богородичные двунадесятые праздники их богослужебные особенности и духовное содержание молитвословий
ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября)
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА
На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.
В первой паремии ( Быт. 28, 10–17 ) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.
Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.
В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.
На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.
На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.
Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.
В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона.
Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.
Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.
На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».
ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях.
Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты).
В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавре – голубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий).
В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2).
Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни.
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).
Если Господский праздник случится в воскресенье – воскресная служба отменяется, и поется только служба празднику по Минее или Триоди. Если в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то его служба совершается в соединении со службой воскресной (см. Типикон, последование под 8 сентября, 14 сентября, 6 августа и др.). При этом схема воскресного всенощного бдения и Литургии остается без изменений, но к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и другие молитвословия Богородичного праздника.
Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то богослужение имеет следующие особенности.
На вечерне, на входе вместо догматика поется стихира праздника; затем читаются паремии праздника, и служится лития. На благословении хлебов поется трижды тропарь праздника.
На «Бог Господь» поется тропарь воскресный дважды, на «Слава, и ныне» – тропарь праздника Богородицы.
После полиелея поется величание праздника с избранными стихами, затем – воскресные тропари «Ангельский собор удивися».
Степенны антифоны поются рядового гласа (а не первый антифон 4 гласа, как в том случае, если бы Богородичный праздник пришелся в будний день); затем поется прокимен праздника.
Евангелие читается праздника, а не воскресное утреннее.
Поется Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше», но вместо «Воскрес Иисус от гроба» во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.
После канона воскресного (на 4 с ирмосом) поется канон Богородице из Октоиха (на 2) и затем – праздника из Минеи (на 8). Крестовоскресный канон Октоиха опускается.
По 8 песни канона в воскресенье на утрене поется «Честнейшую Херувим», но на Литургии поется задостойник.
После великого славословия – тропарь воскресный гласа.
Перед первым часом на «Слава, и ныне» поется стихира евангельская.
На часах – тропарь воскресный, на «Слава» – праздника; кондаки – попеременно.
На Литургии после малого входа – тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, затем – кондак воскресный и праздника, прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз), Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен – воскресные и праздника.
В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, в среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. Если Господский праздник случится в воскресенье, то стихословится первая кафизма, а если в понедельник, то на великой вечерне поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж»).
На великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» обычно поются на 8.
По полиелее всегда бывает величание праздника (за исключением Кириопасхи, когда не поется полиелей и не бывает величания Благовещению).
Перед Евангелием поется первый антифон 4 гласа – «От юности моея» (кроме воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны текущего гласа).
В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста Господня и в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется песнь «Воскресение Христово видевше».
Каноны праздника по Уставу следует петь с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы поются дважды в начале и в конце каждой песни), а катавасия для каждой песни – это те же ирмосы или ирмосы, особо указанные в службе праздника.
На утрене по 8 песни во все двунадесятые праздники «Честнейшую Херувим» не поем, а поется припев и ирмос 9 песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, которые приходятся на воскресенье.
Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на Литургии, вместо изобразительных, поются антифоны праздничные (Типикон, га. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и на отдание праздника поются антифоны изобразительные («Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа» и «Блаженны»). В те праздники, когда поются антифоны праздничные, на малом входе на Литургии всегда возглашается «Входное», или «Входный стих» праздника (исключением являются праздники Сретения и День Святого Духа, когда на Литургии полагается «Входное», но праздничные антифоны не поются).
При архиерейском служении Литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет «Приидите, поклонимся» – причем, припев берется из второго антифона Литургии. Например, на Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». После этого поются тропарь и кондак праздника.
В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), где нет поминовения седмичных святых (напр.: Небесных сил, или Предтечи, или Честного Креста). Малый отпуст (напр., в конце 1 часа) произносится обычный, без праздничного начала.
В воскресные дни отпуст (и великий и малый) всегда воскресный, кроме случаев, когда на воскресенье приходится Господский праздник; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый – как в будние дни.
На Литургии во все двунадесятые праздники (даже при совпадении с воскресными днями) вместо «Достойно» поется задостойник – припев с ирмосом 9 песни или один ирмос (в праздники Входа Господня во Иерусалим и Пятидесятницы).
В Киево-Печерской Лавре в праздник Пятидесятницы на Литургии задостойник поется с припевом (см. о празднике Пятидесятницы). Указан припев к ирмосу и в Бахметьевском нотном обиходе.
В самый день Господского праздника, вечером положено служить великую вечерню со входом и пением особого великого прокимна.
Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в эту субботу вечером (т.е. в самый праздник) на вечерне поется великий прокимен воскресный «Господь воцарися», а великий прокимен, который обычно поется в вечер праздника, поем под праздник на всенощном бдении – «в пяток вечера».
Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника (за исключением праздника Входа Господня во Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Попразднства и отдания были приняты в IV веке преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.
Предпразднство как бы пророчески предуказывает на день великого праздника и самим богослужением подготавливает верующих к достойной встрече праздника.
В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службой святым находятся стихиры, тропари и иногда каноны в честь наступающего праздника, которые отчасти заменяют собой песнопения Октоиха. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.
Все двунадесятые праздники (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Пятидесятницы) имеют по одному дню предпразднства. Предпразднство Рождества Христова имеет 5 дней, Богоявление – 4 дня; праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.
Попразднство – это продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников чтутся и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова – Собор (т. е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы – Собор Архангела Гавриила.
В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями святому помещаются песнопения самого праздника или песни попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.
Число дней попразднства вместе с днем отдания может быть от одного до восьми. Причиной неравномерного установления Церковью дней попразднства служит разное соотношение праздников и других дней богослужения. Например, небольшой временной промежуток, отделяющий один праздник от другого (Рождество Пресвятой Богородицы, празднуемое 8 (21) сентября, и Воздвижение Креста Господня, празднуемое 14 (27) сентября), или периода поста (например, Благовещение).
Последний день попразднства называется отданием праздника. Отдание отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но на отдание, в отличие от службы праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паремий,на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. На отдание вместо «Честнейшую Херувим» поется запев и ирмос 9 песни (кроме воскресных дней). Утреня служится на отдание с великим славословием. На Литургии нет праздничных антифонов, не читается праздничный Апостол; только в Богородичные праздники читается праздничное Евангелие (на Господских – не читается).
На Литургии в отдание праздника поются задостойник, прокимен, аллилуарий и причастен праздника. В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым по Уставу положено бдение, полиелей или великое славословие. Данные о числе дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников для наглядности приведены в таблице:
Праздник | Число и месяц | Протяженность праздника | Число дней предпразднства | Число дней попразднства (с отданием) | Отдание праздника |
Рождество Пресвятой Богородицы | 8/21 сентября | 6 | 1 | 4 | 12/25 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября/4 декабря | 6 | 1 | 4 | 25 ноября/8 декабря |
Благовещение | 25 марта/7 апреля | 3 | 1 | 1 | 26 марта/8 апреля |
Сретение Господне | 2/15 февраля | От 2-х до 9 | 1 | От 0 до 7 | От 3/16 февраля до 9/22 февраля |
Успение Пресвятой Богородицы | 14/27 августа | 10 | 1 | 8 | 23 августа/5 сентября |
Рождество Христово | 25 декабря/7 января | 12 | 5 | 6 | 31 декабря/13 января |
Богоявление | 6/19 января | 13 | 4 | 8 | 14/27 января |
Преображение | 6/19 августа | 9 | 1 | 7 | 13/26 августа |
Воздвижение Креста Господня | 14/27 сентября | 9 | 1 | 7 | 21 сентяря/4 октября |
Вход Господень во Иерусалим | – | 1 | – | – | За Неделю до Пасхи |
Вознесение Господне | – | 10 | 1 | 8 | В пятницу 7-й седмицы |
Пятидесятница | – | 7 | – | 6 | В субботу, следующую за праздником |
Остановимся более подробно на особенностях богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием).
Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, на хвалитех и на стиховне утрени поются не Октоиха, а предпразднства или попразднства, обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» – всегда стихиры праздника, но в субботу поется догматик настоящего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и отдания Пятидесятницы).
После «Ныне отпущаеши» поется тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым поется тропарь святому и на «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства или попразднства (в воскресные дни – «Богородице Дево, радуйся» (дважды), а затем – тропарь предпразднства или попразднства). На отдание праздника в седмичные дни – только тропарь праздника (трижды).
На утрене на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда тропарь предпразднства или попразднства, даже в воскресные дни.
Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) – канон предпразднства или попразднства.
Если в воскресенье празднуется и полиелейный святой, то канон Богородице из Октоиха не читается (начиная с шестеричной службы), а читается вместо него канон святому. По 3 песни канона – кондак и икос предпразднства или попразднства.
В попразднство (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую Херувим» (за исключением 26 декабря и 7 января), но на отдание вместо «Честнейшую Херувим» поется припев и ирмос 9 песни (кроме воскресных дней).
На Литургии поются антифоны изобразительные. Прокимен праздника (трижды) поется вместо дневного прокимна в попразднство и на отдание. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце; припев берется из второго антифона Литургии праздника.
В предпразднство и попразднство Богородичных праздников (но не Господских) на Литургии Апостол и Евангелие праздника читаются после рядовых зачал. Причастен поется празднику в попразднство (но не в предпразднство) и на отдание. На Литургии задостойник поется во все дни попразднства до отдания включительно, в том числе и в воскресенье.
В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается отпуст праздника полный, но без дневных молитвенных обращений, таких, как «Бесплотных сил», так как Октоих в попразднство не поется (см. Указание в Служебнике «Отпуст дневной во всю седмицу»). Но в воскресные дни бывает отпуст воскресный, а не праздника.
БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Богоро́дичные пра́здники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме [1].
Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.
Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству [2]. В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа [3].
Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.
Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.
Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя [4].
Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. [5], где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы [6], а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией [7]. В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании [8]. После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.
а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.
4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).
Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).
Богослужение
Служба на двунадесятые богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Всенощное бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и первый час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны.
В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).
При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и ексапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие [9]. Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).
Общая служба Божией Матери
В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.
Библейские чтения на Богородичные праздники
На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.
В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.
Богослужение на Сретение Господне
Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день [10]. Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.
Западная традиция
В Западной Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Богородичный праздник – Рождество Св. Марии – был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова [11]; с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 авг.– праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.– память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 дек. (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение Господне до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).
Литература
Использованные материалы
[2] Скабалланович. Успение. С. 84
[3] проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon. Louvain, 1943. № 56. P. 1–33
[4] Скабалланович. Успение. С. 85–86
[5] Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40
[6] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203
[7] Mateos. Typicon. T. 1. P. 110
[8] Скабалланович. Введение. С. 110
[9] Типикон. М., 1610. Л. 26–26 об.
[10] так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422–1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.– Рубан. С. 55
[11] Botte B. La premiere fete mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. № 47. P. 425–430