боюсь идти первый день на работу
Как вести себя на новой работе ‒ 7 частых ошибок в первый день
Почему нельзя ожидать много от первого дня на работе, как влиться в коллектив, как справиться со стрессом и почему важно задавать вопросы
Новая работа ‒ это всегда стресс. Даже если пришёл на работу мечты.
Как настроиться на новую работу и адаптироваться в коллективе ‒ расскажем на примере самых частых ошибок новичков.
Страшно идти на новую работу
Все боятся первого дня на новой работе. Это понятно. Но давай разберёмся ‒ чего ты боишься.
Боюсь, что не понравлюсь
Не стоит. Никто не судит о человеке по первой встрече, а о специалисте ‒ по первому дню. Смотри, слушай, запоминай. Большего не тебуется.
Вдруг сделаю серьёзную ошибку
Вряд ли в первые дни и даже недели тебе доверят что-то по-настоящему сложное и ответственное. К тому же опытного сотрудника обязательно попросят присмотреть за новеньким.
Боюсь, что меня не примут коллеги
Зря. Обычно новичкам помогают быстрее освоиться.
Лови лайфхаки ‒ как справиться со стрессом:
Не рассчитал время и опоздал
Чтобы не проспать ‒ заведи все будильники, какие есть.
Выйди из дома на 15 минут раньше, чем нужно. А лучше всего проехать от дома до работы заранее ‒ причём в то же время, когда предстоит ехать на работу.
Если всё же опоздал ‒ это не конец света. Извинись и объясни причину.
Почувствовал себя одиноким и лишним
Не бойся привлечь к себе внимание. Поздоровайся с коллегами. Если никто не спешит показать тебе офис ‒ не стесняйся попросить об этом начальника или коллегу.
Тебе важны твоё рабочее место, кухня и туалет.
Не стоит прятаться за монитором, а для обеда выбирать момент, когда на кухне никого нет.
Когда заходишь ‒ поздоровайся с присутствующими. Первым.
Не задавал вопросов
Спрашивай обо всём. Если кажется, что вопросов слишком много ‒ просто задавай их разным людям. Если ответ очень важен ‒ записывай.
Узнай, как принято одеваться на работу, какие в компании правила поведения. Посмотри, как общаются между собой сотрудники. Спроси, как зовут всех в твоём отделе.
Старался доказать, какой ты умный
Рассказывать всем о своих достижениях ‒ не очень правильно. Профессионализм показывай в работе, а не на словах. Помни ‒ хвастунов нигде не любят.
Случаи из жизни сможешь озвучить позднее ‒ потерпи.
Решил, что не справишься
Ничего не понимаю на новой работе, делаю ошибки, боюсь не справиться ‒ это очень частые впечатления от первого дня.
Скорее всего, у тебя просто были завышенные ожидания. Но в первый день всем нелегко. Слишком много информации, впечатлений, волнения.
Не стесняйся записывать. Это значительно облегчит жизнь, правда.
Вёл себя неестественно
Часто новички боятся показать свои не самые сильные стороны.
Если плохо воспринимаешь информацию на слух ‒ проси повторить и записывай.
Если тебе тяжело общаться с незнакомыми людьми ‒ сведи общение к минимуму. Не забывай, потом придётся поддерживать имидж.
Помни: ты пришёл работать. Главное, чтобы тебя уважали как профессионала.
Конечно, не стоит уклоняться от общения. Веди себя, как обычно, но не будь слишком категоричным ‒ это всегда пугает.
Первый день на новой работе: как справиться со страхом
Мы уже рассказывали вам о самых распространенных человеческих фобиях, но не упомянули о страхе, который испытывают почти все люди, выходя на новое место работы. Вряд ли у него есть какое-то научное название, но этот факт не мешает новичку переживать и бояться до дрожи в коленках, перебирая в уме возможные варианты развития событий и представляя леденящие душу картины: то коллектив его не принимает и строит всяческие козни, то начальник оказывается самодуром, раздающим глупые поручения. Неудивительно, что первый день на новой работе, а также его ожидание — это серьезное испытание для любого из нас. О том, как преодолеть его с наименьшими душевными потерями, — в рассуждениях автора «Клео».
Может быть, это я особо впечатлительная, а может, так происходит почти у всех, но первый день на новой работе всегда дается мне непросто, а уж его ожидание и вовсе выматывает. Начинается оно, как правило, за пару суток, принося массу вопросов без ответов и активизируя довольно богатое воображение. Последнее вообще меня не щадит: я представляю, как коллеги надменно посмеиваются над любым моим неловким действием, не желают ни в чем помогать, а на обеде делают вид, что меня вовсе не существует. Надо ли говорить, что уже за день до выхода на работу я ее почти ненавижу? Страх неизвестности убивает абсолютно все положительные эмоции, которые я испытывала еще недавно, и все, что я чувствую, — это ком в горле. Я боюсь неправильно понять первое задание, боюсь стать предметом насмешек и шуток в уже сложившемся коллективе, боюсь, в конце концов, что этот коллектив не примет меня в свою «семью» и я буду, горько плача, одиноко обедать в кабинке туалета, как показывают в американских молодежных комедиях. Конечно, последнее — не более чем ирония, и подобный страх скорее испытывают школьники, нежели взрослые люди, но и нам не чужды переживания относительно вынужденного общения с новыми коллегами. Даже самый уверенный в себе человек волнуется, оказавшись в непривычной для него обстановке.
Даже самый уверенный в себе человек волнуется, оказавшись в непривычной для него обстановке.
Поскольку я уже не раз меняла место работы, то и сходила с ума от страха накануне первого рабочего дня тоже не раз. И в какой-то момент решила, что так нельзя: глупо заранее бояться того, что может и не случиться. Подобные «пустые» эмоции становятся лишь источником стресса и уж точно не помогают нам продуктивно работать и располагать к себе людей. Если и вы теряете аппетит от мысли, что завтра отправитесь в новый офис с новыми коллегами и начальником, то попробуйте взять себя в руки с помощью советов, приведенных ниже. Для меня они действительно работают.
Отделите зерна от плевел
Когда боишься чего-то, чувствуешь себя неуютно. Когда боишься непонятно чего — еще неуютнее. Исходя из этого я решила, что отныне всегда буду определять, имеют ли мои страхи какие-либо основания. Это очень помогает освободиться от надуманных опасений, которые выматывают не меньше реальных. Чтобы понять, существует ли настоящая угроза, я выписываю все свои страхи на лист бумаги и критично оцениваю, что из этого может произойти в действительности, а что — плод моего богатого воображения. Когда «врагов» в два раза меньше, бороться становится значительно проще.
Когда боишься чего-то, чувствуешь себя неуютно. Когда боишься непонятно чего — еще неуютнее.
Мысленно выигрывайте
Итак, мы поняли, каких ситуаций и правда стоит опасаться. Но также мы знаем — нет никакой гарантии, что события будут развиваться именно по этому негативному сценарию, возможно, все сложится наилучшим образом. А что значит «наилучшим образом» для вас? Представьте себе, как вы приходите на работу и видите, что это — настоящая мечта. Коллеги доброжелательны, начальник понимающий и тактичный, ваше рабочее место — удобное и современное. Чего еще можно желать? Настройте себя на позитивный лад уже сегодня, мысленно победите все свои страхи, чтобы завтра прийти на работу в хорошем расположении духа и не ждать отовсюду подвоха.
Костюм с иголочки
Подготовьте одежду для первого рабочего дня заранее. Во-первых, окружающие явно не будут в восторге от новой коллеги, которая придет в офис в мятой юбке и застиранной блузке. Во-вторых, вы и сами будете чувствовать себя увереннее, зная, что одеты с иголочки. Большое значение имеет так же и то, какую именно одежду вы выберете. Конечно, если в компании существует дресс-код, то все довольно просто: соответствуйте ему, и проблем не возникнет. Но вот если четких правил нет, следует быть осторожной: никаких мини-юбок, детских футболок и джинсов с заниженной талией. Подумайте: вы и сами бы настороженно отнеслись к новенькой, заявившейся на работу в том, в чем она, скорее всего, вчера ходила в клуб.
Улыбайтесь, но не надоедайте
Покажите, что вы заинтересованы в этой работе и действительно хотите понять, что тут и к чему.
А теперь поговорим о первом рабочем дне. Ваше поведение ничуть не менее важно вашего внешнего вида. Вы же знаете, что улыбка обезоруживает, а чрезмерная услужливость настораживает, поэтому будьте приветливы с новыми коллегами, но не перегибайте палку: не стоит намеренно стараться кому-то понравиться и лезть из кожи вон, лишь бы новый начальник заметил вас уже сегодня. Возможно, он и заметит, подумав: «Кого я взял на работу?», но ведь этот совсем не то, что вам нужно. Поэтому не беритесь за все и сразу (никто и не ждет, что в первый рабочий день вы станете хватать звезды с неба), не хвастайтесь успехами и знаниями, а лучше впитывайте новую информацию, как губка. Покажите, что вы заинтересованы в этой работе и действительно хотите понять, что тут и к чему.
Как не провалить свой первый рабочий день
В кратце о первом дне за барной стойкой я уже рассказала, а теперь несколько личных наблюдений:
3) Первые время общайтесь со всеми с соблюдением формальностей, конечно, за исключением тех людей, которые сразу готовы общаться с вами на «ты», такие обычно проявляют эту готовность при первой же встрече с вами. Постарайтесь по ошибке не сказать «привет)» управляющей или владельцу, следует для начала прощупать почву. Это важно, потому что однажды я так и прокололась, и пришлось потом выслушивать.. Ну ничего, бывает:)
7) Не доверяйте всем подряд. Некоторые коллективы погрязли в глупых интрижках и сплетнях, не поддавайтесь на попытки кого-либо переманить новую кровь на свою сторону.
«1) Перед рабочим днем хорошенько выспитесь.»
Когда спишь не в режиме, самочуствие только хуже становится. Так что весьма спорный момент. Спать надо не много, а достаточно, и точно не по 12 часов.
Буфетчик
Прочёл я про работу в баре и вспомнил один случай. Вскоре после демобилизации лет 10 назад стал я искать работу. Был я молод и горяч и полон энтузиазма, но это было никому не интересно на тот момент и поэтому довольствовался малым, а именно пошёл в бармены.
Мое заведение представляло собой бар при бильярде и находилось в цокольном этаже популярного ресторана с общим хозяином. Разница между верхом и низом была в контингенте. В цоколь захаживали в основном непубличные и немногословные люди.
Работа барменом в таком месте оказалась непыльным делом, так как чаще всего заказывали чай или пиво и иной раз коньяк. Со скуки я начал изучать весь ассортимент от и до своего бара. Благо днём до этого было полно времени.
Старший бармен с первого этажа на это смотрел снисходительно, ведь заведение было не самым крутым в городе и такие знания были излишни, как он полагал.
Ооооо, как меня после этой фразы понесло (в хорошем смысле). Я рассказал ему про то, почему виски Isle отдаёт по легенде солоноватым привкусом. Рассказал ему про то, что на корпусе коньячных емкостей после замены из-за старости делают такие же вмятины, как и на исходном корпусе. Рассказал про отличия старого метода производства текилы и нового и ещё кучу всякого, что могло хоть как-то касаться моего бара, кроме ликеров, до которых я ещё не дошёл на тот момент.
Я пел и сверкал. Вселенная, возникла после Большого Взрыва; цивилизации появлялись и уходили на полку истории; и даже мои родители встретились в Воронеже только ради этого самого Дня. Мужик сидел и слушал меня как Державин слушал Пушкина, читающего свои стихи в лицее.
После того, как я доказал ему свою принадлежность к барменам, а не к простым «буфетчикам», мужик по-доброму улыбнулся, сказал «молодцом» и пошёл к столу играть партию.
А я еще пару часов почему-то очень собой гордился.
Вербовка в финансовые разводилы
С недавнего времени нахожусь в поиске работы. Работа в сфере IT, если кому интересно. Выложил резюме на известных ресурсах, обрабатываю звонки и сообщения.
На днях позвонили из компании, занимающейся, как следует из слов HR-девицы, консалтингом в финансовой сфере. В самом начале разговора она задала мне несколько глупых вопросов: сколько мне лет, где я работал до этого, где ранее учился (вопросы странные, потому что всё это указано в резюме, которое сейчас наверняка прямо перед её носом). Затем она спросила, где я живу, и сразу, не дав времени на ответ, добавила, удобно ли мне будет добираться до офиса в «Москва-Сити» (видимо, многие, услышав название этого крутого делового комплекса, загораются желанием поскорее приехать на собеседование и устроиться работать к ним, дабы получать 100500 рублей в неделю). Название компании она сама не сказала. Когда я спросил адрес, рекрутер сказала «башня Город Столиц Север, 5-й этаж», а затем извинилась и назвала «Башня Федерация Запад, 43-й этаж». HR путает адрес офиса? Уже интересно.
На часа было около 4-х часов после полудня, поэтому я был приглашён на встречу в тот же день на 6 часов вечера. Из интереса я согласился и полез на HH смотреть описание вакансии. В названии вакансии было скромно написано «Менеджер по работе с клиентами», а сама компания лаконично называлась «Консультант». Сама вакансия состояла из нескольких строчек, из которых вообще не было понятно, чем компания занимается, а функционал потенциального сотрудника был описан так, что если бы они просто написали «ты будешь работать», информативность вакансии не потеряла бы ничего.
Мне стало интересно, что же это за шарашкина контора, поэтому было решено не отказываться от визита в офис, чтобы хоть посмотреть, как он выглядит и какого вида работающие там люди.
Поднявшись на этаж, я увидел, что компания занимает его полностью. Напротив ресепа удобные кожаные диванчики, неплохой ремонт, нормальное освещение. Периодически туда-сюда снуют молоденькие парнишки в брюках и жилетах поверх белых сорочек. Девушки, работающие на ресепе и HR накрашены так, словно они в ночном клубе, а не на работе (ограничусь таким описанием, чтобы не опуститься до оскорбительного перехода на личности).
Мне и нескольким другим соискателям дали одностраничную анкетку, которую предложили заполнить. В ней нужно было указать ФИО, дату рождения, образование, контактные данные (телефон, почта и адрес), предыдущие места работы и зарплатные ожидания.
Затем нас по очереди вызвали на собеседование к менеджеру по подбору персонала. Не поверите, но там у меня снова спросили про возраст, образование и опыт работы (собеседование проводила та же девица, что и телефонный опрос). При этом перед ней было моё резюме, где всё это указано.
Когда я спросил об условиях труда, она отрепетированно оттарабанила: график 5/2 с 10:00 до 20:00, оклад 40 000 рублей на руки, с каждого нового клиента большие проценты, в первом месяце выйдет минимум 120 000, никаких холодных звонков, никаких вообще звонков, только работа с уже пришедшими в офис заинтересованными клиентами, проведение презентаций по финансовым услугам компании и подписание договоров. Далее, естественно, минимум 300 000 на руки в месяц, а успешные менеджеры зарабатывают ежемесячно по 600 000 и более. Потолка нет. Суть работы в том, чтобы после твоей презентации компании люди подписывали договоры и вкладывали в инвестиции большие суммы денег (чем больше вложат, тем больше получишь ты сам) и под руководством мудрейших специалистов компании зарабатывали на финансовых рынках.
С трудом сдерживая смех, я сказал, что мне это очень интересно и я хочу как можно скорее начать зарабатывать в их прекрасной компании сотни тысяч. В ответ женская версия Джокера (наиболее информативное описание её макияжа) попросила разрешения сфотографировать меня и в случае одобрения руководства в этот же день (на часах было уже 18:20) позвонить и пригласить на 5-дневную стажировку, где меня «всему обучат».
Стоит ли уточнять, что она мне в 8 позвонила и пригласила через 2 дня приходить в офис стажироваться?
Естественно, я ушёл оттуда во время обеденного перерыва, удовлетворив свой интерес. Компания является типичной финансовой шарагой, обзванивающей людей и предлагающей вложить деньги в неведомую хрень. Лох не мамонт, поэтому потенциальных клиентов у этой и остальных конторок немало. Ищут преимущественно вчерашних студентов (как я и несколько других 30-летних туда попали, не знаю), обещают их золотые горы. Судя по промышленному масштабу собеседований (только при мне на протяжении часа пришло около десятка человек), текучка кадров в компании ужасная. Естественно, никто там не зарабатывает приличных денег, кроме организаторов всего этого шабаша.
А расскажите, как вы привыкали к новой работе
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
это самый трЭш. тоже столкнулась с этим. порой бываю в полнейшем недоумении.
Избавляемся от страха перед первым трудоустройством
Кадр из к/ф «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
Недавно я проводил очередное индивидуальное занятие по программированию. В отличие от обычных занятий, темой стала не конструкция языка и не проблема при решении задачи. Студент поделился своим беспокойством на тему будущего трудоустройства. Сам ученик был довольно сообразительным. Один из тех, кто приходит на курсы, проходит всю программу быстрее всех и с оригинальными решениями, но все время искренне недооценивает себя. На мой взгляд, такие сомнения возникают только от недостатка информации. Этот пробел я постарался заполнить экспромтом во время занятия.
Вопросы были примерно такие:
Статья писалась от разработчика для разработчиков. Однако если вы планируете заниматься тестированием, администрированием или чем-нибудь другим в IT, то часть советов вам тоже пригодятся.
Вообще не наймут
Когда представляешь себе, что ежегодно множество университетов выпускают сотни студентов, то становится неуютно. Как конкурировать с такой огромной толпой?
К сожалению далеко не все выпускники имеют достаточную техническую подготовку. Попробуйте спросить какого нибудь знакомого студента из универа: как люди в его группе получают допуск к экзаменам по дисциплинам вроде «базы данных» или «основы алгоритмизации и программирования»? В группе из 30 человек в лучшем случае найдется 3-5 «продвинутых» ребят, которые все реально сделали сами. Остальные просто списывают у них, зубрят ответы на вопросы и сдают.
Так было когда я учился сам. Однако мой опыт мог быть нерепрезентативен. Поэтому этот вопрос я задавал нескольким разным студентам. Ответ был примерно такой же. Отвечающие были из разных ВУЗов и колледжей. Рассуждения о причинах оставлю за пределами этой статьи. На полноценное исследование меня не хватит, поэтому я сделаю вывод из имеющихся фактов.
Cреди сотен выпускников, лишь пара десятков представляют интерес для работодателей
Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение
Чтобы прохождение собеседований не превращалось в безумие, после каждой новой попытки нужно становиться лучше. Запоминайте или записывайте вопросы, которые вам задавали во время собеседования. По возвращению домой, просматривайте этот список и проверяйте себя с помощью интернета. Так вы поймёте где ошиблись вы, где — интервьюер. Такое тоже бывает. Повторите или изучите темы, в которых вы ответили плохо, и попробуйте снова.
Кроме того, существует ярко выраженная сезонность рынка труда. Грамотные компании планируют найм с учётом дат выпуска из учебных заведений. Весной вакансий для новичков больше, чем в остальное время. Однако и конкуренция в это время выше.
Тупой — уволят
Когда принимают на работу человека без опыта, к нему есть соответствующие ожидания.
От новичка на работе ожидают:
Еще бывают технические вводные курсы, но их полезность сомнительна. Если дело дошло до трудоустройства, значит наниматели убедились что вы имеете какой-то достаточный уровень знаний. Лучше всего такие курсы просто пройти добросовестно, как небольшую формальность. Может быть в них действительно будет что-нибудь полезное.
Когда вы приступите к работе, помните, что новичку точно не поручат решение срочной, сложной и одновременно важной задачи. Скорее всего будет только одно из этих свойств. Либо простое, но срочное: поправить верстку, переслать кому-нибудь какой-нибудь файл, воспроизвести проблему. Либо сложное, но без всякой надежды на завершение — ради того, чтобы новичок собрал побольше граблей. Либо важное, но экспериментальное. Например проект, который все давно хотят, но не могут выделить время на реализацию.
Задачи по освоению инструментария будут «сложными» и искусственными. Скорее всего это будет упрощенный вариант основной системы. В подобных задачах используется тот же стек технологий и те же термины из предметной области, что и во всем проекте. При этом результат выполнения не будет отдаваться конечному пользователю. Это может демотивировать, но этому настроению лучше сопротивляться. Искусственную задачу нужно делать добросовестно, как будто от нее зависит судьба проекта.
Результат решения вашей первой задачи составит первое впечатление о вас у коллег, которых не было на собеседовании.
Другой вариант задачи на освоение инструментария это «запустить проект на локальной машине/тестовой среде». Иногда этот процесс описан в инструкции. Но они, как правило, старые и местами неактуальные. Можно принести реальную пользу проекту, если написать новую инструкцию с уточнениями по возникшим проблемам. Наверняка в ВУЗе приходилось писать РГР для отчёта по каким-нибудь дисциплинам. Тут почти то же самое. В документе должны быть отражены действия, которые нужно выполнить для запуска.
Обычно действия для запуска продукта на тестовой среде примерно такие:
В процессе запуска системы локально неизбежно будут возникать непредвиденные проблемы.
Некоторые задачи могут казаться простыми для опытных разработчиков и вызывать затруднения у стажёров. Это нормальное явление.
Оформление ваших изысканий в виде документа позволит:
Вам нужно уметь рассказывать статус своих задач коллегам
Периодически, коллеги будут интересоваться вашими успехами и делиться своими. На это ежедневно или еженедельно выделяют немного времени.
Если вы не отслеживаете встреченные и решенные проблемы, то описание ваших успехов будет выглядеть как: «Я попытался сделать задачу, но у меня не получается. Пока что ищу решение». Из такого рассказа не ясно, делал стажёр что-нибудь или просто сидел хабр читал. Нужна ли ему помощь? Изменилась ли ситуация со вчерашнего дня?
Если вести документ с поиском решений, то можно будет сказать «я пытаюсь сделать вот эту задачу. У меня возникали такие ошибки. Такие то я решил вот так. Вот с этой ещё не справился. Есть вот такие гипотезы и варианты решения. Сейчас проверяю их».
Если задача хоть как-то может быть измерена, то в статусе должны звучать цифры. Например для задачи «написать юнит тесты для модуля» можно сказать «планирую сделать 20 тестов, сейчас написал 10».
Чем больше подробностей вы сообщите, тем лучше ваши коллеги будут понимать что вы делали. Это сформирует у коллег положительное отношение к вам и позволит им понять, нужна вам помощь или нет.
Не стесняйтесь обращаться за помощью
Выше я писал, что при появлении проблемы, вам нужно формулировать гипотезу о ее причинах и варианты решения. Однако бывает такое, что гипотезы не оправдываются, а самостоятельно найденные решения проблемы не работают. В таком случае, лучше попросить помощи. Чтобы не злоупотреблять вниманием коллег, над каждой проблемой нужно посидеть самостоятельно. Если за пару часов не удалось найти решения, пора искать совета у более опытных товарищей.
Лучше всего начать с вопроса: «сталкивался ли кто-нибудь с проблемой раньше?» с кратким описанием проблемы. Желательно приложить кусок сообщения об ошибке или скриншот. Это сообщение первый раз лучше направить в какой-нибудь общий чат по работе. Так вы не отрываете от работы тех, кто действительно занят. Свободные коллеги при этом увидят ваше сообщение и смогут помочь.
Если после сообщения в общем чате никто не помог, попробуйте поймать опытного коллегу во время перерыва: обеда, похода за чаем/кофе, партии в теннис или перекура. Если такого не получилось, то сообщите о своих затруднениях на летучке или стендапе.
При решении известных проблем на этом все может и закончиться. Если же проблема новая, то начнется расследование, где нужно будет действовать по обстоятельствам.
«Важные» задачи новичков, которые нужны конечному пользователю, будут скучные и маленькие. Например «добавить дополнительную колонку в отчет» или «поправить опечатку в печатной форме» или «реализовать метод модели для загрузки атрибутов клиента из СУБД». Цель таких задач в том, чтобы новичок ознакомился с предметной областью и встроился в ежедневную работу.
Важно не только технически решить задачу, но и расширить знания предметной области.
В описании задачи, в чатах и разговорах будут встречаться термины. Они могут выглядеть как давно знакомые существительные. Однако в рамках информационной системы, у них появляется особенный, более точный смысл. Значение обнаруженных терминов лучше всего записывать в специальный документ — словарь терминов. При добавлении в словарь достаточно написать свое понимание слова, а за настоящей расшифровкой лучше обращаться к аналитику. Если он отсутствует, то к старожилам проекта. Ведение словаря терминов — один из простейших способов приобщения к предметной области проекта.
Как только вы найдете общий язык с коллегами, они начнут видеть в вас не новичка-стажера, а равного себе специалиста.
Есть особенные задачи, например «написать юнит-тесты на модуль». На ней вряд ли можно надолго застрять с поиском решений. При этом она достаточно серьезная и даётся не только для обучения стажёра. Написанные тесты увеличивают стабильность проекта путем уменьшения багов в приложении и уменьшения времени на тестирование людьми. В идеальном мире юнит-тесты пишутся сразу по ходу разработки, но реальность как всегда иная. Бывает что разработчик модуля полностью удерживает его в голове и не видит необходимости их писать. «Все очевидно, что тут тестировать?» Иногда модули пишутся в авральном режиме и на юнит-тесты не остаётся времени. Так что в реальном мире юнит-тестов может не быть. Поэтому задачу по написанию юнит-тестов поручают новичку. Так стажер сможет быстрее освоиться в проекте, а проект сможет сэкономить время более высокооплачиваемых специалистов.
Бывает, что стажерам и новичкам поручают роль полноценных тестировщиков. Обычно перед этим нужно развернуть продукт локально и почитать требования. В качестве результата от нового сотрудника ждут:
Накосячишь — уволят
В нормальной организации, если вдруг случится такое, что неопытный сотрудник получит к доступ к чему-нибудь критичному и что-нибудь испортит, то виноват будет тот, кто допустил такое. Потому что у новичка по-умолчанию нет доступа к критичной инфраструктуре. При адекватном руководстве, спускать всех собак на неопытного стажёра не будут.
Если вдруг что-нибудь случится, то увольнять из за одного инцидента не будут. На ошибках люди учатся. Накосячивший стажёр получил ценный урок и этим сильно отличается от других стажёров. Если уволить накосячившего, то на его место придет другой и накосячит точно так же.
Главное — учиться на ошибках и больше их не повторять.
Даже если вас лично не уволят за косяк, такое происшествие доставит нежелательных проблем вашей команде и проекту в целом. Поэтому будьте особенно аккуратны с операциями удаления или создания таблиц в базе данных, файлов, инстансов сервисов и документов в базе знаний по проекту. Если встречаете адрес нового подключения, уточните хотя бы у двух разных людей, что там можно делать. Проверяйте свои права на окружениях не методом проб и ошибок, а соответствующими командами. Например права на удаление файлов с помощью команды `ls`, права на работу с таблицами в mysql с помощью команды `SHOW GRANTS FOR ‘user’@’host’;` и тому подобное. Практически в любом инструменте у вас будет подобная возможность.
При редактировании файлов, на всякий случай сохраняйте себе копию оригинала.
Между стажером и конечным потребителем выстраивают несколько барьеров.
Если бы вы могли сразу отдать свой продукт потребителю, вы бы смогли не устраиваться на работу, а пуститься в «свободное плавание». Но пока у вас нет такой возможности (а заодно и ответственности), вам нужно пройти несколько стадий контроля на проекте.
Первая из них — проверка наставником. Он оценивает решение новичка с технической точки зрения. Если наставник не был назначен, то нужно его найти. Для этого нужно выбрать кого-нибудь из старожилов проекта и на перерыве попросить его посмотреть решение: правильно ли решена задача? Если начнет смотреть и отвечать, значит наставник найден. Если проигнорирует — значит стоит спросить ещё кого-нибудь.
Следующая стадия — Quality Assurance. По-русски — тестировщики. По советски — нормоконтроль и ОТК. Они должны убедиться, что результат работы стажёра соответствует поставленной для него задаче. Они редко будут вчитываться в код. Чаще всего тестировщики будут проверять собранный проект, который разработчик сохраняет в системе контроля версий.
Третья стадия — релиз менеджер. Отдельного человека для этой задачи может не быть, но роль все равно кто-то исполняет. Он проверяет, что тестировщики подтвердили что проект можно выпускать. После этого, он выполняет действия по доставке продукта конечным пользователям.
В мелких организациях эти барьеры по различным причинам могут отсутствовать. Однако в них не поставят новичку задачу на изменение чего-то важного. Потому что этот риск никому не нужен.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Наполеон Бонапарт
Надеюсь, что статья поможет вам перебороть свою неуверенность и отправить своё первое резюме. Разумеется, вы предварительно должны подготовиться. Но не нужно чрезмерно затягивать. Вы скорее всего и так уже несколько лет проучились в ВУЗе или колледже. Куда уж дальше тянуть? В конце концов, лучше один раз услышать «нет» от специалиста и провести работу над ошибками, чем каждый день говорить «нет» самому себе и остановиться в профессиональном росте.
После трудоустройства нужно сконцентрироваться на том, чтобы вырасти из стажера в полноценного члена команды. Подобный рост обычно сопровождается увеличением вашей оплаты труда.