было ли христианство до рождения иисуса христа
Нелепости учения о Христе
С нормальными, красочными текстовыми выделениями статью можно прочесть тут:
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?page=830
Не все сумасшедшие верующие, но все верующие сумасшедшие.
— Если бог Иегова-Яхве-Савоаф допустил грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая, а потом утопил во всемирном потопе почти всех их отпрысков, почему он вдруг воспылал любовью к людям, послав к ним собственного сына ради их спасения? Почему воспылал именно к этим людям, а не к тем, кого утопил, или к Адаму и Еве, которые вообще ничего худого не делали?
— Существовал ли Христос до своего рождения на земле? Почему о его существовании нет ни слова в ветхом завете? Принимал ли участие в сотворении мира? Если Христос был сыном Иеговы-Яхве-Савоафа до рождения в образе Иисуса, то кто был его мамой, ведь без матери, в облике сына он мог появиться только при условии почкования от Иеговы-Яхве-Савоафа. Если Христос сын, значит, было время, когда его не существовало. Когда же он родился? Почему в библии (торе) нет об этом сведений? Если зачал Иисуса на земле святой дух, то почему он не является его отцом? Или это сам Иегова-Яхве-Савоаф оплодотворил деву Марию?
— Во-первых, поскольку Бог имеет три лица (Sic!), то и мы все тоже должны иметь три лица! А у нас оно почему-то одно…. А во-вторых, Бог сотворил по своему образу и подобию не только мужчину, но и женщину («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1: 27). Отсюда непреложно следует, что Бог, оказывается, представляет собой двуполое существо – гермафродита (!). В связи с этим, любопытно узнать, вся ли Троица гермафродитна, а если нет (т.е. гермафродитом является один или даже два члена Троицы, то кто же из них представляет женский пол? Неужели Бог-отец?
Нелепости учения о Христе, делающие его противоречащим здравому смыслу
«Я убедился, что учение Церкви
есть теоретически коварная
и вредная ложь…»
(Л.Н.Толстой)
Правда ли, что Христа «придумали» сектанты за сотни лет до христианства?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
В I-II веках до Р. Х. в окрестностях Мертвого моря обитала религиозная группа ессеев, писавших об «Учителе праведности», которому открыт смысл всех пророчеств и суждено пострадать от врагов. И некоторые критики христианства утверждают, что у этого иудейского движения христиане и «позаимствовали» образ Христа. «Фома» объясняет, почему это не так.
Откуда вообще взялась эта версия?
Гипотеза появилась и обрела популярность в 1950-е-70-е годы с легкой руки журналистов, которые следили за одной из главных сенсаций библейской археологии XX века – кумранскими свитками.
Что за свитки?
Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.
Фрагменты манускриптов были впервые обнаружены в 1947 году в Кумране – пустынном местечке на северо-западном побережье Мертвого моря в Израиле. К настоящему времени найдено около 900 таких свитков, самые древние датируются серединой III века до Р.Х., а самые «свежие» – серединой I века по Р. Х. Примерно треть рукописей содержат тексты книг Ветхого Завета.
А при чем здесь упомянутые ессеи?
Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мертвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.
Кто такие ессеи и во что они верили?
Ессеи жили достаточно замкнуто, верили, как и все иудеи, в Единого Бога, но отличались некоторыми своеобразными ритуалами и преданиями. Одно из их преданий повествовало об «Учителе праведности», который был некогда поставлен во главу общины ессеев, наставлял ее членов, разъяснял сокровенный смысл писаний и пророчеств и при этом подвергался гонениям со стороны «нечестивых священников».
Некоторые исследователи кумранских свитков – например, француз Андре Дюпон-Соммер и американский писатель Эдмунд Уилсон – поспешили сделать предположение, что образ этого «Учителя праведности» впоследствии и трансформировался в образ Иисуса. Ведь и Иисус тоже возглавлял общину учеников, наставлял их, а потом был предан и казнен по зависти и злобе иудейских первосвященников.
Братство ессеев Кумрана. Рисунок-реконструкция
А еще какие-то аргументы имелись у сторонников этой гипотезы?
Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.
Еще некоторые из популяризаторов увлекались изучением параллелей между дуалистическими взглядами ессеев (те рассматривали мир как арену борьбы «сынов света» с «сынами тьмы») и особенностями стиля Иоанна Богослова и апостола Павла – и тот, и другой тоже любили парные противопоставления…
Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мертвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.
Что на это можно ответить?
Серьезным ученым-библеистам понадобилось не так много времени, чтобы опровергнуть эти домыслы.
Во-первых, они убедительно показали, что ессеи никогда не воспринимали своего «Учителя праведности» как Спасителя — да и он сам, судя по текстам кумранитов, так себя не воспринимал. И уж тем более не связывали с его именем конечного торжества правды Божией над грехом, злом и смертью.
Возможно, именно отсутствие такой вдохновляющей веры в конечное торжество правды помешало ессеям сохранить свою общину после карательного похода римлян на Иудею в 70 году по Р. Х. Во время этой операции поселения ессеев были полностью уничтожены и никогда больше не восстановились. А вот христиане с их верой в Воскресение Христово и ожиданием Его Второго Пришествия распространились по всей земле, несмотря на два с лишним века страшных гонений.
Во-вторых, всякий внимательно читающий Евангелие заметит, что Господь Иисус Христос никогда не настаивал на тех аскетических подвигах, которыми как раз увлекались ессеи. Ни Спаситель, ни Его ученики не призывали к обязательному безбрачию (а ессеи, как правило, воздерживались от брака), не настаивали на необходимости сверхстрогого поста (а у ессеев были строгие правила относительно еды – например, они не могли есть пищу, приготовленную за пределами их общины) и т.д.
Милости хочу, а не жертвы… ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:13), – вот, пожалуй, ключевой принцип, о котором вновь и вновь говорил Христос. А в писаниях ессеев порой сквозит нечто противоположное: суровый подвиг как личная жертва Богу – нечто очень важное, а вот милость к грешнику может быть даже предосудительной — серьезно оступившихся ессеи изгоняли из общины.
В-третьих, то крещение, которое совершал в реке Иордан Иоанн Предтеча, если и имело какое-то сходство с ритуальными омовениями ессеев, то скорее внешнее.
Предтеча крестил приходивших к нему в воде в покаяние. Это было символическое освобождение от грехов, подготовка к крещению Духом Святым и огнем (Мф 3:11), то есть к таинству рождения в новую жизнь, к принятию Духа Святого, Которого позже пошлет верующим в Него Христос. Для ессеев же ежедневное омовение в холодной воде, предшествовавшее трапезе или совершавшееся по одному из множества мелочных случаев, прописанных в иудейском законе, было (насколько можно судить по фрагментам их устава) прежде всего ритуалом, сакральным актом очищения от скверны. Этот ритуал был, судя по всему, гораздо ближе к «преданию старцев», которое дотошно соблюдали современные Христу фарисеи, чем к крещению, которое совершал Иоанн Предтеча. Вот что мы читаем у евангелиста Марка: фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей (Мк 7:3,4).
Но ритуалы, связанные с водой, не были особенностью одних только ессеев. Все иудеи того времени часто, по несколько раз в день, омывались в специальных ритуальных бассейнах – миквах. Археологи нашли таких бассейнов в непосредственной близости от храмовой горы в Иерусалиме. А в Сепфорисе – исторической столице Галилеи, недалеко от Назарета – обнаружили целый квартал с миквами! Поэтому утверждать, будто Иоанн Предтеча заимствовал обряд погружения в воду у ессеев, очень странно. Это был широко распространенный иудейский обряд.
В-четвертых, – те самые многочисленные «оппозиции», которыми Евангелие от Иоанна действительно напоминает некоторые тексты кумранитов («свет» /«тьма», «истина»/«ложь», «жизнь»/«смерть», «хождение во свете»/ «хождение во тьме», «злые дела»/«дела правды» и т.п.). Но ведь они встречаются далеко не только у евангелиста Иоанна и у ессеев! Такие «пары» противоположностей можно обнаружить во множестве иудейских и греческих текстов той эпохи. Это яркая, но, конечно, не уникальная стилистическая особенность богословия апостола Иоанна и ессейских трактатов.
Хорошо, Новый Завет с ессеями не связан. Но ведь важнейшие рукописи Ветхого Завета обнаружили на территории ессеев — как быть с этим подозрительным фактом?
Недавно американский научно-популярный журнал Cell опубликовал статью: группа американских и израильских биологов проанализировала фрагменты ДНК из пергамента, послужившего материалом для «рукописей Мертвого моря». И выяснила, что многие из этих свитков были написаны на коровьей коже. А значит – изготовлены явно не в Кумране, где были впервые обнаружены, и вообще не в окрестностях Мертвого моря: ведь в этих пустынных местах коров никогда не держали, там нет пастбищ.
Получается, что большинство рукописей лишь хранилось в Кумране, а созданы они были за многие десятки или даже сотни километров от места их обитания. Возможно – в самом Иерусалиме, столице Иудеи и единственном месте на земле, где был построен храм в честь Единого Бога, некогда открывшегося Аврааму, Моисею и древним израильским пророкам.
Открытие ученых повышает наше доверие к библейскому тексту в том виде, как он сохранился в кумранских рукописях: мы знаем, что этот текст – не сектантский взгляд на Священное Писание, а достаточно широко принятый в те времена.
Хотя для серьезных археологов и библеистов и без упомянутого открытия уже давно не новость, что Кумран не был местом написания книг Ветхого Завета.
В продолжение темы читайте:
Так что же в итоге?
Не существует ровным счетом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.
Ну, а самое главное – христианство никак не могло бы устоять (не говоря уже о том, чтобы радикально расшириться и за считанные века распространиться по всему миру!), если бы оно просто «шло в фарватере» верований ессейских общин – кстати, безвозвратно исчезнувших под сапогами римлян в 70 году.
Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии
Что было до Рождества Христова
Что было до Рождества Христова – до нашей эры
Многие вещи в человеческой цивилизации появились только после Рождества Христова. А что было до Рождества? Что такое ветхозаветные времена, почему существуют разные календари и даже само Рождество празднуется в разные дни? На все эти вопросы можно ответить, зная историю.
Как узнать, что думали люди до Рождества Христова
Хранители человеческой мудрости – книги… Каждая из них хранит чьи-то размышления, надежды, бессонные ночи. Но есть ряд книг-символов, они мудрости – таких, которые почитают миллиарды людей во всем мире.
Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.
Мировые религии – христианство, ислам, буддизм – это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии – течения внутри религии. На территории России, Беларуси, Украины, Польши, Молдовы широко распространены Православие и Католицизм.
Ключевыми книгами мировых религий являются, соответственно, Библия, Коран и Веды.
Библия – Ветхий Завет о временах до нашей эры
Книга книг – именно так называют Библию, именно так ее название переводится с греческого. Библия состоит из многих частей, также называемых «книгами». Все они были написаны рядом авторов по Божьему вдохновению на протяжении тысячелетий. Это основа ряда человеческих цивилизаций и культур.
Главное деление Библии – на Новый и Ветхий Завет. Слово «завет» означает соглашение, то есть старый и новый завет Бога и человека – это определение разных отношений человека с Богом. Многим известно слово «Евангелие» (в переводе – Благая весть) – это книги о Рождении, жизни, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего в мир спасти людей и заключившим Новый Завет, новое соглашение Бога и человека.
По традиции перед тем, как читать Ветхий Завет, молятся. Можно прочесть Молитву Господню «Отче наш». Краткое содержание каждой книги Ветхого Завета можно прочитать в ряде изданий: «Православной Энциклопедии», «Детской Библии», а также перед каждой из частей Библии в большинстве ее изданий.
История древних иудеев и иных народов
Каждому верующему и просто культурному человеку необходимо разбираться в разнице между названиями книг Библии и знать, что такое Тора или Пятикнижие. Это 2 названия пяти первых книг Библии, по преданию, написанных сами пророком Моисеем.
Тора почитается и в иудаизме, и в христианстве. Для иудеев это священная книга настолько, что открывать ее можно лишь после целого ряда обрядов. В христианстве даже к Евангелию относятся проще.
Тору, она же Пятикнижие, в иудаизме по сей день читают на свитках, которые вставлены в дорогие футляры и передаются из поколения в поколение.
Книга Бытия – это рассказ о Сотворении мира Богом, создании Им людей, грехопадении человека, а также историю нескольких поколений людей, живших до Потопа и его историю. Эти моменты по сей день вызывают споры, однако даже самые атеистически настроенные ученые понимают, что язык Библии метафоричен, и «перед глазами Бога тысяча лет как один день». Поэтому и Сотворение мира могло идти не семь дней, как написано в Библии, а многие годы. То же и с первыми людьми. По поводу Потопа многие ученые сходятся во мнении, что он действительно происходил.
В середине книги Бытия сюжет целиком рассказывает об истории только одной семьи – патриарха (то есть праотца, прародителя, главы рода) Авраама. Именно его сыновья стали «двенадцатью патриархами» иудеев – по их именам (Левит, Вениамин и пр.) были названы «колена Израилевы» (роды) еврейского народа. Иудеи в течение веков блюли веру в истинного Бога, несмотря на многие грехопадения. Евреи были в Ветхом Завете избранным народом, но Христос, воплотившийся от Девы Марии, будучи по плоти человеком, стал Спасителем всего человечества – всех народов. Апостолы Христа со временем призвали «заключить завет с Богом» людей всех национальностей.
Помимо Бытия, в Пятикнижие Моисея входит книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В них приводятся законы, причем достаточно жестокие, по которым жили иудеи до пришествия в мир Христа.
Кроме Пятикнижия, Ветхий Завет включает еще около десятка книг. В них рассказывается история иудейского народа (как, например, в книгах Паралипоменон и Царств), приводятся поэтические сравнения любви к Богу и любимому человеку (Песнь Песней), рассказывается о жизни, смерти и чудесах пророков (например, Амоса и самого известного и почитаемого ветхозаветного праведника – Илии пророка). Важной книгой является Псалтырь – сборник молитв и размышлений, написанных, в основном, пророками и царями Давидом и Соломоном. Псалтирь читается на богослужениях в христианских Церквях ежедневно.
Отметим, что не только христиане почитают Библию, но и мусульмане, и иудеи, и даже многие буддисты. Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.
Мировые религии – христианство, ислам, буддизм – это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство.
Заповеди – нравственные законы до Рождества и после Рождества
В Моисеевом Пятикнижии записаны десять заповедей, которые Сам Бог дал Моисею. Они актуальны по сей день. Их можно пояснить следующим образом:
Три первые заповеди рассказывают нам, как относиться к Богу: поклоняться только Ему, не верить в богов иных религий, языческих богов, не поклоняться темным и неизвестным духам. Не делать кумиров, то есть не поклоняться как Богу ничему земному. Не призывать Имя Божие просто в разговоре, не нарушать клятвы перед лицом Божиим.
Четвертая заповедь призывает отдавать часть времени служению Богу и ближнему, работать с усердием, старанием. Не лениться, но и не предаваться разгулу, веселью с забвением других и излишествами.
Пятая заповедь – относиться с уважением, заботиться материально и душевно о родителях, давать им любовь и поддержку, хотя бы молиться о них Богу, если у вас сложные отношения.
Шестая заповедь запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Самоубийство – также страшный грех; мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими – жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.
Седьмая заповедь запрещает половые отношения вне брака. Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека.
Восьмой заповедью Господь наставляет нас, что нельзя не только брать чужого имущества, но, что важно для современного мира, обсчитывать и «обвешивать», совершать мошеннические сделки, брать взятки.
Девятая заповедь запрещает любую ложь и обман. И, конечно, эта заповедь запрещает клевету и интриги.
Десятой заповедью Бог благословляет нас радоваться тому, что есть у нас, не завидовать и не роптать на устроение своей жизни и жизни ближнего.
Зачастую можно услышать, что самый страшный грех – гордыня. Так говорят потому, что гордыня застилает глаза, нам кажется, что никаких грехов у нас нет, а если мы что-то и сделали – то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем повинны в очень многих грехах даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя выполоть грехи из души, словно сорняки, исповедью.
Рождество Христа
Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы – святые люди по свидетельствам многих – не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.
Когда же Господь испустил дух, ученики – не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим – попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам.
Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.
На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы.
Христос – одно из Лиц Святой Троицы. Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой – это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах — важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.
Православное Рождество
Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников – это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.
Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси. Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
Интересно, что Рождество относится к Господским праздникам, а ризы священников в этот день – Богородичные, то есть голубые и серебряные. Это дань почитания Матери Христа, ведь это и Ее праздник.
В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали – переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было – они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.
Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление – возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок – недели между Рождеством Христовым и Крещением.
Разные календари
В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая – по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).
В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.
Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.