Чем болел царь ирод
От чего скончался иудейский царь Ирод, и что рассказал об этом писатель Антон Чехов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Омерзительная болезнь»
Писатель мировой величины до последнего своего дня оставался в первую очередь врачом. Неудивительно поэтому, что среди его литературных произведений встречается статья о смерти Ирода, – посмертная консультация, составленная на основании письменных источников о болезни царя Иудеи. Чехов написал эту заметку в трудный финансовый период, руководствуясь в том числе желанием получить гонорар, но и сам предмет исследований вызывал у писателя-медика живой интерес.
Непросто ставить диагноз тому, кого это уже не спасет, а кроме того, делать это исходя из единственного предания, записанного и переписанного много раз, к тому же с использованием устаревшей и непривычной терминологии. Царь Ирод фигурирует в библейских текстах как правитель Иудеи, который, узнав о рождении Христа, но не сумев выведать у волхвов его местонахождение, приказал перебить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и его окрестностях. По православным источникам количество жертв составило 14 тысяч, по сирийским – 64 тысячи.
Исторические источники, содержащие сведения о правлении Ирода, сводятся в основном к труду Иосифа Флавия «Иудейские древности», современника царя, который об избиении младенцев не упоминает. Зато его труд содержит подробное описание недуга, терзавшего правителя на протяжении продолжительного времени: « Его мучили также внутренние нарывы, особенно же страшные боли в желудке; ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота; на гниющих частях появлялись черви; когда он хотел подняться, дыхание причиняло ему страшные страдания, как вследствие зловония, так и вследствие затруднительности своей; всего его охватывали судороги, причем царь обнаруживал неестественную силу ».
Чехов обращается не только к Евангелию, но и к трудам Феофилакта, архиепископа Болгарского, жившего в XI – XII вв., а также своего современника, английского богослова Фредерика Уильяма Фаррара, дополняя и развивая ставшие популярными в то время исследования историко-религиозного характера.
В описании царя Ирода Чехова видна эмоциональность писателя и негативная оценка его личности – больной вызывал «отвращение и ужас», а болезнь его названа «омерзительной». Чехов рассказывает, как, в своем стремлении отвлечься от болей, Ирод приказал казнить старшего сына. На самом деле по приказу правителя были убиты трое его отпрысков – Александр, Аристобул и Антипатр, и, узнав об этом, император Август якобы воскликнул: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном!»
Чехов как диагност
Разумеется, трудно было рассчитывать на точный диагноз диктатору, который умер за восемнадцать веков до выхода статьи Чехова. В тексте приведены лишь возможные варианты болезней, среди них чесотка, проказа, сифилис, который упоминается несколько витиевато, и то, что Чехов назвал « всем известной волчанкой », по сути являющейся туберкулезом кожи.
Такая ретроспективная диагностика была явлением достаточно новым в момент выхода статьи о смерти Ирода, тем не менее попытки определить причину болезни по литературным текстам уже предпринимал к тому времени один из учителей Чехова Г.А. Захарьин, взявшись за анализ «Смерти Ивана Ильича» Толстого.
Полемику по вопросу причины смерти Ирода продолжили другие исследователи. А.А. Пясецкий в своей «Медицине по Библии и Талмуду» называет в качестве диагноза проказу, Ян Хуршманн в 2002 году – болезнь почек с осложнением в виде гангрены, В.А. Логинов в 2011 году ставит причиной смерти лейшманиоз.
Маловероятно, что за написание статьи Чехов взялся исключительно из материальных соображений. Современники отмечали его постоянное стремление быть в курсе всех достижений медицинской науки, вдумчивый подход к приобретению и изучению профессиональной литературы, он постоянно поддерживал общение с сотнями коллег-врачей. Практика Антона Павловича была обширной – помимо работы уездным лекарем и добровольного участия в устранении последствий холеры в 1891-1892 годах, он консультировал и лечил всех, кто обращался за помощью. « Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки », сообщал он в письме.
За время своей карьеры врача Чехов освоил едва ли не все возможные направления медицины, помимо прочего побывав и заведующим Звенигородской больницей. Он выполнял обязанности судебного медика, живо интересовался психиатрией, работал над диссертацией, посвященной истории врачебного дела в России. Даже книга «Остров Сахалин», которая была завершена через пять лет после возвращения Чехова из путешествия, стала, по сути, медицинским трудом, посвященным условиям, в которых жили каторжники острова.
Ипостаси Чехова в медицине
Все литературное наследие Чехова построено на безупречном понимании человеческой психологии, да и в своей первой профессии Антон Павлович уделял особое внимание душевному состоянию больного. Он выписывал и шутливые рецепты: « головокружение может быть прекращено следующим образом: возьмите две веревки и привяжите правое ухо к одной стене, а левое к другой, противоположной, вследствие чего ваша голова «будет лишена возможности кружиться ».
Себя Чехов вылечить так и не смог – после поездки на Сахалин в 1890 году у писателя обострился туберкулез. В 1904 году в немецком городе-курорте Баденвайлере он скончался.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
ABC (Испания): Ирод, виновный в избиении младенцев, умер от загадочной венерической болезни, не раскрытой до сих пор
Есть имена, которые скорее по традиции, нежели согласно исторической реальности, невозможно отделить от трагедии. Одно из них — Ирод I Великий. То, что он стал царем Иудеи при поддержке римских легионов в первом веке до нашей эры, всегда ассоциировалось с таким варварством, как избиение (убийство) младенцев в Вифлееме (городе, где родился Иисус Христос — прим. ред.).
Эпизод, описанный в Новом Завете в Евангелии от Матфея в лаконичной и понятной форме: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Возможно, именно поэтому споры о его смерти ведутся и по сей день. Иосиф Флавий, еврейский и римский историк, живший в первом веке нашей эры, писал в своих работах, что этот царь провел последние годы своей жизни, сходя с ума от странных болей, вызванных, среди прочих недугов, осложнением в виде «гангрены половых органов». Вскоре болезнь привела к появлению червей. Что стало причиной смерти известного правителя, до сих пор остается загадкой. Некоторые сегодняшние ученые считают, что он умер от почечной недостаточности, сопровождавшейся каким-то заболеванием, передающимся половым путем.
Редкое заболевание
Контекст
Berlingske: Европа уже не христианский континент
Ватикан: превратим церкви в мечети для мигрантов
Христианство — больше не норма?
Попытки убийства, отравление, военные ранения, непонятные заговоры против него… Ничто не сломило Ирода I Великого, кроме как медленное течение времени. Как объясняет Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности», уже в старости монарх заразился каким-то странным недугом, который серьезно подкосил его здоровье. «Пока его посланники… направлялись в Рим, царь заболел и составил завещание, в котором оставил престол младшему из своих детей», — пишет он. Почувствовав леденящее кровь дыхание смерти, царь стал чувствовать себя ещё хуже. Так описывает это автор: «Так как царь отчаялся в своем выздоровлении (ему было уже около семидесяти лет), то он стал особенно раздражителен, злился и сердился на всех, полагая, что все его презирают и что народ радуется постигшему его горю».
«Узнав, что болезнь царя неизлечима, они побудили молодежь уничтожить все начинания царя, противоречившие национальным законам, и начать священную войну во имя этих законов».
Болезнь Ирода, в свою очередь, подогрела жажду власти у некоторых местных, пользовавшихся большим расположением народа, таких как Иуда, сын Сарифея, и Матфий, сын Маргалофа. Оба лидера, которых Иосиф Флавий определяет как красноречивых защитников иудейских законов, пустили в ход свое ораторское искусство и способность подстрекать массы, вводя людей в заблуждение, чтобы подготовить почву для восстания против монарха. Они были убеждены в своей версии и сумели внушить ее народу: царь, мол, нарушил так много законов, что небеса наслали на него неизлечимое проклятие, божью кару. Мрачное же прошлое нашего героя помогло в начатом подстрекателями деле.
«Узнав, что болезнь царя неизлечима, они побудили молодежь уничтожить все начинания царя, противоречившие национальным законам, и начать священную войну во имя этих законов; из-за того, что царь осмелился нарушить закон, его постигли жизненные беды и сама болезнь. Безусловно, Ирод несколько раз нарушал закон своими поступками, в чем и упрекали его Иуда и Матфей».
В последующие месяцы загадочная болезнь, поразившая Ирода, стала обостряться. Иосиф Флавий рассказывает, что с каждым днем правителю становилось все хуже и хуже, и это было «суровым наказанием от Бога» за многие преступления, совершенные им против своего народа. Но факт в том, что он был не единственным, кто так думал. И жрецы-прорицатели, и богословы, на вопрос о том, откуда взялась эта напасть, каждый раз отвечали, что это от «многочисленных зверств» царя. Тем не менее, монарх был уверен, что постоянно беспокоящие его боли однажды уйдут.
Однако этого не произошло, симптомы болезни резко ухудшились. Иосиф подробно описывает их в своих текстах. Кажется, что все началось со «своего рода медленного огня, который был не столько заметен снаружи, сколько причинял боль внутри». Кроме того, он чувствовал дикий голод, который он не мог удовлетворить из-за «язвы в кишечнике». Вдобавок к этому, у него были «колики, которые причиняли ему страшные боли», а также его беспокоили ноги и живот, «воспаленные и с прозрачной жидкостью».
Постоянная лихорадка, опухший живот… На теле можно было насчитать десятки нарывов. Но самые страшные были на пенисе и яичках (где появились черви), а также на руках и ногах, как рассказывает автор:
«Кроме того, он страдал от гангрены половых органов, от чего в них начали плодиться черви. Когда он стоял, ему становилось неприятно из-за неприятного запаха изо рта. И наконец, всего его охватывали невыносимые судороги».
И жестокая смерть
Но даже для самых отъявленных злодеев в истории надежда умирает последней. Уверенный в том, что в конце концов он вылечится, Ирод созвал лучших врачей Иудеи и стал следовать их рецептам, какими бы сумасшедшими они ни были. Его целью было выжить. Он начал с того, что переправился по реке Иордан, чтобы исцелиться в термальных водах Каллирое у Мертвого моря. Там он погрузился в ванну с горячим маслом (возможный, но очень противоречивый метод лечения), но это не помогло.
Остаются вопросы
Какая болезнь беспокоила Ирода в старости? Почему царя, знаменитого убийством младенцев, похоронили? На эти вопросы в 2003 году попытались ответить специалисты, врачи Рикардо Эспиноса (Ricardo Espinoza) и Кристиан Сепульведа (Cristián Sepúlveda) в статье «О смерти царя Ирода Великого», опубликованной в «Медицинском журнале Чили» (Revista Médica de Chile). Они придерживаются мнения, что царя свела в могилу сердечная или почечная недостаточность. Но они также уверены в том, что монарх страдал каким-то венерическим заболеванием, которое поразило его половые органы.
Сначала вышеупомянутые специалисты изучили возможные симптомы Ирода, основываясь на текстах Иосифа Флавия. Среди них они обнаружили «отек конечностей, запах изо рта, спазматические сокращения мышц и затрудненное дыхание в положении лежа». Все они указывают на то, что он умер от хронической почечной недостаточности конечной стадии. Их теорию поддержали и другие великие специалисты, такие как Ян В. Хиршманн (Jan V. Hirschmann), врач, который два десятилетия специализировался на инфекционных заболеваниях. Однако лихорадка и боли в животе остаются за рамками поставленного диагноза, поскольку они не соответствуют ему.
Тем не менее, врач не забыл о зуде, который упоминает Иосиф Флавий и который, как объяснил Хиршманн каналу History Channel, мог быть вызван заболеванием щитовидной железы и болезнью Ходжкина, раком одной из частей лимфатической системы. «Наконец, мы согласны с гипотезой о почечной недостаточности, хотя трудно установить один диагноз, у него могло быть несколько отклонений», — добавляют авторы в своей статье.
«Гангрена», из-за которой «плодились черви» в его половых органах, требует отдельного медицинского исследования. Если она была на самом деле, и не была придумана автором с целью унизить царя, то это может быть гонорея или энтомоз. В 2003 году специалисты выдвинули новое диагноз: «гангрена половых органов, вызванная шитосомозом». Они утверждают, что в регионе очень распространены определенные паразиты (Schistosoma haematobium), способные откладывать яйца, из которых вылупляются личинки, вызывающие инфекцию.
В статье они объясняют это так: «Эти личинки, как правило, проникают через кожу, и попадают в венозную систему, задерживаясь, в случае S. Haematobium, в тазовом и перивезикальном сплетениях. Там они размножаются и запускают различные изменения в организме, опасные для половых органов, откладывая от 4 до 19 тысяч яиц на грамм ткани».
Последствия, которые они могут вызвать, похожи на описанные Иосифом Флавием. К ним относятся хронический цистит (который приводит к болям в мочевом пузыре и тазе), конкремент (образование камней в в выделительных путях) или фиброз с непроходимостью уретры (который может привести к почечной недостаточности). «После 45 лет смертность значительно возрастает. Местами могут образоваться свищи между мочевыми органами, кишечником и половыми органами», — дополняют врачи. В любом случае, тайна остается нераскрытой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Согласно еврейской традиции, царь Ирод — узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев и правивший провинцией Иудея в течение тридцати трех лет. Кровавые и вероломные методы, которые он использовал для удержания власти, приводили в ужас местное население, а политика лояльности по отношению к Риму вылилась в лютую ненависть к нему со стороны иудеев…
Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейская война», описывая многочисленные политические и строительные инициативы царя, не обходит вниманием и скандальные, шокирующие эпизоды, которыми была полна его биография: убийство любимой супруги Мариамны и двух сыновей, болезненная жадность и неуемные траты государственной казны, «спорные» архитектурные проекты вроде амбициозной реконструкции Иерусалимского храма для создания второго, более импозантного и величественного, а затем водружения на нем имперского орла в знак покорности Риму.
Впрочем, политические, экономические и прочие неудачные предприятия Ирода померкли в сравнении с главным его злодеянием, рассказанным евангелистом Матфеем, — избиением младенцев в Вифлееме (Мф 2:16): услышав от персидских послов о рождении царя Иудейского, и без того мнительный Ирод испугался не на шутку — у него сразу возник коварный план погубить младенца. Ведь он сам был царем Иудейским!
Джеймс Тиссо. «Ирод Великий». 1886 год
Имя Ирод уже много веков несет негативный оттенок. Но не многие задумываются над тем, что существовал и другой Ирод – правитель, принесший мир и процветание иудейской земле. При нем Иудея стала фактически автономной от Рима. Именно Ирод I вошел в историю под титулом Великий. Каким же он был на самом деле?
В 73 году до нашей эры у римского прокуратора Иудеи Антипатра родился второй сын, которого нарекли Иродом. С согласия прокуратора Сирии в 25 лет Ирод получил первый важный пост – наместник Галилеи.
Среди первых его шагов в этой должности – казнь сторонников Хасмонейской жреческой династии и некоторых ее представителей. Это действие вызвало как одобрение со стороны римских правителей и наместников, так и ярость иудеев – ведь Хасмонеи считались правящей династией.
Однако из-за распрей между Гирканом II (первосвященником из династии Хасмонеев) и Аристобулом II (последним независимым царем Иудеи) Хасмонейское царство, которое возникло в 164 году до нашей эры, было расколото на две части, погрязло в междоусобицах и потеряло независимость, оказавшись под покровительство Рима.
Сразу после казни иудеи вызвали наместника Галилеи на заседание синедриона, высшего судебного органа. Ирод прибыл на суд, заручившись покровительством в лице Секста, наместника Сирии и одного из родственников самого Юлия Цезаря. Иудеи, понимая, что им придется судить не простого человека, заручились поддержкой Гиркана II, который носил титул этнарха (правителя народа), пожалованный им самим императором. К мнению этнарха прислушивались даже римские ставленники.
Перед началом судебного разбирательства Ирод передал этнарху послание от Секста, в котором содержалось требование снять с него обвинение в убийстве. Не подчиниться Гиркан II не мог, но и пойти против совести – тоже. Поэтому он отложил судебное разбирательство, а Ироду посоветовал скрыться. Что тот и сделал, найдя приют в администрации Секста.
Победа или поражение?
Внезапно в Риме произошел переворот, во время которого убили императора. Ирод, получивший от нового правителя Римской империи в полное свое подчинение Сирию, двинул войска на Иерусалим. Но не успел он дойти до главного города иудеев, как в Риме снова произошла смена власти.
На престол взошел император Марк Антоний, который тут же возвел Ирода в сан тетрарха (властителя четвертой части) Иудеи. Не желавшие с этим мириться евреи провозгласили своим царем Антигона, сына Аристобула II. Войска Ирода вступили в битву с войсками Антигона, на помощь которому пришло Парфянское царство, ярый противник Рима.
В той битве Ирод потерпел поражение и бежал в Рим. Иудеи вместе с парфянами праздновали победу.
Однако уже в 37 году до нашей эры Ирод, получивший к тому времени титул царя Иудеи и считавшийся другом Рима, при поддержке огромного числа легионов вернулся в Святую землю и захватил Иерусалим. Он разгромил иудеев и парфян и казнил Антигона.
Дабы упрочить свое положение и поднять авторитет среди ненавидящего его народа, Ирод развелся с женой и заключил брак с представительницей Хасмонейской династии, внучкой Гиркана II Мариамной. Впрочем, как известно из трудов Иосифа Флавия, Ирод на самом деле любил Мараимну и о желании жениться на ней заявлял, еще будучи наместником Галилеи.
Более 30 лет Ирод правил Иудеей. Именно во времена его правления на иудейской земле прекратилось кровопролитие и воцарился мир, строились новые города и крепости, а также укреплялись старые.
По приказу Ирода в Кесарии были построены огромные порт, ипподром и театр на 3500 мест. При его строительстве использовались передовые методы. «Царь покорил саму природу», – писал иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий.
Иерусалим подвергся полной реконструкции. Перестроенный Храм Единого Бога, воздвигнутый еще Соломоном, засверкал новыми гранями. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача – единственная, оставшаяся от того храма, реконструированного Иродом.
Была значительно улучшена система водоснабжения города. В северной его части построили новый квартал с театрами и цирками. В городе были введены игры по римскому образцу и построено ристалище.
При Ироде Масада стала непреступной крепостью. Она имела искусственную систему водоснабжения, что являлось тогда редкостью. В крепости хранились оружейные и пищевые запасы всего государства, а также царская казна. Еще в ней располагались царский дворец и синагога.
До недавнего времени считалось, что у евреев не было потребности в синагогах, пока существовал Храм. Однако во время археологических раскопок обнаружили несколько синагог, относящихся к периоду правления Ирода.
Город Иродион стал небывалым архитектурным памятником того времени. Он состоял из двух частей. В верхней части города находилось конусообразное сооружение из восьми уровней. Первые пять уровней были жилыми. В центре располагались царский дворец, римская баня и синагога. Сооружение было окружено с трех сторон, кроме востока, полукруглыми башнями. Восточная башня была круглой.
В нижней части города построили дворцы и служебные здания. Великолепный сад в римском стиле с огромными колоннами соединял верхнюю часть города с нижней. В саду были оборудованы специальные площадки для отдыха и трапез. А в центре находился огромный бассейн, который использовали не только для купания и гребли, но и как запасной резервуар с водой.
Экономически процветающая иудейская земля стала очагом римской и эллинской культуры. Именно сюда съезжались ученые, скульпторы, архитекторы, поэты и художники того времени. Во времена голода и катастроф Ирод щедро раздавал пожертвования не только своим подданным, но и далеко за пределами иудейской земли. В знак благодарности граждане Олимпии выбрали его президентом Олимпийских игр.
Ирод был мудрым правителем. В период противостояния Марка Антония и Августа он решил поддержать последнего. За это Август, став императором, наградил царя иудейского властью над дополнительными территориями. Иудея не только расширила свои границы, но и фактически стала автономной.
Однако правление Ирода не было спокойным. Его приближенные интриговали и боролись за сферы влияния. Сестра Ирода, Саломея, которую считали негласной соправительницей Иудеи, была главной интриганкой. Воспользовавшись вспыльчивостью брата и его страхом быть свергнутым, она уговорила его казнить любимую жену Мариамну и двух ее сыновей.
Ранее Ирод уже казнил младшего брата Мариамны. Такое отношение к наследникам Хасмонейской династии послужило поводом для недоверия к Ироду со стороны иудеев.
Примерно за полгода до своей смерти Ирод отправился на лечение в Иерихон. В столице поползли слухи о его смерти. Народ ликовал. Несколько молодых людей в Храме скинули золотого орла, символизирующего преданность Риму.
Этот поступок не остался безнаказанным. Молодых людей задержали и казнили. 12 марта 4 года до нашей эры, на следующую ночь после их казни, жители Иудеи наблюдали полное лунное затмение. По утверждению некоторых историков, именно в ту ночь скончался Ирод.
Английский проповедник и историк Ф. Фаррар выдвинул предположение, что правитель Иудеи умер «от омерзительной болезни, которая в истории встречается только с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостями». По версии русского писателя и врача А.П. Чехова, Ирод страдал гонореей, осложнения которой и привели к летальному исходу.
Эту версию оспорил профессор Вашингтонского университета Д. Хиршманн. Он заявил, что Ирод умер в результате хронической болезни почек. Как известно из истории, в последние дни жизни страдания, вызванные болезнью, толкали Ирода на безумные поступки. Он приказал казнить своего старшего сына и наследника, что было сделано незамедлительно.
Лишь последний приказ Ирода о казни большинства придворных чиновников не был приведен в исполнение.
Ирод был неординарным и противоречивым человеком. Ему были присущи коварство, несправедливость и безжалостность. Ведь он порой спокойно приказывал казнить не только подданных, но даже своих близких. При этом он был умен, отважен и подлинно велик.
Во время правления Ирода иудейская земля процветала. С каждым годом она все больше становилась независимой от Рима. Владения расширялись, появлялось множество невероятных построек. За все достижения Ирода I можно по праву назвать Великим.
А как же библейская притча? Изучив жизнь Ирода I, можно с уверенностью сказать, что он не причастен к массовому убийству младенцев, о котором повествует Матфей. И главный аргумент здесь – Ирод I умер за несколько лет до рождения Иисуса Христа…