Чем богаты бедные люди

Анализ романа «Бедные люди» (Ф.М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.10.2019 · Обновлено 17.10.2019

Творчество Ф.М. Достоевского высоко ценится как в нашей стране, так и за рубежом. Достоевский – один из первых писателей, кто поднял тему сознания маленького человека, зачастую неприглядного, с множеством недостатков, но со своими достоинствами и богатствами души. Первым романом, с которым дебютировал будущий мастер, стал роман «Бедные люди». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом этого произведения, и разобраться, в чем состоит новаторство Достоевского и каковы особенности его творческого метода.

История создания

История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя:

Жанр и направление

Направление этого романа, как и многих последующих произведений Достоевского, можно отнести к реализму, с элементами сентиментализма (герои много и восторженно говорят о чувствах и придают им важное значение) и романтизма (герои не поняты и одиноки, общество враждебно к ним, а реальности они предпочитают мечту). Автор описывает окружающую действительность героев и реальные сцены из жизни малообеспеченных петербуржцев. Как бы опираясь на традицию физиологического очерка, он даёт фактически документальное описание города. Это позволяет Достоевскому тщательно описать фон, на котором разворачиваются судьбы главных и второстепенных героев. Такой способ описания максимально приближает его роман к реальной жизни. И читатели могут увидеть всё то, что им хорошо знакомо и близко на страницах произведения, а значит, лучше понять чувства, жизнь и мотивы героев.

Жанровую принадлежность Достоевский определил сам, озаглавив произведение «Бедные люди» как роман. Автор хотел показать не только внешнюю жизнь героев, но и жизнь внутреннюю, поэтому произведение можно назвать эпистолярным романом, так как герои в нём ведут переписку, из которой мы узнаём об их личном взгляде на происходящие внешние события их жизни. Новаторство Достоевского проявилось впервые в этом произведении в том, что он не просто описал «маленького человека» как социальный тип, но показал его внутреннюю, очень индивидуальную жизнь, и то, как эта жизнь может быть противопоставлена жизни внешней.

Критики относили «Бедных людей» к натуральной школе, в тексте заметно влияние Н. В. Гоголя, который исследовал эту тему. Однако у Достоевского главным становится психологический, а не социальный портрет «маленького человека». Он не просто написал о бедных людях, но дал им высказаться самим!

Композиция и конфликт

Композиционно «Бедные люди» – это роман в письмах. Однако в середине повествования читатель знакомится с дневником главной героини – Варвары Добросёловой. Из него мы узнаём о событиях её прошлой жизни и других героях. Таким образом, композицию романа можно представить, как переписку, которая прерывается, чтобы включить в себя небольшой рассказ, а затем снова возобновляется.

Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.

Суть: о чем роман?

«Бедные люди» – это роман не только о социальной несправедливости, но и о мироощущении людей, которые оказались практически за чертой бедности. Они вынуждены выбиваться из последних сил, и не могут строить свою жизнь в соответствии со своими внутренними склонностями и способностями, которыми наделила их природа, но лишь сражаться за полунищенское существование.

Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.

Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать. В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.

В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.

Подробнее о содержании романа «Бедные люди» Многомудрый Литрекон написал в пересказе по письмам.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бедные люди» тем и интересна, что герои говорят о себе сами, и мы можем не только узнать мнение автора о них, а услышать их голоса.

Макар ДевушкинТитулярный советник. У него есть склонности к литературе, хоть он мало в ней разбирается. Добрый и сострадательный, может отдать последние деньги, чтобы помочь кому-то, кто в этом нуждается. Склонен видеть в окружающих врагов, болезненно переживает косые взгляды и подшучивания над ним. На работе чувствует себя крайне скованно, и боится даже поднять от бумаг глаза. Не может считать себя равным другим людям, и всегда боится быть осмеянным: «А что люди скажут?» Иногда в нём просыпается желание бунтовать против несправедливости и жестокости людей. Но он не в силах совладать с собственными чувствами, и его бунт заканчивается тем, что он выпивает лишнего на последние деньги. Единственной радостью и смыслом существования для него становится Варенька. Он глубоко страдает, потеряв её.
Варвара ДобросёловаВаренька – молодая девушка, оставшаяся сиротой. Её обманула богатая помещица Анна Фёдоровна, которая сначала приютила их с матерью после смерти отца, но потом стала попрекать и пользоваться их зависимым положением. Девушка не хочет быть обузой для Макара, зная, что он отдаёт ей последнее. Всеми силами она старается заработать и ответить ему благодарностью. В отличие от Макара, Варю можно назвать более решительной и сильной девушкой. В письмах она часто делает ему замечания, бывает строга, но всегда отвечает благодарностью за то добро, которое он для неё делает. Она знакомит Девушкина с хорошей литературой. Ради Макара Девушкина и, чтобы восстановить свою репутацию, она выходит замуж за Быкова, потому что понимает, что Девушкин никогда не оставит заботу о ней, хотя сам нуждается в помощи.

Второстепенные герои и их характеристика:

Пётр ПокровскийПётр стал первой любовью Вареньки. Это – молодой, очень начитанный человек, который тоже жил в доме Анны Фёдоровны. Главной ценностью в жизни Петра были книги – в особенности он любил Пушкина.
Господин БыковПодлый и неприятный человек, способный на подлость. Быков подвергает позору имя Вареньки. Из-за его сговора с Анной Фёдоровной, она вынуждена была съехать.

Быков откровенно говорит Варе, что предлагает ей руку исключительно из соображений личной выгоды – ему нужен наследник и жена, чтобы лишить наследства «племянника-негодяя». Как только он получает от неё согласие, то начинает вести себя ещё неприятнее прежнего: торопит Варю со свадьбой, к самому событию относится как нестоящему внимания делу, которое нужно поскорее завершить. Книг не читает и относится к ним крайне отрицательно и пренебрежительно, что характеризует его как человека ограниченного.

Анна ФёдоровнаАнна Фёдоровна – богатая помещица, которая приютила после смерти отца Вари и её мать. Она обвиняет отца семейства в глупости и недальновидности. Негативно о нём отзывается. Позже выясняется, что её цель – продать Варю богатому помещику. Она сводница, которая специально содержит у себя в доме молодых девушек. У неё также воспитывается племянница Саша. Анна Фёдоровна, увидев, что Варя отказывает Быкову, обвиняет её в том, что она сама не смогла защитить свою честь, и упустила возможность устроить жизнь.

Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением:

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

Смысл

Главная мысль произведения «Бедные люди» выражается в том, что нельзя пренебрегать человеком, не важно – беден он или богат. Милосердного и сострадательного отношения достойны все, люди не должны жить в условиях, которые унижают их человеческое достоинство.

Основная идея романа «Бедные люди» во многом сводится к тому, что бедняки, зачастую, оказываются духовно богаче тех, кто имеет большое состояние. И среди грязи, несправедливости и жестокости всегда находится место светлому и доброму отношению друг к другу. Милосердие живёт в душах тех, кто сам более всего нуждается в нём.

Чему учит?

Произведение «Бедные люди» учит нас уважать людей вне зависимости от их благосостояния, ко всем проявлять доброту и сострадание, особенно к тем, больше всего нуждается в этом.

Роман также призывает нас быть внимательнее к окружающим и первыми замечать, кому необходима помощь. Помогая другому, можно принести радость и себе. Подобно Макару, который отдавал последнее Вареньке, и становился от этого счастливее, мы тоже можем научиться получать радость от милосердия.

Критика

Первый роман Ф.М. Достоевского принёс ему славу и в целом благосклонное внимание критики. Некрасов, одним из первых ознакомившийся с романом, отозвался об авторе так: «Новый Гоголь явился!». Однако Достоевский углубил исследование темы «маленького человека» и сфокусировал внимание на его самосознании и психологии.

Это принесло ему известность. Из письма брату: «… никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Критик В.Г. Белинский дал положительную оценку начинающему автору, и это во многом определило дальнейший путь Достоевского:

«…в «Петербургском сборнике» напечатан роман «Бедные люди» г. Достоевского – имя совершенно неизвестное и новое, но которому, как кажется, суждено играть значительную роль в нашей литературе. Разбирать подобное произведение искусства – значит выказать его сущность, значение, причём легко можно обойтись и без похвал, ибо дело слишком ясно и громко говорит за себя, но сущность и значение подобного художественного создания так глубоки и многозначительны, что в рецензии нельзя только намекнуть на них»

Реакционная критика, напротив, встретила роман враждебно. Так, критик Ф. Б. Булгарин писал: «По городу разнесли весть о новом гении Достоевском, и стали превозносить до небес роман «Бедные люди». Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели!».

Во многом его критика была вызвана негативным отношением к демократическому направлению в литературе, которую представлял В.Г. Белинский и его соратники. Далее он писал:

«Г-н Достоевский – человек не без дарования, и если попадёт на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное…»

Нападки на «Бедных людей» печатались в основном в журнале «Северная пчела». Л. В. Брант писал:

«Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал возводить поэму, драму и вышло ничего…»

Вскоре за роман вступился рецензент «Русского инвалида» и охарактеризовал роман так:

«В страшной, сжимающей сердце картинке, представляет он несчастия, претерпеваемые бедным классом нашего общества… Вы кончите читать роман, и в душе вашей останется тяжкое, невыразимо скорбное ощущение, – такое, какое наводит на вас предсмертная песнь Дездемоны.»

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ произведения «Бедные люди» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 23.02.2020

В 1849 году на страницах литературного журнала «Петербуржский сборник» появляется роман тогда ещё никому не известного писателя Федора Достоевского под названием «Бедные люди». Писательский дебют оказался на редкость удачным, он всколыхнул петербуржскую литературную общественность, которая заговорила о появлении нового автора. С этой книги начинается становление классика русской и мировой литературы, одного из самых глубокомысленных и сложных отечественных авторов.

История создания

Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.

Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.

Даже образы в этом романе не случайны. Они выписаны из реальной жизни. Достоевский присваивает своим героям черты близких и знакомых ему людей. Одна из главных героинь романа «Бедные люди» носит имя Варвара, также звали сестру писателя. С неё он во многом и списал персонажа книги, дав героине фамилию Доброселова. В дневниковых записяи письмах героини можно увидеть явные переклички с дневниками Варвары Достоевской.

Деревня, где выросла литературная Варвара, напоминает «малую родину» семейства Достоевских – село Даровое.

Состояние бедности и нужды в деньгах сопровождало и процесс создания самого романа. Будущий классик решает посветить себя творчеству и садится за перо в 1844 году. Написание книги, как известно, дело не быстрое и рискованное, а средства на существование нужны каждый день. Федор Михайлович решает подзаработать переводом и берется за «Евгению Гранде» Оноре де Бальзака, это произведение ещё больше вдохновляет его, и он возвращается к рукописи. Работа над переводом несколько замедлила написание собственной книги, и роман был готов лишь к маю 1845 года. Первыми, кто прочел книгу молодого автора, стали Григорович и Некрасов они и открыли литературному миру имя Достоевского.

Книга привлекла удачным сочетанием «русского» и «европейского» в способах повествования, идее и композиции. Достоевский представил новый взгляд на распространённый в европейской литературе жанр «социального реализма». В европейской литературе середина XIX века была временем перехода от романтизма к реализму. Роман Достоевского стал одним из образцов этого «перехода», важной вехой на пути к становлению «литературного воплощения нелицеприятной реальности». Романтические черты в этой книге сочетаются с неприкрытой, жесткой и порой даже до «мерзости противной» правдой жизни.

Роман необычен по композиции и по жанру. Это не «типичная книга», сюжет которой изложен от первого или третьего лица. Книга написана в форме переписки двух людей, поэтому жанр его литературоведы определяют просто как «роман в письмах». Обо всех событиях в жизни героев и о их судьбах мы узнаем из писем.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм. В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге. Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Выбор манеры и формы существования Федор Михайлович объяснил в своём писательском дневнике. Он отмечал, что на страницах книги важно показать не «рожу сочинителя», а личность героя, и логично сделать это через его же собственные слова.

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

В письмах герои обсуждают литературу, в романе неоднократно упоминаются произведения выдающихся признанных писателей, которыми обмениваются герои. Макар подсовывает Варваре сочинения своего приятеля и соседа, литератора, творчеством которого искренне восторгается. Знакомый Макара посредственный литератор Ротозяев, к которому тот ходит на литературные вечера, посвященные сочинительству, в конечном итоге и становится распространителем слухов о теплых отношениях между героями. Девушка снабжает Макара хорошими книгами, просвещает его. Это ещё больше сближает героев. Макар находит в Варе «смысл жизни».

Макар и Варя искренне поддерживают друг друга в их непростой жизни, обремененной материальной бедностью. Варя хочет выйти на работу гувернанткой и съехать, но Макар уговаривает её этого не делать, не хочет отпускать далеко от себя «своего ангелочка». Он занимает денег и берет жалование наперед в конторе, чтобы поддержать Варвару. Девушка, в свою очередь, пытается заработать, занимаясь шитьём на заказ.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Книга заканчивается свадьбой Варвары. Попытки Девушкина отговорить её от этого шага ни к чему не приводят. Свадьба – на первый взгляд самый счастливый финал, какой только может быть в мировой литературе. Но только не в романе Достоевского. Этот шаг становится губительным и для Варвары, и для её «покровителя» Макара, который теряет смысл жизни и последнюю надежду.

Главные герои и их характеристика

В переписке Макара и Варвары чувствуется их духовная близость и «родство душ». Герои действительно во многом похожи. Они оба добры, немного наивны и искренни. Писатель делает своих персонажей слабыми и беззащитными перед жестким миром, в котором возвышаются и добиваются успеха такие, как Быков – властные, расчётливые и самоуверенные. Обделенные важными для «выживания» и достижения успеха качествами, герои Достоевского оказываются на обочине жизни.

Макар Девушкин – мужчина сорока семи лет отроду с весьма узким кругозором, любитель посредственной литературы. Вся его жизнь заключена в «переписывании бумажек». Этот персонаж в какой-то степени вариация на тему гоголевского Акакия Акакиевича. Сам Достоевский обыгрывает эту параллель в своё романе. Среди книг, которые Варя предлагает прочесть Девушкину, оказывается «Шинель», но эта повесть не вызывает у Макара восторга, вероятно, как раз потому, что в герое он увидел самого себя. Герой романа «Бедные люди» производит впечатление человека, в котором отсутствует какая-либо сильная сторона, он как будто напрочь лишен качеств, свойственных настоящему мужчине. Это несчастный, трясущийся «маленький человек», он кроток и безволен, а потому жалок. Но есть в личности Макара Девушкина и другая сторона – нравственная. Это глубоко искренний персонаж, простосердечный и понятный, как амеба, но именно такой человек способен всецело отдаться чувством. И как раз это свойство придает силу и глубину образу Макара Девушкина.

Варвара Доброселова – молодая, трудолюбивая, искренняя и честная девушка с очень трудной судьбой. С ранних лет она осталась сиротой, жила у злой женщины, которая в один прекрасный момент решила продать её «за долги». Анна Федоровна рассудила, что девушка должна отплатить ей за содержание и поступила столь бесчеловечным образом. Девушку обесчестили и бросили. Всё, что ей осталась – влачить жалкое существование, дабы не потерять себя. Она не готова «переступить черту» и отбивается от нападок родственницы, стремящейся удачно её пристроить. Эта героиня верна своим принципам и жизненным идеалам. Девушка хорошо воспитана, много читает, производит впечатление барышни, наделенной судьбой непреодолимыми трудностями внешнего мира, которые она преодолевает, как может. Варвара находит своё спасение в Макаре, но он просто не способен её спасти, ведь героиня внутренне намного сильнее и духовного богаче своего «благодетеля».

Петербург. Полноценным действующим лицом в романе является город, в котором происходят основные события книги – это столица Российской империи – Санкт-Петербург середины XIX века. Достоевский жил в этом городе и стал одним из тех писателей, кто прочувствовал и передал на страницах своего произведения «пульс и внутреннюю жизнь» этой угнетающей бедного человека столицы, которая делает людей несчастными. Автор объемно отразил атмосферу, позволил читателю вкусить «застойный воздух Петербурга». В этом воздухе воедино слились зловонные запахи роскоши и нищеты. Достоевский заостряет внимание на последнем. Он рассказывает о нищем Петербурге, рисует безрадостную картину «дна столичной жизни». Воспоминания героини о деревне позволяют почувствовать губительность питерской действительности на фоне ярких красок «чистой» деревенской жизни.

Маленький человек – «типичный» герой русской литературы XIX века. Эту тему до Достоевского поднимали на страницах своего произведениях Гоголь и Пушкин. В книге «Бедные люди» тема маленького человека вновь звучит во всеуслышание, обретая новые оттенки. Федор Михайлович в своём творчестве всегда уделял особое внимание человеку и его душе. Хорошо известна фраза писателя о том, что «человек есть тайна», которую надо разгадать. И в своём творчестве Достоевский занимался как раз поиском этой разгадки. Первый шаг к ней он делает уже в произведении «Бедные люди». Он не просто обращается к образу маленького человека, он поднимает его «на пьедестал». Сам факт существования на земле ещё не делает маленького человека человеком в широком смысле этого слова, этот образ нуждался в том, чтобы его «очеловечить». Именно этого не хватало русской литературе, Достоевский предпринимает такую попытку «очеловечивания», и она оказывается удачной.

Писатель погружает героев в несправедливый, полный бесчестья, происков, жестокости и произвола мир. Но в этом мире герои Достоевского не ищут выгоды для себя, не стремятся подняться и возвыситься, а, напротив, готовы отдать последнее, лишь бы помочь другому человеку. Они ведут спокойную, незаметную жизнь. «Маленькими» Варю и Макара делает лишь неумение ценить себя, а по внутреннему содержанию и по свойствам души эти люди оказываются очень даже «большими». Опираясь на традиции сентиментализма, приправленные неприкрытой правдой и жестокостью реализма, Достоевский возносит своих героев над этим миром, восхваляет их, не скрывая своей симпатии.

Противопоставление города и деревни – один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

Тема милосердия к «маленькому» человеку не могла быть проигнорирована писателем. Он изображает жестокосердный Петербург, где встречают по одежке и вряд ли кому-то есть дело до проблем другого человека. Но всё же в рядах служащих находится человек, способный на то, чтобы понять бедственное положение другого. Им оказывается начальник Макара. Акт милосердия заключается в его безвозмездном пожертвовании ста рублей. В те времена эта была очень внушительная сумма.

Проблемы

Как и подобает реалистическому роману, «Бедные люди» затрагивает целую вереницу социальных проблем эпохи, через них автор раскрывает вечные философские вопросы, которые делают это произведение глубоким и актуальным во все времена.

Смысл произведения

Но не только социально-критической стороной сильно произведение «Бедные люди», но и философской и морально-нравственной. В простом и понятном названии, ёмко отражающем суть, ключевым является слово люди. Главная задача Достоевского – показать нам человека во всей его сложности. Этот роман о том, что в любой жизненной ситуации можно сохранить человечность, оставаться искренним и бескорыстным.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

Концовка

Финал романа неоднозначен. Благодаря доброму поступку своего начальника, Макар, казалось бы, обретает надежду на спасение и построение светлого будущего для себя и Вари. Но свадьба героини разрушает её жизнь. Ему больше незачем ходить на работу и «писать бумаги». Всё, чем он жил, рушится в один миг. Для Макара исход оказывается очевидно трагичным.

Чему учит?

Критика

И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.

Вторую сторону «сравнения с Гоголем», а именно – вторичность, отметил критик Петр Плетнев. Из всего романа он положительно отозвался лишь о дневнике Вари. Негативно отозвался о книге и Фаддей Булгарин, он критиковал роман за «натурализм», а Степан Швырев из журнала «Москвитянин» отметил «чрезмерную увлеченность филантропическими» идеями.

Сравнение с Гоголем порождает вопрос, а что же думал сам Николай Васильевич о романе молодого автора. Прочитав «Бедных людей», Гоголь в целом положительно отнесся к книге, он отметил, что автор обладает талантом, но он ещё молод и у него «много говорливости».

История показала, что «говорливости» у автора не поубавилось, большинство его произведений достаточно объемны, но из «нового Гоголя» он стал «первым Достоевским», став в ряд признанных классиков мировой литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *