богослужебные чтения на каждый день
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
Богослужебные указания за 14 ноября 2021 года
1. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 6, и бессребреников, глас 6-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас тот же: «Безконечна есть святых благодать…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Богомати Пречистая. ».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь бессребреников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради. ».
Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и бессребреников (1-й канон, глас 6-й) на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й; седален бессребреников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и бессребреников, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й – 4 (со славником [5] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее в стихирах на стиховне вечерни. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев»; стих 2-й: «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь бессребреников. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и бессребреников, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь бессребреников. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и бессребреников.
Апостол и Евангелие – дня и бессребреников.
1 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 22–34.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–65, 782.
3 Там же. С. 65–67.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
5 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир мог петься в стихирах на литии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
Богослужебные указания за 13 ноября 2021 года
31. Суббота. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.
Прп. Никодима Кожеезерского (службу зри 3 июля).
Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах.
Служба апостолов и мученика не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «В женах Святая…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую. ».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века. ».
В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостолов со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален апостолов, глас 1-й. «Слава» – седален мученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Многообразныя раны. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 273 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак апостолов, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен апостолов. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святых мученик память…», 2-й: «Царей и мучителей…», 3-й: «Силы святых ангел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без семене зачала еси…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина. ».
На часах – тропарь апостолов. «Слава» – тропарь мученика. Кондак апостолов.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак храма, кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостолов, тропарь мученика; кондак апостолов. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
72 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
73 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.
Православный Церковный календарь. Месяцеслов.
2021 год
Тропари, кондаки, величания и молитвы на каждый день года.
Двунадесятые и Великие праздники 2021 года
07.01 Рождество Христово
14.01 Обрезание Господне по плоти
19.01 Святое Богоявление. Крещение Господне
15.02 Сретение Господне
07.04 Благовещение Пресвятой Богородицы
25.04 Вход Господень в Иерусалим
02.05 Пасха – Светлое Христово Воскресение
10.06 Вознесение Господне
20.06 День Святой Троицы. Пятидесятница
07.07 Рождество Иоанна Предтечи
12.07 Апостолов Петра и Павла
19.08 Преображение Господне
28.08 Успение Пресвятой Богородицы
11.09 Усекновение главы Иоанна Предтечи
21.09 Рождество Пресвятой Богородицы
27.09 Воздвижение Креста Господня
14.10 Покров Пресвятой Богородицы
04.12 Введение во храм Пресвятой Богородицы
Дни поминовения усопших
06.03 Вселенская родительская суббота
27.03 Суббота 2-й седмицы Великого поста
03.04 Суббота 3-й седмицы Великого поста
10.04 Суббота 4-й седмицы Великого поста
09.05 Поминовение усопших воинов
11.05 Радоница
19.06 Троицкая родительская суббота
06.11 Димитриевская родительская суббота
Многодневные посты 2021 года
Новоюлианский церковный календарь
в Александрийской, Антиохийской, Албанской, Болгарской, Кипрской, Константинопольской (кроме Афона), Румынской, Элладской Поместных Православных Церквах, а также в зависимости от приходского уклада в Американской, Польской, Чехословацкой Церквах и Западноевропейских приходах Русской Церкви.
Двунадесятые и великие праздники 2021 года
Многодневные посты 2021 года
Дни поминовения усопших
07.02Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
06.03Вселенская родительская (мясопустная) суббота
27.03Суббота 2-й седмицы Великого поста.
03.04Суббота 3-й седмицы Великого поста.
10.04Суббота 4-й седмицы Великого поста.
09.05Поминовение усопших воинов
11.05Радоница.
19.06Троицкая родительская суббота
06.11Димитриевская родительская суббота
Когда совершается венчание
Православный календарь
Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.
День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.
Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).
В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.
В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.
Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.
Библейские чтения на церковном богослужении
Слово Божие пусть сеется у вас обильно
священник Алексий Хотеев
Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно.
Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу.
«Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).
«Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.
«Псалтирь» – это единственная богослужебная книга Ветхого Завета, полностью вошедшая в богослужение Новозаветной, Христианской, Церкви. «Псалтирью» на греческом языке называли струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения. В этой книге содержатся гимны, в которых прославляется попечение Божие о мире и человеке. Псалтирь, по сути, – это древнейший молитвослов, причем по глубине и поэтичности описываемых чувств, пожалуй, самый лучший из молитвословов. Недаром с давних времен христианские подвижники говорили: «Скорее солнце прекратит свое шествие по небу, чем остановится чтение Псалтири».
Из других книг Ветхого Завета практически полностью прочитываются Бытие, Притчи Соломоновы и книга пророка Исаии. Их чтение предлагается в течение Великого поста перед Пасхой с нравственной целью: пробудить в душе человека желание покаяться. На богослужении великих праздников также читаются отрывки из разных книг Ветхого Завета. Эти отрывки называются «паремии», что в переводе с греч. означает «притчи». Поскольку многие события Нового Завета прикровенно или явно предсказаны в Ветхом в форме прообразов или пророчеств, то естественно слышать на праздничной службе предсказание и радоваться его исполнению. Например, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) читается пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На праздники Богородицы читается из книги Бытие видение Иаковом чудесной лествицы, прообразовавшей Божию Матерь, Которая рождением Божественного Сына соединила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).
В церковном календаре на каждый год указываются ежедневные чтения из Священного Писания. Каждый христианин может подготовиться к слышанию того или иного библейского отрывка, прочитав его в своей домашней Библии. Сейчас имеются различные толкования и руководства к изучению слова Божия, которые помогают понять смысл богодухновенного текста. «Потому-то, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – церковный чтец, взойдя для положенных чтений (паремий, Апостола, Евангелия), наперед возглашает, чья книга, какого именно пророка или апостола, или евангелиста, а потом читает написанное ими, чтобы вы лучше заметили их и знали не только содержание, но и причину написанного, и того, кто сказал это».
Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем».
Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания.
Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие.
На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.
Праздник Христова Воскресения является началом годичного круга новозаветных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное количество дней, поскольку этот праздник подвижный, что придает порядку чтения Апостола и Евангелия в течение года свои особенности. Само Четвероевангелие читается в такой последовательности. Евангелие от Иоанна начинается в день Пасхи и заканчивается на день Пятидесятницы, всего 67 зачал. После Пятидесятницы 17 недель читается Евангелие от Матфея, 116 зачал. Затем в течение 18 недель следует чтение Евангелия от Луки, 114 зачал. Евангелие от Марка читается в будние дни в течение последних 6 недель чтения Матфея и также в последние 6 недель чтения Луки до начала Великого поста. От начала Великого поста до Пасхи существует особый порядок евангельских зачал. Здесь преобладает евангелист Марк, 71 зачало. Апостол начинает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пятидесятницы), затем следуют 14 посланий св. ап. Павла и 7 т.н. «Соборных» посланий (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апостол» разделена на 335 зачал.
Паремии или чтения из Ветхого Завета в настоящее время читаются только вечером, накануне великих церковных праздников. Каждый раз их полагается числом 3, и по содержанию они подбираются к каждому празднику свои.
Псалтирь, наиболее читаемая книга Ветхого Завета, полностью прочитывается каждую неделю один раз, а в течение Великого поста – два раза. Она разделена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псалтири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою очередь, разделена на три «Славы», т.е. разделена славословием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
Так на богослужении в течение года читается Священное Писание. Этот порядок был составлен, когда еще мало кто имел возможность читать свою, домашнюю, Библию. Тогда книги переписывались вручную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необходимо всегда. И это знание у святых было удивительно глубоким и целостным. Приучить себя к церковному богослужению – значит хорошо узнать Священное Писание. Как говорит в одной из своих бесед свт. Иоанн Златоуст: «Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно».