бизнес процесс ведущая задача
Вложенные бизнес-процессы в 1С 8.3
Точка вложенного бизнес-процесса
Бизнес-процессы могут быть вложенными. На карте маршрута вложенные бизнес-процессы отмечаются с помощью точки вложенного бизнес-процесса:
С помощью данной точки можно запустить вложенный бизнес-процесс в рамках текущего.
При переходе на данную точку будет создана ведущая задача. Для этой задачи создается вложенный бизнес-процесс:
После выполнения вложенного бизнес-процесса, ведущая задача считается выполненной и бизнес-процесс переходит на следующую точку.
В свойствах точки вложенного бизнес-процесса нужно выбрать бизнес-процесс, который будет вложенным:
Здесь нельзя указывать тот же самый бизнес-процесс, иначе будет зацикливание и выполнение программы завершится с ошибкой переполнения стека встроенного языка на сервере.
При переходе бизнес-процесса на точку вложенного бизнес-процесса выполняется следующая последовательность действий:
Все действия выполняются в рамках одной транзакции.
Обработчик ПередСозданиемВложенныхБизнесПроцессов
У данного обработчика есть 3 параметра:
Данный обработчик можно использовать для ручного создания бизнес-процессов:
Процессы и задачи
Общее описание
Блок бизнес-процессов и задач предназначен для автоматизации порядка взаимодействия пользователей при совместной работе.
В программе предусмотрено несколько «простых» типовых процессов, на основе которых можно построить сложные составные и комплексные процессы.
Каждый «простой» типовой процесс при выполнении порождает задачи. Выполнение задач продвигает процесс по его карте маршрута. Процесс считается завершенным, когда выполнены все его задачи.
«Простые» типовые процессы можно разделить на процессы с одним и несколькими исполнителями.
Для некоторых процессов с несколькими исполнителями есть возможность настроить порядок выполнения задач. Этим порядком определяется создание задачи для конкретного исполнителя.
Комплексный процесс строится на основании «простых» типовых процессов с возможностью настроить порядок их выполнения.
Составные процессы построены на основе простых процессов, но порядок их выполнения жестко определен и недоступен для изменения в режиме «Предприятие». В программе есть три составных процесса обработки документов: обработка внутренних, входящих и исходящих документов.
Для работы с процессами и задачами предусмотрены специальные рабочие места. Подробнее в таблице ниже.
Внутренне устройство
Блок «Процессы и задачи» использует ряд механизмов. Наиболее важные описаны ниже.
Работа процессов
Работа всех процессов определяется картой маршрута. У каждой точки карты маршрута есть свои обработчики, в которых содержится код, обеспечивающий функциональность процесса. Более подробно про объект конфигурации бизнес-процесс и его работу можно почитать в документации к платформе в главе «Бизнес-процессы и задачи».
Для задач ознакомления порядок работы процесса может не соответствовать карте маршрута. Например, задачи ознакомления с результатами выполнения могут создаваться после завершения процесса, что противоречит логике работы процессов, заложенной в платформе.
Такой подход встречается в процессах Приглашение, Рассмотрение, Регистрация, Согласование, Утверждение. Поведение обусловлено тем, что в случае положительного выполнения процесса (например, все согласовано, замечаний нет) автору больше не нужно ничего делать с предметами, и процесс можно считать завершенным. Это справедливо тогда, когда вышеперечисленные процессы являются частью комплексного процесса и их положительное завершение не должно зависеть от автора процесса. То есть если процесс завершился положительно, то комплексный процесс должен перейти к следующим действиям. Реализуется это путем переноса создания задачи ознакомления в точку маршрута Завершение (см. пример).
Условие отказа от создания задачи ознакомления
Создание задачи ознакомления при завершении процесса:
Рекомендации
На внедрении может возникнуть ситуация, при которой требуется вообще отключить формирование задачи ознакомления. Для этого достаточно закомментировать код по созданию задачи знакомления.
Комплексные процессы
Работа комплексных процессов также обеспечивается картой маршрута, но только для того, чтобы процесс завершился при выполнении всех подчиненных действий. Остальная логика работы процесса (порядок создания действий) определена вне карты маршрута.
Запуск подчиненных действий определяется процедурой СтартоватьНовыеДействия в модуле объекта комплексного процесса. Процедура вызывается изначально при создании подчиненных действий в точке маршрута «Выполнить все действия процесса».
Далее каждый раз при выполнении ведущей задачи действия комплексного процесса (подписка на событие ЗадачаКомплексногоПроцессаПриВыполнении ).
Процедурой СтартоватьНовыеДействия определяются следующие действия для старта процесса в соответствии с настроенным порядком и условиями маршрутизации.
Рекомендации
Не рекомендуется менять типовое поведение программы касаемо комплексных процессов из-за достаточно сложной логики их работы.
Ролевая маршрутизация
При настройке исполнителей любого процесса помимо указания конкретного пользователя можно использовать роли.
Для каждой роли в программе есть возможность определить несколько исполнителей.
При старте процесса для роли создается одна задача. Задача видна всем исполнителям роли, и любой из них может исполнить эту задачу.
Для каждой роли могут быть определены два объекта адресации. Объект адресации – это дополнительный разрез данных, который позволит использовать одну и ту же роль, например, для разных организаций, подразделений и т.д.
При использовании объектов адресации следует учесть следующую особенность – ролевые задачи с указанными объектами адресации доступны и могут быть исполнены только исполнителями роли с такими же объектами адресации. То есть задачу, направленную роли «Секретарь» с объектом адресации организация «ООО Меркурий Проект» не сможет исполнить исполнитель роли с другим объектом адресации или без объекта адресации.
Ролевая маршрутизация обеспечивается стандартным механизмом адресации задач. Для этого используются объекты:
Рекомендации
Шаблоны процессов
Почти для всех процессов в конфигурации определены шаблоны. Под шаблоном понимаются настройки процессов, на основании которых запускаются сами процессы.
Каждый шаблон процесса может быть назначен нескольким видам документов. Если процесс создается на основании документа, то назначенные шаблоны отображаются как рекомендованные в помощнике создания процессов.
Также в этих справочниках хранятся «служебные» шаблоны процессов. Это такие шаблоны, которые выступают в качестве настроек действий шаблонов комплексных процессов и самих процессов. Они по умолчанию не отображаются в списке. Поэтому, например, в списке шаблонов комплексных процессов можно наблюдать 1 элемент, а обращаясь запросом – несколько тысяч.
Для заполнения по шаблону используется процедура ЗаполнитьПоШаблону модуля объекта процесса.
Заполнение процесса по шаблону происходит в трех случаях:
Но следует учесть, что при заполнении может использоваться и другая логика – например, заполнение по проектной задаче, проекту в обработчике заполнения нового объекта (процедура ОбработкаЗаполнения ).Чтобы понять логику заполнения процесса в том или ином случае можно поставить точку останов в процедуре ЗаполнитьПоШаблону, посмотреть стек вызовов и проанализировать «соседний код».
Рекомендации
Предметы процессов и задач
Часто совместная работа сотрудников направлена на обработку данных или результатом их работы являются некие данные. Такие данные по отношению к процессам и задачам в конфигурации называются предметами. Для каждого процесса/задачи может быть определено любое количество предметов. Каждый такой предмет процесса имеет свою роль по отношению к процессу. В конфигурации предусмотрено три роли предмета:
О ролях предметов можно подробнее ознакомиться в статье «Бизнес-процессы».
Предметы могут добавляться к процессу, шаблону или задаче. При добавлении к задаче предметы всегда добавляются как вспомогательные и могут быть удалены в карточке задачи. Предметам, добавленным в процесс, можно присвоить любую роль, доступную для текущего предмета (возможные роли для предметов определены в коде конфигурации).
Основные предметы не могут быть удалены в задачах. Заполняемые предметы можно очистить в карточке задачи. Предметы в шаблонах процессов представляют собой настройки предметов, которые будут добавлены при создании процесса по этому шаблону. Предметы в шаблонных не содержат конкретных ссылок на объекты программы.
При настройке шаблонов процессов можно определить видимость предметов в соответствующих задачах. Эта настройка копируется в процесс при его создании на основании шаблона. В соответствии с этой настройкой происходит передача предметов в задачи. То есть процесс можно настроить так, что предмет будет виден в карточке процесса, а в задаче – нет.
При добавлении предметов в процесс предметы передаются в невыполненные подчиненные задачи. Если текущий процесс является комплексным, то предметы не передаются в уже стартованные действия, но все остальные действия будут запущены с новым составом предметов. Следует учесть, что в комплексном процессе можно настроить видимость предметов для еще не стартованных действий.
Добавление предмета в задачу приводит к его передаче только в сам процесс и его задачи. При создании процессов на основании задач предметы задачи передаются в новый процесс.
Среди предметов процессов и задач могут быть файлы, добавленные с диска. Такие файлы являются неотъемлемой частью процесса и его задач. Они не передаются ни при каких условиях в другие процессы. Чтобы файл передавался в другие процессы по вышеописанной логике, его следует предварительно разместить в хранилище файлов, а в процесс добавлять из хранилища.
Все предметы сохраняются в табличной части Предметы процессов и их задач. При операциях над предметами происходит синхронизация этих табличных частей.
Рекомендации
Не рекомендуется менять типовое поведение работы механизма предметов из-за достаточно сложной логики его работы.
Запуск процессов
В программе предусмотрено несколько вариантов запуска процессов:
Меню Отправить и Подзадачи находятся в карточках и списках ряда объектов. Для каждого объекта эти меню имеют свой состав, но для открытия помощника используется процедура ОткрытьПомощникСозданияОсновныхПроцессов в общем модуле РаботаСБизнесПроцессамиКлиент.
При интерактивном старте используются специальные формы, отображающие только процессы, назначенные виду текущего документа.
Запуск по событиям выполняется без интерактивного участия пользователя при помощи механизма бизнес-событий.
Об интерактивном и автоматическом запуске процессов можно подробнее ознакомиться в статье «Автостарт бизнес-процессов».
Условия маршрутизации
При настройке порядка выполнения действий комплексного процесса или состава исполнителей в процессах с несколькими исполнителями часто возникает необходимость включить/исключить действие или исполнителя при выполнении процесса. Для этого в программе есть условия маршрутизации. Они настраиваются ответственным за работу процессов и задач в режиме «Предприятие».
Условия могут быть определены при помощи конструктора (используется механизм компоновки данных), кодом встроенного языка «1С» или составлены из комбинаций других условий.
Условия проверяются при непосредственной маршрутизации комплексных процессов. Если условие не выполнено, то действие (подчиненный процесс) комплексного процесса не создается.
Для простых процессов с несколькими исполнителями условия проверяются при создании процесса. Если условие не выполнено, то исполнитель исключается из процесса.
Фоновое выполнение процессов
Для увеличения отзывчивости конфигурации предусмотрено несколько механизмов фонового выполнения процессов:
При фоновом старте процессов пользователи создают, записывают и помещают процесс в очередь для старта. Далее эта очередь обрабатывается на сервере, и процесс стартует. В случае удачного старта процесс удаляется из очереди. В противном случае пользователю отправляется уведомление программы.
Возможные проблемы при фоновом выполнении процессов
При возникновении любых ошибок в работе этих механизмов автор процесса или исполнитель задачи получат уведомления программы и могут вовремя сообщить о проблеме администратору.
Ошибки могут возникать по разным причинам – от ошибки в коде программы, до неправильно спроектированного действия комплексного процесса. Для диагностики ошибок рекомендуется отключить соответствующее регламентное задание, написать свою обработку, в коде которой разместить вызов процедуры регламентного задания и выполнить обработку в сеансе пользователя с полными правами. Далее расследование ошибки следует проводить в режиме «Конфигуратор».
Если ошибку не удается быстро диагностировать и нужно возобновить работу, то можно отключить фоновое выполнение (при помощи констант) – все новые процессы и задачи будут выполняться в сеансах пользователей. А расследование продолжить, выполняя код регламентных заданий вручную (например, скопировать и поправить код соответствующих процедур регламентных заданий в обработку).
Большинство ошибок можно устранить, внимательно прочитав сообщение ошибке в уведомлении программы.
Также следует отметить, что фоновое выполнение процессов работает только в клиент-серверном варианте работы программы. Фоновое выполнение задач может использоваться и в файловом варианте, если используется распределенная информационная база (Далее РИБ).
Выполнение задач по почте
В программе есть возможность выполнять задачи в сторонних почтовых клиентах.
Принцип работы механизма выполнения задач по почте заключается в следующем:
Для рассылки уведомлений используются стандартный механизм уведомлений.
Рекомендации
На внедрении может возникнуть потребность доработать тексты формируемых уведомлений и варианты выполнения задач.
Выполнение процессов в РИБ
В отличии от других объектов программы, обмен процессами и задачами в РИБ при использовании плана обмена Полный происходит особым образом.
Общая логика
Ограничения и особенности
Как это работает
При первой записи узла плана обмена Полный определяется его идентификатор (реквизит ИдентификаторУзла ).
Если используется фоновый старт процессов, то процесс обрабатывается регламентными заданиями СтартПроцессов и СтартОтложенныхПроцессов только в мастер узле. Текущий узел при этом определяется функцией ЭтотУзелОбменаДляОбработкиПроцессов общего модуля РаботаСБизнесПроцессами. Если фоновый старт не используется, то процесс стартует сразу.
Обработка процессов только текущего мастер-узла также учитывается в регламентных задания ПовторениеБизнесПроцессов и ФоноваяМаршрутизацияКомплексныхПроцессов.
Сама процедура получения данных процесса разделена на две части:
При получении процесса в других узлах загруженный процесс принимается полностью, если он завершен. Также процесс принимается полностью, за исключением реквизитов с указанием контролеров, если изменена итерация процесса. В других случаях в текущий процесс загружаются все принятые данные, кроме исполнителей задач и предметов. Список предметов будет при этом объединен, а исполнители либо оставлены (если процесс находится в точке маршрута «исполнение») либо полностью взяты вместе с результатом исполнения из того объекта (имеющегося или загруженного), который находится в точке маршрута проверки. При обработке исполнителей в точке маршрута проверки предпочтение отдается имеющемуся объекту.
При обработке задач происходит то же самое – загрузка в мастер-узле и других узлах. В мастер-узле логика загрузки не отличается от процессов. При загрузке в другие узлы происходит то же самое, что и в процессах, но так как у задач не меняется итерация, то это и не обрабатывается. У задач нет разных точек маршрутов, то есть информация о загруженных исполнителях принимается из других узлов, только если задача выполнена.
Возможные проблемы при использовании процессов в РИБ
Если процессы в РИБ использовались до версии 2.0.8, то при переходе на новую версию происходит заполнение идентификаторов узлов в плане обмене Полный и сопоставление процессов этим узлам (заполнение реквизита УзелОбмена в процессах). Процессы для привязки к текущему узлу определяются по автору. Если для автора процессов существует пользователь информационной базы, то все его процессы относятся к текущему узлу.
Само наличие пользователей информационной базы в двух и более узлах для одного элемента справочника Пользователи является ошибкой. Одному пользователю в справочнике пользователи должен быть сопоставлен только один пользователь информационной базе в РИБ.
Рекомендации
Не рекомендуется менять типовое поведение механики выполнения процессов в РИБ.
Права доступа
Доступ к части объектов текущего блока ограничен на уровне записей. Ниже описаны права доступа и логика распространения для основных объектов.
Практика использования Бизнес-процессов и Задач в «1С:Предприятии 8.3»
С одной стороны, подзадача по реализации бизнес-процессов является обязательной на Аттестации 1С:Специалист по платформе.
С другой стороны, во многих типовых решениях бизнес-процессы используются редко. Хотя фактически бизнес-процессов в конфигурациях автоматизировано множество, а сами эти объекты появились аж в 2004 году (с момента выхода «1С:Предприятие 8.0»).
Поэтому, чтобы понимать работу механизмов «Бизнес-процессов» и «Задач», недостаточно просто «подсмотреть в типовой». Возможности данных объектов нужно именно изучать.
Этим мы и займемся в данной статье. Плюс, дадим общие рекомендации по применению данного механизма в решении реальных задач.
Что такое бизнес-процессы в 1С
Безотносительно 1С бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание продукта или услуги для потребителей.
Примеры бизнес-процессов: производство вентиляторов, допродажа товаров клиента, подбор сотрудников и так далее. Причем часто бизнес-процессы можно детализировать. Например, в производстве продукции можно выделить такие бизнес-процессы, как закупка материалов, передача материалов в производство, движение материалов в производстве, выпуск продукции.
Для наглядной автоматизации бизнес-процессов в платформе «1С:Предприятие 8» существует объект «Бизнес-процесс». Он позволяет выстроить цепочку действий разных пользователей программы, которая приведет к определенному результату. Таким результатом может быть формирование отчетности, утверждение документа, заполнение карточки контрагента.
Объект «Бизнес-процесс» имеет графическое отображение, называемое картой маршрута. Это не что иное, как блок-схема, составленная из «кирпичиков»:
Элемент схемы | Графическое представление | Описание |
---|---|---|
Точка старта | Начало бизнес-процесса, является обязательным | |
Стрелка | Показывает последовательность переходов между точками | |
Точка действия | Соответствует конкретному действию конкретного пользователя (или одного из пользователей с определенной ролью) в программе. | |
Точка условия | Отвечает за проверку выполнения определенного условия, у которого может быть только 2 состояния: “Выполнено” или “Не выполнено” | |
Точка выбора варианта | Дает возможность выбрать дальнейшие действия исходя из проверки условия, у которого может быть более двух состояний (аналог – Если-ИначеЕсли-…) | |
Точка разделения | Соответствует моменту, начиная с которого разные пользователи должны выполнять разные действия параллельно и независимо друг от друга | |
Точка слияния | Соответствует моменту, начиная с которого параллельные процессы вновь объединяются в один | |
Точка обработки | Отвечает за выполнение определенного алгоритма системой | |
Точка вложенного бизнес-процесса | Соответствует выполнению другого бизнес-процесса, который является составной частью текущего |
Как видим, бизнес-процессы в системе могут иметь ветвления, параллельное выполнение, любое количество уровней вложенности.
Вот пример бизнес-процесса «Закрытие месяца» из 1С:УПП, где встречаются практически все возможные элементы:
Продвижение по карте маршрута невозможно реализовать без вспомогательного объекта «Задача» – «двигателя» бизнес-процесса. В каждой точке действия создается одна или несколько задач, и когда все задачи текущей точки завершены, происходит переход к следующей точке карты маршрута.
Использование объектов «Бизнес-процесс» для пользователя похоже на работу с документами:
Практический пример
Рассмотрим практический пример. Необходимо автоматизировать процесс приема сотрудника на работу из 3 последовательных этапов:
Каждый этап бизнес-процесса выполняет отдельный пользователь с нужными правами доступа.
Требуется отслеживать ход приема новых сотрудников, каждый пользователь должен видеть свои задачи.
Бизнес-процесс будем реализовывать в конфигурации, где уже имеются необходимые документы и справочники:
Выгрузку базы с этой конфигурацией можно скачать по ссылке в конце статьи.
Начнем с создания нового бизнес-процесса:
В пользовательском режиме новый бизнес-процесс будет создаваться каждый раз при приеме нового сотрудника.
Изобразим карту маршрута бизнес-процесса для поставленной задачи:
Привязку к исполнителям мы настроим позднее.
В точке условия нужно определить, работал ли принимаемый сотрудник в нашей организации ранее. Если это так, то в базе уже заведен нужный элемент справочника «Физические лица» и заполнены личные данные. Добавим в бизнес-процесс реквизит (тип Булево), который позже обработаем в точке условия (то есть считаем, что пользователь сам определяет при приеме – новый это сотрудник или нет):
Теперь, когда у нас есть схема бизнес-процесса, необходимо организовать последовательность действий и распределение этих действий по ответственным лицам.
Объект конфигурации «Задача»
За действие пользователя в каждой точке бизнес-процесса отвечает специальный объект «Задача». Он является вспомогательным объектом, но именно с его помощью выстраивается цепочка действий пользователей: в каждой точке действия карты маршрута создаются задачи для одного или нескольких пользователей. Пока текущий пользователь не завершил свою задачу (то есть не установил стандартный реквизит «Выполнена» в значение «Истина»), задачи следующей точки маршрута для других пользователей созданы не будут.
То есть именно при выполнении задач происходит движение бизнес-процесса по карте маршрута.
Для наглядности рассмотрим, как выглядит список задач в демонстрационной базе конфигурации «Документооборот 8 ПРОФ, редакция 2.1». При запуске программы от имени пользователя Федоров О.П. (директор) на начальной странице открывается список всех невыполненных задач пользователя:
Вернемся к нашей конфигурации, создадим новый объект:
Свяжем бизнес-процесс с задачей:
Более того, в типовых решениях 1С («Документооборот», «Управление торговлей, ред. 11») в разных бизнес-процессах используется один и тот же тип задач, чаще всего он называется «Задача исполнителя». Это делается для того, чтобы пользователь мог видеть общий список своих задач, относящихся к разным видам бизнес-процессов, как в примере выше из «Документооборота».
Адресация задач
Объект «Задача» предоставляет возможность использования вспомогательного регистра сведений, который обеспечивает распределение задач по исполнителям. Этот регистр называется регистром адресации.
Измерениями регистра адресации должны выступать те значения, по которым возможно однозначно определить исполнителя задачи. При этом в качестве одного из измерений чаще всего используется справочник «Пользователи», так как с помощью него удобно связать текущего пользователя программы с его задачами.
Однако использование справочника «Пользователи» как единственного измерения адресации на практике неудобно: например, конкретный пользователь может заболеть или сменить место работы, тогда придется перенастраивать адресацию задач. Таким образом, задачи удобнее привязывать не напрямую к пользователю, а к набору ролей, и одного измерения адресации чаще всего недостаточно.
Поэтому для нашего примера создадим в регистре адресации 2 измерения:
Здесь используется справочник «Роли исполнителей», который имеет следующие предопределенные элементы:
Создадим у задачи реквизиты адресации тех же типов, что и измерения регистра сведений:
Укажем для задачи регистр адресации. Для реквизитов адресации задачи настроим соответствие измерениям выбранного регистра сведений:
Теперь в карте маршрута бизнес-процесса доступна настройка адресации. Укажем для каждой точки действия нужную роль исполнителя:
Чтобы обеспечить ветвление в точке условия, требуется обработчик проверки условия – функция в модуле объекта бизнес-процесса, которая возвращает значение Ложь или Истина. Создадим такой обработчик для точки маршрута ПовторныйПрием:
Чтобы знать, от имени какого пользователя запущен текущий сеанс, нам потребуется параметр сеанса. Создадим его:
Укажем, что созданный параметр сеанса будет хранить текущего исполнителя задач, а также укажем основной реквизит адресации для задачи:
Сделаем так, чтобы при запуске «1С:Предприятия» в параметр сеанса ТекущийПользователь подбиралось нужное значение из справочника «Пользователи». Соответствие будем устанавливать по имени, и если элемент справочника «Пользователи» с нужным именем не найден, то создадим его. Код функции УстановкаПараметровСеанса() в модуле сеанса:
После того, как все нужные элементы справочника «Пользователи» будут созданы, заполним регистр адресации в режиме «1С:Предприятие»:
Отображение задач по исполнителям
Теперь поработаем над формой списка задач. Конечно, пользователю хотелось бы, чтобы по умолчанию в списке задач отображались только его задачи. Для этого создадим форму списка задачи «Задача исполнителя» и в настройках основного реквизита Список поменяем основную таблицу на Задача.ЗадачаИсполнителя.ЗадачиПоИсполнителю:
Также можно оставить только еще не выполненные задачи, добавив в настройку списка соответствующий отбор:
Теперь уже можно попробовать создать экземпляр бизнес-процесса, задачи будут создаваться у нужных пользователей. Для этого под любым пользователем, имеющим права на запись бизнес-процесса «Прием нового сотрудника» (например, под Ивановой А.И.), из раздела «Кадровый учет → Прием нового сотрудника» создаем новый экземпляр бизнес-процесса и стартуем его:
После этого у пользователя Петрова В.П. в списке задач (Кадровый учет → Задача исполнителя) появится новая задача:
Визуализация хода бизнес-процесса
Пока функциональность нашей разработки почти на нуле – только формируются задачи и пользователи вручную отмечают их исполнение.
Для начала хотелось бы иметь возможность отслеживать состояние бизнес-процесса, то есть в какой точке он сейчас находится. Для этого создадим форму бизнес-процесса и добавим на нее реквизит КартаБП типа ГрафическаяСхема, а также выведем элемент управления на форму:
Затем в модуле формы бизнес-процесса создадим процедуру ОбновитьКартуМаршрута:
Вызовем эту процедуру в обработчике события ПриЧтенииНаСервере формы бизнес-процесса:
После этого при открытии формы бизнес-процесса на карте маршрута будет отмечаться текущее положение:
Использовать обработчик ПриСозданииНаСервере для выполнения кода также допустимо, но данный обработчик вызывается и для тех объектов, которые еще не записаны. В нашем случае это приведет к выполнению лишних действий, ведь вновь создаваемый бизнес-процесс еще не стартован, а значит, он всегда находится в своей начальной точке.
Сделаем так, чтобы при нажатии кнопки «Старт» на форме бизнес-процесса карта маршрута обновлялась. Для этого вызовем ту же процедуру ОбновитьКартуМаршрута в обработчике ПослеЗаписиНаСервере:
В таком виде задача может считаться решенной в рамках подготовки к экзамену «1С:Специалист» по платформе. Но мы пойдем немного дальше.
События задач и точек действия бизнес-процессов
Для начала добавим автоматическую запись исполнителя в задачу при ее выполнении, чтобы в будущем можно было отследить, кем именно она была выполнена. Ведь младших кадровиков может быть несколько – баба Нюра и баба Катя. До момента выполнения задачи она будет отображаться в списках всех потенциальных исполнителей.
Итак, добавим в модуль объекта ЗадачаИсполнителя стандартный обработчик ПередВыполнением со следующим кодом:
Теперь добавим в бизнес-процесс реквизиты, которые позволят хранить информацию о выполняемых действиях:
Поработаем и с задачей. Выведем на форму задачи ссылку на родительский бизнес-процесс и его реквизиты:
В наименовании задачи было бы неплохо видеть не только название точки маршрута, но и ФИО человека, которого требуется принять на работу. Для этого в модуле объекта бизнес-процесса определим процедуру УстановитьНаименованиеЗадачи, и будем вызывать ее при создании задач:
Процедуру ОбщаяПриСозданииЗадач привяжем к каждой точке маршрута бизнес-процесса. Это можно сделать через карту маршрута:
На каждой точке маршрута можно задавать отдельные обработчики событий, если требуется выполнять различные действия.
На этапе выполнения задачи добавим контроль над пользователем со стороны системы: не будем позволять отмечать задачу как выполненную, если необходимые данные не внесены. Для этого в модуль объекта бизнес-процесса добавим функцию ПроверитьВыполнениеЗадачи, которую будем вызывать в обработчике ОбщаяПередВыполнением в каждой точке маршрута (привязка осуществляется также через карту маршрута):
Готово, можно тестировать!
Подведем итоги
Мы описали только базовые приемы работы с бизнес-процессами и задачами в 1С:Предприятии 8.3. Как минимум, требуется добавить еще множество проверок введенных данных и «красивостей» на уровне форм.
Но цель статьи – показать, как можно использовать объекты системы при автоматизации бизнес-процессов.
Выгрузку базы готового примера можно скачать в конце статьи и использовать в качестве шаблона.
Есть еще множество нюансов, которые просто невозможно рассмотреть в одной статье: программное создание и выполнение задач, групповые задачи, использование вложенных бизнес-процессов, настройка ролей и прав доступа. Плюс зачастую вместо «унылой» формы задачи вызывается форма определенного объекта конфигурации – документа или справочника.
Если эти темы Вам интересны, оставляйте комментарии – и мы продолжим освещать тему бизнес-процессов. 🙂
Об авторе
Автор статьи – Алина Баринова
Консультант-разработчик, компания “Infosuite” (г. Москва)
Выгрузки ИБ и PDF-версия статьи для участников группы ВКонтакте
Если Вы еще не вступили в нее – сделайте это сейчас, и в блоке ниже (на этой странице) появятся ссылки на скачивание материалов.