британник судно на дне

Проклятие «Титаника». Почему затонул «Британник»

21 ноября 1916 года лайнер «Британник», брат-близнец погибшего за 4 года до этого «Титаника», повторил его судьбу. Хотя корабль был существенно доработан после гибели «Титаника» и считался ещё более непотопляемым, он затонул в три раза быстрее своего собрата.

Ещё более непотопляемый

«Титаник» затонул в своём первом плавании в апреле 1912 года. К этому моменту «Британник» ещё находился в стадии закладки. Гибель «Титаника» наглядно продемонстрировала, что создатели корабля были слишком самонадеянными, когда заявляли о его непотопляемости, поэтому со строящимся судном была проведена работа над ошибками. Изменения в проект вносились прямо по ходу строительства.

В первую очередь решено было сделать его ещё более непотопляемым, для чего были созданы дополнительные водонепроницаемые отсеки и усилены борта судна. «Титаник» мог остаться на плаву в случае затопления четырёх отсеков. «Британник» выдерживал затопление шести отсеков, что считалось достаточной гарантией от быстрого затопления.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Также, учитывая явный недостаток спасательных средств на погибшем корабле, на «Британнике» число спасательных шлюпок и их вместимость были существенно увеличены. Несколько шлюпок были оборудованы двигателями.

Существует популярная легенда, что первоначально корабль должен был называться «Гигантик», как и все остальные корабли класса «Олимпик», получившие названия в соответствии с древнегреческой мифологией. Но после катастрофы «Титаника» создатели якобы из-за суеверий сменили несчастливое имя на более нейтральное — «Британник». Однако компания White star lane — создатель и владелец корабля — всегда отрицала переименование. В архивах верфи Harland & Wolff, на которой строился корабль, также не обнаружено упоминаний названия «Гигантик».

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

В начале 1914 года лайнер был спущен на воду. Однако вскоре началась Первая мировая война, и из круизного лайнера судно было переоборудовано в плавучий госпиталь. Благодаря своим размерам судно могло принять на борт более 3,3 тысячи пассажиров и членов экипажа, что делало его одним из крупнейших судов в мире.

На протяжении всего срока службы корабль курсировал между Британией и островом Лемнос в Эгейском море, откуда забирал раненых и вывозил их на родину.

В целом служба корабля не омрачалась никакими инцидентами. За два с лишним года он лишь раз попал в сильную бурю, которая не нанесла никаких повреждений. Кроме того, корабль побывал на карантине после того, как несколько членов экипажа получили пищевое отравление.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

12 ноября 1916 года корабль вышел из Саутгемптона и направился на Лемнос, чтобы забрать очередную партию раненых. На борту корабля находилось 1065 человек — члены экипажа, врачи и медсёстры.

Однако капитан корабля Бартлет быстро понял, что ситуация критическая и даже хуже, чем на «Титанике». Первые четыре отсека были затоплены буквально за несколько минут. Корабль мог остаться на плаву даже при шести затопленных отсеках, однако дверь в одной из переборок заклинило, и вода продолжала поступать в другие отсеки. Осложнило ситуацию и то, что утром медсёстры открыли иллюминаторы в каютах на нижних палубах, чтобы проветрить помещения (тем самым нарушив инструкции по безопасности). По мере того, как корабль кренился на правый борт, вода стала проникать и через них.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Капитан Бартлет попытался направить корабль к острову, но понял, что в движении вода только быстрее проникает во внутренние помещения и корабль не дотянет до берега. В этот момент на палубе уже выстроились пассажиры и члены экипажа, готовые к эвакуации. Капитан не отдавал приказа о спуске шлюпок на воду, намереваясь прежде заглушить двигатель. Однако занимавшиеся эвакуацией члены экипажа без его приказа спустили на воду несколько шлюпок, опасаясь того, что корабль затонет слишком быстро и у них может не хватить времени на эвакуацию.

Однако, поскольку к этому моменту ещё не успели заглушить двигатель, первые шлюпки засосало прямо под гребные винты накренившегося судна. 30 человек погибли под винтами корабля. Остальные 1035 человек спаслись. Самым удивительным случаем, несомненно, было спасение медсестры Вайолет Джессоп, которая умудрилась выжить во всех трёх катастрофах на кораблях класса «Олимпик»: на «Титанике», на «Олимпике» и на «Британнике». Причём в последнем случае она была как никогда близка к гибели, поскольку находилась в одной из шлюпок, которые засосало под винт корабля, но сумела выплыть.

Большое количество спасённых объясняется не только образцовой эвакуацией с корабля, но и другими факторами. В частности, местом крушения. «Британник» затонул в куда более «обитаемом» и судоходном районе, помощь подоспела очень быстро. К тому же температура воды составляла около 20 градусов, тогда как большая часть пассажиров «Титаника» спаслась с тонущего судна и погибла уже в ледяной воде, не дождавшись помощи.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

«Британник» стал одним из крупнейших кораблей, потерянных в ходе Первой мировой войны. Он считался усовершенствованной и непотопляемой версией «Титаника», но затонул всего за 55 минут, тогда как «Титаник» продержался 2 часа и 40 минут. Более того, корабль тонул настолько быстро, что уже через 10 минут после взрыва ситуация соответствовала тому состоянию, которого тонущий «Титаник» достиг за час.

Столь быстрое затопление такого крупного корабля породило различные версии. Официально считается, что корабль наткнулся на морскую мину, установленную за месяц до этого немецкой подлодкой под командованием капитан-лейтенанта Густава Зисса (весьма известный подводник, позднее он перевёлся в Люфтваффе, дослужился до звания генерал-лейтенанта и после Второй мировой десять лет провёл в советском плену).

Источник

Этот день в истории: 1916 год — гибель «Британика»

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

21 ноября 1916 года в Эгейском море затонуло судно «Британик», которое являлось кораблем-близнецом «Титаника». Причиной катастрофы стала немецкая мина, которая была установлена подводной лодкой U-73.

После гибели «Титаника», «Британик» являлся самым большим судном того времени. На момент своей гибели он исполнял функцию плавучего госпиталя и принимал активное участие в военных действиях Первой мировой войны. «Британик» был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.

Погибшее в Эгейском море гигантское госпитальное судно Его Величества первоначально строилось, как пассажирский лайнер «Гигантик». Он был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик» и задумывался как замена погибшему «Титанику».

В результате внесенных конструкционных изменений после гибели своего предшественника, корабль обладал рядом усовершенствований. Например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса.

Однако судну не было суждено оказаться на пассажирской линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой оно строилось. Началась Первая мировая война и лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое переоборудовало его в госпитальное судно. В этом качестве «Британик» принимал на борт более 3000 пациентов.

В ноябре 1915 года лайнер был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море, где совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез в общей сложности 15 000 солдат Британской империи.

Начиная с сентября 1916 года боевые действия в Средиземноморье резко активизировались и «Британик» совершал постоянные рейсы. Последний из них начался 12 ноября — судно взяло курс на греческий Мудрос.

За две недели до этого немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Во вторник утром, 21 ноября 1916 года «Британник» приближался к этим водам на скорости в 20 узлов.

В 8:12 утра судно налетело на мину и сотряслось от взрыва в носу с правого борта, сразу же начался резкий крен. Всего через 55 минут «Британик» опрокинулся и затонул. Благодаря хорошо организованной спасательной работе, из 1 136 раненых и членов команды, находившихся на палубе, всего погибли только 30 человек.

Удивительно, но на борту «Британника» оказалась медсестра Вайолетт Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила.

Источник

Судьба “Британника” – корабля-близнеца “Титаника”

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

“Титаник” строился верфью «Харленд энд Вулф» в Белфасте как второй корабль в серии “Олимпик”, состоящей из трех трансатлантических лайнеров. Первое судно так и называлось – “Олимпик”. Третьим и последним был лайнер под именем “Британник”, судьба которого тоже трагична, хоть и связана со значительно меньшими жертвами.

Содержание

Olympic-class ocean liner

“Британник” вводился в эксплуатацию в 1914 году, и на тот момент он вместе с одноклассниками был самым большим судном в мире. “Олимпик” – единственный из серии смог поработать по назначению долгое время – он возил пассажиров из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. Его попилили на металл только в 1935 году, когда судно морально и физически устарело.

Следующим после него был “Титаник”, потерпевший крушение во время своего первого пассажирского рейса. А вот “Британник”, изначально строившийся под именем “Гигантик”, побыть в своей настоящей роли не успел. Помешала Первая мировая война.

Госпитальное судно

Почему название “Гигантик” было отброшено? Изначально в серии должны были появиться корабли, названные в честь олимпийцев, титанов и гигантов. Когда “Титаник” утонул, кораблестроители освежили в памяти мифы. В них в битве с олимпийцами погибли не только титаны, но и гиганты. Называть судно “Гигантиком” посчитали неуместным.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Так появился “Британник”, серьезно отличавшийся от двух ранних собратьев в конструкции. Инженеры попытались сделать его более непотопляемым и способным держаться на воде даже при заполненных водой шести передних отсеках. Строительство судна затянулось, его спуск откладывался несколько раз. Он произошел 26 февраля 1914 года без разбивания шампанского о борт. Заказчик White Star Line этой традиции не придерживался.

Спуск на воду еще не означал немедленный запуск пассажирских рейсов. “Британник” неторопливо дооснащали, превращая в самый большой и роскошный океанский лайнер Великобритании. В августе 1914 года началась война, из-за которой корабль так никогда и не смог поработать по назначению.

“Олимпик” для военных нужд реквизировали раньше, 1 сентября 1915 года. “Британник” к этому времени все еще стоял в Белфасте и не был закончен – у верфи до начала войны начались серьезные финансовые проблемы. В ноябре 1915 года реквизиция коснулась и его. “Британник” переквалифицировали в госпитальное судно, и его достройка приобрела совсем другие черты. Из кают на верхних палубах сделали палаты, в обеденном зале и гостиной пассажиров первого класса обустроили операционные и главную палату. В законченном виде на “Британник” вмещалось 3309 раненых.

На государственной службе

В первое плавание “Британник” отправился 23 декабря – его целью стал порт Мудрос на острове Лемнос (Греция). Раненых загрузили на борт за 4 дня и перевезли в Саутгемптон. После этого было еще два рейса и небольшая пауза из-за того, что бои в Средиземноморье никак не утихали.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

К осени едва возвращенный владельцу “Британник” снова передали в ведение военным. Он вновь понадобился в Средиземном море и вывез еще несколько тысяч раненых, пока 12 ноября 1916 года не отправился в шестой и последний рейс в Мудрос. 21 ноября он собирался пройти между островами Макронисос и Кея, и напоролся на мину, оставленную около месяца назад немецкой субмариной U-73.

Находившиеся на борту люди не восприняли ситуацию всерьез, посыпались шутки о протараненной подводной лодке. Однако капитан степень поражения осознавал и тут же начал думать о спасении “Британника”. Судно потихоньку стало крениться на правый борт и опускать нос в воду. Да, с затопленными четырьмя передними отсеками корабль мог держаться на плаву. Однако одну из дверей в переборках закрыть не смогли, и вода пошла дальше. Кроме того, утром иллюминаторы правого борта открывали для проветривания, и через них тоже внутрь поступала вода.

Суша была недалеко, и сначала капитану казалось, что медленно тонущий корабль удастся выбросить на мель у острова Кея. С этой идеей пришлось быстро расстаться – движущееся судно набирает воду намного быстрее.

Сигнал SOS был подан почти сразу после получения пробоины, и вскоре к госпитальному “лайнеру” подошло несколько других британских кораблей. При эвакуации не удалось избежать паники, несмотря на военное командование “Британника”. В суете нарушались и меры безопасности, предписывающие, например, спускать шлюпки на воду только после полной остановки судна. Если сделать это раньше, то есть риск быть затянутыми под вращающийся гребной винт. Именно так и произошло с двумя шлюпками, в результате чего погиб 21 человек. На самом судне погибло еще 9 человек.

От взрыва до полного затопления прошло 55 минут, и за это время спаслось 1036 человек. Спасательная операция на “Британнике” стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха. Если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде находившихся рядом нескольких судов, трагедия оказалась бы сравнимой с гибелью “Титаника”.

В список спасенных попала сестра милосердия Вайолетт Джессоп, успевшая поработать на “Олимпике” и оказавшаяся в числе выживших при крушении “Титаника”. Ее после всех происшествий стали называть “Мисс Непотопляемая”.

Источник

Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля «Титаник».

14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

На фото: «Олимпик» и «Титаник» (справа) в Белфасте

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием «Гигантик», инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – «Олимпика» и «Титаника». Создатели нового корабля сделали так, что «Гигантик» мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для «Титаника».

Помимо новых конструктивных особенностей «Гигантика», ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса «Гигантика» сделать гораздо больше, чем на «Олимпике» и «Титанике». Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты «Британника» стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и «Британник» отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года «Британник» в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь «Британника». Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос «Британника» стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же «Британнике» полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Источник

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом пассажирского кораблестроения. Могущественные корабельные компании Англии, Германии, Франции вели между собой конкурентную борьбу за лидерство по пассажирским перевозкам. Одна из ведущих компаний «Уайт Стар Лайн», которую приобрёл американский финансист П. Морган, мечтавший о монополии в северной Атлантике, принимает решение о постройке трёх гигантских по тем временам лайнеров. Первые «Олимпик» и «Титаник» были заложены в 1908 и 1909 годах. Третий корабль «Британик» был заложен в ноябре 1911 года.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Борьба за «Голубую ленту Атлантики»

Главное направление того времени – это Америка, которая очень быстро развивалась и нуждалась в новых рынках сбыта. Кроме того, множество эмигрантов из Европы отправлялись в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Торговля с Европой требовала всё большего количества кораблей, так как на то время это был единственный способ сообщения между материками.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Предшественники «Британика»

Была спроектирована серия лайнеров класса «Олимпик». Строительство кораблей проводилось на верфи «Харланд энд Вольф» в североирландском Белфасте. Первый из запланированных лайнеров «Олимпик» был спущен на воду в 1910 году. После достройки он прошёл ходовые испытания и 14.06.1911 г. ушёл в первый рейс из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. Спустя некоторое время «Уайт Стар Лайн» принимает решение, согласно которому на строящемся «Титанике» были выполнены изменения с учётом замечаний по первому судну.

В ноябре 1911 года на той же верфи, где строился «Олимпик» закладывается киль «Британика». Судно предстояло выполнить с учётом всех недоработок по двум кораблям. Это был третий лайнер этой серии. Но судьба у кораблей была трагичная. Во время выполнения своего пятого по счету рейса, выходя из Саутгемптонского залива «Олимпик» задел правым боком крейсер Британии «Хок», в результате чего получил значительную пробоину. Ее размер составил 12 метров. Лайнер был вынужден встать на ремонт на верфь Белфаста.

Второй из морских лайнеров этой серии «Титаник» поражал гигантскими размерами, совершенством, роскошью и комфортом для пассажиров. Он должен был, по замыслу владельцев, составить значительную конкуренцию ведущим компаниям «Кунард Лайн» и немецкой HAPAG и получить «Голубую ленту». Но этим планам не суждено было сбыться. «Титаник» погиб от столкновения с айсбергом в первом своём рейсе.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Создание «Британика»

Третий лайнер серии «Олимпик» ещё только строился, когда его собрат «Титаник», потерпевший страшную аварию в столкновении с айсбергом, пошёл ко дну. Эта трагедия, унёсшая жизни 1500 человек, потрясла мир. Первоначальное название третьего корабля было «Гигантик», но после трагедии его хозяева решили назвать судно «Британник», считая, что это имя будет более патриотичным и уместным.

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», так как работала комиссия по расследованию причин катастрофы. На основании сделанных компанией выводов в конструкцию строящегося корабля были внесены существенные изменения, целью которых являлось создание непотопляемого корабля. На случай столкновения лайнера с айсбергом была разработана двойная внутренняя корпусная обшивка судна.

Следующая мера касалась водонепроницаемых пяти перегородок, достигавших верхних палуб. По расчётам конструкторов это позволило бы избежать затопления всех отсеков. Изменения коснулись и архитектуры судна. Колодец, разделявший ют и надстройку, был полностью перекрыт и превращён в шельтердек. Дополнительные каюты 3 класса были устроены на надстройке палубы юта.

Корабль «Британик» оснастили 5-ю парами кранов-шлюпбалок 12-метровых размеров, при помощи которых каждая из них свободно спускала на воду 5 шлюпок при большом крене корабля. На лайнере свободно могли разместиться 40 шлюпок. Но они так и не были установлены.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Спуск на воду и ходовые испытания

Работы по строительству корабля проходили с задержками, спуск на воду отменялся несколько раз. Может это послужило непроведению «крещения» корабля (традиционного разбития бутылки шампанского) в момент спуска его на воду. Это посчитали плохим предзнаменованием.

Первый выход на атлантическую линию компанией был запланирован на июнь 1915 года, и об этом было заявлено. Мало чем отличаясь внешне от своих «братьев-близнецов», судно «Британник» являлось лучшим в этой серии. Все конструкторские доработки были невиданными по тем временам новшествами. Расчётные показатели давали право считать «Британик» самым непотопляемым кораблём.

У компании снова появилась надежда стать самой престижной и получить «Голубую ленту Атлантики». Было официально объявлено, что лайнер выйдет на атлантический маршрут летом 1915 г., но первая Мировая война внесла в жизнь корабля свои коррективы.

Начало войны

Война оказала своё влияние на всё судостроение. Сырьё на строительство кораблей отдавали только тем верфям, которые сотрудничали с Адмиралтейством. «Харланд энд Вольф» продолжала строительство океанских гражданских кораблей, поэтому их строительство продвигалось крайне медленно.

Порт Саутгемптон был реквизирован, то есть он стал военным, поэтому свои корабли «Уайт Стар Лайн» перевела в порт Ливерпуля. Многие океанские лайнеры и грузовые суда также были реквизированы. Эта участь ожидала «Олимпик», ставший военным транспортником, и «Британик», который был превращён в госпитальное судно. На мечте пересечь Атлантику и получить голубую ленту престижа был поставлен жирный крест.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Военный госпиталь

В октябре 1914 года «Британик» был переоборудован в военный госпиталь. На его борту было устроено несколько операционных, специальных помещений реанимации, кают для медицинского персонала, гимнастический зал, складские помещения, перевязочные и, конечно же, каюты для раненых. Вместимость плавучего госпиталя составляла 3300 коек.

Корабль, как медицинское судно, получил и отличительную окраску. Корпус был окрашен в белый цвет с продольной зелёной полосой и нанесёнными по ней красными крестами с боков, трубы его были покрыты жёлтой краской.

Военная служба

Англия и Франция, будучи союзниками, воевали против Германии и Турции и высадили свои войска в Галлиполи, при проведении Дарданелльской операции. Англичане терпели неудачу, им необходимо было подкрепление и вывоз раненых. Эта миссия была возложена на госпитальные корабли, которые выполняли поставленную задачу в Средиземном море, переполненном немецкими подводными лодками.

За 1916 год «Британик успешно выполнил пять рейсов, эвакуировав в Англию более 13000 человек. Чем дольше продолжалась война, тем большей опасности подвергался лайнер, который не был приспособлен к маневрированию в узких для него проливах Средиземного моря. Он создавался для бескрайних просторов Атлантики и по причине своих огромных размеров был уязвим для германских субмарин, которые в буквальном смысле «нашпиговали» море минами.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Гибель «Британика»

Лайнер стал заваливаться на правый борт. Вскоре над поверхностью воды показались вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две лодки. Поняв, что гибель остальных спасающихся неминуема, капитан приказал остановить машины. Лайнер продолжал погружаться в морскую пучину. Поступающая на верхнюю палубу через открытые иллюминаторы вода предрешила исход. Корабль пошёл ко дну.

Поведение капитана К. Бартлета – это образец морского командира. Благодаря его выдержке и профессионализму спасти удалось 1104 человека. Он покинул борт самым последним. При такой масштабной катастрофе погибли всего 30 человек, которых затянуло под гребные винты. Спасение потерпевших бедствие людей с «Британика» вошло в историю мирового мореплавания.

Поиски затонувшего «Британика» увенчались успехом только в 1975 году. Его обнаружила экспедиция Жак-Ив Кусто на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Его останки принадлежат историку мореходства С. Милзу.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Первая версия гибели корабля

Общественность Англии, шокированная гибелью непотопляемого лайнера, не могла прийти в себя от того, что он затонул всего за 57 минут. Газетами высказывалась версия, что корабль был атакован немецкой подлодкой и поэтому получил пробоины, несовместимые с жизнью судна.

Версия торпедной атаки была опровергнута командиром немецкой подлодки. Капитан Зейсс сообщил, что в проливе была поставлена минная банка, которая и стала причиной гибели «Британика». В качестве доказательства был представлен журнал, где не было записи о приказе торпедировать плавучий госпиталь. Официальной версией было признано, что лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой субмариной. Но многие считают невыясненным, как погиб корабль «Британик». Интересные факты были получены спустя шестьдесят лет после трагедии.

британник судно на дне. Смотреть фото британник судно на дне. Смотреть картинку британник судно на дне. Картинка про британник судно на дне. Фото британник судно на дне

Вторая версия гибели «Британика»

«Океаник III»

Потеряв два своих самых лучших лайнера, «Уайт Стар Лайн» не оставила своих планов на получение «Голубой ленты». Она мечтала о реванше и возлагала надежды на более быстрый, мощный и надежный корабль. Компания в январе 1928 года подала заявку «Харланд энд Вулф» на строительство «Океаник III», который представлял собой усовершенствованную серию «Олимпик», с дизель-электрическими двигателями. Но разгоревшаяся Великая депрессия, поразившая и судоходный бизнес, поставила на этом проекте окончательную точку.

Послесловие

Единственным оставшимся из трёх кораблей близнецов был «Олимпик». Он прожил славную корабельную жизнь, стал легендой британского кораблестроения и прослыл самым надежным лайнером. Но суеверные моряки видят взаимосвязь между судьбами кораблей и их первоначальными названиями «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик» («Британик»). Согласно древнегреческой легенде «Титаники» и «Гигантики» погибли в борьбе с «Олимпиками».

Об этом говорит случай, произошедший с «Олимпиком в 1929 году. Он шел курсом на Нью-Йорк. Когда оставалось несколько часов пути, корабль по непонятной причине начало трясти. Других судов поблизости не было, двигатели работали нормально, что исключило возможность потери лопасти винта. Но ужас охватил моряков, когда они узнали, что корабль находится в месте гибели «Титаника». Не успокоило команду и сообщение, что в этом месте произошло землетрясение. Капитан Паркер после возвращения ушел в отставку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *