божье тело праздник польша
Божье тело праздник польша
История этого праздника началась в 1246 году в Льеже, в 1264 году Папа Урбан IV включил его в литургический календарь. Колыбелью празднования Corpus Christi в Польше был Краков. Сохранилось документальное свидетельство о праздничном шествии в краковской епархии в 1320 году. С тех пор краковская процессия является одной из самых живописных и длинных – она начинает свой путь на Вавеле и заканчивает его в Мариацком костеле. В давние времена в ней принимали участие польские короли, их приближенные и шляхта. Через неделю после этого праздника по городу проходит шествие Лайконика (Lajkonik) и устраивается избрание Короля стрелков из членов ремесленных гильдий (Wybory króla kurkowego).
В Варшаве главная праздничная процессия начинается у Кафедрального собора Иоанна Крестителя, проходит через Замковую площадь, затем следует по Краковскому Предместью. В этот день во времена правления саксонских королей в Варшаве устраивались фейерверки, впоследствии запрещенные королем Станиславом Августом Понятовским.
В Спыцимеже (гмина Унеюв в Лодзинском воеводстве) до сих пор сохранилась традиция устилать двухкилометровый путь процессии орнаментальным ковром из цветов, листьев и веток.
В праздник Тела и Крови Христовых по улицам проходит процессия во главе со священниками, отслужившими в костеле торжественную мессу, в сопровождении верующих, одетых в нарядную или традиционную одежду. Священнослужители несут под балдахином дароносицу и поочередно подходят к четырем алтарям, заранее установленным на пути следования шествия, устланного лепестками роз, возле которых читают фрагменты Евангелия, связанные с евхаристией, и благословляют паству. Алтари, украшенные цветами, веночками, березовыми ветками, символизируют четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В год столетия восстановления независимости Польши (2018) престолы имели и метафорическое значение – четыре пути страны к свободе: наука, вера, культура и оборона. Небольшие веночки, сплетенные из душистых и лечебных трав и цветов, среди которых может быть полынь, очиток, копытень, тимьян, росянка, незабудка, шиповник, жасмин, пион, давно стали атрибутом праздника – ими украшают храмы, а по окончании торжеств, длящихся в течение восьми дней (октавы), прихожане забирают их домой.
В 2017 году я наблюдал за процессией Corpus Christi у костела Святого Семейства на Крупувках в Закопане, которая имеет свои традиции. Почтенные гуральки в ярких вышитых нарядах, в коралловых украшениях после богослужения проносят вокруг храма статую Богоматери и изображение Святого семейства. Девочек, несущих подушечки с вышитым изображением кровоточащего сердца и Ченстоховской иконы, окружают сверстницы, держащие разноцветные ленты.
В 2019 году праздник Божьего Тела отмечается 20 июня, а в 2020 году – 11 июня.
Фотографии Константина Маслова
Праздник Божьего Тела в Польше
В мае или июне каждого года в католических странах отмечается Corpus Christi – праздник Тела и Крови Христовых. Он связан с почитанием евхаристии. Праздник отмечается в четверг, следующий за Днем Святой Троицы, спустя шестьдесят дней после Пасхи. В каждом регионе Польши он имеет свои особенности и неповторимый колорит.
Праздник Тела и Крови Христовых в Польше
Фоторепортаж с празднования Праздника Тела и Крови Христовых в 2016 году ищите здесь.
День этот является в костёльной классификации Торжеством, то есть занимает высшее место среди католических церковных праздников. В этот день верующие обязаны посещать мессу и воздерживаться от любой работы, которая не является крайне необходимой.
Праздник не имеет чётко установленного дня в календаре и отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, на одиннадцатый день после Пятидесятницы (Pięcdziesiątnica, Zesłanie Ducha Świętego – Сошествие Святого Духа или, как этот день часто называют в Польше, – Zielone Świątki – Зелёные Святки).
В 2017 году праздник отмечается 15 ююня.
Праздник Boże Ciało, известный также как Corpus Christi (лат.), был установлен 11 августа 1264 года папой римским Урбаном IV, а утверждён он был в 1314 году папой Климентом V – он и дал празднику название. Праздник призван был приблизить верующих к различным аспектам присутствия Христа в Таинстве Евхаристии. Первое упоминание процессии Корпус Кристи в Польше относится к XIV веку. Прошла она в Плоцке (Płock). Задокументированное праздненство, от которого можно вести официальный отсчёт, относилось к краковской епархии. Зафиксировано оно было в 1320 году. Вскоре (в масштабах истории, разумеется), примерно к середине XV века, праздник уже был известен во всей Польше. К концу века XVI счёт участников процессий шёл уже на тысячи.
Уличные процессии
Традиция тысячных процессий неуклонно развивалась, превращаясь в массовое движение.
Вот и в наши дни, в Праздник Тела и Крови Христовых, по улицам Польши проходят яркие поющие потоки людей, объединённых возвышенностью происходящего.
В этот день после окончания мессы формируется процессия, впереди которой идёт ксёндз, ступая по устланной цветами и лепестками дороге, держа в руках накрытую балдахином Дароносицу. На улице под открытым небом сооружаются четыре алтаря, прибранные зелёными веточками берёзы и цветами. Кругом разносится запах ладана. Нарядно одетые девочки рассыпают из специальных красивых корзинок лепестки роз перед процессией, которая поочерёдно подходит алтарям. Возле каждого из них произносится молитва.
Количество алтарей, разумеется, не случайно и имеет своё значение, как и всё в этом празднике.
Они символизируют четыре стороны света, четыре элемента жизни: огонь, воду, землю и воздух – созданные по Слову Бога, и четыре Евангелия: от Марка, Матфея, Луки, и Иоанна. Процессии могут проходить как по улицам, так и вокруг храма. В этом случае они приобретают форму круга как символа идеальности мироздания. Шествия, проходящие по улицам, имеют форму квадрата, что символически является равнозначным кругу. Квадрат тоже даёт абсолютную законченность, как и круг.
В давние времена процессии ходили вокруг костёла на протяжении всей октавы, то есть 8 дней праздника Корпус Кристи. Восьмёрка в литургике тоже имеет символ законченности, бесконечности и совершенства – как квадрат или круг. Если мы присмотримся поближе, то увидим, что духовные праздники в Польше привязаны именно к октаве – восьмёрке. Ранее торжественность сопровождала всю октаву. Всё это время звонили колокола, по улицам разносилось молитвенное пение, возле четырёх алтарей проходили сценические представления с библейскими персонажами, а также читались стихи на духовные темы.
На протяжении столетий Праздник Тела и Крови Христовых оброс в Польше рядом традиций, обычаев и атрибутов. В частности, это касается украшений алтарей. Со временем – это хорошо видно в современном обличии праздника – традиция украшения четырёх алтарей перенеслась верующими на улицы города. Повсеместно украшаются дома, улицы, причём даже те, по которым процессия идти не будет. Традиционным украшением являются веточки берёз, цветы, разнообразные венки. Обычай этот укоренился и распространился так широко благодаря вере в то, что венки, цветы и ветви, освящённые у алтарей, приобретают целебные свойства.
Венки: украшение и польза
Небольшие веночки, величиной с ладонь, перетянутые красной праздничной лентой, висели после мессы в костёлах на протяжении всей октавы праздника Тела и Крови Христовых, украшая помещения храма. Считалось, что венки эти под воздействием времени (8 дней) набирают чудодейственной силы. После окончания октавы праздника любой желающий мог забрать веночки домой. Венки плели и сами верующие. Со временем венок стал неотъемлемым атрибутом праздника.
Было в этом и прагматичное зерно. Дело в том, что венки часто изготавливались из цветов и трав, которые и так обладали лечебным свойством.
До сих пор в венках используются целебные травы. Одной из основных трав в венке была полынь лечебная – божье дерево (bylica boże drzewko). Она обладала приятным запахом и могла после высушивания использоваться в качестве приправы для мясных блюд. Она же играет немаловажную роль в венках в ночь на Святого Иоанна (Noc Kupały или Noc Świętojańska). Кроме того, в венке использовались розмарин, незабудки, ромашка, маргаритки, васильки, полезнейший по своим свойствам копытень, росянка, мать-и-мачеха, ежевика, пижма, любисток и другие травы. Если посмотреть на их разнообразие и учесть, что они сплетались в венок, который в дальнейшем высушивался, то нетрудно догадаться, что человек получал запас лекарственных трав на очень и очень долгое время. Кроме этого, цветки и травы обладали и своей символикой в венке. Все они использовались в ритуальных целях ещё в дохристианские времена. К таким же древним временам относятся и верования, что в октаву Корпус Кристи активизируются духи и чародеи.
В Польше, богатой традициями земледелия, венкам придавали особое значение в вопросе защиты полей. Хозяева пашен – а это было подавляющее большинство жителей Польши – приходили на службу в храмы с четырьмя венками. Венки освещались вместе с четырьмя чтениями Евангелия, выписанными на четырёх отдельных листках, свёрнутых в трубочку. После венки закапывались в четырёх концах поля. Земледельцы верили, что эти освящённые веночки защитят посевы от града в течение года. Примерно такое же применение находили и веточки с алтарей. Их втыкали по периметру поля, чтобы обезопасить его от вредителей. Обычай отрывать веточки от украшения алтарей до сих пор является распространённой в Польше традицией.
Символ любви
Многотравные венки были и символом любви. Девушки вили парням маленькие веночки и надевали им на левую руку, что-то вроде обручального кольца. Венки покрупнее вешались над дверями в овины, хлев, хозяйский дом и над окнами. Считается, что они – оберег от града, грозы и молнии. Также их подкладывали под фундамент при закладке дома. Выезжая в поле пахать, клали венок в первую борону, «чтобы Бог благоволил урожаю». Их же клали на пол в овины, в место, где сгрузят первый собранный урожай зерна. Дымом венка окуривали скот, отправляя его впервые после зимы пастись на луга, а также посуду и места приготовления хлеба.
Почитание хлеба
С самых своих начал Праздник Тела Христова, был неразрывно связан именно с хлебом. Хлеб, по христианской традиции, заложенной самим Иисусом Христом, символизирует Тело Спасителя. В Польской культуре хлеб почитался как первейшая и важнейшая пища, ведь он является даром Бога человеку и напоминанием жертвы Христа. Это повлияло и на процесс обращения с хлебом как с продуктом.
Так нельзя было кушать хлеб с покрытой головой, брать хлеб грязными руками, с хлебом запрещалось играть, нельзя было также лепить из него фигурки. Даже малейшие крохи хлеба не выбрасывались, а сжигались в печи.
Повсеместно существовали специальные метёлки и лопаточки для собирания крошек хлеба со стола.
Каравай хлеба нельзя было класть вверх ногами, нельзя было бросать, вынув из печи, да и вообще нельзя было тыкать в хлеб ножом. Не то что кидаться хлебом, но даже случайно уронить его считалось грехом. Уронивший должен был быстро поднять и трижды поцеловать кусок. Обычай целования хлеба жив в Польше до сих пор. Он присутствует в момент приветствия молодожёнов или гостей «Хлебом-солью». Возвращается в обычай выпекание специальных хлебцев к празднику.
Лайконик
Яркие зрелищные процессии на улицах Польши в День Тела и Крови Христовых – это зрелище, которое можно описывать очень и очень долго, но лучше всё же один раз увидеть самому. Точно одно. Оказываясь в гуще событий, даже далёкие от веры люди проникаются атмосферой всеобщего духовного подъёма и светлой радости. Традиционно выделяется на фоне остальных польских городов Краков. То, что происходит там, можно сравнить с бразильским карнавалом, только с духовным началом. Насколько красочными были торжества в Кракове уже в давние годы, можно судить по указу краковского епископа, имевшему место в 1787 году. Уже тогда традиционная для Кракова процессия с Лайкоником возбудила в нём смущение своей пёстростью и перехлёстывающей нарядностью. Епископ наказал «братствам и цехам принимать участие в процессии без одежд вычурных, либо чересчур броских, или смех пробуждающих, а только чтоб были они согласны с уставом Костёла Святого и побуждали чтоб к христианским добродетелям и набожности». Под запретом оказался один из самых ярких персонажей процессии – Лайконик.
Лайконик – один из символов Кракова, связанный с наездом татаро-монгол на польские земли в 1241 и 1247 годах.
Вторым символом является гейнал (Hejnał), звучащий с башни костёла Святой Марии на центральной площади. Этот персонаж изображает татарского всадника в стилизованном восточном костюме. Он пляшет на протяжении всего своего маршрута по улицам города, размахивая знаменем Кракова. С вышеупомянутым указом прервалась история Лайконика в процессии. Но пляски «татарского» кукольного всадника так нравилась краковянам, что Лайконика попросту сдвинули по времени. С тех пор Лайконик танцует в октаву праздника Тела и Крови Христовых. Но, как мы уже сказали, лучше один раз увидеть.
День торжества Тела и Крови Христовых в Польше или «Божье тело»: первый летний праздник
В этот день в Польше выходной, не работают магазины и государственные учреждения. Во всех городах страны устраиваются праздничные процессии, дома украшаются цветами, в окнах горят свечи. Впереди идет ксендз с накрытой балдахином дароносицей. Девочки в белых одеждах бросают перед процессией лепестки цветов. Это праздник Тела Христова, который выпадает всегда на четверг, следующий за днем Святой Троицы.
В прошлом на Божье тело году не было массовых процессий на улицах городов, всем нужно было соблюдать дистанцию, поэтому возможны были только скромные шествия после мессы вокруг костела. В этом году светлый праздник попадает на начало смягчения карантина во всей Польше, хотя некоторые ограничения еще останутся с нами. Процессии будут, но пока четких предписаний на этот счет не было. Остается только верить в том, что уже в следующем году этот красивый праздник вернется в Польшу во всей своей торжественности.
Традиция праздновать торжество Тела и Крови Христовых у католиков восходит к 1264 году. Официально он был утвержден и получил название Corpus Christi в 1314 году папой Климентом V. Отмечается этот день в четверг, следующий за Днем Святой Троицы. Праздник Божьего Тела связан с таинством Святого Причастия, которое рассматривается как священный дар, оставленный Христом церкви во время последней вечери. Есть легенда, что один чешский священник, котого мучали сомнения об присутствии в причастии тела и крови Христа, увидел во время Мессы кровь, брызнувшую из Причастия на льняную салфетку на алтаре. Священник отвез салфетку в резидентцию папы Урбанта, это было за год до 1264 года, когда папа объявил торжественную буллу, установившую праздник.
Boże Ciało: что значит этот праздник и как его отмечают?
31 мая в Польше отмечают Божье Тело (Boże Ciało). В этот праздник нужно идти в церковь и воздерживаться от ненужной работы — как и в каждое воскресенье.
Помимо воскресений, Божье тело является одним из 10 праздников, посвященных Церкви. Из-за того, что это подвижный праздник, у него нет фиксированной даты, и многие люди не знают, как рассчитать, когда Божье тело выпадает в следующем году. Принцип очень прост: Божье тело выпадает на четверг сразу же после праздника Святой Троицы. Как правило Божье тело выпадает на 60-й день после Пасхи.
Божье тело — это праздник с историей менее 1000 лет. В 1246 году его создали для епархии Льеж, что находится в Бельгии. Это сделал местный епископ Джулиан Морт Корнильон. Шесть лет спустя праздник распространился на всю территорию Германии. В 1264 году Папа Урбан IV ввел Божье тело в категорию церковных праздников. В 1849 году провозгласили праздник драгоценной крови Господа Иисуса Христа. В 1969 году литургическая реформа Папы Павла VI объединила эти два празднования и с тех пор Божье тело празднуется так как сегодня.
Божье тело, прежде всего, ассоциируется с шествиями на улицах города. Четыре алтаря построены в разных местах, украшают цветами. Процессии проходят через эти алтари вместе со Святым Причастием. Четыре алтаря обозначают четыре Евангелие. К этому празднику принято украшать улицы, по которых пройдут шествия. Во время процессии дети посыпают цветами или лепестками дорогу по которой идут. Все это является выражением радостного и благодарного характера этого праздника.
Божье тело — выходной день. Из-за того, что в этом году праздник припадает на четверг, многие люди берут один дополнительный день отпуска в пятницу. Погода сейчас отличная, поэтому расширенный уик-энд — отличная возможность для отдыха.
Поляки отмечают праздник Тела Господня
По случаю праздника Тела Господнего в Польше сегодня выходной день. Во всех городах и селах проходят шествия.
Ежегодно в четверг после Троицы в Католической Церкви отмечается торжество Тела и Крови Христовых (Corpus Christi – по латыни), в народе говорят – праздник Тела Господня. Во многих странах он стал поистине народным праздником, но в Польше его отмечают по-особенному. В этот день устраиваются праздничные шествия (процессии) – как в больших городах по небольшим маршрутам, так и в маленьких – почти через всю местность. Дома вдоль дорог, по которым движется процессия, украшают цветами и флагами, в окнах ставят зажженные свечи и иконы. Выходя на улицы в праздничном шествии, католики публично демонстрируют свою веру в реальное присутствие Бога в Евхаристии. Священник в специальной дароносице, которая называется «монстранция» (от лат. monstrare – показывать, демонстрировать), несет Тело Христово. Внешне оно выглядит как белый, плоский, круглой формы кусочек пресного хлеба. Существует красивая традиция – во время шествия маленькие девочки в белых платьях разбрасывают лепестки цветов.
В Польше праздник Тела Господня соединил в себе строгую обрядность церковной службы, церемониальное шествие, традиции региональной культуры и игровые элементы. Например, в город Лович, что на востоке страны, на праздник Божьего Тела съезжаются туристы, чтобы посмотреть красочную процессию. Ее фотография в 1924 году попала на обложку журнала National Geographic. Это очень красивое и яркое шествие: все жители, от мала до велика, в национальных костюмах несут хоругви, флаги, статуи, украшенные разноцветными ленточками. В 2014 году процессия Божьего Тела в Ловиче была внесена в Польский список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Корни праздника Тела и Крови Христовых восходят к XIII столетию и связаны с историей чешского священника из Праги, которого мучили сомнения о реальном присутствии в Причастии (или Пресвятых Дарах) тела и крови Иисуса Христа, как утверждает догмат. По пути своего паломничества в Рим священник остановился в городе Больсена. Там во время Мессы, которую он служил, из Причастия брызнула настоящая кровь на льняной покров, специальную салфетку, на алтаре. Впечатленный произошедшим священник отвез покров с каплями крови в Орвието, где в то время находилась резиденция Папы Римского Урбана IV. Год спустя, в 1264 г., Папа обнародовал торжественную буллу, утверждающую для всего католического мира праздник Тела Господня. Покров с пятнами крови до сих пор хранится в кафедральном соборе в Орвието. В Польше праздник Божьего Тела начали отмечать в XIV веке. Первая евхаристическая процессия состоялась в 1320 году в Кракове. Праздник Тела Господнего отмечается в четверг, в Польше выходной. В этот день не работают также в Австрии, Португалии, Хорватии и частично в Германии, Швейцарии и Испании. (В России, как и во многих других странах, этот праздник отмечается в ближайшее воскресенье. — ред.)