большой театр день рождения
Культурный символ России: Большому театру исполняется 240 лет
28 марта 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию», благодаря которой он мог в течение десяти лет устраивать спектакли, маскарады, балы и прочие увеселения. Эта дата и считается днём основания Большого театра.
Однако князь Урусов довольно быстро охладел к театральному делу: оно оказалось слишком затратным. Расходы он разделил со своим компаньоном, английским предпринимателем Майклом Медоксом. Со временем вся «привилегия» отошла англичанину. Он и открыл 30 декабря 1780 года на правом берегу Неглинки Петровский театр, получивший своё название по улице Петровке, на которой он располагался. В первый вечер давали торжественный пролог «Странники» А.О. Аблесимова, а также пантомимический балет «Волшебная школа». Репертуар формировался из оперных и балетных спектаклей русских и итальянских авторов.
В июле 1820 года началось строительство нового здания Петровского. К тому времени успело смениться несколько его владельцев, в итоге в 1806 году им стал сам государь-император Александр I, а театр обрёл статус императорского и перешёл в ведение созданной единой Дирекции императорских театров. Сам театр два раза горел, в том числе во время пожара 1812 года.
Новый храм Мельпомены, открывшийся в 1825 году, украсили портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями. Фасадом он выходил на строившуюся тогда Театральную площадь, «что способствовало ей много к украшенью», как писали московские газеты. Здание значительно превышало площадь старого, поэтому театр стали называть Большим Петровским и, конечно, императорским. Сцена просуществовала почти 30 лет. В этот период из его названия постепенно пропадает слово «Петровский», — москвичи всё чаще называют его просто «Большой». Однако бич деревянных построек тех лет — пожар — не пощадил императорскую сцену, вспыхнул в марте 1853-го, продолжался три дня и уничтожил буквально всё — декорации, костюмы и здание.
Заново отстроенная, сцена снова открылась в августе 1856 года, в дни коронации Александра II. Это здание Большого театра в течение многих лет считается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Знаменитая люстра зрительного зала изначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, её поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором была выполнена роспись «Аполлон и музы».
После Октябрьской революции существование театра оказалось под угрозой. Однако в 1922 году правительство большевиков решило его не закрывать. К тому времени в здании театра проходили всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. Даже образование новой страны — СССР — было провозглашено со сцены Большого. Ещё в 1921 году специальная правительственная комиссия назвала состояние здания театра катастрофическим. После этого были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные.
В апреле 1941 года Большой закрыли на ремонт, а через два месяца началась Великая Отечественная война. Часть театрального коллектива уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала.
Только в 1987 году было принято решение о срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал, но прошло восемь лет, прежде чем был заложен первый камень в основание его фундамента. 29 ноября 2002 года новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Затем в театре началась масштабная реконструкция, которая продлилась с 1 июля 2005 по 28 октября 2011 года. Она возродила многие утраченные черты исторического облика здания, поставила его в один ряд с самыми технически оснащёнными театрами мира.
Если говорить о репертуаре Большого, то первое место в нём занимают шедевры русского музыкального театра XIX–XX веков. Большой предлагает вниманию своих зрителей и западную классику, а также специально заказанные сочинения, например, оперу «Дети Розенталя» и балет «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова.
Большой театр отмечает 245-летие
Большой театр в воскресенье отмечает свое 245-летие.
Государственный академический Большой театр России — главный национальный театр страны, один из основных символов Российского государства и его культуры.
Днем основания Большого театра считается 28 марта (17 марта по старому стилю) 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений на десять лет.
Открытие первого здания театра, названного Петровский (впоследствии — Старый Петровский) состоялось в конце 1780 года. Деревянное здание Большого театра дважды было уничтожено пожаром — в 1805 и в 1812 годах.
Современное здание театра построено в 1820‑1824 годах архитектором Осипом Бове с использованием проекта профессора Академии художеств Андрея Михайлова.
18 января (6 января по старому стилю) 1825 года состоялось торжественное открытие театра, названного Большим Петровским. Театр был открыт прологом «Торжество муз» на музыку композиторов Александра Алябьева, Алексея Верстовского и Фридриха Шольца, а также балетом «Сандрильона», поставленным приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Фелицатой Гюллень-Сор на музыку испанского композитора Фернандо Сора.
В 1853 году театр сильно пострадал от пожара и в 1856 году он был перестроен главным архитектором императорских театров Альбертом Кавосом.
Шестиярусный зрительный зал вмещал почти 2,3 тысячи зрителей. Во второй половине XIX века театр стал одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам — стены были отделаны деревянными панелями из резонансной ели, вместо железного потолка был сделан деревянный, плафон был сложен из деревянных щитов. Ради улучшения акустики зала декор лож был выполнен из папье-маше.
Здание Большого театра было открыто 1 сентября (20 августа по старому стилю) 1856 года в дни коронации российского императора Александра II.
Среди выдающихся исполнителей второй половины XIX века, выступавших на сцене Большого театра, — певицы Александра Александрова-Кочетова, Мария Дейша-Сионицкая, известные дирижеры Ипполит Альтани и Ульрих Авранек. Своими операми в театре дирижировали композиторы Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, Александр Аренский. Наивысшего расцвета Большой театр достиг в начале XX века, когда на сцене появилось созвездие певцов — Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова. В 1904–1906 годах за дирижерским пультом Большого театра стоял композитор Сергей Рахманинов. Сценография спектаклей принадлежала известным русским художникам Аполлинарию Васнецову, Александру Головину, Константину Коровину.
Революция 1917 года прекратила существование Императорского Большого театра, в марте 1917 года был открыт Государственный Большой театр. В 1919 году Большому театру было присвоено звание академического.
В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), конгрессы Коминтерна.
Именно здесь было провозглашено образование новой страны — СССР.
Исполнительский уровень труппы оставался очень высоким. Среди выдающихся вокалистов — Надежда Обухова, Валерия Барсова, Иван Козловский, Сергей Лемешев; артистов балета — Екатерина Гельцер, Василий Тихомиров, Асаф Мессерер. За дирижерским пультом театра стояли композиторы, дирижеры и педагоги Михаил Ипполитов-Иванов и Николай Голованов. С середины 1950-х годов выдающимися представителями труппы театра стали вокалисты Ирина и Леокадия Масленниковы, Елизавета Шумская, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан, Георгий Нэлепп. На сцене Большого танцевали балерины Ольга Лепешинская и Галина Уланова.
В 1970-х годах в Большом театре выступали вокалисты Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Александр Огнивцев, Владимир Атлантов, Александр Ведерников, а также знаменитые солисты балета Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Владимир Васильев, Марис Лиепа. Оркестром управляли дирижеры Геннадий Рождественский и Евгений Светланов. Постановку спектаклей осуществляли режиссер Борис Покровский, балетмейстеры Леонид Лавровский и Юрий Григорович.
За долгую историю театра в здании много раз (1921, 1938, 1942-1943, 1958) проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные работы. Но главные проблемы — неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра — решены не были.
В 1987 года постановлением правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра.
29 октября 2002 года труппа театра получила Новую сцену, на которой и разворачивалась ее деятельность во время масштабной реконструкции исторического здания, продлившейся с 2005 по 2011 год. Реконструкция возродила многие утраченные черты исторического облика знаменитого здания и вместе с тем поставила его в ряд самых технически оснащенных театральных зданий мира.
За время реконструкции был укреплен фундамент здания, площадь театра увеличилась до 80 тысяч квадратных метров, сцена, размером с шестиэтажный дом, стала полностью компьютеризированной. Лучшими специалистами были проведены работы с акустической системой. Реставраторы обновили интерьеры XIX века.
Открытие главной сцены Большого театра состоялось 28 октября 2011 года торжественным гала-концертом. Первой премьерой на открывшейся после реконструкции главной сцене театра стала опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила», поставленная режиссером‑экспериментатором Дмитрием Черняковым 2 ноября 2011 года.
В настоящее время главенствующее место в репертуаре Большого театра занимают шедевры русского и зарубежного музыкального театра XIX‑XX веков. В репертуаре Большого такие оперы как «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди и «Кармен» Жоржа Бизе, балеты «Анюта» Валерия Гаврилина, «Баядерка» и «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Жизель» Адольфа Адана, «Кармен-сюита» Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина, «Драгоценности» на музыку композиторов Габриэля Форе, Игоря Стравинского и Петра Чайковского.
Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая известных режиссеров мирового уровня — Франческу Замбелло, Эймунтаса Някрошюса, Деклана Доннеллана, Роберта Стуруа, Петера Конвичного, Роберта Уилсона, Грэма Вика, а также хореографов Ролана Пети, Джона Ноймайера, Кристофера Уилдона, Анжелена Прельжокажа и Уэйна Макгрегора.
Музыку балета, которому суждено было стать самым известным и любимым публикой всего мира, Петр Ильич Чайковский написал по заказу Московской дирекции императорских театров. Мировая премьера состоялась в Большом театре в феврале 1877 года. Правда, хореография первой постановки (Вацлава Рейзингера) не сохранилась. Зато большая удача ждала Мариуса Петипа и Льва Иванова, которые поставили «Лебединое озеро» уже после смерти Чайковского в Мариинском театре.
Большой театр никогда надолго не расставался с этим балетом. Александр Горский, став главой балетной труппы Большого театра, переехал из Петербурга в Москву и перенес на московскую сцену и «Лебединое озеро» в своей постановке. Поначалу он основательно переработал балет непосредственно для Большого, но потом вернулся к классическим сценам, которые обеспечили «Лебединому озеру» мировую славу. Это и «белый» акт в постановке Иванова, и па де де Одиллии и Принца Зигфрида в постановке Петипа. В 1969 году Юрий Григорович добавил к ним еще и замечательное па де труа Принца и его сверстниц, поставленное Горским.
В 2001 году Григорович вновь ставит «Лебединое озеро», реализовав во всей полноте свой первоначальный замысел. Волшебная сказка превратилась в настоящую психодраму мятущегося юного Зигфрида. Колдун, наславший чары на Одетту, стал выразителем альтер эго принца. А счастливое воссоединение героев не состоялось из-за гибели героини, которую так и не удалось спасти ее не выдержавшему искушения возлюбленному.
Спектакль именно в этой редакции идет сейчас в Большом и регулярно выезжает на гастроли в разные страны мира.
Таков путь: как живет Большой театр в свои 245 лет
Жизнь Большого театра в последние годы набирает обороты. В 2016-м состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича на либретто Александра Прейса «Катерина Измайлова» по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Римаса Туминаса, художественного руководителя Театра им. Вахтангова. Это была удивительная, новаторская постановка, режиссер привнес свое необычное видение в знаменитый музыкальный сюжет. В 2017-м Большой отмечал юбилей одного из крупнейших отечественных хореографов Юрия Григоровича — театр посвятил балетмейстеру фестиваль, продолжавшийся два месяца.
В 2018-м в репертуар Большого вернулась «Пиковая дама» — в своей третьей версии за десятилетие. Режиссером выступил упомянутый выше Римас Туминас. 2019-й ознаменовался премьерой новой постановки оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» режиссера Евгения Арье.
В следующем сезоне зритель увидел знаменитый балет Адольфа Адана «Жизель» (хореограф Алексей Ратманский). В тот год Большой получил шесть «Золотых масок» (в предыдущем сезоне — три). Одну — в оперной номинации за лучшую режиссуру взяла постановщик спектакля «Альцина» Кэти Митчелл (опера Генделя — совместная продукция Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе), остальных «масок» удостоились артисты и постановщики балетных спектаклей Большого «Ромео и Джульетта» в постановке Ратманского (Екатерина Крысанова за лучшую женскую партию, Павел Клиничев в номинации «Лучший дирижер в балете») и «Нуреев» в режиссуре Кирилла Серебренникова (за лучший спектакль в балете), а также Юрий Посохов был награжден за работу балетмейстера и Вячеслав Лопатин за лучшую мужскую роль.
В сложном 2020 году, когда мир переживал пандемию, главный российский театр вышел в цифровой мир и организовал показы спектаклей «Золотого фонда» на платформе YouTube.
В офлайне театр тоже развернулся. В карантинном июле при личной поддержке общественного деятеля Олега Дерипаски были подготовлены четыре премьеры под общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», которые уже в сентябре открыли сезон на Новой сцене: «Девятый вал», «Тишина», «Just» и «Угасание» (дирижер Павел Клиничев).
Во все времена меценатские проекты выполняли роль катализатора развития, создавали условия для реализации творческих идей и новых форматов. Так было во времена Дягилева, и так есть сейчас. Пандемия дала этому вектору максимально быстрое развитие, сфера искусства за год претерпела кардинальные изменения, обогатилась новыми направлениями и идеями, которые будут реализованы большей частью в рамках спонсорских проектов.
Пережив локдаун, 24 марта Большой представил очередную премьеру — балет «Орландо» по знаменитому роману британской писательницы Вирджинии Вулф. В нем звучит музыка Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин. Над постановкой по либретто главного драматурга Цюрихской оперы Клауса Шпана работал немецкий хореограф Кристиан Шпук, который возглавляет труппу Цюрихского балета. В юбилейный 245-й сезон Государственного академического Большого театра вошли три балетные премьеры (две уже состоялись) и семь оперных (три уже прогремели), а также концерты, гастроли в Европе и Южной Америке и международный конкурс балета Юрия Григоровича.
Иначе говоря, карантин и последствия пандемии не только не ослабили динамику работы театра, но и подстегнули интерес к нему. Это касается как российского зрителя, так и зарубежного: отмененные в 2020 и 2021 годах гастроли получат новые даты в театрах за пределами нашей страны — в Париже, Тулузе, Баварии и других локациях.
Русский балет так же востребован, как и опера, и если бы Большой отправился во все подтвержденные гастроли, то, вероятно, две трети сезона жил бы за рубежом, подчеркивает генеральный директор театра Владимир Урин.
Неугасающий интерес к русскому искусству во все времена поддерживался благодаря грандиозным работам талантливых художников, сотрудничающих с театром, и меценатству, история которого насчитывает не один век с момента основания Большого театра в 1776 году.
Искусство из меценатства
Известный меценат, московский губернский прокурор и устроитель развлекательных мероприятий Петр Урусов 28 марта 1776 года получил у покровительницы культур Екатерины II привилегию «на открытие актерской труппы». Проект Урусова возник не на пустом месте: меценат вел «бизнес» в сфере развлечений: организовывал мероприятия в воксалах — так назывались сады или помещения, предназначенные для гуляний с танцами, маскарадами и фейерверками. Такое времяпрепровождение очень нравилось публике и приносило прибыль.
Убедившись в выгоде, Урусов повысил ставки, составил бизнес-план и добился разрешения императрицы. Но труппа требовала театра, а его строительство — партнерства. Князь обзавелся компаньоном в лице Майкла Медокса, богатого англичанина со страстью к театру. За участок, на котором сейчас стоит Большой, партнеры выложили огромную по тем временам сумму в 7,7 тыс. руб. Стоимость строительства составила 130 тыс. руб. Медокс и Урусов взяли на себя неподъемные финансовые риски. К моменту открытия первого здания инициатор идеи и устроитель воксалов уступил свои права компаньону, а «привилегия» Екатерины II в дальнейшем продлевалась только для Медокса.
Обрусевшему англичанину пришлось нелегко: первый Петровский театр, возведенный на берегу Неглинки и выходивший на улицу Петровку, требовал больших средств на содержание, в результате чего Медокс влез в долги. Театр перешел к Опекунскому совету, который отдал его на откуп князю Волконскому, назначенному директором «на жалованье». В конце концов через 25 лет, в 1805 году, театр сгорел. Осиротевшая труппа стала выступать на частных сценах, через три года закрепившись на сцене нового Арбатского театра. Но ненадолго: во время Отечественной войны 1812 года деревянное здание тоже сгорело.
О строительстве нового приюта для артистов стали говорить только в 1819-м. В устроенном для этой цели конкурсе победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако его реализация оказалась дорогостоящей, поэтому пришлось внести правки. По распоряжению московского губернатора князя Дмитрия Голицына занялся этим архитектор Осип Бове, и строительство запустилось в 1820-м. Большой Петровский театр получил восемь колонн и скульптурную группу — Аполлона на колеснице с тремя конями.
Здание просуществовало почти 30 лет, пока не сгорело за три дня в 1853 году. Его снова восстановили, силами архитектора императорских театров Альберта Кавоса, добавили четыре метра к высоте, второй фронтон, алебастровый барельеф с летящими гениями и лирой, а тройку Аполлона заменили квадригой.
Восстановленный и обновленный театр открылся 20 августа 1856 года оперой «Пуритане» Беллини.
Большой, начавшийся как проект одного мецената, до сих пор стоит в этом облике и до сих пор устраивает пышные премьеры — с момента основания их было представлено более 1000.
Новая эпоха
Проблемы пожароопасности и другие технические вопросы решились после многочисленных реставраций и перестроек. Современность принесла другие заботы, касающиеся подпитывания интереса публики к опере и балету в эпоху цифровых развлечений. Театру нужен зритель, а зрителю — театр. Этим принципом руководствуются покровители балетного искусства, оглядываясь на совсем недавние по историческим меркам события.
С приходом нового тысячелетия начались изменения, которые, с одной стороны, характеризовались реконструкцией старинных постановок, а с другой — интерпретациями классики. Мировой балетный театр нашел вектор, обратившись к модерну, джазу и свободной пластике — западному танцевальному опыту. С появлением независимых балетных трупп, отменой идеологической и художественной цензуры открылось пространство для оригинальных решений, дорога к изобретению виртуозных художественных приемов и демократизации современного балета.
В середине 1990-х и 2000-х Большой театр перерождался: сперва запустилась масштабная реконструкция здания, была построена Новая сцена, возведен административный корпус с репетиционными залами и костюмерными, за этим последовала реконструкция Исторической сцены. Наряду с архитектурным аспектом менялся репертуарный: стартовали гастроли по новому контракту с компанией IMG, которая и сейчас сотрудничает с Большим, концерты в Ла Скала, балеты в Парижской опере, в Варшавском Национальном театре Вельки. На Новой сцене Большого, отстроенной в первый этап реконструкции, шли спектакли текущего репертуара. Мировые сцены требовали обновления репертуара, соответственно, и приглашения знаменитых на весь мир режиссеров, хореографов и артистов. Поэтому Большой обратился к обновлению системы финансового контроля.
Учрежденные Попечительский совет и Фонд Большого театра занялись финансами по схеме дохода от использования свободных средств, размещенных вкладчиками на депозитных счетах. До создания фонда и совета Большой получал средства от меценатов — зарубежных компаний, ведущих бизнес в России. Идея Попечительского совета заключалась в том, чтобы в жизни театра участвовал именно российский бизнес. От зарубежных партнеров не отказались: Nestle, BMW и другие стали спонсорами. Все принятые меры привели к возвращению Большого театра в число трендсеттеров мировой балетной культуры.
В 2019-м театр обзавелся генеральным спонсором — крупнейшим страховщиком искусства в России, компанией «Ингосстрах».
Желая продолжить историю меценатства и развернуть широкую общественность к многогранной творческой работе театра, «Ингосстрах» уже во многом помог учреждению. Речь не только о поддержке в карантинные месяцы 2020-го, но о внедрении инициатив, которые помогут театру открыть новые таланты. В юбилейный год Большой входит с Молодежной балетной программой поддержки юных танцовщиков.
Созданная по инициативе руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева, она предлагает стажировку для талантов из регионов и дает им шанс станцевать на сцене легендарного театра.
К слову, первый отборочный тур уже состоялся, и пятеро его финалистов побывали на просмотре в Большом. Эти события не могут не вызывать чувство гордости за успехи Большого у гендиректора «Ингосстраха» Андрея Ларкина: он не сомневается в потенциале молодого поколения, чья карьера долгие годы будет радовать любителей балета.
Надежность выбранного пути Большой театр и «Ингосстрах» подтвердили в феврале 2021 года подписанием договора о продлении сотрудничества. Союз только набирает обороты и наверняка удивит нас еще не раз.
День рождения Большого театра
В тот зимний вечер на новой сцене давали балет испанского композитора Фернандо Сора «Сандрильона» («Золушка»), а в начале представления зрители овацией приветствовали зодчего Бове, создавшего в возрождённой Москве настоящее чудо – необычайно величественный театр. «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон», – писал юный Михаил Лермонтов, не раз бывавший в театре в те годы.
Театр всё чаще называли просто Большим, исконное название Большой Петровский постепенно забывалось. Возрождённый театр славился балетной труппой – одной из лучших в России и Европе. В 1843 году, всего через два года после премьеры в Париже, на сцене Большого поставили «фантастический» балет Адольфа Адана «Жизель», ставший одним из популярнейших произведений в репертуаре театра.
Злейшим врагом театра оставался огонь… 11 марта 1853 года москвичи ужаснулись, увидев чёрные клубы дыма над Театральной площадью. Пламя, появившееся в столярной мастерской, быстро охватило весь театр. Огромное здание театра было одним из крупнейших в тогдашней Москве, и зарево пожара было видно со всех концов города. Два дня горел театр. Погибли роскошные «императорские» декорации, уникальные костюмы, музыкальные инструменты… Ущерб оценивали в колоссальную сумму – 10 миллионов рублей (директора правительственных департаментов в те годы получали от 3300 до 5000 рублей в год «жалованья и столовых»). От великолепного театра сохранились огромные обгорелые развалины: портик, колонны, часть стен.
Для восстановления театра пригласили Альберто Кавоса – известного петербургского архитектора, сына композитора Катерино Кавоса. Альберто Кавос построил в столице Российской империи несколько театров, среди них – Мариинский и Михайловский. Неудивительно, что и москвичи поручили ответственный объект именно Кавосу. Зодчий слегка изменил архитектуру Михайлова и Бове, сохранив колонны и уцелевшие стены. Алебастровую квадригу Аполлона, полностью сгоревшую, заменили скульптурой из металлического сплава, покрытой красной медью.
Скульптура, отлитая на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского, была выполнена по модели знаменитого петербургского скульптора Петра Клодта. Кавос был опытным театральным зодчим, он досконально изучил тайны акустики и считал оптимальным создание зрительного зала по принципу устройства скрипки. Архитектор скрупулёзно рассчитывал косые линии стен зрительного зала, углубил и расширил оркестровую яму, в конструкции которой использовал деревянную деку. Зал превратился в музыкальный инструмент: стены обшили резонансной елью, которую используют при создании скрипок. Еловыми были деки плафона, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов, сам пол партера. Все элементы роскошного убранства сделаны из папье-маше – это тоже способствовало акустике. Перед непосредственным золочением их прогрунтовали меловой смесью, а уж потом позолотили. Зал, созданный Кавосом, задышал, зазвучал…
Для работы Кавосу потребовалось 16 месяцев. Театр открылся 20 августа 1856 года. Отныне он назывался Императорским Большим театром.
«Это массивное здание отличается некоторой тяжеловесностью. Но в этой тяжеловесности есть своеобразная прелесть и импонирующая величественность. Зрительный зал Большого театра славится своей величиной и необыкновенной акустикой. Считая партер, в нём 6 ярусов, и вмещает он 2,5 тысячи зрителей», – читаем мы в путеводителе «Прогулки по Москве», который вышел в свет в январе 1917-го.
А чем радовал Большой театр в 1820-е годы? В первую очередь, конечно, балетом.
Классический танец прижился и расцвёл в России удивительно быстро. Уже первые поколения русских балерин вызывали восхищение знатоков. Наверное, в русском национальном характере есть черты, позволяющие делать успехи в области классического танца: терпеливость, умение вложить душу в любимое дело, умение прилежно подчиняться замыслу балетмейстера, не теряя собственной личности. Балет показал красоту, душу, талант русских женщин, зажатых домостроевским укладом. Да, он воспринимался в России как «экзотический цветок на снегу». Но очень скоро русские таланты раскрыли в искусстве балета национальные черты. Трудолюбие, самоотречение и душевная открытость, северная сдержанность и вольнолюбие – всё это пленяло в русских танцовщицах, составляло их своеобразие.
Балет пришёл в Россию из Европы вместе с другими искусствами, науками, ремёслами, которые Российская империя перенимала у западных соседей. Первыми балетмейстерами театра Медокса и руководителями московской балетной школы были итальянцы – братья Козимо и Франческо Морелли.
Русскому балету начала XIX века – тех времён, когда Большой назывался Петровским, – подарил бессмертие Александр Сергеевич Пушкин, воспевший Авдотью Истомину, а вместе с ней – всех тогдашних лучших балерин Петербурга и Москвы:
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
На московской балетной сцене во времена Пушкина царил Адам Глушковский – ученик знаменитого Шарля Дидло, танцовщик и балетмейстер, сделавший больше всех для становления самобытной московской балетной школы. С 1823 года в Москве выступала парижская танцовщица Фелицата Гюллен-Сор, жена испанского композитора и гитариста Фернандо Сора, в балетах которого она танцевала. Она полюбила Россию, увлекалась русской фольклорной пляской, стала истинной москвичкой. В первые годы существования нового здания Петровского театра на сцене блистали Глушковский и Гюллен-Сор. Именно она выступала в главной роли в премьерном балете театра – в «Сандрильоне».
Глушковский подготовил своеобразный ответ иностранным коллегам – «Русскую Сандрильону», балет по сюжету сказки Василия Андреевича Жуковского. Патриотически настроенные литераторы, регулярно бывавшие в Петровском театре, – Денис Давыдов, Пётр Вяземский – бурно одобряли идею Глушковского бороться за русскую тему в классическом балете… И артисты балета не обманывали их ожиданий. В 1830 году был поставлен патриотический «народный дивертисмент» (то есть – балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров) – «Возвращение храбрых донцов из похода», посвящённый победному завершению Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Участник той войны, поэт-гусар Денис Давыдов, был благодарным зрителем этого спектакля.
Глушковский обращался и к пушкинским сюжетам: поставил «Руслана и Людмилу» и балет «Чёрная шаль, или Наказанная неверность». Один из самых популярных дивертисментов Глушковского назывался «Татьяна прекрасная на Воробьёвых горах» на музыку Николая Титова. Это истинно московское зрелище по повести писателя-сентименталиста Владимира Измайлова долго шло в Петровском. Для балетных спектаклей сочиняли музыку талантливые композиторы – Александр Алябьев, Александр Варламов, которых охотно ставили и иностранные балетмейстеры. Так, Гюллен-Сор создала популярный в те годы балет «Хитрый мальчик и людоед», который Варламов написал по сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик».
В год открытия нового Петровского театра в 1825 году состоялся сценический дебют Екатерины Санковской. Десятилетней девочкой Катя сыграла роль мальчика Георга в балете композитора Антуана Венюа «Венгерская хижина». Она с детских лет играла и в драматических спектаклях, и в балетах, а актёрскому мастерству училась у Михаила Щепкина – корифея Малого театра. В 1836 году Гюллен-Сор за свой счёт повезла Санковскую во Францию и Англию знакомиться с искусством великих балерин – Марии Тальони и Фанни Эльслер.
Оцените благородство русско-французской примы по отношению к возможной конкурентке. Дело в том, что Фелицата Ивановна, как называли её в России, не только блистала на сцене, но и была первой в России женщиной-балетмейстером. Она стала наставницей для молодых русских балерин. Гюллен-Сор и Санковская видели Тальони в «Сильфиде» композитора Жана Шнейцхофера. Именно в этом легендарном спектакле Тальони ввела в балет столь привычные для нас пуанты и пачку. В России первой балериной на пуантах и в пачке станет Санковская.
Да, путешествие не пропало даром. Ровно через год Тальони приехала на гастроли в Россию. 6 сентября танцевала Сильфиду в Петербурге. В тот же самый день в Москве Сильфиду танцевала Санковская. И танцевала не менее успешно, чем признанная королева балета того времени.
О том, как москвичи любили Санковскую, можно вспоминать бесконечно. А можно просто припомнить старинный театральный анекдот. Когда на гастроли в Белокаменную прибыла прима из Санкт-Петербурга Елена Андриянова, московские балетоманы бросили ей под ноги дохлую кошку – с галёрки на сцену. На шее у кошки была прикреплена записка: «Лучшей балерине». Москвичи были убеждены: на сцене Петровского театра должна быть одна полновластная хозяйка – Екатерина Санковская. И заезжих прим не жаловали.