бисмарк линкор фото на дне океана

Кладбище линкоров: как были уничтожены самые большие стальные гиганты

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

«Бисмарк»

Один из лучших линкоров прошлого века — немецкий «Бисмарк» — покоится в 380 морских милях к юго-западу от ирландского города Корк, где прошел его последний бой.

«Бисмарк» был грозным противником и смог это доказать в море, когда на его перехват вышли линкоры Королевского Британского флота Hood (41 600 тонн) и «Принц Уэльский» (43 786 тонн).

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Фото: fdra-naval.blogspot.com.by

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Фото: fdra-naval.blogspot.com.by

Роковым для «Бисмарка» стало 26 мая 1941 года, когда после атаки самолетов-торпедоносцев одна из торпед повредила винты и заклинила руль. Корабль не только потерял ход, но и управление.

Некогда грозный «Бисмарк» (водоизмещение 58 000 тонн), вооруженный восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями, шестнадцатью 105-мм зенитками, шестнадцатью 37-мм и двенадцатью 20-мм автоматами, 2 торпедными аппаратами, превратился в беззащитную мишень.

Он не мог вести точный огонь по противнику, поэтому английские линкоры, не боясь, подошли к неуправляемому немцу и расстреляли его практически в упор. «Бисмарк» погиб, но так и не сдался — линкор ушел под воду с поднятым флагом. Вместе с линкором погибли его командир, капитан первого ранга Эрнст Линдеманн и 2104 человека команды.

Японские близнецы-гиганты

«Ямато» и «Мусаси» — два сверхлинкора, обладавших колоссальной огневой мощью, никак не проявили себя за всю войну. Водоизмещение обоих кораблей составляло фантастические 74 000 тонн, максимальная толщина брони — полметра стали.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Линкор «Ямато». Фото: waralbum.ru

Каждый из линкоров был вооружен девятью орудиями калибра 460-мм. Одна такая пушка весила 2820 т и была способна отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров.

Японское командование так сильно берегло «Ямато» и однотипный ему «Мусаси», что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: «В мире есть три самые большие и бесполезные вещи — это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Башня со 155-мм орудиями с линкора «Ямато» на глубине 350 м. Фото: es3n.livejournal.com

«Мусаси» и «Ямато» погибли в 1945 году под ударами американской авиации. «Ямато» подвергся атаке с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).

Спасти с линкора удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Корабль затонул 7 апреля 1945 года к северу от Окинавы.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Останки «Мусаси». Фото: s.yimg.com

«Мусаси» два дня с 22 по 24 октября 1944 подвергался ударам пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, которые в итоге и уничтожили гиганта. Вместе с кораблем погибли 1023 члена экипажа, в том числе и его командир, контр-адмирал Иногути (тяжелораненый, он заперся в своей каюте).

Несмотря на огромные размеры, обнаружить линкор удалось только в 2015 году в море Сибуян. Это сделал сооснователь Microsoft Пол Аллен. Чтобы получить снимки линкора, на дно были спущены две мини-субмарины, находившиеся на борту 126-метровой яхты американца.

«Плачущий линкор»

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Фото: korabley.net

Несмотря на удачную конструкцию, мощное вооружение и бронирование, линкор не пережил налета японской авиации, из-за неожиданного нападения.

Многие офицеры и матросы с корабля были в увольнении, оборонительное вооружение и амуниция к нему были на замках. Водонепроницаемые переборки на корабле не были задраены, вентиляционные люки — открыты.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Мемориал линкора «Аризона». Фото: maritimequest.com

Долгие годы из машинного отделения затонувшего корабля, превращенного в мемориал, по капле просачивается масло, расплываясь по воде сиренево-алым пятном. Американцы говорят, что это линкор плачет по своему экипажу.

«Последний самурай»

Этот один из немногих японских линкоров, который погиб в артиллерийской дуэли с противниками. «Ямасиро» был заложен еще в 1915 году и к моменту начала Второй мировой войны успел устареть, поэтому долгое время числился в береговой обороне. Но катастрофические потери японского флота вынудили командование в 1944 году вернуть корабль в строй.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Линкор «Ямасиро».Фото: pinimg.com

Свой последний бой против шести линкоров союзников (усиленных большим количеством торпедных катеров, эсминцев и крейсеров с крупнокалиберными орудиями) «Ямасиро» принял 25 октября того же года. В результате артиллерийской дуэли корабль был сильно поврежден и потерял ход.

Последними для линкора стали две торпеды, попавшие в машинное отделение — корабль стал сильно крениться, и командир отдал приказ оставить «Ямасиро», но сам не предпринял попытку покинуть рубку. Из примерно 1900 членов экипажа выжили только десять.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана
Фото: octopus.ru

Корабль покоится на глубине более 200 метров. Один из опытнейших дайверов Джон Беннетт погиб при попытке донырнуть до «Ямасиро» в 2004 году. Дотронуться рукой до затонувшего корабля удалось соратникам Беннета два года спустя.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Руины погибших военных судов: как они выглядят сегодня

Когда-то они наводили трепет на противника, но вражеские мины, торпеды и бомбы превратили великие корабли в груду ржавого металла, а их останки до сих пор напоминают нам об ужасах войны.

Боевые корабли, напоминавшие плавучие крепости, были и остаются одними из величайших проявлений военной мощи любого государства. Дно океанов буквально усеяно останками линкоров, эсминцев и лайнеров. Они лишний раз напоминают о бессмысленной жестокости и ничем не ограниченном желании человека убивать. Тонны и тонны металла ржавеют под километрами соленой воды, с каждым годом становясь все более хрупкими. Сегодня мы посмотрим на самые интересные руины военных кораблей и заодно вспомним о том, как они опустились на дно.

Крейсер «Индианаполис», США

На момент взрыва на борту находились 1197 человек, но выжили лишь 321. Треть экипажа пошла на дно вместе с кораблем, а остальные целых четыре дня ждали помощи в открытом океане. Моряки гибли от обезвоживания, нападения акул, переохлаждения.

19 августа 2017 года поисковая группа, финансируемая соучредителем Microsoft Полом Алленом, обнаружила обломки затонувшего крейсера в Филиппинском море на глубине примерно 5,5 км. Это место остается охраняемой военной могилой в честь 900 членов экипажа, которые погибли.

Линкор «Бисмарк», Третий Рейх

«Бисмарк» был одним из самых больших и мощных кораблей Второй мировой войны, весивший при полной загрузке 50 000 тонн. Залпы его 800-килограммовых снарядов оказались роковыми для британского судна HMS Hood. Тот случай определил судьбу линкора: королевский флот приложил все силы к его уничтожению.

В своем последнем сражении уже искалеченный «Бисмарк» был сражен британскими линкорами и тяжелыми крейсерами. Корабль был потоплен, чтобы англичане не успели пойти на абордаж. Экипаж линкора состоял из 2220 человек, но выжили лишь 116. Спастись удалось также коту по кличке Непотопляемый Сэм, которого подобрали среди обломков англичане.

Останки «Бисмарка» удалось обнаружить почти в тысяче километров от побережья Франции, причем на корпусе было не так много боевых повреждений.

Дредноут «Юта», США

Уже списанный в 1931 году и со снятым основным вооружением, линкор «Юта» был отбуксирован в Перл-Харбор, где ему была уготовлена роль учебного артиллерийского судна. «Юта» был одним из двух дредноутов класса «Флорида», спущенных на воду в 1911 году, и сильно устаревших к началу Второй мировой войны. Они были слишком медленными и не имели современного вооружения, так что высокой эффективности от них не ждали.

Корабль был потоплен во время нападения японцев на Перл-Харбор вместе с другими линкорами. Тогда погибло 56 человек. Часть судов американцам удалось поднять и отремонтировать, что очень удивило японцев в конце войны, но вот «Юту» решили не чинить.

В 1950-х на месте крушения были установлены два мемориала, посвященные погибшим членам экипажа судна, а в 1972 году недалеко от острова Форд рядом с затонувшим кораблем был воздвигнут более крупный мемориал.

Лайнер «Британник», Великобритания

Эвакуация с «Британник» была отлично организована и лишь 30 человек из 1136 погибли. Первым исследовать место потопления начал еще Жак-Ив Кусто, и с тех пор было проведено множество экспедиций. Останки корабля покоятся на глубине 122 метра, то есть туда могут погружаться дайверы. Останавливает только необходимость получить особое разрешение, так как место потопления признано братской военной могилой.

Интересный факт: на борту находились два человека, которые несколькими годами ранее смогли спастись после крушения «Титаника».

Линкор «Роял Оак», Великобритания

В результате трагедии погибли 83 моряка, а Черчиллю пришлось объясняться перед Палатой общин. На борту затонувшего линкора было очень много мальчишек, которых, по традициям королевского флота, отправили служить в возрасте от 15 до 17 лет. После инцидента ребята младше 18 лет служили на действующих военных кораблях только в самых исключительных обстоятельствах.

Хотя линкор затонул на глубине всего 30 метров, большинство тел извлечь не удалось. Само место затопления признано военной могилой, и каждый год здесь проводятся церемонии поминовения погибших моряков.

Источник

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

И Германия получила «Бисмарк», свой первый после Первой мировой войны полноценный линкор, а не «карманный», как иногда называли тяжелые крейсеры. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.

При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского

Редер и Лютьенс

Осенью 1939 года главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер разработал план по уничтожению английской системы морских конвоев. Обладая базами подводных лодок в норвежских портах Берген и Тронхейм, немцы без труда организовывали патрули на возможных маршрутах конвоев. С сентября по декабрь 1939-го германские субмарины потопили 114 торговых судов Англии и ее европейских союзников. То есть в среднем почти по судну в день. Рeдер составлял многоходовые, буквально шaхматныe комбинации.

Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.

22 января 1941 года в Атлантический океан из Бреста, порта на крайнем северо-западе Франции, вышли под командой адмирала Гюнтера Лютьенса линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн.

Но Редер считал, что любое промедление с началом боевых действий в Атлантике будет на руку врагу. Кроме того, рейд стал бы отвлекающим маневром, который вынудил бы англичан перебросить часть сил из Средиземного моря и ослабить давление на морские коммуникации итало-германских войск в Северной Африке.

Вообще-то о сдержанном, безмерно преданном своему делу Гюнтере Лютьенсе хорошо отзывались все, кто его знал, но в историю он вошел как неудачливый командующий флотом. Он пренебрегал элементарными правилами радиобезопасности и недооценивал неприятельскую авиацию как потенциальную угрозу для крупных кораблей. Таковые Лютьенс никогда не любил и по службе практически не был с ними связан. В Первую мировую воевал на миноносцах, с 1935 года возглавлял штаб военно-морского района Северного моря, с 1938-го командовал флотской разведкой, а в начале Второй мировой руководил операцией по минированию британских прибрежных вод.

Он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями

Бой в Датском проливе

Немцы выбрали наиболее безопасный для себя путь: вокруг Исландии с севера, через Датский пролив, отделяющий этот остров от Гренландии. Но уже 20 мая, до прихода в Берген, «Бисмарк» заметили со шведского крейсера «Готланд». В тот же день о тандеме сообщили члены норвежского сопротивления, 21 мая от своего военного атташе в Швеции о нем узнало Британское адмиралтейство. Ко всему прочему во время стоянки в Бергене германские корабли сфотографировали с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр». «Бисмарк», в отличие от «Принца Ойгена», дозаправки в порту не сделал, что оказалось одной из роковых ошибок.

22 мая оба рейдера покинули Берген, миновали Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Однако у северного входа в Датский пролив их поджидал противник в лице флагмана королевского флота линейного крейсера «Худ» и новейшего линкора «Принц Уэльский», которым предстояло выследить рейдеры и донести, куда те идут. То есть выполнить задачу дозорных, не более того.

Лютьенс решил вести прорвавшийся в океан «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер. Капитану «Принца Ойгена» было приказано атаковать неприятельские конвои самостоятельно.

«Невероятное облегчение»

Гибель «Худа» ожесточила англичан. Адмиралтейство распорядилось, чтобы к охоте за «Бисмарком» были привлечены почти все находившиеся в Северной Атлантике британские корабли, даже охрана конвоев. Группу перехвата, включившую линкоры «Георг V» и «Родней» вместе с авианосцем «Викториэс» плюс три эсминца, возглавил адмирал Джон Тови, участник Ютландского боя. С юга, от Гибралтара, шли на север линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройал», крейсер «Шеффилд» и дивизион эсминцев.

Сомкнуться кольцо облавы не успело: 25 мая в 3:06 ночи группа перехвата потеряла «Бисмарк». Перед этим девять самолетов-торпедоносцев «Суордфиш», стартовав с палубы авианосца «Викториэс», в кромешной тьме атаковали германский линкор. Но серьезных повреждений не нанесли: единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс.

В 7:00 утра 25 мая Лютьенс известил командование о том, что преследование продолжается, а в 9:12 передал еще одну радиограмму. Радиоперехват этих сообщений позволил британской стороне определить местоположение «Бисмарка». В 10:10 утра 26 мая экипаж гидроплана «Каталина» береговой авиации англичан обнаружил тянущийся за «Бисмарком» нефтяной след. В тот же день около 21:00 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройал» начали вторую атаку на «Бисмарк». Некоторые велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше самолетов и с трудом различали их на фоне неспокойного моря.

27 февраля в 08:47 утра на «Бисмарк», который выдавал лишь семь узлов, обрушился шквал снарядов с линкоров «Родней» и «Георг V», с крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир». Германский рейдер ответил огнем, но после 44 минут боя его тяжелые орудия смолкли. Однако «Бисмарк» не спускал боевого флага, и англичане решили добить его торпедами с короткой дистанции. Лютьенс и капитан Линдеман были уже мертвы. Кто-то из офицеров приказал открыть кингстоны и покинуть корабль. В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115.

В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115

Нажмите на фотографии для увеличения:

Источник

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океанаdimka_jd

ЖЖ Димки

Познавательно-развлекательный журнал. Девушки любят, мужики одобряют.

В период с 5 по 14 июня 2001 года, экспедиция «Deep Ocean Expeditions», исследовала место гибели и останки линкора «Бисмарк».

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

На фото: глубоководный аппарат «Мир» с научно–исследовательского судна «Академик Келдыш» над останками «Бисмарка». Палуба линкора вновь увидела свет впервые за 60 лет. Основные надстройки и башни орудий главного калибра сорваны при гибели корабля.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

Историческая справка:
24 мая 1941 года этот линкор поверг в шок Великобританию: в ходе боя в Датском проливе «Бисмарком» был потоплен гордость британского флота линейный крейсер «Худ», и только трое моряков из его экипажа выжили после его гибели. Германия ликовала.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

На охоту за германским линкором был направлен практически весь британский флот, в том числе — даже соединение «Н», базировавшееся в Средиземном море. Ведь ставкой в этой погоне были честь британской короны и флота.

И хотя к утру 27 мая 1941 года у англичан уже практически заканчивалось топливо, удача все же улыбнулась им. «Бисмарк», которому оставалось пройди до Бреста всего около 400 миль, имея серьезные повреждения винтов и рулевого управления, полученные в результате упорных атак торпедоносцев, сбавил ход и пошел по циркуляции, практически навстречу англичанам.

Бой начался на дистанции в 13 миль, но так как силы сторон были уже неравны, через полтора часа артиллерия «Бисмарка» была выведена из строя. И хотя силы британцев добивали его артиллерийским и торпедным огнем, линкор не тонул.

И лишь тогда, оставшиеся в живых немецкие моряки, открыли кингстоны, и линкор начал погружаться кормой, а затем, перевернувшись через левый борт, затонул. В бою погибли более 2000 человек из экипажа «Бисмарка», спасены были около 100 человек. Пришло время ликовать уже англичанам.

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

Карта тех событий в Атлантике:

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

Споры о причинах его гибели ведутся до сих пор. Англичане настаивают, что утопили его не моряки линкора, а только они.

Интересные факты:
Затонул линкор на глубине 4875 м (Титаник лежит на 3750 м). Погибло на борту Бисмарка 1995 человек (на Титатнике — 1514). Линкор опрокинулся, возникший изгибающий момент оторвал корму. Осыпались вниз тяжёлые орудийные башни главного калибра, сорвавшись под собственным весом с креплений барбетов. Набегающим потоком сорвало мостик, верх надстройки и трубы. После чего камнем идущий вниз корабль перевернулся в потоке килем книзу и так достиг дна, ударившись о склон подводного вулкана кормовой частью. От такого удара линкор должен был переломиться пополам как минимум, однако он остался цел, что удивительно. После касания склона вулкана всем килем, корабль заскользил по илу вниз по склону, вызвав лавину донных осаждений, на гребне которой то бортом, то носом, он проскользил вниз 1200 метров, пока не остановился.

Источник

Гибель линкора «Бисмарк»

бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть фото бисмарк линкор фото на дне океана. Смотреть картинку бисмарк линкор фото на дне океана. Картинка про бисмарк линкор фото на дне океана. Фото бисмарк линкор фото на дне океана

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бройлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *