Чего добился казахстан за 30 лет
Глобальный успех Казахстана – чего достигла страна за 30 лет Независимости
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – 16 декабря 2021 года Казахстан отмечает 30-летие своей Независимости. Корреспондент МИА «Казинформ» напоминает читателям об основных успехах, которых стране удалось достичь за эти годы.
Ассамблея народа Казахстана. Будучи созданным в 1995 году по инициативе Первого Президента РК-Елбасы Нурсултана Назарбаева, АНК является уникальным институтом, объединяя все этносы страны.
В целях укрепления межэтнических отношений организация регулярно проводит ряд мероприятий, а также активно участвует в социальной и политической жизни Казахстана. К примеру, в Мажилисе Парламента РК группа АНК представлена 26 депутатами, которые охватывают своим вниманием самые различные проблемы государства и выдвигают законопроекты, направленные на улучшение качества жизни населения.
Нур-Султан. Этот город является не только новой столицей нашей страны, но и символизирует собой независимость Казахстана, а также полное обновление.
А в 2019 году город получил новое название в честь Первого Президента РК-Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Закрытие Семипалатинского полигона и продвижение идеи безъядерного мира. Первый Президент РК-Елбасы Нурсултан Назарбаев и по сей день активно продвигает Казахстан на мировой арене как главную безъядерную страну мира.
В 2014 году проект АТОМ был представлен в Италии, где был отмечен беспрецедентный вклад Казахстана в процесс ядерного разоружения и сокращения ядерной угрозы. Также в течение последующих лет состоялись презентации в таких странах, как Норвегия, Нидерланды, Швейцария, Россия, США, Финляндия, Австрия, Япония, Мексика и Германия.
Членство в крупнейших организациях мира. Казахстан является активным участником крупнейших международных организаций в самых разных сферах – это Организация Объединенных наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация исламского сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский экономический союз, Единое экономическое пространство, Организация Договора о коллективной безопасности, Организация экономического сотрудничества и развития. Именно в Казахстане на ежегодной основе проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
«ЭКСПО-2017». Тот факт, что Казахстан в 2017 году получил право на проведение ЭКСПО, продемонстрировал высокое доверие со стороны других стран. В общей сложности выставку в Казахстане, посвященную тематике возобновляемых источников энергии, посетили более 4 млн человек.
Из них около полумиллиона приехали из других стран. Иностранные гости, как и казахстанцы, не только смогли полюбоваться футуристическим объектом, но и ознакомиться с самыми совершенными решениями в сфере зеленых технологий. Еще большую значимость событию придает тот факт, что Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, которая приняла ЭКСПО.
МФЦА. После проведения ЭКСПО, построенные в рамках выставки здания не остались пустовать. И большую часть оставшихся апартаментов занял Международный финансовый центр «Астана», который регулярно проводит мероприятия финансовой направленности на самом высоком уровне.
Главной особенностью МФЦА является тот факт, что на его территории действует английское право. Основные задачи выглядят следующим образом: развитие рынка ценных бумаг Республики Казахстан, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала; развитие в Республике Казахстан рынка страховых, банковских услуг, исламского финансирования, финансовых технологий, электронной коммерции и инновационных проектов; развитие финансовых и профессиональных услуг на основе наилучших международных практик; приобретение международного признания как финансового центра.
Казахстан за 30 лет: пример мира и стабильности
Вопреки всем ожиданиям различных скептиков республика сумела войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств. Казахстан наладил тесные взаимоотношения с соседними странами, и это несмотря на имевшиеся на заре независимости территориальные споры. Объединил под своей «крышей» представителей 140 народностей в одну единую ментальность под названием «казахстанец». Всегда протягивал руку помощи нуждающемуся, даже в самые сложные для себя периоды. Достиг высокого уважения среди различных международных организаций, включая ООН и ОБСЕ. Являлся участником многих региональных и международных инициатив. И этот список можно продолжать и продолжать.
Путь решения пограничных споров
На первых парах существования как суверенного и независимого государства Казахстан приступил к выстраиванию четкой внешнеполитической модели, основанной на партнерстве, мирном сосуществовании и развитии и взаимном уважении интересов каждого.
Как отмечал в своей книге «Эра независимости» Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе был замыкаться на узко региональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Взаимопонимание между Востоком и Западом зиждется на знании особенностей друг друга и содержит в себе огромные возможности, которые предстоит обратить во благо наших стран и народов. Проводя именно такую политику, я был убежден, что мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы для безопасности Казахстана».
Мы провозгласили миролюбивый характер внешней политики Республики Казахстан, подтвердили принцип нерушимости границ и отвергли войну как средство достижения целей, указали на стремление Казахстана найти свое уникальное место в мировой экономике и на геополитической карте Евразии. Стратегия определила важнейшие направления казахстанской внешней политики: СНГ – новые независимые государства; Азиатско-Тихоокеанский регион – Восточная и Юго-Восточная Азия; азиатское, европейское и американское направления – соответственно, Ближний и Средний Восток, Европа, США и Латинская Америка. Самое сильное качество казахстанской внешней политики с первых лет суверенитета – это четкое понимание связи между современной дипломатией и историческим прошлым. подчеркивал в своей книге Нурсултан Назарбаев.
Основываясь на своем убеждении Первый Президент Казахстана и представители казахстанской дипломатии того периода, наряду с выстраиванием собственной модели внешней политики, в первую очередь сделали акцент на процессе демаркации и делимитации границ, без которого о мирном существовании не могло быть и речи. Благодаря их усилиям к 2005 году Казахстан смог решить все спорные моменты и утвердиться в своих границах. К слову, на постсоветском пространстве это удалось сделать немногим.
Ввиду имеющегося в то время еще тлевшего конфликта пограничных споров, который остался в наследие от СССР, Казахстан первостепенно начал решать свои территориальные проблемы именно с Китаем.
Переговорный процесс с Китаем Казахстан начал с принятого в 1992 году Постановления правительства «О переговорах по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе казахстанско-китайской границы и пограничным вопросам между РК и КНР». И уже в апреле 1994 года удалось подписать первый документ, регламентирующий положения сторон, – Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе. Но работа на этом не остановилась. Полностью удалось урегулировать все споры и согласовать позиции лишь к 1998 году, когда сторонами был подписан дополнительный и окончательный документ.
Достичь соглашения с китайской стороной было нелегко, ведь Пекин по многим спорным вопросам не желал идти молодому государству на уступки, и лишь авторитет Первого Президента страны позволил прийти к единому знаменателю.
В одном из своих интервью президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, возглавлявший в тот период внешнеполитическое ведомство страны, отметил, что «обмен площадями не привел к уменьшению общей территории Казахстана. Решение территориального вопроса с Китаем было юридически корректным и политически обоснованным».
С самого начала мы заявили китайской стороне, что о передачи всех земель переговоры вестись не будут. Нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии. Абсолютно убежден в том, что достигнутые договоренности полностью соответствуют национальным интересам Казахстана. говорил тогда Касым-Жомарт Токаев.
Вторым по сложности являлся процесс переговоров по пограничным спорам с Узбекистаном. В этом вопросе определенные скептики из числа экспертов с мировым именем, а также отдельно взятые политики как на Западе, так и в России, и вовсе предрекали Казахстану неудачу. В лучшем случае – отсутствие договоренностей и «замороженный конфликт», а в худшем – прямую политическую конфронтацию. Однако этому не суждено было сбыться.
Казахстанской дипломатии при непосредственном участии Первого Президента страны буквально за несколько лет удалось провести демаркацию 200-километрового участка спорных территорий и к 2002 году подписать ряд документов, четко определяющих линии границ двух государств. Далее по такому же сценарию были подписаны соглашения и с Туркменистаном, и с Кыргызстаном.
Титанических усилий казахстанской дипломатии стоили достигнутые договоренности по демаркации границ с Россией. Хотя, казалось бы, в чем могут быть проблемы. Основным камнем преткновения стало фактическое отсутствие правовой и юридической закрепленности территорий между государствами в период существования СССР. Масло в огонь подливали и различные политические элементы, откровенно желающие поссорить два государства.
Спасением стал прагматизм, присущий команде Первого Президента Казахстана, которой все же удалось за счет поиска компромиссов и других системных уступок добиться необходимого результата. И как итог – 18 ноября 2005 года в Москве Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным подписан документ о казахстанско-российской границе.
Добившись документального и юридического признания своих границ, Казахстан продемонстрировал всему миру не только силу собственной дипломатии, но и приверженность достигать договоренностей любой сложности только с позиции мирного урегулирования, чем и заслужил уважение со стороны мирового сообщества.
Уникальная модель межнационального согласия
Основным залогом внутриказахстанской стабильности многие эксперты называют созданную в Казахстане еще на заре независимости уникальную модель межнационального согласия.
Как отмечал Первый Президент Казахстана: «В смутное время распада Союза ССР Казахстан сформулировал три основных принципа внутренней политики – мир, согласие и консолидация. Воплотить их в жизнь неизмеримо сложнее, чем провозгласить, но факты говорят сами за себя: наша молодая страна стала родиной для представителей 126 национальностей (по переписи 1989 года)».
В то время как многие жители бывших прибалтийских республик после их выхода из СССР не получили гражданства и были лишены основных политических прав, мы последовательно утверждали политическое и гражданское равенство всех казахстанцев независимо от этнического происхождения и степени владения государственным языком. Принимая 10 декабря 1991 года присягу на верность своему народу, я объявил, что выборы положили начало формированию братского сообщества казахов, русских, украинцев, корейцев, немцев и других этносов – то есть всех, кто единой командой решил пробивать себе дорогу в здоровое будущее нашей республики. писал Нурсултан Назарбаев.
Казахстан этнически и религиозно разнообразен. По данным Министерства информации и общественного развития Республики, сегодня в стране проживают представители 140 различных этнических групп и свободно действуют почти 4000 религиозных организаций, представляющих 18 религиозных конфессий.
Крупнейшую этническую группу составляют казахи (68,5%). Среди других национальностей: русские (18,9%), узбеки (3,3%), уйгуры (1,5%), украинцы (1,4%), немцы (1,0%), корейцы (0,6%).
Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымчаки, ливы, манси, нанайцы, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, цахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.
Среди представителей европейских народов, проживающих в Казахстане, есть австрийцы, англичане, голландцы, французы, испанцы, шведы, чехи и итальянцы. Есть и доля представителей Американского континента – американцы и кубинцы.
Большинство населения – мусульмане (около 70%). Еще 26% – христиане.
С целью гармонизации межнациональных отношений в 1995 году по инициативе Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева в стране была создана Ассамблея народа Казахстана. Она состоит из различных этнокультурных объединений и избирает в Парламент страны девять членов. Стоит отметить, что Ассамблея народа Казахстана активно участвовала в подготовке ряда законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других. Возрос и международный авторитет Ассамблеи.
По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ. Мировое сообщество с большим вниманием изучает казахстанский опыт. За рубежом проведены крупные международные конференции о роли Ассамблеи в жизни многонационального населения республики.
Казахстанский опыт получил высокую оценку международных экспертов. В свое время Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира».
Кроме того, каждые три года Нур-Султан принимает съезд лидеров мировых и традиционных религий для обсуждения глобальных проблем межкультурного и межцивилизационного диалога в мире. Созданы равные возможности и условия для всех граждан страны, независимо от национальности и вероисповедания.
Проводя последовательно и глубоко продуманную внутреннюю политику в этом направлении, вопреки многим экспертным прогнозам и ожиданиям удалось предотвратить межэтническое противостояние, пресечь раздоры, не допустить эскалации внутренней напряженности и тем самым проложить многонациональному народу Казахстана мирный путь в общее будущее. К слову, именно тогда и стала зарождаться единая на все проживающие в стране этносы ментальность под названием «казахстанец».
Особенности внешней политики
Сейчас уже сложно представить мировую политику без участия казахстанских дипломатов. Но так было не всегда. В период существования СССР за международную линию страны в основном отвечала Россия, а обретя независимость, Казахстану начал выстраивать внешнеполитический курс практически с нуля. Но несмотря на все сложности, Казахстану удалось достичь международного признания.
Казахстан развивает многостороннюю и мирную внешнюю политику и установил дипломатические отношения со 183 государствами мира. Наша страна входит в состав и углубляет сотрудничество в ключевых межправительственных организациях, созданных международным сообществом для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях – таких как ООН, ОБСЕ, Всемирная торговая организация, Организация исламского сотрудничества, СНГ, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ. заявил тогда президент.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что благодаря активной внешнеполитической деятельности и международным инициативам Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Казахстан сыграл ключевую роль в создании таких организаций как Евразийский экономический союз, ОДКБ, ШОС и Тюркский совет. Казахстан первым среди стран СНГ провел саммит ОБСЕ и Всемирную выставку ЭКСПО.
По состоянию на сегодня, благодаря избранному внешнеполитическому курсу, Казахстан многие эксперты называют прототипом ООН в Центральной Азии и главным «миротворцем» региона.
И не мудрено, так как именно Казахстан после распада СССР и начала гражданской войны в Таджикистане одним из первых предложил свою помощь. Тогда на афганско-таджикской границе наряду с миссиями других стран СНГ нес службу казахстанский сводный батальон.
В 2000-х годах в составе сил международной коалиции казахстанские военные принимали участие в международной операции в Ираке. Занимались вопросами разминирования, тем самым оказывали помощь мирному населению, а с 2018 года казахстанские военные несут службу в составе большого индийского батальона в Ливане под эгидой ООН.
По инициативе Первого Президента Казахстана, с целью оказать содействие в прекращении боевых действий в Сирии, которые шли с 2011 года, и проведения мирных переговоров между противоборствующими сторонами была предоставлена «Астанинская площадка». С января по октябрь 2017 года в столице Казахстана состоялись семь международных встреч по сирийскому урегулированию. Всего было проведено более двенадцати таких встреч.
В 2010 году Казахстан стал первой страной в СНГ и Центральной Азии, которая возглавила Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 2017-2018 годах председательствовал в Совете Безопасности ООН. Сделав тогда выбор в пользу Казахстана, члены ООН выразили поддержку глобальным инициативам Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в особенности в области антиядерного разоружения, противодействия международному терроризму, а также обеспечения мира и безопасности, нашедших свое отражение в Манифесте «Мир. XXI век».
Казахстан также активно участвует и в гуманитарных программах, как по линии международных организаций, так и в двустороннем формате. К примеру, на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки в мире казахстанская сторона активно предоставляла гуманитарную помощь своим соседям по региону, и в первую очередь Кыргызстану и Таджикистану. Кроме того, Казахстан предлагал свою помощь Китаю и России, когда ситуация в этих странах резко ухудшалась.
После ухудшения обстановки на территории Афганистана Казахстан в числе передовиков бросился тушить «пожар». Активизировал неформальные переговоры с новой афганской властью, чтобы не допустить роста социально-гуманитарной напряженности и выразил готовность оказать всевозможную помощь афганскому населению. Разместил у себя на территории специалистов миссии ООН в Афганистане. Является активным участником всесторонних переговоров с региональными игроками по скорейшему урегулированию ситуации.
За годы независимости Казахстану удалось выработать свою уникальную концепцию внешней и внутренней политики и тем самым укрепить позиции на международной арене. Кроме того, Казахстан вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития.
ТОП-30 самых знаковых событий независимого Казахстана
Независимому Казахстану – 30 лет. Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее знаковых событий в жизни страны по версии «Казахстанской правды».
1 В 1991 году принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», состоялись первые всенародные прямые выборы Президента Казахстана.
2 В 1992 году независимый Казахстан вступил в ООН.
Казахстан предпринял активные шаги на международной арене, начав интеграцию в глобальную политическую и экономическую системы. Совет Безопасности ООН на своем заседании 23 января одобрил Резолюцию о принятии Республики Казахстан в члены Организации. 3 марта 1992 года наша страна стала полноправным членом ООН.
3 В 1993 году введена национальная валюта, принята первая Конституция независимого Казахстана.
– Успешное введение в 1993 году национальной валюты – тенге – стало важным экономическим успехом молодого суверенного государства. С этого момента Казахстан получил свою экономическую независимость и возможность строить свои финансовые институты. А Конституция 1993 года стала первой постсоветской Конституцией Казахстана, которая впервые реализовала стратегию становления суверенитета республики, продолжила социально-политическую стратегию на утверждение конституционализма.
4 В 1994 году была озвучена идея евразийской интеграции Нурсултана Назарбаева и получены гарантии безопасности от ядерных держав.
Важнейшим событием стало выдвижение Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым идеи евразийской экономической интеграции. Находясь с официальным визитом в Российской Федерации, он выступил в Московском государственном университете имени М. Ломоносова, где предложил создать Евразийский союз. В конце 1994 года три ядерные державы – США, Россия и Великобритания – подписали меморандум, предоставив Казахстану гарантии безопасности, обеспечения незыблемости наших границ.
5 В 1995 году принята новая Конституция, сформирован двухпалатный Парламент, создана Ассамблея народа Казахстана.
Первый Президент, выступая перед депутатами, назвал новый законодательный орган зарождением казахстанского парламентаризма в цивилизованном его понимании.
АНК в свою очередь обеспечила возрождение этнического самосознания и культуры народов нашей страны и объединила вокруг себя многочисленные этнокультурные объединения. Ассамблея образовала единую платформу управления этническими процессами, способствуя сохранению мира и согласия в казахстанском обществе.
6 В 1996 году произошел переход от спада к экономическому росту, состоялось первое Послание Президента народу, успехом внешней политики стало создание «Шанхайской пятерки».
Знаковым стал визит Нурсултана Назарбаева в КНР, где 26 апреля в Шанхае было подписано пятистороннее Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан стали той самой «Шанхайской пятеркой», которая стала предтечей создания Шанхайской организации сотрудничества.
В этот период была заложена традиция официальных Посланий Главы государства народу Казахстана. С первым из них Нурсултан Назарбаев выступил 7 октября, дав казахстанцам подробную картину сложившейся в стране ситуации и видение развития на перспективу.
7 В 1997 году состоялся переезд столицы в Акмолу, была принята Стратегия «Казахстан-2030», началась административно-территориальная реформа.
В этом году важнейшим для страны событием стал окончательный переезд столицы Казахстана из Алматы в Акмолу. Процесс передислокации вышел на финишную прямую в конце осени. 8 ноября на новое место перевезли государственные символы Республики Казахстан. А с 10 декабря в Акмоле начали работу Президент, Парламент и Правительство. За два месяца до этого произошло другое событие, которое сделало 1997 год особой страницей в летописи суверенного государства, – 10 октября была обнародована Стратегия «Казахстан-2030». Нурсултан Назарбаев рассказал казахстанцам, каким он видит будущее страны в долгосрочной перспективе и как к этому будущему прийти. Стратегическая программа очертила масштабную карту реформ и преобразований, наметила ориентиры развития на десятилетия вперед.
8 В 1998 году состоялась международная презентация новой столицы и был создан Совет иностранных инвесторов.
В этом году одной из главных новостей стало переименование столицы из Акмолы в Астану и ее международная презентация. Новая столица возводилась невероятными темпами. Только к презентации города здесь было построено 57 новых объектов. Также был проведен конкурс на разработку эскиз-идеи генерального плана развития столицы, в котором победил японский архитектор Кисе Курокава. В этот же год делается важный шаг в выстраивании диалога с иностранными инвесторами на принципиально новом уровне – создается Совет иностранных инвесторов при Президенте. Он призван способствовать улучшению инвестиционного климата.
9 1999 год ознаменовался президентскими и парламентскими выборами, притоком иностранного капитала.
Этот год начался для казахстанцев с принятия очень важного решения – 10 января страна выбирала Президента, с которым она войдет в новое тысячелетие.
Впервые в истории суверенного Казахстана выборы проводились на альтернативной основе – в бюллетенях были представлены 4 кандидата. Народ свободным волеизъявлением доверил руководство страной Нурсултану Назарбаеву – за него отдано 79,78% голосов.
Год ознаменовался для страны серьезными успехами в экономике. Грамотная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата сделала Казахстан лидером в регионе по привлечению прямых иностранных инвестиций – в 1999 году в экономику страны привлекли 8,9 млрд долларов иностранного капитала. Рост экономики составил 2,7%.
10 В 2000 году был создан Национальный фонд, принята новая Военная доктрина, начался Год поддержки культуры.
Казахстан сумел преодолеть мировые кризисы и не просто стабилизировал экономику, а перешел к этапу ее уверенного развития. Рост ВВП в 2000 году составил 8,9%.
Вместе с тем руководство страны не забывало о том, что «тучные годы» – лучший период, чтобы подготовиться к возможным осложнениям на рынке. Указом Президента создается Национальный фонд Казахстана, в котором собираются средства, поступающие из сырьевого сектора. Эта государственная «копилка на черный день» должна была снизить зависимость страны от негативных явлений в мировой экономике. В 2000 году в фокусе внимания находились и вопросы безопасности: принимается новая Военная доктрина, впервые за последнее десятилетие началось реальное увеличение финансирования армии. Весь 2000 год проходил в Казахстане под знаком поддержки культуры. В этом году в стране открыто 468 библиотек, 238 клубов, 5 театров, 5 музеев. На реконструкцию и ремонт объектов культуры затрачено более 3,5 млрд тенге. Масштабно празднуется 1500-летие Туркестана.
11 В 2001 году состоялись учреждение EврАзЭС, запуск Каспийского трубопроводного консорциума и создание ШОС.
– Созданная в июне 2001 года на основе «Шанхайской пятерки» ШОС стала важным фактором региональной и глобальной стабильности, а ее авторитет снискал уважение многих государств, изъявивших желание стать полноправными участниками, наблюдателями и партнерами по диалогу. ШОС стала универсальной платформой, которая обеспечивает сотрудничество сразу по нескольким ключевым направлениям. Так, с самого начала сотрудничество в ШОС развивалось по двум ключевым направлениям: безопасность и экономика. При этом кооперация в сфере безопасности включает в себя специфические угрозы, такие как борьба с терроризмом, международной преступностью, а также взаимодействие в сфере кибербезопасности. В этом году был запущен КТК – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием Казахстана, России, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.
12 В 2002 году создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Казахстан сыграл главную роль в создании основ современной системы коллективной безопасности в Азии. Первый саммит СВМДА, в котором приняли участие 16 государств-членов и 10 стран и организаций-наблюдателей, состоялся 4 июня 2002 года в Алматы. А впервые идея о созыве СВМДА была озвучена Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 года. Первый Президент подчеркнул, что суть его инициативы заключается в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную структуру по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не был сформирован.
13 В 2003 году в столице Казахстана состоялся Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий.
Съезд стал неординарным событием, продемонстрировавшим актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества и единения представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всего мира.
Продолжились успешные изменения в экономике. В 2003 году Казахстан вышел на 2-е место в СНГ после России по уровню ВВП на душу населения. С 1 июля были повышены размеры пенсий, а после – и заработная плата для работников бюджетной сферы. Параллельно Казахстан приступил к диверсификации экономики. Как говорил Первый Президент, «мы должны больше средств направлять на развитие, а не на «проедание». Началась разработка Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003–2015 годы.
14 В 2004 году созданы институты развития, утверждена программа «Культурное наследие», обнародована программа политических реформ.
В контексте индустриально-инновационного развития было рассмотрено около 300 проектов, создано более 50 тыс. новых рабочих мест. Впервые за годы независимости темпы роста перерабатывающей промышленности превзошли темпы роста добывающей. Для поддержки индустриализации созданы инвестиционный и инновационный фонды, Банк развития, Фонд развития малого предпринимательства и другие.
Важные изменения происходили не только в экономике, но и в контексте дальнейшей политической модернизации страны. На июньском VII внеочередном съезде Республиканской политической партии «Отан» Нурсултан Назарбаев обнародовал Общенациональную программу политических реформ. Был издан Указ о создании национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества.
15 В 2005 году состоялись выборы Президента, вхождение в пятерку самых динамичных экономик мира.
В 2005 году Казахстан вошел в пятерку самых динамичных экономик мира, показывая ежегодно темпы роста в пределах 9–10%. Внутренний валовой продукт нашей страны превысил совокупный объем ВВП государств Центральной Азии и Кавказа. Объем иностранных инвестиций в экономику превысил 40 млрд долларов. Росло и благосостояние народа. В первую очередь это было обусловлено увеличением реальной заработной платы, прирост которой составил свыше 10%. Что же касается выборов, то они, по оценкам Нурсултана Назарбаева, стали самыми лучшими по организации, проведению, а также по демократичности не только в истории современного Казахстана, но и, по данным экспертов, всей Центральной Азии.
16 2006 год ознаменовался 15-летием Независимости Казахстана, Стратегией по вхождению в 50 конкурентоспособных стран.
Первое событие 2006 года – инаугурация всенародно избранного накануне Президента, состоявшаяся 11 января. В своей инаугурационной речи, а затем в Послании народу Нурсултан Назарбаев поставил стратегическую задачу по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Вокруг этого документа в 2006 году выстраивается вся социально-экономическая политика страны. В 2006 году формируются две новые структуры: 28 января создан холдинг по управлению государственными активами «Самрук», а 16 марта – Фонд устойчивого развития «Казына». Как подчеркивает Первый Президент, их задача – повысить качество корпоративного управления государственными активами до международного уровня.
17 2007 год запомнился Конституционной реформой, выборами в Мажилис. Внешнеполитическим достижением стало избрание Казахстана председателем ОБСЕ.
Знаковым стало новое Послание Главы государства народу «Новый Казахстан в новом мире», с которым он выступил 28 февраля. В нем концептуальное развитие получили основные положения двух масштабных стратегий – «Казахстан-2030» и вхождение страны в 50 самых конкурентоспособных стран мира. Нурсултан Назарбаев обозначил 30 направлений внутренней и внешней политики, определившие магистральный курс развития государства.
В 2007 году Казахстан получил ярчайшее доказательство признания мировым сообществом реальных успехов страны в построении демократического общества. 29–30 ноября в Мадриде состоялся Совет министров иностранных дел стран – участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором было принято решение предоставить Казахстану пост председателя ОБСЕ в 2010 году. За нашу страну проголосовали все 56 государств – членов организации.
18 2008 год совпал с кризисом в мировой экономике, 10-летием Астаны. В этом году был принят план действий по борьбе с коррупцией.
В 2008 году Казахстан, оперативно реагируя на возникающие вызовы, впервые использует стабилизационные возможности Национального фонда. Еще в начале года Нурсултан Назарбаев ставит задачу по обеспечению финансовой стабильности и снижению негативного влияния кризиса на отечественную экономику.
Большое внимание уделяется решению обострившихся проблем на рынке жилищного строительства. А осенью, 13 октября, Первый Президент дает поручение Правительству разработать комплексную антикризисную программу (ее утвердят 25 ноября). Тогда же было заявлено о слиянии холдингов «Самрук» и «Казына» – на их базе создан новый Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», которому отведена роль одного из ключевых инструментов реализации антикризисного плана действий. В 2008 году сделан большой шаг к повышению эффективности антикоррупционной системы в Казахстане. 6 ноября Нурсултан Назарбаев объявляет о принятии Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией и ревизии законодательства.
19 В 2009 году был создан Таможенный союз, началось строительство магистрали Западная Европа – Западный Китай, открылась первая Назарбаев Интеллектуальная школа. По инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева был создан Тюркский совет.