Чего боятся родители первоклассников
5 главных страхов родителей будущих первоклассников
© Коллаж Анастасии Березиной
Как подготовить к школе себя и ребенка
С 1 апреля в российских школах стартовал набор в первые классы. А это значит, что уже сейчас мамы и папы думают, в какую школу отдать ребенка и как подготовить его к началу учебы. Разбираемся, чего больше всего боятся родители будущих первоклассников и что со всем этим делать.
Не сможет войти в режим
Новый режим дня, большая загрузка, переутомление и нежелание вставать в школу по утрам — все это вызывает у родителей беспокойство. Ситуация усложняется, если ребенок долгое время находился вне четких рамок, например, не ходил ни на какие занятия привык проводить день в расслабленном режиме.
Что делать?
Действительно, адаптироваться к переменам непросто. За одну-две недели до начала учёбы начните поднимать его пораньше, организуйте распорядок, похожий на школьный. Научите будущего первоклассника самостоятельно наводить порядок на столе, собирать портфель. Это позволит сделать переход к школьному режиму естественным и плавным.
Очень важно подробно объяснить ребенку, как устроена школа и что его ожидает. В Тетрике мы знакомим будущих первоклассников со школьными предметами, учим работать с учебниками, самостоятельно организовывать свою работу.
Не вольется в коллектив и не найдет друзей
Вдруг ребенка будут обижать в школе? Вдруг никто не захочет с ним дружить? К сожалению, вероятность не вписаться в коллектив есть у любого школьника. И никогда не знаешь, что может стать причиной: увлечение танцами, слишком дорогой смартфон или, наоборот, слишком дешевый, тембр голоса или цвет свитера.
Что делать?
Помогайте ребенку создать круг общения вне сада или школы: так он быстрее он научится выстраивать отношения с другими детьми и заводить друзей. Это могут быть кружки, секции, совместные прогулки с детьми ваших друзей или коллег. Поддерживайте любой дружеский контакт со сверстниками. Учите выстраивать границы и отстаивать свои интересы, вместе обсуждайте сложные ситуации и придумывайте варианты выхода из них. Учите рассказывать о себе, показывайте, что все дети разные, но отличия не помеха, чтобы общаться и дружить.
Будет расстраиваться из-за неудач
В первом классе обычно не ставят оценки, но есть другие способы поощрения: наклейки-звездочки, словесная похвала. Если у школьника не получается быть на высоте, он часто теряет интерес к учебе или, напротив, начинает тратить слишком много сил, чтобы получить похвалу. сли что-то не получается, расстраивается и теряет интерес.
Что делать?
Объясните, что первый класс — сложный период, многое может не получаться так, как хочется. И это нормально. Не ругайте ребенка, если что-то не выходит, и не позволяйте думать, что он чем-то хуже других детей в классе. Дома попробуйте создать ситуацию успеха, при котором у ребенка точно получится достичь результата, пусть и незначительного. Показывайте, что вы рядом и верите в его силы. А если понадобится подтянуть знания по предметам или помочь закрепить пройденное, приходите на занятия в Тетрику.
Попадется плохой учитель
Многие из нас на собственном опыте убедились, как сложно бывает в школе, когда учитель не справляется с эмоциями, подвержен стереотипам или привык вымещать свои проблемы на учениках. А может быть, педагог просто не увидит личности в ребенке и не будет учитывать его особенности.
Что делать?
Очень важно заранее лично познакомиться с учителем, рассказать ему о ребенке, его особенностях, интересах. Обсудите все, что вас беспокоит. Если чувствуете, что учитель не идет на контакт и понимает вас, есть смысл подумать о смене класса. Помните, что представление детей о себе в этом возрасте во многом формирует именно педагог. Поэтому важно, чтобы он был на стороне ребенка, понимал и поддерживал его.
Во многих школах есть подготовительные занятия к школе, которые ведет будущий классный руководитель. Прислушивайтесь к тому, что рассказывает ребенок о школе и в каком настроении возвращается с этих занятий домой.
Будет сложно организовать логистику
Школа в одном месте, работа в другом, а возможность взять няню или попросить помочь бабушку и с дедушкой есть далеко не всегда. Сложнее всего жителям крупных городов, где дорога от дома до работы порой измеряется часами. Резонно, что вопрос «Как все успеть?» приводит родителей будущих первоклассников в ужас.
Что делать?
Уточните заранее, в какое время будут заканчиваться занятия в школе. Во многих учебных заведениях есть дополнительные кружки и секции, куда можно ходить после уроков. Практически везде для первоклассников есть продленка, уточните, как она работает и до какого часа необходимо забрать ребенка. Если нет возможности привлечь бебиситтера, можно попробовать обсудить ситуацию с работодателем. Часто молодым родителям идут навстречу и разрешают скорректировать график: приходить и уходить раньше, работать из дома либо дорабатывать часы в выходной, если это необходимо.
Чего боятся родители первоклассников?
Скоро 1 сентября. Будущие первоклашки каждый день примеряют новую форму, докучают родным разговорами о школе и радуются новым рюкзакам, пеналам и тетрадкам. Родители переживают: впереди 11 не самых простых лет. Мы поговорили с ними о страхах, которые они испытывают, и попросили детского психолога Галию Нигметжанову их прокомментировать.
Страх 1. Ребенок не найдет общий язык с одноклассниками или они его плохому научат
Яна, дочь Ника, 7 лет, Москва: «Сейчас я не слежу за каждым шагом Ники, но знаю, что с ней происходит, с кем она общается. А в школе у нее будет свой мир, свои переживания и страхи. Ее могут обидеть, кто-то не захочет с ней дружить».
Анна, дочь Юля, 7 лет, Саратов: «Боюсь, что дочке будет сложно. Она у меня и так часто плачет, а в школе нагрузка большая. Ее и в садике часто дразнили за то, что она такая принцесса. Но там воспитательница заступалась».
Алина, сын Саша, 7 лет, Волгоград: «Я сейчас шла из магазина и слышала, как мальчик лет четырех ругается матом. И его мама к этому спокойно относится. Так вот: маргиналов боюсь в ближайшем окружении сына. Поэтому не стала отдавать его в школу рядом с домом, а убежала с ним в гимназию. Не уверена, что ребенок в этом возрасте может сам придерживаться правильной линии воспитания. А тут весь коллектив новый и никто не будет за ними следить и воспитывать, как в детсаду, где они выросли вместе. А еще подать себя надо, чтоб понравиться».
Страх 2. Нужно будет жить по шаблону
Яна: «Это такое учреждение, где все в рамках, в шаблонах, по нормативам. В большинстве школ в ребенке не видят личность. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. А Ника почти не ходила в садик, занималась в творческих студиях, мы с ней много разговариваем. Она для меня личность. И мне страшно, что в школе к ней будут относиться иначе. Боюсь, что школа что-то сломает, испортит в моем ребенке.
Еще страшно, что наша жизнь поменяется. Сейчас у нас нет режима. Ника не ходит в садик, я работаю из дома. Мы можем поздно лечь спать. Ника может спать до обеда. А теперь мне придется самой рано вставать и Нику рано будить. Я помню, как меня будила мама, не хочу скандалов по утрам. Мне хочется, чтобы ребенок просыпался с улыбкой и радостно шел в школу».
Страх 3. Ребенок будет обижать одноклассников и плохо себя вести
Марина, сын Даня, 7 лет, Москва: «Боюсь, что сын что-нибудь ценное сломает или кого-нибудь сильно побьет. Он как ураган. Импульсивный, подвижный. Как он будет полдня сидеть за партой, не представляю».
Страх 4. Школа станет навязывать ценности, которые противоречат семейным
Ирина, дочь Арина, 6 лет, Екатеринбург: «Боюсь, что учителя будут с другими ценностями, будут свои правила внушать – это самый большой страх».
Игорь, сын Ваня, 7 лет, Волгоград: «Боюсь, что в школе сыну «промоют мозги». Читаешь новости и волосы дыбом: то Закон божий хотят во всех школах ввести, то пионерскую организацию возродить».
Страх 5. Попадется плохой учитель
Яна: «Для меня важно, чтобы учитель любил детей, за фамилиями видел личность и в каждом ребенке хотел раскрыть потенциал. Чтобы это был такой человек, который умеет и под систему подстроиться, и детям не навредить».
Игорь: «Мне не по себе от того, что какая-то Марьиванна будет кричать на моего ребенка, называть дураком, если он чего-то не понял и просто замечтался. Моя первая учительница была такой, и во мне долго жил комплекс троечника».
Страх 6. Ребенок будет уставать, не справляться и вся семья будет делать уроки
Анна: «Еще боюсь, что не будет с программой справляться».
Ирина: «Боюсь, что она будет сильно уставать и переутомляться, потому что сейчас какая-то гонка с заданиями и уроками».
Яна: «Меня пугают и домашние задания. Вдруг Ника не захочет их делать или их будет слишком много? Боюсь, что у нас из-за них начнут портиться отношения. Еще говорят, что сейчас многие задания должны делать за детей родители. Боюсь, что Ника будет переживать, что работа, которую она выполнила сама, будет выглядеть хуже, чем то, что сделали родители одноклассников. Но я не хочу делать все за нее. Пусть она гордится своими достижениями».
Страх 7. Ребенку будет скучно, и у него пропадет мотивация
Анна: «Ей и так все быстро надоедает. Дома 5 минут почитает – голова болит, 2 минуты порисует – надоело».
Яна: «Как ни странно, я не боюсь, что ребенок будет плохо учиться, хотя хорошие оценки – это приятно. Мне хочется, чтобы у Ники осталась страсть к познанию и изучению, чтобы ей понравилось учиться. Мне страшно, что у нее отобьют охоту учиться».
Эльвира, сын Артем, 7 лет, Москва: «Вроде бы второй ребенок. С одной стороны, все знаю, с другой – как бывшему преподавателю и репетитору не нравится, куда движется наше образование. От этого дискомфортно. Есть опасения, что мальчишка, умеющий читать, писать и считать, будет скучать».
Ирина: «Я боюсь, что ей будет скучно и неинтересно, что знания окажутся бесполезными в жизни, что вместо детства будет зубрежка».
Страх 8. Произойдет конфликт с учителями
Светлана, сын Женя, 6 лет, Москва. «А я за себя боюсь. Вдруг я в этот раз не сдержусь и выскажу учителям все, что о них думаю? Старшая дочь в этом году школу окончила – и у меня, и у нее нервный срыв. Средняя в шестом классе. Там тоже тихий ужас. А Женька – мальчик, с ним проблем точно больше будет».
«Собственный школьный опыт определяет тревоги родителей»
Опасения родителей понятны, считает Галия Нигметжанова, семейный и детский психолог, консультант по вопросам психического, умственного и эмоционального развития. Ведь школа безусловно окажет большое влияние на развитие ребенка, его самоопределение и взросление.
«Любой человек переживает, когда вступает в новую для него социальную ситуацию – например, меняет место работы. А вдруг что-то пойдет не так, не сложится, я не смогу наладить хорошие отношения с будущими коллегами и новым начальством, проявить себя? Теми же вопросами задаются родители будущих первоклассников.
Школьный период ребенка – это 11 лет партнерства или конфронтации, сотрудничества или открытого противостояния отдельной семьи и социального института.
В немалой степени тревоги родителей основаны на том, как они сами проживали школьные ситуации. Мы помним эти ежедневные подъемы по утрам, особенно трудные в зимнее время. Необходимость отсиживать все, даже невыносимо скучные, уроки. Волнение во время опросов и контрольных, особенно в конце четвертей и триместров. Интриги одноклассников и обиду, что тебя не пригласили на день рождения.
Знаю взрослых, которые как раз со школьных лет не любят давление правил, предписаний, не принимают жесткое рабочее расписание, ненавидят тестирование.
Когда в школу должны пойти наши дети, вспоминаются прошлые тревоги, трудности и обиды школьных лет. Таким родителям хочется уберечь от всего этого детей. Что же можно сделать?
1. Первое и главное – исключите из ситуации собственные горести. Ваш ребенок может быть очень похож на мать или отца обликом, темпераментом, чертами характера, и все же он совершенно другой человек.
Как бы ни складывались отношения ребенка со школой – это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей
Однако у детей тонкое, безупречное чутье – они быстро определяют наше отношение и к ранним подъемам, и к домашним заданиям. Мы можем призывать их к правильному поведению, но если нам самим не нравится учитель, для ребенка это сигнал, что тот не заслуживает доверия. Помните, как бы ни складывались отношения ребенка со школой, это его отношения, но не продолжение ваших бед и трудностей.
2. Выберите подходящую школу и учителя с учетом особенностей ребенка, мнения психолога, советов знакомых родителей школьников.
3. Неплохо помогают подготовительные занятия, даже если интеллектуально ребенок к школе уже готов – читает, считает и пишет. Там он сможет познакомиться с учителем и подружиться с будущими одноклассниками, привыкнет выполнять задания по инструкции учителя, а не по своему интересу и замыслу. За год подготовительных занятий ребенок познакомится с пространством внутри школы: будет знать раздевалки, туалеты, школьный двор.
4. Настройтесь на конструктивное взаимодействие с учителями.
5. Помните, что у вас есть свобода выбора. Школу, класс и учителя при необходимости можно сменить.
6. Всегда серьезно относитесь к жалобам сына или дочери и плохому настроению после или по поводу школы. Это не означает, что вы обязаны тут же решать все трудности ребенка или оставить его дома. Но нужно внимательно выслушать и не спеша обсудить, что можно предпринять. Главное. что сам ребенок готов сделать. Поддержать его в первом шаге по преодолению трудности – уже очень много. Ребенок должен знать, что сложности преодолимы и вы всегда его поддержите».
4mama
6 типичных страхов родителей первоклассников
Отправляя ребенка в первый класс, многие родители тревожатся, как все будет?
Некоторые страхи обоснованны, но корень большинства из них, как правило, неизвестность. И не важно, это обычная районная школа или частная гимназия, родители всегда найдут повод для беспокойства.
Чего боятся родители первоклассника?
Многие страхи мы себе придумываем сами. Очень важно справиться с ними, чтобы не передавать тревожное состояние ребенку.
Трудности адаптации
Безопасность
Некоторые родители даже во втором классе заводят ребенка за руку в класс и передают учителю из рук в руки: «А вдруг он потеряется, пока будет идти из первого этажа на второй?». В любом случае, важно выяснить все об обеспечении безопасности детей – есть ли охрана, камеры видеонаблюдения. Дети в 1 классе на уроках, переменах и во время прогулок постоянно находятся под присмотром классного руководителя или воспитателя группы ГПД. Но бывает всякое. У нас был случай, когда во время ГПД воспитательница ушла с ребятами на улицу закрыв класс и забыв, что моя дочь на занятиях профильного кружка. Было очень неприятно. Поэтому теперь носим смарт часы, и в любой непонятной ситуации дочь может сама позвонить мне.
Успеваемость ребенка
Оценок и домашних заданий в 1 классе НУШ нет, но в конце семестра первоклассник приносит лист личных достижений, в котором учитель отмечает не только его успехи в освоении предметов, но и старательность, внимательность, коммуникативные и творческие способности.
При этом каждый родитель знает информацию только о своем ребенке, и оценить его способности на общем фоне не получится. Но в любом случае, важно держать руку на пульсе, просматривать тетради и учебники и интересоваться у учителя, как он в целом оценивает прогресс ребенка.
А если учительница не понравится?
Отсутствие друзей, конфликты в детском коллективе
Отлично, если в классе будет хотя бы один знакомый ребенок из вашего двора или детского сада. Нам повезло, в классе было 6 ребят, с которыми дочь общалась еще до школы, поэтому адаптация прошла очень легко. Но в любом случае педагог проводит разные игры и упражнения для знакомства и сплочения коллектива. Если малыш очень застенчивый, поговорите с учительницей, пусть ему немножко поможет. А от «дразнить, обижать» детей защищает Закон о буллинге. Родителям стоит больше беспокоиться о том, чтобы иметь контакт с со своим ребенком, чтобы он всегда спешил открыто поделиться своими неприятностями.
Здоровье ребенка
Чего боятся родители будущих первоклассников
В следующем году ваш ребёнок идёт в первый класс. Вы выбираете школу, узнаёте, где обитает самая заслуженная учительница, осматриваете раздевалки и туалеты окрестных гимназий, топчетесь на форумах о методиках преподавания «Окружающего мира». Но на сердце неспокойно. Что же тревожит родителей накануне встречи с первым учебным заведением, — рассказывает Инна Прибора.
1. Пропажа познавательного интереса
С самого рождения ребёнок вовсю интересуется миром, не смолкают вопросы-почемучки: «Где спят бабочки?», «Из чего сделан папин смартфон?», «Как поведёт себя бабушкина вставная челюсть в микроволновке?» Любопытство, основа любого обучения, почему-то на корню пропадает у большинства детей уже в начальной школе. Попробуйте найти ученика, испытывающего живой интерес к арифметике (на дом задали пять похожих задач по образцу), к литературе (в классе читали Пришвина по фразе, до первого уснувшего) или к языку с разбором, прости господи, суффиксов. Утомлённый нудной учёбой школьник накрывается планшетом, а на все попытки заинтриговать его занимательной загадкой из Перельмана тихонько стонет.
2. Отвержение одноклассниками
Не вписаться в коллектив имеет шансы любой ребёнок. Неизвестно, что будет престижнее в вашем храме науки: играть гаммы на скрипке, дальше всех плеваться или иметь отца-депутата. Нервный родитель заранее готовится к провалу, подзуживая карапуза в песочнице: «Если что, сразу давай сдачи! Подходи и в нос, на!» Но даже у тех, кто успел пристроить ребёнка в секцию бокса, есть тревога. Её вызывает любая иерархия, выстроенная в коллективе 30 школяров, которые пока не способны правильно написать свою фамилию.
3. Проблемы со здоровьем
Есть подозрения, что некоторые дети приобретают аномалии развития именно в образовательном учреждении. И даже если мы плюнем на психическое здоровье (с кем не бывает), то игнорировать качество сосисок в школьной столовой уже труднее. Сбалансированный обед из хот-дога и газировки может расстроить тех родных дошкольника, которые уверены, что дети должны есть суп. Смущает и противоестественное положение для семилетки, когда он на всех уроках должен сидеть прямо за дурацкой партой, и никаких упражнений: ни головой крутить, ни бумажками перекидываться. Это разве полезно?
4. Падение самооценки
Психологи шёпотом уверяют, что младшеклассники — очень хрупкие ребята. В этот момент у них буйно развивается самосознание и рефлексия. Проще говоря, дети зачем-то задумываются о том месте, которое они занимают в мире на вот этой задней парте. Самооценка довольно шаткая и может потерять равновесие как от саечки одноклассника, так и от фразы нечуткого педагога: «Ребята, нашего товарища Виталика не выдержал канат на физкультуре». И ужасно обидно, что прозвище «сало» прилипает к внутреннему самоощущению прочнее, чем пятёрка по труду.
5. Поделки и участие в утренниках
«Пааап, мааам, Серафима Казимировна велела к завтрашнему уроку сделать инсталляцию из шишек и желудей на тему покорения космоса!» — раздаётся от ребёнка в 11 часов вечера. И вот вы уже сбрасываете пижаму и несётесь во двор откапывать под снегом шишку, представляя, какой космический корабль и с какой скоростью вы вышлете Казимировне (на борту мелкими буквами: «Гадина»). Некоторые считают, что ребёнок должен сам проявить творческое начало, но что если он откапывает во дворе не шишки, а другие дары природы? Иные полагают, что совместные поделки сплачивают семью. Бесполезно объяснять, что вы охотнее сплотились бы вокруг чего-нибудь другого, вроде чтения книжки или настольного хоккея. И неизвестно, повысит ли авторитет ребёнка среди сверстников принудительное выступление его папы в самодельном картонном берете в комической роли медвежонка-чародея.
6. Дурное влияние
И в дворовой школе, и в элитной гимназии дети подвергаются влиянию окружающих. И то, каким окажется это влияние, больной вопрос: а вдруг ребёнок принесёт домой новые слова, которых мы избегаем дома? «Папа, мне друзья дали послушать Тимати, и я испытал катарсис!» Объясняй ему потом, что такое катарсис. На переменах нынешние школьники смотрят друг у друга в смартфонах всякие любопытные ролики. И что-то подсказывает, что эти ролики не имеют отношения к тригонометрии. Вы с большим трудом объяснили шестилетке, каким образом тычинки и пестики связаны с порнографической индустрией, и вот теперь он идёт в класс с тремя второгодниками и пятью рабфаковцами. Что-то будет?
7. Домашние задания
Не секрет, что выполнение домашних заданий гораздо сильнее интересует папу с мамой, чем самого школьника. «Так-так, сынок, любопытно… Из десяти груш съели две… Примем неизвестное за „икс“, выстроим график, возведём в степень… У меня получилось минус три груши и пятнадцать сотых». Ребёнок в это время переписывает папин ответ, несмотря на его очевидную нелепость. А взрослый горит энтузиазмом, пока дело не дошло до задания, требующего творческого подхода: «Напишите, как видит мир кузнечик, которого засасывает в пылесос». За ответом, конечно, отправляется в интернет, на специальный сайт «родители и домашка».
8. Низкий уровень образования
Достаточно лишь мельком интересоваться тематическими новостями, чтобы заключить, что уровень образования с каждым годом падает, всё больше детей выходит из школы с грамотностью туземцев. Несмотря не реформы, школа нам обещает лишь натаскать ребёнка на сдачу ЕГЭ, что после десяти лет за партой кажется довольно сомнительным достижением. Ясно, что, погружая ребёнка во тьму ученья, мы не можем рассчитывать на формирование понятийного мышления, целостной картины мира и глубоких знаний. Взволнованные родители надеются замаскировать пропасть репетиторами и отключением вечерних ток-шоу.
9. Патриотические гимны и уроки православия
Если в кабинете директора стены украшены портретами вождя, то это звонок. Звонок на линейку с поднятием флага. Все разобьются на отряды и под звуки горнов пройдут маршем к могиле неизвестного святого. Люди, которые учились по букварю с историями про Ленина, с изумлением наблюдают возрождение политвоспитания. И допустим, обязательные стихи о величии России с рифмой «Русь — дерусь» ещё можно как-то стерпеть, то упоминания бога в учебнике биологии заставляет нас принять позу лотоса и выдохнуть яростное «Омммм».
10. Оценочная система
Специалисты давно расстраиваются из-за оценок. Ожидая награды (хотя бы такой нелепой, как пятёрка в дневнике), дети фиксируются именно на оценке, а не на самом предмете изучения. Вообще, оценка часто затмевает всю остальную мотивацию решить задачку с пешеходами и заставляет бояться ошибок в более крупных начинаниях. И даже если родители ребёнка прогрессивные, и понимают, что снижать балл из-за двух помарок — это свинство, всё равно они хмурятся, листая дневник и встречая такие педагогические изобретения, как «два за поведение, потому что ерзал на стуле».
11. Уравниловка
Мир перешёл в информационную эпоху. Люди зарабатывают стартапами, креативом, дизайном, ценят индивидуальный подход и самовыражение. В это время их дети в школьной форме (такой же, как у 25-ти однокашников) сидят в унылом классе ровными рядами, поднимают руку определённым образом и организуют свою деятельность по звонку. Школа — это пережиток индустриальной эпохи, когда самыми ценными качествами были аккуратность, исполнительность и послушание. Качества хорошие для фабричного работника, но уже не очень подходящие человеку, который просит купить ему шестой айфон.
12. Отсутствие творческой инициативы
В школе не приветствуется полёт фантазии и необычный ход мысли. Обидно: вы только что привели в класс человека, который усовершенствовал тремя дополнительными платформами пластилиновый звездолёт, а в школе у него забрали чудо-машину. Правда, взамен научили отступать две клеточки слева и ещё словам «междустрочный интервал». На контрольной по математике ребёнок нашёл необычное решение задачи — спрятать тетрадку под парту и сделать вид, что он её уже сдал. И никому даже в голову не пришло похвалить человека за творческий подход. Тоска.
13. Страшная учительница
Многие педагоги, особенно те, что всю жизнь посвятили неблагодарному труду, приобретают характерные черты. Например, входя в класс, ревут сиреной: «Тииихо!» или во время разговора постукивают указкой по столу. И даже у взрослого человека при стуке каблуков классной дамы по коридору холодеет в животе. Слова «эмоциональное выгорание» и «профдеформация» крутятся на языке, пока тебя отчитывают на родительском собрании и называют почему-то не по имени-отчеству, а просто Карамелькин.
14. Поборы
Вы уже отдали довольно внушительную сумму за курсы «Подготовки к школе», а перед тем — курсы «Подготовки к подготовке к школе», там вроде бы уже учили буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь. И на тебе — теперь надо сдать деньги на «Выпускной после первой четверти», потом — на ремонт класса после выпускного, а дальше — на факультатив по ОБЖ с настоящим пожаром и настоящим огнетушителем.