Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Если перед вами встал вопрос «Как повысить словарный запас?», эта статья будет вам полезна.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Пополнить словарный запас русского языка вам помогут следующие рекомендации:

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;

Общение — это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
Читайте, чтение книг полезно. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, — произносим, поэтому лучше запоминаем);
Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове — тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
Кроссворды — это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Способы запоминания новых слов

Используйте новые слова ежедневно, привыкая к ним и вживляя их в свою жизнь;
Пользуйтесь блокнотом или электронной записной книжкой. Записывайте туда интересное услышанное слово, фразу, пришедшую на ум или просто красивое выражение своей мысли;
Изучая значение нового слова, визуализируйте его в своём уме, добавляйте образы, связанные с этим словом, сделайте картинку в вашем воображении максимально насыщенной. Сделайте её незабываемой;
Учить наизусть стихи и прозу, цитаты, афоризмы, пословицы и т.д.
Конечно, данная статья не содержит все способы и приемы увеличения и развития словарного запаса. Но и они вполне достаточны для появления в вашем лексиконе новых слов и обогащения словарного запаса.

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

пассивный и активный словарный запас

Активный словарный запас — это те слова, которые мы используем ежедневно, и точно знаем, в каком контексте они могут быть употреблены. Люди разных профессий, принадлежащие к разным слоям общества, обладают различным лексическим запасом. При изменении некоторых условий, например, смене рода деятельности, вы узнаете ряд новых слов и понятий, и начинаете активно пользоваться ими, а те слова, в постоянном употреблении которых у вас более не возникает необходимости, переходят из актива в пассив.

В пассивном словарном запасе всегда в несколько раз больше слов, чем в активном. Любой термин, который вы встречали хотя бы раз, будет казаться вам смутно знакомым, если вы столкнетесь с ним снова, но необходимо постоянно иметь с ним дело, чтобы адекватно его использовать. Многие замечали, что без постоянного общения и регулярных занятий невозможно поддерживать знание иностранного языка на должном уровне — он забывается. То же самое, пусть и в меньшей степени, относится и к родному языку.

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Конкретные методы обогащения словарного запаса

Существует несколько основных методов обогащения словарного запаса, мы рекомендуем их слушателям наших курсов (как и некоторые другие упражнения, являющиеся авторскими разработками нашего тренинг-центра). Применять эти методы лучше комплексно.

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Для начала составьте список слов и выражений, которые вы чаще всего используете — много раз за день, на автомате, не задумываясь. Возьмите толковый словарь и к каждому из этих слов выпишите синонимы. Обилие синонимов — одна из замечательных особенностей русского языка, стоит использовать ее, чтобы разнообразить свою речь. Старайтесь употреблять найденные синонимы каждый день, в стандартных ситуациях общения, вместо привычных выражений, которые вы произносите обычно — так эти слова быстро станут частью вашего активного лексического запаса. Подбирайте синонимы не только к привычным, но и ко всем новым словам, которые будут вам попадаться — так вам будет проще их запомнить.

Больше читайте, старайтесь отдавать свободное время этому. Выбирайте непривычные для себя книги — русскую и зарубежную классику, переводную национальную литературу, научно-популярные и специализированные книги. Эти тексты могут стать для вас источником пополнения словарного запаса — новые термины, неожиданные обороты, все это можно и нужно брать на вооружение. Места, которые вы хотите запомнить лучше и потом использовать, перечитывайте вслух.

Еще один способ обогащения словарного запаса — это пересказ научно-популярной статьи или части художественного произведения максимально близко к тексту. Мы часто используем этот метод на наших занятиях. В процессе пересказа студенты вынуждены использовать ту же самую лексику, которая присутствует в тексте, таким образом включая ее в свой активный запас. Полезно не только читать и пересказывать, но и заучивать наизусть самый различный материал — стихи, прозу и т.д.

Источник

Зачем нужно улучшать свой словарный запас

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем

Наши мысли формируют образ мышления. Улучшая словарный запас, мы можем получить множество прекрасных преимуществ, речь о которых пойдет в этой статье. Это даст вам мотивацию пополнять словарный запас, ведь в наше время это кажется очень скучным и ненужным занятием.

Есть три глобальные причины, зачем вам стоит заняться своим словарным запасом.

Словарный запас улучшает ваше общение с другими людьми

Вопреки тому, что обычно думают люди, хороший словарный запас отнюдь не означает, что его можно использовать только для того, чтобы показаться умником, прикрывающимся витиеватыми словами ради собственной прихоти. Многие считают, что улучшать словарный запас нужно только для того, чтобы восхитить или запутать других людей. Ведь для того, чтобы диалог был эффективным, он должен быть простым. Так какой же смысл изучать новые слова? Только ли для того, чтобы сделать свою речь более запутанной?

Стоит понять очень простую мысль: когда мы пополняем словарный запас, нужно смотреть дальше зубрежки. Суть словарного запаса в выборе более подходящих по смыслу слов. Думайте о словарном запасе как о ящике для инструментов. Каждое слово это инструмент, ждущий своего часа для правильного применения. Попытка при помощи молотка создать реалистичную скульптуру обречена на провал.

Чем больше слов находится в вашем распоряжении, тем точнее ваши высказывания, выражения ваших чувств и эмоций. Попытка объяснить всю гамму эмоций одним словом работает только в комедиях, но никак не в жизни. Более того, при общении с самим собой это тоже крайне важно. Вы сможете объяснить самому себе то, что чувствуете или размышлять на разные темы.

Когда вы сравниваете новое слово с теми, которые давно знаете, вы проникаете глубже в вашем понимании языка и можете выбирать разные слова для разных ситуаций. И очень часто обладание словарным запасом позволит вам выбирать более простые слова для общения, ведь именно ощущение языка позволяет вам использовать самые ясные и четкие слова. Поэтому чем лучше ваш словарный запас, тем вы становитесь проще и понятней (а никак не наоборот, как думают другие).

Марк Твен: «Разница между правильным и почти правильным словом это как разница между молнией и светлячком».

Хороший словарный запас раскрывает потенциал вашего разума

Джордж Оруэлл в романе-антиутопии «1984» очень грамотно раскрывает важность словарного запаса. Авторитарное правительство управляет своими гражданами и стремится во что бы то ни стало удержать власть. Тотальная слежка, минуты ненависти и полное подчинение — казалось бы, всего этого должно хватить. Однако Большой Брат все правильно понял: если ограничить человеческую мысль, убрать из словарного запаса человека многие слова, исключающие двусмысленность, человек просто потеряет собственное «Я». Мы — это наши мысли, наши слова, которые мы используем, чтобы объяснить все происходящее. Критическое мышление основано на сомнении в подлинности аргументов, а поэтому если мы становимся скудны в количестве слов, нам нечего возразить.

Может быть пример слишком откровенный, однако он помогает понять важную вещь: когда нам недостает слов, мы закрываем для себя возможность для новых пониманий, озарений и линий рассуждения. Люди, чей словарный запас ограничен, с трудом меняют свои стереотипы и шаблоны мышления. А каждое новое выученное и осознанное слово открывает для нас новые возможности, позволяя вам действовать и думать так совершенно иначе.

Филипп Дик: «Лучший способ манипулирования реальностью — это манипуляция словами. Если вы контролируете значения слов, вы контролируете людей, которые этими словами пользуются».

Словарный запас делает вас успешнее

Исследователь Джонсон О’Коннор около двадцати лет занимался исследованиями влияния словарного запаса на человека. Он изучал мужчин и женщин, людей разного возраста, школьников и студентов.

За все годы исследований он смог сделать один вывод, в котором был точно уверен: если и есть какой-либо показатель будущего возможного успеха любого человека, то это хороший словарный запас.

Он увидел закономерность, когда исследовал сотрудников больших коммерческих организаций. Чем выше на иерархической лестнице находился человек, тем большее количество баллов по словарному запасу он набирал.

От чего зависит успех в профессии? Если говорить о работниках умственного труда, то их успех зависит главным образом от мышления и коммуникационных навыков. Если задуматься, то любой человек, занимающийся интеллектуальным трудом делает две вещи — сначала размышляет об идеях, а затем пытается донести их другим. Поэтому если вернуться снова к метафоре о словах как инструментах, то можно сказать, что в любой интеллектуальной профессии есть два главных инструмента. Все остальное второстепенно. И если оба этих инструмента находятся в отличном состоянии, то вы преуспеете на любой работе, требующей интеллектуальных усилий.

Повышайте свой словарный запас и совсем скоро увидите, как много разных интересных идей посещают вашу голову.

И помните самое главное — чем лучше ваш словарный запас, тем проще вы должны быть в общении с людьми.

Вы знаете, зачем еще нужно повышать свой словарный запас? Оставляйте свое мнение в комментариях.

Источник

Обогащение словарного запаса у детей

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем Светлана Глущенко
Обогащение словарного запаса у детей

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!

Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

• До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).

• К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.

• Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!

• Три годика – от 250 до 750 слов.

• Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.

• К шести годам (к первому классу) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.

• У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Как увеличить словарный запас ребенка?

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет, устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.

Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т. д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т. д.).

В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих)

• Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!

• С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово, либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!

• Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья. На стадии, когда ребенок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!

• Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка» — «загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).

Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.

Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т. д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т. д.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры.

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов, работа над образованием новых слов.

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч взрослому.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон. Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед. Река широкая, а ручей. Камень тяжелый, а пух.

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Красное — платье, яблоко, знамя,.

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Объясните, что общее у предметов.

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

тарелка, ваза, чашка —.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Вариант 1.

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.

Взрослый: огурец, помидор, репа.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;

Бежит (человек, животное, ручей, время);

Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);

Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Осень, лето, суббота, зима.

Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

День, ночь, утро, весна.

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный,

пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый –ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий,

светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой.

«О картинке я вам расскажу»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Взрослый говорит ребенку: «О картинке я вам расскажу». И дает описание предмета. Описание дается следующим образом.

У этого предмета есть:

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

Рукава, воротник, манжеты (рубашка);

Спинка, сиденье, ножки (стул);

Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);

Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)

Ствол, ветки, листья, корни, кора

Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

«Животные и их детеныши».

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Логопед: Дети:

• Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

• Ползают: змеи, гусеницы, черви.

• Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

• Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.

• Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.

• Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

• День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Кто кем был?» Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем.

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть).

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.

Ход игры:Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар. (шары); комар. (комары); гриб. (грибы); шкаф. (шкафы);

стол. (столы); мяч. (мячи); сапог. (сапоги); петух. (петухи);

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол;

гриб — много грибов; карандаш — много карандашей

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево,

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок; голос — голосок; петух — петушок;

старик — старичок; друг — дружок; снег — снежок;

бок — бочок; круг — кружок; береза — березка;

шуба — шубка; лошадь — лошадка; корова — коровка;

капля — капелька; рука — ручка; нога — ножка;

береза — березонька; ночь — ноченька; дочь — доченька;

Оля — Оленька; рука — рученька; нога — ноженька;

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

Цель:упражнение детей в словообразовании.

Демонстрируем предметы посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется темДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. «Кто знает, пусть продолжает» (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Смотреть картинку Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Картинка про Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется тем. Фото Чем богаче словарный запас человека чем полнее он им пользуется темФотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *