Чем болел эртугрул бей
Когда и как на самом деле умер отец Османа Эртугрул Гази
Турецкий сериал «Основание: Осман» вызвал большой интерес у телезрителей. Историческая драма является продолжением другого проекта об истории Османской династии, сериала «Возрождение: Эртугрул».
Прослушать новость
В фильме «Основание: Осман» мы видим, как зарождается новое государство, чье могущество спустя несколько веков будет простираться на три континента. Во втором сезоне проекта продюсеры ввели в сюжетную линию нового героя – отца Османа, великого Эртугрула Гази.
Это персонаж вызвал немалый интерес у фанатов сериала. После входа последней серии «Основание: Осман», в которой была показана сцена смертельного приступа Эртугрула, зрители стали особенно часто задаваться вопросом «Как и когда на самом деле умер Эртугрул?».
Согласно историческим документам, Эртугрул Гази умер в возрасте 93 лет. Это был мудрый правитель, отлично ладивший с соседними державами. Во время его правления византийские императоры и туркменские князья уважали род Эртугрула.
Эртугрул Гази был главой тюркского клана, поселившегося в 13-м веке в Западной Антатолии. Тюркские племена пришли сюда, чтобы избежать кровавой бойни из-за монгольских нашествий.
Эртугрул проводил миролюбивую и осторожную политику. Его клан был немногочисленным, и поэтому он вынужден был считаться с мнением соседей. Глава клана обеспечил мир и процветание своему народу, а также дал ему нового правителя. После смерти Эртугрула во главе рода стал его сын Осман – правитель, чьим именем впоследствии назвали империю.
Эртугрул гази умер в 1281 году в возрасте 93 лет. Его могила находится в Сегюте. На месте захоронения отца Осман построил красивый мавзолей.
Эртугрул — отец легендарного Османа I
На рубеже XI-XII веков сведений о племенах тюрков, вторгнувшихся из глубин Азии в Анатолию (Малая Азия), не много. Большинство источников это Византийские летописи, в меньшей степени Персидские письменные источники.
Доподлинно известно о битве при Манцикерте, произошедшей в 1071 году между византийской армией и тюркскими племена. Победа в ней позволила тюркам – сельджукам распространить своё влияние на этот регион Малой Азии.
«Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нём легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство. … В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство»
А. А. Васильев, А. Г. Грушевой «История Византийской империи: Время до Крестовых походов (до 1081 г.)»
Последующее ослабление Византии способствовало возникновению Конийского султаната, просуществовавшего до середины XIII века. Пришедшие со Средней Азии монгольские орды стремительно обрушились на сельджуков. Решающее сражение возле Кёсе-даге (1243 г.) было проиграно, сделав конийского султана вассалом Орды.
Между сыновьями последнего независимого султана Кей-Хосрова II произошли распри за право наследования. Объединив вокруг себя тюркские и монгольские родоплеменные группировки они боролись за власть и территорию. Так, некогда единое государство в Малой Азии, распалось на конгломерат конкурирующих за власть бейликов.
Что из себя представлял один из бейликов
Название этих образований происходит от слова бей, так как во главе стояли вожди носившие титулы созвучные с этим словом, например великий бей (улу-бей), бей, мелик, а также эмир и султан. Можно провести аналогии с отдельными княжествами Древней Руси, однако есть характерная особенность, основанная на племенном принципе организации бейлика.
По этой причине название бейлика связано не с местом его расположения, как например Рязанское, Смоленское, Московское княжество, а с именем основания династии, такие как Османогуллары, Дилмачогуллары, Саруханогуллары (оггулар с турецкого — сыновья). Более подробно об этом можно узнать в книге советского востоковеда-тюрколога Владимира Гордлевского «Государство Сельджукидов Малой Азии».
История обретения власти Эртугрулом
Во многом история обретения власти над бейликом Эртугрулом состоит из легенд и сказаний записанных значительно позже его жизни. Первое, письменное упоминание о нем, дошедшее до наших дней – «Хроника дома Османов» начата уже в Османской Империи в 1476 году (через 200 лет после его смерти).
Единственным же вещественным доказательством того, что он был как историческое лицо, а не как вымысел средневековых авторов, являются две монеты находящиеся в музее Топкапы. По одной из монет стало известно имя его отца, деда Османа – Гюндюз Альп.
Большая часть легенд и сказаний сводится к тому, что Эртугрул не был именитым человеком и происходил из воинов племени кайлы. Племя пришло в Анатолию из Средней Азии, спасаясь от набегов монголов. Благодаря личному мужеству, воинской смекалке и таланту полководца он возглавил небольшой самостоятельный отряд, численностью до 400 шатров.
Однажды он и возглавляемый им отряд оказался на месте сражения, между двух противоборствующих отрядов. Кем были воины, сражавшиеся друг с другом, он не знал.
Приняв благородное решение он со своим отрядом вступил в бой за сторону, которая терпела поражение, заступившись за слабых. Благодаря чему победа досталась воинам султана Алаэдина Кей-Кубаба, бившимися с монголами.
В благодарность за этот поступок султан назначил ему удел — удж. Эртугрул присягнул на верность султану и дал обет защищать территорию от Византийской Империи, которая не прекращала попыток восстановить утраченные территории.
Первоначальный размер удела неизвестен, находился он недалеко от Эскищехира и включал город Сёгют с прилегающими окрестностями, который позже станет первой столицей Османского султаната. Подробно об этом можно прочитать в книге доктора исторических наук и российского востоковеда Юрия Петросяна «Османская империя».
Эртугрул в сериале «Возрождение: Эртугрул» / © boomtr.com
Укрепления власти и расширение территории бейлика Эртугрулом
Будучи исповедником ислама Эртугрул взял за основу своей доктрины борьбу с неверными. В то время как вожди прочих бейликов Малой Азии сражались друг с другом в стремлении увеличить свои территории, Эртугрул (а затем и его сын Осман) со своими воинами позиционировали себя как борцы за истинную веру.
Руководствуясь библейским Пятикнижием Моисея, которое вошло в основы ислама, он провел аналогию с Книгой Исход, призывая сплотить усилия воинствующих племен для овладения «землями обетования», наподобие древних евреев, которые получили в удел земли нечестивых народов, населявших до них Палестину.
Эта религиозная составляющая позволила собрать дополнительные силы религиозно настроенных воинов, которые наряду с «солдатами удачи», желающими добычи, стали совершать набеги на богатые земли, населенные византийскими христианами под предводительством Эртугрула.
Миниатюра, изображающая Эртугрула Гази
Во исполнении своих обязательств перед султаном Алаэдином Кей-Кубаба, его отряды захватили город Афьонкарахисар, переданный султану после его взятия. Информация об этом содержится в летописях византийских источников и у Сирийского летописца Ибн Назифа.
Основным же направлением расширения своей власти и влияния он видел земли Византийской Империи. Чему и научал своего сына Османа, будущего наследника и основателя Османского бейлика, ставшего позднее султанатом, именем которого была названа Османская Империя.
Умер Эртугрул в поздней старости, дожив, по некоторым источникам, до 93 лет. Его сын Осман I Гази стал основателем Османской династии и Империи, которая обрушила Византию и просуществовала более 600 лет, передав эстафету государственности Турции.
Гробница Эртугрула Гази, фотография конца XIX века
История жизни Эртугрула очень напоминает историю «американской мечты» из глянца. Неизвестный парень, из глухой провинции, оказавшийся в нужном месте и нужное время сорвал джек–пот и стал прародителем династии величайших завоевателей и монархов Востока. Однако из песни (в нашем случае истории) слово не выкинешь.
Закончить хотелось бы цитатой исследователя истории Востока Колина Имбера:
«Понятно, что ни одна из теорий истоков Османской империи, старая или современная, не является бесспорной…»
Источники:
Некоторые факты из истории турецко–северокавказских взаимоотношений
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного
ЭРТУГРУЛ — ГАЗИ
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ
ТУРЕЦКО–СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Настоящая книга, написанная на основе архивных материалов, древних летописей, свидетельств средневековых авторов, трудов современных отечественных, западно — европейских и восточных авторов, повествует об одном из выдающихся личностей в истории, предводителе тюркского-огузского племени кайы — Эртугруле-гази, который заложил основу великой Османской империи. Держава эта, став оплотом и надеждой мусульм ан всего мира, в течении шести веков, влияла на ход мировой истории.
В книге представлены интересные сведения о легендарных предках Эртугрула-гази (Аттиле, Огуз-хане и др.), о его потомках — султанах Османской империи, рассказывается о роли тюрков в распространении ислама на общирных пространствах Азии, Европы и Африки, о тесных исторических связях с Росси ей, народами Северного Кавказа и других регионов, о вкладе Эртугрула-гази в объединение и сплочение многих разрозненных мусульм анских племен и народов.
Не печалься, ибо Аллах с нами.
Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено!
Эртугрул является одним из выдающихся личностей в мировой истории. Его имя стоит в одном ряду с именами таких великих полководцев как Аттила, Тамерлан, Александр Македонский, Бонапарт Наполеон и др. Держава, созданная Эртугрулом, когда-то держала в страхе весь евразийский континент. Слава Эртугрула гремела по всему миру. Завоевав византийские земли, Эртугрул не остановился, а двинулся дальше — в страны Европы и Азии. Он оставил потомкам обширное и грозное государство, а его наследники правили империей на протяжении шести веков.
Он внес огромный вклад в дело объединения и сплочения мусульм ан. Эртугрул является народным героем не только турков, не только тюркских народов, он является общим героем для всех мусульм анских народов, не зависимо от рассовой и этнической принадлежности.
Каждого мусульм анина, поклоняющегося Единому Творцу, он считал своим братом и готов был придти к нему на помощь, как бы далеко тот не находился. В его сердце болью отдавалась боль каждого единоверца. — «В Судный день нас не будут спрашивать, к какому народу или племени мы принадлежим — говорил Эртугрул, — вопросы будут другие. — Обретение довольства Аллаха — вот к чему должны мы стремиться в этом бренном мире. Это наша главная цель».
Этот воин благодаря своей храбрости, терпению и упорству начал великие завоевания, которые впоследствии сформировали Османскую империю. За время своего правления ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии, а его потомки правили империей на протяжении шести веков.
Памятник Эртугрулу-Гази в Туркменистане
Музей Эртугрула — Гази
Тюрбе (могила) Эртугрула-Гази в Сёгют
Эртугрул родился близ города Мерв (Юго-Восточная часть Туркменистана, на берегу реки Мургаб). Его отец, Сулейман Шах (1178—1227), сын Кыйа Алпа, был беем племени Кайы. После его смерти правление перешло к Эртугрулу. Некоторые исследователи полагают, что отцом Эртугрула был Гюндюз Альп, благодаря найденной монете с надписью «Осман б. Эртогрул б. Гюндюз Альп».
Эртугрул правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют.
Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Мерва (Туркменистана), где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Ряд исследователей полагает, что в Хорезм они прибыли из прикаспийской низменности Кавказа (Дагестан) по приглашению его правителя для несения военной службы.
В Анатолии они избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в район Хлата, Эрзерума и Эрзинджана, доходя до Амасии и Халеба. Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова.
Большинство исследователей полагает, что основной причиной появления племени Османа на этих землях и получения им власти над ними было то, что сельджуки под натиском монгольского правителя Чингисхана были вынуждены переселиться к границам Византийской империи. Вместе с сельджуками на эти земли переселился со своими соплеменниками (всего их было 340 человек) и Эртугрул ибн Сулейман Шах, который был очень храбрым воином и дальновидным предводителем. Эртугрул преданно служил сельджукскому государству и его правителю султану Алауддину Кей-Кубаду ибн Кей-Хосрову. Восхищённый храбростью и отвагой Эртугрула, султан Алауддин приблизил его к себе, а затем назначил наместником всех земель, которые тот завоёвывал. (« Самт ан-нуджум аль-«авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали », 2/312)
В некоторых турецких легендах также передаётся, что Эртугрул возвращался в Персию после того, как его отец утонул при переходе реки, во время отступления перед монголами. По пути домой он, въехав со своими воинами на вершину горы, остановился на отдых. В это время Эртугрул увидел на равнине, как две неизвестные ему армии встретились и вступили в ожесточённое сражение.
Посоветовавшись со своими людьми, он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее и проигрывала бой. Вместе со своими всадниками он стремительно напал на тех, кто уженачал брать верх, и обеспечил победу их противникам.
Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртугрулу был обязан сам султан Алауддин Кей-Кубад II. В награду за это султан даровал Эртугрулу горы Туманидж и Эрмени для летней кочёвки, а равнину Сёгюта — для зимней.
Эти земли совсем недавно были завоеваны сельджуками у византийцев, и Кей-Кубад образовал из них пограничный удж. (Удж — это османский историографический термин для описания приграничной, часто спорной, зоны в средневековых тюркско- мусульм анских государственных образованиях на территории Анатолии, а затем и Балканского полуострова. Данный удел располагался на границе государства. Давался он обычно главам племен в обмен на их обязательства по защите границ от внешних врагов, как правило иноверцев. Верховный главнокомандующий уджа именовался удж бей).
Став правителем этих пограничных территорий, Эртугрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть ранее принадлежавшие ей земли. Во всех дальнейших военных походах в византийском направлении султан Кей-Кубад всегда делал ставку на Эртугрула и его отважных воинов. В результате этого, путём непрерывных завоеваний, Эртугрулу несколько раз удалось увеличить свой удж за счёт пограничных областей Византии. После каждого удачного похода султан наделял Эртугрула новыми землями и одаривал ценными подарками.
Изначальный удж Эртогрула и последующий рост Османского бейлика за счёт византийской территории во время правления Османа I
Вскоре войско Эртугрула стали называть авангардом сельджукской армии, потому что оно всегда находилось на передовой во всех походах султана. Таким образом, Эртугрул провел всю свою жизнь в походах и сражениях, возвышая религию всевышнего Аллаха, за что и получил прозвище «Гази».
С 1230 года Эртугрул от имени сельджукского султана правил на территории, получившей позже название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют, который был отвоёван у Византии. За время правления Эртугрула империя сельджуков постепенно распадалась, а Османский бейлик только усиливался. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго и умер старцем в возрасте 90 лет в 1281 году.
Согласно устным генеалогическим сказаниям, отложившимся в письменных памятниках разного времени, огузские племена возводили свое происхождение к легендарному родоначальнику Огуз-Кагану (Огуз-хану). У Огуз-хана, по преданию, было шесть сыновей, которые носили мифологические имена: Солнце (Гюн), Месяц (Ай), Звезда (Юлдуз), Небо (Кёк), Гора (Даг), Море (Денгиз). Каждый из них имел по четыре сына. По именам этих 24 внуков Огуз-хана назывались происшедшие от них огузские племена. Деление это, явившееся несомненно результатом позднейшей искусственной классификации реальных племенных групп, засвидетельствовано очень рано — уже в «Словаре тюркских языков» замечательного средневекового языковеда и филолога Махмуда Кашгарского (1073 г.). Каждое племя имело свое священное (тотемное) животное — птицу (онгон), свою тамгу (клеймо для скота, т. е. свой «герб») и на пиршестве получало положенную ему часть мяса жертвенного барана (улуш).
«Книга Коркута» рассказывает в поэтической форме о легендарном прошлом огузского народа. Она представляет эпический цикл и состоит из вступления и двенадцати рассказов или песен («былин», как называет их В. В. Бартольд). Каждый из рассказов, как в русских былинах киевского цикла, имеет самостоятельный и законченный сюжет, повествующий о подвиге того или иного богатыря. Однако, хотя по содержанию своему эти рассказы между собой и не связаны, их герои являются боевыми товарищами, член ами одного боевого содружества; большинство из них проходит через весь эпический цикл и предполагается известным сказителю и его слушателям.
Флаг (тамга) племени кайы
Cписок 24 древнейших огузских (тюркских) племен и их роль в мировой истории:
Осман Ибн Эртугрул – основатель османского государства
Часть 1
Осман ибн Эртугрул – основатель османского государства, который вернул мусульманам их потерянное вместе с падением Багдада и аббасидского халифата под натиском монгольских завоевателей мусульманское государство.
Многие мусульманские правители, полководцы, командиры и другие предводители смогли подняться на высокую ступень славы, но лишь единицы смогли сохранить и передать это величие своим наследникам. И только некоторые из числа этих единиц сумели превратить это величие в наследство для своих потомков, которое будет передаваться на протяжении нескольких столетий. Одной из таких редких исторических личностей, несомненно, является Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани, более известный как Осман Первый. Его род восходит к туркменским кочевникам. («Хуласат аль-асар фи а’ян аль-хади ‘ашар», 1/8)
Осман ибн Эртугрул родился 9 мая 1258 года (четвертого числа месяца Джумада аль-авваль 656 года по хиджре). Это был именно тот год, в котором Багдад пал от рук монголов. По предопределению Всевышнего Аллаха, именно в тот день, когда был убит последний аббасидский халиф, родился мальчик, который в дальнейшем восстановит великий мусульманский халифат. Местом рождения Османа Первого считается город Сёгют.
Основной же причиной появления племени Османа на этих землях и получения им власти над ними было то, что сельджуки под натиском монгольского правителя Чингисхана были вынуждены переселиться к границам Византийской империи. Вместе со всеми сельджуками на эти земли вместе со своими соплеменниками переселился и Эртугрул ибн Сулейманшах, который был очень храбрым воином и дальновидным предводителем для своего племени. Вместе с Эртугрулом на эти земли пришло еще 340 человек из числа его соплеменников. Эртугрул преданно служил сельджукскому государству и его правителю султану Алауддину Кей-Кубаду ибн Кей-Хосров ибн Клыч Араслану.
Восхищённый храбростью и отвагой Эртугрула, Султан Алауддин приблизил его к себе, а затем назначил наместником всех земель, которые тот завоёвывал. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
В некоторых турецких легендах также передаётся, что Эртугрул возвращался в Персию после того как его отец утонул при переходе реки, во время отступления перед монголами. По пути домой он, въехав со своими воинами на вершину горы, остановился на отдых. В это время Эртугрул увидел на равнине, как две неизвестные ему армии встретились и вступили в ожесточённое сражение.
Посоветовавшись со своими людьми, он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее и проигрывала сражение. Вместе со своими всадниками он устремился на помощь армии, которая проигрывала сражение, стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх, и обеспечил победу их противникам.
Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртугрулу был обязан сам султан Алауддин Кей-Кубад II. В награду за это султан дал Эртугрулу горы Туманидж и Эрмени для их летней кочёвки, а равнину Сёгюта — для зимней.
Эти земли совсем недавно были завоеваны сельджуками у византийцев, и Кей-Кубад образовал из них пограничный удж. Став правителем этих пограничных территорий, Эртугрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть ранее принадлежавшие ей земли.
Во всех дальнейших военных походах в византийском направлении султан Кей-Кубад всегда делал ставку на Эртугрула и его отважных воинов. В результате этого путём непрерывных завоеваний Эртугрулу несколько раз удалось увеличить свой удж за счёт пограничных областей Византии. После каждого удачного похода султан наделял Эртугрула новыми землями и одаривал ценными подарками.
Вскоре войско Эртугрула стали называть авангардом сельджукской армии, потому что оно всегда находилось на передовой во всех походах султана. Таким образом, Эртугрул провел всю свою жизнь в походах и сражениях, возвышая религию всевышнего Аллаха, за что и получил прозвище «Гази».
С 1230 года Эртугрул от имени сельджукского султана правил на территории, получившей позже название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют, который был отвоёван у Византии. За время правления Эртугрула империя сельджуков постепенно распадалась, а Османский бейлик только усиливался. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго и умер старцем в возрасте 90 лет в 1281 году.
После смерти Эртугрула султан Алауддин отправил его сыну Осману жалованную одежду и саблю вместе с письмом, которым назначил его правителем вместо его отца Эртугрула. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
Осман ибн Эртугрул стал полноправным преемником и продолжателем дела своего отца. Он с достоинством возглавил своё племя и бейлик, продолжил завоевания отца; вскоре, уже в 1289 году (688 году по хиджре) ему удалось взять город Кару. После этой победы султан Алауддин пожаловал Осману почётный титул бега, назначил правителем всех земель, которые тот завоевал, разрешил чеканить деньги со своим именем и упоминать своё имя в пятничной молитве («хутбе»). Таким образом, Осман, став полноправным правителем этих земель, с воодушевлением продолжил задуманное дело и вскоре завоевал город Енишехир и другие близлежащие города.
Вскоре после этого Осману по воле судьбы удалось стать полноправным правителем и всего сельджукского государства, которым правил Алауддин Кей-Кубад. Приблизительно в 1300 году (699 году по хиджре) монголы внезапно напали на Конию (столицу сельджукского государства), и случилось так, что в этой войне погиб сам Алауддин и его сын Гыясуддин.
На то время в сельджукском государстве не было другого человека, который смог бы сменить Алауддина и стать его достойным преемником, кроме Османа ибн Эртугрула. Поэтому его и выбрали новым Султаном. После того как Осман получил полную власть над всеми территориями, которыми до него правил Алауддин Кей-Кубад, перед ним открылись огромные возможности. Он взял себе титул Падишаха династии Османов, сделал столицей своего государства город Эскишехир и сразу же взялся за его укрепление.
Также имеется предание, что после смерти сельджукского султана Алауддина Кей-Кубада ввиду отсутствия у него наследника в Конии собрались визири, государственные деятели и другие видные люди сельджукского государства. На этом собрании вынесли практически единогласное решение, что на место султана не подходит никто иной, кроме Османа ибн Эртугрула. Это решение донесли до Османа, и он охотно согласился взять на себя обязанности султана.