Чем больше оперативной памяти тем лучше
Пять аргументов «за» и четыре «против» покупки 32 Гб памяти в игровой компьютер в 2020 году
реклама
В комментариях к блогу развернулась нешуточная дискуссия о нужности 32 Гб памяти в 2020 году. Я всегда считал комментарии важнейшей частью блогов overclockers.ru, в которых можно почерпнуть не меньше полезной информации, чем в самом блоге. Вот и в это раз после прочтения блога я засел за чтение комментариев.
реклама
реклама
Как это обычно бывает, однозначного решения этого вопроса не существует и правы и те, кто выбирают 16 Гб, и те, кто выбирает 32 Гб.
Для себя я этот вопрос решил в пользу 32 Гб, описав это в блоге «Пять причин, по которым я купил 32 Гб памяти в бюджетный компьютер в 2020 году».
Но мои аргументы в том блоге были слишком привязаны к моей текущей конфигурации ПК, платформе AM4, и планам на дальнейший апгрейд.
реклама
В этом блоге я постараюсь более объективно взвесить аргументы и «за», и «против» покупки 32 Гб в игровой компьютер в 2020 году. Именно в игровой, ведь в офисный и мультимедийный до сих пор хватает 8-16 Гб, а для многих рабочих ПК и 32 Гб уже мало.
Давайте начнем с аргументов «против» покупки 32 Гб.
Мало того, в наши годы файл подкачки, размещенный на быстром SSD, способен сделать недостаток оперативной памяти очень незаметным. Кардинально отличающимся от времен, когда обращение к файлу подкачки, расположенному на жестком диске, сопровождалось тормозами и треском.
Да, аналогичных модулей может не найтись и память заработает не на оптимальных таймингах и не возьмет рекорды разгона, но работать все будет.
Или можно продать свои 2х8 Гб на вторичном рынке и купить новые 2х16 Гб.
Теперь давайте разберемся с аргументами «за».
Поэтому апгрейд памяти неизбежен.
Никаких оснований для того, что DDR4 будет сильно дешеветь, я не вижу. Наоборот, снижение выпуска DDR4 чипов при сохранении множества актуальных платформ AM4 и сокетов 1151 и 1200 вызовут повышение ее цены. Как в случае с DDR3.
Поэтому нет особой разницы, когда вы заплатите за 32 Гб памяти, сейчас или через год-полтора. Я заплатил сейчас.
Я не люблю связываться с б/у рынком, пускать к себе в дом незнакомцев для продажи железа, поэтому мне спокойнее купить 32 Гб сейчас и сидеть на них несколько лет.
Тест DDR3 2133 МГц. Вполне сопоставимо с результатами DDR4 2133 МГц.
Я именно так и сделал, разогнав CRUCIAL Ballistix Sport LT AES до 3400 МГц и максимально ужав тайминги и субтайминги.
Видите, модули памяти DDR4 с частотой 2666 МГц уже равны по ценам самым недорогим модулям DDR3 1600 МГц? Такое же повышение цен на устаревающую память было и во времена смены SDRAM на новую DDR память, и когда DDR меняли на DDR2, и когда DDR2 уступала позиции DDR3 памяти.
В этот раз история повторяется и шустрая DDR3 стоит уже неприлично дорого.
То же самое и на вторичном рынке. Достаточно промониторить предложения на Авито. Чувствуется даже некоторый дефицит.
Дело усугубляется тем, что срок жизни платформ на DDR3 и DDR4 теперь неприлично растягивается китайцами с их серверными процессорами.
Не забудьте нестабильность курса валют и сезонное повышение цен к 1 сентября, после летнего отпускного и дачного затишья, когда тысячи школьников пойдут покупать компьютеры «для учебы».
Может быть, память сейчас стоит на самом минимуме, к которому вернется очень и очень нескоро. И самое время купить 32 Гб памяти на несколько лет вперед.
Вот мои аргументы «за» и «против» покупки 32 Гб памяти в игровой компьютер в 2020 году. Я не претендую на истину в последней инстанции и, может быть, совершил ошибку, купив в свой ПК 32 Гб ОЗУ.
Поэтому я с удовольствием выслушаю ваше мнение в комментариях, ведь в споре рождается истина.
Чем больше оперативной памяти тем лучше
Значок песочных часов, пожалуй, является самым ненавистным из всех символов, что появляются на экране монитора компьютера. Увеличение объема оперативной памяти сокращает ожидания и улучшает производительность компьютера, но не во всех случаях это так. Давайте посмотрим, в каких ситуациях целесообразно увеличить объем оперативной памяти для повышения производительности компьютера.
Многозадачный режим
Если Вы запустите несколько ресурсоемких программ одновременно то, вероятно, заметите, как снизится общая производительность компьютера, возможно, что компьютер даже начнет притормаживать. Увеличение объема оперативной памяти успешно решает эту проблему. В этом случае, наращивание дополнительного объема оперативной памяти является правильным решением.
Видеомонтаж и другие ресурсоемкие задачи
Увеличение оперативной памяти оправданно и в случае, когда вы используете компьютер для видеомонтажа. Видео файлы съедают довольно много памяти. Хороший процессор и достаточное количество оперативной памяти, залог быстрого запуска Photoshop и других ресурсоемких программ. Создание мультимедийных презентаций станет гораздо более приятным занятием, с достаточным объемом ОЗУ. Практически все программы, работающие с графикой и мультимедиа требовательны к объему оперативной памяти.
Если к вашему компьютеру подсоединен принтер, то недостаток памяти будет негативно сказываться на скорости его работы, а если быть точнее, то на скорости выполнения задач программного обеспечения принтера. Достаточное количество оперативной памяти позволит графике или документу быстро загрузиться. В противном случае вам придется томиться в ожидании длительной загрузки в буфер, а при недостатке оперативной памяти еще и ждать пока система скинет часть данных в файл подкачки.
Может ли оперативной памяти быть слишком много?
С точки зрения продвинутого пользователя, да, может. Если вы хорошо разбираетесь в компьютере и программах, то можете примерно представлять, какой объем памяти вам необходим.
Покупая тот или иной модуль оперативной памяти, не забудьте проверить совместимость стандарта модуля памяти и материнской платы.
Подводя итог, заметим, что чем больше оперативной памяти установлено в вашей системе, тем быстрее она будет работать. Это неоспоримый факт. В настоящее время, модули памяти новейшего стандарта DDR3 достаточно дешевы. И установка дополнительного модуля памяти может решить многие проблемы связанные с «подвисаниями» компьютера.
Ставим точку в споре о выборе 16 или 32 Гб памяти в 2020 году
За последние месяцы вопрос о количестве памяти, которую нужно ставить в игровой ПК, обострился как никогда. Масла в огонь подлили новости о скором выходе DDR5. Так что же делать тем, кто собирает ПК именно сейчас? Какую память брать? Какого объема и какой частоты? И есть ли смысл ждать DDR5?
На все эти вопросы я постараюсь ответить в этом блоге.
реклама
Для начала, давайте пробежимся по блогам, которые вызвали самые ожесточенные дискуссии о количестве памяти. Это два блога (один,второй), вышедших из-под моего пера, и один блог от E1nher1.
Я прочитываю все ваши комментарии под своими блогами, но не всегда имею время ответить. Но не переживайте, я учитываю самые популярные «железки», упомянутые в комментариях, мотаю на ус полезные советы и принимаю конструктивную критику.
реклама
И вот, что я хочу сказать всем комментаторам и блогерам, делающим выбор оперативной памяти в 2020 году и подкрепляющих это аргументами более серьезными, чем «красивая и еще она светится».
Вы все правы и делаете правильный выбор!
реклама
Теперь объясню, почему я пришел к такому выводу. Дело в том, что у всех нас разный жизненный опыт, объем денежных средств, которые мы можем потратить на апгрейд. Разные планы на то, сколько будет служить нам ПК до апгрейда, разные задачи, которые мы решаем на ПК.
реклама
И кто же будет прав в споре о количестве памяти? Никто! Потому что этот вопрос не имеет однозначного решения и наши взгляды слишком субъективны.
Но это не значит, что пора перестать спорить. В споре рождается истина, а иногда комментарии важнее самой статьи и из них можно почерпнуть массу полезной информации.
И что же я предлагаю для того, чтобы поставить окончательную точку в вопросе 16 Гб vs 32 Гб?
Я предлагаю смоделировать несколько сценариев использования ПК и тип его пользователя. И вот в этих узких рамках спор о количестве и даже скорости работы ОЗУ будет конструктивен и полезен.
Вот такие сценарии пришли мне на ум, но вы можете добавить и новые.
Экономный геймер, много играющий и уверенно торгующий на вторичном рынке
Такому персонажу явно нужно 16 Гб быстрой (3000-3200 МГц+) памяти с перспективой продажи в любой момент или покупки еще 16 Гб за хорошую цену, если станет не хватать. Например, пары модулей KINGSTON HyperX FURY Black HX430C15FB3/8.
Геймер, который может позволить себе лишние траты и берет дорогое железо надолго и не любит б/у рынок
Я думаю, все видели подобных персонажей у нас на форуме. Они покупают дорогое предтоповое железо и спокойно, не дергаясь по пустякам, сидят на нем по нескольку лет.
Тут явно стоит брать 32 Гб быстрой (4000 МГц+) памяти, чтобы не беспокоиться об апгрейде года три, как минимум. Например, CRUCIAL Ballistix MAX RGB BLM2K16G40C18U4BL.
Пользователь ПК, использующий его в основном как мультимедийное устройство и иногда для нетребовательных игр
В этом случае переплата за лишнюю память и ее скорость будет не оправдана. Такому персонажу достаточно 16 Гб самой недорогой памяти начального уровня. Например, CRUCIAL CT8G4DFS824A.
Пользователь ПК, работающий на нем большую часть времени и получающий прибыль от вложения в его производительность
В этом случае память даст отличный за свои деньги прирост к скорости процессора. Многоядерные процессоры в наше время отлично реагируют на увеличение скорости памяти. Зачастую производительность растет даже быстрее, чем от прироста частоты самого процессора.
Эти модули заменили собой популярные CRUCIAL Ballistix AES, и их часто советуют на нашей конференции как самые лучшие модули по соотношению цена/производительность*разгон.
Геймер в трудной финансовой ситуации, ищущий возможность поэтапного апгрейда
Такие персонажи встречались мне несколько раз при сборке компьютеров на заказ. Бюджет иногда был настолько урезанным и жестким, что требовалось чтобы игры хотя бы кое-как запускались на первое время.
Я ставил в такие ПК 4 или 8Гб одной планкой, с перспективой апгрейда в ближайшее время до 8-16 Гб. Но многие так и сидели на 8 Гб в одноканальном режиме по нескольку лет, до следующего ПК.
Такому персонажу можно купить 8 Гб недорогой памяти, но нужно учитывать, что системы на AMD Ryzen очень зависимы от скорости памяти и можно получить «фризы» и «тормоза». Системы на Intel более легко перенесут одноканальный режим. Я бы взял в такую систему один модуль CRUCIAL CT8G4DFS8266.
ПК для офисной работы, интернета, набора текста
Такие ПК обычно используются со встроенной графикой, а значит двухканал желателен даже при минимальном объеме памяти. Поэтому в таком сценарии можно брать два модуля по 4 Гб недорогой памяти. Например, недорогие CRUCIAL Ballistix Sport LT BLS4G4D26BFSC.
Компьютерный перфекционист, покупающее только новое и актуальное железо
Потом еще год ждать нормализации цен. И еще годок, когда выйдут быстрые наборы DDR5 по приемлемой цене.
Ведь перфекционисты не хотят оказаться в ситуации, подобной той, в которой оказались покупатели первых комплектов DDR4 по заоблачной цене, малого объема и со смешными частотами в 2133 МГц.
Пишите в комментарии, а какие еще сценарии можете придумать вы? И какую память оптимально взять под них?
Все об оперативной памяти — гайд и тесты в разных режимах работы
Содержание
Содержание
Сколько оперативки нужно для современных игр, как правильно подобрать и установить несколько планок? А разгон, а точно хорошо все будет? В этом материале подробно разбираем все вопросы про оперативную память и проводим сравнительные тесты. Информация актуальна как для DDR3, так и для DDR4 и ориентирована на наиболее распространенные платы с двухканальным режимом работы.
Варианты установки памяти
Первый шаг к стабильной и быстрой памяти — ее правильная установка. Просто старайтесь держать в уме следующие факты.
Установка одной, двух, трех или четырех планок — что лучше?
Для оптимального быстродействия ставить лучше четное количество планок памяти. Следующий график показывает, как меняется производительность в зависимости от количества установленных модулей. Дополнительно в него были добавлены два значения: комбинация из 4 ГБ и 8 ГБ модулей на частоте 1333 и 1600 МГц. Command Rate установлен на единицу.
Какой вывод можно сделать? Одна планка памяти выдает худшую производительность, так как отсутствует двухканальный режим. Две планки дают стандартную производительность. Три планки хуже, чем две, потому что контроллеру приходится работать одновременно с двухканальным и одноканальным режимами, а ваша система не может знать наверняка, когда какой требуется. Четыре планки выдают чуть большую производительность (всего на 1-2 %), чем две, но не за счет увеличенной емкости, а за счет количества модулей, так как у контроллера в распоряжении появляется больше банков памяти, к которым можно обратиться (аналогично ранговости).
Как правильно установить две планки памяти, если у материнской платы четыре слота?
Если у вас четыре или более слотов под ОЗУ на материнской плате, тогда знайте, что они разделены на пары и обычно окрашены в разные цвета. Например, первая пара черная, а вторая красная. Распространенная ошибка, когда две планки ставят рядом в разные пары. Это приводит к тому, что память будет работать в одноканальном режиме и выдавать вдвое меньшую скорость копирования, чем она могла бы быть. По этой же причине, когда ограничен бюджет, рекомендуют купить две планки по 4 ГБ, а не одну на 8 ГБ. Проверить, какой режим работы используется у вас в данный момент, можно с помощью программы CPU-Z.
Существуют также гибридные материнские платы, которые имеют слоты как DDR3, так и DDR4 (или DDR2 + DDR3 на старых платах) одновременно. Память разных поколений вкупе использовать нельзя, компьютер просто не запустится.
Можно ли ставить память с разной частотой или разными таймингами вместе?
Оперативную память с разной частотой и разными таймингами можно использовать вкупе. В этом случае все модули заработают на параметрах более слабого. Обычно никаких конфликтов это не создает.
Можно ли ставить память c разной емкостью вместе?
Оперативную память разного объема тоже можно ставить вместе. В этом случае часть памяти работает в двухканальном режиме, а часть — в одноканальном. На практике это дает небольшой прирост производительности, но до полноценного двухканального режима немного не дотягивает. В редких случаях материнская плата может не поддерживать такой комбинированный режим работы, и включится одноканальный. Тесты смотрите в начале раздела.
Можно ли ставить память с разной ранговостью вместе?
Совмещать одноранговую и двухранговую памяти парой в двухканальный режим не рекомендуется, так как это может приводить к вылету системы. Опять же, все зависит от вашей материнской платы. А вот поставить две разные пары можно — если первая пара модулей будет двухранговой, а вторая — однораноговой, то все должно быть нормально. Более подробно об этом параметре смотрите в разделе характеристик.
Максимальный объем: сколько можно поставить?
У каждой материнской платы есть свои ограничения: максимальный поддерживаемый объем памяти и допустимая емкость одного модуля. Необходимо смотреть спецификации:
Видим, что материнка имеет 4 слота и поддерживает до 32 ГБ памяти. Простым делением узнаем, что максимальный объем одного модуля равен 8 гигабайтам.
Если попытаться поставить 16-гигабайтный модуль в плату, которая поддерживает только 8-гигабайтный, то компьютер либо не запустится, либо увидит только часть памяти.
По причине всяческих мелких нюансов и возможных несовместимостей лучший вариант — покупка четного количества совершенно одинаковых модулей памяти, которые нередко продаются комплектом, и их последующая установка парами, то есть в слоты одинакового цвета. Если вы планируете апгрейд, то попытайтесь найти в продаже идентичный модуль или же просто продайте старый и купите новую пару.
Теоретически можно намешать все подряд — по худшему сценарию забить три слота памятью с разным объемом, частотой и таймингами, и это заработает. Однако вашей материнской плате придется привести все это дело к общему знаменателю, что наверняка даст ощутимую потерю производительности.
Короче говоря, действуете по обстоятельствам. Не нужно добавлять лишние модули без уверенности в их необходимости. Но и держать всего один модуль в системе тоже не эффективно.
Существуют также трех-, четырех- и шестиканальные материнские платы, но они менее распространены, и для них действуют свои ограничения и особенности, о которых можно прочитать в руководстве пользователя.
Тестовая конфигурация
Все тесты этой статьи будут выполнены при разрешении 1920х1080 и включенной 16-кратной анизотропной фильтрации. По умолчанию использоваться будут только две планки памяти, за исключением тестов, рассчитанных на иное количество. Частота процессора зафиксирована на значении 4,2 ГГц, а Command Rate = 2, если не указано другое.
Профили памяти
Как посмотреть поддерживаемые профили памяти?
Если памяти нет у вас на руках, то очевидным вариантом будет просто загуглить маркировку интересующей вас модели и перейти на сайт производителя, почитать обзоры и т. д.
Если память уже установлена в вашем ПК, то можно воспользоваться бесплатной утилитой CPU-Z. Это максимально легкая и простая программа, которая показывает четыре основных профиля (но не все поддерживаемые). Просто выбираем номер слота в разделе SPD и смотрим данные. Можно заметить, что частота (Frequency) отображается какая-то низкая. Дело в том, что DDR обозначает Double Data Rate, то есть двойная скорость передачи данных. Чтобы получить актуальную частоту, вам нужно умножить значение на два.
Также существует и платный аналог — AIDA64. Она не только показывает все профили памяти, но еще и позволяет узнать латентность и пропускную способность.
Что такое JEDEC и XMP?
Это названия профилей вашей оперативной памяти.
JEDEC — стандарт, предлагающий единый базовый набор таймингов для определенной частоты, на которой и заработает ваша память после установки в ПК. Помимо основного профиля, который обычно и указан в характеристиках товара, есть еще несколько дополнительных скрытых. Нужны они для того, чтобы память могла работать и на пониженных частотах, если материнская плата не поддерживает высокие.
XMP — это оверклокерский набор параметров, тщательно протестированный с завода конкретно для вашей модели памяти. Профиль не следует каким-либо стандартам и предлагает наилучшие параметры, выбранные производителем. То есть, выбрав данный профиль в настройках биоса, вы получите легкий и безопасный разгон. В отличие от JEDEC, поддерживается не всеми моделями, нужно смотреть спецификации. Чтобы его активировать, ваша материнская плата тоже должна поддерживать XMP профили.
Пример памяти из конфигурации: ее базовый профиль JEDEC это 1600 МГц с таймингами [11-11-11-28], простым переключением на XMP-1866 частота меняется на 1866 МГц с таймингами [9-10-11-27], то есть мы получаем не только повышенную частоту, но и более низкие задержки, что точно хорошо скажется на производительности системы.
Что будет, если в биосе выставить неподдерживаемый профиль?
В случае, если вы попытаетесь выставить в биосе частоту, для которой нет профиля у вашей памяти, то произойдет один из трех возможных вариантов:
Тесты профилей в приложениях
Для диаграмм я решил использовать 5 профилей: наихудший JEDEC, родной JEDEC, оба поддерживаемых XMP профиля и разогнанный профиль (OC).
«Сэм», «Резидент» и «Метро» восприняли увеличение скорости памяти равнодушно, так как им полностью хватает ресурсов процессора. А вот «Трекмания» активно умеет использовать только одно ядро, которое загружено на 100 %, поэтому память оказывает ощутимое влияние на частоту кадров.
Характеристики памяти
Частота
Частота — это величина, показывающая, сколько операций может выполнить память за промежуток времени. Считается одной из главных характеристик наравне с таймингами. Чем она выше — тем лучше.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность в зависимости от частоты. Тайминги при этом зафиксированы на отметке [11-13-13-35].
Тайминги
Тайминги памяти — это внутренние задержки, выраженные в тактах, то есть время, по прошествии которого происходят операции, чтения, записи, обработки информации, подачи напряжения и тд. Чем они меньше – тем лучше. В характеристиках обычно указывают только 3 или 4 тайминга, которые оказывают наибольше влияние на производительность, например 11-11-11-28 (Они же “CL”-“tRCD”-“tRP”-“tRAS”).
Помимо основных вышеуказанных таймингов, существует еще более 20, доступных для настройки в биосе. Их ручной разгон абсолютно бессмысленнен. Ради интереса, я решил попробовать выжать из них максимум, базируясь на XMP профиле. Большинство из них удалось снизить на 1-3 такта, что в сумме дало выигрыш… в 0,4 наносекунды. Стоило ли оно того? Определенно нет. Никакого влияния на приложения замечено не было.
В виде исключения выступают “tRFC“ (REF Cycle Time) и “tREFI” (Refresh Interval), разгоном лишь этих двух параметров можно выиграть до 4 наносекунд латентности. Причем первый нужно понижать, а второй наоборот – повышать.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность при разных наборах основных таймингов. Частота при этом зафиксирована на отметке 1600 МГц.
Отдельно стоит поговорить о таком «мистическом», параметре как Command Rate. Он может принимать два значения: 1, 2. Несмотря на то, что его приписывают к основным таймингам памяти, к ней самой он отношения не имеет. Это лишь скорость контроллера, который управляет вашей памятью, время, необходимое на преобразование команд.
Как он влияет на стабильность системы — четкого ответа нет, все зависит от качества вашей материнской платы. В интернете часто пишут, что уменьшать этот параметр не рекомендуется, так как память теряет разгонный потенциал и становится нестабильной. Но лично в моей практике не попадался ни один ПК, который бы плохо работал от выставления Command Rate на 1. Более того, в случае тестовой конфигурации на разгонный потенциал это не повлияло ни на йоту.
Разница между CR1 и CR2 может составлять от 0 до 5 % производительности в зависимости от ряда факторов. А если говорить о латентности, то разница составляет 0.5-1.5 наносекунды.
Пропускная способность
Пропускная способность — это скорость работы памяти с данными. То есть объем информации, который память может обработать за секунду времени. Например, 30 гигабайт в секунду.
Вопрос: что лучше — 1 планка на 1600 МГц или 2 планки по 800 МГц? Казалось бы, ответ очевиден, в обоих случаях достигается одинаковая пропускная способность (12 ГБ/сек), но у памяти с частотой 800 МГц ниже тайминги, значит она должна победить. Однако внезапно происходит полный разрыв шаблона, так как одноканальная планка на 1600 МГц работает быстрее на 15 %. Почему же так?
А дело в том, что пропускная способность памяти и ее частота — это совершенно разные параметры. Повышение частоты увеличивает пропускную способность и уменьшает латентность, однако повышение лишь пропускной способности не сказывается на других параметрах. Активация двухканального режима удваивает именно пропускную способность, а не производительность. Поэтому прирост скорости в приложениях может составлять от 1 до 30 % в зависимости от вашего процессора и ряда других факторов.
Емкость. Сколько гигабайт памяти нужно?
На 2020 год актуальными будут только два варианта: 2 х 4 ГБ или 2 х 8 ГБ. Почему так?
Операционная система, будь то Windows 7 или Windows 10, потребляет от 1 до 3 ГБ памяти в зависимости от загруженности программами. При необходимости, ОС может освобождать память, скидывая данные в файл подкачки, ужимаясь всего в
600 мегабайт. А большинство игр потребляют от 1 ГБ до 4 ГБ памяти без учета операционной системы.
Лично мной, помимо тестовых игр для графиков были также протестированы и следующие:
Все они без проблем заработали всего с 4 ГБ памяти в системе, несмотря на то, что у некоторых указано минимум 8 ГБ в системных требованиях. Единственное замеченное ухудшение по сравнению с 16 ГБ — более продолжительные загрузки, и в некоторых случаях фризы, когда память забита впритык.
Само собой, сборка с 8 ГБ памяти уже отыграет себя по полной, не заставляя ОС и игру выкручиваться под маленький объем. Тандем из 2 х 4 ГБ памяти и SSD накопителя будет отличным решением для среднебюджетного ПК. Ну, а 2 х 8 ГБ — идеально для мощного топового ПК без компромиссов.
Но почему не 32 ГБ и более? Потому что это не нужно, вот прямо совсем. Серьезно, лично я, какую бы мультизадачную ахинею ни творил на своем компьютере, ни разу не видел, чтобы было загружено более 12 ГБ оперативной памяти. Ну, разве что если ее специально забивать. Конечно, дело ваше, если есть бюджет, то почему бы не порадовать себя циферками в свойствах системы, да и рам диском тоже можно побаловаться.
Что такое латентность?
Латентность — это некая величина в наносекундах, представляющая собой совокупность частоты и таймингов памяти, а также частоты процессора. Чем она меньше — тем лучше. Обычно именно на этот параметр ориентируются при разгоне и оптимизации памяти.
Если не гнаться за максимальной производительностью, то для игр вполне достаточно
Я считаю, что это не то, о чем стоит париться при выборе памяти (только если вы не хотите докупить второй модуль к первому имеющемуся). Тем более, не все производители пишут эту характеристику, да и наличие кожуха осложняет диагностику. Лучше обратить внимание на тайминги и частоты. Проверить ранговость можно с помощью все той же CPU-Z.
Что такое ECC и буферная память?
Это всего лишь параметры, относящиеся к серверной оперативной памяти. ECC отвечает за коррекцию ошибок, а буферизация памяти уменьшает электрическую нагрузку. Пользователям домашних ПК это не нужно, да и стоит такая память намного дороже. Короче, не забивайте голову.
Разгон
Разгон позволяет взять частоты, которые значительно превышают стандартные значения профилей вашей памяти. На примере DDR3 — переключить с 1333 МГц на 1600 МГц удается почти всегда. Само собой, материнская плата тоже должна поддерживать большую частоту.
Вариант №1. Простой универсальный
Идеальная попытка/способ разгона для новичков. Мы просто повышаем в биосе частоту на одну ступень из списка доступных и смотрим, что из этого получилось. Компьютер запустился? Отлично, повышаем еще. Как только нашли максимальную стабильную частоту, то проверяем латентность через айду, стала ли она лучше, или такой разгон был бессмысленнен, и параметры стоит вернуть на место.
В моем случае память разогналась до частоты 2400 МГц. Универсальный набор таймингов идеально вписался, значения [11-13-13-35] стали для нее наилучшими и дополнительных действий не потребовалось.
Вариант №2. Продвинутая настройка
Автоподбор таймингов платой не всегда может хорошо подойти под ту частоту, которую вы выставили. Задержки могут получиться слишком большими, что в итоге даст меньшую производительность, чем на стандартном профиле. Или же тайминги останутся неизменными, слишком низкими, что попросту не даст взять высокую частоту.
В этом случае разгон проводится вручную, и я объясню его на примере памяти с частотой 1600 МГц и таймингами 11-11-11 (четвертый тайминг я намеренно не указал, так как частота на него практически не влияет, можно использовать базовый).
Стоп-стоп, а как же напряжение? Да, при разгоне часто советуют повысить напряжение, якобы это улучшает стабильность и дает больший разгонный потенциал. На практике, память разгоняется и стабильно работает даже без повышения напряжения, либо же материнская плата сделает все за вас в режиме Auto. Если очень хочется попробовать улучшить значения разгона, можете повысить напряжение (на свой страх и риск) до 1,65 В для DDR3 или же до 1,45 В для DDR4.
Главное — по окончании разгона не забудьте проверить память на ошибки, например встроенной в операционную систему утилитой «Средство проверки памяти Windows» или же программой MemTest86. Ведь иногда память может становиться нестабильной после разгона, и проявится это далеко не сразу — например, на следующий день внезапно зависнет система или игра. В таком случае тайминги нужно будет повысить дополнительно еще на 1 такт или же вовсе вернуть настройки по умолчанию.
Что делать, если после разгона памяти компьютер перестал запускаться?
Если компьютер ушел в бесконечный цикл перезагрузки, то можно попробовать обесточить блок питания примерно на 10 секунд, а затем снова включить. Биос выдаст сообщение в духе «Overclocking Failed» и даст вам возможность поменять настройки или сбросить их. Работает не на всех платах.
Второй вариант — нажать специальную кнопку на плате для сброса настроек биоса. Обычно она подписана как «clr_cmos».
Третий способ, который точно сработает — вытащить батарейку материнской платы на несколько минут и вставить обратно. В результате такого действия сбросятся все настройки биоса.
Взаимодействие памяти с комплектующими ПК
Оперативная память — это посредник ваших комплектующих, представляющий из себя следующую схему: Быстрая память → более быстрый процессор → лучшее использование потенциала видеокарты → больший FPS в играх.
Если вашей игре не хватает производительности процессора/памяти, то и видеокарта не сможет грузиться на 100 % (при отключенной вертикальной синхронизации).
Влияние памяти на процессор
Оперативная память тесно связана с вашим процессором. Чем быстрее память, тем лучше отклик процессора и его производительность. Простой разгон памяти может увеличить потенциал процессора до +15 %, что хорошо видно на примере тестов в программе WinRar.
Для полноты картины я решил провести еще один квартет тестов, для которых частота процессора была уменьшена до 2,4 ГГц и количество потоков уменьшено вдвое.
Здесь уже прирост чуть более ощутим в отличие от 1-кадрой разницы при частоте 4,2 ГГц.
Примечание: даже если ваша игра показывает, что процессор загружен всего на 50 %, это не обязательно означает, что ей хватает его производительности. То есть увеличение частоты процессора или памяти все равно может улучшить частоту кадров.
Влияние процессора на память
Что-что? И в обратном направлении тоже? Да, все верно: чем выше частота процессора, тем ниже латентность памяти. При этом количество ядер или потоков значения не имеют.
Следующий график наглядно показывает зависимость латентности от частоты процессора на разогнанном профиле памяти (2400 МГц). Command Rate выставлен на единицу.
Получается, что 43,2 наносекунды — это наилучшая латентность, которую мне удалось получить на тестовой конфигурации.
Влияние на дискретную видеокарту
Оперативная память не оказывает прямого воздействия на видеокарту, ведь у видеокарты есть собственная память, куда игрой складываются все необходимые графические данные.
Чтобы убедиться в этом наверняка, я использовал игровой бенчмарк Aliens vs. Predator Benchmark. Его преимущество состоит в минимальном использовании процессора. Разница между наихудшим одноканальным профилем памяти и наилучшим двухканальным профилем, при средней частоте кадров ≈175 составила… всего 1 фпс, что вообще в пределах погрешности.
Влияние на встроенную видеокарту
А вот для встроенных видеокарт все как раз таки наоборот — они не имеют собственной памяти и просто заимствуют оперативную. То есть, чем быстрее будет ваша память, тем более высокую частоту кадров в играх вы получите.
Для следующего графика будет использоваться встроенная Intel HD Graphics 4600. Для наглядности, базовый профиль JEDEC был протестирован в одноканальном и в двухканальном режимах, в графиках они отмечены как SCJ и DCJ соответственно.
Прочие вопросы
Что такое файл подкачки?
Файл подкачки — это специальный файл на вашем накопителе, в который система может сливать информацию с оперативной памяти, чтобы на ней освободилось место.
Например, если у вас всего 4 ГБ памяти, операционная система в данный момент использует 2 ГБ, и вы хотите запустить игру, которой единолично требуется 3 ГБ памяти, то ОС сохраняет данные ненужных в данный момент процессов в файл подкачки, что освобождает место в оперативной памяти и дает возможность запустить ту самую игру.
Часть вашего накопителя просто становится очень медленной оперативной памятью. И если системе внезапно понадобится считать эти самые данные из файла подкачки, то это приведет к долгим загрузкам, лагам и подвисаниям.
Даже если у вас много оперативной памяти, совсем отключать файл подкачки не рекомендуется, так как многие приложения спроектированы использовать его в любом случае. В общем, для файла подкачки можно выделить 4-8 ГБ свободного места — этого вполне достаточно.
Что лучше — DDR3 или DDR4?
Немного больной вопрос современного гейминга, так как DDR4 проигрывает по показателям таймингов, но имеет больший потенциал на частоты.
В качестве примера возьмем частоту 2133 МГц — это высокое значение для DDR3 и одно из базовых для DDR4. И если стандарт JEDEC предлагает тайминги 13-13-13 для DDR3-2133, то для DDR4-2133 эти значения составляют 15-15-15, что ощутимо хуже. Получается, чтобы DDR4 начала демонстрировать превосходство над DDR3 ей нужно иметь примерно на 30 % более высокую частоту.
Бюджетная DDR4 даже может являться причиной фризов в требовательных играх из-за высоких таймингов и, соответственно, латентности. Но выбора у нас в любом случае нет, так как DDR3 постепенно уходит в небытие, а на горизонте уже маячит DDR5.
Нужен ли памяти радиатор или кулер?
Память греется слабо относительно прочих комплектующих. Ее температура обычно не превышает 65 градусов, то есть она может без проблем обходиться без радиатора и тем более без специального кулера. Однако память с красивой металлической оболочкой выглядит намного лучше, да и от пыли и случайных царапин обеспечивается неплохая защита. Плюс дополнительная страховка от перегрева для оверклокерских решений.
Почему мнения о важности памяти расходятся?
Причиной тому может быть множество факторов, будь то динамическое окружение в играх или кривая сборка операционной системы ютуб блогера. Но в основном это разные конфигурации ПК, на которых проводятся тесты. Например, процессоры AMD, как правило, сильнее зависят от памяти, чем Intel. Да и разница между встроенной и дискретной графикой колоссальна. И если пользователь изначально имеет средний процессор и так себе память, то их оптимизация явно даст больший эффект, чем попытка разогнать и без того хорошую сборку. Поэтому мнения и расходятся: одни говорят, что влияние памяти нулевое, а другие получают до 30 % прироста производительности.
Заключение
Итак, подведем краткий итог того, что мы узнали из этой статьи.
Упомянутые товары
В статье просто пропущен небольшой абзац, касающийся двух таймингов. Скоро будет добавлен.
Что-то «скоро» уже как минимум не скоро)))
3й абзац в разделе таймингов, я его добавил практически сразу, как написал сообщение.
Отключение подкачки в Windows заметно повышает производительность системы, так как она использует свап по делу и не по делу. В сетапе с отключённым свапом лучше взять памяти с запасом, например, в 2012г я брал 8 Гб, где-то в 2018-м её перестало хватать, и надо было ставить уже 16, а сейчас лучше брать 32. Достаточно открыть штук 30 вкладок броузера, чтобы в этом убедиться.
В момент написания этого коммента, у меня открыта 81 вкладка, запущен стим и утилиты. Все это дело потребляет всего 5,5гб озу. Может вам стоит отключить телеметрию и проверить пк на вирусы?
Понятия не имею, зачем вы криво овер-описали процедуру свапа. Но система не использует файл подкачки когда ей захочется. Она обращается к нему только когда это необходимо, либо в инструкция проги прописана эффективная экономия памяти. Чтобы совсем не париться о свапе, нужно 32-64гб+ озу, потому, что некоторые приложения могут хапнуть до 30гб суммарной виртуальной памяти (игры и редакторы могут крашиться без свапа даже с 16гб озу). Но набирать кучу рам, только чтобы отказаться от свапа. ну такое себе. Проще купить ссд за 1.5к руб и выделить его под свап и темп, так будет намного рациональнее.
У меня за 25 лет использования домашнего компа вирусы были пару раз. Если не ходить по помойным ресурсам, не открывать помойные письма и не запускать исполняемый код неизвестного происхождения, то им просто неоткуда взяться. Я даже антивирус не ставлю, встроенный какой-то болтается только и молчит. Вон у меня на работе Касперский, от него вреда больше, чем от вирусов, а ни одного вируса он пока ещё не нашёл.
Я видел, как работает свап в разных операционках: VMS, Юниксы 4-х разных семейств, штук 7 версий винды от 16-битных ещё, причём не на уровне суеверного юзера, где-то что-то слышавшего, я и алгоритмы изучал (кроме Винды, конечно, у MS всё всегда закрыто, чтоб не позориться), и замеры делал. Так вот, в Винде свап по эффективности вообще никакой, просто бестолковое дёрганье диска. Даже удивительно, я думал, Катлер нормальную систему напишет, но видимо, микрософтовский менеджмент укатал его. Всё ПО с системой в совокупности может использовать 5% ОЗУ, но система будет свопиться. Причём, если размер свапа меньше размера ОЗУ, то производительность вообще падает в ноль. Это не как в нормальных системах, где свап рассматривается, как добавка к ОЗУ. Опытные коллеги подтверждали. Во времена HDD это означало (помимо низкой скорости доступа) ещё и конкуренцию с приложениями за диск, HDD же по природе однозадачные, разве что RAID может немножко параллельно исполнять запросы. Скорость сборки проекта улетала в космос, когда отключался свап, т.к. она как раз интенсивно использовала диск. На SSD происходит тоже самое, только менее заметно, т.к. там есть очередь, и параллелизм выше. Общие рассуждения о том, что что-то там делается эффективно и по необходимости, не работают применительно к MS, который всегда небрежно относился к пользовательским ресурсам.