Чем болел пророк аюб
Испытания пророка Аюба (мир ему)
История жизни пророка Аюба (Иова) (мир ему) очень интересна и поучительна, поэтому обойти её стороной не возможно. Эта история беспредельной преданности и терпения, человеческой любви и заботы. Аюб (мир ему) являлся пророком, посланным к одной из народностей на территории Шама. Одну из его жен звали Рахмат, и она приходилась внучкой пророка Юсуфа (мир ему). Аюб (мир ему) славился богатством, был очень щедрым, внимательным к людям, терпеливым и спокойным человеком. Он любил гостей, особую заботу и щедрость проявлял к сиротам. По богослужению не было равных ему. Благодарность Аюба (мир ему) Господу за все блага была безгранична. Ангел Джабраил (мир ему) рассказывал другим ангелам, что Аюб (мир ему) является одним из любимых рабов Господа.
Подслушав разговор ангелов между собой, которые восхищенно говорили об Аюбе (мир ему), дьявол начал завидовать ему. Дьявол, испытывая зависть и ненависть к Аюбу (мир ему) из-за того, что обитатели небес так хорошо отзываются о нём, не мог найти себе места и успокоиться. Он постоянно твердил: «Если бы Аюб (мир ему) был бедным, нуждающимся человеком, то такое усердие в поклонении Господу он не проявлял бы. Если мне дадут возможность управлять его богатством и имуществом, то он оставит поклонение Господу». Услышав это, Господь сказал: «Я даю тебе право управлять его богатством». Тогда дьявол, созвав все своё войско, сжёг всё: дома, богатство и скот пророка Аюба (мир ему). После всего содеянного дьявол пришёл к Аюбу (мир ему) и сказал ему, что Господь все твое богатство – скот и имущество –сжег. Аюб (мир ему) совершенно спокойно ответил: «Тот, который дал, тот и забрал. Хвала и величие Ему».
Спокойствие и невозмутимость Аюба (мир ему) еще больше увеличила ненависть дьявола к нему. Он стал говорить ангелам, что если бы ему дали возможность управлять судьбой его детей, то на это не хватит терпения Аюба (мир ему) и он сорвется. И на этот раз Господь дал ему возможность управлять жизнью детей Аюба (мир ему). Дьявол опять созвал свое войско и разрушил дом, в котором находились дети Аюба (мир ему). Никто из детей не выжил. Тут же дьявол явился к Аюбу (мир ему) в слезах. Пророк спросил его о причине слез. Дьявол рассказал о том, что его дом рухнул и все погибли. Аюб (мир ему) проявил еще большее терпение, сказав: «Бог дал мне их и забрал, безграничная хвала и величие Ему». Это ещё больше взбесило дьявола. Огорченный великим терпением Аюба (мир ему) дьявол продолжал искушать пророка своими притворными речами: «Что бы ты сказал, если бы увидел окровавленные тела своих детей, с выпущенными наружу внутренностями?» Тут Аюб (мир ему) немного загрустил на мгновение, потеряв контроль над собой, а из глаз его потекли слёзы. Он взял немного земли и посыпал ею свою голову со словами: «Хоть бы я не родился на этом свете». Дьяволу это очень понравилось, ему показалось, что он зацепил его. Но в ту же минуту Аюб (мир ему) очнулся от наваждения, чистосердечно раскаялся о сказанном и попросил прощения у Господа.
Дьявол снова поднялся на небеса, и ангелы расспросили его об Аюбе (мир ему). Он ответил, что вера Аюба (мир ему) оказалась сильнее, чем он думал. Но, видя восхищение ангелов терпению и покорности Аюба (мир ему) и сгорая от зависти к нему, дьявол никак не мог успокоиться: «Если Господь даст мне еще одну возможность, волю над его телом, я покажу предел веры и терпения Аюба (мир ему)». И в этот раз Господь разрешил ему, и иблис отправился в путь. Он обнаружил Аюба (мир ему) в служении Господу. Дьявол дунул один раз в нос Аюба (мир ему), от чего у него начался страшный зуд, и он заболел чесоткой. Ногти его отвалились, и ему приходилось чесать тело, покрытое болячками, деревяшкой, порой даже камнем. Аюб (мир ему) сильно похудел, высох, остались кости да кожа. А до болезни Аюб (мир ему) был высоким, широкоплечим, красивым, с кучерявыми волосами, плотного телосложения мужчиной. Здоровье покинуло его, рядом не осталось никого, кто бы мог помочь ему. Родственники и соседи забросили и избегали его. Двое из трёх жен тоже ушли. Лишь Рахмат усердно старалась выполнять свои обязанности, ухаживая за мужем, проявляя безграничную любовь, заботу и сострадание. Из верующих в Господа и последовавших за Аюбом (мир ему) было всего трое, но и они тоже усомнились в нем после его болезни, т. к. думали, что если Аюб (мир ему) не совершил бы большого греха, то так сильно не заболел бы. Они полагались на ограниченное, человеческое суждение, что Господь не испытывает невинных людей. Они и стали давать совет Аюбу (мир ему), чтобы он раскаялся в содеянных делах. Среди них был юноша, который выразил свое несогласие и возмущение в связи с тем, что они забыли про Аюба (мир ему) – пророка Господа.
Видя то, как Аюб (мир ему) стойко переносит все тяготы жизни, дьявол стал раздумывать над тем, как бы еще навредить ему. Он распространил слух среди жителей селения, что болезнь Аюба (мир ему) очень заразна. И если они не выгонят его, то все могут заразиться. Испугавшись, жители поставили условие перед Аюбом (мир ему) и его женой Рахмат – покинуть их село, в противном случае они расправятся с ними. Покорная мужу Рахмат взвалила его на свои плечи, и они покинули селение. Они остановились в диком поле. Рахмат, проявляя уважение к мужу, приготовила Аюбу (мир ему) «постель», где в изголовье вместо подушки лежал камень, а вместо матраса – голая земля. Аюб (мир ему) на новом месте уснул так сладко, будто он и не болел и лежал на пуховой перине. Семь долгих лет провел Аюб (мир ему) в таком состоянии в этой глуши. Его тело разъедали черви, и никто ни разу их не навестил.
Поскольку живому человеку необходима пища, доставать ее Аюбу (мир ему) старалась Рахмат. Она ходила в селение, нанималась на работу, а на полученные за работу деньги покупала еду Аюбу (мир ему). По возвращении домой она кормила его как младенца, и они вместе благодарили Господа за все. Увидев, с каким рвением Рахмат ухаживает за своим больным мужем, дьяволу стало очень плохо. Однажды дьявол подошел к Рахмат, когда она возвращалась к мужу. Он стал расспрашивать её о состоянии здоровья Аюба (мир ему) и напомнил ей, каким он был до болезни. Но как только заболел остался ни с чем. «Ты молодая, здоровая женщина, сколько намерена все это терпеть и ради чего?» – искушал её дьявол. Увидев, что этими разговорами ему удалось подвергнуть сомнениям сердце Рахмат, иблис посоветовал ей способ лечения Аюба (мир ему). Он обещал помочь его выздоровлению, если Рахмат зарежет барана, именем дьявола, т. е. предварительно не произнося имени Господа, и напоит Аюба (мир ему) вином. Рахмат поверила его словам, и у нее появилась надежда на его выздоровление. Она рассказала обо всем мужу. Аюб (мир ему) рассердился, сразу же догадавшись о кознях дьявола, упрекнул Рахмат в том, что прислушалась к его речи. Она неоднократно обращалась к Аюбу (мир ему), что бы тот просил у Господа выздоровления, но он всегда ей отвечал, что надо уметь благодарить Господа за дары и выносить бедствия с терпением. Несмотря на эти советы, после встречи с дьяволом надежда на Господа у Рахмат заметно ослабла. Заметив это, Аюб (мир ему) поклялся сто раз ударить ее палкой, когда выздоровеет.
Затем Аюб (мир ему) долго плакал и обратился к Всевышнему с вопросом: «За какой грех мне такое наказание?» В ответ он услышал слова: «Откуда в тебе силы, чтобы вынести эту боль? Если бы Я не вложил их в корни твоих волос, не хватило бы у тебя терпения». Дьяволу дали волю над телом Аюба (мир ему) за исключением его сердца, языка и разума. Когда же болезнь коснулась языка, которым он всегда поминал Господа, Аюб (мир ему) сильно опечалился, и у него вырвались слова: «Беда настигла меня. О, Господь мой! Не лишай меня возможности поминать Тебя». Увидев, что Аюб (мир ему) пожаловался только ради Него, Господь направил Свою милость и дьявол стал свидетелем тому, как Всемогущий Творец оберегает преданных Своих рабов.
Тот час же ангел Джабраил (мир ему) прибыл к Аюбу (мир ему), принес ему айву из Рая. Аюб (мир ему) удивился появлению незнакомца и спросил: «Кто же ты, пришедший ко мне, позабытому родными и знакомыми?» Джабраил (мир ему) ответил на его вопрос и угостил его райской айвой. После этого вся боль прошла, и Аюб (мир ему) приобрел покой. Тогда Джабраил (мир ему) сказал ему: «Вставай». «Как же я встану, я ведь не могу двигаться», – ответил измученный болезнью Аюб (мир ему). Ангел потянул его за руку и помог ему сделать двенадцать шагов. Затем он заставил его ударить левой ногой об землю, и в этот момент появился источник горячей воды. Так же после удара правой ногой появился источник холодной воды. Джабраил (мир ему) повелел Аюбу (мир ему) искупаться горячей водой и испить холодную воду. После этого к Аюбу (мир ему) вернулись былые силы, он выздоровел, помолодел и стал лучше прежнего. Джабраил (мир ему) принес ему одежду из Рая, надел на голову корону и после этого Аюб (мир ему) совершил молитву в два ракаата в знак благодарности Господу.
Все это время Рахмат не было рядом с Аюбом (мир ему). Она ходила за едой для мужа. Когда она возвращалась, дьявол опять попытался посеять в ее сердце сомнения: «Сколько же ты будешь ухаживать за неизлечимо больным мужем? К тому же он дал слово, что, выздоровев, накажет тебя ста ударами ». Но на этот раз Рахмат не стала слушать его и пошла туда, где должен был находиться ее муж. Она обошла всю территорию, везде искала Аюба (мир ему), но не нашла его. Рахмат испугалась за то, что его могут съесть дикие звери, она заплакала и стала звать его, не обращая внимания на незнакомого юношу, который находился недалеко. В ответ на ее зов этот юноша спросил: «Кто нужен тебе?». Рахмат, не поднимая глаз на незнакомца, рассказала, что не находит Аюба (мир ему), которого она оставляла на этом месте. Юноша спросил Рахмат: «Увидев его, по какому признаку ты можешь отличить его?» Рахмат подняла глаза на юношу и сказала, что он очень похож на Аюба (мир ему). Тот в ответ улыбнулся и сказал, что он – Аюб (мир ему). Горе и печаль превратились в радость. И не было границы их счастью. Господь вернул им поля, скот, все имущество, которое когда-то сжег дьявол. Он также восстановил их дом и оживил их детей. Аюба (мир ему) очень беспокоило то, что он обещал наказать Рахмат по выздоровлении. В это время явился ангел Джабраил (мир ему) и подсказал ему взять связку из ста соломинок и ударить её один раз. Так он и поступил. Выполнил обещание и в то же время не навредил Рахмат. Они прожили прекрасную жизнь и не забывали благодарить Господа за дарованное счастье. Аюб (мир ему) ушел из этой жизни, прожив около ста лет. Существует предание, в котором говорится, что у Аюба (мир ему) после смерти осталось двадцать шесть детей. Самых старших из них звали Хавмил, Мукил, Рашид и Башир. Дети, после смерти отца, также придерживались праведного пути и продолжали поклонение Господу миров.
Нет сомнения в том, что история пророка Аюба (мир ему) является примером проявления глубокой веры, человеческого терпения, выдержки и мужества, безграничной преданности и покорности жены своему мужу, за которую Господь награждает как в этой, так и в вечной жизни. В то время, когда среди людей со слабой верой находятся такие, которые даже от незначительного ухудшения их материального положения или здоровья не проявляют элементарного терпения и понимания, многие семьи, не выдержав таких испытаний и временных неудач, расходятся. Находятся и такие, которые говорят: «Мы же молимся, постимся, за что нас так оставил Господь?» В этом плане история пророка Аюба (мир ему) послужит для каждого из нас хорошим уроком выносливости, стойкости и терпения.
Испытания Пророка Аюба (мир ему)
Аллах посылал пророков и посланников (мир им) к народам, племенам и всему человечеству в целом. Если не уверовать хоть в одного из пророков (мир им и благословение), вера человека не действительна.
Пророк Аюб (мир ему) являлся одним из великих и почтенных пророков (мир им). Он был богат, у него было много детей, имущества. Но Аллах Всевышний решил испытать Своего пророка (мир ему) и возвеличить в степенях, если тот пройдёт испытание.
Нет ни одного аята и достоверного хадиса, что Аюб (мир ему) был наказан за грехи или ослушания Аллаху, как некоторые пытаются внушить мусульманам это. Потому как Сам Аллах сказал в Коране:
إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ
Смысл: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху» («Саф», аят 44). Аллах хвалит Аюба (мир ему) за его терпение и за самообладание. Испытания пророка (мир ему) были для повышения его в степени, или как пример терпения для всех, или же для другой цели, которую знает Сам Всевышний.
Про то, что Аюб (мир ему) был испытан лишением всего, нет разногласий, однако есть разногласия в том, что был ли он испытан болезнью, сколько она длилась и что эта была за болезнь?
1. Те, кто говорит, что пророк Аюб (мир ему) был испытан бедами, лишением имущества, смертью детей, и в том числе болезнями, однако болезни не были из числа отталкивающих людей и унижающих пророка (мир ему), такие как проказа или другие кожные тяжёлые болезни, как утверждает некоторая группа учёных. Данное мнение приводится у следующих учёных.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая от Ибн Исхака: «Он, Аюб, сын Амусы, сына Азиха, сына Авса, сына Исхака, сына Ибрахима (мир ему и благословение), был человеком, известным своей терпеливостью в проблемах и благодарностью Всевышнему за блага, он бы испытан Аллахом бедствиями. Аллах в Коране сказал:
وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ*فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَى لِلْعَابِدِينَ
Смысл: «И воззвал Аюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый” и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся» («аль-Анбия», аяты 83-84) …»
Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Аюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).
Имам в науке «тавхид» (единобожие) аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…и как сумасшествие, проказа, потеря сознания и другие вещи, отталкивающие людей, не охватывают Пророка никогда и нет достоверного [предания] о том, что Шуайб ослеп, и о том, что Якуб ослеп от долгого плача, и [нет достоверного предания] о том, что Аюб был прокажен и, что он был между кожей и костями (т.е. истощился и стал худым), и другие известные истории, которые отталкивают людей, они все ложные…» («Тухфат аль-мурид», стр. 246).
Аль-Джурданий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…у него (Аюба) было много детей, большая семья, но он лишился всего этого, так же он подвергся телесным испытаниям (болезням), однако он проявил терпение во всём…» («Фатх аль-Аллям»). В примечании этой книги пишется к данной цитате: «…то, что Аюб (мир ему) болел тем, что выходили черви из-под кожи и другими мерзкими болезнями, которые отпугивают людей, то такие болезни не подобает статусу пророка (мир ему), это выдумки прежних народов израильтян…». Такого же мнения придерживаются имам акыды ас-Санусий и другие ученые сунны.
2. Те, которые говорят, что пророк Аюб (мир ему) был испытан банкротством и лишением мирского имущества и детей, а также и страшными болезнями как проказа и гниение организма, кроме сердца и языка, которыми он поминал Аллаха.
Это мнение приводит Ибн аль-Арабий от имама аль-Куртуби в книге «ат-Тафсир», что пророк Аюб (мир ему) был поражён болезнью так сильно, что у него сползала кожа и мясо (стал дряхлым) с костей и черви выходили из кожи.
Шейх аш-Шаъравий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ثم ابتُلي أيوب عليه السلام في جسده بمرض الجذام في سائر بدنه ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه يذكر بهما الله سبحانه
Смысл: «…а далее тело Аюба (мир ему) было испытано поражением проказы, распространившейся по всему телу, и не осталось спасённого органа, кроме языка и сердца, которым Он поминал Аллаха…».
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) приводит, что некоторые сказали, что Аюб (мир ему) болел проказой:
Смысл: «…упоминается об Аюбе (мир ему) и о том, что постигла его (мир ему) из бед, связанных с имуществом, детьми и телом. И были у него верховые животные, скот, пастбища, и детей было много, но настигла беда всего этого (перечисленного), все ушло. Потом он был испытан телесными болезнями, как говорят: «Эта болезнь – проказа на всем теле и не осталось уцелевшего органа, кроме сердца и зыка, которыми он поминал Аллаха…»
Также Ибн Касир пишет: «Ас-Садий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Спадала его (пророка) кожа, да такой степени, что остались кости и сухожилия…» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).
Ещё Ибн Касир передает, что известный толкователь Корана Муджахид пишет: «Это первый человек, у которого была «ветрянка» (кожная сыпь, покрытие кожи водяными пузырьками)»» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).
Ибн Хатим (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что от Аюба (мир ему) исходил такой запах, что люди не могли приблизиться к нему. Такое мнение приводят и другие ученые сунны. Факт, что по каждому мнению можно найти очень много высказываний.
Некоторые утверждают, что данное мнение пришло от бану Исраиль, что это рассказы от прежних народов и руководствоваться ими нельзя. А другие же, исходя из аятов и хадисов, вынесли решение, что все-таки Аюб (мир ему) болел вышеуказанными болезнями, и народ отвернулся от него.
У обеих сторон есть свои убедительные доводы и чётко выраженная позиция в данном вопросе. И одна сторона не имеет права обвинить другую в чем-то, потому как, даже среди учёных есть разные мнения в этом вопросе.
Тот, кто захочет узнать более подробно, пусть посмотрит книгу «Кисас аль-анбия» известного ученого, толкователя Корана, имама Сунны Абу аль-Фида Исмаиля ибн Касира, да смилуется над ним Аллах.
Следование слабому слову
Большинство учёных говорят, что разрешается следовать слабому мнению в целях рели-гиозного блага, целесообразности (масляха).
Учёный Шафиитского мазхаба имам Такиюдин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) сказал:
إذا قصد المفتي الأخذ بالقول المرجوح مصلحةً دينية جاز
«Если муфтий (учёный, выносящий решение) в целях религиозной целесообразности руководствуется слабым словом, то это дозволено».
Ханафитский ученый, имам Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
إنه إذا اتفق أبو حنيفة وصاحباه على جواب لم يجز العدول عنه إلا لضرورة
«Когда едины (во мнениях) Абу Ханифа и его два последователя (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шабаний), то нельзя переходить на другое слово (противоположное, слабое), кроме как по необходимости».
Маликитский учёный Ибн Будран (да смилуется над ним Аллах) сказал:
إن المفتي المقلد لمذهب له أن يفتي عند الحاجة بقول مرجوح في مذهبه
«Поистине, муфтий (учёный, выносящий решение), который следует мазхабу (т.е. мукаллид), имеет право вынести решение, взяв за основу слабое слово в своём мазхабе (правовая школа), если есть нужда».
Большинство учёных всех мазхабов согласны, что руководствоваться слабым словом можно в случае необходимости и целесообразности.
Ибн Мухаммад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пророк Аюб
Аюб был праведным рабом Аллаха и Его пророком, являясь образцом терпения и стойкости, его историю мусульмане всего мира рассказывают тем, кого хотят утешить, если человек попал в беду или пострадал, если ему случилось утратить близких или имущество.
Он был одним из самых благородных в мире пророков Всевышнего среди тех, кому Аллах ниспослал свое Откровение и от Себя внушил истину. О том, что предком Аюба был сам Ибрахим, сказано в хадисе, а в Священной Книге Коран дважды упоминается история Аюба – в суре под названием «Пророки» и в суре под названием «Сад».
Испытания
В пророческой сунне раскрывается суть и подробности истории о пророке Аюбе, а благодаря аятам Священной Книги Коран можно воссоздать целостную картину того, что с ним случилось.
В начале своей истории пророк Аюб был богатым, но после он стал нищим, он был здоровым, но после стал больным. Имея большую семью, живущую в мире, Айюб в одночасье потерял это все. Но он остался терпелив, не жалуясь на Господа, он не стал роптать на волю, которую предопределил ему Всевышний, и его терпение было прекрасным, хоть и затянулось на долгие годы его испытание.
В результате его покинули все те, кто оставался до этого рядом с ним из соображений простой выгоды. Он лишился дальних и близких друзей, к нему охладели родственники, его бросили все, с кем он до этого жил в мире, и только жена Аюба и два его самых преданных друга остались рядом с ним. Друзья навещали его регулярно, стараясь поддержать в его печали.
Он нес свою долю терпеливо, и ничуть не слабела его решимость нести ее до конца, сколько бы она ни длилась. В результате в награду за свое терпение и покорность воле Аллаха к нему от Всевышнего пришло утешение и избавление, стоило ему только попросить Господа о помощи, помолившись ему. В ответ на его мольбы Всевышний вернул ему детей и его имущество, в семье воцарился мир, а тело его было исцелено. История пророка стала притчей, и ее рассказывают друг другу люди во всем мире, называя божьим пророком, предводителем терпеливых.
Болезнь
Смотрите в данном видео об истории пророка Аюба и постигших его испытаниях, смерти детей и болезни:
В хадисе, переданном от Анаса ибн Малика, говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что восемнадцать лет продолжались беды Айюба
Пророк Аюб рассказал им о том, как он жил со всеми в мире и как относился к грехам, когда его жизнь была еще здоровой и благополучной. В качестве примера он привел один случай: проходя мимо спорящих и бранящихся людей, он услышал, как они поминали Аллаха в своем споре. Когда же он вернулся домой, он раздал милостыню от лица этих двоих человек, чтобы их грех был искуплен.
Вот, что ответил Аюб им: «Я не знаю, о чём таком вы говорите, но, клянусь Великим Аллахом, Он знает, что даже пройдя мимо двух спорящих людей, которые в споре поминали Аллаха, я, вернувшись домой, совершил искупление за них обоих, потому что мне ненавистно, когда Аллаха поминают не ради истины».
Аюб всегда относился отрицательно к тому, что имя Аллаха кем-то в людском мире поминается всуе, а не ради истины, и в таких случаях он боялся за других и переживал их грехи как свои собственные. Услышав от него такой рассказ, два его друга поняли, что за он человек и каково было его отношение к Господу и к грехам.
Исцеление
Аюб обратился к Аллаху с молитвой, в которой попросил освободить от беды, которая его постигла. И тогда на его молитву откликнулся Аллах и избавил его от тех бед, которые были на него насланы.
Об избавлении от недугов Аюб узнал, когда отправился справить нужду, выйдя за пределы своего селения, но он был настолько слаб, что передвигался с трудом, а потому его всегда сопровождала жена, придерживая его за руку. И только в определенном месте жена оставляла его, и он двигался дальше уже самостоятельно. В день, когда Аллах ответил на молитвы Аюба, пророк задержался, дольше, чем всегда. И тогда повелел ему Всевышний ударить своей слабой ногой по земле, и когда он сделал это, из этого места в земле начал бить источник. И тогда Всевышний Аллах приказал пророку Аюбу выпить этой воды и искупаться в ней, и с этой водой ушли все его недуги и болезни, как внешние, так и внутренние, а бодрость и сила вернулась к нему.
Жена удивилась, увидев, каким он вернулся к ней: полным сил и свежести, таким как он был раньше, до болезни. И она даже не узнала его сначала, и только замеченное сходство с ее мужем привлекло ее внимание. И не только здоровье вернул ему Аллах: к пророку Аюбу вернулось и его богатство, и дети. Было послано два облака, но несли в себе эти облака не воду, а серебро и золото. И чуда, подобного этому, никто в мире никогда не видел. Одно облако высыпало содержимое в гумно, которое было предназначено для пшеницы, а второе облако высыпало свое содержимое в гумно, которое предназначалось для ячменя, и два гумна были наполнены до верха серебром и золотом.
Во время болезни пророка Аюба произошел случай, когда пророк был разгневан на свою жену и пообещал, что высечет ее сотней ударов, когда его исцелит Аллах. Но после исцеления он понял, что не сможет выполнить это обещание, потому что не может так отблагодарить свою жену за все то терпение и заботу, которую она проявляла по отношению к нему во время его болезни. Но он дал эту клятву, поклявшись именем Аллаха, и не выполнить ее он не мог. Всевышний подсказал ему, как решить эту проблему – взять сотню стеблей ячменя, сделать из них пучок, и один раз ударить жену этим пучком. Так и клятва была выполнена, и жена не была опечалена, и семья продолжала жить в мире и согласии.
О пророке Аюбе говорят как о человеке, который обладал легким характером, приятным в общении, у него было прекрасное чувство юмора и он никогда не был уличен во лжи и жил в мире и ладу с самим собой. Описывается случай, когда во время купания на него посыпалась саранча, которая была сделана из золота. Он начал собирать эту саранчу в свою рубаху, а Аллах воззвал к нему, спрашивая, не достаточно ли обогатил его Всевышний, чтобы он не нуждался в этом богатстве. На это Аюб ответил ему: «Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)».
Аюб в Христианстве и Иудаизме
В Библии история пророка Аюба представлена как история Иова. Изучая его историю в Священной Книге Коран и в достоверных хадисах, можно увидеть, что целью этого рассказа как в Коране, так и в сунне будет разоблачение всех тех выдумок и искажений, которые содержатся в преданиях израильтян, дабы оправдать пророка Аюба, защитив перед всем миром его достоинство и честь от лжи, что на него возводят обманщики и беззаконники.
Одно из таких искажений заключается в том, что в Библии утверждается, будто Аюб – это всего лишь праведный человек и не являлся пророком. Еще одно искажение заключается в том, что в период тех бедствий, которые выпали на его долю, он испытывал злость на Аллаха, и там представлен диалог с тремя из его друзей, во время которого он позволяет себе неправедный ропот по отношению ко Всевышнему и собственное недовольство. Обладая наикрепчайшей в мире верой в Аллаха, он роптал на то испытание, которое ему послал Аллах, жаловался на это своим друзьям, но оставался добродетельным и праведным человеком, стойко перенося все невзгоды. Этот диалог был представлен авторами с той целью, чтобы рассмотреть идеологический вопрос о том, по какой причине Аллах посылает своим праведным рабам испытания. В этом диалоге содержится много рассуждений философского толка, поданных в пафосной стилистике, и книга Иова по этой причине почитается иудеями всего мира как книга, содержащая великую мудрость.
Музей пророка Аюба в Дофаре (Оман)
Вызывает удивление тот факт, что в Танахе Аюба представляют как человека, постоянно ропщущего на положение, которое он занимает, и произносящего достаточно дерзкие речи, то есть в Библии Аюб представлен как человек неблагоразумный и нездравомыслящий, который перед волей Аллаха не смирился. Более разумно поступали его друзья, которые, навещая его и ведя с ним разговоры, пытались вернуть в его сердце мир, его вразумить и наставить на то, чтобы он не говорил таких резких неправедных слов, стараясь вернуть его на путь смирения перед Господом.
Эта ложь раскрывается в сунне и Коране, где повествуется об Аюбе как о терпеливом человеке, безропотно переносящем беду, выпавшую на его долю. Его праведность подтверждена хадисом: ему были присущи знание, понимание и богобоязненность, и не от него исходили скверные помыслы и сомнения, подобные наущению иблиса, а от тех товарищей, что его навещали. В библейской истории также говорится, что в конце истории Айюб покаялся, осознав все, но все, что рассказывается в Библии на протяжении всей истории, не имеет с истиной ничего общего.
Как и в Коране, в Танахе сказано, что пророк Аюб был исцелен Аллахом, ему были возвращены богатства. В Танахе сказано, что после его выздоровления родственники сделали ему богатые подарки. В хадисе же Пророка Мухаммада ﷺ говорится, что Аллах осыпал Аюба богатствами, послав ему с небес тучи, наполненные серебром и золотом.
Выводы из пророческой истории
Из хадиса, повествующего о пророке Аюбе, можно извлечь немало уроков и пользы. Хадис учит, что важно хранить непоколебимой в своем сердце Веру в Аллаха, Иман. Любое терпение вознаграждается и в этом мире, и в будущем мире добром.
Хадис также показывает на примере преданной жены Аюба и друзей, которые не оставили его в болезни, навещали его, что люди познаются в испытаниях и трудностях. И по-настоящему преданных друзей много не бывает, но они обязательно найдутся для каждого в каждом уголке мира.
Хадис также учит тому, что способы, которыми Аллах может дать своим рабам награду, могут быть такими, о которых раньше не было известно в мире людей. Это видно на примере с наказанием жены Аюба.
Главная же польза хадиса заключается в том, что он ограждает доброе имя пророка Аюба от всех тех искажений и небылиц, которые иудейские писатели приписывают ему, исправляя все неточности, а также множество домыслов, которые эти неточности порождают.
Хадис дает возможности найти путь к пониманию многих ситуаций и проблем в обыденной жизни всех людей мира через такие слова: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» (сура Аль-Муджадила (Препирающаяся), 22-й аят), призывая верующего мусульманина не поддаваться унынию или не сдаваться перед лицом препятствий, сохраняя мир в душе, веру в Аллаха и выражая лишь благодарности ему за те испытания, которые выпали на долю человека.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)