бывают дни когда не можешь усидеть дома
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛев Самойлов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Цель: знать о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия,» — Транскрипт:
1 Цель: знать о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.
3 Бывают дни, когда не можешь усидеть дома. Выходишь за калитку, поднимаешься на пригорки, осматриваешься вокруг. Любуешься необъятными просторами, прислушиваешься к песне жаворонка. Иногда углубляешься в лес и отдыхаешь там. Или решаешь отправиться на рыбную ловлю. Тогда собираешь удочки, торопишься. Спускаешься к речке, выбираешь себе место, закидываешь поплавок, сидишь и ждёшь.
4 Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты за партой сиди стройно И веди себя достойно.
5 Прощать, зеленеть, сбрасывать, поменять, сдавливать, тряхнуть, вывозить, сказать, избирать, поймать, дышать, осесть, относить, нырнуть, двигать, сбросить, ронять, согреться, скрываться, сохранить, полинять, оборвать.
6 Умывать лицо, надевать ботинки, одевать платье, покрывать голову, посмотреть в зеркало, испытать волнение, узнавать человека, дружить с товарищем, закалить здоровье, уходить с другом.
7 Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Начинаются наклоны: вправо, влево,1 и – приседаем: 1-2, 1-2. Руки дружно поднимаем, Кулачки теперь сжимаем, Чтобы нам не уставать И опять читать, писать.
8 Грубить, вопить, глушить, звонить, окружать, ссориться, лезть, толкаться, демонстрировать.
Предложения для тренировки по всей теме Спряжение глаголов
Описание
1) Расходятся тучи, слабо светятся одинокие звезды.
2) Ты надеешься, что все забудется.
3) Он затеет поездку и раскается в этом.
4) Условимся пораньше встретиться и поедем за город.
1) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…
2) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.
3) Но туча виснет, дальний гром над звучной бездною грохочет, и вот пучина под челном кипит, подъемлется, клокочет.
4) А он упрям, отстать не хочет, еще надеется, хлопочет.
5.) А там уже рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени.
6) Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?
Чего не поищешь, того не сыщешь. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. Как аукнется, так и откликнется. Как постелешься, так и выспишься. Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — узнаешь. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. Тише едешь, дальше будешь. Сеют — плачут, молотят— скачут. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Что посеешь, то и пожнешь. Ноги носят, а руки кормят. Напишешь пером, не вырубишь топором,
В данном тексте заменить 1-е лицо множественного числа 2-м лицом единственного числа.
Бывают дни, когда мы не заставим себя сидеть дома. Выходим за калитку, поднимаемся на пригорок и осматриваемся вокруг. Любуемся необъятными просторами, прислушиваемся к песне жаворонка. Иногда углубляемся в лес и отдыхаем там. Или решаем отправиться на рыбную ловлю. Тогда мы собираем удочки, торопимся. Спустимся с горки, подойдем к речке, выберем себе, место получше, закинем поплавок, сидим и ждем, пока не клюнет. В такие часы мы ни о чем не думаем, не тревожимся. Иногда нам повезет, и мы вытащим крупную рыбу.
Часто учащиеся ошибаются в правописании глаголов, сходных по звучанию, но различных по смыслу. Для устранения подобных ошибок эти глаголы следует сопоставить, выяснить оттенки их значений, проспрягать, придумать с ними предложения, включить в текст для тренировки.
В классе можно вывесить таблицу, которой ученики будут пользоваться во время работы (таких таблиц можно сделать несколько и периодически их менять).
Все эти глаголы полезно включать в короткие предложения:
Ты будешь дома.— Ты будишь спящего и т. д.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа Цель: знать о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящими на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.
Домашнее задание Упр. 705
Диктант «Проверь себя» Бывают дни, когда не можешь усидеть дома. Выходишь за калитку, поднимаешься на пригорки, осматриваешься вокруг. Любуешься необъятными просторами, прислушиваешься к песне жаворонка. Иногда углубляешься в лес и отдыхаешь там. Или решаешь отправиться на рыбную ловлю. Тогда собираешь удочки, торопишься. Спускаешься к речке, выбираешь себе место, закидываешь поплавок, сидишь и ждёшь.
Распределить в зависимости от вида глагола. Прощать, зеленеть, сбрасывать, поменять, сдавливать, тряхнуть, вывозить, сказать, избирать, поймать, дышать, осесть, относить, нырнуть, двигать, сбросить, ронять, согреться, скрываться, сохранить, полинять, оборвать.
Заменить глаголами 2л. ед. числа. Умывать лицо, надевать ботинки, одевать платье, покрывать голову, посмотреть в зеркало, испытать волнение, узнавать человека, дружить с товарищем, закалить здоровье, уходить с другом.
Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Начинаются наклоны: вправо, влево,1 и 2. 3-4 – приседаем: 1-2, 1-2. Руки дружно поднимаем, Кулачки теперь сжимаем, Чтобы нам не уставать И опять читать, писать.
Объяснить иностранному агенту, что значит быть воспитанным, используя глаголы, поставив их во 2-е лицо ед.число Грубить, вопить, глушить, звонить, окружать, ссориться, лезть, толкаться, демонстрировать.
Ваш учебник
УРОК 181.
^ РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛАХ 2-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
Знать: о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.
^ I. Орфографическая диктовка (с объяснением).
гл. сущ. не III скл. сущ. III скл. гл. I
Образец записи: беречь камыш дочь стелешь
Собираешь, нет луж, слушаешь дочь, слышишь плач, ненавидишь ложь, воздух горяч, стеречь гараж, разжечь, беречься, шипуч, молодежь, вертишь, слушаешь.
^ II. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного лица настоящего или будущего времени.
Образец записи: строить — строишь, стелить — стелешь
III. Объяснительный диктант.
1. Без ветра парус не надуешь. 2. Рассыпанное зерно не соберешь, а сказанного слова не воротишь. 3. Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — узнаешь. 4. Пожар снежком не погасишь. 5. Тише едешь, дальше будешь. 6. Напишешь пером, не вырубишь топором.
(Пословицы и поговорки.)
IV. Выборочный диктант. Распределите слова по колонкам.
ь пишется | Примеры |
1. В существительных III скл. 2. В глаголах с шипящими на конце слова | |
ь не пишется | Примеры |
1. В существительных I скл. II скл. 2. В кратких прилагательных |
^ Увлечься, отправишься, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.
Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих.
Домашнее задание: § 121, упр. 703 (письменно), 706 (устно).
^ МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛАХ 2-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
I. Ответы учащихся на вопросы по упр. 706.
II. Контрольный диктант по упр. 706.
IV. Диктант «Проверь себя».
Бывают дни, когда не можешь усидеть дома. Выходишь за калитку, поднимаешься на пригорки, осматриваешься вокруг. Любуешься необъятными просторами, прислушиваешься к песне жаворонка. Иногда углубляешься в лес и отдыхаешь там. Или решаешь отправиться на рыбную ловлю. Тогда собираешь удочки, торопишься. Спускаешься к речке, выбираешь себе место, закидываешь поплавок, сидишь и ждешь.
Домашнее задание: упр. 705.
Знать: одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого. Уметь: употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.
^ I. Контрольный словарный диктант.
По мере написания учащиеся графически объясняют орфограммы в корнях глаголов.
Удивляет смелость, подает надежду, увлекаешься чтением, раздражает соседа, страдает от засухи, развивается хорошо, провинишься перед родителями, объявляет об остановке, касаемся вопроса, покажется из-за туч, сокращает текст, приблизит время, сопровождает делегацию, прославляем в стихах.
^ II. Наблюдения на с. 265.
Делается вывод о том, что в рассказе о прошлом могут употребляться глаголы не только в прошедшем, но и в настоящем и будущем времени. Упр. 707 (устно).
^ III. На доске репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
— Прослушайте текст — описание картины. Глаголы каких времен употреблены автором? Почему? Перескажите текст.
Посмотрим на картину К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Как много света и солнца в этом чудесном полотне! Как ослепительно сияет снег под лучами мартовского солнца и как глубоки синие тени от стоящих около дома берез! Какую огромную радость излучает это блещущее яркими красками полотно, как поднимает оно настроение зрителя! Вместе с тем этот зимний пейзаж «обжит» человеком: за оградой виднеются фигуры лыжников, слева выступает часть дома, а в снегу копошатся куры. Но Юон не ограничился узким мирком дачной усадьбы. За ней расстилаются лесные дали, и это создает ощущение простора.
При анализе текста внимание школьников обращается на то, что повествование воспринимается так, будто действие происходит сейчас, в момент речи. Это достигается за счет употребления в описании прошлого глаголов в настоящем времени.
При повторном чтении текста по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их время, графически объясняют орфограммы в окончании.
— Укажите глагол, строение которого соответствует схеме: (расстилается).
^ IV. Запись под диктовку.
Определите, в каких временных формах употреблены глаголы. Почему употребление разных форм возможно в одном описании?
Перепелочка ходит по клетке и тихонько насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит перышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка. Она подойдет и клюнет из руки. Мы ее даже на руки брали, как игрушку. Сидит она на ладошке и не улетает.
^ УРОК 185. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССКАЗ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ
I. Проверочная работа с использованием перфокарт.
замирать
расстелил
блистать
замерли
прибирать
отпереть
запереть
стереть
избирать
^ II. Орфоэпический диктант.
Спишите записанные на доске слова, поставьте в них ударение.
Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, повторит, руководит, началась, широко, старо, инженеры, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.
^ III. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.
IV. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся должны определить грамматические основы, начертить схемы предложений.
Выпишите в два столбика глаголы. Укажите время, графически объясните орфограммы в окончаниях глаголов.
Счастлив тот, кому встретился на заре своей жизни бывалый охотник, мудрец и поэт. Посидишь с ним в шалаше на ранней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под проливным дождем, но сколько увидишь, услышишь, узнаешь!
Но если ты займешься наукой, то станешь не только охотником, но и натуралистом! Лес перестанет быть местом добычи. Ученый здесь станет искать и находить ключи к его тайнам.
— Найдите глаголы, соответствующие схемам: (например, увидишь); (встретился).
Домашнее задание: упр. 715 (устно).
^ УРОКИ 187—188. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ
ПО КАРТИНЕ К. УСПЕНСКОЙ-КОЛОГРИВОВОЙ
«НЕ ВЗЯЛИ НА РЫБАЛКУ»
УРОК 189. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ
I. Проверочная работа с использованием перфокарт:
е — и в окончаниях глаголов (образец см. на с. 190, 192 пособия).
1. Установить, от какого слова зависит глагол.
2. Поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить его форму.
3. Вспомнить правило написания (в неопределенной форме пишется ь, в 3-м лице — не пишется).
Например: надо (что делать?) учиться; он (что делает?) трудится.
Ученику, проверявшему выполнение работы по карточке № 2, предлагается рассказать об изменении глаголов по временам и об употреблении их в речи; проверявшему по 3-й карточке — о синтаксической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глагола; по 4-й — рассказать о способе действия при написании безударных личных окончаний глагола: 1) поставить глагол в начальную форму; 2) выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли исключением; после чего определяется его спряжение, от чего и зависят окончания. Ученику, проверявшему пятое задание, предлагается составить схему окончаний глаголов I и II спряжения.
Учитель подводит итоги этапа работы, консультанты-помощники проставляют под руководством учителя оценки в «Листок. ».
II. Проверочная работа с использованием перфокарт.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в глаголах 3-го лица единственного числа.
е — «в окончаниях глаголов
III. Упр. 700 (самостоятельно).
Пока выполняется упражнение, учитель проверяет работы с использованием перфокарт.
IV. Анализ текста (он подготовлен заранее на доске, или отпечатан на машинке, или спроецирован с помощью графопроектора).
Учащиеся должны определить его тему, подобрать заголовок, выяснить роль глаголов в описании природы и состояния человека. 200
стелет | лает |
строит | клеит |
колет | рубит |
ненавидит | полюбит |
кусается | увидит |
дышит | растает |
проедет | загорает |
сеет | блистает |
Весна в этом году долго не наступала. Потом все вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило.
И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчат и сверкают под лучами яркого солнца ручьи. Звенит веселая капель.
Дышится легко. В такое время не хочешь сидеть дома.
Анализируя текст и говоря о роли глаголов в речи, учащиеся отмечают, что с помощью одних глаголов передается динамика, движение пробудившейся весной природы (проснулось, зашевелилось, пробивается), с помощью других создаются зрительные и слуховые впечатления. Так, звуковой образ весны помогают создать такие глаголы, как запело, зашумело, заговорило, разносится, журчат, звенит; зрительный — сверкают, поголубело, почернели. Глаголы дышится, не хочешь передают состояние и настроение человека.
— Правомерно ли использование в тексте глаголов в различных временных формах?
V. Используя данную ниже лексику, напишите сочинение-миниатюру «О дожде» по вариантам: 1) летний дождь; 2) осенний дождь; 3) весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
В это время учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за предыдущие виды работ, затем объявляет их.
Чтение трех сочинений-миниатюр (по вариантам). Отметки за них выставляются на следующем уроке, после проверки учителем.
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
Итоговый контрольный диктант
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.
Бывает.
Бывают дни когда опустишь руки,
И нет ни слов ни музыки ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке,
И никого помочь мне не просил.
И я хотел уйти куда попало
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я, не все еще пропало,
Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча..
И спеть меня никто не мог заставить,
Молчание начало всех начал.
Но если плечи песней мне расправить,
Как трудно сделать так, чтоб я молчал.
И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, а кровь не горяча,
Я в сотый раз опять начну сначала
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+