благотворительный взнос субсидии подарки это трансферта транзакция услуга благо
Благотворительный взнос субсидии подарки это трансферта транзакция услуга благо
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Договор пожертвования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как в бухучете отразить благотворительную помощь
Благотворительность, безвозмездная помощь нуждающимся, прочно вошли в хозяйственную жизнь многих коммерческих фирм, организаций — субъектов рынка. Эту сферу регулирует ФЗ-135 от 11/08/95 г. «О благотворительной деятельности». Вместе с тем, подобные операции совершаются далеко не каждый день, и у бухгалтеров часто возникают вопросы, как правильно отразить их учете. Чаще всего оказывается денежная помощь, но бывают случаи, когда имущественные объекты выступают как безвозмездная помощь. Если безвозмездный взнос нуждающимся делает сотрудник, либо помощь оказывается ему самому, возникает вопрос об НДФЛ. Вопрос об учете благотворительной помощи имеет множественные нюансы в учете, которые мы и рассмотрим.
Что входит в понятие благотворительной помощи
Согласно упомянутому ФЗ №135, благотворительная помощь – любая помощь, оказываемая на добровольных началах, в виде:
Не всякая безвозмездная операция может быть признана благотворительностью. В частности, не признаются благотворительной помощью указанные ниже формы безвозмездной передачи:
На заметку! Вопрос, относить ли благотворительную передачу к операциям дарения, до конца не отрегулирован. Например, ФАС МО своим постановлением по д. №А40-42066/12-11-389 от 06/12/12 г. утверждает, что к благотворительности применимы нормы ГК РФ.
Бухгалтерский учет и налоги
В бухгалтерском учете благотворительных взносов отражается их вид: имущественный, денежный, оказание услуг и пр. Кроме того, бухгалтерский учет является основой расчета налоговых показателей.
Согласно ПБУ 10/99 (п. 12) благотворительные взносы учитываются на счете 91 как прочие расходы. В БУ «входной» НДС по благотворительности учитывается, а в НУ – нет, что приводит к возникновению налоговых разниц и ПНО. Обязательства исчисляются умножением налоговой разницы на ставку налога на прибыль (ПБУ 18/02).
Для текущих расчетов по взносам благотворители применяют обычно счет 76, с открытием соответствующего субсчета.
Это стандартные проводки в учете благотворителя.
Теперь рассмотрим нюансы оказания такой помощи и отражения ее в учете. Благотворительность, как хозяйственная операция, не подлежит обложению НДС (НК РФ, ст. 149-3, пп. 12). Следует иметь в виду, что НК прямо указывает на соответствие деятельности ФЗ №135.
Если в качестве благотворительного взноса передается основное средство, не относящееся к подакцизным активам, НДС по нему следует восстановить и отнести на прочие расходы (НК РФ ст. 170-3, пп.2). НДС по «благотворительным» неподакцизным ОС исчисляется по остаточной стоимости, с использованием соответствующей процентной ставки.
Не учитывается благотворительность и в налоговой базе по налогу на прибыль, УСН (НК РФ, ст. 270-16, ст. 346.16-1), т.е. такие расходы благотворителю признать нельзя.
Так, если приобретенное ранее ОС имеет остаточную стоимость 180 000 рублей и должно быть передано на нужды благотворительности, нужно сделать проводки:
ВАЖНО! Образец договора на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности благотворителем — юридическим лицом от КонсультантПлюс доступен по ссылке
НДФЛ и благотворительность – особый случай, который стоит рассмотреть подробнее. НК РФ, ст. 217-8.2, указывает, что принятая благотворительная помощь не подлежит обложению налогом на доходы, однако, с одним уточнением: она должна быть получена через благотворительную организацию (наиболее часто речь идет о благотворительном фонде — БФ).
Помощь, полученная от организации, не поименованной в ФЗ-135 (ст. 6-1), НДФЛ облагается. Налог придется исчислить и удержать.
На заметку. Гражданин, оказывающий благотворительную помощь, может обратиться в налоговую за получением вычета (НК РФ, ст. 219-2), поскольку такая помощь освобождена от обложения налогом на доходы (там же, п. 1).Вычет предоставляется только в отношении взносов, осуществляемых через специализированную организацию. Вычет предоставляется в объеме не более четвертой части от всех доходов, подлежащих налогообложению за год.
Веду блог в интернете и хочу собирать деньги с читателей
Решил заняться общественной деятельностью. На это нужны деньги. Хочу собирать их через сайт: буду публиковать там разные статьи и видео, а посетители и мои сторонники будут добровольно платить, кто сколько захочет. Видел, что на некоторых сайтах так делают — собирают пожертвования.
Как правильно это оформить с точки зрения закона? Нужно ли платить налоги с этих перечислений? Могу ли я получать их как физлицо или нужно зарегистрировать фирму?
Как можно тратить эти деньги и нужно ли за них отчитываться? Если я потрачу эти деньги на свой отпуск, что тогда будет? А если найму сотрудников, смогу платить им зарплату из этих пожертвований?
Чем вообще пожертвования отличаются от подарков и дохода?
Здравствуйте, Алексей. Вы можете собирать деньги от пользователей сайта. Можно снимать видео, получать деньги от сторонников и тратить на себя. Можно собирать деньги на благотворительность. Или учредить фонд, который будет заниматься общественно полезной деятельностью и получать поддержку от неравнодушных людей.
Попросить о поддержке проекта и получить ее
Допустим, вы снимаете видео, пишете статьи и размещаете все на своих каналах или сайте. Эти продукты необязательно должны быть общественно полезными и помогать кому-то. Просто они нравятся людям. Где-то на сайте вы размещаете форму или текст с просьбой поддержать ваш проект или лично вас.
Такие переводы сейчас называют донатами. С точки зрения закона донат — это подарок. Кто угодно сможет посмотреть ваши видео и прочесть статьи, но только желающие переведут деньги. Взамен они ничего не получают и ни на что не рассчитывают. В момент перевода денег они фактически заключают с вами договор дарения.
Как тратить. Это не пожертвования и не благотворительные взносы. Ваши посетители должны понимать, что не могут чего-то требовать в ответ на переводы или ставить условия. Это денежный подарок. Можно потратить эти деньги на что захочется и ни перед кем не отчитываться.
Налоги. Любой подарок — это доход. Но если вы получили в подарок деньги от поклонников проекта, подавать декларацию и платить НДФЛ не нужно.
Принимать пожертвования от людей или компаний
Пожертвование — это частный случай дарения, но с особенностями. Обычные денежные подарки можно получать на что угодно: они всегда безвозмездные и безусловные. Тратите куда захотите.
Чтобы денежные переводы стали пожертвованием, они должны идти на общеполезную цель, например на съемку полезных роликов, издание книги.
Списка общественно полезных целей в законе нет, есть только термин.
Но нельзя любую цель выдать за общественно полезную и на этом зарабатывать. Например, сайт о борьбе с коррупцией, стартапах, бездомных животных, тяжелых заболеваниях, с обучающими видео, рассказами об искусстве или инструкциями для потребителей — это, скорее всего, общественно полезная цель.
Если на сайте рассказывают, как ухаживать за кошками элитных пород, разбираться в алкоголе или делать красивый маникюр — это хоть и интересно, но к общественно полезным целям, скорее всего, не относится.
Оформление. Чтобы принимать пожертвования, можно зарегистрировать общественную организацию или фонд. Этот вариант подойдет, если вы хотите масштабно собирать деньги на общеполезные цели, получать гранты и помощь не только от людей, но и от компаний. Он намного сложнее, чем донаты: нужно вести отчетность и тратить деньги только на определенные цели. Вам придется отдельно учитывать свои доходы и отдельно — пожертвования.
Вместо денег вам могут предлагать пожертвования имуществом или услугами. Так тоже можно. Но обязательно составляйте договор и акт, чтобы потом не оказалось, что взамен от вас ждут денег или рассчитывают на рекламу на сайте.
О том, как вы тратите пожертвования, нужно отчитываться. При этом вы можете получать зарплату, нанимать сотрудников, содержать редакцию, приглашать операторов, покупать канцтовары в офис и оплачивать коммунальные услуги. Можно покупать сотрудникам ДМС и обучать их на платных курсах. Необязательно использовать деньги только на помощь больницам, школам, приютам или музеям. Если все вместе вы занимаетесь общественно полезным проектом, это будет целевое расходование.
Налоги. Если вы все сделали как надо и использовали пожертвования на общеполезные цели или уставную деятельность фонда, платить с пожертвований налог на прибыль не придется. Пожертвования могут перечислять организации, предприниматели, люди, некоммерческие организации и даже государство.
Пожертвования, которые использовали не для уставных целей общества или целей пожертвования, считаются внереализационными доходами фонда. С них придется платить налог на прибыль.
Если будете принимать пожертвования как физлицо, а потратите деньги на личные нужды, тоже придется платить налог. Или вас заставят эти деньги вернуть. А могут даже признать мошенником. С подарком бы так не получилось: его нельзя отменить и потребовать назад из-за того, что деньги как-то не так потратили. Пожертвования — это благороднее, чем просто подарок, но у вас появятся обязательства и хлопоты. Один только раздельный учет чего стоит.
Сложновато
Если соберетесь принимать пожертвования:
Не путайте пожертвования с благотворительными взносами. Это похожие термины, но там свои нюансы: для благотворительности есть конкретный список получателей и целей. Могут появиться компании, которые захотят указать в договоре, что перечисляют вам благотворительный взнос. Компании могут преследовать свои интересы, но вам на это нельзя соглашаться без консультации с юристом.
Найти спонсора
Когда ваш сайт станет популярным, к вам начнут обращаться спонсоры. Обычно они предлагают деньги в обмен на какую-то услугу, статью или видео. Это тоже способ получить деньги для себя и на развитие проекта. Вы делаете то же, что обычно, но кто-то вам за это платит.
Спонсорство — это не подарок, не благотворительность и не пожертвование. Спонсор перечисляет вам деньги, а взамен вы размещаете у себя его рекламу: даете ссылку в статье, упоминаете название в видео, держите в руках телефон с логотипом или надеваете фирменные кроссовки.
Это не значит, что спонсорство в вашем случае не подойдет. Какая-то компания может не согласиться перечислить деньги просто так и делать пожертвование, а вот выступить спонсором ей будет выгодно. Тогда она просто удержит у вас 13% НДФЛ при выплате, потому что будет налоговым агентом. Нужно оформлять такие деньги правильно и не маскировать доход под подарки и пожертвования.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений
Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.
Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37 [1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе» [2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9 ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.
Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы ( п. 1 ст. 321.1 НК РФ ).
В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258 был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.
Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями
гл. 25 НК РФ эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.
Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.
Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».
Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Исходя из норм ст. 130 ГК РФ следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.
В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению ( п. 3 ст. 582 ГК РФ ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.
Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:
– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;
– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».
Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.
Письменная форма обязательна, если:
– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);
– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ [4]);
– договор содержит обещание дарения в будущем.
Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.
Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону ( ст. 168 ГК РФ ).
Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:
? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);
? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.
Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.
Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.
В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность ( ст. 199 УК РФ ), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.
– заявление на предоставление социального вычета;
– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;
– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);
– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.
Дополнительное финансирование
Попечительским советом бюджетного учреждения
Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.
Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ ), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.
В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.
При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.
В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» [5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18 Закона «Об общественных объединениях» [6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.
Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.
Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.
Автономная некоммерческая организация (АНО) – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.
Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.
Фонд – это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.
Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.
Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом. Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.
Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.
Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:
– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;
– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.
[1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.
[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.