Чем больше человек знает тем меньше он знает

Принцип познавательной скромности

«Я знаю, что я ничего не знаю».

Говорят, эти слова сказал Сократ, а записал Платон, его ученик. Сократ же ничего не записывал – он только изрекал. Хорошо, что Платон сподобился записать. Теперь мы знаем многие умные вещи, изречённые Сократом, в том числе и о том, что мы «ничего не знаем».

Некоторые исследователи приписывают это утверждение Демокриту. Не будем углубляться в существующие разночтения, а исследуем само изречение. Неважно, кто сказал, а молодец тот, кто записал.

Нашлись источники, где оно цитируется в немного изменённой форме: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Или: «Тот, кто знает, что он ничего не знает, знает больше того, кто не знает, что он ничего не знает». Здесь уже звучит попытка составить математическое, переходящее в социальное, неравенство, а также прeтензия на Nobel prix.

Есть ещё один деликатный вариант изречения: «Наше скромное знание о нашем незнании несколько лучше вашего гордого знания о вашем всезнании». Такой фразой можно ответить на нескромное заявление: «Я всё знаю».

На это: «Я всё знаю» лучше всего подойдёт мудрое: «Всё знает только Бог», но некоторые обижаются, когда им напоминают о том, что они не умнее Бога. Утверждать обратное они не могут, но почему-то их оскорбляет сравнение их способностей с Божьей мудростью.

На первый взгляд в утверждении: «Я знаю, что я ничего не знаю» присутствует логическое противоречие: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он ничего не знает. Фактически же здесь имеется попытка сформулировать «принцип познавательной скромности».

С точки зрения математической логики этот принцип можно наглядно представить следующим образом: всё наше познание это внутренний объём шара, а незнание (наше!) – внешний объём всего пространства, прилегающее к шару. Каким бы большим ни был шар, всё равно его объём остаётся неизмеримо малым по сравнению с бесконечным внешним пространством. Ну, как-то так.

Есть повод задуматься тем, кто надувается от важности подобно шару, переполненный всезнанием. Информация к размышлению.

Ещё пример: Божье Знание – это океан, а наше знание – капля в океане. Даже если некий разумник положит всю жизнь на приобретение знаний и наберётся у него в голове ведро океанской воды, то гордиться он сможет только перед среднестатистическим человеком, у которого в голове капля воды. А что такое ведро воды в сравнении с океаном?

На сегодняшний день эмпирическим (опытным-АдФ) путём выведен следующий принцип, называемый по-научному «эффектом Даннинга-Крюгера», где объясняется, почему «глубокая осведомлённость в предмете уменьшает уверенность компетентных лиц в своих силах (или-в своей компетентности-АдФ)».

Если исследуемый нами «принцип познавательной скромности» изложить на общедоступном русском языке, то получим несколько мудрых изречений из народного фольклора, что свидетельствует о хорошем знании древнегреческой философии в народной среде:

а) Меньше знаешь – крепче спишь.
б) Не забивай себе голову всякой ерундой.
в) Во многом познании много печали (библ.).
г) Не делай умный вид – тебе это не идёт.
д) Не лезь туда, куда тебя не просят.
е) Болтун – находка для шпиона! (совет.).
ж) Не болтай! (совет.).
з) Фильтруй базар! (соврем.).
и) Незнание закона не освобождает от наказания за нарушение закона (юридич.).
к) Незнание признаков какой-то болезни не спасает от заболевания этой болезнью (медиц.).

А если вспомнить ещё короткое и зловещее: «Он слишком много знал» о тех, кто загадочно ушёл из жизни или пропал без вести, то «принцип познавательной скромности» становится для нас просто жизненной необходимостью.

Кто знает, тот понимает. Кто не знает, тот молчит.

Источник

Даннинг с Крюгером, Сократ и круги знаний

Меня давно занимает тема познания. Так я столкнулся с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю», с эффектом Даннинга-Крюгера. Уверился в истинности этих концепций. Увидел их взаимосвязь. А кроме того мне у меня появилась уверенность, что можно математически обосновать наличие эффекта Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Да́ннинга—Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Ниже показан упрощенный график с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера.

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знает

График с демонстрацией эффекта Даннинга — Крюгера не дает нам никаких объяснений происходящего. Но дает нам лишь надежду, что можно выбраться из Долины отчаяния. График очень ровный и относительно неплохо отражает действительность. Для использования в психологии такого графика его почти достаточно. Иногда он вводит в заблуждение. Например, судя по графику выбравшись однажды из Долины отчаяния ты никогда в нее не вернешься. На практике выходит так, что возвращаешься и не раз. Однако такой график это хорошая отправная точка для дальнейших изысканий.

График функций это математический инструмент и возможно существует какая-то функция, которая нам поможет математически обосновать проявление самого эффекта.

Сократ

Эффект Да́ннинга — Крю́гера некоторым образом перекликается с изречением Сократа — «Я знаю, что ничего не знаю».

Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей, которые желающие могут прочитать самостоятельно.

Смысл выражения можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Круги Знаний

Мне представляется правильным рассуждение про шар знаний. Но термин Шар знаний звучит как-то антинаучно. Заменим шар знаний на круг знаний. А точнее кругами знаний. Таких кругов четыре:

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знает
Каждый из внешних кругов полностью включает в себя внутренний круг.

3 и 4 круги одинаковые для всего человечества. 1 и 2 круги для каждого человека индивидуальны.

Обычно расширение первого круга способствует расширению и второго круга. Каждое расширение второго круга приближает нас к границе третьего круга. Если скорость роста второго круга будет намного больше скорости роста первого круга человек неизбежно попадает в Долину отчаяния на графике эффект Даннинга — Крюгера.

Математическое обоснование эффекта Даннинга-Крюгера

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знает

Давайте разберемся что происходит с человеком в процессе познания и как это связано с эффектом Даннинга-Крюгера.

Обозначения

Новичок

К1 очень маленький. K2 чуть больше, чем К1.

В процессе познания К1 растет быстрее, чем К2.

Пик Глупости

К1 догоняет К2. К2 очень далек от К3.

Долина отчаяния

К2 очень сильно вырастает. Такое бывает после перехода на крупные проекты с очень маленьких, посещения конференций или начала прослушиваний подкастов.

К1 не успевает за увеличением К2.

Сразу становится понятно что нужно делать, чтобы выбраться из Долины Отчаяния. Нужно прокачивать существующие знания (К1). Можно ограничить рост К2. Такое стоит осознанно делать если вам абсолютно некомфортно в Долине Отчаяния. Лично мне комфортно ссылаться на Сократа и оставаться в Долине Отчаяния.

Нужно понимать, что даже в этой долине нет стагнации. Объем ваших знаний все равно растет. Но растет и осознанное непознанное (К2). По ощущениям вы остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свое развитие. И тогда К1 начнет догонять К2 и выберетесь на Склон Просветления.

Склон Просветления

К1 растет быстрее чем К2.

Вот что нужно сделать, чтобы рост К1 опережал рост К2:

Способы 1-2 хороши. Способ 3 стоит применять при наличии психологических проблем.

Плато Стабильности

К1 догоняет К2. Такое уже было с нами на Пике Глупости.

Плато Стабильности от Пика Глупости отличается только соотношением К2 и К3. На Плато Стабильности К2 должно быть очень близким к К3. Однако распознать это непросто. Ведь на предыдущем этапе у нас рост К2 был очень сильно ограничен. Посмотрите внимательно вокруг.

Правильный график уверенности в своих знаниях

Этот график показывает зависимость уверенности от собственных знаний. Он похож на график из эффекта Даннинга-Крюгера, но будут и отличия.

Предположим, что уверенность в знаниях равна отношению объема собственных знаний к объему знаний второго круга (К1/К2). Оба параметра изменяются со временем.

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знает

Вывод

Функция уверенности в своих знаниях выглядит так:

Уверенность в знаниях = K1/K2.
Где К1 собственные знания, а К2 осознанное непознанное.

Выбраться из Долины Отчаяния можно. Но можно туда и вновь вернуться с большим объемом знаний чем первый раз.

Люди, которые на самом деле двигают науку вперед, перманентно находятся в Долине Отчаяния, потому что у них.

Источник

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знаетmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.

Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.

Однажды ученик спросил Сократа:

— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»

Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».

Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.

Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.

Правописание слова «не знаю»

Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration

Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.

В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:

С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.

Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.

Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».

Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.

Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.

1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.

Источник

Эффект Даннинга-Крюгера: Почему невежды думают, что знают абсолютно все

Приходилось ли вам замечать, с какой уверенностью в себе обычно говорят невежественные личности? А то, как по-настоящему умные люди постоянно сомневаются в себе? В конце 90-х двое исследователей решили найти объяснение этому феномену. Так появилось понятие «эффект Даннинга-Крюгера».

Эффект Даннинга-Крюгера – это искажение восприятия, заставляющее менее компетентных людей переоценивать свои способности, а более компетентных – их недооценивать. Все мы в какой-то момент своей жизни чувствовали на себе или были свидетелями этого явления со стороны.

Эффект Даннинга-Крюгера вступает в действие в тот самый момент, когда невежда начинает думать, что знает абсолютно все, или когда действительно умный человек считает себя невеждой.

Люди, страдающие от когнитивного искажения реальности, живут в иллюзорном мире собственного превосходства над окружающими. А еще они склонны недооценивать тех, кто обладает более обширными знаниями.

Наглядно показать этот эффект помогло исследование, проведенное в 1999 году двумя исследователями Корнелльского университета Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Один из наиболее любопытных фактов этого исследования связан с тем, что этот эффект является явлением исключительно западной цивилизации. Когда ученые попытались воспроизвести их исследование в Азии, результаты оказались прямо противоположными.

Что стоит за эффектом Даннинга-Крюгера?

Эффект Даннинга-Крюгера исходит из того, что те, кому не хватает знаний или опыта работы, не осознают своих слабых сторон. Другими словами, та самая некомпетентность, которая заставляет их принимать плохие решения, мешает им осознать свою проблему. Не замечают они ее и в других людях.

На самом деле существует отдельный тип интеллектуально заурядных личностей, которые зарабатывают себе на жизнь с твердым убеждением о том, что они являются харизматичными гениями. Зачастую причиной такого поведения является привлекательность этой черты для других людей.

«Некомпетентные личности всегда выдают себя за экспертов, жестокость за благочестие, грешников за праведников, ростовщиков за благодетелей, недалеких умом за патриотов, невежд за смиренных, вульгарных за элегантных, а слабоумных за интеллектуалов», – Карлос Руис Сафон.

Результаты исследований Крюгера и Даннинга можно интерпретировать по-разному. Однако эффект, как правило, всегда остается неизменным: из всех людей, которые выполняют конкретное задание, наименее квалифицированные верят в свою отличную подготовку. С другой стороны, лучшие среди участников склонны сомневаться в своих навыках.

Причина успешности некомпетентных людей

Объясняется это удивительной гипотезой о несправедливости мира. Согласно ей, вы заслуживаете именно тех результатов, которых добиваетесь в жизни. Люди с таким мировоззрением верят, что они находятся там, где им положено быть, исходя из их заслуг.

Мы каждый день видим, как некомпетентные люди верят в то, что они лучше, чем являются на самом деле. Важно отметить, что Даннинг и Крюгер так и не смогли доказать, что некомпетентные личности считают себя лучше компетентных. Они просто убеждены в том, что они лучше, чем на самом деле, и готовы во всеуслышание кричать об этом.

Есть существенная разница между тем, как некомпетентные люди воспринимают свою продуктивность труда и какой она является на самом деле. А высококвалифицированные работники более объективны в оценке своей реальной эффективности и способностей.

Эффект Даннинга-Крюгера усложняет попытки некомпетентных людей стать лучше. Им ни за что не исправить собственные недостатки, пока они не осознают свои ошибки. С другой стороны, искажение реальности сдерживает и компетентных людей, мешая им реализовать свой потенциал. Вот почему для успеха так важно быть уверенным в себе.

Примеры эффекта Даннинга-Крюгера

Если у вас нет склонностей к изучению иностранных языков, вам может быть непросто осознать это. Дело в том, что вам не хватает нужных навыков, чтобы отличить настоящего носителя языка от ненастоящего. Если вы не воспринимаете на слух разницу между двумя разными фонемами, то как вы определите, у кого правильное произношение? Если бы вы знали лишь несколько слов на иностранном языке, то как бы оценили свой словарный запас по сравнению с другими людьми?

Или, быть может, вы уже не раз слышали, как кто-то постоянно говорит о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия, а те, кто обладает необходимыми знаниями, молчат. Примеры данного эффекта можно заметить и в масс-медиа. Так, люди обращают внимание на тех, кто говорит с уверенностью в голосе, пускай и неправду.

Новое видео:

Источник

8 проблем, с которыми обычно сталкиваются только умные люди

Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть фото Чем больше человек знает тем меньше он знает. Смотреть картинку Чем больше человек знает тем меньше он знает. Картинка про Чем больше человек знает тем меньше он знает. Фото Чем больше человек знает тем меньше он знает

Есть такая известная фраза: меньше знаешь, крепче спишь. И несмотря на то, что мы часто пишем о саморазвитии, о том, как стать умнее и лучше запоминать информацию, быть слишком умным — это не так радужно, как описывают многие коучи. Вот несколько веских причин, почему быть гением не всегда хорошо.

1. Они чаще одиноки

Несколько лет назад Брукингский институт, специализирующийся на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике, провёл исследование, которое показало, что люди с высоким IQ более чем в два раза чаще отбиваются от общества из-за неудовлетворённости жизнью, нежели их менее интеллектуально развитые товарищи.

Люди, имеющие высокий интеллект и умение его использовать, реже тратят время на общение, так как обычно заняты, на их взгляд, более важными вещами. Однако и в этом есть свои плюсы. Психологи предполагают, что, так как умные люди чаще всего менее зависимы от социума, отсутствие контакта с людьми в меньшей мере влияет на их счастье.

2. Они знают, что многого не знают

Есть такой эффект Даннинга — Крюгера — это когда некомпетентные люди делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и неспособны осознавать свои ошибки из-за низкой квалификации, но имеют завышенные представления о своих способностях, то есть считают себя самыми сведущими.

Если проще, то глупый человек слишком глуп, для того чтобы понять, насколько он имеет неправильное представление о мире. Умный же, наоборот, понимает, что может в чём-то ошибаться, чего-то не знать, и часто его собственные представления о своем интеллекте гораздо ниже, чем есть на самом деле. Может дойти даже до синдрома самозванца, когда человек неспособен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям — в общем, думает, что не заслуживает поощрения и что его успехи лишь удачное стечение обстоятельств.

3. Их легче отвлечь

Согласно исследованию, проведённому компанией Steelcase, более интеллектуально развитых людей легче отвлечь от работы, так как им сложнее игнорировать отвлекающие факторы. Это же подтвердило и другое исследование, которое показало, что творческие люди менее успешно могут игнорировать отвлечение. То есть им будет сложнее влиться в шумную офисную среду, а если и получится, то эффективность их работы будет ниже, чем в отдельном кабинете или в домашней обстановке.

4. Они обременены ожиданиями

Часто родители требуют от своих умных детей буквально невозможного. Одно исследование, проводимое на 399 вундеркиндах с IQ выше 140 в течение десятилетий, показало, что многие из них намного чаще боролись за то, чтобы оправдать свои и чужие надежды на их жизнь.

Когда испытуемым было уже за 80, исследователи попросили их оценить свою жизнь. Многие из них рассказали, что, вместо того чтобы наслаждаться своими достижениями, они думали о том, что каким-то образом не оправдали своих ожиданий в молодости.

5. Они боятся выглядеть глупо

Из-за того, что на умных детей навешивают множество ярлыков и ждут от них чего-то «умного», любой их простой вопрос может вызывать негодование на уровне «Ты же такой гений — как ты можешь этого не знать?»

Как итог — появляющийся в школе страх показаться глупым закрепляется, и люди с высоким интеллектом уже во взрослом возрасте просто боятся задавать вопросы или узнавать что-то новое. В общем, совершать любые действия, которые могут показать их «невежество».

6. Они перфекционисты

Умные люди чаще склонны к перфекционизму и стараются довести любое дело до идеала. Это может проявляться в любых вещах — от максимально качественно выполненной работы до идеальной чистоты в доме. При этом умные люди понимают, что идеала не бывает, но любыми способами, осознанно или подсознательно, стремятся к нему.

Нередко перфекционизм приводит к постоянной незавершённости дел, так как их просто невозможно довести до конца ввиду описанной выше причины. Как итог — у человека накапливается багаж неоконченных задач, который с каждой новой недостигнутой целью бьёт по психике и самооценке и вгоняет в стресс и даже в депрессию.

7. Им не о чем говорить с обычными людьми

Умным людям банально скучно вести беседу о простых, повседневных вещах. Вместо этого им хочется говорить на темы, которые дают некую пищу для размышления как им самим, так и окружающим. И если круг общения таких людей интеллектуально им не соответствует, то велик риск того, что умного человека посчитают заносчивым снобом, который хочет блеснуть своими знаниями и почувствовать свое превосходство.

Но на самом деле такие разговоры для интеллектуала — норма. Для них размышления о теории струн или творческом гении Селина могут быть темой для small talk.

8. Они испытывают дискомфорт от вышестоящих

Так повелось, что чаще руководят не умные, а хитрые и пробивные люди, которые умеют взбираться вверх по карьерной лестнице, не боясь идти по головам коллег. Умные же люди, как правило, более скромные и не хотят портить отношения с другими. Как итог — они оказываются в подчинении у менее интеллектуально развитых личностей, и порой настолько, что это можно сравнить с присягой на верность шимпанзе.

В результате у умных людей нередко отсутствует подчинение авторитету, субординация и другие свойственные более податливым и менее интеллектуально развитым. Проще говоря, люди с высоким интеллектом постоянно испытывают неприязнь к глупым приказам свыше и понимают, что могли бы сделать лучше, но в силу своих качеств не могут повлиять на ситуацию. Но конечно, это вовсе не означает, что они не могут занимать руководящие должности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *