блажен кто помышляет о бедном в день бедствия избавит его господь
Псалом 40
2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.
4. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
2. «Блажен, кто помышляет о бедном!» Это уже третий псалом, который начинается подобным образом, кроме того, он в некотором смысле превосходит предыдущие два. Если в первом псалме мы видели размышление над Словом, а в тридцать первом – прощение, то в сороковом прощенный грешник приносит Богу плод благотворительности. Блаженство благотворителя столь же велико, как блаженство размышляющего о законе и блаженство прощенного. Бедные – это те, кто не имеет средств к существованию, больные, лишенные доброго имени или упавшие духом. Мир презирает и отвергает таких людей. Больше всего мир чтит тех, в ком нет жалости. Мирская мудрость не принимает бедных и убогих. Люди могут бросить их, как бросил амаликитянин своего раба. Всем, приобщившимся божественной благодати, была дарована новая природа, способная проявлять любовь, и они не ожесточаются против плоти и крови. Напротив, они сострадают отверженным и изо всех сил стараются им помочь. Эта помощь не ограничивается подаянием; они вникают в их скорби, пытаются разобраться в их положении, ищут способы им помочь и оказывают практическую поддержку. На добрых людях почиет благоволение Господне; их принадлежность пастве Господа столь же очевидна, как если бы на них стояло клеймо. Заметьте: они не просто подали нищему на хлеб несколько лет назад – они подают постоянно. Скупые подаяния в прошлом только доказывают скупость в настоящем.
Самым большим благотворителем в истории мира был и остается Господь Иисус, проявивший неслыханную щедрость к бедным, как сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Он приложил все Свои силы, чтобы облагодетельствовать Свой народ. Он оценил наше положение и, ведомый неисследимой мудростью, пришел на землю, чтобы совершить великое даяние милосердия, которым мы искуплены от смерти. Наше бедственное положение вызвало в Нем жалость, наши несчастья пробудили в Нем милосердие. Да будет Он трижды благословен Богом и святым народом за Свою заботу и благодеяния! Господь заботится о нас постоянно. Если милости Его обновляются каждое утро, то и наша хвала должна звучать каждый день.
«В день бедствия избавит его Господь.» Милосердный благотворитель помышлял о бедных, поэтому Господь призрит и на его несчастья. Какою мерою меряем, такой и нам отмерится. Даже к самым щедрым из людей приходит скорбь. Но те, кто помышлял о бедном в благоденствии, скопили себе истинное сокровище на черный день. Бог не обещал, что щедрые люди будут ограждены от всяких бед; Он лишь сказал, что зло не погубит их и они будут избавлены в нужное время. Так было и в жизни Господа. Никогда еще скорбь не была тяжелее, а торжество полнее. Да будет имя Господне благословенно, Своей смертью Он дал искупленным залог грядущей победы. О, если бы все помышляли и заботились о бедных, подобно Господу! Сколько же блаженства теряют те, кто сеет скупо. Душа жадного не знает ни радости благотворения, ни удовольствия видеть чье-то счастье, ни благословения Божьего в сердце и в имении. Алчность – это проклятие, рак в сердце человека. Щедрость же есть счастье, утучняющее кости. Впрочем, мы не можем уповать на свои заслуги перед Господом, когда к нам приходит скорбь. Бог спасает нас не за то, что мы когда-то благотворили. Однако музыка теплых воспоминаний наполняет нашу душу сладостным утешением, когда мы думаем о вдовах и сиротах, которых мы накормили, и об узниках, которых мы посетили.
3. «Господь сохранит его и сбережет ему жизнь.» Святая жизнь будет длиться вечно, да и телесное существование благотворителя будет отмечено Божьим покровительством. Бог хранил Христа, пока не пришло Его время. Даже хитроумные козни Ирода не могли погубить Сына Божьего, пока не пробил назначенный час. Но и тогда никто из людей не мог лишить Его жизни, поскольку Он пришел, чтобы отдать ее, а затем снова принять. Такова участь всех, кто уподобился Господу: благословляя, они обретут благословение, оберегая, они обретут покровительство, ограждая других от бед, они обретут заступничество Божье. Скупец подобен свинье – от него нет проку, пока он жив. Так пусть же он умрет. Праведник же, подобно волу, полезен при жизни. Пусть же он живет.
«Блажен будет он на земле.» Процветание будет его постоянным уделом. Сосуд с маслом не истощится из-за того, что он накормит пророка. Он будет щедро сыпать в полу бедного, но ему только прибавится. Если Господь не умножит наших материальных благ, то удвоит духовные благословения. Малое у праведника будет в благословение – ему даже хлеб и вода покажутся пиршеством. Даже в этом благословляются щедрые. И в этом веке и будущем удел их – довольство. Мы должны взирать на блаженство Господа нашего, Который ради будущей радости претерпел крест, ибо Его блаженство есть прообраз того блаженства, которое ожидает святых.
«И ты не отдашь его на волю врагов его.» Тот, кто защищал бедных, найдет защитника в Боге. Что было бы с праведным, если бы он не попал в руки своих врагов? Лучше бы оказаться в змеиной норе, чем во власти безжалостных гонителей. Но Господь не отдаст праведника на волю врагов его. Мы знаем, что Иисус, хотя и был лишен многих благословений, став ради нас «клятвою за грех», тем не менее, не был оставлен Богом навсегда. Очень скоро Отец вознес Его выше всякого имени.
4. «Господь укрепит его на одре болезни.» Он будет покоиться на мышцах вечных, подобно тому, как больной человек покоится на руках друга или на мягкой перине. Сколько теплоты и нежности в этом образе! Как близок Господь к нашим немощам и скорбям! Можно ли сказать хотя бы что-то похожее о языческом Юпитере или о богах Индии и Китая? Нет, это слова Бога Израилева. Он стал для нас сиделкой и слугой. Если одной рукой Он поражает, то другой перевязывает раны. Упасть в нежные руки Господа – великое благословение. Ничто так не восстанавливает наши силы, как благодать. Божья любовь – лучший эликсир для утомленного болезнью. Даже если все кости человека переломаны, любовь Господа делает его душу крепкой, как железо. Нет лучшего целителя, чем Господь, нет лучшего лекарства, чем обетования, нет лучшего вина, чем Его любовь.
«Ты изменишь все ложе его в болезни его.» Как? Уж не станет ли Господь прислуживать Своим немощным рабам? Вот настоящая любовь! Если такова награда за благотворительность, кто откажется благотворить? Когда тело измождено непрестанным страданием, благодать Божья прибавляет нам терпения, а светлый лик Господа дарует мир. Ложе наше становится мягким, поскольку сердце наше довольно. Как неистощимы милость и забота Господа! Благословенный Иисус Христос, хотя и был истинным наследником этого обещания, но отверг благословение и ради нашего спасения умер на кресте, а не в постели. Но и на кресте Отец поддержал и ободрил Его, и Он умер, торжествуя. Не следует думать, будто благословения этих трех стихов относятся к тем, кто подает нищим время от времени и оставляет после своей смерти некоторую сумму на благотворительность. Благословение наследуют те, кто с постоянством в добром деле старается любить ближних как самого себя, кто одевает нагих и кормит голодных ради Христа. Святой, пренебрегающий бедными – как смоковница, не приносящая плода. Многие христиане будут осуждены за это, когда Царь явится на суд.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 40:2
Свт. Афанасий Великий
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Блажен разумеваяй на нища и убога. Нищим и убогим именует Христа, по сказанному: богат Сый обнища нас ради (2 Кор. 8,9). Псалмопевец предпоставил здесь нравственное учение пророчеству с тем намерением, чтобы псалом полезен был в том и другом. Кого же ублажает он? Разумевающаго на нища и убога, т. е. понимающего, что Христос, богат сый, для того собственно обнищал, чтобы и мы миловали нищих, как братий нашего Создателя и Судии. Посему блажен, кто рассуждает о убогих, как должно, или кто разумеет нищету, какую воспринял на Себя за нас Христос. Какая же польза нищелюбия? В день лют избавит его Господь, указывает на день суда, который грешникам принесет болезни и труды. А нищелюбцев избавит Господь. Ибо воздаст им долг человеколюбием, как взявший у них в заем милостыню, и сказавший и чрез Соломона: милуяй нища, взаим дает Богови (Прит. 19,17), и собственными Своими устами: понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25,40). В день лют избавит его Господь. Днем лютым называет нападение искушений и гонений от врагов. Дает же, как думаю, разуметь, что день суда страшен и гибелен беззаконным. И обещает, что полное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшного дня.
Толкование на Псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Видишь, как Псалмопевец ублажает человека, внимательного к нищим и убогим; видишь, как он благожелательствует ему. Будь же внимателен и сострадателен ко всякому истинно нищему и убогому.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
«Блажен разумеваяй на нища и убога». В некоторых списках нашел я и слово: «убога», но нет его в еврейском, а также у сирскаго и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что «богат сый», как говорит божественный Апостол, «нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:9); и: «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» (Флп.2:6–7), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшаго на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения.
«В день лют избавит его Господь». Слова: «день лют», Симмах перевел: день озлобления. Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшнаго дня.
Евфимий Зигабен
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Блажен разумеваяй на нища и убога
Разумеваяй, или имеющий разумение означает того, кто мыслит по надлежащему, потому что разумение есть хорошее сведение о каждой вещи. Нищим и убогим часто безразлично называет Давид затруднявшегося в продовольствии себя. Древние нищим называли просителя подаяния, производя имя сие (πατωχος) от: κατεπτηχεναι — бояться, потому что проситель боится всех людей; а убогим называли снискивающего пищу трудами рук своих. Итак, блажен сей, хорошо понимающий нищих и бедных и из сострадательности вспомоществующий им: таковой должником имеет самого Бога, говорящего чрез Соломона: взаем дает Богу, кто милует нищего (Притч. 19,17), и собственными своими устами свидетельствующего в Евангелии: поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то Мне сделали (Матф. 25,40). Так должно разуметь сии слова о простых нищих: но в них содержится глубочайший смысл, как изъясняют Кирилл, Феодор и Евсевий, о Христе, то есть, счастлив, кто хорошо понимает Христа,—что Он есть Бог, Который, ходя по земли в нищете, не имел для успокоения своего, где приклонить главу; а это он поймет и постигнет из слов, которыми Христос учил, и дел, которые Он произвел.
См. замечание на слова 39-го псалма: аз же нищь есмь и убог, также 68-й псал.
Слова Златоуста: Блажен, в ком есть разумение о нищем, т. е. кто знает, что такое нищий: кто понимает скорбь его: кто знает скорбь его, тот без сомнения будет милостив к нему. Григория Богосл.: Восхитим блаженство, заслужим наименование разумеющих. Когда увидишь бедного, не пробеги мимо его, но тотчас помысли: если бы ты был им, то чего бы ты не пожелал, чтобы тебе сделали все другие? Помысли, что он подобен тебе, также свободен и наравне с тобою благороден. Разумей, что для того и Христос, хотя Он и богат, сделался нищим, чтобы и мы были милостивы к нищим братьям Его, и какая польза от нищелюбия. Евсевия: Надобно знать, что о бедном ни в еврейском, ни у других толковников не упоминается. Но не просто называет блаженным дающего нищим, но того, кто делает это с разумением и различением. Например, некоторые из неимеющих нужного (для жизни) суть наши единоверцы, а некоторые нисколько не бедны и притом из числа неверных!). Итак, если ты понимаешь и различаешь, кому из них оказать щедрость прежде (разум. единоверцам) и кому после (т. е. неверным); то ты блажен. Если же ты, презирая алчущих и наготствующих из воспитанных в православии, даешь милостыню нечестивым и злонравно и развратно живущим, то ты ни сколько не оказываешься смыслящим о нищем и бедном, а посему и наименования блаженным не удостоиваешься (в изд. Своде). Почему некто из мудрых сказал: делая добро, знай, кому делаешь.
В день лют избавит его Господь
Сими словами псалмопевец научает, какая польза от разумения нищих. Что такое лютый день, мы сказали прежде—в 36-м псалме при изъяснении слов: не постыдятся во время злое, ибо одно и тоже сказать ли: во время злое, или в день лютый.
Посему и Златоуст говорит: Помилованный ныне тобою нищий предстанет тебе в день суда, который для грешников будет злой и избавит тебя от наказания. Ибо Господь, как взявший у тебя взаем милостыню, обязан тебе человеколюбием, как и чрез Соломона сказал: милостыню оказывающий нищему дает взаем Богу, и—своим языком: поелику вы сделали одному из сих наименьших, то Мне сделали. И Божеств. Кирилл: И тот, кто мог понять нищету Господа и имеет усердие по силе воспеть восприявшего оную, избавится в день лютый; а сим называется нападение искушений и гонения от врагов, как причиняющие болезни и лютые мучения, не потому, чтобы этот день был зол по природе своей,—прочь такая мысль, Феодорит. Симмах—день злой—перевел днем мучения. А разумеет, думаю, день суда, как страшный и причиняющий беззаконным зло, и обещает, что чистое знание нищеты оной освободит его от зол страшного сего дня.
Еп. Ириней (Орда)
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Нельзя с точностью указать определенного положения в жизни Давида, как на обстоятельство происхождения этого псалма; одни относят его к последнему времени пребывания его при дворе Саула, другие ко времени бегства от Саула, иные к Авессаломову гонению (особенно ради ст. 10; Ахитофел; ср. Пс. 54). Псалмопевец находится в тяжкой болезни, причиненной, как кажется (ср. Пс. 6 и 37), сильными преследованиями злобных врагов и соединенною с этим душевною скорбью. В таком печальном положении псалмопевец чувствует, как отрадно бедствующему встретить сострадание и как горестно безучастие и ругательство. Поэтому псалмопевец прославляет блаженным человека сострадательного, желает и обещает ему от Бога награду и помощь во время собственного бедствия.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Ст. 2-4 Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом
Прот. Григорий Разумовский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
У всех людей есть общий нравственный недостаток, по которому они судят других людей по их внешнему состоянию и положению, как, например, людей бедных или случайно впавших в какую-нибудь беду почитают особенно грешными и заслужившими постигшее их бедствие как праведное наказание Божие. Так поступили с праведным Иовом друзья его, которые пришли навестить и утешить его в то время, когда он подвергся великим бедствиям крайней нищеты и тяжкой болезни, и вместо должного утешения еще больше увеличивали страдания его тем, что несправедливо укоряли его в беззакониях, – что постигшие его несчастья считали наказанием Божиим за его тайные грехи. Так поступили ученики Христовы, когда, увидя нищего слепорожденного, вопрошали Господа, за чьи грехи он страдает, за свои ли, или за грехи его родителей (Ин. 9:2). Так поступили и с Давидом его ближние, которые, видя его бедственное положение во время нападения на него заговорщиков, укоряли его в беззакониях (2 Цар. 16:7). Так и все мы поступаем, не рассуждая (не разумевая) или не принимая во внимание того, что премудрый Промысл Божий попускает различные испытания верующим по разным причинам, – иногда для того, чтобы научить их терпению, иногда смиряя их высокоумие или укрощая другие порочные склонности, а иногда для того, чтобы направить их мысли и чувства к созерцанию будущей блаженной жизни. Обращая наше внимание на этот нравственный недуг, псалмопевец похваляет и называет блаженным того, кто с благоразумной осторожностью судит о людях, подвергшихся несчастью, с состраданием относится к их бедственному положению, не признавая или не считая его без разбора наказанием Божиим, и потом является на помощь несчастному со всяким участием, руководясь правильным взглядом на постигшие его несчастья и таким образом показывая себя разумевающим: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит, его Господь, т.е. такого человека Господь избавит в день Страшного Суда Христова, спасет от бедствий и от огня геенского.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалтирь 40 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
Этот псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает исповедание Давидом своей греховности пред Богом (Пс.40_5) и особенно указание на измену человека, близкого ему (Пс.40_10), под которым нужно разуметь Ахитофела.
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2-4). Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5-10). Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред собою (11-13).
Пс.40:2. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
Пс.40:3. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.
Пс.40:4. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель — сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать «блаженство» — награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. «Да избавит их Господь, — молит Давид, — от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление («ты изменишь все ложе его в болезни его» — перевернешь ложе болезни на ложе здоровья).
Пс.40:5. Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.
После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога «исцелить его душу», простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов.
Пс.40:6. Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?»
Пс.40:7. И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.
Пс.40:8. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло:
Пс.40:9. «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».
Пс.40:10. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
Пс.40:11. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
Пс.40:12. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною,
Пс.40:13. а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.
Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время глаголов стоит вместо будущего). — «А меня. поставишь пред лицем Твоим во веки» — т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей земной жизни, или в смысле — это Твое благоволение будет для меня служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить вблизи Тебя.
Пс.40:14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!
Представляет литургическую прибавку. Слово «буди, буди» (слав.) («аминь, аминь») заключает первый сборник псалмов Давидовых.
Псалтирь 40 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толкования Августина
Стих 6
Гораздо яснее указывается на это (Страсти Христовы и Воскресение) в псалме сороковом, где по обычаю от лица того же Посредника рассказывается в виде прошедшего то, что предсказывалось как имеющее совершиться; ибо имевшее совершиться, в предопределении и предвидении Божием, было как бы уже совершившимся, настолько оно было несомненным. «Враги мои, — читаем в псалме, — говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более»» ( 6 Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» 7 И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. 8 Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: 9 «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более». Пс. 40:6-9)?
Стих 7
См. 8 Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: Пс. 40:8
Стих 8
Стих 9
На этот раз слова эти поставлены уже в такой связи, что смысл их однозначен: «Он умер; не воскреснуть Ему».
Стих 10
Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (т. е. попрал меня ногами).
Да и сам Господь Иисус, указывая простертым хлебом предателя Своего апостолам, напомнил этот самый стих псалма и сказал, что он исполнился на Нем: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин. 13:18). Слова же «на которого я полагался» соответствуют не Главе, а телу. Сам Спаситель знал, конечно, того, о ком еще прежде сказал: «Один из вас дьявол» ( 70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Ин. 6:70). Но Он имеет обыкновение представлять в Своем лице членов Своих и приписывать Себе относящееся к ним, так как и Глава и тело составляют одного Христа; отсюда известное выражение в Евангелии: «Алкал Я, и вы дали Мне есть». Поясняя это, Он говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Мф. 25:35, 40). Итак, Он сказал, что уповал, потому что на Иуду возлагали упование ученики Его в то время, когда Иуда был причисчен к апостолам.
Стих 11
Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (т. е. попрал меня ногами). Ты же, Господи, помилуй меня, и восставь меня, и я воздам им ( 10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Пс. 40:10, 11).
Кто станет теперь отрицать это, видя, как после страданий и воскресения Христа иудеи подверглись истреблению в кровопролитной войне, были исторгнуты с корнем из своих поселений? Убитый ими воскрес и воздал им пока временным вразумлением, помимо того, что оставляет для неисправимых на будущее, когда будет судить живых и мертвых.