бывший ведущий программы русское лото
Михаил Борисов
Скорбим.
Нас постигла тяжелая утрата!
Ушёл из жизни Михаил Борисович Борисов.
В это невозможно поверить.
Прощание.
Сегодня, мы простились с Михаилом Борисовичем Борисовым. Он был родным для многих из нас. Он был сильным, талантливым, ироничным. Михаил Борисович обладал тем отцовским качеством, которое позволяет воспитывать ребят, выпускать крепких молодых артистов. Он любил своих студентов, свою Вахтанговскую школу. Он обожал свою семью.
Жизнь, несомненно, продолжается, но память о Михаиле Борисовиче останется навсегда.
Церемония прощания С Михаилом Борисовичем Борисовым состоялась 23 сентября на Большой сцене Театрального института имени Бориса Щукина. Похоронили Михаила Борисовича на Востряковском кладбище.
Учреждена стипендия для студентов Театрального института имени Бориса Щукина.
Компания «Столото» объявила об учреждении стипендии для студентов Театрального института имени Бориса Щукина.
Стипендия учреждена в память о Михаиле Борисовиче Борисове — советском и российском режиссёре, актёре, заслуженном деятеле искусств Российской Федерации, профессоре, много лет возглавлявшем кафедру режиссуры в Вахтанговской школе.
Ректор Театрального института имени Бориса Щукина, Евгений Владимирович Князев:
«Мы говорим студентам во время учёбы: «Вы должны учиться и верить в удачу». Стипендия имени Михаила Борисова — это первая такая удача, которая даёт поверить в себя. Очень рад, что в стенах института будет звучать имя Михаила Борисовича, что оно будет жить здесь так красиво».
Борисов Михаил Борисович
Михаил Борисов — Заслуженный деятель искусств. Режиссер-постановщик множества любимых зрителями спектаклей, телеведущий, актер. Профессор и заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина http://www.htvs.ru/. Заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского университета театрального искусства. Актёр театра им. Вахтангова. Режиссёр-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им. М. Ермоловой, театра «Табакерка».
Легендарный ведущий лотереи «Русское лото»
Ведущий и художественный руководитель еженедельной всероссийской телевизионной лотереи «Русское лото». Более двадцати пяти лет, каждое утро воскресенья, он предлагал всей стране сыграть с ним в лото и выиграть один из ценных призов. В одном из интервью Михаил Борисов признавался, что покупал несколько билетов перед каждым выпуском игры, но так ничего не выигрывал. А его сын однажды выиграл телевизор.
Путь актера и телеведущего
Путь актера и телеведущего был выбран Михаилом Борисовым еще в детстве. Когда ему было 11 лет, он впервые принял участие в теле съемках. Но папа Михаила Борисова, фотокорреспондент Большого театра, знакомый с жизнью актеров не понаслышке, был против выбора сына. И Михаил Борисов поступил в Горный институт, где увлекся игрой КВН, ставшей началом начал для многих российских теле звезд. Команда, в которой играл Михаил Борисович, была очень популярна, всех участников ее знали в лицо любители Клуба Веселых и Находчивых. И от работы по профессии, которую Михаил Борисович получал в Горном институте, можно было отказаться в пользу актерской.
Борисова Михаила Борисовича знает и любит вся страна.
Одна ее часть, театралы, знают его спектакли как одни из самых запоминающихся и интересных. А азартные игроки примыкали к экрану телевидения в воскресенье утром, чтобы узнать, не сорвал ли их билет джек-пот.
Во всем этом заслуга отличного актера, режиссера, деятеля искусств и телеведущего Михаила Борисовича Борисова.
«Я рад каждой новой встрече со своим зрителем!»
М.Б. Борисов
Михаил Борисович Борисов (Фишман)
Михаил Борисов родился 8 февраля 1949 года в Москве.
Родители Михаила развелись, когда он был еще маленьким. Он остался жить с отцом. Благодаря профессии отца с ранних лет часто бывал на различных мероприятиях с участием известных людей. Когда отец работал в Большом театре, он с ним всегда ходил на съемки, видел Майю Плисецкую, Аллу Тарасову, Григория Ярона. Поскольку отец по совместительству был секретарем парторганизации объединения московских театрально-зрелищных касс, Михаил обошел с ним все московские театры. Тогда же и сам заинтересовался театром.
И хотя сам Михаил хотел быть артистом, но по настоянию отца после школы поступил на факультет разработки рудных и нерудных месторождений по специальности «технология разработки подземных угольных месторождений» Московского государственного горного университета, который окончил в 1972 году.
Во время обучения в вузе активно играл в КВН (в 1968 году его команда стала чемпионом, их показывали по ТВ). Также участвовал в студенческом театре.
После окончания университета три года работал инженером.
В 28 лет поступил в ВТУ имени Б. В. Щукина, которое окончил в 1982 году, курс Е. Р. Симонова.
В 1989 году окончил ассистентуру ВТУ имени Б. В. Щукина.
С 1987 года Михаил Борисов занимается педагогической деятельностью. В 1998 году стал художественным руководителем актерского курса на кафедре эстрады ГИТИСа. В числе студентов Михаила Борисовича такие актеры, как Мария Порошина, Антон Макарский, Александр Семчев, Александр Олешко, Екатерина Гусева, Андрей Соколов. Екатерина Гусева несколько лет работала у него ассистенткой на ТВ.
Позже стал заведующим кафедрой режиссуры в Щукинском училище и кафедрой эстрады в ГИТИСе.
В телепрограмме «Русское лото» Михаил Борисов начинал как режиссер. Затем стал бессменным ведущим. Сам он говорил: «Эта перечада честная и совершенно открытая. Тут любой человек может испытать свое счастье. Когда кто-то получает крупный выигрыш, этому можно только радоваться».
При этом, по словам Борисова, сам он никогда не выигрывал в лото, хотя билеты приобретал часто.
О работе в «Русском лото» рассказывал: «Если бы меня спросили, какую передачу ты хочешь или можешь вести, я бы остановился на хорошем ток-шоу. А, может, стал бы комментатором футбольных матчей. Но жизнь меня привела к другой передаче. Ее я стараюсь делать хорошо, поскольку отношусь к ней с большим интересом. В «Русском лото» мною сыграно весьма много ролей, правда, коротеньких. Когда создавались тематические заставки к тиражам в начале передач, кем я там только не был: Маяковским, Крыловым, Гегелем, Горьким».
В 2004 году выступал в роли ведущего проектов «Умный нашелся» (ТВЦ), «Олимпийский огонь» (СПОРТ).
В 2000-е стал сниматься в телесериалах. Сыграл роли в картинах «Сваха» (Глеб Павлович), «Обручальное кольцо» (Леонид Андреевич Степанов), «Ермоловы» (Григорий Корочкин), «Огни большого города» (Тьери), «»Алиби» на двоих» (Леонид Михайлович Берлизев), «Товарищ Сталин» (Лапин), «Операция «Кукловод»» (Михаил Борисович Краснов), «Отдел» (Дамир Амиров).
Михаил Борисов в сериале «Ермоловы»
Михаил Борисов в сериале «Отдел»
Смерть Михаила Борисова
Скончался 19 сентября 2020 года. Борисову стало плохо во время записи передачи, он потерял сознание. На скорой его увезли в московскую больницу, где врачи диагностировали пневмонию.
Личная жизнь Михаила Борисова:
Вторая жена умерла во время родов. Михаил растил сына Вениамина в одиночку. После окончания школы сын поступил в ГИТИС на продюсерский факультет.
Михаил Борисов с дочерью, сыном и внучкой
Михаил Борисов говорил: «Я не смог бы полюбить не талантливого человека. А Аню заметил еще при поступлении. Это был курс Евгения Симонова, я преподавал у них. Так бывает, что студентки влюбляются в своих учителей, это нормально. И у нас так вышло. Аня подарила мне много мгновений счастья. Да, я с ней работал на «Русском лото», но лишь потому, что она даровита. Просто как жену я бы не стал ее продвигать».
Михаил Борисов и Анна Маркова
Фильмография Михаила Борисова:
последнее обновление информации: 20.09.2020
БИОГРАФИЯ
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ БОРИСОВ
Биография Михаила Борисова многогранна и интересна.
Великий режиссер, телеведущий, актер. Заслуженный деятель искусств РФ. Профессор и заведующий кафедры режиссуры Театрального института им. Б.Щукина. Заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского университета театрального искусства. Актёр театра им. Вахтангова. Режиссёр-постановщик спектаклей театра Сатиры, театра им. М. Ермоловой, театра «Табакерка». Ведущий и художественный руководитель еженедельной всероссийской телевизионной лотереи «Русское лото».
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ МИХАИЛА БОРИСОВА. СЕМЬЯ:
Мой отец – Борис Яковлевич Борисов был известным в Москве фотокорреспондентом.
В 19 лет он уже работал заведующим отдела информации ТАСС. А с 1936 года стал фронтовым репортером, прошел все войны. Был на Халхин-Голе, на финской войне, во время Великой отечественной дошел до Берлина. И закончил войну на Дальнем Востоке, в звании капитана. Его снимки с фронта печатали «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Известия», журнал «Огонек».
Получил на войне ранение и контузию. Через замерзшую Ладогу он проехал в осажденный Ленинград. Состоял в комиссии по расследованию злодеяний фашистов в Освенциме. Многие фотографии из этого лагеря, освобожденного нашими войсками, – отца.
И после войны к нам домой еще долго приезжали или присылали письма разные люди, которые находили в газетах старые фотографии отца. Они узнавали на них своих близких и надеялись, что он вспомнит что-то об этих людях. Особенно много таких визитов стало после 1965 года. Когда впервые широко отметили День победы, а на радио появилась передача Сергея Сергеевича Смирнова «Рассказы о героизме». Для того времени эта передача была знаковой. Смирнов С.С. заговорил о том, о чем до этого молчали.
Мой отец был в числе десяти корреспондентов, допущенных к съемкам И.В.Сталина, Г.К.Орджоникидзе, В.М.Молотова и др.
А вообще, у отца было много знаменитых снимков. Он был в числе десяти корреспондентов, допущенных к съемкам И.В.Сталина, Г.К.Орджоникидзе, В.М.Молотова, С.М.Буденного, В.Г.Жданова, Л.П.Берии. На его фотографиях – многие знаменитые люди той эпохи.
Вообще, семья была достаточно большая – трое детей. Мой старший брат – Эдуард (1940 года рождения) и сестра Нина (1937-го). Правда, у отца с мамой отношения не сложились, они жили порознь. Я остался с отцом, а у мамы, Анны Израилевны была другая семья. Потом она вернулась ко мне, и до последних ее дней мы жили вместе.
ФОТОРАБОТЫ моего отца Бориса Яковлевича Борисова. Он был известным в Москве фотокорреспондентом (фотослайд):
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ:
В хореографическое училище Большого театра я не попал по медицинским причинам, мне нельзя было танцевать. Музыке, родители безуспешно пытались научить сестру и старшего брата, а меня даже не пытались, хотя у меня как раз оказался абсолютный музыкальный слух. А к фотографии у меня не было никакого влечения. Так что первое знакомство с искусством оказалось не очень удачным. Но с детства я очень любил театр.
Я посмотрел очень много спектаклей во всех театрах Москвы, познакомился с великими актерами того времени!
Вообще, помню многих великих солистов Большого театра – Галину Сергеевну Уланову, Сергея Яковлевича Лемешева, и многих-многих других. Отец, поскольку мы жили с ним вдвоем, брал меня и на все съемки. Так что я посмотрел очень много спектаклей во всех театрах Москвы. Познакомился с великими актерами того времени. И своего сына я также водил в театр, как меня в детстве. Говорил ему, ты сейчас ничего не понимаешь, но, потом будешь вспоминать. Например, это Александр Анатольевич Ширвиндт, просто постой с ним рядом, потом будешь об этом рассказывать другим.
А мама в то время работала администратором в телевизионном театре, и я, в конце концов стал ходить еще и к ней на все мероприятия. Под «телевизионный» отдали тогда филиал театра Моссовета на Электрозаводской площади. На одной из новогодних елок ко мне подошел человек, по иронии судьбы оказавшийся выпускником режиссерского отделения Щукинского училища, и спросил: «Мальчик, хочешь сниматься»? Так я попал на съемки.
Сначала сыграл какие-то эпизодические роли в массовке, потом меня «повысили», и я стал играть главные роли. Особенность того времени в том, что эфир-то был живой. И мы репетировали, потом играли «нормальным» театральным способом. После окончания спектакля, как после победы на хоккейном матче, все обнимались и целовались, радовались, что все прошло нормально. Все же это было очень рискованное дело – с детьми выходить в живой эфир.
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА. ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ:
О том, чтобы после школы поступить в театральный институт, отец даже слышать не хотел. К сценическому искусству он относился скептически. Говорил, что только один из ста выбивается на какие-то достойные роли, остальные ведут нищенский образ жизни. Я же не знал тогда, что как раз и стану этим одним из ста, поэтому послушался отца и поступил в технический вуз.
У метро «Ленинский проспект» был Горный институт, и я подал документы туда, на специальность «Технология разработки подземных угольных месторождений». Однако на втором курсе судьба моя была решена. В Горном институте работал прекрасный студенческий театр «Бригантина», и меня приняли в него. А потом я стал звездой КВН команды Горного института. В 1968 году мы выиграли звание чемпионов Москвы и нас заявили для участия на телевидении. В 1969 году вышли в финал первенства СССР, где проиграли Риге. Проиграли, поскольку конкурировать с командами, на которые работала вся республика, было практически невозможно.
Леня Якубович, Юлий Гусман – мои современники. С Леней мы дружим всю жизнь. В нашей команде играли Артем Тарасов (ныне известный бизнесмен), журналисты Владик Старчевский, Евгений Цырлин, и многие другие в будущем знаменитые люди. С популярностью, которая была у нас, сейчас ничто не сравнится. Когда шел КВН, Москва замирала. А наши шутки уже на следующий день повторяла вся страна – «Это не каска, это шлём, оно предохраняет», «Не все то, золото, что подорожало».
КВН оказался настоящим окном в свободу мысли!
Несмотря на прямой эфир, самоцензура была на высоте, хотя произносились и достаточно смелые шутки. КВН оказался настоящим окном в свободу мысли, не зря в 1972 году его закрыли на телевидении. Судя по тому, что собой представляют Леня Якубович, Юлий Гусман, и еще десятки людей – наше поколение «кавеэнщиков» было не хуже нынешнего. Но время оказалось такое, что мы остались невостребованными. Я играл в КВН пять лет, сначала сам, потом писал в составе авторской группы.
После окончания института долго не удавалось устроиться на работу, в конце концов, пришел по распределению в проектно-исследовательский институт. Правда, карьера инженера тоже достаточно быстро закончилась. Подготовил какой-то концерт художественной самодеятельности к первомайским праздникам, он понравился, и после этого я занимался только праздниками. Приходил на свое основное место работы, вешал пиджак, и уходил. Так жизнь вновь меня стала возвращать к театру.
ОПЯТЬ ТЕАТР:
Отработав сколько положено, по распределению, пошел работать артистом без образования.
Выпускники ГИТИСа как раз только организовали свой гастрольный театр, и меня в него приняли. К этому времени, правда, у меня и определенный профессиональный опыт тоже накопился. Я руководил студенческим театром в Горном институте, подмосковным студенческим театром, куда добирался около часа на автобусе.
А вскоре после начала актерской карьеры попал на курсы повышения квалификации руководителей без специального образования. Проучился в областном Доме художественной самодеятельности на курсах у преподавателей Щукинского училища Марьяны Рубеновны Тер-Захаровой, Юрия Васильевича Катин-Ярцева и Людмилы Владимировны Ставской, а потом в 28 лет подал документы в Щукинское училище. Решил для себя: поступать буду один раз. «Примут – значит, примут, нет – значит, ВСЕ!» Конкурс был жесточайший.
На режиссерский курс набирали десять человек из огромной толпы претендентов. В итоге взяли всего восемь человек. Я сдал на все пятерки и оказался среди этих счастливчиков, на актерско-режиссерском курсе Евгения Рубеновича Симонова, главного режиссера театра им. Вахтангова. Так моя судьба опять изменилась. Мне повезло, что в студенческом театре у нас был замечательный совершенно гениальный руководитель – Юрий Михайлович Бинько, безумно талантливый человек. У него было интуитивно правильное представление об актерской игре, он нас не «изуродовал», научил органично существовать на сцене, и когда я попал в училище, увидел, что все делаю правильно, ко мне нет замечаний. Уже с четвертого курса меня хотели взять артистом в театр Вахтангова, но Евгению Рубеновичу кто-то сказал – пока не надо, пусть еще поучится, и «поезд» в конце концов ушел.
Училище я окончил с отличием, и уехал ставить дипломный спектакль в город Томск.
Через год, когда я окончил училище, Е.Р.Симонова уже не было в театре. Училище я окончил с отличием, и уехал ставить дипломный спектакль в г.Томск, где работал главным режиссером Феликс Григорьевич Григорян. Чудный совершенно человек, и ко мне он относился с большой симпатией. И так, в конце концов, получилось, что я остался в этом театре очередным режиссером, а потом, когда Ф.Г.Григорян уехал, сменил его на посту «главного».
Томск дал мне очень хорошую режиссерскую практику. Конечно, в Москве такого шанса – руководить театром, у меня бы не было, и приняли меня там очень хорошо. Руководителем области был тогда Юрий Кузьмич Лигачев (в Томске он просил, чтобы его называли Юрием, а не Егором), который вопросам культуры уделял очень большое внимание. Каждый год приезжали на гастроли московские театры, симфонические оркестры, так что Томск стал значительным этапом в моей биографии. Но тянуло домой.
Приехал в Москву, поступил в аспирантуру Щукинского училища, а в 1991 году мне Владимир Абрамович Этуш дал самостоятельно набрать режиссерский курс. Так я начал свою педагогическую деятельность.
К настоящему моменту выпустил уже пять режиссерских курсов, один актерский и два актерских курса в ГИТИСе, сейчас заведую двумя кафедрами – режиссуры в Щукинском и кафедры эстрады ГИТИСа. Среди моих студентов, тех, кто потом называл меня своим учителем, – Андрей Соколов, Катя Гусева, Саша Семчев, Саша Олешко, Антон Макарский, Маша Порошина, Лукинский Николай и многие многие другие.
Смерть ведущего «Русского лото» подтвердили в институте имени Щукина
Ведущий лотереи «Русское лото» Михаил Борисов почувствовал себя плохо на съемках передачи «У нас выигрывают» и попал в больницу. Вечером 19 сентября СМИ сообщили, что 71-летний артист был подключен к аппарату ИВЛ и впоследствии скончался от воспаления легких. Однако его сестра Нина Борисова назвала эти слухи ложными, передает АГН «Москва».
«Откуда эта информация? Ему просто стало плохо на телевидении. Его просто госпитализировали. Диагноз еще не установлен. Он находится в больнице. Информация у вас ложная», — сказала Борисова.
«Вчера нас постигла тяжелая утрата — ушел из жизни Михаил Борисович Борисов. В это невозможно поверить. Всегда энергичный, полный жизни, немного ироничный — Михаил Борисович казался воплощением стабильности и спокойной уверенности в завтрашнем дне, — говорится на сайте учреждения. — Его жизнь была подчинена рабочему графику, а он существовал в этом свободно. В нашем институте он заведовал кафедрой режиссуры, ставил дипломные спектакли, которые неизменно пользовались зрительским успехом. Его любили студенты. Без него трудно представить себе Щукинскую школу. Он был щукинцем. Он был вахтанговцем. Михаил Борисов был настоящим артистом и ушел как артист — прямо со съемочной площадки».
Ранее о госпитализации заслуженного деятеля искусств России сообщил представитель «Столото».
«В субботу, 19 сентября, бессменный ведущий программы «У нас выигрывают» Борисов Михаил Борисович почувствовал себя плохо на съемочной площадке во время записи передачи. Приехавшие врачи скорой помощи забрали его в больницу для более тщательного обследования и оказания помощи, — рассказал источник РИА «Новости». — Мы желаем скорейшего выздоровления Михаилу Борисовичу и с нетерпением ждем его возвращения, так как только с ним уже на протяжении более 26 лет ассоциируется розыгрыши «Русского лото».
В декабре прошлого года Борисов признался, что уже около 30 лет живет в бешеном ритме и не ведет здоровый образ жизни. Он рассказал «Стархиту», что после возвращения домой не может уснуть и смотрит спортивные передачи, чтобы успокоиться от нервного перенапряжения.
По словам артиста, за рационом он также не следил и питался хаотично.
«Живу один, дочка Маша порой приносит еду, — поделился Борисов. — Ну, разогреть в состоянии! Вопросами быта занимается домработница. Я лишь иногда мою посуду».
Ведущий родился 8 февраля 1949 года в московской семье фотокорреспондента и театрального администратора. В 11 лет состоялся его дебют в телесъемках. Из-за того, что отец был против творческой карьеры сына, Борисов поступил в Горный институт на факультет разработки рудных и нерудных месторождений. Но и там он не оставил тягу к актерскому мастерству, играя в театре и выступая в институтской команде КВН.
Лишь достигнув 28 лет, Борисов поступил на актерско-режиссерский курс главного режиссера театра имени Вахтангова Евгения Симонова в Театральный институт имени Бориса Щукина. Позднее он сам начал преподавать в этом учреждении и обучал таких артистов, как Антон Макарский, Екатерина Гусева, Александр Олешко и других.
С 1983-го по 1987 год года Борисов был режиссером Томского театра драмы, а затем работал в московских театрах «Глобус» и «Наш театр». Отдельные спектакли он ставил на сценах в «Табакерке», театрах имени Ермоловой, Сатиры и Оперетты. Также артист снялся в нескольких фильмах и сериалах. Наибольшую известность Борисов получил благодаря игре «Русское лото», которую он вел с 1994 года.
Комментируя «Газете.Ru» кончину Борисова, его ученик Александр Олешко назвал знаменитого ведущего «уникальным педагогом».
«Замечательный человек, талантливый, очень глубокий, разносторонний, интеллектуально развитый, подкованный, с замечательным чувством юмора. Абсолютно уникальный педагог, который помогал нам чувствовать себя свободными на сцене. Он научил нас очень интересным вещам и передал все секреты профессии. Он удивительно разбирал пьесы — я не встречал такого второго человека, который мог так объяснить, о чем написал автор, что мы на самом деле должны играть, для чего, для кого, — сказал Олешко. — На телевидении мы с ним, конечно же, встречались. Когда я поступал в Щукинский институт, я беспокоился, что он узнает во мне телеведущего, потому что я работал в соседней студии юным мальчиком, вел программу. Он очень помог мне при поступлении. Одно из замечательных качеств: умение дружить со своими студентами — будущими коллегами, поддерживать, помогать. Его сын вырос у нас на глазах».
По словам заслуженного артиста, уход Борисова стал тяжелым ударом не только для его семьи, но и всех, кто знал его лично.