Чего боятся сороки ведьмы которые говорится в одноименном предании
Сороки-ведьмы
Yandex.Share
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуньев и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются.
Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах. Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: «Чтобы вам, — говорит, — отныне и довеку оставаться сороками!»
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
(Зап. от Ивана Климова (Шувая), 100 л., в с. Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губ.)
Аристов Н. Я. Русские народные предания об исторических лицах и событиях // Труды Третьего археологического съезда в России. Киев, 1878. Т. 1.
Сороки-ведьмы (Предание)
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.
Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.
Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:
– Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться сороками!
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
Сороки-ведьмы:
Краткое содержание
При царе Иване Васильевиче Грозном Русскую Землю заполонили нечестивцы и безбожники. И губили они народ христианский. Царь решил уничтожить ведьм и колдуний. Разбежались гонцы во все концы с призывом к народу выдать злодеек. Изловили великое множество «старых баб». Привезли их в Москву для казни, собрали на площади. А они не боятся, смеются. Тут сам царь благочестивый отдал приказ, обложив соломой, поджечь их. С криком из клубов черного дыма полетели во все стороны сороки. Это «ведьмы-переметчицы» (перебежчицы на сторону нечистого врага) превратились в сорок и спаслись. Царь Иван проклял обманщиц: «Чтоб вам отныне и довеку оставаться сороками!» И сегодня они живы, кормятся мясом и сырыми яйцами, а к Москве ближе, чем на 60 верст (около 60 км) не подлетают: боятся царского проклятья.
Читательский дневник по преданию «Сороки-ведьмы»
Сюжет
Чтобы извести ведьм на Руси, царь Иван Грозный велел всех их свезти в Москву и на площади сжечь. А они обернулись сороками – и из огня разлетелись. Царь Иван проклял их, чтоб навеки они остались птицами. Напуганные гневом царя и его проклятьем, сороки в Москву не залетают.
Отзыв
Предание, в котором народ выразил свое отношение и к царю, и к колдовству. Люди вместе с Иваном Грозным печалятся о зле, расползшемся по Руси, одобряют его поступок, гневаются на обманщиц-сорок, верят в силу царского слова и страха перед ним. Предание – сочетание реальности, были и народной выдумки. В нем рассказывается о реальных исторических личностях, местах: Русь, Москва, Иван Грозный. При этом царе на самом деле шла борьба с ересями и колдовством. Обвиняемых нередко казнили. Реально описание всеядности сорок. Народ по-своему объясняет причину отсутствия этих птиц в Москве. Орнитологи считают, что причина в другом: сорокам трудно конкурировать с воронами. Предание учит хранить православную веру, помнить, что наказание за зло неотвратимо, пробуждает интерес к русской истории и загадкам природы.
Тест «Предания» (7 класс)
№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»?
а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.
№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя?
№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным?
а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.
№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц?
№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм?
№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании?
а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.
№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»?
а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.
№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»?
а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.
№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»?
а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.
№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?
а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.
№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.
№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.
№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.
№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.
№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.
№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.
№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.
№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.
№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.
№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?
а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.
№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.
№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.
№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.
№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.
№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.
№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.
№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.
№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.
№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.
№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?
а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.
№ 1. С чем связано предание «Петр и плотник»? а) с походами на Азов; б) с пожаром в Москве; в) со строительством флота в Воронеже; г) с победой над шведами.
№ 2. Что люди опускали в воду, для того чтобы определить царя? а) корону; б) свечи; в) лучину; г) одежду.
№ 3. Почему в предании «Воцарение Ивана Грозного» Ивана прозвали Грозным? а) потому что всегда угрожал своим врагам; б) потому что никогда не улыбался; в) потому что срубил голову боярину; г) потому что уничтожил колдуний и ведьм.
№ 4. В каком городе приказал царь Иван Васильевич Грозный (предание «Сороки-ведьмы») собрать всех ведьм-переметчиц? а) в Москве; б) в Киеве; в) в Воронеже; г) в Азове.
№ 5. Чем велел царь обложить всех ведьм? а) цветами; б) дровами; в) соломой; г) ветками.
№ 6. Чего боятся сороки-ведьмы, о которых говорится в одноименном предании? а) огня; б) острого ножа; в) строгого караула; г) царского проклятия.
№ 7. На какое расстояние не долетают до Москвы сороки, о которых рассказывается в предании «Сороки-ведьмы»? а) ближе 10 верст; б) ближе 30 верст; в) ближе 60 верст; г) ближе 100 верст.
№ 8. Для чего по приказу царя Петра (предание «Петр и плотник») «созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили»? а) строить корабли; б) строить большой дом; в) приветствовать царя; г) выбрать лучшего работника.
№ 9. Что подарил царь Петр «лучшему из лучших мастеров»? а) новую рабочую одежду; б) набор инструментов; в) корабль; г) кольцо.
№ 10. В предании «Петр и плотник» есть предложение: «А когда стали шабáшить, он [Петр] и говорит мастеру: «Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку». Что значит слово «шабáшить»?
а) кричать и ругаться; б) собираться домой; в) складывать инструменты; г) завершать работу.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Предание «Сороки-ведьмы»
Текст предания «Сороки-ведьмы» из устного русского народного творчества, читать онлайн — 2 минуты.
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.
Охватило полымя ведьм – и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою – видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.
Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:
– Чтобы вам, — говорит, – отныне и до веку оставаться сороками!
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.