блажен разумеваяй на нища и убога в день лют избавит его господь толкование
Псалом 40
В конец, псалом Давиду
К исполнению. Псалом Давида.
1 Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь.
1 Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь.
2 Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго.
2 Господь да сохранит его, и оживит его, и сделает его блаженным на земле, и да не предаст его в руки врагов его!
3 Господь да поможет eму на одре болезни eго: все ложе eго обратил еси в болезни eго.
3 Господь да поможет ему на ложе страдания его: всё ложе его Ты изменил во время болезни его.
4 Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти.
4 Я сказал: «Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой!»
5 Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя eго?
5 Враги мои сказали обо мне злое: «Когда он умрёт и погибнет имя его?»
6 И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце eго, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе.
6 И если кто входил посмотреть, говорило напраслину сердце его, собирал он себе беззаконие, выходил наружу, и сговаривались вместе.
7 На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне.
7 Против меня шептались все враги мои, против меня замышляли зло;
8 Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути?
8 слово беззаконное возвели на меня: «Неужели спящий снова восстанет?»
9 Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание.
9 Ведь и человек мирный со мной, на которого я полагался, вкушающий хлебы мои, поднял пяту на меня.
10 Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя и воздам им.
10 Но Ты, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
11 В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне.
11 Я познаю, что Ты меня возжелал, из того, что не порадуется враг мой о мне.
12 Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век.
12 А меня за беззлобие Ты поддержал и укрепил меня пред лицом Твоим навек.
13 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди.
13 Благословен Господь, Бог Израиля, от века и до века. Да будет, да будет!
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти. Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание. Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя и воздам им. В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 40:2
Свт. Афанасий Великий
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Блажен разумеваяй на нища и убога. Нищим и убогим именует Христа, по сказанному: богат Сый обнища нас ради (2 Кор. 8,9). Псалмопевец предпоставил здесь нравственное учение пророчеству с тем намерением, чтобы псалом полезен был в том и другом. Кого же ублажает он? Разумевающаго на нища и убога, т. е. понимающего, что Христос, богат сый, для того собственно обнищал, чтобы и мы миловали нищих, как братий нашего Создателя и Судии. Посему блажен, кто рассуждает о убогих, как должно, или кто разумеет нищету, какую воспринял на Себя за нас Христос. Какая же польза нищелюбия? В день лют избавит его Господь, указывает на день суда, который грешникам принесет болезни и труды. А нищелюбцев избавит Господь. Ибо воздаст им долг человеколюбием, как взявший у них в заем милостыню, и сказавший и чрез Соломона: милуяй нища, взаим дает Богови (Прит. 19,17), и собственными Своими устами: понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25,40). В день лют избавит его Господь. Днем лютым называет нападение искушений и гонений от врагов. Дает же, как думаю, разуметь, что день суда страшен и гибелен беззаконным. И обещает, что полное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшного дня.
Толкование на Псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Видишь, как Псалмопевец ублажает человека, внимательного к нищим и убогим; видишь, как он благожелательствует ему. Будь же внимателен и сострадателен ко всякому истинно нищему и убогому.
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
«Блажен разумеваяй на нища и убога». В некоторых списках нашел я и слово: «убога», но нет его в еврейском, а также у сирскаго и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что «богат сый», как говорит божественный Апостол, «нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:9); и: «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» (Флп.2:6–7), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшаго на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения.
«В день лют избавит его Господь». Слова: «день лют», Симмах перевел: день озлобления. Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшнаго дня.
Евфимий Зигабен
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Блажен разумеваяй на нища и убога
Разумеваяй, или имеющий разумение означает того, кто мыслит по надлежащему, потому что разумение есть хорошее сведение о каждой вещи. Нищим и убогим часто безразлично называет Давид затруднявшегося в продовольствии себя. Древние нищим называли просителя подаяния, производя имя сие (πατωχος) от: κατεπτηχεναι — бояться, потому что проситель боится всех людей; а убогим называли снискивающего пищу трудами рук своих. Итак, блажен сей, хорошо понимающий нищих и бедных и из сострадательности вспомоществующий им: таковой должником имеет самого Бога, говорящего чрез Соломона: взаем дает Богу, кто милует нищего (Притч. 19,17), и собственными своими устами свидетельствующего в Евангелии: поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то Мне сделали (Матф. 25,40). Так должно разуметь сии слова о простых нищих: но в них содержится глубочайший смысл, как изъясняют Кирилл, Феодор и Евсевий, о Христе, то есть, счастлив, кто хорошо понимает Христа,—что Он есть Бог, Который, ходя по земли в нищете, не имел для успокоения своего, где приклонить главу; а это он поймет и постигнет из слов, которыми Христос учил, и дел, которые Он произвел.
См. замечание на слова 39-го псалма: аз же нищь есмь и убог, также 68-й псал.
Слова Златоуста: Блажен, в ком есть разумение о нищем, т. е. кто знает, что такое нищий: кто понимает скорбь его: кто знает скорбь его, тот без сомнения будет милостив к нему. Григория Богосл.: Восхитим блаженство, заслужим наименование разумеющих. Когда увидишь бедного, не пробеги мимо его, но тотчас помысли: если бы ты был им, то чего бы ты не пожелал, чтобы тебе сделали все другие? Помысли, что он подобен тебе, также свободен и наравне с тобою благороден. Разумей, что для того и Христос, хотя Он и богат, сделался нищим, чтобы и мы были милостивы к нищим братьям Его, и какая польза от нищелюбия. Евсевия: Надобно знать, что о бедном ни в еврейском, ни у других толковников не упоминается. Но не просто называет блаженным дающего нищим, но того, кто делает это с разумением и различением. Например, некоторые из неимеющих нужного (для жизни) суть наши единоверцы, а некоторые нисколько не бедны и притом из числа неверных!). Итак, если ты понимаешь и различаешь, кому из них оказать щедрость прежде (разум. единоверцам) и кому после (т. е. неверным); то ты блажен. Если же ты, презирая алчущих и наготствующих из воспитанных в православии, даешь милостыню нечестивым и злонравно и развратно живущим, то ты ни сколько не оказываешься смыслящим о нищем и бедном, а посему и наименования блаженным не удостоиваешься (в изд. Своде). Почему некто из мудрых сказал: делая добро, знай, кому делаешь.
В день лют избавит его Господь
Сими словами псалмопевец научает, какая польза от разумения нищих. Что такое лютый день, мы сказали прежде—в 36-м псалме при изъяснении слов: не постыдятся во время злое, ибо одно и тоже сказать ли: во время злое, или в день лютый.
Посему и Златоуст говорит: Помилованный ныне тобою нищий предстанет тебе в день суда, который для грешников будет злой и избавит тебя от наказания. Ибо Господь, как взявший у тебя взаем милостыню, обязан тебе человеколюбием, как и чрез Соломона сказал: милостыню оказывающий нищему дает взаем Богу, и—своим языком: поелику вы сделали одному из сих наименьших, то Мне сделали. И Божеств. Кирилл: И тот, кто мог понять нищету Господа и имеет усердие по силе воспеть восприявшего оную, избавится в день лютый; а сим называется нападение искушений и гонения от врагов, как причиняющие болезни и лютые мучения, не потому, чтобы этот день был зол по природе своей,—прочь такая мысль, Феодорит. Симмах—день злой—перевел днем мучения. А разумеет, думаю, день суда, как страшный и причиняющий беззаконным зло, и обещает, что чистое знание нищеты оной освободит его от зол страшного сего дня.
Еп. Ириней (Орда)
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Нельзя с точностью указать определенного положения в жизни Давида, как на обстоятельство происхождения этого псалма; одни относят его к последнему времени пребывания его при дворе Саула, другие ко времени бегства от Саула, иные к Авессаломову гонению (особенно ради ст. 10; Ахитофел; ср. Пс. 54). Псалмопевец находится в тяжкой болезни, причиненной, как кажется (ср. Пс. 6 и 37), сильными преследованиями злобных врагов и соединенною с этим душевною скорбью. В таком печальном положении псалмопевец чувствует, как отрадно бедствующему встретить сострадание и как горестно безучастие и ругательство. Поэтому псалмопевец прославляет блаженным человека сострадательного, желает и обещает ему от Бога награду и помощь во время собственного бедствия.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Ст. 2-4 Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом
Прот. Григорий Разумовский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
У всех людей есть общий нравственный недостаток, по которому они судят других людей по их внешнему состоянию и положению, как, например, людей бедных или случайно впавших в какую-нибудь беду почитают особенно грешными и заслужившими постигшее их бедствие как праведное наказание Божие. Так поступили с праведным Иовом друзья его, которые пришли навестить и утешить его в то время, когда он подвергся великим бедствиям крайней нищеты и тяжкой болезни, и вместо должного утешения еще больше увеличивали страдания его тем, что несправедливо укоряли его в беззакониях, – что постигшие его несчастья считали наказанием Божиим за его тайные грехи. Так поступили ученики Христовы, когда, увидя нищего слепорожденного, вопрошали Господа, за чьи грехи он страдает, за свои ли, или за грехи его родителей (Ин. 9:2). Так поступили и с Давидом его ближние, которые, видя его бедственное положение во время нападения на него заговорщиков, укоряли его в беззакониях (2 Цар. 16:7). Так и все мы поступаем, не рассуждая (не разумевая) или не принимая во внимание того, что премудрый Промысл Божий попускает различные испытания верующим по разным причинам, – иногда для того, чтобы научить их терпению, иногда смиряя их высокоумие или укрощая другие порочные склонности, а иногда для того, чтобы направить их мысли и чувства к созерцанию будущей блаженной жизни. Обращая наше внимание на этот нравственный недуг, псалмопевец похваляет и называет блаженным того, кто с благоразумной осторожностью судит о людях, подвергшихся несчастью, с состраданием относится к их бедственному положению, не признавая или не считая его без разбора наказанием Божиим, и потом является на помощь несчастному со всяким участием, руководясь правильным взглядом на постигшие его несчастья и таким образом показывая себя разумевающим: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит, его Господь, т.е. такого человека Господь избавит в день Страшного Суда Христова, спасет от бедствий и от огня геенского.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 40: «Блаже́н разумеваяй на нища и убога»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 40 читать:
1 В коне́ц, псало́м Дави́ду
2 Блаже́н разумева́яй на ни́ща и убо́га, в день лют изба́вит eго́ Госпо́дь. 3 Госпо́дь да сохрани́т eго́ и живи́т eго́, и да ублажи́т eго́ на земли́, и да не преда́ст eго́ в ру́ки враго́в eго́. 4 Госпо́дь да помо́жет eму́ на одре́ боле́зни eго́: все ло́же eго́ обрати́л еси́ в боле́зни eго́. 5 Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Ти. 6 Врази́ мои́ ре́ша мне зла́я: когда́ у́мрет и поги́бнет и́мя eго́? 7 И вхожда́ше ви́дети, всу́е глаго́лаше се́рдце eго́, собра́ беззако́ние себе́, исхожда́ше вон и глаго́лаше вку́пе. 8 На мя шепта́ху вси врази́ мои́, на мя помышля́ху зла́я мне. 9 Сло́во законопресту́пное возложи́ша на мя: еда́ спяй не приложи́т воскресну́ти? 10 И́бо челове́к ми́ра моего́, на него́же упова́х, яды́й хле́бы моя́, возвели́чи на мя запина́ние. 11 Ты же, Го́споди, поми́луй мя и возста́ви мя и возда́м им. 12 В сем позна́х, я́ко восхоте́л мя еси́, я́ко не возра́дуется враг мой о мне. 13 Мене́ же за незло́бие прия́л и утверди́л мя еси́ пред Тобою́ в век. 14 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев от ве́ка и до ве́ка: бу́ди, бу́ди.
Псалом 40 на русском:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь.
3 Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его.
4 Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его.
5 Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою.
6 Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?»
7 И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.
8 Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло:
9 «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более».
10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.
11 Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.
12 Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною,
13 а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки.
14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!
Псалом 40 слушать:
Псалом 40 написан Давидом во время гонений на него от Авессалома. Автор испытывает на себе, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие других людей. Враги с нетерпением ждут его полной гибели.
Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха.
Блажен разумеваяй на нища и убога в день лют избавит его господь толкование
Предлагаемый псалом ублажает уверовавших во Христа, и в воздаяние им за веру обещает Христову помощь. Вводится также и самое лице Спасителя, осуждающего князей народа иудейского, наипаче же предателя.
т. е. врагов мысленных.
Будет ему лучше, и произойдет в нем перемена к выздоровлению. Ибо божественному Писанию обычно вместо слова «перемена» употреблять слово «обращение», как например: «обратил еси плач мой в радость» ( Пс. 29, 12 ).
Давид молится и о собственном своем грехе, как познавший в себе самом одного из разумевающих на нища и убога.
Когда умрет и погибнет имя Его?
Для нас тяжело даже и видеть Его.
Решился, говорит, предать Меня завистникам.
именно следующее: «что ми хощете дати, и аз вам предам Его» ( Мф. 26, 15 ).
именно же: «возми, возми, распни Его» ( Ин. 19, 15 ). А что слово это было законопреступно, явствует из сказанного: «неповинна и праведна да не убиеши» ( Исх. 23, 7 ).
Еда спяй не приложит воскреснути?
– поругание, злоумышление, обман. «Человеком мира» называет Иуду, потому что принадлежал, по видимому, к числу благорасположенных и друзей, как ученик.
Так говорит Отцу Своему, по человечеству ради Своего истощания, хотя сам Он есть милость Бога и Отца, и воскресение, и жизнь.
Опять говорит, как человек, чтобы принести Себя в жертву Богу и Отцу.
Кто Сам защита всех, Тот говорит, что приял защиту, не потому что имел в том нужду, поколику Он – Бог, но, соделавшись человеком, говорит это за человеков.
и усугубляет молитву. Блажен, кто здесь начинает благословлять Бога верою и преспеянием в прочих добрых делах, и это благословение так увенчивает в будущем веке, как не дозволяется благословлять там Бога нечестивым и неверным.
Заметить же должно, что некоторые, разделив это псаломское пророчество на пять книг, первую книгу полагают до сего псалма, потому что на конце, как бы венец, содержит она в себе благословение Бога. Посему так разделяют и остающиеся четыре книги.
В тексте вместо слово «артикль» было слово «член», как по старым грамматикам. Редакция «Азбуки Веры»
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалтирь 40:2
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
«Блажен разумеваяй на нища и убога». В некоторых списках нашел я и слово: «убога», но нет его в еврейском, а также у сирскаго и у других переводчиков. Нищим же называет Пророк Господа всяческих, потому что «богат сый», как говорит божественный Апостол, «нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся» ( 2Кор.8:9 ); и: «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ), владычествуя над видимым и невидимым, не имел где главы приклонить, и родившись от Девы, за недостатком ложа, положен был в яслях. Посему пророческое слово ублажает Того, Кто может уразуметь сию нищету, и усердствует, по мере сил, прославлять приявшаго на Себя оную. Потом Пророк показывает плоды сего ублажения.
«В день лют избавит его Господь». Слова: «день лют», Симмах перевел: день озлобления. Дает же сим Пророк разуметь, как думаю, день суда, который страшен и пагубен для беззаконных, и обещает, что ясное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшнаго дня.
Евфимий Зигабен
Блажен разумеваяй на нища и убога.
Слова Златоуста: Блажен, в ком есть разумение о нищем, т. е. кто знает, что такое нищий: кто понимает скорбь его: кто знает скорбь его, тот без сомнения будет милостив к нему. Григория Богосл.: Восхитим блаженство, заслужим наименование разумеющих. Когда увидишь бедного, не пробеги мимо его, но тотчас помысли: если бы ты был им, то чего бы ты не пожелал, чтобы тебе сделали все другие? Помысли, что он подобен тебе, также свободен и наравне с тобою благороден. Разумей, что для того и Христос, хотя Он и богат, сделался нищим, чтобы и мы были милостивы к нищим братьям Его, и какая польза от нищелюбия. Евсевия: Надобно знать, что о бедном ни в еврейском, ни у других толковников не упоминается. Но не просто называет блаженным дающего нищим, но того, кто делает это с разумением и различением. Например, некоторые из неимеющих нужного (для жизни) суть наши единоверцы, а некоторые нисколько не бедны и притом из числа неверных!). Итак, если ты понимаешь и различаешь, кому из них оказать щедрость прежде (разум. единоверцам) и кому после (т. е. неверным); то ты блажен. Если же ты, презирая алчущих и наготствующих из воспитанных в православии, даешь милостыню нечестивым и злонравно и развратно живущим, то ты ни сколько не оказываешься смыслящим о нищем и бедном, а посему и наименования блаженным не удостоиваешься (в изд. Своде). Почему некто из мудрых сказал: делая добро, знай, кому делаешь.
В день лют избавит его Господь.
Посему и Златоуст говорит: Помилованный ныне тобою нищий предстанет тебе в день суда, который для грешников будет злой и избавит тебя от наказания. Ибо Господь, как взявший у тебя взаем милостыню, обязан тебе человеколюбием, как и чрез Соломона сказал: милостыню оказывающий нищему дает взаем Богу, и—своим языком: поелику вы сделали одному из сих наименьших, то Мне сделали. И Божеств. Кирилл: И тот, кто мог понять нищету Господа и имеет усердие по силе воспеть восприявшего оную, избавится в день лютый; а сим называется нападение искушений и гонения от врагов, как причиняющие болезни и лютые мучения, не потому, чтобы этот день был зол по природе своей,—прочь такая мысль, Феодорит. Симмах—день злой—перевел днем мучения. А разумеет, думаю, день суда, как страшный и причиняющий беззаконным зло, и обещает, что чистое знание нищеты оной освободит его от зол страшного сего дня.
Лопухин А.П.
Ст. 2-4 Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его.
Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь
Видишь, как Псалмопевец ублажает человека, внимательного к нищим и убогим; видишь, как он благожелательствует ему. Будь же внимателен и сострадателен ко всякому истинно нищему и убогому.
Свт. Афанасий Великий
Блажен разумеваяй на нища и убога. Нищим и убогим именует Христа, по сказанному: богат Сый обнища нас ради ( 2Кор. 8,9 ). Псалмопевец предпоставил здесь нравственное учение пророчеству с тем намерением, чтобы псалом полезен был в том и другом. Кого же ублажает он? Разумевающаго на нища и убога, т. е. понимающего, что Христос, богат сый, для того собственно обнищал, чтобы и мы миловали нищих, как братий нашего Создателя и Судии. Посему блажен, кто рассуждает о убогих, как должно, или кто разумеет нищету, какую воспринял на Себя за нас Христос. Какая же польза нищелюбия? В день лют избавит его Господь, указывает на день суда, который грешникам принесет болезни и труды. А нищелюбцев избавит Господь. Ибо воздаст им долг человеколюбием, как взявший у них в заем милостыню, и сказавший и чрез Соломона: милуяй нища, взаим дает Богови ( Прит. 19,17 ), и собственными Своими устами: понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе ( Мф. 25,40 ). В день лют избавит его Господь. Днем лютым называет нападение искушений и гонений от врагов. Дает же, как думаю, разуметь, что день суда страшен и гибелен беззаконным. И обещает, что полное познание оной нищеты освободит его от бедствий страшного дня.