Чем болел грачевский последние годы
Близкие Бориса Грачевского обвинили в его смерти онлайн-врача
«Отговаривала делать КТ»
С супругой Екатериной Белоцерковской. Фото: Лилия Шарловская
Бориса Грачевский жил сегодняшним днем и, кажется, чувствовал себя вечно юным, несмотря на почтенный возраст (71 год). До последнего бодрился, активно занимался делами и семьей. Похоже, эта небрежность к здоровью и погубила его.
Кинорежиссер и сценарист попал в больницу с коронавирусом, когда поражение легких дошло уже до 85 %. Случилось это перед Новым годом – вечером 14 января он скончался, находясь в медикаментозной коме.
О том, что происходило в последние месяцы, дни и часы жизни Бориса Грачевского, а также о том, что теперь может стать с его наследием и наследством, «МК» рассказала актриса Лариса Преториус, с которой он дружил 35 лет. Грачевский был президентом детского фестиваля визуальных искусств «Орленок», а Лариса – его создатель и генеральный продюсер.
– Борис попал в больницу 27 декабря, но писал оттуда со свойственным ему юмором – легко и с улыбкой. Кажется, он считал себя неуязвимым…
– Эта беспечность… Он был таким человеком – движения. Я делала в ноябре фестиваль в Белокурихе и многим людям отказала в поездке из-за рекомендаций Роспотребнадзора, потому что не могла подвести людей на Алтае. У Бори была задумана грандиозная программа для этого фестиваля, и он бы ее осуществил, если бы мы поехали туда, как и планировали, в мае. А тут, когда нам сейчас дали добро на проект, невзирая ни на что, я ему сказала, что не возьму. У меня было впечатление, что он тогда рванул в Сочи…
– Когда вы встречались лично последний раз?
– В августе. Мы проводили тогда фестиваль «Орленок» в усеченном виде. Открыли его, когда в лагерь разрешили пускать людей из других регионов. Руководству детского лагеря нужно было спасать ситуацию, реализовывать хоть как-то свои проекты. Мы организовали онлайны: записывались с Борей в «Домисольках», были с ним на премии «На Благо Мира» и там записывали какую-то песню… А потом был фестиваль в «Орленке».
– Как Грачевский провел весеннюю изоляцию – беспечно или берегся?
– По-моему, он с семьей все-таки сидел дома.
– А последние месяцы как? Они ведь всей семьей переболели?
– А когда они заболели? Пишут, Грачевский поступил в больницу с 75-процентным поражением легких – это серьезно…
– Мне Катя сказала, что даже больше – 85%! Не знаю точно, когда они заболели, дней 10-12 до больницы были дома. А эта врач, которая консультировала по телефону, отговаривала их делать КТ. Но они ее не послушали все-таки и поехали на КТ, а там увидели ужас… И после КТ они в машине срочно решали, куда его положить. Им помогли Виторганы, потому что племянница Виторгана – замглавврача 52-й больницы, куда его и положили в итоге. Нормальная больница.
– Когда вы разговаривали последний раз?
– Я была на связи с Борей до последнего. Мы с внучкой разговаривали с ним, когда он уже был в реанимации. Последние его слова перед тем, как Борю ввели в кому: «Хреново, нечем дышать!».
– О чем вообще говорил и думал в последние дни жизни?
– Он очень переживал за наше кино… Мы же фильм сняли в «Орленке» – в сентябре-октябре – «Легенды Орленка». Боря как профессиональный человек все время интересовался всем. Осенью, когда были съемки, спрашивал, сколько съемочных дней, сказать сокращать. Я его послушалась, и мы ушли в итоге на 25 дней с 32. Потом спрашивал про монтаж.
– А о чем фильм?
– Это художественный фильм, сюжет которого разворачивается в «Орленке». Главная героиня – девочка, у которой есть проблемы со здоровьем, приезжает в лагерь и там разворачивается весь сюжет. Борются две силы – Эль и Нико: Эль – это добрая сила, а Нико – такая злюка.
Им все время приходится решать разные задачи: пятеро детей включаются в игру-квест, где они должны через легенды «Орленка» одержать победу над собой. Очень хорошая картина получается, нам Господь Бог дал.
Главная героиня – художница, другой мальчик – шахматист, еще одна девочка занимается скалолазанием, другой мальчик – пловец, и местный мальчик – байкер. Закрученный сюжет, где есть любовь, взаимопомощь, разные приключения. Кстати, сценарий написал мой сын Валя, который был погружен в среду «Орленка» с 9 лет и ему атмосфера хорошо понятна и знакома. В последнее время Валя стал много писать, и написал этот сценарий, который получил поддержку Министерства культуры. Мы все отсняли и сегодня должны были ехать на просмотр смонтированного материала. И Боря все время интересовался всеми деталями съемочного и монтажного процесса.
– Он сам там не снимался в каком-то эпизоде?
– Нет, там не было персонажа под него, к сожалению, иначе бы снялся, он любил участвовать во всем. Там снимались в эпизодах наши друзья, которые часто бывают на фестивале, – Лиза Арзамасова и Стас Бондаренко. А вчера мы получили грант на 25 фестиваль и сразу после этого пришла печальная весть, что Боря, наш президент, вот… его нет… А ведь у нас были огромные планы… Грант растянут на 9 месяцев. Мы будем предварять летний слет разными показами, вспоминать все 25 лет его жизни. Четверть века как-никак…
– Все эти годы Грачевский принимал участие в фестивале. А сколько из них он был его президентом?
– Он всегда был вице-президентом фестиваля, а последние 6 лет был президентом: после того, как Дима Харатьян сделал свой фестиваль в Крыму. Туда Боря тоже ездил. А вообще мы с Борей дружим 35 лет… Для меня он важный человек в жизни. И я хочу сказать, что за всем его балагурством и открытостью, стояла очень трепетная, романтическая натура. Он искал свою любовь. Человека, которому он был бы нужен, который бы заботился о нем и проявлял к нему добрые чувства. Дело не в физиологии, а в душе.
– Я помню, как он был счастлив после женитьбы на Ане, которая была его помощницей, как поддерживал ее начинания – увлечение фотографией, литературой, а потом что-то пошло не так…
– Да, так и было, но потом с Аней произошла метаморфоза. Сначала она была нормальной деловой девчонкой, которая реально стала его сподвижницей в делах – как раз тогда он снимал фильм «Между нот, или Тантрическая симфония». И она была в это погружена, занималась делами, они поженились… Но, когда начались вспышки фотоаппаратов, у нее от публичного внимания произошел какой-то щелчок. Она стала искательницей приключений и так далее… Естественно, они поэтому и расстались.
Но при этом он создал ей все условия, с их общей дочерью проводил много времени, занимался ребенком. Девочка даже приезжала на фестиваль, и Катя за ней присматривала. Слава Богу, что потом он обрел свое счастье в лице Кати Белоцерковской. Она очень любит Борю. Все эти ночи, пока он был в больнице, она вообще не спала. Она ничего не ела. Не знаю, как она сейчас выползет…
Когда они смогли положить его в больницу, Катя говорила мне, что у нее было предынсультное состояние. Потому что эта врачиха довела их – у нее началось разжижение крови, а оно очень плохо влияет на сердечно-сосудистую систему.
– Что теперь будет с наследием Грачевского? Кто будет продолжать «Ералаш»?
– Скажу тебе, что впервые за 46 лет ему не дали финансирование. Ни копейки. Думаю, что Боря пытался что-то сделать в этой ситуации, встречался с людьми, проводил переговоры, приезжал на работу, не берегся и поэтому цепанул коронавирус. Катя так думает, по крайне мере. «Ералаш» – это многомиллиардные просмотры на Ютьюбе, у них есть сеть студий по стране, театральные студии, они проводят фестивали, Боря пытался поставить все это на коммерческие рельсы. Что-то было успешно, что-то не очень. Были какие-то выпуски на заказ, потому что многие хотят увидеть своих детей на экране. Но это все мелочи жизни. Без поддержки государства такой проект не вытянуть. Боря поддерживал свою публичность как раз ради того, чтобы «Ералаш» не погиб. Не знаю, кто может принять эстафету…
– А что с наследством?
– Могу сказать одно – Боря был совсем не богатым человеком. У него есть обычный дом среднестатистического человека, в который пришло счастье, когда в его жизни появилась Катя и родился Филипп. Очаровательный малыш – ангел, сошедший с небес. Он говорил: «Я должен жить долго, потому что мне надо Филиппа поднять – хотя бы 20 лет!». Что теперь будет делать Катя, я не знаю, будем ей помогать.
У Бори был рак кожи, он лечился в Израиле, на это были брошены колоссальные деньги. Думаю, у них не осталось никакой финансовой подушки, потому что лечение было дико дорогим. Пошла ремиссия, но все равно нельзя было так небрежно относиться к здоровью и полагаться на какого-то онлайн-врача.
– Возможно ли будет провести публичные похороны?
– Этим будет заниматься Аркадий, директор «Ералаша», он сейчас едет в больницу выяснять все детали.
– Борис оставил завещание?
Победил рак, но умер, так и не помирившись с дочерью. Несбывшиеся мечты и сожаления Бориса Грачевского
Борис Юрьевич был одним из основателей детского юмористического тележурнала и как нельзя лучше отражал его суть: оптимистичный и всегда веселый, худрук «Ералаша» с улыбкой шел по жизни. Борис Грачевский строил планы на будущее и очень боялся оставить молодую жену и маленького сына…
Зачастую совсем еще молодые люди выглядят уставшими от жизни, а Борис Грачевский в 71 год казался полным сил и энергии. Заряжал мужчину «Ералаш», которому он посвятил 46 лет, или же Грачевский просто надевал маску веселья, притворяясь оптимистом? «Я стараюсь ходить по солнечной стороне жизни. Там, где солнышко, тепло и хорошо. Такой у меня характер!» — уверял режиссер, и в его искренности невозможно было усомниться.
Он планировал снять легкую комедийную ленту и уже писал сценарий будущего кинохита, хотел как можно дольше оставаться рядом с маленьким сыном Филиппом и молодой супругой. Но судьба распорядилась иначе. Грачевский так и не успел наладить отношения со старшей дочкой Ксенией, не познакомился с внуком, не увидел первых шагов младшего ребенка. 14 января жизнь Бориса Юрьевича оборвалась из-за осложнений, вызванных COVID-19. А ведь 18 марта ему могло бы исполниться 72. О чем худрук «Ералаша» жалел, о чем мечтал и за что боролся?
«Отец «Ералаша»
Папа-конферансье впервые вывел Грачевского на сцену, когда тому было всего шесть. Внимание зрителей мальчику понравилось, однако всерьез о творческой деятельности он задумался гораздо позже. Борис успел поработать токарем и техником-конструктором на заводе, а после службы в армии устроился на киностудию имени Горького… грузчиком реквизитного цеха.
Потом Грачевский попал разнорабочим на съемки «Преступления и наказания» и сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» и заинтересовался происходящим на площадке. Заметив парня, увлеченно следящего за актерами, Роу дал ему первую эпизодическую роль. Борис по-прежнему мыл полы и разгружал реквизит, зато получил уникальную возможность изучить мир кинематографа изнутри, а затем поднялся по карьерной лестнице до администратора.
Интересно, что через пару лет Грачевский поступил во ВГИК, но в итоге получил диплом только спустя 23 года. Впрочем, эта заминка не помешала Борису создать вместе с Александром Хмеликом свое главное детище — киножурнал «Ералаш». Мальчишки, девчонки, а также их родители были в восторге от коротких юмористических зарисовок. Отдельно стоит отметить, что сам Борис Грачевский часто писал сценарии, ставил эпизоды и снимался в детском сериале, кроме того, именно он придумал задействовать в съемках звезд шоу-бизнеса. Вот только в последнее время работать становилось все сложнее…
«Предложения купить у меня «Ералаш» возникают периодически, не буду открывать пока их сути, — признавался худрук киножурнала в прошлом месяце. — Лет 15 назад я их даже не принимал. У меня была злоба, обида какая-то: с чего это я должен продавать мое любимое дело? Сегодня есть экономические формы, благодаря которым возможно оставить управление мне, а права передать тому, кто купит «Ералаш». Какая-то боязнь у меня существует, но работать стало тяжело. Министерство культуры лишило нас финансирования. Мы теперь бегаем сиротками, ищем возможности, что кто-то нас поддержит».
К своему детищу Грачевский относился очень ревностно. Со стороны казалось, что ничего сложного в отлаженном за годы процессе съемок киножурнала нет, а на самом деле нужно отыскать хороший сценарий, детей-актеров, «правильного» режиссера. По словам худрука проекта, он был бы только рад, если б нашелся постановщик, который справился бы с задачей не хуже него самого. «В «Ералаше» никогда нет халтуры, а есть попытки сделать еще лучше. Рукописи не горят, а «Ералаши» тоже. У нас уже 1300 сюжетов, которые прошли через мое сердце, через мою голову, они наполнены нашими хорошими эмоциями», — делился Грачевский.
Было бы ошибкой говорить, что Борис Юрьевич — это только создатель «Ералаша». Он еще и автор проекта «Социальная реклама», режиссер художественных фильмов «Крыша» и «Между нот», филантроп, член жюри детского КВН. И конечно, мужчина, перед которым не могли устоять девушки.
Борьба за жизнь и за любовь
Первый брак
Борис Юрьевич впервые женился, когда был разнорабочим на студии. Супруга Галина Яковлевна делала грандиозные успехи в математике, с отличием окончила вуз, поступила в аспирантуру, но диссертацию так и не дописала: сначала родился сын Максим, потом дочка Ксения.
Почти 35 лет супруги прожили вместе, так что известие о разводе пары стало неприятным сюрпризом для знакомых. Тем не менее даже спустя годы Грачевский отзывался о бывшей избраннице тепло и с восхищением.
«Я обожаю эту женщину, я ее уважаю и дружу с ней и не хочу говорить ничего об этой ситуации. Я уходил не к кому-то, а просто, не изменял ей. Пять лет я жил один после развода. Никогда не позволю обижать женщину, хоть мы и расстались, дай Бог ей здоровья», — подчеркивал режиссер в программе «Судьба человека».
Максим принял выбор отца и продолжил с ним общаться, а вот дочка так и не смогла простить папе уход из семьи. Поговаривали также, что позднее из-за нарастания конфликта девушка покинула «Ералаш»: оставив работу в студии, она открыла свое турагентство. Когда у Ксении родился сын, она даже не предложила Грачевскому увидеться с ним. Борис Юрьевич пытался наладить отношения с наследницей, но все попытки обернулись провалом. «Она знает, что я готов забыть все и сказать: «Здравствуй, Ксения». Нет, значит, нет, дай Бог здоровья», — заключил Грачевский.
Союз с Анной и поздняя любовь с Екатериной
В 2011-м худрук киножурнала женился на актрисе Анне Панасенко, которая была моложе на 37 лет. Через год у пары родилась дочка Василиса, однако это не уберегло супругов от скорого развода. Отношения они выясняли бурно и на всю страну, но в конечном итоге пришли к примирению ради общего ребенка.
Хотя после второго развода Грачевский зарекся жениться, один он оставался недолго. Молодая актриса Екатерина Белоцерковская не только изменила взгляды режиссеры на брак, но и оказалась рядом с ним в самые трудные моменты жизни.
Рак и коронавирус
«Была родинка смешная, болит. Такая болезнь убивает человека за шесть-восемь месяцев. Я пережил две операции, одна серьезная, тяжелая химия, облучение. Слава Богу, появились лекарства», — рассказывал худрук юмористического тележурнала о борьбе с раком.
Он обследовался каждые три месяца: не только ради себя, но и ради молодой жены. А в апреле прошлого года появился и еще один «лишний» повод жить — Екатерина подарила Борису Юрьевичу сына Филиппа.
«Сын слушает Моцарта, Чайковского, Шопена и детские песенки, обожает музыку Владимира Шаинского. Есть одна удивительная вещь: как только мы включаем ему песню «Мальчишки и девчонки», он начинает радостно улыбаться. Еще обожает смотреть на эмблему «Ералаша», которая ему настолько нравится, что он начинает махать руками», — умилялся Грачевский.
Но в декабре хорошие новости для семьи Грачевского закончились. Режиссер заразился коронавирусом и попал в больницу в тяжелом состоянии. 2 января он успокоил поклонников, сказав, что ему гораздо лучше, и любовь Екатерины помогла справиться с недугом. Однако в Рождество друзья худрука «Ералаша» сообщили, что он в реанимации с 75-процентным поражением легких.
К сожалению, на этот раз молитвы близких и старания врачей не спасли жизнь Борису Грачевскому, 14 января он скончался, так и не проснувшись после медикаментозной комы. Соцсети заполнились соболезнованиями семье кинодеятеля, и сложно даже представить, что сейчас творится в душе его жены, которая осталась вдовой с маленьким сыном. Вместе супруги победили рак, но с COVID-19 ослабленный организм 71-летнего мужчины не справился…
Наследники
Можно было предположить, что после смерти Бориса Грачевского родственники начнут ругаться из-за наследства. Но вдова режиссера и его экс-супруга Анна сразу заявили, что не будут конфликтовать из-за имущества. Более того: женщины хотят сохранить хорошие отношения ради своих детей, которые являются родными по папе. Ошиблись и те скептики, что считали Белоцерковскую охотницей за деньгами: по словам друзей, Грачевский все средства вкладывал в «Ералаш», так что не стал миллиардером. Кроме того, все это время Екатерина пребывала в ужасном состоянии и не находила себе места из-за ухода мужа.
«В тот день, 14 января, я уложила сына и чувствую, что сердце сильно кольнуло. Тут же сын внезапно закричал: «Папа». Я подбежала к ребенку, успокоила его, а следом раздался телефонный звонок. Я боялась снять трубку, поскольку понимала, зачем они звонят. Честное слово, если бы не сын, меня бы тоже уже не было. Филипп очень скучает по папе. Теперь он все время целует его фотографии», — рассказывала Белоцерковская в эфире шоу «Пусть говорят» на Первом канале.
Мрачных красок в ситуацию добавило недавнее появление на арене еще одного потенциального наследника — 36-летнего Максима Красикова, назвавшегося в эфире программы «Ты не поверишь!» канала НТВ внебрачным сыном Бориса Юрьевича. Мужчина так убедительно рассказывал историю знакомства родителей, что многие в нее поверили. Вот только не Анна Грачевская: она заявила, что ни за что не позволит дочери принимать участие в ДНК-экспертизе, чтобы помочь самозванцу.
Пока раздел состояния еще не произошел, но уже ясно, что распределять имущество будут между вдовой и четырьмя детьми Грачевского. Красиков изначально утверждал, что не станет претендовать на наследство, однако неизвестно, как в дальнейшем поступит мужчина и предпримет ли попытку доказать кровное родство со звездой.
Молодая вдова взвыла через год после смерти Грачевского: Он был адом!
Сейчас возлюбленная Бориса Грачевского воспитывает их маленького сына. После смерти режиссера началась ожесточенная борьба за его наследство. Вдова знаменитости хотела разделить все между детьми, но ей не позволили. Первая жена создателя «Ералаша», с которой он расстался около 20 лет назад, заявила, что требует свою долю.
ПО ТЕМЕ
Четыре иска сразу: у вдовы Грачевского требуют огромные деньги
Выступление пианистки Цымбалюк-Романовской на вечере памяти довело до слез вдову Грачевского
Однако и на разъяренной бывшей супруге дело не завершилось. Совладелец тележурнала вдруг сообщил, что коллега якобы должен был ему 18 миллионов рублей. Делить свои права на «Ералаш» с Екатериной он не только отказался, но и всеми способами ограничил ей доступ к нему. Многочисленные конфликты и суды вывели вдову легенды из себя.
В личном блоге Екатерина Белоцерковская указала, что в начале декабря все постепенно начинают подводить итоги года. «Он был адом!» – заявила она. Женщина отметила, что просто мечтает, чтобы 2021 поскорее завершился и верит в то, что дальше все может быть намного лучше.
Публика поддержала вдову Бориса Грачевского. «Катюша, нужно время, и ты сможешь «дышать и идти», ты не одна, в твоей руке маленькая ладошка! Обнимаю тебя!», «Екатерина, сил, здоровья и терпения, все будет хорошо, у Вас есть чудесный малыш», «Такие искренние слова, пусть у Вас тоже будет счастье, любовь и здоровье», – прокомментировали подписчики.
«Грачевский изнывал от диких болей»: стало известно о мучениях основателя «Ералаша»
Клинический психолог Елена Перелыгина рассказала, что в последние годы Борис Грачевский сильно болел
Смерть Бориса Грачевского повергла в шок представителей шоубизнеса. При этом многие знаменитости знали, что в последние годы отцу-основателю «Ералаша» было совсем несладко. Грачевский страдал целым букетом заболеваний и регулярно жаловался на сильные боли, которые его изводили. Об этом Sobesednik.ru рассказала приятельница Бориса, клинический психолог Елена Перелыгина.
Елена Перелыгина // фото: Instagram
– С Борей мы приятельствовали давно: мне кажется, нет в шоубизнесе человека, с которым бы он не дружил, – говорит Елена. – Как-то пересеклись с ним летом в Геленджике на фестивале, который устраивала наша общая знакомая. Мероприятие было дорогое, даже шикарное, на нем присутствовало много звёзд. Боря, как всегда, шутил и балагурил. Хотя это ему давалось с большим трудом.
Вечером уже в узком кругу были дружеские посиделки. И Грачевский стал жаловаться на ноги. Он с трудом ходил, особенно по лестнице, потому что у него сильно болели суставы. «Лена, боль просто дикая! – говорил он мне. – Не знаю, что делать!».
– Но при этом, как только оказывался в компании женщин, Грачевский сразу становился игриво-лукавым и в ход шли комплименты и шуточки фривольного содержания, – продолжает Перелыгина. – Я тоже не была обделена его вниманием и попала в ауру его очарования. У него была сильная мужская харизма. Помню, как во время нашего первого знакомства он искрометно предложил прогуляться к нему в номер. Я это восприняла, как шутку, поэтому, конечно, никуда не пошла.
По словам Перелыгиной, несмотря на сильные боли, умирать Грачевский не собирался. У него было множество планов, которые он планировал осуществить.
– Всегда при встрече он мне говорил: «Лена, сделаю тебе звездой «Ералаша», – говорит Елена. – Я смеялась: «Конечно, психолога там как раз и не хватало!» Очень переживаю за его детишек, которые будут расти без отца. Я советую мамам не скрывать факт смерти папы от детей. Сын Бориса ещё слишком мал для такого известия. А вот дочка уже достаточно взрослая. Ей 8 лет. Ей нужно будет сообщить эту скорбную новость. Советую маме выбрать подходящий момент, когда ребёнок будет наиболее расположен к разговору. Лучше это сделать дома, в комнате девочки, на удобном диване. Будет лучше, если ребенок возьмет любимую мягкую игрушку или домашнего питомца. Ни в коем случае не надо придумывать, что отец уехал или уснул. Скажите мягко, но прямо и желательно дублируйте информацию: «Папа умер. Его больше нет». Мама должна разделить эмоции ребенка, поплакать вместе, поговорить об отце. Главное – не удерживать Василису от бурных эмоциональных проявлений, например, истерик и стенаний.
Памяти Бориса Грачевского. Как жил и как умер создатель «Ералаша»
Вечером 14 января у некоторых пользователей в соцсетях появилась рисованная заставка финальных титров киножурнала «Ералаш», на которой озорной мальчишка держит табличку «Всё!». Правда, в отличие от цветного оригинала, она была сделана в чёрно-белых тонах.
«Мальчишки и девчонки, а также их родители»
Грачевский заразился COVID-19 21 декабря. Уже через шесть дней — 27 декабря — его госпитализировали с пневмонией, подключили к аппарату ИВЛ и ввели в медикаментозный сон.
«Мы с тобой прошли многие испытания… Пройдём и это! Я люблю тебя! Мы одно целое! Всё хорошо!» — написала тогда в Instagram его жена Екатерина Белоцерковская.
Сейчас под этой записью комментарии с соболезнованиями. Скорбят и те, кто лично знал Грачевского, и те, кто вырос на выпусках его киножурнала.
«Боре лучше. Я отвозил ему разные вкусняшки. Боря находился в искусственном сне, а вчера врачи вывели его из этого состояния. Он уже сидел вчера. Слава Богу, состояние стабилизировалось. Больше ничего вам сказать не могу. Я передаю то, что мне сказала Катюша (жена Грачевского. — Ред.)», — цитировали в тот день СМИ его друга — актёра Владимира Долинского.
Но уже через три дня Грачевскому снова стало хуже.
«Он в медикаментозном сне, пока стабильно тяжёлое состояние. Это коварная болезнь», — рассказал Долинский РИА Новости.
Режиссёра подключили к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации, который насыщает кровь кислородом. Врачи диагностировали тяжёлое поражение лёгких. За час до наступления пятницы 15 января Грачевский умер.
Родные, близкие, друзья, да и все, кто знал Грачевского, а также кто вырос на его киножурнале, скорбят.
Актёр Леонид Ярмольник отметил, что Грачевского знают, как никого. И он всегда был готов прийти на помощь.
«Борю знают, как никого. Его знают все, знают, что Боря — это синоним «Ералаша». Он давно уже мог бы взять себе псевдоним «Ералаш». Даже в трудные времена, в 1990-е, когда всё гибло, он всё равно вытащил «Ералаш», он не погиб и выжил, этот замечательный детский киножурнал, и не только детский. И я несколько раз там снимался, там все снимались», — сказал Ярмольник. По украинскому сценарию: Культового автора «Ералаша» не пустили в Грузию
По его словам, Грачевский всегда был готов оказать помощь всем и каждому.
«И сейчас у нас с ним планы были кое-какие, мы ждали, когда поутихнет пандемия, чтобы можно было на съёмочной площадке собираться», — отметил Ярмольник в комментарии РИА Новости.
«Грачевский — это же эпоха нашего детского кино. Несколько поколений выросло на «Ералаше», и моя дочка, и моя внучка. Прошли годы, и даже старые выпуски «Ералаша» сегодня смотрятся и смотрятся. Боря ушёл, но он оставил нам такое наследство: его фильмы останутся на десятилетия ещё. Мы потеряли замечательного человека, прекрасного совершенно организатора производства», — заявила актриса, первый замглавы Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
Артист Максим Галкин выразил соболезнования родным и близким Грачевского.
«Не стало Бори Грачевского, нет слов, что ж за напасть такая с этой болезнью. Светлый, жизнерадостный, часть детства нашего. Самые глубокие соболезнования Кате (вдове Грачевского. — Ред.) и всем близким», — написал он в Instagram.
Грачевский стал символом детского юмора в СССР, а затем и в России. При этом путь в кино был для него непрост.
Не «Фитилёк», но «Ералаш»
Путь в кино Грачевский начинал совсем не с творческой специальности.
«Начинал я свою киножизнь на киностудии Горького. Устроился туда на работу грузчиком. Потом меня заметил и забрал к себе на работу великий Александр Роу», — рассказывал сам Грачевский о начале своего творческого пути в интервью News.co.il в 2006 году.
Он особо подчёркивал, что работает не на телевидении, а в кино.
«Я не попадал на телевидение, я попал в кино, а это большая разница. Телевидение — это «сегодня», а кино — это «вечно». В кино другая система взаимоотношений со зрителем», — указывал он.
Изначально киножурнал, который он создавал вместе со сценаристом Александром Хмеликом, планировали назвать «Фитилёк» с отсылкой к названию взрослого советского сатирического киножурнала «Фитиль». Однако руководству последнего — главному редактору и отцу советского гимна Сергею Михалкову — это не понравилось. И Грачевскому с компанией пришлось устроить мозговой штурм.
«И тут Маша Хмелик, дочка Александра Григорьевича, вдруг говорит: «А может — «Ералаш»? И нам с Хмеликом это название очень понравилось. Но Ермаш, председатель Госкино, сначала воспротивился: «Ну зачем так вызывающе? Назовите… ну, скажем, «Уголёк». В конце концов мы его уломали», — рассказывал он в интервью «Российской газете».
Со временем аудитория «Ералаша» выросла во всех смыслах.
«Когда мы начинали «Ералаш», он был адресован десятилетним, а теперь и пятилетние его смотрят. Мы делаем сюжеты для детей разного возраста», — отмечал в том же интервью Грачевский.
И признавался — в каждый сюжет создатели стараются заложить какую-то важную мысль. Поэтому, отмечал Грачевский, они не могут демонстрировать «Ералаш» за границей. И речь не о «российской специфике».
«Не в этом дело. Есть же, в конце концов, вечные темы: любовь, жадность, зависть… Но детский кинопрокат на Западе не рассчитан на думающую аудиторию. Там нет умного юмора», — указывал он.
Однако взрослым за границей «Ералаш» нравился: об этом может говорить видео на YouTube, где итальянцы смотрят выпуск «Ералаша», снятый по мотивам произведений итальянских авторов.
Но помимо юмора, было у Грачевского и доброе сердце.
«Борис Грачевский по первому же зову приезжал в ДНР в самый разгар событий. Есть люди, для которых слово «гуманизм» не поза. Детям плохо, тяжело, страшно — приеду и помогу. Чем могу. Это — человек. Это позиция человека», — вспомнил после смерти создателя «Ералаша» писатель Захар Прилепин.
Грачевского не страшили санкции и что-либо подобное. В 2017 и 2018 годах он участвовал в фестивале детского и семейного кино «Солнечный остров», который проходил в Евпатории. За это его внесли на «Миротворец».
«За сознательное нарушение государственной границы Украины и участие в пропагандистских мероприятиях на территории Крыма», — гласил вердикт сайта.
Увы, но не все дети, которые выросли на «Ералаше», стали хорошими людьми. Но в этом не вина Грачевского. Он и его соратники делали всё, что от них зависело, не только для того, чтобы звучал детский смех, но и для того, чтобы дети учились хорошему.