благотворительные взносы субсидии подарки это в маркетинге
«Дайте денег!» или десять вопросов про пожертвования и фандрайзинг
Что это вообще такое — фандрайзинг? Нельзя по-русски назвать?
Фандрайзинг (или фандрейзинг) — это поиск и привлечение денег и других ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты и в благотворительные фонды. По-русски говорят «сбор пожертвований», но такая формулировка ассоциируется с просьбами, мольбой, «протянутой рукой». Фандрайзинг же — это целая система отношений, полноценное партнерство, где обе стороны — тот, кто жертвует и тот, кому жертвуют — движутся к общей цели. Даже в формулировке «привлечение ресурсов» есть что-то потребительское, а не ценностное.
Фандрайзер — это «поисковик», он ищет новые возможности. Причем не только вне, но и внутри проекта. Может быть, если никто не хочет поддержать деньгами ваш социальный проект, то нужно проект доработать? Фандрайзер может предложить внести корректировки (звучит идеалистически, но люди иногда действительно работают как команда). А еще фандрайзер включен в оценку результатов работы проекта, потому что именно ему потом отчитываться перед партнерами, жертвователями или спонсорами.
Чем это отличается от попрошайничества? С шапкой у церкви тоже фандрайзеры стоят?
Фандрайзинг всегда направлен на решение либо чужих, либо наших общих проблем. На паперти же стоят те, кто ищет деньги для решения своих собственных задач.
Почувствуйте разницу: где-то наводнение и затопило деревню. Благотворительный фонд помогает этим людям восстановить дома, вам предлагают сделать пожертвование в фонд. Вы делаете пожертвование, когда на ваши деньги восстанавливают дом — вы получаете отчет. Это — фандрайзинг.
Та же деревня, тоже наводнение. К вам лично обращается хозяин дома: «помогите» — это просьба о помощи. Если вы дадите деньги, вы не можете быть уверены, что их потратят на дом, вы вообще скорее всего не узнаете их судьбу.
Это не значит, что вовсе не стоит откликаться на просьбы о помощи. Просто нужно отдавать себе отчет, что «профессиональный фандрайзинг» равно «профессиональная помощь». Значит и ваше пожертвование можно назвать профессиональным. А милостыня — это эмоциональный акт.
Как отличить на улице фандрайзера от мошенника?
Фандрайзеры никогда (!) не ходят с ящиком для пожертвований по улице или в общественном транспорте. Существует даже «Декларация о добросовестности при сборе средств через ящики-копилки», которую подписали почти все серьезные благотворительные организации России.
Но есть такая разновидность фандрайзинга — face2face или «прямой диалог» — когда фандрайзер подходит к человеку на улице. Он рассказывает о проекте и может предложить оформить онлайн регулярное пожертвование в фонд.
Что до ящиков-копилок — сами по себе они легальное средство для сбора пожертвований, но тут тоже есть несколько правил:
А в интернете кто есть кто? Какой сбор профессиональный, а кого лучше обходить стороной?
Профессиональные благотворители никогда не собирают деньги на личные карточки. У организаций всегда есть сайт, на сайте — страница безопасных платежей онлайн, реквизиты и договор пожертвования.
Конечно, не все, кто просит перевести немного денег на банковскую карточку — мошенники. Это могут быть просто частные инициативы помощи близким. «Близким» — ключевое слово. Так помогать лучше людям, с которыми вы знакомы лично и уверены в их добросовестности, потому что проследить судьбу таких пожертвований невозможно.
Слезные истории про срочный сбор на уникальную операцию ребенку далеко за границей — скорее всего, обман в той или иной степени. Например, операция может быть нужна, но стоит меньше, чем сказано. Или ребенок болеет, но диагноз не такой страшный. Такие ситуации описывает термин «токсичная благотворительность» — эмоциональные сообщения, особенно в большом количестве «разъедают» эмпатию читателя. Тот, кто раньше готов был жертвовать, игнорирует, перестает доверять, испытывает раздражение.
Френдрайзинг, или волонтерский фандрайзинг — это такая технология сбора пожертвований, когда сторонники организации предлагают своим друзьям ее поддержать. Например, у вас день рождения, вы устраиваете вечеринку, но вместо подарков просите гостей сделать пожертвование в благотворительный фонд. В России с каждым годом появляется все больше платформ для такого фандрайзинга. Самые известные — «Добрый день» от Mail.Ru Group, «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь», «Хороший повод» фонда «Измени одну жизнь», Ура! Событие от фонда «Милосердие», раздел волонтерского фандрайзинга на сайте фонда «Благо».
У меня свой бизнес, я могу нанять фандрайзера или это только в благотворительности?
Фандрайзинг как термин в основном используется в отношении тех организаций и проектов у которых есть социальная миссия — благотворительность, образование, культура. Сейчас фандрайзеры стали появляться в стартапах, они занимаются привлечением инвестиций.
В бизнесе есть люди выполняющие функцию фандрайзинга, но обычно их должности называются иначе: менеджер по работе с партнерами, со спонсорами, менеджер по развитию, по работе с ключевыми клиентами или инвесторами — все зависит от конкретных задач.
Фандрайзеры получают зарплату или процент от привлеченных средств?
Фандрайзеров часто сравнивают с менеджерами по продажам, отсюда и предположение, что и те и другие работают «за процент». Но привлечение ресурсов в социальный проект — это командная работа, цель которой не заработать, а решить общественно-значимую проблему. Поэтому фандрайзеры получаются фиксированную заработную плату. Этот пункт прописан в Этическом кодексе фандрайзера.
Мы хотим получить грант, но больше нам ничего не нужно. Кто нам в этом поможет?
Привлечением грантов занимается грант-менеджер или грантрайтер. Это одна из разновидностей фандрайзинга. Для того, чтобы получить грантовое финансирование, недостаточно просто составить заявку, нужно смотреть на проект в целом, иногда адаптировать его под условия грантового конкурса. Нужно составить бюджет, заранее продумать критерии оценки эффективности проекта, анализировать работу, готовить отчет. Получение и обслуживание грантовых денег — трудоемкая задача.
Какие еще бывают виды фандрайзинга, кроме грантрайтинга?
Можно выделить два основных направления: привлечение пожертвований частных лиц и работа с бизнесом. Внутри каждого из них есть свои подвиды, требующие специфических навыков и компетенций.
Частные пожертвования могут быть массовыми — нужно привлечь как можно большее внимание к проблеме как можно большего количества людей. Для этого проводятся акции, концерты, забеги и так далее (это событийный фандрайзинг), публикуются материалы в прессе, снимаются видеоролики, сюжеты для телевидения (это медиа-фандрайзинг).
Работа с крупными частными донорами — это отдельное направление.
Для взаимодействия с компаниями нужно понимать корпоративную культуру, встроиться в задачи бизнеса.
Я хочу стать фандрайзером. Где этому учат?
Среднего и высшего образования по фандрайзингу пока нет, но иногда в вузах есть программы повышения квалификации. Например, модуль по фандрайзингу есть в рамках Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья» и НИУ ВШЭ.
Много образовательных курсов и материалов по фандрайзингу есть онлайн. На платформе Coursera доступна целая специализация от Калифорнийского университета в Дейвисе, технологии волонтерского фандрайзинга учит фонд «Нужна помощь», несколько обучающих программ в проекте «Академия», бесплатный курс Анастасии Ложкиной на YouTube и так далее. Воспользуйтесь Google или Яндекс — найдется много информации.
Эксперты сообщества фандрайзеров активно делятся информацией, проводят встречи, ведут телеграм-каналы («Лайфхаки фандрайзинга», «Фандрайзинг и печеньки»), записывают подкасты, вебинары — многое можно найти на сайте «Клуба фандрайзеров».
Фандрайзинг в России сейчас во многом скорее ремесло, которому обучают «из рук в руки».
Нам нужен фандрайзер. Как его искать и выбирать?
Спрос на фандрайзеров растет, но профессионалов пока на рынке мало. Первый совет — ищите среди своих сотрудников тех, кого можно воспитать и учите, «выращивайте сами». Второй вариант — на эту роль могут подойти люди из бизнеса, которые занимались продажами, работали со спонсорами и партнерами. Третий — разместите вакансию на платформе «Валера», попробуйте пригласить опытного фандрайзера на проект или частичную занятость.
Эксперты:
Веду блог в интернете и хочу собирать деньги с читателей
Решил заняться общественной деятельностью. На это нужны деньги. Хочу собирать их через сайт: буду публиковать там разные статьи и видео, а посетители и мои сторонники будут добровольно платить, кто сколько захочет. Видел, что на некоторых сайтах так делают — собирают пожертвования.
Как правильно это оформить с точки зрения закона? Нужно ли платить налоги с этих перечислений? Могу ли я получать их как физлицо или нужно зарегистрировать фирму?
Как можно тратить эти деньги и нужно ли за них отчитываться? Если я потрачу эти деньги на свой отпуск, что тогда будет? А если найму сотрудников, смогу платить им зарплату из этих пожертвований?
Чем вообще пожертвования отличаются от подарков и дохода?
Здравствуйте, Алексей. Вы можете собирать деньги от пользователей сайта. Можно снимать видео, получать деньги от сторонников и тратить на себя. Можно собирать деньги на благотворительность. Или учредить фонд, который будет заниматься общественно полезной деятельностью и получать поддержку от неравнодушных людей.
Попросить о поддержке проекта и получить ее
Допустим, вы снимаете видео, пишете статьи и размещаете все на своих каналах или сайте. Эти продукты необязательно должны быть общественно полезными и помогать кому-то. Просто они нравятся людям. Где-то на сайте вы размещаете форму или текст с просьбой поддержать ваш проект или лично вас.
Такие переводы сейчас называют донатами. С точки зрения закона донат — это подарок. Кто угодно сможет посмотреть ваши видео и прочесть статьи, но только желающие переведут деньги. Взамен они ничего не получают и ни на что не рассчитывают. В момент перевода денег они фактически заключают с вами договор дарения.
Как тратить. Это не пожертвования и не благотворительные взносы. Ваши посетители должны понимать, что не могут чего-то требовать в ответ на переводы или ставить условия. Это денежный подарок. Можно потратить эти деньги на что захочется и ни перед кем не отчитываться.
Налоги. Любой подарок — это доход. Но если вы получили в подарок деньги от поклонников проекта, подавать декларацию и платить НДФЛ не нужно.
Принимать пожертвования от людей или компаний
Пожертвование — это частный случай дарения, но с особенностями. Обычные денежные подарки можно получать на что угодно: они всегда безвозмездные и безусловные. Тратите куда захотите.
Чтобы денежные переводы стали пожертвованием, они должны идти на общеполезную цель, например на съемку полезных роликов, издание книги.
Списка общественно полезных целей в законе нет, есть только термин.
Но нельзя любую цель выдать за общественно полезную и на этом зарабатывать. Например, сайт о борьбе с коррупцией, стартапах, бездомных животных, тяжелых заболеваниях, с обучающими видео, рассказами об искусстве или инструкциями для потребителей — это, скорее всего, общественно полезная цель.
Если на сайте рассказывают, как ухаживать за кошками элитных пород, разбираться в алкоголе или делать красивый маникюр — это хоть и интересно, но к общественно полезным целям, скорее всего, не относится.
Оформление. Чтобы принимать пожертвования, можно зарегистрировать общественную организацию или фонд. Этот вариант подойдет, если вы хотите масштабно собирать деньги на общеполезные цели, получать гранты и помощь не только от людей, но и от компаний. Он намного сложнее, чем донаты: нужно вести отчетность и тратить деньги только на определенные цели. Вам придется отдельно учитывать свои доходы и отдельно — пожертвования.
Вместо денег вам могут предлагать пожертвования имуществом или услугами. Так тоже можно. Но обязательно составляйте договор и акт, чтобы потом не оказалось, что взамен от вас ждут денег или рассчитывают на рекламу на сайте.
О том, как вы тратите пожертвования, нужно отчитываться. При этом вы можете получать зарплату, нанимать сотрудников, содержать редакцию, приглашать операторов, покупать канцтовары в офис и оплачивать коммунальные услуги. Можно покупать сотрудникам ДМС и обучать их на платных курсах. Необязательно использовать деньги только на помощь больницам, школам, приютам или музеям. Если все вместе вы занимаетесь общественно полезным проектом, это будет целевое расходование.
Налоги. Если вы все сделали как надо и использовали пожертвования на общеполезные цели или уставную деятельность фонда, платить с пожертвований налог на прибыль не придется. Пожертвования могут перечислять организации, предприниматели, люди, некоммерческие организации и даже государство.
Пожертвования, которые использовали не для уставных целей общества или целей пожертвования, считаются внереализационными доходами фонда. С них придется платить налог на прибыль.
Если будете принимать пожертвования как физлицо, а потратите деньги на личные нужды, тоже придется платить налог. Или вас заставят эти деньги вернуть. А могут даже признать мошенником. С подарком бы так не получилось: его нельзя отменить и потребовать назад из-за того, что деньги как-то не так потратили. Пожертвования — это благороднее, чем просто подарок, но у вас появятся обязательства и хлопоты. Один только раздельный учет чего стоит.
Сложновато
Если соберетесь принимать пожертвования:
Не путайте пожертвования с благотворительными взносами. Это похожие термины, но там свои нюансы: для благотворительности есть конкретный список получателей и целей. Могут появиться компании, которые захотят указать в договоре, что перечисляют вам благотворительный взнос. Компании могут преследовать свои интересы, но вам на это нельзя соглашаться без консультации с юристом.
Найти спонсора
Когда ваш сайт станет популярным, к вам начнут обращаться спонсоры. Обычно они предлагают деньги в обмен на какую-то услугу, статью или видео. Это тоже способ получить деньги для себя и на развитие проекта. Вы делаете то же, что обычно, но кто-то вам за это платит.
Спонсорство — это не подарок, не благотворительность и не пожертвование. Спонсор перечисляет вам деньги, а взамен вы размещаете у себя его рекламу: даете ссылку в статье, упоминаете название в видео, держите в руках телефон с логотипом или надеваете фирменные кроссовки.
Это не значит, что спонсорство в вашем случае не подойдет. Какая-то компания может не согласиться перечислить деньги просто так и делать пожертвование, а вот выступить спонсором ей будет выгодно. Тогда она просто удержит у вас 13% НДФЛ при выплате, потому что будет налоговым агентом. Нужно оформлять такие деньги правильно и не маскировать доход под подарки и пожертвования.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность
Какие есть условия для компаний
О том, как бизнесу получить налоговый вычет за пожертвования, рассказала директор по правовым вопросам группы компаний Philin Philgood Наталья Дроздовская на конференции «Добро 2020».
Получить преференцию для бизнеса на удивление просто — не надо подавать специальных заявлений или вступать в какие-либо реестры. Применяется она при расчете налога на прибыль, начиная с 1 января 2020 года. Теперь пожертвования в благотворительные и другие некоммерческие организации бизнес может учитывать как расходы, а значит, уменьшать на эту сумму базу при расчете налога на прибыль. Единственные условия для компании — пользоваться общей системой налогообложения и, собственно, сделать благотворительное пожертвование.
«Любое пожертвование — деньги, имущество, ценные бумаги — может быть безвозмездно передано юрлицом, и потом будет учитываться как внереализационный расход. В конечном итоге налоговая база может быть уменьшена на величину переданных пожертвований. Но такое уменьшение не может составлять более 1% от выручки. Это условие распространяется на все пожертвования, которые были сделаны с 1 января текущего года», — объясняет Дроздовская.
Кому можно жертвовать
Важный нюанс — организация, которой вы решили пожертвовать, должна находиться в одном из следующих реестров. В июне 2020 года вышли два новых постановления правительства — № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Вот кто в них вошел:
Оба реестра ведет Минэкономразвития, они публичны и обновляются:
Кроме того, для получения вычета можно жертвовать централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в их структуру, а также социально-ориентированным НКО, учредителями которых являются такие организации.
Что же касается корпоративных жертвователей, Дроздовская подчеркивает, что главное условие для них — быть на общей системе налогообложения:
«Чтобы получить льготу по налогу на прибыль, очевидно, что этот налог нужно платить. То есть организация-жертвователь должна быть на общей системе налогообложения, а не на «упрощенке» или одном из специальных режимов. А пожертвование должно быть в адрес НКО, входящих в один из реестров».
Как правильно оформить пожертвование
У компании должны быть документы, подтверждающие факт пожертвования, — договоры пожертвования, платежные поручения, акты приема-передачи (для случая передачи имущества). Налоговый кодекс России не устанавливает конкретный перечень документов, а значит, не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (см. письмо Минфина России 03-03-06/2/82006 от 18 сентября 2020 года).
Если у компании нет документов о пожертвовании — их потеряли или не оформили вовремя, — следует обратиться в некоммерческую организацию, которой помогали, и попросить продублировать их или подписать повторно. Главное, чтобы это было сделано в разумные сроки, и контрагент оставался действующим.
Когда вы жертвуете имущество, желательно указать в договоре пожертвования его балансовую и/или оценочную стоимость, и зафиксировать это в акте приема-передачи. Иногда потребуется помощь профессионального оценщика, например, если вы жертвуете крупный объект недвижимости.
Как получить сам вычет
Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.
Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.
Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.
Устрицы и ценности: как бизнес работает с благотворительными фондами
Каким может быть партнерство?
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Партнерство компаний и благотворительных фондов, на мой взгляд, должно выражаться в определенном продукте. Мы, например, посвятили десерт в форме сердца из кафе-кондитерской «Жемчуга» Фонду помощи детям «Обнаженные сердца», разработали акцию «Добрые устрицы» для Фонда Хабенского, 10 руб. с каждой проданной устрицы перечисляли в фонд. Это win-win — в случае с устрицами мы собрали больше миллиона рублей для детей с опухолями мозга, охваты акции прекрасные. Благодаря такому партнерству, с одной стороны, принимаем на себя миссию благотворительной организации, с другой — популяризируем ее бренд. Получается ненавязчивый, честный, добрый подход. И самое главное — мы даем людям возможность внести свой вклад, просто сделав заказ. Это даже трехсторонние взаимоотношения».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ситуация с пандемией отлично показала, насколько важно обращать внимание на социальные и глобальные проблемы и насколько важно решать их в партнерстве — объединяя силы для поиска решений. В ближайшем будущем люди и компании будут активнее делиться тем, что у них есть, вносить вклад в борьбу с вызовами любого уровня и масштаба. Самый очевидный пример такого партнерства — коллаборации активистов и корпораций. Одни предложат своё видение, а вторые — капитал и навыки решения задач. Получится win-win — у активистов будут средства для развития своих идей, а бренды помогут обществу становиться лучше.
Совместные активности фондов и брендов могут быть громкими. В данном случае охват выступает мультипликатором конечной суммы помощи. Можно тихо передать фонду 1 млн руб. А можно превратить это в заметную активность, рассказать об этом большому количеству людей. И сумма пожертвования станет больше. Именно так мы поступили с благотворительным фондом Хабенского, с которым на карантине запустили акцию #изотворительность: на протяжении пяти дней мы выбирали самые популярные посты в группе «Изоизоляция» в фейсбуке и буквально превращали лайки в рубли. В результате фонд получил от банка 1 млн руб. пожертвований. В СМИ вышло 190 публикаций, 100% из которых были в позитивной тональности. Причин успеха акции #изотворительность несколько: популярность флешмоба с репродукциями, участие знаменитостей (фонд привлек Константина Хабенского, Басту, Александра Кержакова и других) и обостренное чувство поддержки и взаимовыручки в обществе. Конечно, еще повезло и с партнерами — фондом и администрацией паблика «Изоизоляция». За неделю удалось согласовать все тонкости, доработать детали и просчитать риски. Мы продолжим работать с фондом и в будущем, создавая еще больше полезных и вдохновляющих проектов».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Мы сотрудничали с фондом «Второе дыхание», который дает новую жизнь вещам. Старая одежда раздается малоимущим, перепродается в магазине проекта или отправляется на переработку. У «Второго дыхания» есть Charity Shop: мы отдавали туда свои вещи, призывали клиентов принять участие в акции. Все остались довольны сотрудничеством. Для нас важно не захламлять гардеробные клиентов, поэтому любой полезный для общества способ их освободить — всегда в плюс. Насколько я знаю, фонд остался доволен, потому что наши клиенты сдавали качественные вещи. Однако в постоянное сотрудничество это, к сожалению, не перешло.
Когда фонд обращался к нам уже после проведения акции, наши сотрудники, координирующие ее со стороны компании, в моменте решали другие горящие задачи. В этом смысле нам немного не хватило «бесшовности», когда усилий от компании нужно минимум — просто берись и делай по шаблону».
Должны ли совпадать ценности партнеров?
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ценности — самое важное в подобных отношениях. И речь даже не в конкретных адресатах, которые получат помощь. Важно одинаково смотреть на партнерство, способы ведения дел, прозрачность, — вплоть до выстраивания личных отношений.
Если один партнер ценит легкость и открытость, а другой хочет делать все максимально официально и неповоротлив, могут возникнуть сложности. Выстраивание партнерств — это дорога с двусторонним движением и требует вложений от обеих сторон».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Без совпадения ценностей успешное сотрудничество невозможно. Правда, часто сложно добиться интеграции взглядов всех стейкхолдеров в компании — акционеру важны одни вещи, маркетологу — другие, эйчару — третьи. Благотворительность — очень эмоционально заряженная тема, поэтому здесь важно быть «на одной волне». Мы для себя, как для компании, в итоге этот вопрос так и не решили, во всяком случае, пока».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Для успешного сотрудничества фондам нужно учитывать интересы бизнеса: например, мы не против других компаний, которые помогают той же организации, но мы точно против прямых конкурентов. По крайней мере, о таком нужно предупреждать заранее. Имеют значение и личные предпочтения человека, с которым вы общаетесь. Например, у меня многодетная семья, и тема помощи детям волнует меня больше остальных. А для кого-то это могут быть пожилые люди или другая социальная проблема».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Бизнес не всегда процветает, мы буквально только что видели падение. Но, по моему мнению, бизнесу не следует оценивать затраты на благотворительность как затраты, они должны быть непререкаемыми. Таким образом мы оздоравливаем этот мир. Фонды для нас партнеры, реализующие благую миссию. Мы помогаем им в этом, спасибо, что они доверяют нам и позволяют быть рядом».
Почему бизнесу не всегда интересны фонды?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Я достаточно много времени трачу на филантропические истории как частное лицо, но как руководитель не вижу очевидных плюсов для компании в сотрудничестве с фондами. Чтобы это изменилось, нужно работать с «выгодоприобретателями» внутри компаний и менять отношение «бизнесовых» людей к отрасли. Мой личный опыт общения с НКО показывает, что многие из них уже прошли большой путь в плане подхода к бизнесу и научились качественно «упаковывать» свои программы для корпоративных доноров. Но человеческий фактор никто не отменял, поэтому если в компаниях будут сидеть «заряженные» на благотворительность эйчары и маркетологи, то НКО получат гораздо больше денег и волонтеров».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Если с нами хочет сотрудничать фонд, то он вместе с нами придумывает креативную идею: нетривиальную и нешаблонную. Мне кажется, в идеале так правильно, важен индивидуальный подход к тому или иному бизнесу. Чтобы зацепить партнеров, фонду нужно влюбить их в свой бренд. Первый этап завоевывания аудитории нужно лишить пессимистичной коммуникации с просьбой об адресной помощи. Важно выстраивать коммуникацию, которая покажет, какая у фонда миссия в долгосрочной перспективе: «Мы хотим сделать мир лучше в том-то и том-то».
Какой эффект для бизнеса должна приносить благотворительность?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Благотворительность должна в первую очередь приносить результат благополучателю и обществу в целом. Бизнес-интересы здесь вторичны. При этом если вы грамотно организуете сотрудничество, то как компания вы можете получить не только традиционные PR или повышение продаж, но и положительно повлиять на состояние своих сотрудников: дать им большую вовлеченность, большее ощущение своей полезности. Множество бизнесов в нашей стране — сфера услуг, а сфера услуг построена на людях. Поэтому важно, чтобы ваши люди чувствовали себя комфортно и были мотивированы. Участие в добрых делах очень здорово «перезаряжает батарейки» людям, дает им правильный настрой, делает их более эмоционально устойчивыми».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Нам повезло, что у нас есть такой партнер, как Добро.Mail.ru, который помогает в разборе заявок от фондов, ориентирует, кому можно доверять. Когда они пришли и предложили запустить благотворительную акцию, мы согласились — получились «Добрые километры». Механика акции следующая: пользователь после совершения поездки может вместо чаевых (или в дополнение к ним) оставить сумму на благотворительность. Полученные деньги мы распределяем по четырем фондам — «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», Фонд Константина Хабенского и «Живи сейчас» — они попадают на их корпоративные аккаунты в «Ситимобиле». Фонды могут использовать их на поездки для своих подопечных: детей, врачей и не только. Важно, что клиент может сделать перечисление регулярным — например, отчислять 5% от стоимости каждой поездки. На данный момент мы собрали порядка 3 млн руб. на поездки для подопечных фондов, получили более 1 тыс. публикаций с упоминанием нашей поддержки и получили бронзу на Silver Mercury в 2020 году за этот проект».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«С одной стороны, не очень корректно оценивать эффективность благотворительности и социальной деятельности исключительно маркетинговыми метриками. В ряде случаев речь идет буквально о жизни и смерти, и говорить здесь об охватах и вовлеченности очень цинично. С другой стороны, добрые дела должны быть заметны.
Чем больше людей узнают о возможности кому-то помочь, тем больше шансов на то, что нуждающиеся получат необходимую помощь. К сожалению или к счастью, в том, как именно фонду привлечь бизнес, ничего нового придумать нельзя. Это бартер: вы просите что-то одно в обмен на что-то другое. Важно предложить партнеру что-то ценное. Универсального решения здесь нет, ко всем нужен свой подход».
Рубен Варданян, бизнесмен, филантроп, председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood:
«Проблема в том, что люди в фондах иногда считают, что, если они делают хорошее дело, то вопросы документов, отчетов, прозрачности не так важны. «Мы же вас не обманываем — вот и отстаньте от нас». У донора возникает ощущение, что у него взяли деньги, а в ответ он получил письмо благодарности — и все. На самом деле, это должен быть сложный, длинный и прозрачный процесс взаимодействия.
Должно быть не только понятно, на что деньги были потрачены. Должно быть понятно, что они были потрачены эффективно. И что человек, давший деньги, тоже сопричастен добрым делам.
Другое дело, что обе стороны — и доноры, и фонды — больше интересуются процессами, чем результатами. Это подтверждает исследование, проведенное Никола Кроста, в котором приняли участие около четырех тысяч благотворительных фондов со всего мира. Решение о том, кому и как помогать, доноры нередко принимают по эмоциональным причинам, и не относятся к процессу помощи как к нормальному механизму, не ждут качественной обратной связи. Но устойчивая благотворительность требует других подходов.
Компании Philin и Philgood создавались именно для того, чтобы появилась устойчивая, системная благотворительность большого масштаба.
Я глубоко убежден, что единственный путь благотворительности в России — это ее профессионализация. Потому что без создания профессиональной инфраструктуры, без профессиональных советников, без прозрачных и четких правил невозможно увеличиться в десятки раз и начать по-настоящему влиять на изменения в обществе.
Это, тем не менее, не отменяет эмоциональную составляющую, которую крайне важно сохранить.
Для того, чтобы партнерство бизнеса и фондов было эффективным, нужна постоянная обратная связь между ними, понимание взаимных ожиданий сторон. Иногда фонды и доноры — как институциональные, так и частные лица, — говорят на разных языках, и им нужен такой толмач, который объяснит все нюансы и поможет прийти к по-настоящему эффективному результату. Например, если говорить о стратегиях социальных проектов или маркетинговых кампаниях, то таким толмачом становится именно Philgood, и вместе с Philin они могут стать основой новой модели поддержки благотворительности в России».