богослужебные чтения на каждый день

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

богослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый день

богослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый день

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности

Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)

Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата

Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»

В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

Богослужебные указания за 14 ноября 2021 года

1. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.

Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 6, и бессребреников, глас 6-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Безконечна есть святых благодать…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Богомати Пречистая. ».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь бессребреников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради. ».

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й; седален бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и бессребреников, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й – 4 (со славником [5] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее в стихирах на стиховне вечерни. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев»; стих 2-й: «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь бессребреников. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и бессребреников, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь бессребреников. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и бессребреников.

Апостол и Евангелие – дня и бессребреников.

1 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 22–34.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–65, 782.
3 Там же. С. 65–67.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
5 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир мог петься в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

богослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый деньбогослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый день

богослужебные чтения на каждый день. Смотреть фото богослужебные чтения на каждый день. Смотреть картинку богослужебные чтения на каждый день. Картинка про богослужебные чтения на каждый день. Фото богослужебные чтения на каждый день

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности

Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)

Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата

Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»

В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

Богослужебные указания за 13 ноября 2021 года

31. Суббота. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.

Прп. Никодима Кожеезерского (службу зри 3 июля).

Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах.

Служба апостолов и мученика не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «В женах Святая…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую. ».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века. ».

В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостолов со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален апостолов, глас 1-й. «Слава» – седален мученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Многообразныя раны. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 273 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак апостолов, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен апостолов. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святых мученик память…», 2-й: «Царей и мучителей…», 3-й: «Силы святых ангел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без семене зачала еси…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина. ».

На часах – тропарь апостолов. «Слава» – тропарь мученика. Кондак апостолов.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак храма, кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

72 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
73 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.

Источник

Православный Церковный календарь. Месяцеслов.

2021 год

Тропари, кондаки, величания и молитвы на каждый день года.

Двунадесятые и Великие праздники 2021 года

07.01 Рождество Христово

14.01 Обрезание Господне по плоти

19.01 Святое Богоявление. Крещение Господне

15.02 Сретение Господне

07.04 Благовещение Пресвятой Богородицы

25.04 Вход Господень в Иерусалим

02.05 Пасха – Светлое Христово Воскресение

10.06 Вознесение Господне

20.06 День Святой Троицы. Пятидесятница

07.07 Рождество Иоанна Предтечи

12.07 Апостолов Петра и Павла

19.08 Преображение Господне

28.08 Успение Пресвятой Богородицы

11.09 Усекновение главы Иоанна Предтечи

21.09 Рождество Пресвятой Богородицы

27.09 Воздвижение Креста Господня

14.10 Покров Пресвятой Богородицы

04.12 Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дни поминовения усопших

06.03 Вселенская родительская суббота

27.03 Суббота 2-й седмицы Великого поста

03.04 Суббота 3-й седмицы Великого поста

10.04 Суббота 4-й седмицы Великого поста

09.05 Поминовение усопших воинов

11.05 Радоница

19.06 Троицкая родительская суббота

06.11 Димитриевская родительская суббота

Многодневные посты 2021 года

Источник

Новоюлианский церковный календарь

в Александрийской, Антиохийской, Албанской, Болгарской, Кипрской, Константинопольской (кроме Афона), Румынской, Элладской Поместных Православных Церквах, а также в зависимости от приходского уклада в Американской, Польской, Чехословацкой Церквах и Западноевропейских приходах Русской Церкви.

Двунадесятые и великие праздники 2021 года

Многодневные посты 2021 года

Дни поминовения усопших

07.02Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

06.03Вселенская родительская (мясопустная) суббота

27.03Суббота 2-й седмицы Великого поста.

03.04Суббота 3-й седмицы Великого поста.

10.04Суббота 4-й седмицы Великого поста.

09.05Поминовение усопших воинов

11.05Радоница.

19.06Троицкая родительская суббота

06.11Димитриевская родительская суббота

Когда совершается венчание

Православный календарь

Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.

День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Источник

Библейские чтения на церковном богослужении

Слово Божие пусть сеется у вас обильно

свя­щен­ник Алек­сий Хотеев

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния явля­ется необ­хо­ди­мой частью пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. «Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со всякою пре­муд­ро­стью», – гово­рит св. апо­стол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Вет­хого и Нового Завета. В тече­ние цер­ков­ного года в храме про­чи­ты­ва­ются все книги Нового Завета, кроме Апо­ка­лип­сиса, а также пол­но­стью или отча­сти многие книги Вет­хого Завета. Как во вре­мена апо­столь­ские, когда, по сви­де­тель­ству книги Деяний, слово хри­сти­ан­ской про­по­веди нередко соче­та­лось с еже­днев­ным чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на цер­ков­ном бого­слу­же­нии еже­дневно.

Биб­лей­ский текст чита­ется в храме не по главам, а по особым тема­ти­че­ским отрыв­кам – «зача­лам». Одно зачало может вклю­чать в себя целую главу или только ее часть, напри­мер, рас­сказ о каком-либо чуде, про­ро­че­ство, притчу. Свя­щен­ное Писа­ние читают на службе разные лица. Одни зачала читает свя­щен­ник, другие диакон, третьи чтец. Для удоб­ства чтения при­выч­ная нам и доста­точно объ­ем­ная Библия раз­де­лена в церкви на несколько частей, каждая из кото­рых пред­став­ляет особую книгу.

«Еван­ге­лие» – самая глав­ная часть Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, в кото­рой изло­жены слова и деяния Гос­пода Христа, содер­жит в себе повест­во­ва­ния четы­рех еван­ге­ли­стов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Еван­ге­лие обычно укра­шено кра­си­вым окла­дом, на лице­вой части кото­рого нахо­дится изоб­ра­же­ние Христа, вос­крес­шего из мерт­вых, и лики четы­рех еван­ге­ли­стов. Слово «Еван­ге­лие» в пере­воде с греч. озна­чает «Благая весть» – это про­по­ведь о боже­ствен­ном досто­ин­стве Иисуса Христа, кото­рое явно откры­лось в Его три­днев­ном вос­кре­се­нии. Еван­ге­лие нахо­дится в глав­ной части храма – алтаре, на пре­столе, и сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие в храме Христа, Сына Божия, Кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).

«Апо­стол» – эта книга содер­жит другую часть Нового Завета, где поме­щен рас­сказ об апо­столь­ской про­по­веди (Деяния) и посла­ния святых апо­сто­лов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посла­ний апо­стола Павла. На пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии не чита­ется послед­няя книга Нового Завета Апо­ка­лип­сис или Откро­ве­ние апо­стола Иоанна. В этой книге, напол­нен­ной таин­ствен­ного содер­жа­ния, запе­чат­лены виде­ния апо­стола Иоанна о Втором При­ше­ствии Гос­пода Христа и конеч­ных судь­бах нашего зем­ного мира. Поскольку эта книга не совсем вос­при­ни­ма­ется на слух и нуж­да­ется в тол­ко­ва­нии, то ее чтение за бого­слу­же­нием исклю­чено. Доста­точно руко­вод­ство­ваться уче­нием о Втором При­ше­ствии и конце мира, кото­рое нахо­дится в Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях. Впро­чем раз­лич­ные слова и образы из Апо­ка­лип­сиса вошли в бого­слу­жеб­ную поэзию и сим­во­лику.

«Псал­тирь» – это един­ствен­ная бого­слу­жеб­ная книга Вет­хого Завета, пол­но­стью вошед­шая в бого­слу­же­ние Ново­за­вет­ной, Хри­сти­ан­ской, Церкви. «Псал­ти­рью» на гре­че­ском языке назы­вали струн­ный музы­каль­ный инстру­мент, под акком­па­не­мент кото­рого испол­ня­лись пес­но­пе­ния. В этой книге содер­жатся гимны, в кото­рых про­слав­ля­ется попе­че­ние Божие о мире и чело­веке. Псал­тирь, по сути, – это древ­ней­ший молит­во­слов, причем по глу­бине и поэ­тич­но­сти опи­сы­ва­е­мых чувств, пожа­луй, самый лучший из молит­во­сло­вов. Неда­ром с давних времен хри­сти­ан­ские подвиж­ники гово­рили: «Скорее солнце пре­кра­тит свое шествие по небу, чем оста­но­вится чтение Псал­тири».

Из других книг Вет­хого Завета прак­ти­че­ски пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Бытие, Притчи Соло­мо­новы и книга про­рока Исаии. Их чтение пред­ла­га­ется в тече­ние Вели­кого поста перед Пасхой с нрав­ствен­ной целью: про­бу­дить в душе чело­века жела­ние пока­яться. На бого­слу­же­нии вели­ких празд­ни­ков также чита­ются отрывки из разных книг Вет­хого Завета. Эти отрывки назы­ва­ются «паре­мии», что в пере­воде с греч. озна­чает «притчи». Поскольку многие собы­тия Нового Завета при­кро­венно или явно пред­ска­заны в Ветхом в форме про­об­ра­зов или про­ро­честв, то есте­ственно слы­шать на празд­нич­ной службе пред­ска­за­ние и радо­ваться его испол­не­нию. Напри­мер, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) чита­ется про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии от Девы Емма­ну­ила, т.е. Бого­че­ло­века Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), про­ро­че­ство Михея о рож­де­нии Христа в Виф­ле­еме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На празд­ники Бого­ро­дицы чита­ется из книги Бытие виде­ние Иако­вом чудес­ной лествицы, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь, Кото­рая рож­де­нием Боже­ствен­ного Сына соеди­нила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).

В цер­ков­ном кален­даре на каждый год ука­зы­ва­ются еже­днев­ные чтения из Свя­щен­ного Писа­ния. Каждый хри­сти­а­нин может под­го­то­виться к слы­ша­нию того или иного биб­лей­ского отрывка, про­чи­тав его в своей домаш­ней Библии. Сейчас име­ются раз­лич­ные тол­ко­ва­ния и руко­вод­ства к изу­че­нию слова Божия, кото­рые помо­гают понять смысл бого­дух­но­вен­ного текста. «Потому-то, – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, – цер­ков­ный чтец, взойдя для поло­жен­ных чтений (паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия), напе­ред воз­гла­шает, чья книга, какого именно про­рока или апо­стола, или еван­ге­ли­ста, а потом читает напи­сан­ное ими, чтобы вы лучше заме­тили их и знали не только содер­жа­ние, но и при­чину напи­сан­ного, и того, кто сказал это».

Цер­ков­ным уста­вом опре­де­ля­ется поря­док чтения книг Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием. Один поря­док для чтения «Еван­ге­лия», другой для «Апо­стола», третий для «Псал­тири», чет­вер­тый для других книг Вет­хого Завета (паре­мий). Время и место чтения той или иной книги на службе соот­вет­ствует важ­но­сти ее содер­жа­ния. Напри­мер, «Еван­ге­лие», заклю­ча­ю­щее в себе слово Хри­стово, чита­ется в тор­же­ствен­ной обста­новке. Ему всегда пред­ше­ствуют воз­гласы : «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию Свя­таго Еван­ге­лия Гос­пода Бога молим», «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия – Мир всем».

Биб­лей­ские чтения в тече­ние цер­ков­ного года рас­пре­де­лены таким обра­зом, чтобы зву­чать каждый день. К этим чте­ниям, кото­рые носят назва­ние «рядо­вых», добав­ля­ются чтения уста­нов­лен­ные на тот или иной вели­кий празд­ник. Осо­бен­ным вре­ме­нем цер­ков­ного года явля­ется Вели­кий пост перед Пасхой, кото­рый имеет свой поря­док чтения Свя­щен­ного Писа­ния.

Как пра­вило, на вечер­них служ­бах чита­ются отрывки из книг Вет­хого Завета, а утром, на литур­гии, – из Нового Завета. Таким обра­зом вече­ром мы слу­шаем Псал­тирь и паре­мии, а на утрен­нем бого­слу­же­нии Апо­стол и Еван­ге­лие.

На Боже­ствен­ной литур­гии апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала чита­ются в паре: сна­чала отры­вок из Апо­стола, затем отры­вок из Еван­ге­лия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Напри­мер, по суб­бо­там можно услы­шать из Апо­стола учение ап. Павла о соот­но­ше­нии вет­хо­за­вет­ного обря­до­вого закона и ново­за­вет­ного закона бла­го­дати, а из Еван­ге­лия сви­де­тель­ства о чудес­ных исце­ле­ниях, совер­шен­ных Хри­стом именно в день суб­бот­ний, в день стро­гого покоя по иудей­скому обычаю. Точно также и празд­нич­ные зачала. Напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово из Еван­ге­лия чита­ется рас­сказ о рож­де­нии Иисуса и покло­не­нии волх­вов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апо­стола – о вопло­ще­нии Сына Божия и усы­нов­ле­нии Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день при­хо­дится несколько цер­ков­ных празд­ни­ков, тогда может читаться от двух до трех соот­вет­ству­ю­щих пар. Напри­мер, вос­кре­се­нье – это всегда празд­нич­ный день, «малая Пасха». В этот день уста­вом назна­чены опре­де­лен­ные зачала апо­столь­ское и еван­гель­ское. Если в вос­кре­се­нье при­хо­дится память какого-либо вели­кого свя­того (св. Иоанна Пред­течи, свт. Нико­лая Чудо­творца или других), кото­рый также имеет свою особую пару чтений, тогда чита­ется первым из Апо­стола зачало вос­крес­ное, затем свя­того, также и из Еван­ге­лия, чтение вос­крес­ное и свя­тому.

Празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния явля­ется нача­лом годич­ного круга ново­за­вет­ных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное коли­че­ство дней, поскольку этот празд­ник подвиж­ный, что при­дает порядку чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние года свои осо­бен­но­сти. Само Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие чита­ется в такой после­до­ва­тель­но­сти. Еван­ге­лие от Иоанна начи­на­ется в день Пасхи и закан­чи­ва­ется на день Пяти­де­сят­ницы, всего 67 зачал. После Пяти­де­сят­ницы 17 недель чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, 116 зачал. Затем в тече­ние 18 недель сле­дует чтение Еван­ге­лия от Луки, 114 зачал. Еван­ге­лие от Марка чита­ется в будние дни в тече­ние послед­них 6 недель чтения Матфея и также в послед­ние 6 недель чтения Луки до начала Вели­кого поста. От начала Вели­кого поста до Пасхи суще­ствует особый поря­док еван­гель­ских зачал. Здесь пре­об­ла­дает еван­ге­лист Марк, 71 зачало. Апо­стол начи­нает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы), затем сле­дуют 14 посла­ний св. ап. Павла и 7 т.н. «Собор­ных» посла­ний (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апо­стол» раз­де­лена на 335 зачал.

Паре­мии или чтения из Вет­хого Завета в насто­я­щее время чита­ются только вече­ром, нака­нуне вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков. Каждый раз их пола­га­ется числом 3, и по содер­жа­нию они под­би­ра­ются к каж­дому празд­нику свои.

Псал­тирь, наи­бо­лее чита­е­мая книга Вет­хого Завета, пол­но­стью про­чи­ты­ва­ется каждую неделю один раз, а в тече­ние Вели­кого поста – два раза. Она раз­де­лена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псал­тири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою оче­редь, раз­де­лена на три «Славы», т.е. раз­де­лена сла­во­сло­вием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Свя­того Духа.

Так на бого­слу­же­нии в тече­ние года чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние. Этот поря­док был состав­лен, когда еще мало кто имел воз­мож­ность читать свою, домаш­нюю, Библию. Тогда книги пере­пи­сы­ва­лись вруч­ную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необ­хо­димо всегда. И это знание у святых было уди­ви­тельно глу­бо­ким и целост­ным. При­учить себя к цер­ков­ному бого­слу­же­нию – значит хорошо узнать Свя­щен­ное Писа­ние. Как гово­рит в одной из своих бесед свт. Иоанн Зла­то­уст: «Кто регу­лярно ходит в цер­ковь, тому доста­точно года для при­об­ре­те­ния бога­того позна­ния, ибо мы читаем Писа­ние непре­рывно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *