Чем боги похожи на людей

Греческие Боги были людьми? Одна из самых интересных теорий мифологии Эллады

Когда я лежал в больнице, а это было в году 2009-м, то встретился мне один интересный человек. Он лежал со мной в одной палате и успел загрузить всех остальных весьма шокирующей информацией. Кто-то полностью поддерживал его точку зрения, кто-то отрицал, а кому-то вообще было не интересно. Я же был один из тех, кто согласился с мнением этого человека. Человек этот был совсем не простой. Он представлял собой настоящего офицера Российской армии.

Как он сам говорил, работал он в секретных войсках РФ и служил в Сибири. Не знаю, жив ли он сейчас или нет, но тогда он уже был немолодым. Он выглядел настоящим профессионалом, одним из тех, кто серьёзно подходит к своему делу, а не по-дилетантски, поэтому я ему верю на сто процентов. Дело в том, что его основная тема была посвящена богам Древней Эллады.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Казалось бы, что тут вообще забыли Греческие боги, и как может быть связана эллинская мифология с армией РФ. На самом деле наша армия занимается не только тренировкой солдат и подготовкой их к возможному бою. Среди российских офицеров есть люди, не безразличные к истории и даже эзотерики. В Сибири, например, находится множество наших военных баз. Может быть, иногда офицеры нашей армии и выглядят немного грубоватыми и холодными, сосредоточенными только на войне. Но всё же это всего лишь «защитная маска». На деле же эти люди очень мудрые, искусные в науках и могут быть даже настоящими философами. Офицер, попавшийся мне в больнице, был тем, кто вместе с товарищами на полном серьёзе изучал мифологию Эллады и пришёл к одному мнению. Мнение его действительно завлекает, и может действительно изменить привычное отношение к древнегреческим мифам.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Мой знакомый военный считал, что боги Древней Греции – это представители более высокоразвитой культуры, существовавшей задолго до возникновения Эллады. Хотя возможно, они сохраняли своё существование вплоть до 10 века до нашей эры. Ведь в бесценной «Иллиаде» Гомера, ровно как и в «Одиссее», прекрасно упомянуто их непосредственное участие в конфликте. В Троянской войне древнегреческие боги принимали активное участие и тщательно следили за положением фракций. А война эта случилась, ни много ни мало, в 13 веке до нашей эры. Впрочем, точной даты возникновения Троянского конфликта не существует. До 19 века даже Троя считалась мифом. По мнению моего знакомого, древнегреческие боги могли обладать куда более высокотехнологичным уровнем развития, нежели другие царства того времени. Речь вполне может идти о жителях Атлантиды. Что же касается Олимпа (или высокой горы в Греции, Горы Богов), то там мог находиться их командный центр во времена расцвета их империи.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Наиболее интересной здесь выглядит история самого Зевса Громовержца. Зевс был сыном титана Кроноса, который пожирал детей и не желал допускать своего отпрыска к власти. Очень увлекательно и зрелищно выглядит вся хронология событий. Но скорее всего, речь идёт о банальной борьбе за власть между отцом и сыном. Так называемые Титаны, правившие Землёй до богом Олимпа, могли представлять собой целую династию. Кронос, пожиравший детей, на деле не пожирал их, а просто убивал, не желая отдавать трон. Зевс, скрывавшийся от отца, в итоге мог возглавить восстание против тирана и свергнуть его. Также известно упоминание о могучих гекатонхейрах, сторуких великанах на службе Кроноса. Но если не воспринимать слово «сторукий» буквально, то можно отметить, что под этим словом возможно имелись ввиду обычные дворцовые гвардейцы Кроноса. Сторукий – значит тот, у кого мощная сила. Скорее всего, этих гвардейцев тренировали не хуже, чем янычар во времена Османской империи.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

И вот, Зевс, собирая своих сторонников по всей державе, в итоге добивается революции и становится правителем страны. В мифологии говорится, что Громовержец, придя к власти, отправил всех Титанов в Тартар. Но что такое Тартар? Это не обязательно даже волшебный Подземный мир. Возможно, речь идёт об обычной тюрьме, находящейся глубоко под землёй. Никто не отменял существование подземных темниц для политпреступников. Так что все Титаны, ранее правящие империей, могли быть попросту отправлены в тюрьмы. Зевс же, захватив власть, полностью реструктурировал всю государственную систему. Он мог ввести Правящий Совет, который отлично бы помогал ему в управлении. В этот Совет вошли все известные нам Боги Олимпа, или виднейшие мужи и девы империи. Например, Посейдон, известный, как бог морей, мог получить должность адмирала всей флотилии. Афина, будучи мудрой и справедливой, могла возглавить министерство просвещения и науки. Арес же, известный бог резни и битвы, возможно получил контроль надо всеми сухопутными войсками державы и стал личным фельдмаршалом Зевса. То же самое касается и всех остальных венценосных особ, прозванных Богами Олимпа.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Что же касается всевозможных чудовищ, то здесь уже намного проще. Под ними вероятно имелись ввиду мощнейшие технологические изобретения того периода. Мой знакомый офицер не раз приводил в примеры всяких древних существ и находил у них чёткую связь с невероятным технопрогрессом. К примеру, огнедышащий Пифон мог представлять собой гигантский танк с новейшими, по тем временам, орудийными установками. Известный своими морскими нападениями Кракен мог быть гигантской подводной лодкой с различными нововведениями. Что до всяких воздушных существ, то под ними возможно имелись ввиду сверхмощные летательные аппараты. Кстати говоря, Гермес, один из богов Олимпа, передвигался на «летающих башмаках». Что же под ними имелось ввиду? Скорее всего, здесь речь шла либо о реактивном ранце, либо же о сложном приборе, позволяющем человеку взлетать вверх. Гермес был главным гонцом Олимпа, и он же являлся его вестником по всей Земле. Люди, описывавшие его, как летящую по небу сущность, могли просто не знать, как работают все эти устройства. Так что и здесь можно найти отличную связь с современным миром и даже с технологиями будущего.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Однако вопрос о дальнейшем существование цивилизации олимпийцев так и остаётся открытым. Мы до сих пор не можем понять, что же именно стало с таинственными Богами Эллады. Исчезнуть они могли едва ли, учитывая технологические преимущества. А ведь технологии у них были, скорее всего, намного выше и развитее, чем у всех современных государств. Мой знакомый офицер предпочитал не строить лишних предположений. Но есть вероятность, что загадочные Боги Олимпа улетели в космос из-за какой-то неведомой катастрофы, случившейся на Земле. Если олимпийцы и правда обладали такими знаниями, то покинуть Землю для них было не так уж и сложно. Так что возможно, в будущем нам предстоит удивительная встреча, которая изменит ход истории человечества. Но это уже совсем другая история.

Чем боги похожи на людей. Смотреть фото Чем боги похожи на людей. Смотреть картинку Чем боги похожи на людей. Картинка про Чем боги похожи на людей. Фото Чем боги похожи на людей

Всё, что я написал, конечно же не стоит считать за стопроцентную истину. Вполне вероятно, у моего знакомого офицера просто имелась своя точка зрения. Но всё же я склонен доверять людям, серьёзно работающим с наукой, и в особенности тем, кто связан с нашей российской армией. Если о загадочных богах Олимпа вовсю вещает какой-нибудь дилетант без образования (в интернете таких людей полно), то его можно просто не слушать, списывая всё на невежество. Однако если речь идёт об офицере и человеке, работавшем на секретных российских базах, то это уже совсем другое дело. Посему я могу сказать, что целиком и полностью верю тому офицеру. И очень жаль, что после моей выписки из больницы мы более не встречались. Возможно, у него имелись куда более интересные сведения насчёт всей нашей жизни; такие, о которых я даже и не представлял себе.

Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Человек как образ и подобие Бога

Тео­ре­ти­че­ский семи­нар

Ю.М. Зенько

Сна­чала оста­но­вимся на част­ных аспек­тах этого вопроса, а потом перей­дем к общим поня­тиям и опре­де­ле­ниям.

Нередко гово­рят и пишут, что чело­век сотво­рен по образу и подо­бию Божию. Обра­тимся к пер­во­на­чаль­ному биб­лей­скому тексту: “И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему, по подо­бию Нашему, и да вла­ды­че­ствуют они над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле. И сотво­рил Бог чело­века по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; муж­чину и жен­щину сотво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог, и сказал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею, и вла­ды­че­ствуйте над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, и над всяким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щимся по земле” ( Быт.1:26-28 ). То есть, Бог и в самом деле пла­ни­ро­вал сотво­рить чело­века как по своему образу, так и по своему подо­бию ( Быт.1:26 ), но реально чело­век сотво­рен только по образу. Это имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, о кото­ром писали многие св. отцы и о кото­ром мы скажем немного дальше.

Второй важный момент, кото­рый появ­ля­ется при ана­лизе созда­ния чело­века по образу Божию, заклю­ча­ется в том, что многие св. отцы соот­но­сили образ Божий с Иису­сом Хри­стом.

Эта идея была при­суща таким древним цер­ков­ным писа­те­лям, как, напри­мер, Ириней Лион­ский, Тер­тул­лиан, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ориген, Афа­на­сий Вели­кий, Ана­ста­сий Синаит, Иоанн Дамас­кин, Нико­лай Кава­сила. Раз­бору их точек зрения и обоб­ще­нию этой про­блеме посвя­щена работа П. Ю. Мал­кова “Свя­то­оте­че­ское учение о сотво­ре­нии чело­века по образу Сына Божия” (Малков. 2000).

В чем же кон­кретно про­яв­ля­ется сотво­ре­ние чело­века по образу Божию? Разные хри­сти­ан­ские писа­тели выде­ляли разные черты образа Божия, допол­няя и про­дол­жая друг друга:

Инте­ресна сводка Фотия, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ского († 891 г.) пред­ше­ству­ю­щих свя­то­оте­че­ских мнений о том, что же, соб­ственно, надо пони­мать под обра­зом и подо­бием Божием в чело­веке: 1) неко­то­рые усмат­ри­вали создан­ность чело­века по образу Божию в разум­но­сти и сво­бод­ной воле; 2) другие в стрем­ле­нии к началь­ство­ва­нию и гос­под­ству; 3) третьи – в спо­соб­но­сти чело­века вос­про­из­во­дить и тво­рить; 4) спо­соб­но­сти мыс­лить и гово­рить отоб­ра­жают внут­ри­тро­ич­ную жизнь Боже­ства (Киприан (Керн) архим. 1996, с. 251).

Таким обра­зом, обоб­щая преды­ду­щие точки зрения, можно выде­лить сле­ду­ю­щие основ­ные черты образа Божия в чело­веке: разум­ность (мыш­ле­ние), сло­вес­ность (речь), сво­бода воли (сво­бода), бес­смер­тие, вла­ды­че­ство (гос­под­ство), твор­че­ство и любовь.

Скажем более подробно об образе Божием как вла­ды­че­стве, твор­че­стве и любви.

Вот что об образе Божием как вла­ды­че­стве писал Иоанн Зла­то­уст: “Сказав: сотво­рим чело­века по образу нашему и по подо­бию, Бог не оста­но­вился на этом, но после­ду­ю­щими сло­вами объ­яс­нил нам, в каком смысле упо­тре­бил слово образ. Что гово­рит? И да обла­дают рыбами мор­скими, и пти­цами небес­ными… Итак, образ Он постав­ляет в гос­под­стве, а не в другом чем… Бог сотво­рил чело­века вла­сти­те­лем всего суще­ству­ю­щего на земле…” (Иоанн Зла­то­уст. Т. 4. 1995, с. 62). С этим же, по мнению Иоанна Зла­то­уста, свя­зано и даль­ней­шее биб­лей­ское повест­во­ва­ние: Бог, желая пока­зать Адаму досто­ин­ство его власти, пору­чил ему дать имена живот­ным (там же, с. 70)

Подоб­ная точка зрения была зафик­си­ро­вана в мате­ри­а­лах Пер­вого Все­лен­ского собора – в “Собор­ном опро­вер­же­нии мнений фило­софа, по имени Федона, кото­рый защи­щал нече­сти­вого Ария и хулы его”: “Сотво­ре­ние чело­века по образу Божию – значит обла­да­ние его всею землею. Ибо, как Бог вла­ды­че­ствует над всею землею и над всем, что на ней, так и чело­века поста­вил как бы вторым вла­ды­кою земли и всего что на ней” (Деяния Все­лен­ских Собо­ров. Т. 1. 1996, с. 46).

Нечто похо­жее можно обна­ру­жить и в жиз­не­опи­са­ниях хри­сти­ан­ских святых – людей, кото­рые по бла­го­дати Божией очи­сти­лись от греха и стали как Адам до гре­хо­па­де­ния. Посе­ля­ясь в самых глухих местах, они не только не боя­лись диких зверей, но и нередко пове­ле­вали ими: аспи­дами, пти­цами, львами, вол­ками, мед­ве­дями и т. д., также, как и раз­лич­ными при­род­ными сти­хи­ями и явле­ни­ями.

Но власть над внеш­ней при­ро­дой не явля­ется само­це­лью, не менее с хри­сти­ан­ской точки зрения важна власть чело­века над самим собой: “даро­ван­ная нам власть над живыми суще­ствами под­го­тав­ли­вает нас к власт­во­ва­нию над самим собой” (Васи­лий Вели­кий. 1972, с. 38). А именно: “Дано тебе власт­во­вать над рыбами, лишен­ными разума; тем самым ты стал и вла­ды­кой слепой стра­сти… Ты власт­ву­ешь над всяким диким зверем. Но почему же, ска­жешь ты, дикие звери сидят во мне самом?… Диким зверем явля­ется гнев, когда он кричит в твоем сердце” (там же, с. 38).

О том, что чело­век разу­мен, сво­бо­ден и одарен раз­ными даро­ва­ни­ями, гово­рили многие писа­тели церкви, но о твор­че­стве, как особом зада­нии чело­веку ска­зали не многие (Фео­до­рит Кирр­ский, Васи­лий Вели­кий, Ана­ста­сий Синаит, Иоанн Дамас­кин, Васи­лий Селев­кий­ский). Так, напри­мер, послед­ний свя­зы­вал вла­ды­че­ство чело­века над при­ро­дой с сотвор­че­ством чело­века с Богом: “Адам, име­но­ва­нием зверей, ты под­твер­жда­ешь свое вла­ды­че­ство. Ты под­ра­жа­ешь досто­ин­ству Зижди­теля. Бог создает есте­ства, а ты дару­ешь назва­ния… Адаму надо было узреть неиз­ре­чен­ное устро­е­ние, носи­мое в себе каждым живот­ным. И все они под­хо­дили к Адаму, при­зна­вая этим свое раб­ское состо­я­ние… Бог гово­рит Адаму: “будь, Адам, твор­цом имен, коль скоро ты не можешь быть твор­цом самых тварей… Мы делим с тобой славу твор­че­ской пре­муд­ро­сти”” (цит. по: Киприан (Керн) архим. 1996, с. 196). Сопо­ста­вить же твор­че­ское пред­на­зна­че­ние чело­века с обра­зом Божиим и при­ве­сти в соот­но­си­тель­ность с миром духов более, каза­лось бы, совер­шен­ных чем чело­век, уда­лось, пожа­луй, только одному Гри­го­рию Паламе (там же, с. 375).

Поэтому, когда св. Гри­го­рий Палама, син­те­зи­руя мнения ранее бывших отцов и писа­те­лей церкви, поста­вил вопрос о бого­об­раз­но­сти в связь с темою о твор­че­ском даре у чело­века, то образ Божий принял зна­че­ние порыва чело­века куда-то ввысь из рамок детер­ми­ни­ро­ван­ных зако­нов при­роды, стрем­ле­ния к Творцу, дав­шему и ему быть твор­цом. В чело­веке, в его духов­ной сущ­но­сти откры­ва­ются те черты, кото­рые его наи­бо­лее роднят с Твор­цом, т. е. твор­че­ские спо­соб­но­сти и даро­ва­ния (там же, с. 368). И здесь уместно поста­вить вопрос, что же задано чело­веку в отли­чие от анге­лов, не име­ю­щих этого твор­че­ского дара, и тем самым менее, чем люди создан­ных по этому образу Созда­теля? К какому твор­че­ству и по отно­ше­нию к чему при­зван тво­рить чело­век в этой жизни? В четы­рех основ­ных, вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих обла­стях чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния: по отно­ше­нию к миру, Богу, людям и самому себе. Начнем с послед­него.

Чело­век при­зван тво­рить прежде всего свою соб­ствен­ную жизнь, т. е. рас­кры­вать и осу­ществ­лять зало­жен­ные в нас Богом таланты, стя­жать с Божьей помо­щью духов­ные доб­ро­де­тели, кото­рые и есть еван­гель­ские небес­ные сокро­вища ( Мф.6:20 ).

Когда именно так ста­вится вопрос об аске­тизме и нрав­ствен­ном усо­вер­шен­ство­ва­нии, когда ему при­да­ется харак­тер не только отри­ца­тель­ный, т. е. не только отказа от чего-то и неде­ла­ния, а наобо­рот, когда он ста­вится в русло общего твор­че­ского потока чело­ве­че­ских духов­ных даро­ва­ний, то и сама про­блема о вза­и­мо­от­но­ше­нии и якобы про­ти­во­ре­чии твор­че­ства и спа­се­ния (аске­тики) пере­стает быть такой непри­ми­ри­мой (там же, с. 371). Соот­но­ше­ние же гени­аль­но­сти, как крайне выра­жен­ной формы таланта, и свя­то­сти, как аске­ти­че­ской доб­ро­де­тели, – отдель­ная инте­рес­ная тема, о кото­рой мы скажем позже.

Бог Творец создал чело­века по Своему, т. е. твор­че­скому образу, и потому и чело­век должен быть твор­цом. В этом кон­тек­сте вполне уместно гово­рить о синер­гии – сов­мест­ном дей­ство­ва­нии – чело­века и Бога, когда Бог своей бла­го­да­тью помо­гает чело­веку и когда чело­век соучаст­вует в Божьих трудах.

Не менее важна черта образа Божия, соот­но­си­мая с любо­вью. Невоз­можно пере­оце­нить важ­ность любви в хри­сти­ан­стве: “Не вда­ва­ясь в подроб­ный анализ дог­ма­тики хри­сти­ан­ства, не каса­ясь земной жизни и Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти его Осно­ва­теля, не обра­ща­ясь также к исто­рии Церкви – его хра­ни­тель­ницы и рас­про­стра­ни­тель­ницы, мы можем оха­рак­те­ри­зо­вать нашу рели­гию одним словом, исчер­пы­ва­ю­щим ее дог­ма­ти­че­скую и нрав­ствен­ную сущ­ность в той мере, в какой она по воле Божьей нам открыта: слово это – Любовь… Ничего подоб­ного мы не нахо­дим ни в какой другой рели­гии” (Михаил (Мудью­гин) архиеп. 1995, с. 31). Понятно, что по дру­гому и не может быть для рели­гии, в кото­рой “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:16 ), а основ­ные ее запо­веди заклю­ча­ются в любви к Богу и к своим ближ­ним ( Мф.22:37, 39 ).

Кроме того, если “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:8 ), то, без­условно, это имеет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние и для чело­века, сотво­рен­ного по образу Божию. Тогда любовь в жизни чело­века пере­стает быть одной из эмоций в ряду других, а при­об­ре­тает онто­ло­ги­че­ский статус и ста­но­вится спо­со­бом бытия чело­века в мире.

Неко­то­рые из древ­них хри­сти­ан­ских писа­те­лей, как напри­мер Иустин Фило­соф и Ириней Лион­ский, иногда утвер­ждали, что и тело создано по образу Божию, или, если быть точнее, что “тело не чуждо образа Божия” (Силь­вестр (Мале­ван­ский) еп. Т. 3. 1898, с. 183–184). Но нужно пони­мать, в каком кон­тек­сте это утвер­жда­лось. Это дела­лось ими в виду ложных дуа­ли­сти­че­ских учений о чело­ве­че­ском теле, как о чем-то низком и злом. Чтобы под­нять зна­че­ние послед­него, и на него рас­про­стра­няли образ Божий, но, делая это, они вовсе не думали при­зна­вать тело оди­на­ко­вым участ­ни­ком с душой в образе Божием, а хотели выра­зить только ту мысль, что и тело не чуждо доли при­част­но­сти образу Божию, так как оно создано непо­сред­ственно Самим Богом, и создано для того, чтобы слу­жить при­лич­ным жили­щем, орга­ном и выра­зи­те­лем души (там же, с. 243–244).

При ана­лизе образа Божия воз­мо­жен и рас­ши­ри­тель­ный подход, согласно кото­рому обра­зом Божием явля­ется вся душа чело­века, лич­ность или сам чело­век вообще.

Обра­зом Божием явля­ется сама душа чело­века:

При этом наблю­да­ется сход­ство в сущ­но­сти и глав­ных силах души с Суще­ством Абсо­лют­ным. Из того, что душа явля­ется обра­зом Божиим иногда упо­доб­ляют три силы души боже­ствен­ной тро­ич­но­сти: “Как в чело­веке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум гово­рит посред­ством слова, и слово про­яв­ля­ется посред­ством духа. По сему при­меру чело­век носит слабый образ неиз­ре­чен­ной и нача­ло­об­раз­ной Троицы, пока­зы­вая и в сем свое по образу Божию созда­ние” (Гри­го­рий Синаит. 1900, с. 186).

Но при этом необ­хо­димо иметь в виду, что, срав­ни­вая тро­ич­ность Боже­ства с тремя силами чело­ве­че­ской души, нельзя упус­кать из вни­ма­ния, что первая состоит из тро­ич­но­сти Лич­но­стей (Ипо­ста­сей), а не сил, как в душе. Но без­лич­ное не может быть обра­зом Лич­но­сти, а поэтому нельзя личные начала Троицы ста­вить в полное соот­вет­ствие без­лич­ным нача­лам чело­ве­че­ской души (Кураев. 1996, с. 277).

При рас­ши­ри­тель­ном под­ходе обра­зом Божиим счи­тают и всего чело­века, и, глав­ное, чело­ве­че­скую лич­ность:

“Чело­век – образ и подо­бие Самого Бога: в этом образе с ясно­стию отра­зи­лась, как солнце в капле чистой воды, тро­ич­ность трии­по­стас­ного Боже­ства” (Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) еп. 1993, с. 128). И дальше: “Образ Троицы-Бога – троица-чело­век… Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслию) – образ Сына; дух – образ Свя­таго Духа” (там же, с. 129–130). “Троица-чело­век исце­ля­ется Тро­и­цею-Богом: Словом исце­ля­ется мысль, пере­во­дится из обла­сти лжи, из обла­сти само­обо­льще­ния, в область Истины; Духом Святым ожи­во­тво­ря­ется дух, пере­во­дится из ощу­ще­ний плот­ских и душев­ных в ощу­ще­ния духов­ные; уму явля­ется Отец – и ум соде­лы­ва­ется умом Божиим” (там же, с. 134);

“лич­ность в чело­веке есть образ Божий, образ Абсо­лют­ной Лич­но­сти” (Зень­ков­ский. 1993, с. 211); поэтому для хри­сти­ан­ского созна­ния лич­ность вне прямой связи с Хри­стом просто невоз­можна.

Подоб­ная точка зрения бази­ру­ется на важ­ней­шем бого­слов­ском раз­де­ле­нии – при­роды и лич­но­сти (как в Боге, так и в чело­веке). Тогда, то, что соот­вет­ствует в нас образу Божию, не есть часть нашей при­роды (или ее отдель­ные свой­ства), а сама наша лич­ность, кото­рая лежит в осно­ва­нии нашей при­роды, хотя и не явля­ется чем-то суще­ству­ю­щим вне и помимо самой при­роды.

То что образ Божий не есть часть нашей при­роды – это очень важное бого­слов­ское и антро­по­ло­ги­че­ское поло­же­ние. Но здесь надо иметь в виду сле­ду­ю­щее: закон­чен­ного и оформ­лен­ного учения о сотво­ре­нии лич­но­сти по образу Божию нет в рабо­тах как древ­не­хри­сти­ан­ских, так даже и сред­не­ве­ко­вых авто­ров. Про­изо­шло это по важным исто­ри­че­ским обсто­я­тель­ствам: раз­де­ле­ние церк­вей на запад­ную и восточ­ную про­изо­шло то того, как появи­лась насто­я­тель­ная необ­хо­ди­мость раз­би­раться с антро­по­ло­ги­че­скими ере­сями. Но в насто­я­щее время это осо­бенно акту­ально. Можно ска­зать, что это та задача или про­блема, кото­рую ставит совре­мен­ность перед хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гией.

К рас­ши­ри­тель­ному под­ходу можно отне­сти и такую точку зрения, согласно кото­рой обра­зом Божиим явля­ется не отдельно взятый чело­век, а семья. Это сле­дует из заслу­жи­ва­ю­щего вни­ма­ния парал­ле­лизма между биб­лей­ским рас­ска­зом о муже и жене и хри­сти­ан­ским обос­но­ва­нием Троицы (Кураев. 1996, с. 278). А именно, при сотво­ре­нии мужу и жене Бог нарек одно общее имя – чело­век ( Быт.5:2 ), это общее имя при­роды, имя в един­ствен­ном числе. Кре­ще­ние хри­стиан про­ис­хо­дит также в одно, общее имя (а не имена) Отца, Сына и Свя­того Духа ( Мф.26:19 ). Кроме того по образу Божьему сотво­рены именно муж­чина и жен­щина вместе ( Быт.1:27 ). Бог тро­и­чен. И это озна­чает, что чело­век в оди­ночку не может быть вполне обра­зом Троицы. Лишь двоица – муж и жена (и тем более триада роди­те­лей с ребен­ком) может быть истин­ным обра­зом Троицы на земле. Семья Адама и была заду­мана как под­лин­ная икона Троицы. Как ска­зано в Еван­ге­лии: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” ( Мф. 18:20 ). В Боже­ствен­ной Троице Сын и Дух полу­чают начало (вне­вре­мен­ное, логи­че­ское начало) от Лич­но­сти Отца. Как вечный Отец “рож­дает Сына” и “изво­дит Духа” – так и от зем­ного пра­отца рож­да­ется сын и изво­дится жена (там же, 277–278).

Каково соот­но­ше­ние образа и подо­бия Божия? В свя­то­оте­че­ских трудах мно­же­ство раз­мыш­ле­ний на эту тему, укажем несколько, как нам кажется, наи­бо­лее типич­ных из них:

“Бог, при­водя в бытие разум­ное и умное суще­ство по высо­чай­шей бла­го­сти Своей, сооб­щил сим тварям четыре Боже­ствен­ные свой­ства, их содер­жа­щие, охра­ня­ю­щие и спа­са­ю­щие: бытие, прис­но­бы­тие, бла­гость и пре­муд­рость. Из них два первые даро­вал суще­ству, а два послед­ние нрав­ствен­ной спо­соб­но­сти” (Максим Испо­вед­ник. 1900, с. 199) Первые свой­ства отно­сятся к образу Божию, а послед­ние – к подо­бию, поэтому: “По образу Божию есть всякое суще­ство разум­ное, по подо­бию же одни добрые и мудрые” (там же, с. 200);

“Все мы люди по образу Божию есьмы; быть же по подо­бию есть при­над­леж­ность одних тех, кото­рые по вели­кой любви сво­боду свою пора­бо­тили Богу” (Диадох. 1900, с. 9);

выра­же­ние по образу обо­зна­чает разум­ное и ода­рен­ное сво­бод­ною волею; выра­же­ние же: по подо­бию обо­зна­чает подо­бие через доб­ро­де­тель, насколько это воз­можно” (Иоанн Дамас­кин. 1992, с. 79).

Подо­бие отли­ча­ется от образа, выра­жа­ясь свя­то­оте­че­ским языком, как дан­ность (то, что есть) отли­ча­ется от задан­но­сти (того, чего нет, но что должно быть).

Ана­ли­зи­руя биб­лей­ское повест­во­ва­ние о сотво­ре­нии чело­века, Васи­лий Вели­кий писал: ““И создал Бог чело­века; по образу Божи­ему создал его”. Не заме­тил ли ты, что это сви­де­тель­ство непол­ное? “Созда­дим чело­века по образу Нашему и подо­бию”. Это воле­изъ­яв­ле­ние содер­жит два эле­мента: “по образу” и “по подо­бию”. Но сози­да­ние содер­жит только один эле­мент. Решив одно, не изме­нил ли Гос­подь Свой Замы­сел?” (Васи­лий Вели­кий. 1972, с. 36). И дальше, при­ме­ни­тельно к раз­ли­чию образа и подо­бия: “При пер­во­на­чаль­ном тво­ре­нии нам дару­ется быть рож­ден­ным по образу Божи­ему; своей же волею при­об­ре­таем мы бытие по подо­бию Божи­ему” (там же, с. 36).

Образ Божий дан чело­веку, он вложен в него как неустра­ни­мая основа его бытия, подо­бие же есть то, что осу­ществ­ля­ется на основе этого образа, как задача его жизни. Чело­век не мог быть сразу создан как завер­шен­ное суще­ство, в кото­ром бы образ и подо­бие, идея и дей­стви­тель­ность, соот­вет­ство­вали друг другу, потому что тогда он был бы Богом, и не по бла­го­дати и упо­доб­ле­нию, а по есте­ству (Бул­га­ков. 1994, с. 268–269).

Каж­дому хри­сти­а­нину необ­хо­димо при­ла­гать к этому усилия, учиться, а учи­тель у всех хри­стиан один – Иисус Хри­стос, но способ и форма обу­че­ния – своя: “Рас­кры­тие образа Божия в нас есть задача, особая у каж­дого. Мы при­званы к твор­че­ству, к раз­ре­ше­нию этой задачи…” (Зень­ков­ский. 1993, с. 54).

Про­блема образа и подо­бия Божия в чело­веке имеет свои прак­ти­че­ские аспекты, кото­рые отно­сятся не только к хри­сти­а­нам, но и, прак­ти­че­ски, к каж­дому чело­веку: необ­хо­димо очи­щать образ и стре­миться к подо­бию.

Каждый из “сынов и доче­рей Адама” явля­ется носи­те­лем образа Божия, но этот образ нуж­да­ется в очи­ще­нии от послед­ствий грехов. Про Адама в Библии ска­зано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама ска­зано уже по-дру­гому: “Адам жил сто трид­цать лет и родил сына по подо­бию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф” ( Быт.5:3 ). Это озна­чает, что образ Божий в чело­веке остался, – ибо он нахо­дится в самом чело­ве­че­ском суще­стве – но свет­лость его затми­лась и кра­сота иска­зи­лась. Адам при­ба­вил к нему нечто свое, то есть грехи (Вар­нава (Беляев) еп. 1995, с. 57).

Образ Божий важен для вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния. Доре­во­лю­ци­он­ная школа имела две глав­ные задачи: первая – обу­че­ние гра­моте и нужным пред­ме­там; вторая – духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние. В наше время как-то забы­лось, что “само слово “обра­зо­ва­ние” под­ра­зу­ме­вало вос­пи­та­ние по образу и подо­бию Божию” (Поло­вин­кин. 1997, с. 15).

Важен образ Божий и для обыч­ной жизни – как основа пози­тив­ного отно­ше­ния к другим людям: “Люди по суще­ству, в глу­бине все лучше, чем в своем про­яв­ле­нии в жизни. Одно дело – образ Божий и бла­го­дать, полу­чен­ная в таин­стве кре­ще­ния; это и есть лич­ность чело­века, его “Я”. Это вели­кий дар Божий” (Никон (Воро­бьев) игум. 1988, с. 109).

Именно подход к чело­веку, как образу Божию, и делает воз­мож­ным и реаль­ным любовь к любому чело­веку, неза­ви­симо от лич­ного к нему отно­ше­ния. Это та любовь к врагам, о кото­рой гово­рил Иисус Хри­стос: “Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас” ( Мф.5:43-44 ).

Эта любовь рас­про­стра­ня­ется и на заблуж­да­ю­щихся, ибо хри­сти­а­нин “помнит, что и его самого, и ближ­него сотво­рил один Бог; поэтому и в заблуж­да­ю­щемся чело­веке чтит Творца; любит его как своего собрата по изгна­нию, сожа­леет о его неве­де­нии и молится о нем” (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. 1996, с. 281). Своим непо­чте­нием к Богу заблуж­да­ю­щи­еся нака­зы­вают сами себя: “И как они не забо­ти­лись иметь Бога в разуме, то предал их Бог пре­врат­ному уму – делать непо­треб­ства, так что они испол­нены всякой неправды, блуда, лукав­ства, коры­сто­лю­бия, злобы, испол­нены зави­сти, убий­ства, рас­прей, обмана, зло­нра­вия…” ( Рим.1:28-29 ).

И в заклю­че­ние хоте­лось бы предо­сте­речь против слиш­ком раци­о­на­ли­сти­че­ского под­хода к опре­де­ле­нию образа Божия. Да, что-то о нем известно более опре­де­ленно, – то, над чем св. отцы больше потру­ди­лись. Но что такое образ Божий по своей глу­бин­ной сущ­но­сти? “Образ Божий в чело­веке по самой своей сущ­но­сти, как отоб­ра­же­ние Неиз­ре­чен­ного и Неопре­де­ли­мого, также не может быть пол­но­стью опре­де­лен и обо­зна­чен сло­вами” (Иванов. 1997, с. 151). И далее: “Выра­жа­ясь фило­соф­ским языком, образ Божий в чело­веке – это ноумен, а его про­яв­ле­ние вовне – фено­мены” (там же, с. 152).

Бог есть неис­сле­ди­мая пучина тайны и бездна неска­зан­ного и непо­сти­жи­мого. Сле­до­ва­тельно и создан­ный по этому боже­ствен­ному образу чело­век носит в себе печать этого непо­сти­жи­мого и эту тайну.

свящ. Алек­сий

– Соеди­не­ние образа Божия и Христа мне кажется не совсем верным. По какой при­чине? Без­условно, Хри­стос есть образ Божий в чистом плане, кото­рым он должен быть. И апо­сто­лом Павлом было ска­зано, что в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния и мысли, что во Иисусе Христе. Но, если мы рас­смот­рим соот­но­ше­ние образа и подо­бия, образа – как того, что дано, а подо­бия – как того, к чему нужно стре­миться, то мы увидим, что во Христе сосре­до­то­чен и образ, и подо­бие Божие. Тогда упо­доб­ле­ние чело­века Христу делает его бого­по­доб­ным и здесь, мне кажется, про­яв­ля­ется лич­ность чело­века. Лич­ность это не то, что дано ему изна­чально, а то, когда он про­явит в себе бого­по­до­бие. Возь­мем напри­мер опу­стив­ше­гося алко­го­лика, на мой взгляд он не лич­ность, а если возь­мем свя­того, то да – лич­ность, поскольку в нем уже про­яви­лось бого­по­до­бие. Лич­ность – не образ Божий, а именно упо­доб­ле­ние Богу. Реа­ли­зо­ван­ная воз­мож­ность, зало­жен­ная в образе Божием и про­яв­лен­ная в жизни как бого­по­до­бие и явля­ется лич­но­стью.

И второй момент – о Христе.

Мы знаем, что Хри­стос был явлен во вре­мени. Чело­век был создан в совете Святой Троицы, где Бог-Слово, вторая ипо­стась при­ни­мал уча­стие. И поскольку еще не было Бого­че­ло­века Иисуса Христа, чело­век не мог созда­ваться по Его образу, еще не суще­ству­ю­щему во вре­мени. Без­условно, у Бога изна­чально при­сут­ствуют все идеи и была идея Бого­во­пло­ще­ния. И она была явлена миру как совер­шен­ный образ Божий и как Бого­упо­доб­ле­ние: каким должен быть чело­век в его полном раз­ви­тии, когда в нем будет жить Дух Святой. Как писал ап. Павел: “под­ра­жайте мне, как я Христу” ( 1Кор.4:16 ), то есть это потен­циал нашего раз­ви­тия.

Также хоте­лось бы заост­рить вни­ма­ние на про­блеме твор­че­ства, как черте образа Божия.

Что такое твор­че­ство, какое оно может иметь про­ис­хож­де­ние? – И мы видим, что твор­че­ство может иметь боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние. Эта спо­соб­ность к твор­че­ству зало­жена в нем Богом. Но творит чело­век или из уже сотво­рен­ной Богом мате­рии, либо из своих мыс­лен­ных обра­зов, кото­рые в нем появ­ля­ются. Но не всякое твор­че­ство имеет бого­вдох­но­вен­ный источ­ник. Чело­век как суще­ство духов­ное, при­зван­ное к бого­упо­доб­ле­нию, создан Богом для Бога, чтобы в нем жил Дух Святой. Ап. Павел гово­рил: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разо­рит храм Божий, того пока­рает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы” ( 1Кор.3:16-17 ). И когда Дух Святой живет в чело­веке, он ста­но­вится богом по бла­го­дати. Но когда этот Дух Святой не живет в чело­веке, тогда место пусто не бывает – в нем будет жить дух нечи­стый. Если чело­век не идет по пути бого­упо­доб­ле­ния, стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей, то он идет по пути дегра­да­ции, к миру демо­ни­че­скому и упо­доб­ля­ется сатане по своим стра­стям. Либо первое, либо второе. Поэтому сатана назван обе­зья­ной Бога: он ста­ра­ется под­ра­жать Богу, но со знаком минус. Это очень важный прак­ти­че­ский, при­клад­ной момент как для педа­го­гики, так и для пси­хо­ло­гии. Когда мы пони­маем, что чело­век не может быть духовно ней­тра­лен, так он создан, то любой чело­век явля­ется носи­те­лем того, или иного духа.

По поводу детей, умствен­ных инва­ли­дов: и они созданы по образу Божию, но к бого­по­до­бию они не при­хо­дят. Хотя и здесь не все так просто, поскольку жизнь в Духе может про­ис­хо­дить неза­ви­симо от состо­я­ния тела. Кроме того, если Бог есть любовь и желает каж­дому чело­веку спа­стись, то Он про­мыс­лит об этом ребенке и, может быть, гото­вит ему венец на небе за пре­бы­ва­ние в таком состо­я­нии на земле.

Обсуж­де­ние

Вопрос: Если лич­но­стью чело­век ста­но­вится только тогда, когда бого­упо­доб­ля­ется, то тогда речь идет только о хри­сти­а­нах. Если чело­век секу­ляр­ный, неве­ру­ю­щий, значит у него лич­но­сти нет?

Ответ: Очень хорошо ввести такой термин, как “духов­ная лич­ность”. Когда мы гово­рим о бого­упо­доб­ле­нии, тогда как раз и име­ется в виду духов­ная лич­ность. Если же свет­ский чело­век явля­ется нрав­ствен­ным и раз­ви­вает в себе каче­ства состра­да­ния и другие, кото­рые были свой­ственны Христу, то, без­условно он раз­ви­вает в себе лич­ност­ные каче­ства. Даже несмотря на тот нон­сенс, что на этом этапе своей жизни он может быть неве­ру­ю­щим.

Вопрос: Есть в пси­хо­ло­гии сло­во­со­че­та­ние “яркая лич­ность”. У этого чело­века доб­ро­де­те­лей нет ника­ких, но лич­но­стью он же счи­та­ется.

Ответ: Как духов­ная лич­ность он – ноль. Он лич­ность, но в другом зна­че­нии этого слова.

Вопрос: Говоря “духов­ная лич­ность”, не пыта­емся ли мы просто замас­ки­ро­вать про­блему? У лич­но­сти может быть такое свой­ство как духов­ность, а может и не быть, а лич­ность при этом оста­ется. Лич­ность это твар­ное начало, кото­рое зало­жено в любом чело­веке, кото­рое не исче­зает в любом случае. Раз­ру­шен­ная – нераз­ру­шен­ная, раз­вив­ша­яся – нераз­вив­ша­яся, но все же лич­ность. Если мы лишим звания лич­но­сти чело­века неду­хов­ного, то мы упо­до­бимся одной из про­те­стант­ских сект, кото­рая решала этот вопрос ради­кально: либо ты хри­сти­а­нин, либо никто.

Ответ: Если чело­век совер­шает поступки против голоса сове­сти, против воли Божьей и раз­ви­вает в себе демо­ни­че­ские каче­ства, то сте­пень лич­но­сти в нем умень­ша­ется. И может настать такой кри­ти­че­ский момент, когда чело­века уже нельзя назвать лич­но­стью (напри­мер, Гит­лера), но он оста­ется инди­ви­ду­аль­но­стью (и может быть при этом ярко выра­жен­ной).

Л.Ф. Шехов­цова

На совете Св. Троицы было решено сотво­рить чело­века по Своему Боже­ствен­ному образу. В Боге же можно раз­ли­чать при­роду, ипо­стась (лич­ность) и энер­гии. Тогда и в сотво­рен­ном по образу Божию чело­веке может быть также можно видеть эти же ком­по­ненты: при­роду (конечно, чело­ве­че­скую, не боже­ствен­ную), ипо­стась (чело­ве­че­скую лич­ность) и про­яв­ля­ю­щи­еся вовне энер­гии? Эта ана­ло­гия образа Божия явля­ется более обоб­щен­ной и фун­да­мен­таль­ной, чем обычно при­ня­тые сопо­став­ле­ния с тро­и­цей трех сил души (ума, воли и чув­ства) или трех частей при­роды (тела, души и духа).

Выводы

Л.Г. Бры­лева

Про­блем­ным в нашем обсуж­де­нии ока­зался вопрос о соот­но­ше­нии образа Божия и лич­но­сти: здесь еще необ­хо­дима даль­ней­шая про­ра­ботка (как и при ана­лизе самой про­блемы лич­но­сти, что будет сде­лано нами в сле­ду­ю­щем семи­наре). Опи­са­ние черт образа Божия было пред­став­лено доста­точно детально и полно и не вызвало раз­но­гла­сий. Веро­ятно, это опи­са­ние можно рас­смат­ри­вать как первый уро­вень осмыс­ле­ния образа Божия. Вторым уров­нем обоб­ще­ния образа Божия явля­ется рас­смот­ре­ние его не как отдель­ных черт, свой­ствен­ных чело­ве­че­ской при­роде, а как лич­но­сти, сотво­рен­ной по образу Боже­ствен­ной Лич­но­сти (“Аз есмь Сущий”). А поскольку “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:8 ), то и онто­ло­ги­че­ским спо­со­бом бытия чело­ве­че­ской лич­но­сти должна быть любовь (к Богу, Церкви, другим людям).

Максим Испо­вед­ник пишет, что Бог, при­водя в бытие чело­века по высо­чай­шей бла­го­дати Своей сооб­щил ему четыре Боже­ствен­ные свой­ства, их содер­жа­щие, охра­ня­ю­щие и спа­са­ю­щие: бытие, прис­но­бы­тие, бла­гость и пре­муд­рость. Из них два первые даро­вал суще­ству, а два послед­ние нрав­ствен­ной спо­соб­но­сти (Максим Испо­вед­ник. 1900, с.199). Первые свой­ства отно­сятся к образу Божию, а послед­ние – к подо­бию, поэтому: “По образу Божию есть всякое суще­ство разум­ное, по подо­бию же одни добрые и мудрые” (там же, с. 200);

При нашем обсуж­де­нии не было про­блем при соот­не­се­нии образа и подо­бия: образ – дан, а подо­бие – задано, и каж­дому хри­сти­а­нину нужно очи­щать в себе образ Божий и стре­миться к упо­доб­ле­нию Христу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *