бодрствуйте ибо не знаете ни дня ни часа
Бодрствование
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. 1Фес.5,8
..итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Лк.21,36
А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Мк.13,37
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25,13
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мк.14,38
Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. 1Пет.4,7
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1Пет.5,8
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. 1Фес.5,6
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 1Кор.16,13
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. 1Фес.5,8
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Мк.13,33
Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Мк.13,35
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Лк.12,36
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. Лк.12,37
..бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф. 26:41
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Лк.12,40
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 16-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь своим ученикам: истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Господь говорит, что мы должны ждать событий, предваряющих конец света, и заранее готовиться к ним. Он уверяет нас в несомненности предсказанного Им. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Слово Христово надежней и прочней, чем небо и земля. Мы можем строить на слове Христовом с большей уверенностью, чем на столпах небес или на крепких основаниях земли. Ибо когда их уже не будет, слово Христово останется. В Божие время, которое есть лучшее время, и Божиим путем, который есть Божий путь, оно с несомненностью исполнится. Каждое слово Христово надежно, потому что неложно.
Господь говорит о временах и сроках. Все, о чем Он говорит, в особенности гибель Иерусалима – «не прейдет род сей, как все сие будет». Некоторые из живущих теперь увидят это. Поскольку пророчество Господа казалось невероятным, Он подкрепляет его торжественным утверждением: «Истинно говорю вам». Поверьте слову Христову, что все это – близ, при дверех.
Потому мы должны ждать эти события и готовиться к ним. Это будет внезапный день, и это будет день разделения. Кроме Первого Пришествия ради спасения мира наступит Пришествие Суда. «На суд пришел Я в мир», – говорит Господь. И на суд Он придет. Суд Христов совершается во времени – в особенности тот, который надвигается на некогда избранный народ. Хотя они были предупреждены об этом, однако продолжают с неслыханной самоуверенностью возвещать: «Мир и безопасность». Человеческое неверие не может упразднить грозные предупреждения Бога. Но будет и вечный Суд, Суд великого дня. Христос сравнивает состояние мира накануне Его Второго Пришествия с тем, что было, когда пришел Потоп. Люди были всецело погружены в мирские заботы и радости. Они «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». В этом смысле наша жизнь всегда – «во дни Ноя». То, что было тогда, происходит и сегодня: работа, пища, брак. Ничего, кроме самого естественного. В книге Бытия ( Быт. 6, 5–13) Потоп изображен как наказание за развращенность людей того времени. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6, 5 ).
Однако Христос совершенно ничего не говорит об этом. Люди живут нормальной человеческой жизнью. В чем же их вина? За что их обличает Господь? «Они жили и ни о чем не думали, пока не пришел потоп». О развращении людей, о их грехе как будто даже и не обязательно упоминать. Они не думали, они не заботились о самом существенном, у них не было истинного понятия о том, что такое жизнь. Они жили так, будто смерти нет. Их взор всецело был устремлен на земное. Надо было, чтобы их поглотили воды смерти, чтобы они увидели, что они не «боги» и что если они хотят жить, им нужен Бог!
Наша жизнь всегда – «во дни Ноя». И сегодня человечество – в состоянии анестезии. Сам материальный и технический прогресс усыпляет. Мир, в котором люди привыкли жить, кажется прочным, пока не наступит пробуждение – которое будет тем ужасней, чем менее мы задумывались об опасности. Можно перечислить целый ряд современных вариантов Потопа: будь это международная валютная инфляция, которая потопит всю экономику, будь это экологическое отравление всей земли или эпидемия новой непредвиденной болезни, или небывалая планетарная катастрофа. И весь наш «мир и безопасность» будут сметены.
«Так будет и пришествие Сына Человеческого». Многие из нас склонны отодвигать это грозное событие на конец времен, полагая, что мы не доживем до этого. Господь предостерегает нас против такого ложного понимания жизни. Он говорит, что это может произойти во время наших самых обыденных занятий – на месте нашей работы, в наших домах, где мы едим и пьем, в наших деловых или интимных отношениях друг с другом. В любое мгновение мы должны быть готовы к Его Пришествию, потому что Он – здесь.
«Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Это наша каждодневная жизнь. Господь приходит во время самых обыкновенных наших дел – среди работы на поле, и можно добавить, среди работы в конторе, на улице, или когда мы за рулем нашего автомобиля.
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Господь советует нам бодрствовать – не подвергаться сну среди ночи этого мира. «Душе моя, восстани, что спиши». Вместо будущего «придет» можно перевести это слово в настоящем времени «приходит». Ибо пришествие Бога, присутствие Его среди нас совершается во все дни. Пришествие Христово производит некую выборку. Там, где люди не видят никакого различия, ибо ничто не различает этих двух людей на одном и том же поле, этих двух женщин у одной и той же мельницы. Но Бог видит разницу: один – готов, а другой – не готов! Один был с Богом, уже в свете, другой оказался без Бога во мраке. Здесь не может быть какой-либо несправедливости. Все Священное Писание повторяет нам без конца, что Бог спасает. И даже в самом событии Потопа надо видеть спасение. Когда человечество подошло к полной катастрофе, вмешательством Бога течение жизни повернулось – ради рождения нового человечества. Ной – это человек, спасенный Богом.
Постараемся увидеть, что ковчег готов и сегодня – для каждого из нас – среди нового всемирного потопа греха. Христос Спаситель, войдя в воды смерти, влечет за Собой в Свою Церковь, в этот ковчег всех, кто хочет идти за Ним. И, обратите внимание, если во времена Ноя, согласно Писанию, исчезло практически все первое человечество, Господь говорит о половине спасающихся: один из двух, пять мудрых дев против пяти неразумных. И мы знаем с очевидностью, что речь идет не о математических исчислениях.
Господь далек от того, чтобы создавать атмосферу страха. Он хочет, чтобы мы бодрствовали, чтобы мы были теми, к кому за Божественной Литургией не напрасно взывает Церковь: «Встанем добре», чтобы мы вкусили, как благ Господь. Человек, который живет, не задумываясь о Боге, может потерпеть полное поражение в час Пришествия Господня. Потому, бодрствуйте! Ибо не знаете, в какой час ваш Господь приходит. «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего».
Не проспать свою жизнь! Тот, кто бдит, сделаем такое сравнение – как зверь настороже, – остается живым. Но бодрствовать не означает «обеспечить системы безопасности», забаррикадироваться в своем доме, чтобы избежать несчастного случая. Бодрствовать означает быть готовым – к любым испытаниям, чтобы встретить их лицом к лицу. Быть постоянно собранным духовно, чтобы действовать. Бодрствовать – это то, что противоположно беспечности, расслабленности, попустительству злу. В тот день бесполезно будет говорить: «Если бы я знал», ибо мы все основательно предупреждены. Если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, «то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего».
В нашем представлении образ вора связан со страхом. Но бодрствование – означает ли состояние постоянного беспокойства и тревоги? Святые отцы предлагают другое прочтение этого образа. Что делает вор, согласно Евангелию? Он «подкапывает дом», он вскрывает то, что заперто. Нам дается внезапно иное чудесное значение этой притчи. Господь всегда приходит, чтобы открыть мир, замкнутый на себе. Когда Господь приближается к нашим дверям, Он входит к тем, кто бодрствует и потому может открыть Ему. Но у тех, кого Господь застает врасплох, Его вхождение не происходит без взлома. Единственный смысл нашего пребывания на земле – открыться Божественной жизни. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Христианин не должен связывать себя сроками, он должен быть всегда готовым. Ибо Сын Человеческий приходит к нам во всякой мгновение нашей жизни. Он приходит столь часто, Его приход так прост, что кажется нам всегда неожиданным.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 24:42
Свт. Афанасий Великий
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Если бы не знал по Божеству, то надлежало бы сказать «бдите», потому что не знаю и в какой час не ожидаю. Но Господь не сказал сего, сказав же: «яко не весте» вы и «в оньже… не мните», показал, что не знать свойственно людям, ради которых и Он, имея подобную с ними плоть и сделавшись человеком, говорит: не знает и Сын, ибо не знает по плоти, хотя и знает как Слово. И пример живших при Ное снова обличает бесстыдство христоборцев, потому что и здесь не сказал о Себе: Я не знал, но говорит: «не уведеша, дондеже прииде вода» (Матф. 24, 39). Не знали люди, а Кто навел потоп (это был Сам Спаситель), Тот знал день и час, в который отверз хляби небесные, и разверз бездны, и сказал Ною: вниди ты, и сынове твои, «в ковчег» (Быт. 6, 18, Быт. 7, 1). Если бы не знал, то не предсказал бы Ною: «еще… дней седмь, Аз наведу потоп на землю» (Быт. 7, 4). Если же обозначает день изображением бывшего при Ное, день же потопа знал, то знает, конечно, и день Своего пришествия.
На ариан слово третье.
Свт. Иоанн Златоуст
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Прп. Иустин (Попович)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 42-43 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 42-44 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет
Марк (13:33) написал: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет, именно Второго Пришествия. Под бдением или бодрствованием разумей не только воздержание от сна, но также всякаго рода внимательность и осторожность. И Лука (21:34-35) говорит: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли…, как сеть – по причине нечаянности и внезапности. Лицо земли – поверхность ее, а живущие на нем – обитающие. Далее говорит и о молитве: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти (Лк. 21:36), т.е. обольстителей и всех вообще бедствий.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
(Мк. 13:33-35). “В который час” (ποία ώρα) в русском нужно заменить выражением “в который день” (ποία ήμερα), потому что последнее чтение следует считать более вероятным. Стих есть правильный и логический вывод из только что сказанного, где речь была о неожиданности парусии. Этот вывод имеет практический характер, и является увещанием к бодрствованию. Порядок и ход мыслей совершенно естествен и делается еще естественнее при рассмотрении дальнейшей речи. Поэтому напрасно замечают, что в речи Христа, как она изложена у Матфея, “запутанность,” здесь находится ясная основа для интерполяции.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил дом свой в управление слугам своим, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так, и ни от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что (уже не только над слугами, но) над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережения и наставления, главным образом, Своим апостолам и их преемникам – пастырям Церкви Своей; они, по преимуществу, Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим. «Верный и благоразумный раб, – толкует блаженный Феофилакт, – есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного поящий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он – верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к Закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога, имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, так как должен дать отчет во всем». «Это сказано, – говорит святитель Златоуст, – не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, на каждого возложенных. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратьям своим, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым, благоразумным, – за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но губит имение, расточая его на предметы безполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но крадет, то и это, конечно, немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое.
Хотя и получил ты родительское наследство и, таким образом, все имущество, по-видимому, твоя собственность; но на самом деле все это принадлежит Богу. Он для того тебе и вверил богатство, чтобы ты давал другим пищу в надлежащее время. Что значит давать в надлежащее время! Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты Его сокровище употреблял должным образом. Поэтому, хотя Он и может лишить тебя имения, но оставляет для того, чтобы любовь одного раба к другому тем соделать пламеннейшей. Мне кажется, – продолжает святитель Христов, – Иисус Христос говорит это про обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев, ибо и сластолюбию также предлежит тяжкое наказание: ест и пьет, – говорит, – с пьяницами»…
Троицкие листки. №801-1050.
Толкование на От Матфея 24:42
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 24:42 / Мф 24:42
Афанасий Великий (
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Если бы не знал по Божеству, то надлежало бы сказать «бдите», потому что не знаю и в какой час не ожидаю. Но Господь не сказал сего, сказав же: «яко не весте» вы и «в оньже… не мните», показал, что не знать свойственно людям, ради которых и Он, имея подобную с ними плоть и сделавшись человеком, говорит: не знает и Сын, ибо не знает по плоти, хотя и знает как Слово. И пример живших при Ное снова обличает бесстыдство христоборцев, потому что и здесь не сказал о Себе: Я не знал, но говорит: «не уведеша, дондеже прииде вода» (Матф. 24, 39). Не знали люди, а Кто навел потоп (это был Сам Спаситель), Тот знал день и час, в который отверз хляби небесные, и разверз бездны, и сказал Ною: вниди ты, и сынове твои, «в ковчег» (Быт. 6, 18, Быт. 7, 1). Если бы не знал, то не предсказал бы Ною: «еще… дней седмь, Аз наведу потоп на землю» (Быт. 7, 4). Если же обозначает день изображением бывшего при Ное, день же потопа знал, то знает, конечно, и день Своего пришествия.
Источник: На ариан слово третье.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Иероним Стридонский (
Ст. 42−43 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего
Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни ангелы, а только один Отец (Мф. 24:36), — потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь, а сказал: Не знаете, и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так: но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24:43).
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 42−44 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет
Марк (13:33) написал: блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет, именно Второго Пришествия. Под бдением или бодрствованием разумей не только воздержание от сна, но также всякаго рода внимательность и осторожность. И Лука (21:34−35) говорит: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли…, как сеть — по причине нечаянности и внезапности. Лицо земли — поверхность ее, а живущие на нем — обитающие. Далее говорит и о молитве: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти (Лк. 21:36), т.е. обольстителей и всех вообще бедствий.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет
(Мк. 13:33−35). “В который час” (ποία ώρα) в русском нужно заменить выражением “в который день” (ποία ήμερα), потому что последнее чтение следует считать более вероятным. Стих есть правильный и логический вывод из только что сказанного, где речь была о неожиданности парусии. Этот вывод имеет практический характер, и является увещанием к бодрствованию. Порядок и ход мыслей совершенно естествен и делается еще естественнее при рассмотрении дальнейшей речи. Поэтому напрасно замечают, что в речи Христа, как она изложена у Матфея, “запутанность,” здесь находится ясная основа для интерполяции.
Источник: Толковая Библия.
Троицкие листки
Ст. 42−51 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил дом свой в управление слугам своим, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так, и ни от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что (уже не только над слугами, но) над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережения и наставления, главным образом, Своим апостолам и их преемникам — пастырям Церкви Своей; они, по преимуществу, Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим. «Верный и благоразумный раб, — толкует блаженный Феофилакт, — есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного поящий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он — верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к Закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога, имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, так как должен дать отчет во всем». «Это сказано, — говорит святитель Златоуст, — не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, на каждого возложенных. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратьям своим, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым, благоразумным, — за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но губит имение, расточая его на предметы безполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но крадет, то и это, конечно, немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое.
Если учителя щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости в маловажном, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем — какое слово достаточно выражает то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Которому принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действие он получает здесь небо. Далее Иисус Христос поучает слушателя не только представлением награды, предлежащей добрым, но и наказания, угрожающего злым»: если же раб тот, которого господин на время отсутствия поставил над слугами своими, если этот негодный раб, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой (может быть, и вовсе не придет), и начнет злоупотреблять властью, ему данной, бить товарищей своих, мучить, соблазнять и развращать их, расточать имущество своего господина, и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и лишит его всех даров своих, и подвергнет его великим мукам: рассечет его во гневе своем пополам, и подвергнет его одной участи с лицемерами, и будет он ввержен во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов, там будут муки нестерпимые и безконечные… «Если, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — кто скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня? Ибо он сказал: «не скоро придет господин мой»… На это скажем то, что мысль эта пришла ему не потому, что день был неизвестен, но потому, что сам он был плохой раб. Ибо почему же такая мысль не пришла на ум рабу верному и мудрому? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты вовсе не ожидаешь его пришествия? Почему не заботишься? Но Господь не медлит: послушай апостола Павла, который говорит: «Господь близко» (Фил. 4:5). А ты внимай следующему и примечай, как часто Иисус Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, как спасительна эта неизвестность, так как она держит нас в непрестанной заботе. И поскольку мы всегда ослабеваем в безпечной и спокойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то потому Он непрестанно внушает нам, что за спокойной и беззаботной жизнью следуют бедствия. Рассмотрим еще и то, не так ли и мы поступаем, хотя и не замечаем этого? И действительно, ему подобны имеющие деньги и не помогающие бедным. Ибо и ты только распорядитель своего имущества, точно так же, как служитель Церкви — распорядитель ее достояния. И ты не можешь расточать своих сокровищ по своей воле.
Хотя и получил ты родительское наследство и, таким образом, все имущество, по-видимому, твоя собственность; но на самом деле все это принадлежит Богу. Он для того тебе и вверил богатство, чтобы ты давал другим пищу в надлежащее время. Что значит давать в надлежащее время! Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты Его сокровище употреблял должным образом. Поэтому, хотя Он и может лишить тебя имения, но оставляет для того, чтобы любовь одного раба к другому тем соделать пламеннейшей. Мне кажется, — продолжает святитель Христов, — Иисус Христос говорит это про обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев, ибо и сластолюбию также предлежит тяжкое наказание: ест и пьет, — говорит, — с пьяницами»…