорий на земном шаре, а сколько пустынь, это были прекрасные плодородные земли. Но по причине постоянных грехов и нарушений заповедей Божиих Бог лишил людей земли, Он обратил колоссальные просторы в пустыни. Но Он может сделать пустыни цветущим садом. Люди не доверяют Богу и Его руководству, они хотят сами решать проблемы населения и до устали грешат пред Богом в своем вероломстве. И Бог лишает их Своего благословения. Некоторые утверждают, что, якобы Бог открыл им укланяться от рождаемости. Но Бог этого открыть не мог. Он не работает против однажды Им установленных и благословенных повелений.

Любое создание находится внутри Божьего соизволения, ведь один только Бог дарует жизнь. Ни на одного младенца нельзя смотреть, как на жертву случайного зачатия, каковым бы ни были обстоятельства этого зачатия.

Иов в своих размышлениях понимал, что он на земле не случайное явление, что есть Тот, Кто повелел ему быть, Кто трудился над ним с момента выхода семени, он говорит:» Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом. Вспомни, что Ты как глину обделал меня и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко и как творог сгустил меня. Кожею одел меня, костями и жилами скрепил меня.» Иов 10:8-11ст.

Глубочайшее понимание того великого процесса, той тайны бытия, заложенной в семени. Только дерзость людей может посягать на те сферы Божиих законов, в которые Он не позволил вторгаться никому.

В заключении этой статьи приведу еще некоторые места Священного Писания, на основе которых видно то, кому подвластно закрывать или открывать утробу, кто дает зачатие (беременность), кто управляет деторождением.

В книге Бытие 20:9ст. описана история происшедшая с Авраамом и Саррою, его женой. Когда Авимелех Царь Геррарский взял Сарру и намеревался сделать ее своею женой, но Бог не допустил Авимелеха прикоснуться к Сарре. Бог заключил всякое чрево в доме Авимелеха. И для того, чтобы вновь рождались дети, Авраам помолился о них Богу и они стали рождать. Быт. 20:17-18ст.

Данные тексты приоткрывают занавесь, чтобы показать истинное положение вещей: «И помолился Авраам Богу и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его они стали рождать».

Некоторые говорят, что это особый случай в жизни людей для которых у Бога был Свой план, но ведь из отдельных случаев ярко просматривается Божий план для всего человечества. Сарра, Рахиль, дом Авимелеха, Руфь, Анна являются только примером, посредством которого Бог показал людям, что вопрос рождаемости полностью находится под Его контролем и в человеческой коррекции не нуждается.

Для ясности я приведу эти тексты. Удивительное Библейское событие: жена Елканы, Анна, по вдохновению Божию, в радости своего сердца, в своей молитве выразила понимание того, что»Господь умерщвляет и оживляет. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.-

Приведенные места Св.Писания утверждают и показывают на беспочвенность тех, кто отстаивает планирование семьи греховными человеческими методами, кто опирается не на Бога и Его Слово, а на вымыслы людей, желающих утвердить свои умозаключения выше требований Священного Писания.

Хочу указать на то, что повеления Бога о рождении детей никто не вправе изменять и нарушать.

Источник

Рождение ребенка — дар Божий

Отно­ше­ние к без­дет­но­сти во все вре­мена было одно­знач­ным. В наше время семей, где нет детей, ста­но­вится все больше. Как отно­ситься к тому, что ребенка невоз­можно зачать и родить? Как понять — почему? На эти и дру­гие вопросы отве­чает Ирина Мош­кова, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук.

— Очень важно понять, что рож­де­ние ребенка — это чудо, это милость Божия. Совре­мен­ные люди этого часто не пони­мают, у них нет такого отно­ше­ния к детям, потому что нет креп­кой веры, нет пони­ма­ния хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Сей­час уко­ре­ни­лась совсем дру­гая прак­тика: «МЫ» делаем ребенка, «МЫ» его рожаем. И отно­ситься к ребенку люди начи­нают как к соб­ствен­но­сти. Появи­лось сло­во­со­че­та­ние «заве­сти ребенка», как будто речь идет о кошке или собаке. Во всем зву­чит какая-то произвольность…

Появи­лись новые тех­но­ло­гии, новые под­ходы к орга­ни­за­ции жизни, и это таит в себе боль­шой соблазн. Чело­веку начи­нает казаться, что он все может, всем может управ­лять в соот­вет­ствии со сво­ими жела­ни­ями. Хочешь маль­чика — будет тебе маль­чик, хочешь девочку — будет девочка. Хочешь, чтобы был здо­ро­вый ребе­нок — это тоже можно устроить.

Из Свя­щен­ного Писа­ния нам известны такие супру­же­ские пары, кото­рые всю жизнь про­жили в любви и согла­сии, но у них не было детей. Вот, напри­мер, Авраам и Сарра. Вспом­ним, что Гос­подь не давал им ребенка, пока в их дом не при­шли три пут­ника, точ­нее пока Сам Бог, Пре­свя­тая Тро­ица, не явился перед ними в виде трех анге­лов. Только когда воля Божия была опре­де­лена, Авра­аму и Сарре было ска­зано, что у них, у пре­ста­ре­лых уже людей, родится сын, кото­рый не только про­дол­жит их род, но от кото­рого про­изой­дет мно­го­чис­лен­ный народ.

Авра­аму и Сарре было трудно в это пове­рить, ведь в воз­расте почти ста лет дети уже не рож­да­ются. Полу­че­ние такого обе­то­ва­ния каза­лось бес­смыс­ли­цей. Сарра даже засме­я­лась в этот момент, но один из Анге­лов строго ска­зал ей: «Ты скоро пой­мешь, что твой смех — это резуль­тат неве­рия, недо­ве­рия Про­мыслу Божию». И у них дей­стви­тельно через неко­то­рое время родился сын Исаак.

Еще при­меры: Заха­рия и Ели­са­вета, роди­тели Иоанна Кре­сти­теля, или Иоаким и Анна — отец и мать Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Рож­де­ние Божией Матери тоже про­изо­шло, вопреки всем зако­нам чело­ве­че­ского есте­ства, совер­ши­лось уже у пре­ста­ре­лых роди­те­лей, в том воз­расте, когда дети у людей уже не рождаются.

Если есть на то воля Божия, ребе­нок появ­ля­ется на свет. Однако, при этом ино­гда это собы­тие по какой-то при­чи­ние откла­ды­ва­ется. В это время роди­тели молятся, и, дове­ряя Богу, не пере­стают наде­яться на Его милость. Родив­шийся ребе­нок полу­чает от Бога осо­бое пред­на­зна­че­ние. Раньше люди пони­мали, что дитя — это дар Гос­пода, и когда оно появ­ля­лось на свет, роди­тели его Богу и посвя­щали. Эта древ­няя тра­ди­ция нынче совер­шенно утра­чена. Сей­час людям кажется, что они все могут сами сде­лать, все могут купить и опре­де­лить про­из­вольно. Как будто бы есть какая-то «инду­стрия по про­из­вод­ству детей».

— Фак­ти­че­ски, к этому и идет сей­час наше госу­дар­ство: к какой-то инду­стрии. Все больше рас­про­стра­ня­ются ЭКО и про­чие технологии.

— Да. Появи­лось такое поня­тие, как «пла­ни­ро­ва­ние рож­де­ния» ребенка, суще­ствуют Цен­тры пла­ни­ро­ва­ния. Они, конечно, выпол­няют опре­де­лен­ную поло­жи­тель­ную функ­цию: про­во­дят заня­тия, дают зна­ния, спо­соб­ству­ю­щие наступ­ле­нию бере­мен­но­сти, забо­тятся, чтобы супруги были к этому пси­хо­ло­ги­че­ски под­го­тов­лены. Но люди забы­вают, что дар жизни — за пре­де­лами чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей. Воз­ни­кает такое тех­но­кра­ти­че­ское, праг­ма­тич­ное отно­ше­ние к рож­де­нию: раз я хочу — «вынь да положь». И, есте­ственно, пары очень нервно реа­ги­руют, когда у них сразу что-то не полу­ча­ется. Если дитя не появ­ля­ется мгно­венно, по пер­вому жела­нию, у жен­щин нередко начи­на­ется исте­рика: они пла­чут, нерв­ни­чают, идут к пси­хо­логу, к свя­щен­нику… Я знаю несколько при­ме­ров, когда пары при­бе­гают к ЭКО — искус­ствен­ному опло­до­тво­ре­нию, тех­но­ло­гия сра­ба­ты­вает, ребе­нок рож­да­ется, но семья все равно потом раз­ру­ша­ется. Попытка соеди­нить отно­ше­ния за счет ребенка обо­ра­чи­ва­ется в даль­ней­шем слиш­ком серьез­ными издерж­ками, это ломает люд­ские судьбы.

Часто бывает и так, что невоз­мож­ность зачать дитя, бес­пло­дие, побуж­дает супру­гов к обра­ще­нию, к молитве, к посе­ще­нию свя­тых мест. У меня на кон­суль­та­ции было несколько супру­же­ских пар, кото­рые родили детей именно после того, как совер­шили палом­ни­че­ство к мощам Сера­фима Саров­ского, Сер­гия Радо­неж­ского или Мат­ро­нушки, иску­па­лись в источнике.

Одного жела­ния родить ребенка, каким бы боль­шим оно ни было, — еще недо­ста­точно. Нужно еще что-то к этому при­ба­вить: нужно стать в осо­бую пози­цию по отно­ше­нию к Богу, нужно сми­риться с тем, что именно Гос­подь явля­ется источ­ни­ком и пода­те­лем вся­кого блага.

В том, что Гос­подь мед­лит и ждет, что не дается сразу осу­ществ­ле­ние наших жела­ний, есть очень боль­шой смысл. Опыт пока­зы­вает, что невоз­мож­ность родить желан­ного ребенка часто воз­ни­кает тогда, когда люди к этому нрав­ственно и пси­хо­ло­ги­че­ски еще не готовы.

Ведь ребе­нок, по уче­нию Церкви — это плод любви. Самое глав­ное, для чего созда­ется семья — чтобы люди могли вос­пол­нить несо­вер­шен­ства друг друга в любви. Муж и жена, две лич­но­сти, соеди­ня­ются в браке, созда­вая еди­ную, совер­шен­ную лич­ность. Но опыт пока­зы­вает, что, поскольку у людей нет пони­ма­ния сущ­но­сти брака, они пыта­ются свя­зать поня­тие «семья» с поня­тием «рож­де­ние детей». А вед на самом деле брак и семья даны чело­веку не только для про­дол­же­ния рода. Про­дол­же­ние рода, рож­де­ние ребенка — это вто­рич­ное собы­тие, это ско­рее след­ствие той супру­же­ской любви, ради кото­рой брак заклю­ча­ется. Сколько бы детей ни роди­лось, глав­ным чело­ве­ком для жены оста­ется муж. Эта истина рас­хо­дится с нашими житей­скими представлениями.

В мно­го­дет­ных семьях часто воз­ни­кает пере­кос вни­ма­ния жен­щины в сто­рону детей: жена рожает и зани­ма­ется ребен­ком, потом опять рожает — и опять зани­ма­ется ребен­ком… При этом она может поте­рять кон­такт с мужем. От него про­изо­шло зача­тие ребенка, а дальше он, вроде уже, и не нужен; дальше жена все может сама, ведь у нее уже есть навыки по рож­де­нию и вос­пи­та­нию детей. Поэтому даже мно­го­дет­ные семьи часто бывают несчаст­ливы из-за того, что дети-то есть, а любви супру­же­ской нет. Появ­ля­ются вза­им­ные пре­тен­зии: она его упре­кает: «Ты мне не помо­га­ешь!», а он ей в ответ: «Я тебя, что, про­сил рожать»? Мно­гие мно­го­дет­ные семьи пере­жи­вают такой кризис.

Кстати, пра­во­слав­ные моло­дые люди, кото­рые вос­при­няли пози­цию «брак только для чадо­ро­дия», зача­стую очень горячо этим увле­ка­ются: один ребе­нок, дру­гой, тре­тий… Сей­час еще и льготы есть, и выпла­чи­ва­ются раз­ные посо­бия. Но увле­ка­ясь рож­де­нием детей, супруги нередко теряют каче­ство отно­ше­ний. Потому что в период бере­мен­но­сти и родов, когда жен­щина занята мла­ден­цем, ее отно­ше­ния с мужем ухо­дят на вто­рой план. И потом ока­зы­ва­ется, что детей трое-чет­веро, шестеро, а он семью бросает…

Нужно пом­нить, что не только коли­че­ством детей семья не сози­да­ется, а каче­ством отно­ше­ний, в кото­рых есть любовь.

— Ирина Нико­ла­евна, что же не так в тех семьях, кото­рым не уда­ется родить ребенка?

— Прежде всего, брак — это любовь супру­же­ская. Брак созда­ется на основе любви и во имя любви к тому чело­веку, с кото­рым ты соеди­ня­ешься. Именно с этим чело­ве­ком пред­стоит создать счаст­ли­вую семей­ную жизнь. Этому чело­веку ты дове­ря­ешь, ради него живешь, дышишь, суще­ству­ешь. А про­дол­же­ние рода и рож­де­ние детей — это уже след­ствие отно­ше­ний между супру­гами, осно­ван­ных на любви.

Часто при бли­жай­шем зна­ком­стве с ситу­а­цией видно, что в тех без­дет­ных семьях, у кото­рых нет воз­мож­но­сти зачать и родить ребенка, муж и жена не пол­но­стью пони­мают и при­ни­мают друг друга. Между ними суще­ствуют какие-то барьеры в обще­нии: бывают, что люди всту­пают в брак по каким-то мер­кан­тиль­ным сооб­ра­же­ниям, по реко­мен­да­ции род­ствен­ни­ков или из сооб­ра­же­ний, что «воз­раст уже под­пи­рает», есть уста­лость от оди­но­че­ства и иные подоб­ные при­чины, — в общем, без осо­бого чув­ства любви.

Но чтобы брак был пол­но­цен­ным, очень важно, чтобы люди испы­ты­вали и чув­ство любви, и сек­су­аль­ное вле­че­ние, и имели готов­ность пони­мать, ува­жать и при­ни­мать дру­гого чело­века. Ведь в браке люди ста­но­вятся род­ными: между мужем и женой такая сте­пень бли­зо­сти, что ближе уже некуда. Люди должны при­нять друг друга и пси­хо­ло­ги­че­ски, и духовно, и телесно, должны понять, что этот чело­век — это твоя судьба, он послан тебе на всю жизнь, а не только на бли­жай­шие пять-десять лет.

Есть такое опре­де­ле­ние, акси­ома: «Мы только тогда хоро­шие роди­тели, когда мы — любя­щие друг друга муж и жена». Супру­же­ство и роди­тель­ство между собой логи­че­ски вза­и­мо­свя­заны. Непра­вильно гоняться за рож­де­нием ребенка и не забо­титься о том, чтобы полю­бить, при­нять, понять сво­его супруга. Нужно научиться жалеть, про­щать и чув­ство­вать дру­гого чело­века так же как самого себя.

— Полу­ча­ется, упраж­няться в любви, взра­щи­вать любовь, можно и без ребенка?

— Бывают слу­чаи, когда люди никак не могут родить, и с этим ничего не поде­ла­ешь: гене­ти­че­ская несов­ме­сти­мость, тяже­лая болезнь, пере­не­сен­ная серьез­ная опе­ра­ция. Но бес­пло­дие — не при­чина для того, чтобы раз­бе­жаться в раз­ные сто­роны, воз­не­на­ви­деть друг друга или начать обви­нять. Ведь если люди любят друг друга, они могут эти про­блемы пере­жить вме­сте, могут под­дер­жи­вать друг друга или взять при­ем­ных детей из дет­ского дома.

Но когда люди пыта­ются за счет ребенка создать иллю­зию счаст­ли­вой жизни, дитя ста­но­вится сред­ством, ком­пен­си­ру­ю­щим недо­ста­ток супру­же­ской бли­зо­сти. И на ребенка накла­ды­ва­ется слиш­ком тяже­лая ноша: от него тре­буют, чтобы он соеди­нил супру­гов. Досу­жие род­ствен­ники ино­гда сове­туют моло­дой жен­щине: «Ты роди ему ребенка, он тебе тогда не будет изме­нять и никуда не уйдет». При таком отно­ше­нии к семей­ной жизни, ребе­нок ста­но­вится именно инстру­мен­том, сред­ством постро­е­ния супру­же­ских отно­ше­ний. Опыт пока­зы­вает, что рож­де­ние ребенка не удер­жи­вает от раз­вода. Сей­час семьи рушатся, когда в них даже трое, чет­веро детей. А, если нет гар­мо­нии супру­же­ских отно­ше­ний, муж­чины все равно уходят.

— То есть, ребе­нок ино­гда решает какие-то лич­ные вопросы мамы, напри­мер, содей­ствует повы­ше­нию ее самооценки?

— Да, порой мать само­утвер­жда­ется через ребенка. Если он родился здо­ро­вень­кий, умнень­кий, кра­си­вень­кий, им можно похва­литься, можно наря­дить его, пока­зать: вот какая хоро­шая я мама, какой кра­си­вый у меня сынок или дочка. А ведь бывает, что ребе­нок не очень здо­ров, или не очень сооб­ра­зи­те­лен, или не очень ловок. У него может быть с дет­ства какое-нибудь забо­ле­ва­ние: аллер­гия, про­блемы с лег­кими или внут­ри­че­реп­ное дав­ле­ние… Посмот­рите, сколько про­блем у нас с семьями, где есть дети-инва­лиды. Потому что роди­тели часто сты­дятся своих детей, боятся выхо­дить с ними на улицу. Наше обще­ство таково, что выйти на про­гулку с ребен­ком-коля­соч­ни­ком счи­та­ется постыд­ным! Мно­гие люди сидят по домам: дети-инва­лиды ино­гда вообще не гуляют, не бывают в кино, театре и не посе­щают общео­об­ра­зо­ва­тель­ную школу вме­сте с дру­гими детьми.

У родив­шихся детей могут быть раз­лич­ные, в том числе и огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти. Бывает, ребе­нок похож на мать, а бывает — на отца. Есть люди, кото­рые даже здо­ро­вого ребенка не при­ни­мают, если он похож, ска­жем, на родню мужа. Мать, кото­рая не нахо­дит общего языка со своим супру­гом, затем, как пра­вило, начи­нает отвер­гать и ребенка, про­сто потому что он напо­ми­нает отца.

Такие жен­щины часто кри­чат на ребенка: «Да ты такой же дебил, как твой отец! Ты вырас­тешь и в тюрьму сядешь! Ничего из тебя пут­ного не вый­дет!». Мно­гие жен­щины, вроде бы, хотят стать мате­рью, рожают мла­денца, но не при­ни­мают его, поскольку ребе­нок не свя­зал семью. Жен­щина, кото­рая не обрела сча­стья в супру­же­стве, часто ста­но­вится злоб­ной и агрес­сив­ной матерью.

— У мно­гих жен­щин, кото­рые в дан­ный момент не могут реа­ли­зо­вать себя в мате­рин­стве, начи­на­ется какая-то зацик­лен­ность на рож­де­нии ребенка. Как в этой ситу­а­ции сохра­нить рас­су­док и трез­вую голову?

Ведь мы теряем близ­ких людей. Конечно, нам хочется, чтобы чело­век жил, жил и жил, но у Бога есть свой Про­мысл. Не знаем мы также и сро­ков окон­ча­ния своей соб­ствен­ной жизни. И ничего, от этого мы не схо­дим с ума! Живем и наде­емся, что у нас есть какая-то жиз­нен­ная пер­спек­тива. Я думаю, что точно также нужно под­хо­дить к рож­де­нию ребенка.

Мы же очень торо­пимся! Нам хочется, чтобы все было как у всех, при­чем, как можно ско­рее! Ведь жен­щина, име­ю­щая семью и детей, имеет более высо­кий ста­тус в совре­мен­ном обще­стве. Моло­дая жен­щина хочет себя почув­ство­вать более уве­ренно: вот она начи­нает зави­до­вать дру­гим жен­щи­нам, кото­рые нахо­дятся в бере­мен­но­сти или с коляс­ками гуляют по ули­цам. Кроме того, сей­час раз­лич­ные посо­бия и льготы уста­нов­лены госу­дар­ством для тех, кто имеет детей.

Но это чисто внеш­ний под­ход к реше­нию своих семей­ных про­блем. Он в даль­ней­шем обо­ра­чи­ва­ется колос­саль­ными издерж­ками: если дитя есть, а жен­щина к мате­рин­ству не готова, если она вообще эмо­цио­анльно-холод­ная мать, то нали­чие ребенка ста­нет для нее не радо­стью, а тяже­лым жиз­нен­ным кре­стом. Она хотела — она полу­чила, но как она этим рас­по­ря­дится? Бог пода­рил ей мла­денца, но что она дальше будет с ним делать, если пси­хо­ло­ги­че­ски и духовно она еще не вос­при­няла цен­ность этого подарка?

Здесь много раз­ных тем для раз­мыш­ле­ния воз­ни­кает: о пони­ма­нии жен­ского пред­на­зна­че­ния, пони­ма­нии мате­рин­ства как тако­вого, и, вообще, об осо­зна­нии целей воспитания.

Как о. Димит­рий Смир­нов гово­рит в про­по­ве­дях: «Бог тебе дает ребенка для чего? Чтобы ты его вос­пи­тала, чтобы ты потом его же Богу смогла вер­нуть в каче­стве христианина».

А мы ведь хотим «ребенка для себя». И тогда начи­на­ются исте­рики, бур­ные стра­сти, рож­да­ется пере­жи­ва­ние горя, непол­но­цен­но­сти. Жен­щине кажется, если я буду иметь ребенка — все у меня будет заме­ча­тельно, я буду хоро­шей мате­рью. Но чаще всего чело­ве­ком дви­жут фан­та­зии, иллю­зии. И когда ребе­нок рож­да­ется, выяс­ня­ется, что жен­щина совсем не готова собой жертвовать.

Ведь нужно вста­вать по ночам, кор­мить гру­дью, когда ребе­нок болеет, — лечить. А это непро­сто, поэтому часто моло­дая жен­щина чув­ствуют свою бес­по­мощ­ность. Она не пони­мает, почему мла­де­нец пла­чет, и этот крик начи­нает ее раз­дра­жать. Неко­то­рые жен­щины гово­рят на кон­суль­та­ции: «Ох, он родился такой плак­си­вый, он такой нытик был, я прямо не знала, что с ним делать!». А ино­гда можно услы­шать: «Мне прямо заду­шить его хоте­лось: по ночам ревет и ревет, ревет и ревет!». Ну что это такое!?

Да, жен­щина, кото­рая хотела ребенка, но не была под­го­тов­лена к реше­нию задач вос­пи­та­ния, ста­но­вится пло­хой мате­рью. Рож­де­ние ребенка дает допол­ни­тель­ный шанс на спа­се­ния души роди­те­лей. Пло­хая, нелас­ко­вая, нечут­кая мать не исполь­зует этот шанс, чтобы изме­нить себя, чтобы самой раз­ви­ваться духовно. А ведь она могла бы научиться жерт­во­вать собой, любить, могла бы настав­лять ребенка, помо­гать ему в осво­е­нии окру­жа­ю­щего мира.

Жен­щина, нелю­бя­щая сво­его ребенка, посто­янно хочет его пере­де­лать, кри­чит на него, шле­пает его без вся­кой при­чины. Сколько таких при­ме­ров на улице? Малыш, бед­ный, на что-то засмот­релся, в лужу зашел, а она: «Ага! Ты зачем ноги про­мо­чил?» и как даст ему — ребе­нок чуть ли не под­ле­тает от этих шлепков.

А потом дети начи­нают учиться в школе… Неча­сто матери садятся рядом с ребен­ком и помо­гают ему с уро­ками? Они хоро­ших отме­ток от него тре­буют, а помочь — не соби­ра­ются. Вме­сто того, чтобы под­сесть к ребенку и ска­зать: «Давай раз­бе­ремся в этой труд­ной задачке. Я тебе сей­час объ­ясню, как она реша­ется», — мать читает нота­ции, может кри­чать, упре­кать ребенка в бес­тол­ко­во­сти и невни­ма­тель­но­сти. И поэтому мно­гие дети неуспешны в учебе.

Мы живем в обще­стве, кото­рому свой­ственны при­знаки вопи­ю­щей неком­пе­тент­но­сти людей в вопро­сах семей­ной жизни. Попытка све­сти вопрос о семей­ной жизни к про­блеме рож­де­ния детей, на мой взгляд, — непра­вильна. Рож­де­ние ребенка — это только один из аспек­тов про­блемы ста­нов­ле­ния семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний. Еще неиз­вестно, как люди, родив мла­денца, себя пове­дут, кого они вырас­тят из этого ребенка. Откуда у нас появ­ля­ются бан­диты, нар­ко­маны? Это, как раз, явля­ется резуль­та­том той самой неком­пе­тент­но­сти в вопро­сах семей­ной жизни. Все соци­аль­ные пороки зарож­да­ются в кругу семьи.

— Ирина Нико­ла­евна, отдельно хоте­лось бы спро­сить о пра­во­слав­ных семьях. Бывают же пары, кото­рые сохра­няли невин­ность до брака, у них не было дру­гих поло­вых парт­не­ров, они все сде­лали пра­вильно: вен­ча­лись, все соблю­дают, а детей нет. Год про­хо­дит, два, три, люди и молятся, и по свя­тым местам ездят, но ребе­нок не дается. И вроде оба здо­ро­вые. Как не впасть в ропот в такой ситуации?

— Бывает вся­кое. Ино­гда не то, что два-три года, а целых десять лет супруги не могут зачать и родить ребенка, я знаю такие при­меры. Детям важна не риту­аль­ная чистота, не соблю­де­ние всех обря­дов и поряд­ков, кото­рые Цер­ко­вью реко­мен­ду­ются. Самое глав­ное — это не про­сто «все сде­лать пра­вильно», а стя­жать любовь, при­нять в свою жизнь дру­гого человека.

Я знаю одну семью, точь в точь как вы гово­рите: веру­ю­щие, пра­во­слав­ные моло­дые люди, в брак всту­пили по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника. Батюшка хотел вырас­тить из моло­дого юноши буду­щего пас­тыря, а эта девушка была бла­го­че­сти­вая, чистая, не заме­чен­ная в какой-либо фривольности.

Моло­дые люди поже­ни­лись, повен­ча­лись. Есте­ственно, они вели бла­го­че­сти­вый, цер­ков­ный образ жизни, у них не было ника­ких вред­ных при­вы­чек. Но начи­на­ется пер­вая бере­мен­ность… и про­ис­хо­дит выки­дыш. Жен­щина пла­чет, пере­жи­вает. Про­хо­дит какое-то время — и снова выки­дыш. Еще несколько лет — то же самое. Когда эта жен­щина при­шла ко мне, пере­жив три выки­дыша, она рыдала навзрыд и думала, что ее семей­ная жизнь на этом закончилась.

В такой ситу­а­ции, есте­ственно, пор­тятся отно­ше­ния между супру­гами, и даже вера может пошат­нуться, потому что это доста­точно тяже­лое испы­та­ние. Ведь оба — здо­ро­вые, моло­дые люди, ничто не пре­пят­ствует рож­де­нию детей, а бере­мен­ность закан­чи­ва­ется трагически.

Однако мы с ней пого­во­рили о раз­ных вещах, в том числе и о том, как они живут, что про­ис­хо­дит у них в семье (а жили они с его мате­рью, со све­кро­вью). И стало ясно, что ей в этом доме доста­точно тяжело психологически.

Она всту­пила в этот брак, послу­шав­шись бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника, можно ска­зать, по послу­ша­нию вышла замуж, но еще не полю­била, не при­няла до конца сво­его мужа. И поэтому эта обста­новка в доме ее угне­тала, ведь ее муж там, в первую оче­редь, был сыном своей матери и часто при­ни­мал сто­рону мамы, а не ее под­дер­жи­вал. Воз­ни­кало мно­же­ство мик­ро­ско­пи­че­ских недо­мол­вок, несо­гла­сий друг с дру­гом, а когда чело­век посту­пает не так, как нам хоте­лось бы, это откла­ды­ва­ется в душе тяже­лым пере­жи­ва­нием. Отно­ше­ния были напря­жен­ными, шла при­тирка харак­те­ров, и Гос­подь не давал в это время родиться новой жизни.

Мы с ней обсто­я­тельно пого­во­рили, и я посо­ве­то­вала ей отвлечься от мыс­лей о ребенке, от жела­ния родить любой ценой. Я ска­зала, что сей­час их задача — про­сто понять, при­нять, пожа­леть, поща­дить друг друга, не обви­нять один дру­гого за то, что про­изо­шло что-то неприятное.

Про­шло неко­то­рое время, она успо­ко­и­лась, утихла, они уехали. А позже я узнаю, что у нее сна­чала один малыш родился, потом дру­гой, тре­тий… Моло­дой чело­век стал батюш­кой, в общем, жизнь наладилась.

Есть такое выра­же­ние: до насто­я­щей любви нужно дожить. Но поскольку у нас утра­чены мно­гие цен­но­сти семьи и брака, то и поня­тие любви у нас деваль­ви­ро­вано. Мы знаем сло­во­со­че­та­ние «зани­маться любо­вью», знаем про дру­же­скую, сле­пую, страст­ную любовь, но насто­я­щая, под­лин­ная — хри­сти­ан­ская любовь, к сожа­ле­нию, для нас труд­но­до­ступна. Это пред­по­ла­гает подвиг. Мы идем к этому дол­гим путем, вит­ками, и даже через душев­ную боль.

Может быть, такое, попу­щен­ное Гос­по­дом стра­да­ние — трое­крат­ный выки­дыш, сбли­зило эту семью. Воз­можно, Бог так усмот­рел, чтобы они на фоне пере­жи­ва­ния общего горя осо­бенно сильно друг друга почув­ство­вали, стали осо­бенно близки.

Она искренне хотела стать мате­рью — и она поняла, что он дей­стви­тельно ее жалеет, ни в чем не обви­няет и не упре­кает. Ведь чув­ство вины, кото­рое испы­ты­вает жен­щина в такой ситу­а­ции, колоссально.

— А как муж­чина может под­дер­жать жен­щину, если она не бере­ме­неет или у нее не полу­ча­ется выно­сить ребенка?

— Тем, что будет забот­лив, нежен, лас­ков. Тем, что не пой­дет налево и направо. Потому что муж­ские поступки бывают довольно жесто­кими. Мно­гие жен­щины мне гово­рили, что муж их бро­сил именно во время беременности.

— Какова спе­ци­фика без­дет­но­сти в так назы­ва­е­мом «граж­дан­ском браке», то есть сожительстве?

— Люди счи­тают, что граж­дан­ский брак пред­ше­ствует заклю­че­нию офи­ци­аль­ных отно­ше­ний, хотя мно­гие муж­чины к реги­стра­ции в загсе вовсе не стре­мятся. И жен­щины часто обо­льща­ются, думая, что если они забе­ре­ме­неют и родят ребенка, это скре­пит их отно­ше­ния с люби­мым, свя­жет их, и потом они обя­за­тельно поженятся.

Конечно, есть опре­де­лен­ное коли­че­ство моло­дых муж­чин, кото­рые дей­стви­тельно так рас­суж­дают: мол, куда деваться? Это же мой ребе­нок. Наш храм стоит в парке Цари­цыно, и по вос­кре­се­ньям, когда идут вен­ча­ния, здесь часто гуляют женихи и неве­сты — почти все совре­мен­ные неве­сты — бере­мен­ные. Это тоже послед­ствие «граж­дан­ского брака»: в луч­шем слу­чае, отно­ше­ния оформ­ля­ются закон­ным бра­ком, именно в тот момент, когда есть факт бере­мен­но­сти. Но это еще не озна­чает, что люди ужи­вутся после того, как брак будет заклю­чен офи­ци­ально. Ведь семьи, если в них не было любви, рас­па­да­ются и при нали­чии детей.

Но чаще всего про­ис­хо­дит по-дру­гому: пока люди живут вдвоем, им кажется, что они очень любят друг друга, очень нужны друг другу. Бывает, муж­чина сни­мает квар­тиру, жен­щину содер­жит, балует, делает ей подарки и так далее. И жен­щина при­вы­кает к такому ком­форту, заботе, вни­ма­нию к себе и счи­тает, что теперь самое время рожать, это сча­стье про­длится и только умножится.

А на самом деле все выхо­дит наобо­рот: как только она объ­яв­ляет о своей бере­мен­но­сти, их отно­ше­ния закан­чи­ва­ются. Я помню слу­чай, когда жен­щина, имев­шая весьма ком­форт­ную жизнь, бла­го­даря мате­ри­аль­ной под­держке сво­его муж­чины, утром просну­лась и нашла записку: «Оставь ключи на столе». Вот тебе деньги на «реше­ние про­блем». На этом «любовь» закон­чи­лась. Сво­ими дей­стви­ями муж­чина под­тал­ки­вает жен­щину к убий­ству ребенка. Поэтому в нашей стране огром­ное коли­че­ство абор­тов, это послед­ствия таких сво­бод­ных отношений.

— А бывает и наобо­рот — муж­чина хочет ребенка, но у них не полу­ча­ется. Что можно ска­зать о муж­чи­нах, у кото­рых нет детей от жены, и они хотят реа­ли­зо­ваться с дру­гой женщиной?

— Я думаю, что это потре­би­тель­ство, демон­стра­ция своей сек­су­аль­ной муж­ской силы. Рож­де­ние ребенка здесь ста­но­вится неким фети­шем, сверх­цен­но­стью. Муж­чина рас­суж­дает в таком ключе: «Мужик я или не мужик?» Как будто в этом про­яв­ля­ется муж­ская состоятельность.

А неко­то­рые вообще похва­ля­ются: «А у меня много детей: и от той, и от этой!» А ведь муже­ствен­ность состоит, прежде всего, в том, муж­чина верен своей супруге, что он раз­де­ляет с ней все: и радость и горе, что он при­ни­мает ответ­ствен­ность за все про­ис­хо­дя­щее с семьей на свои плечи.

Ведь бывают слу­чаи, когда супру­же­ская пара без­детна, и с этим ничего не поде­ла­ешь. Бывает, люди схо­дятся уже в зре­лые годы, и это не пер­вый их брак. Одни пары берут на вос­пи­та­ние ребенка из дет­ского дома, дру­гие честно и бла­го­родно живут вдвоем, тре­тьи помо­гают дру­гим людям, чет­вер­тые — храму…

Мне встре­ча­лись люди, кото­рые, раз у них не было ребенка, еже­ме­сячно делали какие-то пожерт­во­ва­ния в дет­ский дом. Они пони­мали, что так полу­чи­лось, и с этим ничего не поде­ла­ешь, и хотели про­сто помочь дру­гим детям, хотя бы мате­ри­ально. Ведь тема нерож­де­ния детей может быть рас­смот­рена и как слу­же­ние, как пока­я­ние. Мно­гие люди, кото­рых Гос­подь не удо­стоил сча­стья отцов­ства и мате­рин­ства, пыта­ются пода­рить хоть немного радо­сти дру­гим детям или дру­гим семьям.

— Какие еще про­блемы пси­хо­ло­ги­че­ского или духов­ного плана могут быть при­чи­ной отсут­ствия детей?

— При­чи­ной может быть болезнь. Я знаю одну пару, где у жены изна­чально была ослаб­лена пси­хика. Когда он на ней женился, он не знал, что она ранее лечи­лась по этому поводу, все выяс­ни­лось только после венчания.

У этой жен­щины нача­лись серьез­ные депрес­сии, а он не был к этому готов, не ожи­дал этого. (Сей­час, вообще, часто встре­ча­ются как доро­до­вые, так и после­ро­до­вые депрес­сии, потому что у нас очень много людей с ослаб­лен­ной психикой).

Семей­ный путь этой пары был совсем не глад­ким, они тоже пере­жили три выки­дыша, но недавно я узнала, что и у них родился ребе­нок. Супруга успо­ко­и­лась, под­ле­чи­лась, попила лекар­ства, при­шла в норму, и все-таки, слава Богу, смогла родить.

— Ирина Нико­ла­евна, и послед­ний вопрос. Как без­дет­ной паре пра­вильно реа­ги­ро­вать на навяз­чи­вые вопросы и заме­ча­ния род­ствен­ни­ков: «Почему? Когда? Что? А вот та пара уже ждет ребенка…»

— Никак. Зна­ко­мые пого­во­рят, пого­во­рят, да и бро­сят. А разум­ные люди вообще гово­рить не будут. Самое глав­ное — не попасть в колесо зави­си­мо­сти от чужого мне­ния. Все эти вопросы: «Ну, когда же, когда?» очень сильно давят на пси­хику, и если люди этому под­да­ются, они и сами начи­нают нервничать.

Опи­ра­ясь на Гос­пода, все можно пере­не­сти, все можно разумно истол­ко­вать. Но мно­гие стра­дают из-за того, что ничего не знают о Боге либо про­сто не хотят веро­вать. Ведь чтобы веро­вать, тре­бу­ется муже­ство, вера — это нелегко, это подвиг: от мно­гих вещей нужно отка­заться, мно­гое сле­дует пере­смот­реть, мно­гое в себе изме­нить. И это на раз-два не сде­ла­ешь, на это ухо­дит много лет жизни, и на этот подвиг нужно решиться. Про­сто решиться идти впе­ред. Вот и все, а больше тут ничего не скажешь.

Конечно, можно фан­та­зи­ро­вать, пытаться втис­нуть эту ситу­а­цию в какие-то общие рамки, но у каж­дого чело­века, у каж­дой семьи есть своя осо­бая судьба, а самое глав­ное — есть Про­мысл Божий. Веру­ю­щие люди пони­мают, что все, что ни делает Бог — к луч­шему. Воля Божия — это все­гда благо, и надо при­ни­мать ее как благо: без подо­зре­ний, без ропота. А если мы хотим сосре­до­то­читься на себе, сде­лать так, чтобы нам было удобно жить, мы не при­об­ре­таем, а теряем.

Нам нужно раз­ли­чать три уровня чело­ве­че­ской при­роды: плот­ской, физи­че­ский уро­вень, уро­вень душев­ный и уро­вень духов­ный. Если люди бол­та­ются где-то внизу, на физи­че­ском уровне, и отно­ше­ния стро­ятся в плос­ко­сти «самец — самка», то это одно дело. Если они нахо­дятся на душев­ном уровне, здесь вклю­ча­ются уже более тон­кие вещи. Ну а если под­няться еще на этаж выше, все про­блемы выгля­дят совер­шенно по-дру­гому. С помо­щью Божией, нет ничего невоз­мож­ного. Можно и инва­лида вос­пи­тать, можно взять к себе чужого ребенка и сде­лать его счаст­ли­вым. Сколько есть при­ме­ров, когда свя­щен­ники усы­нов­ляют 15–20 детей, вот, в Орен­бург­ской обла­сти есть такая семья: там только двое или трое своих детей, а осталь­ные — при­ем­ные. И от этого люди полу­чают удо­вле­тво­ре­ние, в этом обре­тают сча­стье. А можно ведь и с одним ребен­ком мучиться и даже нена­ви­деть его.

Неко­то­рые люди, даже если у них рож­да­ется ребе­нок-инва­лид, так его любят, раз­ви­вают, так о нем забо­тятся, что это ком­пен­си­рует его недуг. А у дру­гих рож­да­ется здо­ро­вый ребе­нок, а они его дово­дят до состо­я­ния инва­лид­но­сти, до нервно-пси­хи­че­ского срыва. Что лучше?

Все дело в любви. Можно и то хоро­шее, что тебе дано, своим небреж­ным отно­ше­нием раз­ру­шить и уни­что­жить. А можно изна­чально полу­чить ребенка сла­бого, чув­стви­тель­ного, нерв­ного, но так с ним обра­щаться, что он набе­рет силы и ста­нет пол­но­цен­ной личностью.

Про­сто нужно вос­пи­ты­вать ребенка с любо­вью, ведь роди­тель­ская любовь — это цели­тель­ный покров над его голо­вой. Он вырас­тет и, воз­можно, пере­рас­тет свои про­блемы, окреп­нет. Посмот­рите, какой при­мер подают нам пара­олим­пий­ские игры! Здо­ро­вые спортс­мены едут на олим­пи­аду — и про­иг­ры­вают сорев­но­ва­ния, а пара­олим­пийцы, люди с дефек­тами, зача­стую без ног и без рук, сра­жа­ются так, что зани­мают пер­вые места. Если люди живут на духов­ном уровне, то на свой недуг они смот­рят совер­шенно по-дру­гому, живут с ним и бывают счастливы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *