Человек видит в других то что есть в нем
То, что мы критикуем в других, многое говорит о нас самих
«Мы видим других людей не теми, кем они есть, а теми, кем являемся сами», – Иммануил Кант.
«Все, что раздражает вас в других людях, это всего лишь проекции ваших нерешенных внутренних проблем», –
Будда.
Низкая самооценка мешает человеку объективно судить об окружающих людях. Подобный феномен получил название негативного проецирования. Это защитный механизм, с помощью которого мы наделяем окружающих собственными недостатками и слабостями.
В случае эмоционального конфликта мы проецируем на другого человека собственные чувства и мысли, являющиеся неприемлемыми для нас самих.
Негативное проецирование управляет эмоциональным конфликтом, вызванным внутренними проблемами, перенося на окружающих те наши эмоции и мысли, которые мы неспособны принять как собственные из-за связанных с ними тревожности и боли. Нам гораздо проще полностью перенаправить их на кого-то другого, убеждая себя в том, что на самом деле это их эмоции и мысли.
По большей части работа над личностным развитием состоит из освобождения от таких проекций и установления четкой границы между виртуально создаваемой версии происходящего и тем, что происходит на самом деле.
Таким образом, мы избегаем размывания реальных фактов и тем самым преодолеваем конфликт, существующий только внутри нас самих.
Защитные механизмы человеческого эго
Мы проецируем на других изъяны своей личности, чтобы сохранить позитивное видение себя. Самооценка и защитные механизмы играют фундаментальную роль в защите эго. Так называемые защитные механизмы эго – это стратегии, которые мы подсознательно используем с целью сохранить позитивное самовосприятие.
Человеческий мозг выработал разные способы защититься от того, что может оказаться для него слишком болезненным или вообще неприемлемым. Все это стратегии предотвращения страданий, вызванных определенными событиями, а также чувств, которые с ними ассоциируются. Такие механизмы защищают нас в случае, когда мы не хотим признавать какой-то негативный аспект своей личности или когда он может разрушить созданное нами видение себя.
Проблема же появляется в тот самый момент, когда из-за их постоянного использования эти защитные механизмы становятся автоматическими. Нам становится трудно избавиться от этой привычки, несмотря на то, что она могла быть вызвана несбалансированностью определенных аспектов нашего развития.
Нет ничего плохого в том, чтобы иногда использовать эти механизмы. Важно другое – уметь определять их и бороться с ними, чтобы в конечном итоге избежать искажения реальности под влиянием собственного эго. В противном случае эти защитные стратегии обернутся против нас, существенно искажая наше восприятие.
Защитные механизмы человека делают его сильнее в моменты слабости, и ослабевают, когда мы становимся сильнее.
То, что мы видим в других людях, многое говорит о нас самих
Окружающие служат в роли зеркала для нашего разума, в котором мы видим отражение различных качеств или аспектов самих себя. Если что-то не нравится в другом человеке, мы чувствуем неодобрение и отрицание, которые могут свидетельствовать о том, что этот аспект нашей личности почему-то нас не устраивает.
Психологическая проекция заставляет нас думать, что изъян существует вне нас, то есть в другом человеке.
Когда разум осознает существование угрозы для своего психического здоровья, он переносит неприемлемые черты на внешние субъекты.
Получается, что разум обманывает сам себя, выводя за свои пределы все существующие угрозы. Подобные проекции справедливы как в отношении негативных состояний вроде ненависти, обид и зависти, так и позитивных – восхищения, идеализации и увлеченности.
В результате, когда мы начинаем излишне критиковать других людей, вполне вероятно, что таким образом мы критикуем сами себя.
Иллюстрация: Miho Hirano
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
То, что мы критикуем в других, многое говорит о нас самих
«Все, что раздражает вас в других людях, это всего лишь проекции ваших нерешенных внутренних проблем», –
Будда.
Низкая самооценка мешает человеку объективно судить об окружающих людях. Подобный феномен получил название негативного проецирования. Это защитный механизм, с помощью которого мы наделяем окружающих собственными недостатками и слабостями.
В случае эмоционального конфликта мы проецируем на другого человека собственные чувства и мысли, являющиеся неприемлемыми для нас самих.
Негативное проецирование управляет эмоциональным конфликтом, вызванным внутренними проблемами, перенося на окружающих те наши эмоции и мысли, которые мы неспособны принять как собственные из-за связанных с ними тревожности и боли. Нам гораздо проще полностью перенаправить их на кого-то другого, убеждая себя в том, что на самом деле это их эмоции и мысли.
По большей части работа над личностным развитием состоит из освобождения от таких проекций и установления четкой границы между виртуально создаваемой версии происходящего и тем, что происходит на самом деле.
Таким образом, мы избегаем размывания реальных фактов и тем самым преодолеваем конфликт, существующий только внутри нас самих.
Защитные механизмы человеческого эго
Мы проецируем на других изъяны своей личности, чтобы сохранить позитивное видение себя. Самооценка и защитные механизмы играют фундаментальную роль в защите эго. Так называемые защитные механизмы эго – это стратегии, которые мы подсознательно используем с целью сохранить позитивное самовосприятие.
Человеческий мозг выработал разные способы защититься от того, что может оказаться для него слишком болезненным или вообще неприемлемым. Все это стратегии предотвращения страданий, вызванных определенными событиями, а также чувств, которые с ними ассоциируются. Такие механизмы защищают нас в случае, когда мы не хотим признавать какой-то негативный аспект своей личности или когда он может разрушить созданное нами видение себя.
Проблема же появляется в тот самый момент, когда из-за их постоянного использования эти защитные механизмы становятся автоматическими. Нам становится трудно избавиться от этой привычки, несмотря на то, что она могла быть вызвана несбалансированностью определенных аспектов нашего развития.
Нет ничего плохого в том, чтобы иногда использовать эти механизмы. Важно другое – уметь определять их и бороться с ними, чтобы в конечном итоге избежать искажения реальности под влиянием собственного эго. В противном случае эти защитные стратегии обернутся против нас, существенно искажая наше восприятие.
Защитные механизмы человека делают его сильнее в моменты слабости, и ослабевают, когда мы становимся сильнее.
То, что мы видим в других людях, многое говорит о нас самих
Окружающие служат в роли зеркала для нашего разума, в котором мы видим отражение различных качеств или аспектов самих себя. Если что-то не нравится в другом человеке, мы чувствуем неодобрение и отрицание, которые могут свидетельствовать о том, что этот аспект нашей личности почему-то нас не устраивает.
Психологическая проекция заставляет нас думать, что изъян существует вне нас, то есть в другом человеке.
Когда разум осознает существование угрозы для своего психического здоровья, он переносит неприемлемые черты на внешние субъекты.
Получается, что разум обманывает сам себя, выводя за свои пределы все существующие угрозы. Подобные проекции справедливы как в отношении негативных состояний вроде ненависти, обид и зависти, так и позитивных – восхищения, идеализации и увлеченности.
В результате, когда мы начинаем излишне критиковать других людей, вполне вероятно, что таким образом мы критикуем сами себя.
Новое видео:
Каждый человек видит в других то, что познал о себе самом
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал о себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.
Кто на себе познал, с одной стороны, какой глубины, какой силы могут достигать страдания человеческого духа, отлученного от света истинного бытия, и с другой,- что есть человек, когда он в Боге, тот знает, что каждый человек есть непроходящая вечная ценность, большая, чем весь прочий мир; он знает достоинство человека, знает, что дорог пред Богом каждый «единый от малых сих» (Мф, 25, 40), и потому никогда даже внутренне не помыслит убийства, не позволит себе вредить ближнему или хотя бы оскорбить его.
Кто «только верует», кто испытал на себе лишь умеренную благодать и еще неясно «предчувствует» вечную жизнь, тот в меру любви своей к Богу хранит себя от греха, но любовь его далеко не совершенна, и он может оскорбить брата.
А кто без жалости, «ради пользы своей и интереса», вредит другим, замышляет или совершает убийства, тот, или уподобился зверю и в глубине своей себя самого сознает существом скотоподобным, т. е. не верит в вечную жизнь, или встал на путь демонической духовности,
Сам старец, явлением ему Христа, был научен переживать богоподобие человека. Людей вообще он воспринимал, как чад Божиих, как носителей Духа Святого. Дух Святый, как Дух и Свет Истины, в какой-то мере живет в каждом и просвещает каждого человека, и тот, кто пребывает в благодати, тот и в других видит ее, а кто не чувствует в себе благодати, тот и в других не видит ее. Он говорил, что по тому, как воспринимает человек ближнего своего, можно судить о мере благодати, которую он носит в себе: «если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом»,
Это последнее для старца было совершенно несомненным; он определенно сознавал, что всякий человек, кто бы он ни был, возненавидевший брата, сердце свое сделал жилищем злого духа и тем отлучился от Христа.
психологическая ловушка В людях мы видим себя.
Вот очень модное сейчас мнение. Сейчас вообще стало модно перекладывать с больной головы на здоровую. Видеть то, чего на самом деле нет. Искать смысл в пустоте. Вот абзац для примера.
>
Звучит логично и убедительно на первый взгляд. Но так ли это если копнуть поглубже?
Скорее логичнее предположить, что окружающие люди это зеркала в которых человек хочет видеть свое отражение. Разница в том, что ХОЧЕТ видеть и ВИДИТ это почти противоположные значения. Человек именно хочет, чтобы все вокруг разделяли его взгляды, убеждения. Для чего это так ему важно? потому, что человек знает, что в своих убеждениях он прекрасно разбирается и если у других схожие убеждения, то тут он как рыба в воде.
Искать же недостатки в других скорее говорит о том, что человек наоборот, не обеспокоен своей неполноценностью, а уверен в своем превосходстве и думает, что знает как надо делать.
Механизм же проекции (если такой вообще можно применить) т е приписывание своих недостатков другим это вообще не ясно о чем. Скорее жадный будет воспевать жадность, а жестокий жестокость, но не всегда. Конечно выгодно обвинить в пороках соседа с целью отвести от себя подозрение. Это тоже прекрасно работает. Но это далеко не единственный путь. Еще можно закамуфлировать свои пороки под добродетели. Путей много. И говорить что путь один — не верно.
Бороться с недостатками других людей это просто попытки переделать их под себя, под свое понимание мира. Что в этом плохого? Так поступают все лидеры, политики. В конце концов это обыкновенный прием с целью подчинить своей воле, своим взглядам. Но в данном тексте это выставляется как отклонение.
И наконец навести порядок в душе! Ну это просто супер. Это уже настолько популиская и избитая, что ее пора на небе высечь. Ну какой порядок можно навести в своей душе? У каждого человека и так там полный порядок. Это говорят люди полностью не понимая сути. Каждый человек это отдельный мир, со своими взглядами, ценностями, опытом, привычками, слабостями и сильными сторонами. У каждого уникальное строение мозга. Не повторяющееся. Найти копию человека не возможно. только если в очень общих чертах. и добавим, что все эти качества постоянно совершенствуются или регрессируют, вообщем меняются с возрастом, новым опытом, обстоятельствами. Как можно навести порядок там, где ты сам не понимаешь что и как работает?
Многие считают, что навести порядок значит смиренно смотреть на мир, с ухмылкой или улыбкой. Радоваться каждому дню и прочая муть. Идея хорошая, но как ее осуществить? Жизнь это полоса черная, полоса белая. В разной последовательности. Ну обнаружили у вас рак — радуйтесь! Жена изменила, дети по кривой пошли. А вы все радуетесь. Конечно я утрирую. Смысл в этом есть, но нельзя подходить к этому как к единственному методу. В том то и дело, что нет правильных решений. Любое решение правильно и неправильно одновременно. Оно имеет вероятностную суть. и надо находить компромисс, золотую середину, а не заваливаться в крайность.
Для чего этот пост? Чтобы показать, как выми манипулируют с помощью софистики. Ложной логики. Как простые и понятные в жизни вещи усложняют, обвешивают лишними свойствами и сущностями с целью сбить вас с толку, заставить поверить их правде. Потом вами легче манипулировать, вытаскивать из вас деньги. Вам же объяснили, научили, будьте благодарны! И вы будете. Потому как считаете эту информацию ценной и за новую порцию сами захотите заплатить.
ЧАСТО ВСЕ НЕ ТАК КАК КАЖЕТСЯ. Это один из основных законов жизни. Золото не валяется под ногами и если вам кто-то что-то предлагает хорошенькое из добрых чувств — это неизменно внутри содержит дерьмо. Думайте сами. Зачем вам это говорят.? Цель? Кстати., те кто это транслирует в массы часто сами жертвы рекламы. Своих мозгов не хватает понять, да и думать не привыкли. Но причитав вроде логичную и подслащенную муку сами начинают верить в нее как в религию. С такими сложнее всего. Они не слышат никого, кроме мессии. Агрессивны. Таких надо просто обходить стороной. Если человек примитивный — он вам не зачем. Его можно переубедить, но возможно уйдут годы, оно вам надо?
И в конце. Как лучше смотреть на мир? С негативным уклоном или с позитивным? ответ прост. Ни то, ни другое. И то и то важно. И разделять это — значит мыслить по детски, т е максимализмом. Но все же лучше склоняться в сторону негатива, недоверия к окружающим. Возможно это не добавляет вам радости, но уж точно убережет от многих ударов судьбы. Человек, который верит людям — грустный человек. Люди обманывают его ожидания и он злится. Тот кто не доверяет, тот хоть радуется время от времени. Его тоже обманывают люди, но он это воспринимает нормально, т к нечего хорошего от людей не ждет. Но ведь обманывают не все и тогда он радуется, потому, что думал что обманут, а оказалось наоборот.
Учиться видеть в другом самого себя
Умение понимать – одно из важнейших человеческих умений, в котором упражняют нас обстоятельства буквально каждого дня. Это умение многогранно: в него входит и понимание Бога, и понимание происходящего в мире, и понимание других людей, и понимание самого себя. Казалось бы, речь идет о совершенно естественном человеческом свойстве, и вместе с тем настоящее, глубокое понимание дается человеку очень трудно – об этом свидетельствует вся окружающая нас жизнь. Почему же способность к пониманию является столь редкой? И как прийти к умению понимать?
Художник: Анастасия Столбова
Понимание как жизненная необходимость
Наверное, каждому священнику приходится время от времени сталкиваться с такой парадоксальной ситуацией: он видит, как люди, которые прожили вместе много лет и, казалось бы, должны были стать очень близки, совершенно не понимают друг друга. Говоришь одновременно с мужем и женой, пришедшими к тебе с какой-то проблемой, и осознаёшь, что надо «переводить» одному супругу слова другого. Спрашиваешь жену: «Вы сейчас хотели сказать своему мужу то-то и то-то?». Она говорит: «Да» – и муж вдруг словно впервые слышит от священника, что она хотела до него донести.
Почему так происходит, в чем причина этой беды? Зачастую, как ни странно, – в отсутствии убежденности в том, что понимать других людей необходимо. А эта убежденность на самом деле может многое изменить, потому что человек такое существо, что, когда он сталкивается с необходимостью чего-либо, он начинает изыскивать средства, чтобы этого добиться. Самый простой пример: мы все нуждаемся в пище, и, совершенно однозначно, любой человек разберется, как принимать пищу и как он может ее добыть. И если, допустим, ребенку придется за обедом пользоваться ножом и вилкой, увидев их первый раз в жизни, он это так или иначе освоит, – вообще в любой сфере, если человек понимает, что ему что-то очень надо, он научится практически всему.
Почему же понимание является одной из таких жизненных необходимостей? Потому что без него наша жизнь оказывается очень обедненной, очень ограниченной и, по большому счету, для нас самих смутной и непонятной – ведь нас окружают со всех сторон какие-то люди, которые остаются непознанными для нас и потому чуждыми нам. Жить в таком мире на самом деле мучительно. Это особенно явно ощущает человек, который начинает делать первые шаги к пониманию других: он сразу чувствует, насколько ему в повседневной жизни становится легче, насколько она становится отрадней.
Другая причина, тоже очевидная, но уже не столь элементарная, – зацикленность человека на собственной выгоде и на себе самом. Он, может быть, и не против понять другого человека, но не будет этого делать, потому что в таком случае соприкоснется с логикой этого другого, его переживаниями, его желаниями, и ему придется с ними считаться. В каких-то ситуациях обязательно будет возникать внутренний конфликт: отнестись более серьезно к его переживаниям или к своим, к его потребностям или к своим собственным? И человек, который во всем привык видеть только себя и свое, просто не хочет, чтобы это было для него проблемой.
Безусловно, здесь есть некая грань: мы можем вникать в логику другого человека, в его желания, в его рассуждения, но мы не должны в них проваливаться, сливаться с ними, убеждать себя, что это и наша логика, наши желания, наши рассуждения тоже. К примеру, на исповеди каждый священник время от времени слышит то, что далеко выходит за пределы здравого смысла. И этого человека тоже нужно понять, но если от того, что он говорит, внутренне не дистанцироваться, можно со временем самому оказаться достаточно сильно поврежденным. А поскольку сегодня в нашем мире душевное здоровье – это, к сожалению, большая редкость, то это не только пастырский риск – это риск просто общечеловеческий. И нужно минимизировать его в своей жизни, но это, повторюсь, никак не препятствует тому, чтобы других людей понимать.
Принять того, кто думает по-другому
С чего начать учиться пониманию? Наверное, прежде всего нужно принять то, что за ним практически всегда будут следовать какие-то наши действия, и они очень часто будут требовать от нас жертвенности. Если человек перестает видеть эту взаимосвязь, взаимопонимание с людьми начинает утрачиваться.
Если ты считаешь, что есть только два мнения – твое и неправильное, ты оказываешься в клетке, собственноручно закрытой
А следующим шагом должно стать наше признание самим себе в ограниченности нашего опыта, наших представлений, нашей способности восприятия. Тогда, сталкиваясь с тем, что другой человек иначе думает и иначе хочет поступать, мы не будем сразу же выстраивать между собой и им непроницаемую стену. Когда человек считает, что есть только два мнения – его и неправильное, он оказывается в какой-то клетке, собственноручно закрытой, в которую никоим образом не могут войти другие люди. И более всего жаль, что он может очень многого не разглядеть в окружающей его жизни – того, что могло бы привнести в нее какие-то возможности и перемены к лучшему.
Многие из нас находятся в своей жизни рядом с людьми, понимание с которыми как воздух необходимо, но прийти к нему никак не получается, и это превращает нашу домашнюю или профессиональную жизнь в мучение. И оказывается вдруг: то, что ты знаешь о понимании теоретически, очень трудно применить на практике. В этом случае стоит вспомнить об одной простой и важной практической вещи: нужно попытаться увидеть в другом человеке самого себя.
Что это значит, и что это может дать? Дело в том, что у многих из нас в сознании существует разделение: «это – я, а это – они». Мы можем его не осознавать, но стандарты для себя и для другого у нас будут разные. Мне плохо – это вселенская катастрофа, а так же плохо другому – это то, что можно потерпеть. Мы можем иметь какие-то убеждения, но все они вдруг куда-то сдвигаются, когда дело касается нас самих. Мы можем быть сторонниками жестких правил и строгих ограничений, но сами их нарушать и себя всячески оправдывать, считая, что и не нарушение это даже, а исключение. Всё это мешает пониманию других людей очень сильно. А чтобы начать понимать, нужно принять тот факт, что всем людям жизненно необходимо примерно одно и то же. Другой человек точно так же хочет отдыхать, он точно так же хочет, чтобы его любили, причем не за что-то, а просто потому, что он есть на свете; у него точно так же бывают моменты подъемов, спадов и сомнений. Мы можем не ощущать боль другого, когда причиняем ее ему, но стоит нам представить, что то же самое причиняют нам, как тут же многое становится понятно. Конечно, мы в чем-то разные, но в главном, глубинном мы очень схожи, и этого сходства достаточно, чтобы каждый понимал, как дать другому человеку тепло и заботу.
Чтобы уметь слышать других людей, нужно научиться хотя бы просто их слушать
Еще один практический момент – настолько простой и общеизвестный, что мы часто не уделяем ему должного внимания. Чтобы уметь слышать других людей, нужно научиться хотя бы просто их слушать. Можем ли мы, не перебивая, не споря, дать человеку сказать нам то, что он хочет до нас донести? Это должно быть навыком абсолютным. И слушать нужно всегда со вниманием. Можно в разговоре проверять себя: вот человек проговорил что-то – могу ли я пересказать то, что он говорил? Зачастую оказывается, что нет, потому что мысли в это время были заняты чем-то другим.
Почему Господь говорит в Евангелии, что имеющий уши да слышит (см.: Мф. 13: 9)? Потому что человек может слушать и не слышать, но оправдания при этом никакого не имеет – если бы захотел услышать, он бы услышал. В момент побиения камнями архидиакона Стефана, когда его слова с неодолимой силой обличали слушающих, многие затыкали уши, чтобы физически его не слышать. Им казалось, что это дает им какое-то оправдание, но, повторюсь, оправдания никакого нет.
И еще одно умение для понимания других людей обязательно нужно приобрести – это умение в беседе с другим человеком как бы упраздняться. В разговоре нас часто что-то задевает – какая-то деталь зацепила наше самолюбие, от каких-то отдельных слов мы почувствовали дискомфорт. И мы в этот момент всё бросаем, внутренне оставляем этого человека и начинаем заниматься своим самолюбием, своим дискомфортом. А нужно всё это в такой момент убрать и сосредоточиться на собеседнике.
Не нужно в разговоре с другим человеком прежде всего бороться за какую-то свою правду
Не нужно в разговоре с человеком прежде всего бороться за какую-то свою правду. Так мы в лучшем случае останемся одни со своей правдой, а можем остаться одни и со своими заблуждениями, если ошибаемся. К слову, это один из тех моментов, в которых верующий человек может подражать Христу. Господь не врывается, не вламывается в нашу жизнь, не проявляет по отношению к нам никакого насилия. Он позволяет нашим мнениям быть и Сам Себя уподобляет путнику, который стучится в дверь человеческого сердца.
Расширение сердца
Я глубоко убежден в том, что в мире нет ничего интереснее человека. И если мы проживаем жизнь, не интересуясь другими людьми, трудно даже сказать, что это за жизнь. Всегда очень жалко, когда человек живет именно так, потому что тогда его внутренний мир, который может быть буквально чем-то необъятным, космическим, вмещая других людей, становится чем-то плоским и настолько ограниченным, что даже ему самому, одному в нем тесно. И это можно увидеть даже со стороны: человеку, не вмещающему других людей, кем бы он ни был, каким бы воображением ни обладал, чем бы себя ни занимал, всегда плохо с самим собой.
Примеры неспособности понимать даются нам в том числе и в Евангелии. Мы видим людей, которые становятся свидетелями Христовых чудес – и отвергают Его, потому что не понимают, как можно исцелять в субботу, если в этот день ничего делать не положено. И когда они слышат, что перед ними Тот, Кто является Господином субботы, и что не человек для субботы, а суббота для человека, они искренне, от всего сердца ненавидят говорящего это, потому что сказанное не укладывается в рамки их представлений.
И вместе с тем мы видим, что апостолы порой тоже слышат от Христа то, чего и вообразить себе не могли: например, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. От этого у учеников в сознании переворачивается вообще всё, потому что они жили с убеждением, что человеческое благополучие является свидетельством о человеческом благочестии. Они вдруг понимают, что то, к чему для них нормально было стремиться, может оказаться препятствием на пути в Царство Небесное, и испытывают такое потрясение, что делают вывод: тогда никто не может спастись.
Но при этом мы видим, что всё это не рождает в них желания отгородиться от своего Учителя, осмеять Его слова или сделать вид, что они их не слышали. И спустя некоторое время мы видим тех же самых учеников людьми с уже совершенно другими представлениями, с другим сознанием. Здесь можно вспомнить слова апостола Павла о том, что он сделался всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (см.: 1 Кор. 9: 22). Это и есть то понимание, к которому должен стремиться христианин, – происходящее от расширения сердца до возможности всех вместить и хотя бы некоторым помочь прийти ко Христу.
Если твое сердце не принимает людей, каждый из которых мал, как же оно вместит в себя безграничного Бога?!
Я очень люблю и часто привожу в беседах когда-то меня поразившие слова архимандрита Емилиана Симонопетрского. Он говорит о том, что если человеческое сердце не принимает в себя людей, каждый из которых мал и во многом ограничен, оно тем более не сможет вместить в себя безграничного Бога. И наоборот, если в нашей жизни присутствует диалог с людьми, если мы прислушиваемся к ним, если мы не обесцениваем их, то потихоньку становимся способными воспринимать и вмещать то, что дает Господь, и откликаться на то, что Он прежде всего желает дать нам Себя Самого.
А у преподобного старца Паисия есть мысль о том, что человек может своими земными трудами нарисовать в своей жизни огромное количество нулей, но они так и останутся нулями, если Господь не припишет к ним единицу – тогда каждый из этих нулей приобретет значение и в итоге получится большое число. Когда мы не хотим понимать других людей, не учимся понимать Бога, мы остаемся не просто в одиночестве, а в череде бесконечных нулей. И путь к тому, чтобы превратить их в некое число, безусловно, лежит через то, чтобы это непонимание преодолевать.