бисмарк корабль на дне фото
И Германия получила «Бисмарк», свой первый после Первой мировой войны полноценный линкор, а не «карманный», как иногда называли тяжелые крейсеры. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.
При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского
Редер и Лютьенс
Осенью 1939 года главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер разработал план по уничтожению английской системы морских конвоев. Обладая базами подводных лодок в норвежских портах Берген и Тронхейм, немцы без труда организовывали патрули на возможных маршрутах конвоев. С сентября по декабрь 1939-го германские субмарины потопили 114 торговых судов Англии и ее европейских союзников. То есть в среднем почти по судну в день. Рeдер составлял многоходовые, буквально шaхматныe комбинации.
Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.
22 января 1941 года в Атлантический океан из Бреста, порта на крайнем северо-западе Франции, вышли под командой адмирала Гюнтера Лютьенса линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн.
Но Редер считал, что любое промедление с началом боевых действий в Атлантике будет на руку врагу. Кроме того, рейд стал бы отвлекающим маневром, который вынудил бы англичан перебросить часть сил из Средиземного моря и ослабить давление на морские коммуникации итало-германских войск в Северной Африке.
Вообще-то о сдержанном, безмерно преданном своему делу Гюнтере Лютьенсе хорошо отзывались все, кто его знал, но в историю он вошел как неудачливый командующий флотом. Он пренебрегал элементарными правилами радиобезопасности и недооценивал неприятельскую авиацию как потенциальную угрозу для крупных кораблей. Таковые Лютьенс никогда не любил и по службе практически не был с ними связан. В Первую мировую воевал на миноносцах, с 1935 года возглавлял штаб военно-морского района Северного моря, с 1938-го командовал флотской разведкой, а в начале Второй мировой руководил операцией по минированию британских прибрежных вод.
Он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями
Бой в Датском проливе
Немцы выбрали наиболее безопасный для себя путь: вокруг Исландии с севера, через Датский пролив, отделяющий этот остров от Гренландии. Но уже 20 мая, до прихода в Берген, «Бисмарк» заметили со шведского крейсера «Готланд». В тот же день о тандеме сообщили члены норвежского сопротивления, 21 мая от своего военного атташе в Швеции о нем узнало Британское адмиралтейство. Ко всему прочему во время стоянки в Бергене германские корабли сфотографировали с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр». «Бисмарк», в отличие от «Принца Ойгена», дозаправки в порту не сделал, что оказалось одной из роковых ошибок.
22 мая оба рейдера покинули Берген, миновали Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Однако у северного входа в Датский пролив их поджидал противник в лице флагмана королевского флота линейного крейсера «Худ» и новейшего линкора «Принц Уэльский», которым предстояло выследить рейдеры и донести, куда те идут. То есть выполнить задачу дозорных, не более того.
Лютьенс решил вести прорвавшийся в океан «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер. Капитану «Принца Ойгена» было приказано атаковать неприятельские конвои самостоятельно.
«Невероятное облегчение»
Гибель «Худа» ожесточила англичан. Адмиралтейство распорядилось, чтобы к охоте за «Бисмарком» были привлечены почти все находившиеся в Северной Атлантике британские корабли, даже охрана конвоев. Группу перехвата, включившую линкоры «Георг V» и «Родней» вместе с авианосцем «Викториэс» плюс три эсминца, возглавил адмирал Джон Тови, участник Ютландского боя. С юга, от Гибралтара, шли на север линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройал», крейсер «Шеффилд» и дивизион эсминцев.
Сомкнуться кольцо облавы не успело: 25 мая в 3:06 ночи группа перехвата потеряла «Бисмарк». Перед этим девять самолетов-торпедоносцев «Суордфиш», стартовав с палубы авианосца «Викториэс», в кромешной тьме атаковали германский линкор. Но серьезных повреждений не нанесли: единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс.
В 7:00 утра 25 мая Лютьенс известил командование о том, что преследование продолжается, а в 9:12 передал еще одну радиограмму. Радиоперехват этих сообщений позволил британской стороне определить местоположение «Бисмарка». В 10:10 утра 26 мая экипаж гидроплана «Каталина» береговой авиации англичан обнаружил тянущийся за «Бисмарком» нефтяной след. В тот же день около 21:00 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройал» начали вторую атаку на «Бисмарк». Некоторые велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше самолетов и с трудом различали их на фоне неспокойного моря.
27 февраля в 08:47 утра на «Бисмарк», который выдавал лишь семь узлов, обрушился шквал снарядов с линкоров «Родней» и «Георг V», с крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир». Германский рейдер ответил огнем, но после 44 минут боя его тяжелые орудия смолкли. Однако «Бисмарк» не спускал боевого флага, и англичане решили добить его торпедами с короткой дистанции. Лютьенс и капитан Линдеман были уже мертвы. Кто-то из офицеров приказал открыть кингстоны и покинуть корабль. В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115.
В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115
Нажмите на фотографии для увеличения:
Гибель линкора «Бисмарк»
Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.
20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.
Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».
Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.
Бой в Датском проливе
Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».
Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.
Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.
Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.
Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.
Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.
Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.
В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.
В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.
Руины погибших военных судов: как они выглядят сегодня
Когда-то они наводили трепет на противника, но вражеские мины, торпеды и бомбы превратили великие корабли в груду ржавого металла, а их останки до сих пор напоминают нам об ужасах войны.
Боевые корабли, напоминавшие плавучие крепости, были и остаются одними из величайших проявлений военной мощи любого государства. Дно океанов буквально усеяно останками линкоров, эсминцев и лайнеров. Они лишний раз напоминают о бессмысленной жестокости и ничем не ограниченном желании человека убивать. Тонны и тонны металла ржавеют под километрами соленой воды, с каждым годом становясь все более хрупкими. Сегодня мы посмотрим на самые интересные руины военных кораблей и заодно вспомним о том, как они опустились на дно.
Крейсер «Индианаполис», США
На момент взрыва на борту находились 1197 человек, но выжили лишь 321. Треть экипажа пошла на дно вместе с кораблем, а остальные целых четыре дня ждали помощи в открытом океане. Моряки гибли от обезвоживания, нападения акул, переохлаждения.
19 августа 2017 года поисковая группа, финансируемая соучредителем Microsoft Полом Алленом, обнаружила обломки затонувшего крейсера в Филиппинском море на глубине примерно 5,5 км. Это место остается охраняемой военной могилой в честь 900 членов экипажа, которые погибли.
Линкор «Бисмарк», Третий Рейх
«Бисмарк» был одним из самых больших и мощных кораблей Второй мировой войны, весивший при полной загрузке 50 000 тонн. Залпы его 800-килограммовых снарядов оказались роковыми для британского судна HMS Hood. Тот случай определил судьбу линкора: королевский флот приложил все силы к его уничтожению.
В своем последнем сражении уже искалеченный «Бисмарк» был сражен британскими линкорами и тяжелыми крейсерами. Корабль был потоплен, чтобы англичане не успели пойти на абордаж. Экипаж линкора состоял из 2220 человек, но выжили лишь 116. Спастись удалось также коту по кличке Непотопляемый Сэм, которого подобрали среди обломков англичане.
Останки «Бисмарка» удалось обнаружить почти в тысяче километров от побережья Франции, причем на корпусе было не так много боевых повреждений.
Дредноут «Юта», США
Уже списанный в 1931 году и со снятым основным вооружением, линкор «Юта» был отбуксирован в Перл-Харбор, где ему была уготовлена роль учебного артиллерийского судна. «Юта» был одним из двух дредноутов класса «Флорида», спущенных на воду в 1911 году, и сильно устаревших к началу Второй мировой войны. Они были слишком медленными и не имели современного вооружения, так что высокой эффективности от них не ждали.
Корабль был потоплен во время нападения японцев на Перл-Харбор вместе с другими линкорами. Тогда погибло 56 человек. Часть судов американцам удалось поднять и отремонтировать, что очень удивило японцев в конце войны, но вот «Юту» решили не чинить.
В 1950-х на месте крушения были установлены два мемориала, посвященные погибшим членам экипажа судна, а в 1972 году недалеко от острова Форд рядом с затонувшим кораблем был воздвигнут более крупный мемориал.
Лайнер «Британник», Великобритания
Эвакуация с «Британник» была отлично организована и лишь 30 человек из 1136 погибли. Первым исследовать место потопления начал еще Жак-Ив Кусто, и с тех пор было проведено множество экспедиций. Останки корабля покоятся на глубине 122 метра, то есть туда могут погружаться дайверы. Останавливает только необходимость получить особое разрешение, так как место потопления признано братской военной могилой.
Интересный факт: на борту находились два человека, которые несколькими годами ранее смогли спастись после крушения «Титаника».
Линкор «Роял Оак», Великобритания
В результате трагедии погибли 83 моряка, а Черчиллю пришлось объясняться перед Палатой общин. На борту затонувшего линкора было очень много мальчишек, которых, по традициям королевского флота, отправили служить в возрасте от 15 до 17 лет. После инцидента ребята младше 18 лет служили на действующих военных кораблях только в самых исключительных обстоятельствах.
Хотя линкор затонул на глубине всего 30 метров, большинство тел извлечь не удалось. Само место затопления признано военной могилой, и каждый год здесь проводятся церемонии поминовения погибших моряков.
Последний поход «Бисмарка» — в жизни и на экране
Рождение
Думать над обликом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в 1932 году. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а вооружение — восемь 330-мм орудий. Однако «за время пути собака могла подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной свыше 240 м, максимальным водоизмещением без малого 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был торжественно спущен на воду — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.
«Бисмарк» идёт в бой
К маю 1941 года германские линкоры уже имели за плечами опыт удачных рейдов в Атлантику. В ходе операции «Берлин» 22 января−22 марта 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна общим водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, естественно, горел желанием повторить успех. По плану «Учений на Рейне» «Бисмарк» и корабли поддержки должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста. Далее они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой командовал адмирал Гюнтер Лютьенс.
Впрочем, в изначальные планы вмешались обстоятельства. Сначала на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось несколько месяцев ремонта. Затем «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался только с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре. Но тут и «Принц Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Пришлось ждать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских кораблей в океане сразу стало бы гораздо больше) и не хотел отменять операцию насовсем.
В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту очень быстро узнали противники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма немедленно попала к англичанам. 21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».
Британцы известили о своей находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», а также лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват врага вышла эскадра из новейшего линкора «Принц Уэльский» (на его борту даже остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линкор «Кинг Джордж V» пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.
Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, узнав о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами тоже покинули базу. Затем к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.
Первая кровь
Вечером 23 мая сначала тяжёлый крейсер «Саффолк», а затем и «Норфолк» обнаружили радаром немецкую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Гренландией и Исландией начался бой. Первыми обнаружили врага и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский». В 5:55 «Бисмарк» ответил. И вдруг, в 6:01, после пятого залпа «Бисмарка»…
Через две минуты «Принц Уэльский», получив несколько попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно разорвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а топливо потекло за борт. Подумав, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для самостоятельной охоты.
Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» атаковали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Хотя пилоты впервые в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линкор. Но ночью британские крейсера… потеряли «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линкоре принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что британцам всё равно известно его местоположение, послал длинную радиограмму о положении дел на борту. Англичане смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли данные на карту. В результате почти полсотни кораблей много часов искали «Бисмарк» не там, где он плыл на самом деле. И только утром 26 мая патрульная «Каталина» снова обнаружила неуловимый линкор.
Но теперь британские корабли не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по своему же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали слишком рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И только вторая атака пришлась по настоящему врагу. Из 13 торпед две или три попали в цель. Но только одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линкора.
Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром англичане снова потеряли линкор, но вскоре опять смогли обнаружить.
Смерть «Бисмарка»
На экране и под водой
После войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в 1960 году картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдвард Мэроу, журналист, известный радиорепортажами из военного Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравший капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и получил ранение в том самом бою. Использовались реальная хроника спуска «Бисмарка» на воду и записи боёв. Виды «изнутри» кораблей снимали на «Вэнгарде» — единственном британском линкоре, дожившем до этого времени.
Взлом кодов с помощью аналитиков Блетчли-парка оставался секретным вплоть до 1975 года, поэтому в фильме он не упомянут. Зато в кино точно показана летающая лодка «Каталина», нашедшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке своего же корабля. Отлично отображена сложность работы британского штаба, определяющего действия кораблей.
Для усиления драматизма на экране британцы «понесли» даже более серьёзные потери, чем в реальности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в реальности несколько самолётов было повреждено). Любопытно, что при этом сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совершенно точна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.
Также линкор, уже получив роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Такого эсминца не было в составе британского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но иначе события после поражения руля выглядели бы чистой «игрой в одни ворота».
Адмирал Лютьенс в кино показан горячим поклонником Гитлера и убеждённым, если не фанатичным, нацистом. Он со всем энтузиазмом радостно настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Однако выжившие члены экипажа описывали реального Лютьенса как задумчивого и даже угрюмого человека. В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» или даже ввода в строй «Тирпица». Лютьенс также не хотел вступать в бой с «Худом» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда важнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.
И только через много лет после войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Судя по положению обломков, «Худ» действительно начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был объявлен военным захоронением, поэтому все дальнейшие работы прекратились.
В 2002 году знаменитый кинорежиссер и энтузиаст глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить характер повреждений корпуса. По нему следует, что, вероятно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как всегда утверждали выжившие из экипажа).