благотворительный праздник белый цветок
Благотворительный праздник белый цветок
Так называемые «Дни цветков» стали одной из популярных благотворительных акций в Европе с конца ХIХ века. Обычно эти акции устраивали общественные организации, вовлекая в их проведение и подготовку всю общественность. Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе Красный Крест. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.
В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».
Особым украшением праздника были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». И эта идея очень крепко прижилась в России, «Дни цветков» стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год.
В наши дни День белого цветка возрожден. Постепенно он набирает популярность и неоднократно прошёл во многих городах России: Москве, Курске, Воронеже, Костроме, Белгороде, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Пензе, Евпатории, Симферополе, Шарье, Великих Луках, Алапаевске.
Кроме того, в рамках акции проходит методическая работа среди педагогов и молодежи в различных образовательных учреждениях, которая заключается в чтении «Уроков милосердия» и разъяснении основ и принципов традиционных ценностей, взаимопощи, солидарности, сострадания к ближнему, нивелировании эгоистических наклонностей и потребительского отношения к жизни.
Сегодня Белый цветок объединяет десятки тысяч людей в делах помощи ближнему. Проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, и современные Дни белого цветка посвящают сбору средств на поддержку региональных социально-значимых проектов, в частности направленных на помощь незащищенным категориям детей (тяжело и неизлечимо больные, инвалиды, сироты).
Благотворительный праздник белый цветок
Марфо-Мариинская обитель
Москва, Б. Ордынка, 34
м. Третьяковская
Поскольку традиционный формат праздника предполагает большое количество гостей на территории Марфо-Мариинской обители,
было принято решение не проводить «Белый Цветок» в привычном его виде, чтобы не подвергать людей опасности заражения в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
В настоящее время служба «Милосердие» готовит новый формат «Белого Цветка». Об особенностях нового праздника и дате проведения сообщим позже. Следите за новостями!
Все собранные средства будут направлены в помощь подопечным службы
«Милосердие»
Оправьте СМС со словом «Милосердие»
и суммой пожертвования на номер 3434.
Пример СМС: «Праздник 200».
Или сделайте пожертвование с банковской карты.
«Дни цветков» стали проводиться в России с 1911 года. Императрица Александра Федоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
В советские годы традиция «Белых цветков» была прервана. Но в 90-е годы XX века в различных городах России стали снова проводить «Белые цветки». С 2011 года в Москве традицию праздника «Белый цветок» продолжает служба помощи «Милосердие».
Радость «Белого цветка»
|
Такого количества детей и молодежи, какое пришло 25 сентября 2011 года в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, здесь, кажется, еще никогда не было. Впрочем, и людей взрослых было тоже немало. Все они пришли, чтобы поучаствовать в празднике с красивым названием «Белый цветок», который впервые прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах России в 1911 году.
С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.
Впервые праздник с романтическим названием «Белый цветок» был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны. Еще его называли «Днем ромашки» или «Туберкулезным днем», поскольку туберкулез был тогда одним из самых распространенных заболеваний. И нет ничего удивительного в том, что праздник этот проводился в те годы и в Ялте – «всероссийском госпитале» для лечения больных туберкулезом. Ялтинский «Белый цветок» был особым, ведь в нем участвовали члены царской семьи.
Особенно красочно и торжественно праздник проходил весной 1912 и 1914 годов в Ливадии – любимом южном имении императорской семьи, которая во время пребывания здесь была активным организатором и участником праздника. «Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, – рассказывается в книге «Романовы и Крым». – Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью “На борьбу с чахоткой”… Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого – от копеек до десятков рублей».
Как писала одна газета, ромашка объединила тогда такой скупой и расчетливый город, создала весеннюю сказку любви к больному человеку. С соизволения императрицы Александры Федоровны белую ромашку продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Хорошо известна фотография, изображающая императорских детей в Итальянском дворике Ливадийского дворца. Они позируют фотографу пред тем, как отправиться из Ливадийского имения в город, чтобы собирать средства на борьбу с туберкулезом.
«Белый цветок» расцветает вновь
Праздник этот до 1917 года проходил в Ялте ежегодно. И вновь проводился с 2005 года – стараниями прихода храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. По словам его настоятеля, проректора Таврической духовной семинарии протоиерея Димитрия Гоцкалюка, главная идея проведения праздника в сегодняшней Ялте – популяризация работы православного сестричества милосердия имени святой страстотерпицы царицы Александры Феодоровны, оказывающего адресную помощь больным. С 2008 года собранные на празднике средства передаются этому сестричеству, созданному на территории городской больницы при больничном храме иконы Божией Матери «Всецарица».
Но вернемся из теплого Крыма в осеннюю Москву. Проводимый впервые после долгого перерыва в столице, этот праздник был еще и его своеобразным юбилеем, ибо проходил через 100 лет после проведения в России первого «Дня цветка».
На московском празднике в Марфо-Мариинской обители, куда пришло более 3 тысяч москвичей и гостей столицы, собирали средства на создание детского хосписа. В самодельные коробочки, украшенные белыми цветочками, кто-то опускал 10 или 50 рублей, а кто-то 500 или даже тысячу. В результате на новый проект службы «Милосердие» из необходимых 4 миллионов рублей было собрано около 2 миллионов. Свою лепту в сбор средств, помимо частных лиц, внесли более 40 различных организаций, предоставивших для благотворительного базара поделки, книги, сувениры, одежду, сладости и выпечку. Представители некоторых организаций приехали неожиданно для устроителей праздника и не попали в список его участников, опубликованный на сайте «Милосердие.ру».
– Мы задумали провести праздник еще весной, так как 100 лет назад «Белый цветок» именно весной прошел в Москве, которая оказалась даже более сердобольной, чем Санкт-Петербург и другие города России. Здесь тогда собрали очень много средств. Но весной не получилось, и поэтому все было отложено до сентября, – говорит инокиня Екатерина (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители.
И хотя нет уже роскошного цветения лилий и роз, отцветают последние цветы, но точно так же, как в весенней Ялте, раскинулись под белыми шатрами торговые ряды благотворительной ярмарки. Чего тут только нет! Посреди изобилия сувениров и сладостей взгляд останавливается на книгах, фотоальбомах и фильмах, посвященных великой княгине Елисавете Феодоровне, которых много на столе Марфо-Мариинской обители. А на столе Фонда Андрея Первозванного – новая книга Людмилы Куликовой «Летопись жизни и деятельности благоверной великой княгини Елисаветы Феодоровны».
– Праздник необыкновенный! Радость большая! Отличная традиция, – делится своими впечатлениями преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов. – Думаю, что он станет одной из радостных московских традиций. Очень хорошо, что его возродили. Встретил тут абсолютно всех своих православных друзей. Причем все пришли не сговариваясь. Встретил Павла Федосова, который привел на праздник своего старшего сына. Павел сочиняет и исполняет под гитару свои песни, с которыми часто выступает на благотворительных концертах, помогает он и онкобольным детям. А мы с друзьями один раз в неделю и по праздникам поем в приходском хоре Татианинского храма, где у нас есть и концертный хор. Сегодня мы пели в Покровском соборе обители часть Божественной литургии, а потом исполнили четыре произведения во время праздничного концерта.
Волонтер Иван Скоробогатов пришел в православную службу «Милосердие» в начале мая 2011 года. Он заканчивает шестой курс юридического факультета Московского государственного университета путей сообщения.
– Это и дань традиции императорской России, и в то же время современная социальная акция по привлечению людей к делам благотворительности. И очень эффективной является форма праздника, помогающая обратить внимание людей на такие важные вопросы, как милосердие. Праздник – это настроение. Когда у людей хорошее настроение, они охотнее делятся тем, что имеют. Причем социальная принадлежность не имеет значения. На праздник пришли и состоятельные люди, и люди, которые сами ничего не имеют, но все равно помогают другим. Лично я делаю это не за «спасибо» и не за «пожалуйста», а потому что больше получаю от этого, чем отдаю, – говорит Иван.
Другой москвич, Иван Макиенко, тоже юрист по профессии, на праздник опоздал. Пришел, когда от благотворительного базара остались только пирожки с чаем – угощение «Чайханы № 1». Вопрос о пожертвовании для него сложный, потому что в метро развито попрошайничество, которое фактически стало бизнесом, и порой сложно бывает отличить, когда человек действительно нуждается, а когда это просто его работа. Праздник несколько изменил его отношение к помощи нуждающимся.
– Когда видишь, что люди действительно преследуют благие цели, конечно, помогаешь по мере возможности, – признается он.
Как директор и продюсер сербской этногруппы «Траг» («След»), которая поддерживает сербские монастыри Косова и Метохии, Иван сказал, что эти люди с очень добрыми сердцами могли бы принимать участие в различных благотворительных проектах.
– Замечательный праздник, добрый, светлый! – не скрывает эмоций и Елена Подосенова, педагог, член Союза композиторов РФ.
Елена Николаевна поставила с обычными московскими школьниками музыкальный спектакль «Белый ангел Москвы» по пьесе Р. Кошурниковой, посвященный преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.
– И концерт впечатляет великолепным исполнением профессиональных хоровых коллективов. Один другого лучше, – продолжает она. – Я получила заряд большой духовной силы, поняла, что хоровое искусство наших воскресных школ находится на очень высоком уровне. И дай Бог, чтобы наша страна возродилась, как этот прекрасный праздник.
Если вы ничего не слышали о возрожденном празднике милосердия, но хотите помочь страждущим, обращайтесь в Марфо-Мариинскую обитель или в православную службу «Милосердие», и вашу помощь примут с благодарностью.
«Белый цветок»: учим детей милосердию
Добрая традиция дней «Белого цветка» – широкой благотворительной акции – возникла в ХХ веке и прижилась на благодатной русской почве во многом благодаря интересу Царского Дома Романовых. В наши дни она возродилась и снова набирает популярность.
С заботой о ближнем
Праздник организуется социальными и общественными организациями, благотворительными фондами и, конечно, приходами Русской Православной Церкви и различными епархиальными структурами.
Каждый раз она проходит в начале июня и привлекает много заинтересованных участников – детей и взрослых. Всем миром наши соотечественники собирают средства на добрые дела – не остаются в стороне от социальных проблем и посильно помогают тем, кто в этом нуждается.
Воспитательная роль участия в таких событиях не нуждается в подробных комментариях. Дети, подростки и молодежь надолго запоминают яркий театрализованный праздник, где есть место и общению, играм, конкурсам, развлечениям, и благотворительности, христианской заботе о ближнем.
Православные психологи убеждены – вере, доброте и милости надо учить своим примером, так что жертвовать на благие дела родителям нужно вместе с детьми, с раннего возраста показывая им в этом пример.
Причем жертва может быть не обязательно денежной. Можно выступить на концерте в честь праздника перед больными или социально незащищенными детьми. Можно принести из дома свои поделки и рисунки. Предложить для праздника конкурс или игру.
Множество самых интересных, ярких и творческих инициатив этого дня хочется спокойно передать в руки детям, и тем самым увлечь их идеями благотворительности и помощи, развивая стремление отзываться на чужую беду и боль.
Опыт проведения подобных праздников по городам и епархиям нашей страны показывает – «Белый цветок» способен воспитывать в детях лучшие чувства, причем делать это легко, ненавязчиво и без лишней назидательности. Так что, если увидите приглашение на такую благотворительную ярмарку – идите смело всей семьей. И не пропустите!
А мы немного расскажем об истории «Белого цветка» в нашей стране.
Движение любви и веры
Мыслитель И.А. Ильин считал, что «…любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо…Без любви он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности.
Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою». Потребность в вере и благотворительности изначально заложена в русской душе.
Отвечая на эту духовную потребность, и появился праздник с романтическим названием «Белый цветок».
Впервые он был организован в Швеции, а вскоре обрел популярность в России. С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте.
Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.
Портал «Православие. ру» сообщает, что праздник также «… называли «Днем ромашки» или «Туберкулезным днем», поскольку туберкулез был тогда одним из самых распространенных заболеваний.
Возможно, именно поэтому в 1910 году по указу Императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. И уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка», затем он прошел во многих городах страны.
Каждый пятачок дорог
Заглядывая в прошлое, можно убедиться: первый и последующий праздники Белого цветка в России были прекрасно организованы. Впрочем, чему удивляться? Во главе начинания стояла сама Царская Семья.
За ходом акции следили комитеты, которые возглавляли первые лица города. Заблаговременно организаторы развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны по районам города, а курсистки-слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института забирали букетики, укладывали цветы в нарядные бело-желтые корзины и ходили с ними по городу.
Особенно подчеркивали то, что для пользы дела ценен каждый пятачок. Цену за ромашковые букеты не запрашивали – каждый давал, сколько может, кто копейку, и кто рубль. Жертвователям, дававшим по пяти и более рублей, вручали памятный значок. Денежный ящик был опломбирован, пломбу снимали только при подсчете денег.
Сами члены Царской семьи не только наблюдали за событиями со стороны, но и практически в них участвовали.
Императрица Александра Федоровна настаивала, чтобы цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия продавали белую ромашку наравне с другими участниками.
Все, что выручалось в этот день, до копейки шло на дела милосердия. О том, сколько было собрано средств «Белым цветком» и на какие цели их потратили, горожане узнавали из газет.
Цветок в Ялте
Кстати, не только столица была центром торжеств, посвященных «Белому цветку». Праздник проходил и в Ялте – «всероссийском госпитале» для лечения больных туберкулезом.
Ялтинский «Белый цветок» также всякий раз был отмечен высоким посещением Царской Семьи, что объясняет тот факт, что проходил он особенно красочно и торжественно – так празднично встречали только императора, который вместе с венценосной супругой и детьми был активным организатором и участником праздника.
Как гласят документы и свидетельства очевидцев, весной 1912 и 1914 годов «Белый цветок» проходил в Ливадии – любимом имении Семьи.
«Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, – рассказывается в книге «Романовы и Крым».
Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое.
Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью «На борьбу с чахоткой»… Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого – от копеек до десятков рублей».
Как писали газеты тех лет и дней, ромашка «объединила скупой и расчетливый город, создала весеннюю сказку любви к больному человеку».
С соизволения императрицы Александры Федоровны белую ромашку снова продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Эти мирные и трогательные дореволюционные события оставили след не только в памяти очевидцев и на страницах газет – они остались и на семейных фото.
«День цветка» очень быстро полюбился в народе, и участие Царской Семьи очень тому способствовало, что подтверждает факт – миф о всенародной ненависти к Императору Николаю Второму и его близким – это действительно миф, который во многом создавался искусственно.
Простые русские люди любили «царя-батюшку», откликались на дела, которые он возглавил, и на нужды милосердия с большой благодарностью, охотно жертвовали копеечку – всякий сколько мог.
Благодаря такой всенародной поддержке «Белый цветок» стали проводить ежегодно не реже четырех раз. Каждому дню соответствовал свой цветок. Он же становился символом какой-то одной социальной проблемы.
Колоски ржи были символами голодающих крестьян, которым оказывали помощь. Ромашки олицетворяли день борьбы с чахоткой. Розовые бумажные розаны символизировали помощь сиротам.
И снова расцвел
Вплоть до 1917 года праздник ежегодно проходил в Ялте, и понятно, что после революции эта добрая традиция пресеклась. На долгие тревожные годы «Белый цветок» оказался забыт.
Много лет спустя он снова расцвел, и снова это произошло на побережье Черного моря, в России. Праздник возродился в 2005 году Крестовоздвиженским приходом по инициативе сестричества имени святой страстотерпицы царицы Александры Феодоровны, которое адресно помогает больным.
В Москве праздник возобновился ровно через 100 лет после первого «Дня цветка», то есть в 2012 году – в Марфо-Мариинской обители тогда собралось несколько тысяч москвичей и гостей города, а также представители организаций, которые помогли ярмарочным товаром.
Участники покупали поделки, книги, сувениры, одежду, сладости и выпечку, и этим жертвовали на создание детского хосписа. Начинание показало свою состоятельность – за один день собрали почти два миллиона рублей.
…На ярмарке в монастыре всякий раз много книг, фотоальбомов и фильмов, посвященных великой княгине Елисавете Феодоровне, создательнице и настоятельнице Марфо-Мариинской обители. И, как гласит семейная история Романовых, именно она была одной из тех, кто первым поддержал идею «Белого цветка» в России.
Валентина Киденко по материалам СМИ
Современные фото автора
Белый цветок: Праздник дела, без которого вера мертва
В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белый цветок. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл. Подробнее — в нашей статье!
Белый цветок
В воскресенье к входу в Марфо-Мариинскую обитель от метро тянулся тонкий, но непрерывный людской ручеек. После службы прохожих начнут привлекать юные сестры милосердия с гитарами и поппури из известных песен, утром – идут те, кто уже знает, зачем.
Через рамку металлоискателя мы прошли под слова Святейшего Патриарха Кирилла (после литургии в своем храме мы как раз подошли к проповеди): он как раз связывал сегодняшнее Евангельское чтение о самарянке у колодца, заповедь поклоняться Богу «в духе и истине» – и милосердное служение ближним. Собственно, ради милосердия – организованного службой «Милосердие» праздника Белого цветка – большинство пришедших и собрались.
Этот день еще до революции был посвящен одновременно общению и помощи тем, кому плохо. Именно поэтому «краудфандинговое мероприятие» становится праздником и одновременно ступенькой на духовной лествице.
Если забота о скорбящих и больных будет делом всей Церкви и каждого ее члена, если все будут в этом участвовать, заражая окружающих идеей жертвенного служения ближним, «тогда это жертвенное служение и будет поклонением Богу в духе – в духе Его учения, в духе Его истины», – сказал Святейший Патриарх.
– Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного – осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, – это и есть поклонение в духе, – пояснил Предстоятель Церкви.
Получается, что количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений важны лишь вместе с делами веры и служения ближним – а «без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие».
«Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу?» – этот вопрос Патриарх предложил каждому присутствовавшему в обители, потому что, сказал он, этот же вопрос «и Бог поставит перед нами на Страшном суде. От того, как мы ответим на этот вопрос: посещали ли мы больных, находящихся в темнице или в больнице, кормили ли голодных, одевали ли нагих, давали ли жаждущим напиться воды, – от ответов на эти Божественные вопросы зависит наше будущее».
Такой вопрос не страшно было слышать среди наполнявших обитель сестер милосердия и просто добровольцев – девушек в белых косынках и фартуках, с белыми цветами и кружками для пожертвований, с белыми воздушными шарами. Еще во время проповеди я опустила сторублевую купюру в ящичек, получила взамен белую хризантему и уверение одного из добровольцев: «Вот видите, только что вы несложным образом помогли ближним, сделали без усилий доброе дело».
У ворот обители случайных прохожих с песнями приглашали пожертвовать сразу или зайти на праздник
Голос Патриарха из динамиков легко перекрывал тихие бытовые диалоги о белых цветах и погоде. Есть подозрение, что в Марфо-Мариинской обители в этот день собрались люди, уже регулярно кому-то помогающие – хотя бы собственному храму в его инициативах милосердия.
Собрались прихожане, и без того регулярно «скидывающиеся» на чью-нибудь операцию или «вертикализатор», везущие вещи для бездомных, крупы и консервы неимущих, одежду для чьих-то детей через всю Москву или свой родной город в неподъемных сумках. Но если и были среди слышащих эти слова люди, не обращавшие внимания на нуждающихся, Патриарх воодушевлял их начать прямо здесь и сейчас:
– И если кто-то скажет: я совершаю мало добрых дел – по недостатку времени, по неведению, по окаменелому нечувствию, просто потому, что целиком поглощен текущей жизнью, работой, теми делами, которые надлежит делать, – то, может быть, такое честное признание будет первым шагом на пути поклонения Богу в духе истины, – говорил Патриарх.
Помощь «ближним» стоит понимать буквально: не обязательно сразу искать нуждающихся по всем просторам нашей великой страны, можно посмотреть на соседей по подъезду или храму.
– Есть старые, пожилые, одинокие члены приходов, о которых мало кто заботится. Никто не знает, куда идет эта согбенная старушка после службы. Кто ее ждет дома, и ждут ли ее вообще? А что она будет сегодня кушать, и есть ли у нее, на что покушать? – спрашивал Патриарх. – В каждой общине должно быть ясное понимание, сколько членов прихода нуждаются в поддержке. Именно поэтому мы и говорим, что в каждом приходе должна осуществляться социальная работа, а говоря традиционным языком, – должны совершаться дела милосердия, обращенные к своей собственной общине. Сегодня, конечно, этого недостаточно, потому что так много горя вокруг, и рядом с храмом есть и больницы, и дома престарелых, и одинокие люди, и многое-многое другое, что требует от нас усилий.
Улитки, вышивки и шашлыки в помощь детям
После литургии Патриарх отправился осматривать Елизаветинский детский дом для девочек и группу круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения (проще говоря – хоспис, где находятся шесть тяжелобольных детей) в Марфо-Мариинской обители. А остальные гости праздника зашумели, заулыбались, под призывы сборщиков с белыми цветами «Жертвуйте на дела милосердия», – двинулись исследовать территорию. На входе каждому выдавали карту, обещавшую две концертные площадки, ярмарку, мастер-классы и еду.
В ожидании выхода Патриарха из собора
Осмотреть всё сразу было непросто. Так что концерт для большинства посетителей праздника оставался фоном: из-за деревьев, из-за поворотов аллей, из-за храма доносились песни. Выступали, например, солисты Большого театра и Центра оперного пения Галины Вишневской, Секстет Большого театра России.
Были приглашены коллективы самых разных стилей. На сцену поднимались то пожилые люди с медалями на груди («Хор ветеранов»), то молодые обладатели балалаек и народных трещоток. Также среди участников концерта были обещаны ансамбль «Ихтис», ансамбль старинного танца «Time of Dance», духовой квинтет «New Life Brass», квартет «Московская балалайка», квартет тромбонов «Music-Brass», дуэт «Усэ Гаразд» и другие.
Иногда к сцене бывало трудно пробраться из-за аншлага, иногда любопытство уводило на ярмарку сувениров или снеди. По всем дорожкам ходили мальчишки с корзинами пирожков: 30 рублей в кружку – и вы сделали еще одно доброе дело, а заодно поняли, что изрядно проголодались. Откуда-то доносился даже запах шашлыка, но единственная очередь – по-настоящему длинная – вытянулась за мороженым.
На траве поставили столы для мастер-классов, расстелили циновки. Дети плели соломенных кукол, делали в разных техниках цветы, мастерили броши, рисовали. Если чем и были недовольны участники и руководители занятий, то тем, что время не резиновое.
На мастер-классах многим удалось изготовить поделки, вполне пригодные для следующей благотворительной ярмарки. На той, что прошла во время праздника Белого цветка, можно было купить практически всё, что угодно: вязаный берет или вышитую картину, мягкую игрушку ручного пошива или вязаные бусы, керамические игрушки и расписные деревянные яйца, футболки со смешными принтами и даже живых улиток. Перед праздником можно было пожертвовать собственные поделки для благотворительной ярмарки.
Детский сад, где спастики и эпилепсии тоже боятся, но и с ними живут
Все, кто в воскресенье собрались в Марфо-Мариинской обители с белыми хризантемами, розами, гвоздиками и так далее, пришли ради одной цели – помочь семьям с детьми-инвалидами. При Марфо-Мариинской обители существует детский садик для детей с детским церебральным параличом. Дважды в неделю родители (чаще всего это, к сожалению, одинокая мама) могут оставить здесь своего ребенка с утра до вечера на попечение специалистов.
Заведующая детским садом для детей с ДЦП Анна Прищенко
Заведующая детским садом Анна Прищенко рассказала порталу «Православие и мир», что на продолжение работы столь необходимого детям и родителям садика нужны немалые деньги.
– Мы работаем с 2011 года, у нас были планы по расширению, но теперь необходим переезд. В Марфо-Мариинской обители мы находимся в подвальных помещениях, здесь решетки на окнах, и снять их нельзя, потому что обитель – памятник архитектуры. Если мы не переедем, пожарная инспекция просто закроет детский сад. Помещение уже нашли, и департамент Госимущества отдал ключи, но оно в ужасном состоянии, на ремонт требуется около 25 млн рублей, а затем 15–20 млн уйдет на оборудование, – посетовала Анна Прищенко.
В детском саду для детей с ДЦП
Понятно, что такую сумму невозможно собрать за один день в одной обители, даже пригласив на богослужение, а потом в гости на концерт и пирожки всю Москву. На сайте праздника Белого цветка по-прежнему доступны удобные инструменты для перевода пожертвований, так что стать участником акции можно в любой день и виртуально.
Среди воспитанников детского сада – дети с детским церебральным параличом разных типов и с различными сочетанными диагнозами. Кто-то, вдобавок к ДЦП, плохо слышит или совсем не видит.
Почти у всех воспитанников – «эпиактивность», то есть ни в один другой детский сад их не берут, несмотря на все разговоры об инклюзии, из опасений эпилептического приступа.
Ребенка в саду при Марфо-Мариинской обители в случае приступа грамотно уложат в определенную позу, окажут первую помощь и вызовут маму и «скорую». Не бояться приступов невозможно, ведь они препятствуют развитию детей, но страх не парализует тех, кто хочет помочь.
В детском саду нет своего врача (есть дефектолог, психолог, педагог), нет права делать какие-либо уколы, т.е. ребенку так же поможет «скорая», как если бы приступ случился дома.
– Если мы не поможем этой маме, ей никто не поможет, – поясняет Анна Прищенко, почему и таких детей принимают в детский садик в обители. – Ей нужно время, чтобы сделать какие-то дела, возможно, устроиться на работу хотя бы на два раза в неделю. Родители детей с инвалидностью говорят нам: вы не представляете, сколько всего мы успеваем за эти два дня! Переделали всё, и ещё осталось время на себя. Представляете: у них годами вообще не было никакого времени, а теперь появились целых два дня.
В детском саду достаточно наполненное расписание занятий и бытовых действий.
– Для наших детей очень важен сам распорядок дня, неизменная последовательность, – поясняет Анна Прищенко. – Каждый день, когда ребенок приходит в группу, ему сразу говорят: сейчас у нас завтрак, потом будем играть, потом заниматься, потом обедать, потом гулять, потом спать. Иначе ребенок не поймет, зачем его куда-то ведут, одевают или раздевают, что происходит, и начнет плакать. Четкий распорядок помогает деткам структурировать свое поведение и свой день.
В детском саду при Марфо-Мариинской обители дети учатся общаться и играть друг с другом. Их не берут в детские сады, они не могут полноценно дружить со сверстниками на детских площадках во дворах, и поэтому замкнуты на маму, особенно если в семье нет других детей.
– Когда дети приходят к нам, они не умеют играть и общаться друг с другом, а мы постепенно переводим их от общения со взрослыми к общению со сверстниками, – говорит Анна Прищенко. – Очень много неговорящих детей – мы помогаем им освоить альтернативные способы коммуникации с помощью карточек. Они могут понять, чего от них хотят, и выразить свои желания, составить предложения. Вербальные и невербальные, интеллектуально сохранные и отсталые детки занимаются вместе. Даже если у ребенка заключение о необучаемости от психолого-педагогической комиссии, его можно развить сообразно его возрасту. К сожалению, учреждений, где таких детей готовили бы к школе, нет ни в Москве, ни вообще в России.
Василиса (в коляске) посещает детский садик в Марфо-Мариинской обители раз в неделю
Лариса – мама двоих детей – привозит в детский садик свою дочку Василису с детским церебральным параличом. Для них это возможность познакомиться и пообщаться с новыми людьми – и детьми и взрослыми. Привлекают и новые, отличные от домашних игрушки.
Василиса вовсю хлопает в ладоши, слушая выступления музыкантов на празднике Белого цветка, а в игровой комнате детского сада с упоением укачивает куклу в игрушечной кроватке.
Из Немцово (что близ Домодедово в Московской области) по пробкам часто не наездишься – поэтому приезжают только раз в неделю, а не два. Но садик очень ценят.
Праздник Белого цветка в России праздновался уже более ста лет назад: в 1910–1911 годах его проводили, чтобы собрать деньги на помощь больным туберкулезом. Тогда праздник активно поддерживала Царская семья (императрица с дочерьми сами изготавливали поделки для благотворительной ярмарки и закупали белые цветы).
Российской империи больше нет, так что за возрождение традиции взялась Церковь. Чахотку научились лечить и предотвращать, но горя и боли в мире, кажется, меньше не стало.
Через сто лет – в 2011 году – на улицы Москвы снова вышли девушки с белыми цветами и призывами внести свою лепту в дела милосердия.
Хочется верить, что в XXI веке традиция проживет подольше, чем в неспокойном двадцатом.
Каждому пришедшему выдавали буклет с программой и краткой историей праздника, рассказом о детском садике, на который собираются средства, и схемой территории: концерт — тут, а сувениры — там
По традиции каждому жертвователю вручается символ праздника — живой или искусственный белый цветок. В XXI веке на одежду лепят даже наклейки
У ворот обители случайных прохожих с песнями приглашали пожертвовать сразу или зайти на праздник
Игровая комната детского сада для детей с ДЦП. Василиса и ее мама Лариса
Сборщицы — студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
Фотовыставка, посвященная проектам службы помощи «Милосердие».
Пирожок за 30 рублей — помощь себе и ближнему, которую каждый может себе позволить