Чаадаев иногда кажется что россия

Апология сумасшедшего: 7 цитат из сочинений Петра Чаадаева

Русский философ-западник о государстве, патриотизме и народе

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856) был одним из наиболее влиятельных русских мыслителей XIX века. Родоначальник западничества в отечественной философии, в своих трудах он жестко критиковал российскую действительность, православие, невежество и культурную отсталость страны. За свои сочинения Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим, а его книги запретили печатать на территории Российской империи.

Центральными произведениями в его творчестве стали «Философические письма» (именно из-за них он и попал в опалу) и последовавшая за ними «Апология сумасшедшего». В этих трактатах Петр Яковлевич противопоставил русским устоям и традиционным ценностям (по словам автора, «пережиткам прошлого») прогресс и европейскую просвещенность. Эти труды оказали огромное влияние на развитие отечественной философской мысли и породили многовековой спор между «западниками» и «славянофилами», который продолжается и в наши дни.

Мы отобрали 10 цитат из этих сочинений.

О России

Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать.

Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает пятую часть земного шара, но всем этим, надо сознаться, мы обязаны только энергичной воле наших государей, которой содействовали физические условия страны, обитаемой нами. Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи, — вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли.

Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, — вот печальная история нашей юности.

О патриотизме

Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине.

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.

О народе

В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке.

Источник

Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть фото Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть картинку Чаадаев иногда кажется что россия. Картинка про Чаадаев иногда кажется что россия. Фото Чаадаев иногда кажется что россияpravdoiskanie

pravdoiskanie

Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть фото Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть картинку Чаадаев иногда кажется что россия. Картинка про Чаадаев иногда кажется что россия. Фото Чаадаев иногда кажется что россия
«Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать»

«История ее мрачна, а будущее сомнительно» (О России.)
«Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать»

«Чаадаев Петр Яковлевич. Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России» Википедия.

«Бог создал русский народ для того, чтобы показать другим народам, как нельзя жить» http://maxpark.com/community/437/content/5162495

Да, похоже: это – правда?
Вымирает: ваш народ?
Значит, миссию – исполнил?
И теперь он – в ад идёт?

Показал, как жить не надо?
На примере, на – своём!
Был с царём он: с православным!
С президентом был, с попом!

Что ни строил – получалось!
Не как лучше – как всегда!
Время, силы он – потратил!
Показав, как жить – нельзя!

А теперь вы – уходите!
Раз на пользу – не пошла?
Вам наука в этой жизни?
Значит – жили вы: зазря!

Не покаялись – ни разу!
Не признали вы – вины!
Но твердили всему миру!
Что велики вы, святы!

Что у вас есть путь особый!
Вы – с загадочной душой!
И, как будто бы – со щедрой?
Но: с коварной, хитрой, злой!
===========================================
Остались вы язычниками? Нет? Стали вы православными – нет! Построили вы коммунизм – нет! Стали вы христианами – нет? Стали вы гражданским обществом – нет! Что теперь: на тот свет?

Мало того! Вы ещё завидуете успешным и одарённым людям. И когда они вам хотят помочь, вы стараетесь причинить им зло: из зависти, и из-за своего дурного нрава! Вы не хотите учиться, не хотите исправляться, не хотите становиться полноценными людьми. Но бездарно прожигаете свои жизни, и не даёте спокойно жить другим. Но всегда к ним лезете, чтобы навредить, и поучаете их своему невежеству! Видно, не зря: вас назвали империей зла?
==================================================================
Вы 1000 лет ублажали православных попов, потому что они вам льстили, и вам про вас врали!
А я еврей: проповедовал вам Евангелие, за 5 лет труда не получил ничего, и умирал от нищеты!

Источник

«Горе народу, если рабство не смогло его унизить» Десять актуальных цитат Петра Яковлевича Чаадаева

Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть фото Чаадаев иногда кажется что россия. Смотреть картинку Чаадаев иногда кажется что россия. Картинка про Чаадаев иногда кажется что россия. Фото Чаадаев иногда кажется что россия

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) — русский философ и публицист, признаваемый одним из умнейших и образованнейших людей своего времени. Судьба его удивительна: за его сочинения правительство объявило его сумасшедшим, а его труды были запрещены к публикации в России. Однако многие его мысли и сейчас, спустя почти двести лет, отзываются в нас болью и горечью.

Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно; то же самое с заблуждением и истиной. Вот почему заблуждения распространяются быстро, а истина так медленно.

Горе народу, если рабство не смогло его унизить, — такой народ создан, чтобы быть рабом.

Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью.

Протекшее определяет будущее: таков закон жизни. Отказаться от своего прошлого — значит лишить себя будущего.

История ее мрачна, а будущее сомнительно. (О России.)

Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать.

Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце запада.

Что делают законодательные, политические, юридические и им подобные учреждения? Они исправляют зло, ими же вызванное.

Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.

Источник

Афоризмы о России часть 1

Собрание афоризмов и цитат
о
РОССИИ

Я не научился любить свою родину с закрытыми
глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами.
Петр Чаадаев

ЧАСТЬ 1: СВЯТАЯ РУСЬ

Петр Чаадаев:
История ее мрачна, а будущее сомнительно.
* * * * *

Федор Достоевский:
Россия есть игра природы, а не ума.
* * * * *

Нестор, летописец русский:
Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет.
* * * * *

Алексей Толстой:
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
* * * * *

Федор Тютчев:
Русская история до Петра Великого – одна панихида, а после Петра – одно уголовное дело.

* * * * *
Лука Умищев:
В стране, где нет права, всегда есть место Православию.
* * * * *

Петр Чаадаев:
Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
* * * * *

Михаил Задорнов:
За тысячелетнюю историю России никто еще не наносил России большего вреда, чем сами русские.

* * * * *
Максим Горький:
Что человек на Руси ни делает, все равно его жалко.
* * * * *

Николай Бердяев:
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.
* * * * *

Лука Умищев:
Русский человек выдавливает из себя раба по капле, а закачивает поллитрами.
* * * * *

Николай Карамзин:
Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют!
* * * * *

Федор Тютчев:
Надо сознаться, что должность русского Бога – не синекура.
* * * * *

Михаил Салтыков-Щедрин:
Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
* * * * *

Неизвестный автор:
Для России плохо не то, что воруют, а то что, считают это нормальным.
* * * * *

Владимир Даль:
Мы у матушки России детки, она наша матка – ее и сосем.
* * * * *

Николай Некрасов:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка Русь!
* * * * *

Николай Бердяев:
Государство призвано не для того, чтобы превратить жизнь в рай, но для того, чтобы не дать превратиться ей в сущий ад.
* * * * *

Петр Чаадаев:
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
* * * * *

Отто Бисмарк
Русские долго запрягают, но быстро едут.
* * * * *

Григорий Горин:
Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.
* * * * *

Николай Гоголь:
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её?
* * * * *

Николай Первый:
****ь, да в России всего две беды — дураки и плохие дороги!
* * * * *

Борис Крутиер:
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
* * * * *

Неизвестный автор:
Русский человек славится своим умением находить выход из самых трудных ситуаций, но еще более он славится умением находить туда вход
* * * * *

Михаил Салтыков-Щедрин:
Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.
* * * * *

Николай Бердяев:
Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире.
* * * * *

Владимир Путин:
В России есть еще такая старинная русская забава — поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное, этим можно заниматься всегда и бесконечно.
* * * * *

Лука Умищев:
Эх, Россией, эх, Россией
Кто, дружочек мой, не правь –
Хоть от пьянства с мордой синей –
Все равно: он царь, он прав.
* * * * *

Лука Умищев:
Судьба русского человека: Безответная любовь к Родине.
* * * * *

Отто фон Бисмарк:
Русские на любую вашу хитрость ответят своей непредсказуемой глупостью.
* * * * *

Михаил Задорнов:
Россия – это страна с непредсказуемым прошлым.
* * * * *

Владимир Колечицкий:
Россия — страна непойманных воров и вечно будущего счастья.
* * * * *

Карл Маркс:
Брать деньги в долг без отдачи – обычный способ существования русских.
* * * * *

Николай Гоголь:
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень.
* * * * *

Лука Умищев:
Как живете, караси, на Руси!
Не сметане, а в дерьме и в грязи.
* * * * *

Михаил Лермонтов:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
* * * * *

Алексей Жемчужников:
О, край родной, как ты мне мил!
.
Но нам, сынам твоим, известно
Как на твоем просторе тесно
И в узах мучится душа…
* * * * *

Александр Герцен:
Долгое рабство – не случайная вещь. Оно, конечно, соответствует какому-то элементу национального характера. Этот элемент может быть поглощен, побежден другими его элементами. Но он может и победить.
* * * * *

Михаил Салтыков-Щедрин:
А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли. Господи! чего они не передумали в это время!
* * * * *

Петр Чаадаев:
Как могло случиться, что самая поразительная черта христианского
общества как раз именно и есть та, от которой русский народ отрекся на лоне
самого христианства? Откуда у нас это действие религии наоборот? Не знаю, но
мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым
мы кичимся.
* * * * *

Игорь Губерман:
Народа российского горе
С уже незапамятных пор,
Что пишет он «Х**» на заборе,
Еще не построив забор.
* * * * *

Отто фон Бисмарк:
Россия опасна мизерностью своих потребностей.
* * * * *

Виктор Шендерович:
Умом Россию не понять, а другими местами — очень больно!
* * * * *

Игорь Губерман:
Давно пора, ****а мать,
Умом Россию понимать!
* * * * *

Петр Вяземский:
В России суровость законов умеряется их неисполнением.
* * * * *

Александр Герцен:
Если бы в России выполнялись бы все законы и не брали взяток, жить в ней было бы совершенно невозможно.
* * * * *

Николай Бердяев:
Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
* * * * *

Сергей Трубецкой:
Опыт всех народов и всех государств доказал, что власть самодержавная равно губительна для правителей и для народов. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного лица. Ставя себя выше закона, государи забыли, что и они в таком случае вне закона.
* * * * *

Михаил Салтыков-Щедрин:
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
* * * * *

Петр Чаадаев:
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной
* * * * *
Александр Пушкин:
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.
* * * * *

Сергей Есенин:
Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
.
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.
* * * * *

Василий Ключевский:
Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
* * * * *

Иван Павлов:
Возьмите вы наших славянофилов. Что в то время сделала Россия для культуры? Какие образцы показала она миру? А ведь люди верили, что Россия «протрёт глаза» гнилому Западу.
Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила наши взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живем фантастически!
* * * * *

Александр Радищев:
Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклониться на жестокость.
* * * * *

Корней Чуковский:
Мила мне русская беседа
В ней, разум собственный любя,
Никто не слушает соседа,
Но каждый слушает себя.
* * * * *

Игорь Губерман:
Россия пребудет во веки веков
Под боем державных курантов
Страной казнокрадов, святых, мудаков,
Пропойц и блаженных талантов.

Источник

Чаадаев П. Я. Об отлученности России от всемирного

Валентин В. БУГРИМ, доктор философии, академик, посол мира

ПОЗНАНИЕ/ПОНИМАНИЕ/ПРЕДНАЗАЧЕНИЕ (СУДЬБА) РОССИИ в ДУМАХ ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЦИКЛ АКТУАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.ж.) – русский философ и публицист, офицер-гусар; близкий друг А.С.Пушкина (1799-1837), резкий критик русской действительности, чьи труды были запрещены к публикации в императорской России. С 1821 г. – член тайного декабристского общества “Союз благоденствия”. Дружил с А.С. Грибоедовым (1795-1829), будущими декабристами Н.И. Тургеневым (1789-1871), И.Д. Якушкиным (1794-1857). Впоследствии, в период реакции, наступившей после разгрома декабристов, он перешел на позиции просветительства, считается возможным прототипом главного героя – Александра Чацкого пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Евгения Онегина в одноименном романе А.С.Пушкина, о чем поэт сам указал в первой главе …

С. Уваров Николаю I 1
20 октября 1836 г.
С глубоким прискорбием (зачеркнуто)
Беру на себя смелость сопроводить два прилагаемые официальные рапорта почтительнейшим выражением В. И. В. глубокой скорби, испытываемой мною при доведении до Вашего сведения статьи, напечатанной в No 15 «Телескопа». Неизменная строгость, с которой я уже более четырех лет наблюдаю за мельчайшими движениями в печати, предохранительные меры, постоянно принимаемые мною суровые кары, бывшие несколько раз справедливым их следствием, давали мне право надеяться, что мы обеспечили себя впредь от подобных нарушений установленного порядка; и я должен сознаться, Государь, что повергнут в отчаяние от того, что подобная статья могла быть напечатана во время моего управления. Статью эту я считаю настоящим преступлением против народной чести; так же как и преступлением против религиозной, политической и нравственной чести. Главное Цензурное Управление, внимательно рассмотрев ее направление, не сочло возможным сойти с законной почвы присвоенных ему прав; чем бесспорнее преступление, тем настоятельнее следует соблюсти по отношению к виновным в точности все формы справедливости. В. В., соблаговолите заметить, что на этих именно началах доклад и составлен; тот, который я к нему присоединил, в качестве министра, достаточно обоснован тем малым доверием, которое может внушать министерству человек, поддавшийся грубому обману и [который] покрывает своим именем статью, направление которого совершенно неожиданно обнаружило не бред безумца, а скорее систематическую ненависть человека, хладнокровно оскорбляющего святое святых и самое драгоценное своей страны.
Мне кажется, трудно найти где бы то ни было прямое обвинение прошлого, настоящего и будущего своей родины. В. В., оценивая в своей мудрости характер этой статьи, кажущейся с первого взгляда невероятной, благоволите оценить по справедливости ту борьбу, которую я веду, борьбу с людьми и с принципами, с ухищрениями и страстями; борьба эта была бы безнадежна, если бы твердая и бдительная поддержка В. В. не являлась постоянным утешением тех, кого Ваше доверие поставило на страже у прорыва, и которые пребудут там.
Я счел необходимым предупредить на всякий случай различные цензурные комитеты, зависящие от министерства, чтобы они не пропускали в журналах ни одной статьи, касающейся «Телескопа». Может быть, В. В., сочтете необходимым позднее напечатать опровержение, обращенное не к нашей стране, где возмущение не может не стать всеобщим, а скорее для заграницы, жаждущей всякого рода клеветнических выходок. Но опровержение это требовало бы такта, настолько утонченного, что его нельзя было бы поручить журнальным писателям. Позволяю себе высказать мнение, что в настоящий момент обсуждение этой диатрибы «Телескопа» только усилило бы зло.
Остаюсь в ожидании особых повелений В. В. по всем этим предметам.

ДВА ДОНЕСЕНИЯ МОСКОВСКОГО ОСВЕДОМИТЕЛЯ КАШИНЦОВА
Секретно
No 75
О слухах касательно Надеждина, Болдырева и Чеадаева 1 кор. от Кашинцова
В Москве идет рассказ, что издатель Телескопа Надеждин и Цензор сего Журнала Ректор Университета Болдырев вытребованы в С. Петербург за переводную статью г. Чеадаева и что издание сие запрещено. Вообще все рады сему, особенно отцы семейств, которым давно желалось, чтоб сей журнал был запрещен и даже всегда дивились, как сего давно не последовало.
0 Чеадаеве, который у всех слывет чудаком, идет слух, будто поведено: что как статья его заставляет сомневаться в его добром здоровье, то чтоб к нему ездил наведываться по два раза в день доктор.
Этот рассказ сопровождается необыкновенным общим удовольствием, что ежели действительно эта молва справедлива, то что для Чеадаева невозможно найти Милосердие Великодушное и вместе с тем развительнее наказания во отвращение Юношества от влияния на оное сумазбродство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *