библия о рождении детей
ЗАЧАТИЕ И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ БИБЛИИ
Оправдывает ли Бог действия людей, направленные против зачатия детей? Быт. 1: 22; 27-28.
Торжественно произнесенные Богом слова при сотворении живых существ: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях и птицы да размножаются на земле«.
В этих словах выражена воля Бога по отношению к своему творению: Бог благословил размножение. Но насколько торжественней звучат слова Библии, касающиеся человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их: И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею. «
Некоторые богословы не усматривают в этом тексте заповеди, но утверждают, что здесь содержитса только благословение (Быт. 1:28) и, якобы этот текст не несёт на себе смысловой нагрузки касательно заповеди.
Давайте обратимся к этому тексту, процитируем его ещё раз с некоторым пояснением:
2. Но в этом благословении явно просматривается Божие повеление: » И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Разве это не повеление?
Эти слова Бог повторил после потопа, Он усиливает значение данного повеления в первоначальной форме, произнося его дважды (Быт. 9:1,7)
При вдумчивом чтений первой и второй главы книги Бытие видно, что при сотворении человека как бы замыкается цепь определённого творческого этапа. И это подтверждено словами: » Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Быт.2:1-2)
В великом созвучии с выше сказанным, как бы в подтверждение всей целесообразности Его творения, как радостная песнь раздаются слова: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма.» (Быт. 1:31)
Это говорит о том, что всё, сотворённое Богом, не нуждалось в поправке, Им всё предусмотрено, Богом установлены законы вселенной и законы жизни человека; всякое вмешательство в эти законы влечёт за собою катастрофу и вызывает справедливый гнев Бога.
Пророк Исаия говорит о том, к каким результатам приводит вмешательство человека в законы, которые установил Бог: «Земля опустошена в конец и совершенно разграблена; ибо Господь изрёк слово сие. Сетует унылая земля, поникла унылая вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли и немного осталось людей.»(Ис.24:3-6)
Исаия продолжает: «. земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие её тяготеет на ней; она упадёт, и уже не встанет.» (Ис.24:19-20)
Из контекста всей главы ярко видно, что речь идёт не об отдельном участке земли, а обо всей планете. Об этом свидетельствуют тексты: Ис.24:4,13,18-19,20-23. Это даёт нам право усматривать здесь не только народ Израильский, нарушивший Божий закон, данный им через Моисея, но и жителей всей земли. Исаия 24:16 говорит о смешательстве человека в законы Бога: «. злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.» Можно смело сделать вывод о нарушении законов в природе, атмосфере, в растительном и животном мире, а также в жизни самого человека, которей являетса нарушителем установленных Богом законов.
То же мoральное опустошение,толкнувшее народ Израильский на преступления, описанные пророком Осией, здесь происходит со всею землёю:»Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.»( Ос.4:1-3, 11)
Всемогущий Бог не толко дал закон для земли, планет, звезд и всего мироздания, стоит лишь заглянуть в книгу Иова 38-40гл. как там чудно вырисовываются Божьи законы вселенной, Павел раскрывает закон духа жизни во Христе Иисусе, посредством которого приходит освобождение от закона греха и смерти(Рим.8:1-2).
Человек приходит в этот мир по определенным и установленным Богом законам жизни, и малейшее нарушение этих законов бесследно не проходят.
Оплодотворение происходит по строгому закону, внутриутробное развитие является чудом Божьего промысла, совершенства закона жизни; а если посмотреть на сам процесс рождения, на гармоничное развитее новорожденного, разве это не чудо Его законов! Но что бы с себя представлял закон без Того, Кто двигает эти закони, Кто Сам является Воплощением этих законов. Этих вопросов мы каснемся ниже.
Но кроме физических законов есть закон духа жизни, без которого не возможно физическое развитие, а тем более духовное развитие, дающее свободу от греха. Оно соединяет нас с Создателем, без Которого не может возникнуть никакая жизнь.
Вне Его жизни нет (Быт.2:17). Во всём Писании мы не найдём ни одного места, где бы Бог отменил Своё повеление относительно размножения, ни одного места в Священном Писании нет, где бы Бог позволил человеку планировать рождаемость детей на земле. Вторжение людей в эту сферу является открытой борьбой против Божиих определений.
Какое влияние легализация абортов оказала на общество в этих странах.
Основной довод сторонников легализации абортов состоит в том, что, когда аборты запрещены, отчаившиеся женщины прибегают к нелегальным методам прерывания беременности, в результате чего многие из них гибнут, как скот на бойне. Однако, с момента легализации абортов их колличество значительно увеличилось, что повысило уровень смертности среди женщин в 6-7 раз. Женщины, решившиеся на аборт, подвергают себя не только физическому насилию, но и глубокой психологической травме.Число самоубийств среди них в 4-8 раз выше, чем среди остального женского населения. Исследования, проведенные в Югославии, показали, что только 24% женщин, перенесших аборт, сохранили психологическую устойчивость и уравновешенность /Британская энциклопедия, т. 2, 1974г./.
Бог создает каждую человеческую жизнь. Бог начинает процесс зарождения жизни и следит за ним, приводя к рождению всех тех людей, которым Он предопределил жить. Но разве не рожденный младенец тоже человек? Разве жизнь действительно начинается с зачатия? Доктор Джером ле Джум, профессор генетики в университете Рене де Кратон в Париже, так отвечает на этот вопрос: » У жизни очень длинная история, но жизнь каждого человека имеет совершенно определенное начало: его зачатие. Во всех клетках человека, за исключением половых, имеется 23 пары, т.е., 46 хромосом. В половых же клетках (гометах) хромосом всего 23. Как только мужская и женская гометы соединяются, образуется клетка (зигота), имеющая полный набор из 46 хромосом, несущая все наследственные признаки нового организма. Это и есть начало человеческой жизни.
После того, как произошло оплодотворение существует новое человеческое существо, это не дело вкуса и не личное мнение; это факт.»
Итак из выше приведенных данных становится ясно, что аборты являются вопиющим преступлением пред Богом и человечеством. В сфере рождения детей люди дошли до самых омерзительных поступков.
В данной области глубина падения не измерима. Люди игнорируют Божие повеление о рождении детей и однажды установленный Им закон и, чтобы уйти от грубой формы: абортов, они перешли к более утонченным методам борьбы с зачатием под видом » Планирования рождения детей.»
Всякий закон устанавливается для честного его исполнения и соблюдения, и никто не имеет права его нарушать или игнорировать своевольным планированием.
В защиту планирования рождаемости некоторые богословы прибегают даже к тем омерзительным, противоестественным, греховным оправданиям, ссылаясь на то, что сегодня можно делать это лабораторным путём. Да, учёные это могут делать; и Бог, по неизвестным для нас причинам, допустил это глубокое падение людей, отказывающихся от установленного метода рождения: через утробу матери. Но даже при этом игнорировании Богом установленного порядка, доказывается невозможность зарождения жизни без Бога. Бог вложил жизнь в семя мужчины и семя женщины, это Его промысел. Люди стали противоестественным путем извлекать семя мужчины, чтобы осеменить взятую противоестественным путем яйцеклетку женщины. Закон Бога неизменно действует: в семя сам Бог вложил жизнь, и, по Его закону, эта жизнь развивается, но она будет иметь массу физических и умственных проблем.. Бог устроил женщину так, что только в её утробе возможно полноценное развитие плода и Он в свое время будет судить людей за нарушение естественного порядка оплодотворения и развития человека.
Люди фактически борются против Божиих законов в области рождения детей. А борясь против Его законов они борются с Богом, от Которого зависит их жизнь.
Но суть одна: уйти от зачатия. Люди нарушают повеление Бога тем, что не допускают слияния мужского и женского семени, посредством которого Бог творит новые человеческие личности.
Мужчины и женщины применяют средства, которые препятствуют Богу в Его намерениях относительно человеческого рода.
Что печально, так это то, что в этой борьбе с Богом относительно рождаемости участвуют и многие христиане. Они утверждают, что закон, установленный Богом о рождаемости не контролируется Богом, по их мнению, рождаемость происходит и пущена на самотёк, хаотично, якобы в этом у Бога нет порядка и систему рождения, в которой, по их действиям, нет совершенства нужно исправить человечискими методами.
Что же говорит Бог о Себе:» Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне, Я возвещаю от начала что будет в конце.»( Ис. 46:9-10). Некто сказал:» Он видит конец и начало одним взглядом.» Это говорит о том, что все, буквально все под Его контролем. Люди не желают быть зависимыми от Бога.Они не хотят Его контроля и Его планирования рождения детей. Печаль о погрязших во грехах людях последнего времени выразил Христианский певец Богачев:
» Видит Бог, как упал человек
До какого добрел он конца
Как ликует, злорадствует грех
Над любимым твореньем Творца.
Он не видит небесный простор
Обреченно идет на убой,
Но Господь Свои руки простер
Над поникшей его головой».
Борьба против зачатия и деторождения в настоящее время ведется более утонченным способом, нарушающим естественный процесс жизни, определенный Богом.
Они сами решили планировать рождаемость, своими собственными средствами:
1. Аборты 2. Внутриматочные сперали 3. Гормональная контрацепция (противозачаточные таблетки) 4. Применение резиновых средств, и многие другие вмешательства в процесс зачатия, чтобы избегнуть рождаемости.
Множество людей в области контрацепции поступают так, как будто им Бог дал заповедь разрушать жизнь в семени.
Как будто они знают и имеют поручение от Бога сколько от них должно родиться детей, как будто они услышали повеление свыше о прекращении ими рождать. Какая ужасная дерзость со стороны человека взять на себя ответственность в области, которая принадлежит только Богу.
Один Он знает сколько и когда должна родить детей та или другая супружеская пара. Один только Он знает то число, которое должно прийти на землю. Один только Он имеет абсолютное право регулировать население земли от перенаселения. Он никогда и никому из людей этого права не давал. Он не нуждается, что-бы кто-то, кроме одного Бога, занимался этим вопросом.
Возможно за преступления против чадородия, за нежелание рождать детей, Бог отнимает у людей землю, плодородные земли превращает в пустыни, тысячи кв. км, покрываются песками и солончаком, пустыня каждый год отнимает добротные земли. Сколько земли пустует во многих странах, необозримые дали не обработанной земли, на которой разместились бы миллионы людей. Бог есть Бог порядка и устройства, он устроил землю так, что она способна вместить и прокормить то количество людей, которые должны были родиться на земле без вмешательства в область рождения, без абортов и всех возможных средств, не допускающих зачатие.
Разве земля мало дает продуктов питания? Разве она не способна обеспечить человечество всем,жизненно важным? Способна, при Божием благословении.
Вы зададите вопрос, почему же люди голодают на земле.
Ответ один: они грешат пред Богом, нарушают Его Волю.
Люди не хотят обрабатывать и возделывать землю, люди уничтожают огромное колличество продуктов и многое другое. Прочитайте Ос.9:11,14. Предо мной не стоит задача показать нечестное и преступное, распределение ценностей земли среди человечества. Мы отчасти уже затрагивали те средства, которыми человек борется против зачатия и рождения детей.
В кратком изложении мы посмотрим на это ужасное преступление.
Помимо изгнания зародившейся жизни (гибели эмбриона) в организме женщины могут наступить различные осложнения, кровотечение у 25% женщин, норма кровопролития при менструации до 80мл. крови. При применении внутриматочной спирали потеря крови увеличивается на 60-80%. Кроме того кровотечение возникает и в промежутке между менструациями, увеличение кровопотери у 14% женщин связывается с нарушением обмена веществ в стенке матки.
Воспаление половых органов по данным разных авторов до 7,3% всех женщин, имеющих внутриматочную спираль. Может произойти перфорация матки: вплоть до выхода спирали в брюшную полость. По данным Д. Акуп /1981/ 356 случаев перфорации. За 15 лет это только то, что известно, что стало открытым, а сколько не известных случаев. На суде Божием все будет открыто и обнажено.
Все, что тайно и сокрыто в день явления Его будет явно и открыто пред судом.
Вывод: из выше изложенного становится ясно, что внутриматочная спираль обладает абортивным действием, убивающим уже зарожденную жизнь. Кроме того, во многих случаях, как инородное тело внутри матки, вызывает разрушительное действие в теле женщины.
Противозачаточные таблетки. Контрацептивный эффект оральных контрацептивов принято объяснять подавлением авуляции/ т.е. созревание яйцеклетки/ в результате их подавляющего, угнетающего действия на систему выработки гормонов головным мозгом человека и, как следствие этого, происходят изменения: а). в яичниках женщины: недоразвитие; б)в оболочках матки: недоразвитие; в)во влагалище: инфекция + отравление сперматозоидов, делающее не возможным почти на 100% наступление беремености, т.е. данные препараты влияют практически на все звенья цепи, начиная от головного мозга женщины, где вырабатываются гормоны беременности, угнетая их выработку, и до половых органов женщины, яичники которой частично атрофируются, претерпевая изменения, воспаляются и даже убивают, ослабляют сперматозоиды мужчины.
Осложнения при приёме О.К.
Из выше изложенных данных медицинских наблюдений становится ясно, что нарушение закона о зачатии и разрушении детей, отравление и разрушение собственного тела влечет за собой справедливое Божие наказание в самом организме женщины.
Каждый отдельный член церкви является частицей совершенногоТела Христа, кирпичиком храма Божия. Подумайте, позволит ли Христос в каком-то участке Своего тела производить разрушающие действия?
В 1 Кор. 3:17ст. говорится: «Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог, Ибо Храм Божий свят, а этот Храм вы.»
Более того, некоторые богословы упускают то, что » тела наши суть Храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете от Бога, и вы не свои«. Здесь речь идет об индивидуальном теле каждой личности. Кроме того, этот текст объявляет нам о том, что мы не свои. Вот этот текст 1Кор.6:19-20ст.
А поэтому никто не имеет права на Божию собственность, и никто не имеет права производить изменения в теле путём незаконных вмешательств в Его определения и назначения.
В теле, как и в душе должен прославляться Бог, потому что они суть Божии.
Из выше изложенного понятно, что храмом Божиим является не только церковь в общем, но и тела верующих, индивидуально в которых живёт Бог.
Определенная часть религиозных людей стали в защиту применения химических средств против зачатия детей. Они аргументируют тем, что, мол, любое лекарство отрицательно влияет на какие-то органы человеческого организма и, при наличии той или другой болезни в организме человека, требуется лечение пораженного органа медицинскими средствами, и хотя некоторые органы нескольлко страдают от лекарств, но в целом организм выздоравливает.
Вникая в Св. Писание мы находим удивительное Божие руководство.
Бог управляет процессом зачатия. Правда некоторые не видят в текстах Писания декларативного характера, они видят в этом лишь повествовательный характер, они не хотят в этом увидеть Божие руководство, выраженное устами пророков, они это относят к каким-то частным случаям, когда Бог вмешивался в вопрос рождения той или другой личности.
Я ниже приведу ряд мест Св. Писания о чудном Божием руководстве.
Один богослов (я не упоминаю его имени) в своих заметках в оправдание противозачаточных средств сказал:»Все, о ком описывают эти истории, (которые я приведу ниже) страстно хотели иметь детей. Но что делать тем, у кого уже есть дети и они больше не хотят их иметь?»
В данном вопросе слышится обеспокоенность богослова, он не знает что делать, когда внутренность бунтует против, на его взгляд, не нужных детей. Он не хочет признать за Богом исключительное право всё определять свыше.
Да, это откровенный вопрос, откровенное заявление:» Не хочу детей!» А поскольку он не хочет детей, значит надо как-то оправдать ужасную и безнравственную машину противозачаточных средств.
Беда в том, что этот человек не видит осуждения подобным заявлениям, а возможно не хочет видеть.
Здесь не требуются богословские или философские выкладки в том простом и глубоком понимании этого народа, они были свидетелями того, как Бог открывал и закрывал утробы. Как жаль, что в наши дни люди стремятся сами «открывать и закрывать утробу.» Очень часто те, кто хочет открыть утробу медицинским путём закрывают её навсегда или приобретают массу будущих проблем. А те, кто хочет её закрыть различными человеческими путями, в последствии терзаются совестью и массой болезней, а иногда даже преждевременно умирают, будучи наказаны Богом.
Вы как хотите считайте, ученые, но здесь ясно написано Кто даёт беременность. Вы можете перекраивать и придумывать всё, что угодно, чтобы заглушить свою совесть, но вы не сможете опровергнуть Божьего творчества в вопросе зачатия и рождения. Делом Вооза было войти к Руфи, остальное же делал Бог: Он дал ей беременность и она родила.
Бог желает, чтобы люди имели серьёзное отношение к деторождению и через псалмопевца Он говорит, что они должны познать:
1. Что Господь есть Бог.
2. Что Он сотворил нас и мы Его.(Пс.99:2)
Он и только Он определяет колличество детей, которые должны родиться от той или другой женщины.
Пророк Исаия писал: «Итак, сказал Господь, сотворивший меня во чреве матери моей, чтобы я был Его слугой. » Бог определяет на служение еще во чреве, это подтверждает ту мысль, что нет случайного зачатия жизни. Если задать вопрос каждой женщине, которой Бог дал мужа, почему она отвергла Божие повеление о рождении детей, или спросить каждого мужа, почему и на каком основании он позволял себе и своей жене убивать самовластно семя и не давать плода. У пророка Иеремии мы читаем о том, что Господь, обращаясь к нему, говорит:» Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» Иер. 1:5ст.
Да, это верно, что Давид рассказывает о сущности Бога. Они сводят 138Псл. только к всеведению и всезнанию. Но почему упускают, обходят творчество Бога, которым Давид восхищается, понимая эту грандиозную работу в создании человека:»Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. » Это не только всеведение, всезнание и вездесущность, это непосредственное творчество над каждой отдельной душой Псл. 138:13ст. Обратите ваше внимание на 16 стих данного псалма, разве он не говорит нам о Божием планировании, оно исключает всякое человеческое вмешательство в вопрос регулирования рождаемости. Бог избавляет нас от страха по поводу перенаселения земли:»Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псл.138:13-16), Он ведёт расчет дней каждого человека, чтобы земля не была перенаселена, у Него и только у Него все жизненные ресурсы для человека. Да, некоторые страны перенаселены, но почему они перенаселены? Ответ один: по причине насилия одного народа над другим, по причине захвата земель. Сколько пустующих не обработанных земель, необозримые просторы не освоенных территорий на земном шаре, а сколько пустынь, это были прекрасные плодородные земли. Но по причине постоянных грехов и нарушений заповедей Божиих Бог лишил людей земли, Он обратил колоссальные просторы в пустыни. Но Он может сделать пустыни цветущим садом. Люди не доверяют Богу и Его руководству, они хотят сами решать проблемы населения и до устали грешат пред Богом в своем вероломстве. И Бог лишает их Своего благословения. Некоторые утверждают, что, якобы Бог открыл им укланяться от рождаемости. Но Бог этого открыть не мог. Он не работает против однажды Им установленных и благословенных повелений.
Любое создание находится внутри Божьего соизволения, ведь один только Бог дарует жизнь. Ни на одного младенца нельзя смотреть, как на жертву случайного зачатия, каковым бы ни были обстоятельства этого зачатия.
Иов в своих размышлениях понимал, что он на земле не случайное явление, что есть Тот, Кто повелел ему быть, Кто трудился над ним с момента выхода семени, он говорит:» Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом. Вспомни, что Ты как глину обделал меня и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко и как творог сгустил меня. Кожею одел меня, костями и жилами скрепил меня.» Иов 10:8-11ст.
Глубочайшее понимание того великого процесса, той тайны бытия, заложенной в семени. Только дерзость людей может посягать на те сферы Божиих законов, в которые Он не позволил вторгаться никому.
В заключении этой статьи приведу еще некоторые места Священного Писания, на основе которых видно то, кому подвластно закрывать или открывать утробу, кто дает зачатие (беременность), кто управляет деторождением.
В книге Бытие 20:9ст. описана история происшедшая с Авраамом и Саррою, его женой. Когда Авимелех Царь Геррарский взял Сарру и намеревался сделать ее своею женой, но Бог не допустил Авимелеха прикоснуться к Сарре. Бог заключил всякое чрево в доме Авимелеха. И для того, чтобы вновь рождались дети, Авраам помолился о них Богу и они стали рождать. Быт. 20:17-18ст.
Данные тексты приоткрывают занавесь, чтобы показать истинное положение вещей: «И помолился Авраам Богу и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его они стали рождать».
Некоторые говорят, что это особый случай в жизни людей для которых у Бога был Свой план, но ведь из отдельных случаев ярко просматривается Божий план для всего человечества. Сарра, Рахиль, дом Авимелеха, Руфь, Анна являются только примером, посредством которого Бог показал людям, что вопрос рождаемости полностью находится под Его контролем и в человеческой коррекции не нуждается.
Для ясности я приведу эти тексты. Удивительное Библейское событие: жена Елканы, Анна, по вдохновению Божию, в радости своего сердца, в своей молитве выразила понимание того, что»Господь умерщвляет и оживляет. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.-
Приведенные места Св.Писания утверждают и показывают на беспочвенность тех, кто отстаивает планирование семьи греховными человеческими методами, кто опирается не на Бога и Его Слово, а на вымыслы людей, желающих утвердить свои умозаключения выше требований Священного Писания.
Хочу указать на то, что повеления Бога о рождении детей никто не вправе изменять и нарушать.
Рождение ребенка — дар Божий
Отношение к бездетности во все времена было однозначным. В наше время семей, где нет детей, становится все больше. Как относиться к тому, что ребенка невозможно зачать и родить? Как понять — почему? На эти и другие вопросы отвечает Ирина Мошкова, кандидат психологических наук.
— Очень важно понять, что рождение ребенка — это чудо, это милость Божия. Современные люди этого часто не понимают, у них нет такого отношения к детям, потому что нет крепкой веры, нет понимания христианской традиции. Сейчас укоренилась совсем другая практика: «МЫ» делаем ребенка, «МЫ» его рожаем. И относиться к ребенку люди начинают как к собственности. Появилось словосочетание «завести ребенка», как будто речь идет о кошке или собаке. Во всем звучит какая-то произвольность…
Появились новые технологии, новые подходы к организации жизни, и это таит в себе большой соблазн. Человеку начинает казаться, что он все может, всем может управлять в соответствии со своими желаниями. Хочешь мальчика — будет тебе мальчик, хочешь девочку — будет девочка. Хочешь, чтобы был здоровый ребенок — это тоже можно устроить.
Из Священного Писания нам известны такие супружеские пары, которые всю жизнь прожили в любви и согласии, но у них не было детей. Вот, например, Авраам и Сарра. Вспомним, что Господь не давал им ребенка, пока в их дом не пришли три путника, точнее пока Сам Бог, Пресвятая Троица, не явился перед ними в виде трех ангелов. Только когда воля Божия была определена, Аврааму и Сарре было сказано, что у них, у престарелых уже людей, родится сын, который не только продолжит их род, но от которого произойдет многочисленный народ.
Аврааму и Сарре было трудно в это поверить, ведь в возрасте почти ста лет дети уже не рождаются. Получение такого обетования казалось бессмыслицей. Сарра даже засмеялась в этот момент, но один из Ангелов строго сказал ей: «Ты скоро поймешь, что твой смех — это результат неверия, недоверия Промыслу Божию». И у них действительно через некоторое время родился сын Исаак.
Еще примеры: Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя, или Иоаким и Анна — отец и мать Пресвятой Богородицы. Рождение Божией Матери тоже произошло, вопреки всем законам человеческого естества, совершилось уже у престарелых родителей, в том возрасте, когда дети у людей уже не рождаются.
Если есть на то воля Божия, ребенок появляется на свет. Однако, при этом иногда это событие по какой-то причиние откладывается. В это время родители молятся, и, доверяя Богу, не перестают надеяться на Его милость. Родившийся ребенок получает от Бога особое предназначение. Раньше люди понимали, что дитя — это дар Господа, и когда оно появлялось на свет, родители его Богу и посвящали. Эта древняя традиция нынче совершенно утрачена. Сейчас людям кажется, что они все могут сами сделать, все могут купить и определить произвольно. Как будто бы есть какая-то «индустрия по производству детей».
— Фактически, к этому и идет сейчас наше государство: к какой-то индустрии. Все больше распространяются ЭКО и прочие технологии.
— Да. Появилось такое понятие, как «планирование рождения» ребенка, существуют Центры планирования. Они, конечно, выполняют определенную положительную функцию: проводят занятия, дают знания, способствующие наступлению беременности, заботятся, чтобы супруги были к этому психологически подготовлены. Но люди забывают, что дар жизни — за пределами человеческих возможностей. Возникает такое технократическое, прагматичное отношение к рождению: раз я хочу — «вынь да положь». И, естественно, пары очень нервно реагируют, когда у них сразу что-то не получается. Если дитя не появляется мгновенно, по первому желанию, у женщин нередко начинается истерика: они плачут, нервничают, идут к психологу, к священнику… Я знаю несколько примеров, когда пары прибегают к ЭКО — искусственному оплодотворению, технология срабатывает, ребенок рождается, но семья все равно потом разрушается. Попытка соединить отношения за счет ребенка оборачивается в дальнейшем слишком серьезными издержками, это ломает людские судьбы.
Часто бывает и так, что невозможность зачать дитя, бесплодие, побуждает супругов к обращению, к молитве, к посещению святых мест. У меня на консультации было несколько супружеских пар, которые родили детей именно после того, как совершили паломничество к мощам Серафима Саровского, Сергия Радонежского или Матронушки, искупались в источнике.
Одного желания родить ребенка, каким бы большим оно ни было, — еще недостаточно. Нужно еще что-то к этому прибавить: нужно стать в особую позицию по отношению к Богу, нужно смириться с тем, что именно Господь является источником и подателем всякого блага.
В том, что Господь медлит и ждет, что не дается сразу осуществление наших желаний, есть очень большой смысл. Опыт показывает, что невозможность родить желанного ребенка часто возникает тогда, когда люди к этому нравственно и психологически еще не готовы.
Ведь ребенок, по учению Церкви — это плод любви. Самое главное, для чего создается семья — чтобы люди могли восполнить несовершенства друг друга в любви. Муж и жена, две личности, соединяются в браке, создавая единую, совершенную личность. Но опыт показывает, что, поскольку у людей нет понимания сущности брака, они пытаются связать понятие «семья» с понятием «рождение детей». А вед на самом деле брак и семья даны человеку не только для продолжения рода. Продолжение рода, рождение ребенка — это вторичное событие, это скорее следствие той супружеской любви, ради которой брак заключается. Сколько бы детей ни родилось, главным человеком для жены остается муж. Эта истина расходится с нашими житейскими представлениями.
В многодетных семьях часто возникает перекос внимания женщины в сторону детей: жена рожает и занимается ребенком, потом опять рожает — и опять занимается ребенком… При этом она может потерять контакт с мужем. От него произошло зачатие ребенка, а дальше он, вроде уже, и не нужен; дальше жена все может сама, ведь у нее уже есть навыки по рождению и воспитанию детей. Поэтому даже многодетные семьи часто бывают несчастливы из-за того, что дети-то есть, а любви супружеской нет. Появляются взаимные претензии: она его упрекает: «Ты мне не помогаешь!», а он ей в ответ: «Я тебя, что, просил рожать»? Многие многодетные семьи переживают такой кризис.
Кстати, православные молодые люди, которые восприняли позицию «брак только для чадородия», зачастую очень горячо этим увлекаются: один ребенок, другой, третий… Сейчас еще и льготы есть, и выплачиваются разные пособия. Но увлекаясь рождением детей, супруги нередко теряют качество отношений. Потому что в период беременности и родов, когда женщина занята младенцем, ее отношения с мужем уходят на второй план. И потом оказывается, что детей трое-четверо, шестеро, а он семью бросает…
Нужно помнить, что не только количеством детей семья не созидается, а качеством отношений, в которых есть любовь.
— Ирина Николаевна, что же не так в тех семьях, которым не удается родить ребенка?
— Прежде всего, брак — это любовь супружеская. Брак создается на основе любви и во имя любви к тому человеку, с которым ты соединяешься. Именно с этим человеком предстоит создать счастливую семейную жизнь. Этому человеку ты доверяешь, ради него живешь, дышишь, существуешь. А продолжение рода и рождение детей — это уже следствие отношений между супругами, основанных на любви.
Часто при ближайшем знакомстве с ситуацией видно, что в тех бездетных семьях, у которых нет возможности зачать и родить ребенка, муж и жена не полностью понимают и принимают друг друга. Между ними существуют какие-то барьеры в общении: бывают, что люди вступают в брак по каким-то меркантильным соображениям, по рекомендации родственников или из соображений, что «возраст уже подпирает», есть усталость от одиночества и иные подобные причины, — в общем, без особого чувства любви.
Но чтобы брак был полноценным, очень важно, чтобы люди испытывали и чувство любви, и сексуальное влечение, и имели готовность понимать, уважать и принимать другого человека. Ведь в браке люди становятся родными: между мужем и женой такая степень близости, что ближе уже некуда. Люди должны принять друг друга и психологически, и духовно, и телесно, должны понять, что этот человек — это твоя судьба, он послан тебе на всю жизнь, а не только на ближайшие пять-десять лет.
Есть такое определение, аксиома: «Мы только тогда хорошие родители, когда мы — любящие друг друга муж и жена». Супружество и родительство между собой логически взаимосвязаны. Неправильно гоняться за рождением ребенка и не заботиться о том, чтобы полюбить, принять, понять своего супруга. Нужно научиться жалеть, прощать и чувствовать другого человека так же как самого себя.
— Получается, упражняться в любви, взращивать любовь, можно и без ребенка?
— Бывают случаи, когда люди никак не могут родить, и с этим ничего не поделаешь: генетическая несовместимость, тяжелая болезнь, перенесенная серьезная операция. Но бесплодие — не причина для того, чтобы разбежаться в разные стороны, возненавидеть друг друга или начать обвинять. Ведь если люди любят друг друга, они могут эти проблемы пережить вместе, могут поддерживать друг друга или взять приемных детей из детского дома.
Но когда люди пытаются за счет ребенка создать иллюзию счастливой жизни, дитя становится средством, компенсирующим недостаток супружеской близости. И на ребенка накладывается слишком тяжелая ноша: от него требуют, чтобы он соединил супругов. Досужие родственники иногда советуют молодой женщине: «Ты роди ему ребенка, он тебе тогда не будет изменять и никуда не уйдет». При таком отношении к семейной жизни, ребенок становится именно инструментом, средством построения супружеских отношений. Опыт показывает, что рождение ребенка не удерживает от развода. Сейчас семьи рушатся, когда в них даже трое, четверо детей. А, если нет гармонии супружеских отношений, мужчины все равно уходят.
— То есть, ребенок иногда решает какие-то личные вопросы мамы, например, содействует повышению ее самооценки?
— Да, порой мать самоутверждается через ребенка. Если он родился здоровенький, умненький, красивенький, им можно похвалиться, можно нарядить его, показать: вот какая хорошая я мама, какой красивый у меня сынок или дочка. А ведь бывает, что ребенок не очень здоров, или не очень сообразителен, или не очень ловок. У него может быть с детства какое-нибудь заболевание: аллергия, проблемы с легкими или внутричерепное давление… Посмотрите, сколько проблем у нас с семьями, где есть дети-инвалиды. Потому что родители часто стыдятся своих детей, боятся выходить с ними на улицу. Наше общество таково, что выйти на прогулку с ребенком-колясочником считается постыдным! Многие люди сидят по домам: дети-инвалиды иногда вообще не гуляют, не бывают в кино, театре и не посещают общеообразовательную школу вместе с другими детьми.
У родившихся детей могут быть различные, в том числе и ограниченные возможности. Бывает, ребенок похож на мать, а бывает — на отца. Есть люди, которые даже здорового ребенка не принимают, если он похож, скажем, на родню мужа. Мать, которая не находит общего языка со своим супругом, затем, как правило, начинает отвергать и ребенка, просто потому что он напоминает отца.
Такие женщины часто кричат на ребенка: «Да ты такой же дебил, как твой отец! Ты вырастешь и в тюрьму сядешь! Ничего из тебя путного не выйдет!». Многие женщины, вроде бы, хотят стать матерью, рожают младенца, но не принимают его, поскольку ребенок не связал семью. Женщина, которая не обрела счастья в супружестве, часто становится злобной и агрессивной матерью.
— У многих женщин, которые в данный момент не могут реализовать себя в материнстве, начинается какая-то зацикленность на рождении ребенка. Как в этой ситуации сохранить рассудок и трезвую голову?
Ведь мы теряем близких людей. Конечно, нам хочется, чтобы человек жил, жил и жил, но у Бога есть свой Промысл. Не знаем мы также и сроков окончания своей собственной жизни. И ничего, от этого мы не сходим с ума! Живем и надеемся, что у нас есть какая-то жизненная перспектива. Я думаю, что точно также нужно подходить к рождению ребенка.
Мы же очень торопимся! Нам хочется, чтобы все было как у всех, причем, как можно скорее! Ведь женщина, имеющая семью и детей, имеет более высокий статус в современном обществе. Молодая женщина хочет себя почувствовать более уверенно: вот она начинает завидовать другим женщинам, которые находятся в беременности или с колясками гуляют по улицам. Кроме того, сейчас различные пособия и льготы установлены государством для тех, кто имеет детей.
Но это чисто внешний подход к решению своих семейных проблем. Он в дальнейшем оборачивается колоссальными издержками: если дитя есть, а женщина к материнству не готова, если она вообще эмоциоанльно-холодная мать, то наличие ребенка станет для нее не радостью, а тяжелым жизненным крестом. Она хотела — она получила, но как она этим распорядится? Бог подарил ей младенца, но что она дальше будет с ним делать, если психологически и духовно она еще не восприняла ценность этого подарка?
Здесь много разных тем для размышления возникает: о понимании женского предназначения, понимании материнства как такового, и, вообще, об осознании целей воспитания.
Как о. Димитрий Смирнов говорит в проповедях: «Бог тебе дает ребенка для чего? Чтобы ты его воспитала, чтобы ты потом его же Богу смогла вернуть в качестве христианина».
А мы ведь хотим «ребенка для себя». И тогда начинаются истерики, бурные страсти, рождается переживание горя, неполноценности. Женщине кажется, если я буду иметь ребенка — все у меня будет замечательно, я буду хорошей матерью. Но чаще всего человеком движут фантазии, иллюзии. И когда ребенок рождается, выясняется, что женщина совсем не готова собой жертвовать.
Ведь нужно вставать по ночам, кормить грудью, когда ребенок болеет, — лечить. А это непросто, поэтому часто молодая женщина чувствуют свою беспомощность. Она не понимает, почему младенец плачет, и этот крик начинает ее раздражать. Некоторые женщины говорят на консультации: «Ох, он родился такой плаксивый, он такой нытик был, я прямо не знала, что с ним делать!». А иногда можно услышать: «Мне прямо задушить его хотелось: по ночам ревет и ревет, ревет и ревет!». Ну что это такое!?
Да, женщина, которая хотела ребенка, но не была подготовлена к решению задач воспитания, становится плохой матерью. Рождение ребенка дает дополнительный шанс на спасения души родителей. Плохая, неласковая, нечуткая мать не использует этот шанс, чтобы изменить себя, чтобы самой развиваться духовно. А ведь она могла бы научиться жертвовать собой, любить, могла бы наставлять ребенка, помогать ему в освоении окружающего мира.
Женщина, нелюбящая своего ребенка, постоянно хочет его переделать, кричит на него, шлепает его без всякой причины. Сколько таких примеров на улице? Малыш, бедный, на что-то засмотрелся, в лужу зашел, а она: «Ага! Ты зачем ноги промочил?» и как даст ему — ребенок чуть ли не подлетает от этих шлепков.
А потом дети начинают учиться в школе… Нечасто матери садятся рядом с ребенком и помогают ему с уроками? Они хороших отметок от него требуют, а помочь — не собираются. Вместо того, чтобы подсесть к ребенку и сказать: «Давай разберемся в этой трудной задачке. Я тебе сейчас объясню, как она решается», — мать читает нотации, может кричать, упрекать ребенка в бестолковости и невнимательности. И поэтому многие дети неуспешны в учебе.
Мы живем в обществе, которому свойственны признаки вопиющей некомпетентности людей в вопросах семейной жизни. Попытка свести вопрос о семейной жизни к проблеме рождения детей, на мой взгляд, — неправильна. Рождение ребенка — это только один из аспектов проблемы становления семейных взаимоотношений. Еще неизвестно, как люди, родив младенца, себя поведут, кого они вырастят из этого ребенка. Откуда у нас появляются бандиты, наркоманы? Это, как раз, является результатом той самой некомпетентности в вопросах семейной жизни. Все социальные пороки зарождаются в кругу семьи.
— Ирина Николаевна, отдельно хотелось бы спросить о православных семьях. Бывают же пары, которые сохраняли невинность до брака, у них не было других половых партнеров, они все сделали правильно: венчались, все соблюдают, а детей нет. Год проходит, два, три, люди и молятся, и по святым местам ездят, но ребенок не дается. И вроде оба здоровые. Как не впасть в ропот в такой ситуации?
— Бывает всякое. Иногда не то, что два-три года, а целых десять лет супруги не могут зачать и родить ребенка, я знаю такие примеры. Детям важна не ритуальная чистота, не соблюдение всех обрядов и порядков, которые Церковью рекомендуются. Самое главное — это не просто «все сделать правильно», а стяжать любовь, принять в свою жизнь другого человека.
Я знаю одну семью, точь в точь как вы говорите: верующие, православные молодые люди, в брак вступили по благословению священника. Батюшка хотел вырастить из молодого юноши будущего пастыря, а эта девушка была благочестивая, чистая, не замеченная в какой-либо фривольности.
Молодые люди поженились, повенчались. Естественно, они вели благочестивый, церковный образ жизни, у них не было никаких вредных привычек. Но начинается первая беременность… и происходит выкидыш. Женщина плачет, переживает. Проходит какое-то время — и снова выкидыш. Еще несколько лет — то же самое. Когда эта женщина пришла ко мне, пережив три выкидыша, она рыдала навзрыд и думала, что ее семейная жизнь на этом закончилась.
В такой ситуации, естественно, портятся отношения между супругами, и даже вера может пошатнуться, потому что это достаточно тяжелое испытание. Ведь оба — здоровые, молодые люди, ничто не препятствует рождению детей, а беременность заканчивается трагически.
Однако мы с ней поговорили о разных вещах, в том числе и о том, как они живут, что происходит у них в семье (а жили они с его матерью, со свекровью). И стало ясно, что ей в этом доме достаточно тяжело психологически.
Она вступила в этот брак, послушавшись благословения священника, можно сказать, по послушанию вышла замуж, но еще не полюбила, не приняла до конца своего мужа. И поэтому эта обстановка в доме ее угнетала, ведь ее муж там, в первую очередь, был сыном своей матери и часто принимал сторону мамы, а не ее поддерживал. Возникало множество микроскопических недомолвок, несогласий друг с другом, а когда человек поступает не так, как нам хотелось бы, это откладывается в душе тяжелым переживанием. Отношения были напряженными, шла притирка характеров, и Господь не давал в это время родиться новой жизни.
Мы с ней обстоятельно поговорили, и я посоветовала ей отвлечься от мыслей о ребенке, от желания родить любой ценой. Я сказала, что сейчас их задача — просто понять, принять, пожалеть, пощадить друг друга, не обвинять один другого за то, что произошло что-то неприятное.
Прошло некоторое время, она успокоилась, утихла, они уехали. А позже я узнаю, что у нее сначала один малыш родился, потом другой, третий… Молодой человек стал батюшкой, в общем, жизнь наладилась.
Есть такое выражение: до настоящей любви нужно дожить. Но поскольку у нас утрачены многие ценности семьи и брака, то и понятие любви у нас девальвировано. Мы знаем словосочетание «заниматься любовью», знаем про дружескую, слепую, страстную любовь, но настоящая, подлинная — христианская любовь, к сожалению, для нас труднодоступна. Это предполагает подвиг. Мы идем к этому долгим путем, витками, и даже через душевную боль.
Может быть, такое, попущенное Господом страдание — троекратный выкидыш, сблизило эту семью. Возможно, Бог так усмотрел, чтобы они на фоне переживания общего горя особенно сильно друг друга почувствовали, стали особенно близки.
Она искренне хотела стать матерью — и она поняла, что он действительно ее жалеет, ни в чем не обвиняет и не упрекает. Ведь чувство вины, которое испытывает женщина в такой ситуации, колоссально.
— А как мужчина может поддержать женщину, если она не беременеет или у нее не получается выносить ребенка?
— Тем, что будет заботлив, нежен, ласков. Тем, что не пойдет налево и направо. Потому что мужские поступки бывают довольно жестокими. Многие женщины мне говорили, что муж их бросил именно во время беременности.
— Какова специфика бездетности в так называемом «гражданском браке», то есть сожительстве?
— Люди считают, что гражданский брак предшествует заключению официальных отношений, хотя многие мужчины к регистрации в загсе вовсе не стремятся. И женщины часто обольщаются, думая, что если они забеременеют и родят ребенка, это скрепит их отношения с любимым, свяжет их, и потом они обязательно поженятся.
Конечно, есть определенное количество молодых мужчин, которые действительно так рассуждают: мол, куда деваться? Это же мой ребенок. Наш храм стоит в парке Царицыно, и по воскресеньям, когда идут венчания, здесь часто гуляют женихи и невесты — почти все современные невесты — беременные. Это тоже последствие «гражданского брака»: в лучшем случае, отношения оформляются законным браком, именно в тот момент, когда есть факт беременности. Но это еще не означает, что люди уживутся после того, как брак будет заключен официально. Ведь семьи, если в них не было любви, распадаются и при наличии детей.
Но чаще всего происходит по-другому: пока люди живут вдвоем, им кажется, что они очень любят друг друга, очень нужны друг другу. Бывает, мужчина снимает квартиру, женщину содержит, балует, делает ей подарки и так далее. И женщина привыкает к такому комфорту, заботе, вниманию к себе и считает, что теперь самое время рожать, это счастье продлится и только умножится.
А на самом деле все выходит наоборот: как только она объявляет о своей беременности, их отношения заканчиваются. Я помню случай, когда женщина, имевшая весьма комфортную жизнь, благодаря материальной поддержке своего мужчины, утром проснулась и нашла записку: «Оставь ключи на столе». Вот тебе деньги на «решение проблем». На этом «любовь» закончилась. Своими действиями мужчина подталкивает женщину к убийству ребенка. Поэтому в нашей стране огромное количество абортов, это последствия таких свободных отношений.
— А бывает и наоборот — мужчина хочет ребенка, но у них не получается. Что можно сказать о мужчинах, у которых нет детей от жены, и они хотят реализоваться с другой женщиной?
— Я думаю, что это потребительство, демонстрация своей сексуальной мужской силы. Рождение ребенка здесь становится неким фетишем, сверхценностью. Мужчина рассуждает в таком ключе: «Мужик я или не мужик?» Как будто в этом проявляется мужская состоятельность.
А некоторые вообще похваляются: «А у меня много детей: и от той, и от этой!» А ведь мужественность состоит, прежде всего, в том, мужчина верен своей супруге, что он разделяет с ней все: и радость и горе, что он принимает ответственность за все происходящее с семьей на свои плечи.
Ведь бывают случаи, когда супружеская пара бездетна, и с этим ничего не поделаешь. Бывает, люди сходятся уже в зрелые годы, и это не первый их брак. Одни пары берут на воспитание ребенка из детского дома, другие честно и благородно живут вдвоем, третьи помогают другим людям, четвертые — храму…
Мне встречались люди, которые, раз у них не было ребенка, ежемесячно делали какие-то пожертвования в детский дом. Они понимали, что так получилось, и с этим ничего не поделаешь, и хотели просто помочь другим детям, хотя бы материально. Ведь тема нерождения детей может быть рассмотрена и как служение, как покаяние. Многие люди, которых Господь не удостоил счастья отцовства и материнства, пытаются подарить хоть немного радости другим детям или другим семьям.
— Какие еще проблемы психологического или духовного плана могут быть причиной отсутствия детей?
— Причиной может быть болезнь. Я знаю одну пару, где у жены изначально была ослаблена психика. Когда он на ней женился, он не знал, что она ранее лечилась по этому поводу, все выяснилось только после венчания.
У этой женщины начались серьезные депрессии, а он не был к этому готов, не ожидал этого. (Сейчас, вообще, часто встречаются как дородовые, так и послеродовые депрессии, потому что у нас очень много людей с ослабленной психикой).
Семейный путь этой пары был совсем не гладким, они тоже пережили три выкидыша, но недавно я узнала, что и у них родился ребенок. Супруга успокоилась, подлечилась, попила лекарства, пришла в норму, и все-таки, слава Богу, смогла родить.
— Ирина Николаевна, и последний вопрос. Как бездетной паре правильно реагировать на навязчивые вопросы и замечания родственников: «Почему? Когда? Что? А вот та пара уже ждет ребенка…»
— Никак. Знакомые поговорят, поговорят, да и бросят. А разумные люди вообще говорить не будут. Самое главное — не попасть в колесо зависимости от чужого мнения. Все эти вопросы: «Ну, когда же, когда?» очень сильно давят на психику, и если люди этому поддаются, они и сами начинают нервничать.
Опираясь на Господа, все можно перенести, все можно разумно истолковать. Но многие страдают из-за того, что ничего не знают о Боге либо просто не хотят веровать. Ведь чтобы веровать, требуется мужество, вера — это нелегко, это подвиг: от многих вещей нужно отказаться, многое следует пересмотреть, многое в себе изменить. И это на раз-два не сделаешь, на это уходит много лет жизни, и на этот подвиг нужно решиться. Просто решиться идти вперед. Вот и все, а больше тут ничего не скажешь.
Конечно, можно фантазировать, пытаться втиснуть эту ситуацию в какие-то общие рамки, но у каждого человека, у каждой семьи есть своя особая судьба, а самое главное — есть Промысл Божий. Верующие люди понимают, что все, что ни делает Бог — к лучшему. Воля Божия — это всегда благо, и надо принимать ее как благо: без подозрений, без ропота. А если мы хотим сосредоточиться на себе, сделать так, чтобы нам было удобно жить, мы не приобретаем, а теряем.
Нам нужно различать три уровня человеческой природы: плотской, физический уровень, уровень душевный и уровень духовный. Если люди болтаются где-то внизу, на физическом уровне, и отношения строятся в плоскости «самец — самка», то это одно дело. Если они находятся на душевном уровне, здесь включаются уже более тонкие вещи. Ну а если подняться еще на этаж выше, все проблемы выглядят совершенно по-другому. С помощью Божией, нет ничего невозможного. Можно и инвалида воспитать, можно взять к себе чужого ребенка и сделать его счастливым. Сколько есть примеров, когда священники усыновляют 15–20 детей, вот, в Оренбургской области есть такая семья: там только двое или трое своих детей, а остальные — приемные. И от этого люди получают удовлетворение, в этом обретают счастье. А можно ведь и с одним ребенком мучиться и даже ненавидеть его.
Некоторые люди, даже если у них рождается ребенок-инвалид, так его любят, развивают, так о нем заботятся, что это компенсирует его недуг. А у других рождается здоровый ребенок, а они его доводят до состояния инвалидности, до нервно-психического срыва. Что лучше?
Все дело в любви. Можно и то хорошее, что тебе дано, своим небрежным отношением разрушить и уничтожить. А можно изначально получить ребенка слабого, чувствительного, нервного, но так с ним обращаться, что он наберет силы и станет полноценной личностью.
Просто нужно воспитывать ребенка с любовью, ведь родительская любовь — это целительный покров над его головой. Он вырастет и, возможно, перерастет свои проблемы, окрепнет. Посмотрите, какой пример подают нам параолимпийские игры! Здоровые спортсмены едут на олимпиаду — и проигрывают соревнования, а параолимпийцы, люди с дефектами, зачастую без ног и без рук, сражаются так, что занимают первые места. Если люди живут на духовном уровне, то на свой недуг они смотрят совершенно по-другому, живут с ним и бывают счастливы.