Чего добилась россия на международной арене
Россия на международной арене
Укрепление положения России было основано на развитии оборонно‑промышленного комплекса. Также взятый курс на дальнейшее развитие, и переход к инновационной экономике, давали повод полагать, что авторитет России будет укрпеляться.
Однако тенденция на усиление России критиковалась со стороны различных политических деятелей и средств массовой информации. Эта критика часто приобретает абсолютно иррациональные и истерические формы.
Как пример, можно рассмотреть Мюнхенскую речь Путина в 2007 году. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире. Речь актуальна и по сей день по заявлению Владимира Путина в 2010 году.
«Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам».
«Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН».
«Если сегодня новый министр обороны Соединённых Штатов здесь нам объявит, что Соединённые Штаты не будут прятать эти лишние заряды ни на складах, ни „под подушкой“, ни „под одеялом“, я предлагаю всем встать и стоя это поприветствовать».
«НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя Договор, никак не реагируем на эти действия». — о несоблюдении Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).
«Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнёрами после роспуска Варшавского договора?» — о гарантиях нерасширения НАТО на восток.
«Одной рукой раздаётся „благотворительная помощь“, а другой — не только консервируется экономическая отсталость, а ещё и собирается прибыль». — об экономической политике Запада в отношении стран «третьего мира».
«ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран».
«Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».
Россия за рубежом до сих пор испытывает на себе влияние тех подходов, которые были свойственны Западу в период «холодной войны». Это связано с представлениями о России как о стране, несущей в себе потенциальную угрозу стабильности и миру в Европе и на международной арене в целом. Зачастую именно поэтому, Россия часто подвергается нападкам со стороны Запада.
Реальность же такова – Россия соблюдала и будет соблюдать свои международные обязательства, неукоснительно выполнять условия заключенных международных соглашений. Никто не проиграет от возрастания роли России– проиграют только те, кто заинтересован в безраздельном мировом господстве. Сама по себе Россия имеет все шансы, чтобы занять одну из лидирующих позиций на международной арене.
5 побед России на международной арене в начале 2021 года
Первый месяц 2021 года оказался для России неожиданно успешным в международных делах. На фоне российских побед особенно умиляет традиционная провинциальная «аналитика» стран Восточной Европы, которая вопреки всему утверждает, что Россия загнана в угол и движется к международной изоляции. Аналитический портал RuBaltic.Ru собрал 5 наиболее показательных январских достижений России.
Продление СНВ-3 на российских условиях
Первый разговор нового президента США Джозефа Байдена с президентом России неожиданно для большинства наблюдателей состоялся менее чем через неделю после инаугурации в Вашингтоне. Причем состоялся по инициативе американской стороны: Байден позвонил Путину, а не наоборот.
Главным результатом их разговора стало продление на 5 лет последнего и наиболее важного соглашения Вашингтона и Москвы в сфере взаимного военного сдерживания — Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
СНВ-3 был продлен по предложению США и полностью на условиях российской стороны.
«На наших условиях: на пять лет без предварительных условий, без любых дополнений и каких бы то ни было довесков», — прокомментировал подробности сделки Кремля и Белого дома замглавы МИД России Сергей Рябков. Это настолько же выдающаяся, настолько и неожиданная победа российской внешней политики.
Отказ от санкций за Навального
Массовость протестных акций в России при такой проделанной работе оказалась весьма скромной, «сакральных жертв» среди протестующих не добыли, а «дворец Путина» оказался не дворцом и не Путина.
При этом не удалось добиться ужесточения санкций против России из-за ареста Навального.
Совет ЕС проигнорировал соответствующую резолюцию Европарламента и отказался рассматривать вопрос о санкциях. Понятно, что сериал с Навальным и его использованием для давления на Москву далек от завершения, но на нынешнем этапе гора родила мышь.
Провал бойкота России в ПАСЕ
Украина в очередной раз открыла зимнюю сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) требованием лишить права голоса российскую делегацию. Такие требования в начале каждой новой сессии ПАСЕ превратились уже в обычай, традицию, можно сказать, ритуал. Однако в этот раз продвижению антироссийской резолюции было организовано широкое информационное освещение.
Видимо, антироссийская пятерка ПАСЕ — Украина, Грузия и страны Балтии (так называемая группа «Балтик+») рассчитывала, что «хайп» вокруг Навального поможет им переломить привычный ход событий. Не вышло.
Абсолютное большинство депутатов европейских стран подтвердили полномочия российской делегации.
После такого «факапа» восточноевропейского «санитарного кордона» есть предложение расшифровывать название группы «Балтик+» не как «Балтик-плюс», а как «Балтик-крест».
Переориентация на Россию белорусского нефтетранзита
Премьер-министр России Михаил Мишустин на прошлой неделе поручил Министерству транспорта и связи подписать соглашение о сотрудничестве Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере поставки нефтепродуктов. Текст соглашения уже опубликован на портале правовой информации.
Согласно ему, белорусская сторона транспортирует нефтепродукты через порты северо-запада России по принципу «бери или плати», то есть обязана оплатить заявленный объем транзита, даже если грузы по-прежнему будут идти через Литву.
Это положение выводит тему переориентации белорусского грузопотока на качественно новый уровень. Если раньше можно было предполагать, что президент Лукашенко говорит об уходе из Клайпеды только ради того, чтобы надавить на Вильнюс и заставить руководство Литвы отказаться от поддержки белорусской оппозиции, то теперь у Минска есть документированные финансовые обязательства перед российской стороной.
Уход белорусского грузопотока из Прибалтики в Россию становится реальностью. В Литве уже говорят о потере нефтетранзита из Беларуси как о свершившемся факте.
Мировое признание российской вакцины
Год начался с полосы признания по всему миру российской вакцины «Спутник V» как одной из лучших и даже наилучшей из созданных вакцин от коронавируса COVID-19. Признание распространилось даже на главные страны Запада, где в прошлом году российскую вакцину пытались дискредитировать. В новом году восторженными отзывами о «Спутник V» отметились американские Bloomberg и New York Times, и самые влиятельные издания западноевропейских стран.
Признание российской вакцины на Западе стало следствием провала западного блока в борьбе с пандемией. От безысходности с невозможностью оперативно провести массовую вакцинацию, множеством побочных эффектов от западных вакцин и новыми усилениями карантинных мер США и ЕС просто вынуждены отдавать должное российской фармакологии.
Россия со свободно работающими магазинами, театрами и заведениями общепита сейчас выглядит явно привлекательнее Запада, а эффективность российской борьбы с пандемией доказывается самой жизнью.
В результате возможность использования «Спутник V» для массовой вакцинации допускают даже страны Прибалтики, а помочь с одобрением российского препарата в Евросоюзе предлагает лично канцлер Германии Ангела Меркель.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
30 лет после войны: чего добилась российская дипломатия после распада СССР
В декабре 2021 года исполнится 30 лет с момента распада Советского Союза и начала современной российской государственности. В приуроченной к этой дате серии колонок для Forbes ведущие эксперты оценивают основные тенденции развития политической жизни, экономики и бизнеса в России за эти годы.
В уже далекие от нас времена распада Советского Союза едва ли кто-то серьезно задумывался о долгосрочных перспективах российской внешней политики. Хотя бы потому, что в конце 1991 года окончательность и бесповоротность советской дезинтеграции выглядела далеко не очевидной, а возможность воссоздания какого-то единого государства на обломках СССР еще не казалась полной утопией. С другой стороны, в тот исторический момент многие ожидали, что распад Советского Союза и окончание холодной войны повлекут за собой кардинальные сдвиги в международных отношениях в целом, мир вступит в принципиально новый этап развития, законы которого предсказать тогда не представлялось возможным.
С течением временем становилось все более ясно, что Советский Союз безвозвратно ушел в историю, а вот остальной мир изменился не столь уж значительно. Новой России пришлось играть в этом мире в основном по старым правилам. Международные отношения остаются по преимуществу игрой между немногими ведущими державами, военная сила не утратила своей центральной роли в глобальной политике, никакого мирового правительства на обозримом горизонте не наблюдается, мир по-прежнему остается довольно опасным и негостеприимным местом, где ты получаешь не то, чего заслуживаешь, а то, что тебе удается выторговать у других. Отталкиваясь от этих реальностей, попробуем выделить пять наиболее значительных достижений страны на мировой арене и пять самых очевидных проблем, над которыми России еще предстоит работать.
Достижения
Проблемы
Любые оценки баланса достижений и проблем будут неизбежно субъективными и уязвимыми для критики. Кто-то скажет, что достижения, относящиеся преимущественно к ключевой сфере безопасности, явно перевешивают проблемы, затрагивающие в основном пусть важную, но все же не критически важную сферу развития. Кто-то возразит, что достижения относятся главном образом к старым инструментам международного влияния, а потому их значение будет со временем снижаться, а вот проблемы, напротив, фиксируют сложности с новыми инструментами внешней политики, а потому острота проблем будет нарастать. В любом случае хотелось бы надеяться, что со временем текущий баланс между достижениями и проблемами будет меняться в пользу первых, а не последних.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Внешняя политика РФ: Не до жиру, быть бы живу
Чего в действительности добился Кремль на международной арене
На фоне вполне очевидного экономического кризиса в стране верхушка РФ пытается приподнять свою падающую популярность утверждениями о неких грандиозных успехах во внешней политике. Мол, Россия встает с колен. Супостат в панике. Народ ликует…
На самом деле народу нет особого дела до внешней политики. Его гораздо больше интересуют проблемы падения доходов при одновременном росте тарифов ЖКХ, цен на продукты и лекарства. Недовольство людей своим положением усиливается. В этих условиях российская «элита» пытается использовать усиливающееся давление США для мобилизации народа на поддержку правящей группировки. По принципу «враг у порога, сплотимся вокруг вождя».
Но попробуем быть объективными. Что можно поставить в заслугу нынешней власти во внешнеполитической сфере? Крым? Но это было четыре года назад. При этом основная заслуга в возвращении полуострова в Россию принадлежит самим крымчанам, восставшими 25−27 февраля 2014 года в Симферополе и Севастополе.
Сирия? Поддержать-защитить нашего давнего стратегического союзника, чуть ли не единственного на Ближнем Востоке — дело, безусловно, благое. Российские летчики, саперы, артиллеристы, инженеры, военные советники сыграли важную роль в предотвращении захвата Сирии бандами террористов. Не будем забывать, однако, что во всех войнах решающую роль всегда играет пехота. А на земле основную тяжесть войны вынесли на себе сирийские и иранские войска, крупные формирования ливанской «Хезболлы». Без них никакой победы над ИГИЛ* не было бы…
Ну, вот, пожалуй, и все! Все остальное — обмен колкостями между российской верхушкой и их западными «партнерами». Именно это подается как внешнеполитическая стойкость. Тех, кто что-то понимает во внешней политике, эти колкости обмануть не могут. Российская «элита» страстно жаждет вновь вернуться в «клуб избранных» и сильно обижается, что их держат за порогом. Но если позовут, то побегут стремглав. Можно не сомневаться.
Опыт Сергея Левченко, как пища для размышлений перед выборами-2018
Что во внешней политике в минусе? Полный провал по всему периметру границ России. Прежде всего, в отношениях с бывшими союзными республиками СССР. Украина — это вообще внешнеполитическая катастрофа. Позволить кучке авантюристов в Киеве, опирающихся лишь на экстремистов с Галичины, так испортить многовековые отношения между нашими братскими народами — это нужно еще умудриться. Как не было целостной политики по Украине, так ее и нет до сих пор. Все эти метания, судорожные попытки загнать Донбасс в состав Украины без потери лица — вот и вся «политика» на этом направлении. Попахивает предательством…
Примерно то же самое на прибалтийском направлении. Иметь мощную опору в Латвии, Эстонии и отчасти в Литве в виде русскоязычного населения и позволить превратить эти страны в плацдарм НАТО — это проявление полного безволия правящей верхушки РФ.
Не намного лучше дела в Закавказье. Грузия, всегда находившаяся на особом положении в составе Российской империи и СССР, вдруг оказалась самым антироссийским государством региона. Хотя основная масса грузин очень дружественно (пока еще!) настроена к России. Ведь сказываются многовековая жизнь в составе общей государственной семьи. Однако не чувствуется и попытки нынешней власти использовать эта традиционные отношения.
Примерно такая же ситуация и в Средней Азии. Казахстан под руководством многоопытного Назарбаева уходит, искусно лавируя, из зоны влияния России. С Узбекистаном и Туркменией отношения на грани заморозки. Со Средней Азией все более плотно работает Китай.
Не надо забывать и о том, что включение в НАТО наших бывших союзников по Варшавскому договору и бывших республик СССР — результат сознательного «непротивления злу» вождей РФ. А ныне им приходиться жалобно стенать по поводу размещения баз ПРО США в Румынии и Польше. А чего стоит откровенно злобное поведение поляков, которые безнаказанно десятками рушат памятники воинам Красной армии-освободительницы. Чувствуют слабость России. Другого объяснения нет…
Ну и уже, конечно, ни в какие ворота не лезет беспрецедентно наглое издевательство над нашими спортсменами со стороны Международного олимпийского комитета, не получившее должного отпора со стороны российского государства. Это такое запредельное проявление безволия российской «элиты», после которого говорить о внешнеполитических успехах совершенно не приходится.
В чем причина серии провалов, которую пытаются выдать за победы? Главная в том, что российская правящая группировка до последнего времени чувствовала себя частью мировой олигархии. А, как говорится, «ворон у ворона глаз не выклюет». Возникавшие проблемы в отношениях с Западом решали за счет уступок. Со стороны России, разумеется. По-иному и быть не могло. Есть известное выражение Сбигнева Бжезинского, что «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы разберитесь: это ваша элита или уже наша?».
Как известно, внешняя политика любого государства является отражением интересов правящего класса. Если правящим является компрадорский, жестко ориентированный на Запад олигархически-бюрократический класс, то иной, нежели прозападной внешней политики в РФ и быть не может. А рассказы о «чудо-оружии», гордые антизападные позы, выдаваемые за вновь обретенную независимость — не больше, чем элемент торговли с США и их союзниками. Вся эта «независимость» заключается в стремлении российской олигархии, обретшей уверенность за годы правления В.В.Путина, защитить свое право самостоятельно «осваивать» (правильнее сказать, грабить) природные и иные богатства России, на которые рьяно покушаются их западные «партнеры».
Еще одна причина провалов — в вопиющем непрофессионализме «творцов» внешней политики РФ. Речь идет не о руководстве и сотрудниках Министерства иностранных дел. У них с профессионализмом в целом все в порядке. Русская/советская школа дипломатии — одна из лучших в мире. Дело в том, что понятие внешней политики — гораздо шире, нежели дипломатия. Это усилия всех органов правительства. Это усилия государственных и частных кампаний.
В Советском Союза на международном поле работали МИД, Министерство внешней торговли, Министерство обороны, КГБ, Госкомитет по внешнеэкономическим связям (ГКЭС), Госкомитет по науке и технике, и масса министерство и ведомств, так или иначе имеющих отношение к международной деятельности
И эта деятельность очень неплохо координировалась МИДом и Международным отделом ЦК КПСС. После соответствующих решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР все вовлеченные организации были обязаны действовать в едином направлении, помогать друг другу. Жесткая партийная и государственная дисциплина тех времен обеспечивала, что «генеральная линия» проводилась неукоснительно.
Теперь внешняя политика находится в состоянии разброда и шатания, кто в лес, кто по дрова. Или в виде знаменитой троицы «лебедь, рак и щука». Единой стратегической линии нет. Разработок по конкретным направлениям тоже нет. Безостановочно плодятся заумные (и бесполезные) многостраничные «доктрины», за которые их создателям платят неплохие деньги.
Почти половина населения страны едва сводит концы с концами
Но даже в тех случаях, когда ясно, что нужно что-то делать конкретно (как в случае с Украиной), все заинтересованные организации опять-таки тянут, кто в лес, кто по дрова. Да еще и жестко соперничают в «распиле» средств, которые выделяются на ту или иную внешнеполитическую программу.
МИД явно не горит желанием упорядочить этот хаос. Тем более, что это почти бесполезное занятие. Страна управляется в «ручном режиме»: кто первым заручится одобрением главы государства, тот и прав. Государственная дисциплина — почти исчезнувшее понятие. А партийной дисциплины ныне не существует, ибо формально государственные органы беспартийные. То есть, инструментов координации внешней политики почти нет. Совет национальной безопасности — это, по-видимому, тот орган, который предполагалось сделать координирующим. Складывается, однако, ощущение, что он к этому не очень стремится.
Подытожим. Никаких успехов во внешней политике нет и в принципе быть не может. Воинственные крики и проклятия в адрес «партнеров» из стана правящей верхушки на деле — крики отчаяния. Они с ужасом ждут ужесточения западных санкций и стремятся по возможность не раздражать своих «партнеров». Какая уж тут «независимость»? Не до жиру, быть бы живу…
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще
В Турции тоже обсуждают транзит власти, который может состояться в течение года-полутора
Нацразведка США начала готовить планету к отражению новых угроз
Итоги внешнеполитической деятельности России в 2019 году
2019 год действительно был насыщен событиями политической жизни, в которых так или иначе участвовала Россия. Кроме встреч Владимира Путина с Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским прошлый год запомнится окончательным выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а также новыми поворотами в сирийском ТВД. США впервые вывели свои войска из северо-восточных районов Сирийской Республики, куда вошли силы России и Сирии. Вместе с тем американские военные остались в тех районах, где располагаются нефтяные месторождения.
Параллельно с этим Россия вступила в новый этап взаимоотношений с Турцией. В 2019 году была успешно завершена поставка Анкаре зенитно-ракетных комплексов С-400, обострившая отношения турок с американцами. После выхода части контингента США из Сирии Турция начала силовую операцию против курдов в приграничных районах. При непосредственном участии России операция была приостановлена, учреждены совместные российско-турецкие патрули для сохранения порядка на этой территории. Кроме того, до Турции дотянулись обе ветки газопровода «Турецкий поток».
В октябре в Сочи прошёл саммит «Россия – Африка», на который приехали лидеры более 50 африканских стран. На саммите было объявлено о списании странам Чёрного континента долгов на сумму более 20 млрд долларов и заключении ряда соглашений.
Ближе к концу года состоялся саммит в «нормандском формате» в Париже при участии президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Участники этого саммита договорились о новой встрече, разведении сил в Донбассе и вновь констатировали безальтернативность Минских соглашений. Под занавес года Россия и Украина заключили контракт на транзит газа.
Участники саммита в «нормандском формате» в Париже договорились о новой встрече, разведении сил в Донбассе и вновь констатировали безальтернативность Минских соглашений.Фото: Alexei Nikolsky/Kremlin Pool / Globallookpress
Царьград в общих чертах вспоминает, как осуществлялись и к чему привели основные шаги России на внешнеполитической арене в 2019 году.
Сирия и Ближний Восток
События в Сирии и в целом на Ближнем Востоке в 2019 году уже назвали на Западе дипломатической победой России. Решение о выводе контингента США из Сирии Дональд Трамп принял ещё в 2018 году, чем навлёк на себя новую волну критики со стороны политических оппонентов. В начале 2019 года, однако, в этом вопросе наметилась некая пауза: Пентагон не называл точных сроков, а в обозначенный Трампом изначально 30-дневный период выхода американцев не произошло.
Тем не менее в начале октября вывод определённой части контингента всё-таки состоялся, чем не замедлил воспользоваться президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, объявивший о начале операции «Источник мира» по зачистке союзных США курдских соединений в приграничной зоне на северо-востоке Сирии. Демократы обвинили Трампа не только в том, что он бросил союзников, но и в том, что он фактически отдаёт инициативу в этой стране в руки России.
Путин добился того, о чём мечтало большинство генералов на протяжении всей истории: победы без войны. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
Тем не менее Россия стала главным игроком в Сирии и смогла в 2019 году серьёзно укрепить позиции на Ближнем Востоке в целом. Порт Тартус стал полноценной военной базой, а вместе с авиабазой Хмеймим он составил надёжный военный форпост России в регионе.
Турция и С-400
ЗРК С-400. Фото: MOD Russia / Globallookpress
В 2019 году завершились поставки российских ЗРК С-400 в Турцию, начавшиеся в июле. Эта сделка вызвала масштабный кризис в американо-турецких отношениях и серьёзно рассорила двух союзников по НАТО. Вашингтон и по сей день продолжает требовать от Анкары отказаться от использования купленных у России систем ПВО и приобрести взамен американские Patriot. И хотя Турция так и не отказалась от чисто гипотетической покупки Patriot (вопрос в цене, по которой США отказываются продавать ракетные системы), четыре дивизиона С-400, по словам Эрдогана, будут введены в действие уже в апреле 2020 года.
Внешнеполитический шаг России по продаже Турции С-400 не имел прямой цели рассорить Вашингтон и Анкару, однако он показал, каким образом Москва сегодня продаёт разным странам не только эффективные вооружения, но и суверенитет.
«Могу напомнить, каким стал шаг Турции в ответ на отказ от продажи Patriot. Мы воспользовались альтернативой и приобрели комплексы С-400. Это доказывает, что Турция проводит независимую политику и решения отдельной страны, в том числе и США, не могут повлиять на её планы», – говорил спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп.
В наказание за сделку с Москвой Вашингтон пообещал Турции санкции и даже частично их ввёл: 20 декабря Дональд Трамп подписал закон о новом оборонном бюджете США, в котором есть положение о запрете поставок американских истребителей F 35 в Турцию. Анкара до этого не только была участницей данного проекта, но даже производила двигатели для F 35. США также грозят принять более серьёзные меры в отношении Турции в соответствии с законом CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»).
Трамп и Зеленский, «нормандский формат»
Наибольшее внимание было привлечено, конечно, к встрече Путина с Трампом, которая состоялась на саммите «Большой двадцатки» в Осаке. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
Наибольшее внимание было привлечено, конечно, к встрече Путина с Трампом, которая состоялась на саммите «Большой двадцатки» в Осаке. Лидеры тогда кратко побеседовали «на ногах», а затем провели двусторонние переговоры, которые продолжалась полтора часа. Среди тем были Иран, Сирия, Украина, а также необходимость установления глобального контроля за вооружениями посредством продления договора СНВ-3.
После встречи сообщалось, что Трамп согласился с Путиным, признал необходимость работать в данном направлении и даже отдал своим чиновникам указание искать точки соприкосновения с Москвой. Главам МИД США и России также было поручено прорабатывать вопрос. Знаковым оказалось также и то, что Трамп после встречи по традиции назвал её «хорошей» и продуктивной.
Переговоры «нормандской четвёрки» после их завершения оценили на Западе как большой политический успех Москвы.
Посредники в переговорах – Ангела Меркель и Эммануэль Макрон – не требовали от Москвы каких-либо уступок, однако отметили, что Киеву необходимо выполнять Минские соглашения, а это как раз и есть одно из ключевых условий России. Фото: Gao Jing / Globallookpress
Россия и Африка
23–24 октября в Главном медиацентре Олимпийского парка в Сочи прошёл ключевой саммит «Россия – Африка». В Россию съехались лидеры и представители более чем 50 африканских стран. Это событие стало беспрецедентным в современной российской истории и фактически ознаменовало глобальный политический и экономический поворот России к Африке и Африки к России.
США и западные страны не хотят лишних упоминаний о том, что в корне экономической битвы за Африку лежит зависимое и кабальное положение континента из-за действий МВФ и других институтов. Россия же предлагает иную повестку, которая основывается на отказе от этой зависимости и обретении странами Африки финансового суверенитета через расширение сотрудничества.
Подводя итог, отметим, что этим списком все шаги России на международной арене вовсе не ограничиваются. Под конец года, когда США ввели санкции против газопровода «Северный поток – 2», а точнее компаний-подрядчиков, Москва заявила о намерении закончить строительство своими силами, чтобы помочь Германии получить те объёмы газа, которые она планирует.
России ставили в вину то, что «Северный поток – 2» лишит Украину статуса транзитёра голубого топлива, однако к концу декабря соглашение о транзите было достигнуто, а Берлин вновь потребовал от США не санкцинировать «Северный поток – 2», так как это уже нецелесообразно. Таким образом, Россия пошла навстречу Украине и продолжает строить газопровод, в котором Германия заинтересована не меньше.
Министр обороны России Сергей Шойгу заявил в конце года, что Москва даже готова показать американским представителям современную ракету «Сармат». Фото: Russian Defence Ministry / Globallookpress
2019 год был непростым для России, но наша страна в целом укрепила своё влияние и продолжает делать шаги в сторону международной стабильности в условиях мира, который всё больше становится многополярным. В 2020 году Россия всё ещё остаётся под санкциями со стороны Запада и с перспективой их усиления Вашингтоном. Наша страна пытается принести мир в Донбасс, где благодаря усилиям Москвы удаётся снизить градус напряжённости, а значит, спасти человеческие жизни. В США пройдут выборы президента, поэтому наступивший год готовит для Москвы новые внешнеполитические вызовы.