богослужебное название дня накануне пасхи
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Вход Господень в Иерусалим
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. | Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». |
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. | Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира. |
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! | Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец! |
[1] О преподобной Марии Египетской мы пишем на с. 371. (2 ф., с. 28)
[2] См. об этом на с. 294-295. (1 ф., с. 154)
[3] Об этом событии мы пишем на с. 325. (1 ф., с. 171)
Богослужебные круги
Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)
Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.
Схема суточного круга Богослужения
Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).
Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)
День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).
2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени
Суточный круг богослуженияВсе лекции Православных просветительских курсов
Б. Богослужение по триоди цветной
По триоди цветной совершается Богослужение подвижных дней и праздников с первого дня Пасхи 113 до недели всех святых. По особенностям своим оно разделяется на следующие виды: 1) на Богослужение в 1-й день Пасхи и Пасхальную седмицу, 2) от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до 50-цы недели всех святых.
§ 52. Богослужение в первый день Пасхи и пасхальную седмицу
Богослужение в праздник Пасхи своею торжественностью превосходит все праздники; отчего она и называется праздником праздник и торжеством торжеств; чтения кафизм, литии и других псалмов, молитвословий и священнодействий, побуждающих нас к сокрушению о грехах и раскаянию в них, не полагается; поются песни, прославляющие воскресение Господа Иисуса Христа и Его победу над смертью и адом. В ночь на Пасху церковь повелевает христианам упражняться, в чтении Деянии св. Апостолов, как бы в подражание бодрствованию древнего Израиля в ночь совершения ветхозаветной Пасхи и избавления первенцев его от смерти в Египте.
К утрени присоединяется 1-й час.
б) Часы пасхальные (1-й, 3-й, 6-й и 9) состоят не из псалмов и молитв, составляющих обычные часы, а из песней, воспевающих воскресение Господа и Его победу над смертию и адом, а именно: вместо «Приидите поклонимся» поется: Христос воскресе 3-жды – взамен 3-х псалмов – стихира: Воскресение Христово видевше 3-жды, упакой – Предваривше утро, кондак – Аще и во гроб. Тропарь: Во гробе плотски. слава – Яко живоносец. и ныне Богородичен: Вышито освященное Божественное селение. Господи помилуй 40, слава и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец. Лик: аминь, Христос воскресе 3-жды. Слава и ныне, Господи помилуй 3-жды. Благослови и отпуст.
Песнопения часов поются вместо полунощницы и повечерия.
г) Вечерня пасхальная совершается по чину великой вечерни со входом и великим прокимном. В 1-й день Пасхи она имеет следующие особенности: настоятель облачается во все священнические одежды и после входа, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, читает, обратясь к народу, Евангелие, повествующее о сем событии.
Вся пасхальная седмица составляет как бы один продолжительный праздничный день, и Богослужение во время ее бывает то же, что и в 1-й день, с немногими исключениями и переменами, а именно: на вечерни не бывает Евангелия, и на утрени при пении канона после каждой песни – ектеньи и каждения; ектеньи бывают только после 3-й, 6-й в 9-й; на литургии читает Евангелие один диакон; прочее же чинопоследование церковных служб остается то же самое, и внешние обряды, сопровождающее его, остаются те же, именно: всякое Богослужение церковное во всю седмицу священник начинает и оканчивает, держа св. крест в руках, как знамя победителя смерти Господа Иисуса Христа; во всю седмицу царские двери и завеса остаются отверстыми в ознаменование того, что воскресшим Господом отверзсто для нас царство небесное; во всю седмицу бывает целодневный церковный звон в знак празднования победы воскресшего Господа над смертью и адом. С 1-го дня Пасхи до субботы, после литургии (в соборных храмах и монастырях) бывает крестный ход вокруг храма с иконами и артосом, т.-е. хлебом, на котором изображается крест или воскресение Христово. Артос напоминает и самого Господа Иисуса Христа, неоднократно после Своего воскресения вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине воскресения Своего, и тот хлеб, который Апостолы, по вознесении Господа на небо, откладывали на своей трапезе в память пребывания Его с ними на земле и во свидетельство всегдашнего невидимого Его присутствия при них. С 1-го же дня Пасхи до отдания праздника полагается на престоле плащаница в воспоминание того, что Господь после воскресения Своего пребывал на земле 40 дней.
§ 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения
§ 54. Частные особенности недель, следующих за Светлою седиицею, и некоторых седмичных дней
Кроме общих особенностей в Богослужении от пасхальной седмицы до отдания Пасхи, есть частные особенности, принадлежащие каждому воскресному дню и некоторым из седмичных дней. В эти дни церковь воспоминает такие события из земной жизни Господа Иисуса Христа, в которых особенно ясно проявляются Его Божественная слава и Его Божественное всемогущество. От этих воспоминаний воскресные дни и преполовение Пятидесятницы называются праздниками, а следующие за ними дни днями попразднства. А именно:
а) В первое воскресенье после Пасхи (во 2-ю неделю) церковь воспоминает явление Господа Апостолам в 8-й день по воскресении и осязание ран Его Апостолом Фомою, послужившее твердым основанием веры в воскресение Христа жизнодавца. От сего неделя эта называется неделею Ап. Фомы. Называется она антипасхою (с греч. вместо Пасхи), потому что в этот день Господь обновил память Своего воскресенья, или повторил Свое явление ученикам, утвердив их и Фому в истине Своего восстания из гроба. В этот день стихиры Пасхи на вечерни: Да воскреснет Бог и на утрени канон пасхальный не поются (кроме катавасии – Воскресения день), а заменяются праздничными песнопениями триоди об уверении Ап. Фомы, как непреложном свидетельстве истины воскресения Христова. Праздник продолжается во всю седмицу до субботы, в которую бывает отдание праздника. Во вторник на Фоминой неделе совершается поминовение усопших, называемое радоницей или радуницей, и напоминающее о всемирной духовной радости, с которою церковь приветствует умерпшх о воскресении Господа, сходившего в ад с проповедью Евангелия.
б) В третию неделю Церковь воспоминает св. жен мироносиц, которые за свое усердие к Спасителю прежде всех получили благовестие о воскресении Его. Вместе с ними прославляются Иосиф и Никодим, погребавшие Господа И. Христа. В богослужении своем церковь воспоминает время скорби и слез св. жен об умершем Спасителе Господе и учителе, и радость их при благовестии о воскресении Христовом: от чего тропари церковные этой неделн поются те же самые, что и в великую субботу. Празднование в честь св. жен мироносиц, Иосифа и Никодима совершается во всю следующую седмицу и оканчивается в следующую субботу.
Следующие за неделею св. мироносиц три недели посвящены прославлению вмесге с воскресением Христовым трех спасительных дел Сына Божия, которыми Он во время своей земной жизни явил Себя, как Божественный Врач их телес, так и Просветитель их душ. Евангельские чтения в сии недели на литургии дают направление церковным песнопениям, в которых воспоминаются евангельские события.
в) В четвертую неделю воспоминается описанное в евангелии от Иоанна исцеление расслабленного при овчей купели, и вся неделя называется неделею о расслабленном. В своих песнопениях церковь прославляет Божественное всемогущество и славу распятого и воскресшего Господа, который Сам, как и Бог Отец, воскрешает мертвых и дает жизнь, обновляющую верующих чрез Его воскресенье, когда всею человека показал здрава прежде расслаблена суща (стих, на Господи возв. веч. недели). Празднование о расслабленном поется в понед. и вторник.
г) В среду этой седмицы празднуется преполовение (половина) Пятидесятницы (т.-е. 25-й день от Пасхи). В этот день воспоминается евангельское повествование о том, как Господь в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском и в последний 8-й день этого праздника, когда совершалось торжественное возлияние воды, явил Себя, яко Бог, воззвавший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, указывая тем на предстоявшее ниспослание Св. Духа верующим ( Иоан. VII, 37. 38. 39 ). Особенности в Богослужении этого праздника по указанно церк. устава состоят в следующем: накануне праздника совершается великая вечерня с рядовою кафизмою (а не 1-й антифон только). На утрени – полиелея не полагается, а поется великое славословие, – катавасия как в самый праздник, так и в отдание праздника поется: Море огустил ecu. На литургии вм. достойно »Чужде матерем девство». После литургии совершается крестный ход на реки или кладези для малого водоосвящения, заменивший ветхозаветный обряд торжественного возлияния воды на жертвенник. Праздник преполовения празднуется восемь дней и продолжается до среды следующей седмицы.
д) В пятую неделю церковь воспоминает описанную в св. Евангелии беседу Господа с женою Самарянкою о воде живой и поклонении Богу духом и истиною. Попразднство этого праздника начинается с четверга следующей седмицы (так как средою оканчивается празднование преполовению) до субботы.
е) В шестую неделю церковь воспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного, который чрез это исцеление просвещся весь. и светодавца познает и светодателя, возсиявшего из гроба тридневно. Праздник сей продолжается до среды следующей недели, т.-е. до отдания Пасхи.
ж) В среду этой недели бывает отдание праздника Пасхи. Начало вечерни, утрени и литургии бывает то же самое, какое и в светлую седмицу, а на литургии и отпуст священник совершает так же, как и в Пасху, т.-е. возвышая крест и произнося 3-жды «Христос воскресе». После литургии снимается иереем с престола плащаница.
§ 55. Богослужение от отдания Пасхи до конца триоди цветной – до недели всех святых
От отдания Пасхи до конца триоди остается 18-ть дней. В этом периоде времени находятся два дванадесятых праздника:
Вознесение Господне и Пятидесятница, со днем Сошествия Св. Духа на апостолов. Тот и другой праздник имеет дни попразднства, в которые прославляется праздничное событие. Особенности же Богослужения в самые праздника и воспоминания в воскресные дни, между ними, следующие:
а) Праздник Вознесения Господня
Праздник этот празднуется в 40 й день после воскресения Христова – в четверток шестой седмицы по Пасхе. Особенности Богослужения состоят в следующем: в начале церковных служб в сей день и после, до праздника Пятидесятницы (в который празднуется Сошествие Св. Духа на Апостолов), молитва Св. Духу: Царю Небесный не читается, а по благословении священника чтец прямо читает «Святый Боже». На утрени после чтения Евангелия поется «Воскресенье Христово видевшее». На литургии поются праздничные антифоны, в которых пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни канона: Тя паче ума и словесе Матерь Божию; вместо «Видехом свет истинный» (до отдания праздника) поется тропарь: Вознеслся ecu во славе. Отдание празднику бывает в четверток 7-й недели по Пасхе.
б) В седьмую неделю св. отец чествуется память 1-го вселенского собора, бывшего в Никеи против Ария вскоре после Пасхи и состоявшего из 318-ти Отцев. На сем соборе были составлены 7 членов сѵмвола веры, в которых кратко и точно изложено учение о Сыне Божием Иисусе Христе, Его Божестве и человечестве, Его страданиях, смерти, воскресении из мертвых, вознесении Его на небо и втором славном пришествии Его на землю, чтобы судить живых и мертвых.
б) В 8-ю неделю в 50-й день по воскресении Господа совершается праздник Пятидесятницы, в память сошествия в сей день Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков. Праздник сей называется Троицыным днем, потому что церковь в своих молитвословиях и песнопениях чествует и прославляет все три лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Св. Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.
На литургии в этот день поются праздничные антифоны: вместо трисвятого – Елицы во Христа крестистеся; вместо «Достойно есть» – ирмос 9-й песни: Радуйся царице. Главную же особенность при Богослужении в сей праздник составляет вечерня, совершаемая тотчас после литургии. На этой вечерне читаются священнослужителем в царских вратах в три раза с коленопреклонением молитвы св. Василия Великого (в 1-й раз после прокимна, во второй – после сугубой ектерии: «Рцем вси» и 3-й – после песни: «Сподоби Господи»). В 1-й раз молимся пред Отцом небесным, исповедуя грехи свои, и ради великой жертвы, Сына Его, просим себе помилования. Во второй раз просим Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утешение душ наших. Наконец, в 3-й раз просим, чтобы Господь упокоил усопших отцов и братий наших в месте светле, в месте покоя вечного. В сей праздник существует у нас обычай украшать храмы и домы древесными ветвями и цветами, равно стоять в церкви с цветами в руках. Ветви и цветы приносятся от нас, как дары благодарности Духу животворящему от начатков обновляющейся природы и напоминают нам об обновлении душ наших силою Св. Духа и о будущем воскресении умерших братий наших, о которых мы особенно молимся в сей день.
д) В следующий за Пятидесятницею день – понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, яко единого от Святой Троицы Лица. В 50-й день было сошествие Св. Духа на Апостолов; почему, как говорится в Синаксаре, чести ради ко Всесвятому Духу и раздельне от празднования Святой Троице узакониша св. отцы праздновати Ему.
е) В следующую 1-го неделю по Пятидесятнице церковь празднует память всех святых, удостоенных небесной славы благодатью Святого Духа и тех святых, которые не внесены в месяцесловы церковные. «Подобаше празднуемые на кийждо день святые во един день собрата, да явится, яко о едином Христе подвизашася (Синакс. на этот день). С этого дня начинается ряд чтений 11-ти воскресных утренних евангелий.
Неделею всех святых оканчивается пение триоди цветной и начинается обычное рядовое при службах церковных употребление октоиха и минеи до недели Мытаря и Фарисея.
§ 56. Устав о праздничном Богослужении во дни пения цветной триоди
Если случатся празднования с полиелеем или с всенощным бдением во дни пения триоди цветной, то о службах их имеются следующие указания в Уставе: 1) если эти празднования случатся от понедельника Светлой недели до 4-й недели по Пасхе, то Богослуженье отправляется по службе св. великомученику Георгию 23-го апреля; 2) если же эти празднования случатся от 4-й недели Пасхи до субботы Пятидесятницы, то службы их правятся по службе св. Иоанна Богослова под 8-м мая.
Пасха по определению 1-го вселенского собора празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, наступившего после 21-го марта; почему она бывает в период времени от 22 марта по 25-е апреля. Для указания времени Пасхи в каждом году при некоторых Богослужебных книгах (напр. типиконе и святых помещается зрячая пасхалия, по которой можно зреть и пасхальное новолуние и полнолуние, и время пасхи. И воскресные дни на весь год с марта месяца. Для этого в пасхалии указаны: 1) индикт. 2) круг солнца, 3) врцелето, 4) круг луны, 5) основание. 6) епакта и 7) ключ границ или ключевые буквы. Индикт есть период времени. Состоящий из 15 лет и введений в риме во времена Императоров для сбора податей. Правосл. церковь началом индикта считает 312-й год по Р.Х. по прекращении гонения на христиан при св. Константине В. Для получения года индикта надобно из данного года вычесть 312 и остаток разделить на 15, – частное даст число циклов, а остаток год индикта. напр., 1899 год – 312==1587: 15==105 циклов и 12-й год индикта. Впрочем для отыскания времени Пасхи индикт не составляет значения. Никейский собор ввел эти индикты в память заслуг имп. Константина Великого, даровавшего свободу христианской веры. Круг солнца обнимает период времени в 28 лет, после которых возвращается прежний порядок вруцелетних букв. Вруцелетно (т.е. как бы в руке иметь); так называется одна из семи букв славянской азбуки (а. в. г. д. е. s, з), указывающая воскресные дни с марта месяца каждого года до марта, следующего года. Круг луны обнимает период времени в 19 лет*, после которых новолуния и полнолуния опять приходятся в те же числа месяца. Цифра в круге луны против каждаго года есть не что иное. Как нумер года в 19-летнем периоде. Который прежде обозначался золотыми числами на всенародно выставляемых досках; отсюда круг луны наз.златным числом. Основанием наз.число. по которому определяется, в какие числа солнечного месяца марта должно быть в данном году 1-е новолуние и полнолуние. Оно показывает число дней нового лунного года против окончившегося солнечного года. Епакта (ἒπαγω прибавляю) дополняет основание и вместе с ним составляет число или 21 (т.е. 21-е марта) или 51, когда основание больше 21 на целый месяц (30 дней). Она определяет конец пасхи иудейской, т.е. когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день еврейского месяца нисана, и кончаются опресночные дни у евреев. По правилам Никейского собора новозаветная пасха должна быть всегда после ветхозаветной еврейской. Ключем границ наз. 35-ть букв славянской азбуки по числу дней от 22-го марта по 25 апреля, в которые может быть Пасха или границы Пасхи. Ключевая буква показывает, на сколько дней в каждом году удалена Пасха от 21-го марта; ибо каждая ключевая буква означает число (цифру), а именно:
в марте | апреле | ||||||
а | 1 | i | 11 | у | 21 | ь | 31 |
б | 2 | к | 12 | ф | 22 | ѣ | 32 |
в | 3 | л | 13 | х | 23 | ю | 33 |
г | 4 | м | 14 | ѿ | 24 | х | 34 |
д | 5 | н | 15 | ц | 25 | я | 35 |
е | 6 | о | 16 | ч | 26 | ||
ж | 7 | п | 17 | ш | 27 | ||
s | 8 | р | 18 | щ | 28 | ||
з | 9 | с | 19 | ъ | 29 | ||
к | 10 | т | 20 | ы | 30 |
Всего проще и скорее можно отыскать день пасхи по ключевой букве. В 1899-м году ключевая буква – щ==28; 28+21==49; из сего вычитаю 31, т.е. целый месяц март. Остаток 18-го апр. И есть день Пасхи.
При сем христовании у нас ведется обычай дарить друг другу краснымит яйцами. Поелику есть символ жизни; то яйцо, окрашенное красною кровью Господп нашего Иисуса Христа.
Восследования случившихся святых во всех неделях святой пятидесятницы поем на повечериях (Типик под нед. Антипасхи).
От недели святой Пасхи до отдания катавасия: Воскресения день.
2. В день Преполновения пятидесятницы и на отдание Преполновения. Море огустил еси.
3.В неделю 6-ю по пасхе и на отдание Пасхи – и от праздника Вознесения до отдания его – Спасител. Богу.
4. На самый праздник Вознесения. В неделю 7-ю по Пасхе – св. отец, от недели пятидесятные до отдания – Божественным покровен.
5.В неделю всех святых и от нее до 1-го августа: Отверзу уста моя.
Чин этого поминовения изложен в цветной триоди.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»