Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения — 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, мы ставим принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Источник

Органы чувств как источник информации об окружающем мире

Разделы: Физика

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации темСтепной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает…

Аполлон Майкэв «Емшан»

Мир, полный красок, звуков и запахов дарят нам наши органы чувств

Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета представлялась живым существам совершенно темным беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, тепло и холод, прикосновения, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус – первые внешние чувства. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасностей. Постепенно первым существам открывался мир красок и звуков. Животные приобретали защитную окраску, научились тихо подкрадываться к добыче или затаиваться от врага. Все совершеннее становилось их восприятие, все разнообразнее воспринимаемый ими мир живой природы.

Представим себе, что человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним – бескрайняя синева и золотое солнце.
Он слушает шум моря, вдыхает его неповторимый запах. Человек чувствует себя сильным и счастливым, ощущает каждый свой мускул, все свое тело, крепко стоящее на земле. В его мозге рождается единый образморе, который он уже никогда не забудет.

1. ОРГАН ЗРЕНИЯ

Через орган зрения человек получает наибольший объем информации по сравнению с другими органами чувств. «Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи» – так представил мудрый грек Герофил сетчатку глаза. Сетчатка, как доказал ученый, – именно сеть и именно ловящаяотдельные, единые и неделимые кванты лучистой энергии Солнца. Квантовый характер поглощения и возникновения излучения установлен в настоящее время для всего диапазона электромагнитного спектра. Впервые гипотезу о возникновении излучения порциями энергии высказал в 1900 г. ученый Планка (1858–1947 гг.) (рис.1).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

По чувствительности глаз приближается к идеальному физическому прибору, т.к. нельзя создать прибор, который зарегистрировал бы энергию меньше одного кванта.

где h – постоянная Планка, равная 6,624*10 –27 эрг*с
v – частота излучения, с –1

Этим уникальным свойством глаза воспользовались ученые – пионеры атомной и ядерной физики. Уже столетия наука изучает глаз, открывает все новые его свойства и тайны. Неразгаданной пока тайной, одной из самых трудных и неизученных проблем современной физиологии органов чувств является цветное зрение. Совершенно неизвестно, как мозг расшифровывает приходящие к нему сигналы о цвете.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.2. Глаз человека.

Глаз – это сложная оптическая система (рис.2). Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле – это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи. Причем оптическая сила роговицы не меняется и дает всегда постоянную степень преломления.
Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь
глаза.
Доказано, что оптика глаза – всего лишь окно, в которое влетают кванты света; что сетчатка глаза и мозг делают полученное изображение четким, объемным, цветным и осмысленным (рис.3).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

2. ОРГАНЫ СЛУХА. ЗВУК. РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ СЛУХА

Мир наполнен самыми разнообразными звуками. Шум ветра и волн, раскаты грома и стрекотание кузнечиков, пение птиц и голоса людей, крики животных и звуки движения транспорта – все эти звуки улавливаются ушной раковиной и вызывают вибрацию барабанной перепонки (рис.4).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Человеческое ухо состоит из трёх частей: наружного, среднего и внутреннего, строение каждого из которых, в свою очередь, представляет довольно сложную систему. Давайте попробуем вместе разобраться в этом сложном процессе, который мы называем «слух».
С помощью ушной раковины мы определяем направление, откуда поступает звук. Наружный слуховой проход – это вытянутый канал, стенки которого продуцируют жидкую субстанцию, более известную нам как сера. Она предназначена для удаления инородных тел и предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха. Из-за глубины наружного слухового прохода температура и влажность у барабанной перепонки сохраняются практически постоянными, а последняя сохраняет свою подвижность. В то же время барабанная перепонка хорошо защищена от любых повреждений (табл.1).

Слуховой аппарат человека

Характеристика слухового аппарата человекаЗначение
Частотный диапазон звуков, воспринимаемых ухом, Гц16–20 до 20000
Частотный диапазон речи, Гц1200–9000
Частота звуковых колебаний, к которым наиболее чувствительно ухо, Гц1500–3000
Расстояние между правым и левым ухом у взрослого человека, смок. 18
Форма барабанной перепонкиОвальная
Косточки среднего уха:
Масса молоточка, мгок. 23
Масса наковальни, мгок. 25
Масса стремечка, мгок. 3
Площадь наружного отверстия слухового канала уха, см20,3–0,5
Площадь барабанной перепонки, см20,1

Через систему звуковых косточек среднего уха звуки превращаются в импульсы и передаются воспринимающим клеткам головного мозга (рис.5).
Как именно мозг расшифровывает эти импульсы и «узнает» звуки, ученым пока неясно.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.5. Передача звука клеткам головного мозга

Но звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются важным источником информации, позволяют легче приспосабливаться к окружающему миру. Что такое звук, как он возникает, распространяется, его параметры изучает специальный отдел физики – акустика.
Звук или звуковая волна может распространяться только в материальной среде, это упругая волна, вызывающая у человека слуховые ощущения. Более 20000 нитевидных рецепторных окончаний, находящихся во внутреннем ухе, преобразуют механические колебания в электрические импульсы, которые по 30000 волокон слухового нерва передаются в головной мозг человека и вызывают у него слуховые ощущения. Колебания воздуха с частотой от 16 Гц до 20 кГц в секунду мы слышим. 20000 колебаний в секунду – это самый высокий звук самого маленького деревянного инструмента в оркестре – флейты – пикколо, а 16 колебаниям соответствует звук самой низкой струны самого большого смычкового инструмента – контрабаса.
Колебания голосовых связок могут создать звуки в диапазоне от 80 до 1400 Гц (табл.2), хотя зафиксированы рекордно низкая (44 Гц) и высокая (2350 Гц ) частоты.

Диапазон частот, соответствующий голосу певца

Голос

Частота, Гц

Голос

Частота, ГцБас Б
Баритон Б
Тенор Т80–400
110–400
150–500контральто
колоратурное сопрано200–700

Доказано, что длина и натяжение голосовых связок определяет высоту голоса певца. У мужчин она составляет (18?25) мм (бас – 25 мм, тенор – 18 мм), а у женщин – (15?20) мм.
В телефоне, например, для воспроизведения голоса человека используется область частот от 300 Гц до 2 кГц. Диапазон частоты основных мод колебаний некоторых инструментов приведен на рисунке 6.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.6. Диапазон частот струнных музыкальных инструментов

Первой подлинно научной теорией слуха была теория замечательного немецкого естествоиспытателя, физика и физиолога Германа Гельмгольца (рис.7).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.7. Герман Гельмгольц

Ее называют резонансной теорией, она подтверждалась сотнями опытов, проведенными многими учеными. Но в последние годы, с помощью электронного микроскопа, обнаружились некоторые неточности этой теории, в частности, в восприятии высоких и низких звуков. Гельмгольца и итальянца Корти считают пионерами в изучении слуха, хотя они сделали лишь первые шаги. За последние 100 лет пройден немалый путь к познанию науки о слухе, сейчас идет речь о том, чтобы ее уточнять и развивать дальше. Ведь любая научная теория обязательно должна развиваться, приносить людям новые факты. Таким образом, диапазон восприятия органов слуха ограничен небольшими пороговыми возможностями восприятия малой и большой интенсивности звука, а также малым частотным диапазоном воспринимаемых звуков.

3. ОРГАНЫ ЧУВСТВ КОЖИ

Удивительно приятно подставить лицо свежему ветру! На лице, губах есть множество специальных клеток, ощущающих и прохладу ветра и его давление. Кожа не только наша защита, но и огромный источник информации об окружающем нас мире, притом источник очень достоверный. Часто мы не верим ушам и глазам своим, а ощупываем предмет – хотим убедиться в том, что он есть, узнать, какой он на ощупь. Для всех этих ощущений есть специализированные клетки, неравномерно «разбросанные» по телу.
Ухо воспринимает только звук, глаз – свет, а кожа – прикосновение и давление, тепло и холод, и, наконец, боль. Главное кожное чувство – осязание, ощущение прикосновения. Кончик языка, губы и кончики пальцев обладают самой большой чувствительностью к давлению и прикосновению. Например, на коже кончиков пальцев ощущение прикосновения возникает при давлении всего лишь 0,028 – 0,170 г на мм 2 кожи. Не вся кожа чувствует прикосновение, а только отдельные ее точки, которых около полумиллиона. В каждой точке находится нервное окончание, поэтому даже ничтожное давление передается нерву и мы ощущаем легкое прикосновение (рис.8).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.8. Строение кожи человека

Органы осязания не позволяют отличить друг от друга слабые раздражители и достаточно мелкие шероховатости.
Концентрация вредных жидкостей на коже и диапазон воспринимаемой человеком температуры невелик и обеспечивает только режим биологического выживания организма.

3.1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМА

Электрическое сопротивление отдельных участков тканей зависит преимущественно от сопротивления слоя кожи. Через, кожу ток проходит, главным образом, по каналам потовых и, отчасти, сальных желез; сила тока зависит от толщины и состояния поверхностного слоя кожи (см. рис.8).

4. ОРГАН ОБОНЯНИЯ

Как можно описать запах свежести, как объяснить разницу между запахом розы и тухлого яйца? Описать можно, если сравнить его с другим знакомым запахом! Есть физические приборы для измерения силы тока и силы света, но нет меры, которой бы можно было определить и измерить силу запаха. Хотя такой прибор очень нужен и современной химии, и парфюмерии, и пищевой промышленности и многим другим отраслям науки и практики.

Мы удивительно мало знаем об естественном органе обоняния, органе, ловящем запахи (рис.9).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.9. Запах одеколона раздражает рецепторы обоняния, затем раздражение передается в мозг

Нет до сих пор теории восприятия запаха, нет и закона. Пока есть только опыты и научные гипотезы, хотя самый первый шаг к познанию запаха был сделан 2 тыс. лет назад. Великий Лукреций Кар (рис.10) предложил объяснение чувству обоняния: всякое пахучее вещество испускает крошечные молекулы определенной формы.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.10. Лукреций Кар

В 1952 г англичанин Джон Эмур сообщил всему миру, что он отобрал семь «формочек», т.е. нашел семь «первичных запахов»: камфороподобный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, острый и гнилостный. Удалось выяснить, какую форму и размер имеют молекулы, связывающие эти запахи.
Многочисленные эксперименты доказывают, что эта гипотеза, вероятно, правильна, но до превращения гипотезы в теорию запаха еще далеко.

В лабораториях ученых решается загадка запаха, тайна чувства обоняния. Решив ее, можно будет не только измерить запах вещества, но и сделать запахи по заказу. А пока известно, что органы обоняния реагируют на некоторые газы, пары и их смеси в узком диапазоне концентрации.

5. ОРГАН ВКУСА

Вкус – понятие сложное, не только язык чувствует «вкусное». Вкус ароматной дыни зависит и от ее запаха. Осязательные клетки в полости рта обеспечивают новый оттенок вкуса, например, вяжущий вкус неспелых плодов.

Вкус во рту воспринимается вкусовыми луковицами – микроскопическими образованиями в слизистой оболочке языка. У человека во рту их несколько тысяч. Каждая луковица состоит из 10?15 вкусовых клеток, расположенных в ней подобно долькам апельсина. Экспериментаторы научились регистрировать слабую биоэлектрическую реакцию отдельных вкусовых клеток, вводя в них тончайший микроэлектрод. Оказалось, что одни клетки реагируют сразу на несколько вкусов, а другие – только на какой-нибудь один.

Но неясно, как мозг разбирается во всей этой массе импульсов, которые несут информацию о вкусе: горьком или сладком, горько-соленом или кисло-сладком. Первая классификация вкусов была предложена М. В. Ломоносовым. Он насчитал семь простых вкусов, из которых сейчас общепринято только четыре: сладкий, соленый, кислый и горький. Это простые, самые первичные вкусы, у них нет никакого привкуса. Разные области языка у человека по-разному ощущают вкус (рис.11).

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Рис.11. Восприятие вкуса у человека разными областями языка

На кончике языка находится скопление «сладких» луковиц, поэтому сладкое мороженое надо пробовать кончиком языка. За кислоту отвечает задний край языка, а за соленое – передний его край. Горькую редьку чувствует задняя стенка языка. Но вкус пищи мы ощущаем всем языком. Вместе с горьким лекарством врач приписывает еще какое-нибудь другое, которое отбивает неприятный вкус, т.к. из двух вкусов можно получить третий, не похожий ни на тот, ни на другой. Важнейшая проблема науки о вкусе состоит в отыскании взаимосвязи между молекулярной структурой вкусовой клетки, физико-химической природой вещества и самим вкусом. И на вопрос: «Чем же ограничен диапазон восприятия органа вкуса?» можно ответить, что для него характер на чувствительность только к ограниченному набору веществ и химических соединений, которые потребляет организм человека. Но человек – биологическое существо, все его органы чувств формировались в течение длительной эволюции, поэтому диапазон их восприятия был достаточным для адаптации к жизни в земных условиях. Но узкий диапазон восприятия органов чувств по сравнению с многообразием природных информационных сигналов всегда был тормозом в развитии научных представлений об окружающем мире.

Но человек – биологическое существо, все его органы чувств формировались в течение длительной эволюции, поэтому диапазон их восприятия был достаточным для адаптации к жизни в земных условиях. Но узкий диапазон восприятия органов чувств по сравнению с многообразием природных информационных сигналов всегда был тормозом в развитии научных представлений об окружающем мире (см. Приложение).

6. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Человек получает от каждого органа чувств ограниченный объем информации. Поэтому процесс познания окружающего мира можно сравнить с ситуацией, которая возникла в притче о пяти слепых, каждый из которых пытался представить себе, что такое слон.

Первый слепой взобрался на спину слона и считал, что это стена. Второй, ощупывая ногу слона, решил, что это колонна. Третий взял в руки хобот и принял его за трубу. Слепой, который дотронулся до бивня, подумал, что это сабля. А последнему, поглаживающему хвост слона, показалось, что это веревка.
Так и недостаток восприятий чувств должен был привести к противоречивым и неоднозначным представлениям о структуре окружающего мира. Жизненный опыт оказывается недостаточным при изучении явлений, определяемых временными интервалами и пространственными размерами, которые недоступны для наблюдения. В таких условиях дополнительная информация получается экспериментальными установками, с помощью которых можно расширить диапазон принимаемых сигналов, и парадоксальными физическими теориями, описывающими основные закономерности физических явлений. И, несмотря на ограниченный диапазон восприятия органов чувств, человек сумел определить структуру вещества и понять природу многочисленных эффектов вне этого диапазона.

Источник

Обучение по законам восприятия: стереотипы, синестезия и «дозы» информации

Наше обучение напрямую зависит от того, как мы воспринимаем информацию. Иногда мы видим не то, что «показывает» нам мир, совершаем ошибки. CEO «Кодабра» Дарья Абрамова разбирается в том, как это устроено и как строить обучение, зная об особенностях восприятия.

Читайте «Хайтек» в

Как работает восприятие

Человек читает книгу, смотрит на птицу, задевает горячий чайник — хотя эти процессы устроены по-разному, начинаются они примерно одинаково. Мы и наш мозг сталкиваемся со стимулом, получаем от него импульс и реагируем на него: например, продолжаем смотреть или одергиваем руку.

Восприятие часто происходит мгновенно и без участия сознания: свет попадает на сетчатку глаза, импульсы идут по зрительным нервам в нужные части коры головного мозга, одну за другой, и преобразуются в зрительный образ. Это происходит автоматически.

Восприятие — например, зрительное — состоит из нескольких этапов: взаимодействие со стимулом, отражение света на сетчатке глаза, трансдукция света в электрический сигнал, «путешествие» сигнала по зрительным нервам в зрительную кору, формирование образа предмета. В самом финале человек осознает, что он что-то видит. Чаще всего дальше возникает действие: иногда просто моргание, более пристальное внимание к объекту или движение ему навстречу.

Чем сложнее объект, на который мы смотрим, тем больше факторов влияет на его восприятие. Даже смотря на лампу, мы учитываем предыдущий опыт и может неправильно оценить ее цвет: засомневаться между зеленым и салатовым, если в нашей комнате постоянно стояла зеленая лампа. Когда человек формирует зрительное впечатление о другом человеке, подключается еще больше факторов: на нас влияют ожидания от этого человека, должность, которую он занимает. Также вступают в игру стереотипы: в автобусе человек скорее займет место рядом с миниатюрной пожилой женщиной, чем с крупным лохматым мужчиной в грязной куртке. Хотя именно «бабушка» может оказаться карманницей или просто втянуть вас в неприятную беседу.

При этом, хотя человек может ошибаться в прогнозах при восприятии лиц, он воспринимает и запоминает их эффективно. По крайней мере эффективнее, чем текст. Согласно исследованиям, люди способны запоминать более 2 тыс. изображений и воспроизводить их с точностью до 90%, а из текста он запоминает только 30%, из устного рассказа только 10%.

Как воспринимают информацию дети

В отличие от взрослых, дети способны отделять информацию от своих органов чувств и поэтому воспринимают визуальный мир по-разному, согласно новым исследованиям. Ученые из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что дети младше 12 лет не объединяют различную сенсорную информацию, чтобы осмыслить мир, как это делают взрослые. Это относится не только к сочетанию различных чувств, таких как зрение и звук, но и к разным аспектам зрительного восприятия.

В исследовании рассматривалось, как дети и взрослые сочетают информацию о перспективе и бинокулярной глубине. Ученые попросили детей и взрослых, носящих 3D-очки, сравнить две наклонные поверхности и определить, какая из них является «самой плоской», учитывая перспективу и бинокулярную информацию по отдельности или обе вместе. Только в 12 лет дети объединили перспективу и бинокулярную информацию, чтобы повысить точность своих суждений, как это делают взрослые.

Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, дети хуже конструируют зрительные образы, могут ошибаться в измерений расстояний. С другой стороны, они лучше отделяют одну информацию от другой, а значит, меньше подвержены зрительным иллюзиям и искажению информации.

Но, конечно, дети все равно объединяют информацию из разных источников. Иначе они не могли бы обучаться в принципе. Исследования показывают, что годовалые дети лучше запоминают названия предметов, если им произносят слово, когда они сами держат предмет, их головы устойчивы и предмет находится близко. То есть зрительный образ предмета и название, произнесенное родителем, сочетаются, и ребенок выучивает слово.

Как выстроить обучение, учитывая восприятие

Источник

65. Человек и его здоровье Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации темЧитать 0 мин.

65.385. Органы чувств

Органы чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.

Дистанционные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.

Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение(глаза), обоняние (нос).

Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:

Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.

Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.

Компоненты анализатора

Анализатор – система нейронов, задача которых сводится к восприятию сигнала, проведению информации о нем в головной мозг и анализе раздражения.

Термин был впервые введен И.П. Павловым. В настоящее время также используется понятие «сенсорная система».

Выделяют три основных компонента анализатора:

1. периферический компонент представлен рецепторами, воспринимающими изменения окружающей среды.

Каждый рецептор настроен на определенный раздражитель: колбочки и палочки органа зрения реагируют на изменение яркости освещения, причем реагируют они только на свет с определенной длиной волны (инфракрасный свет, например, человеком не воспринимается), рецепторы органа слуха возбуждаются только при воздействии на них звуковой волны определенной частоты (человек не может распознать ультразвук, в отличие от дельфина). Таким образом, каждый анализатор воспринимает только соответствующий ему раздражитель и только в пределах, определенных для человека.

После того как рецептор получил сигнал о каком-то явлении, он генерирует нервный импульс и передает его на следующий компонент анализатора.

2. проводниковый компонент передает сигнал в центральную нервную систему.

Передача происходит по нервам: информация от рецепторов глаза проходит по зрительному нерву, от рецепторов органов слуха – по слуховому нерву и так далее.

3. центральный компонент обеспечивает конечный анализ поступившей информации и создание образа (зрительного, слухового и тд).

За анализ информации, поступающей от разных анализаторов, отвечают разные участки коры больших полушарий:

— в височной доле находится центр слуха

— в затылочной доле находится центр зрения

— также в коре есть представительства и других анализаторов (вкусового, обонятельного, статокинетического), но о них на экзамене не спрашивают, поэтому мы не будем на них останавливаться

— стоит знать еще об одной зоне коры, которая отвечает за чувствительность. Она находится в теменной доле и получает информацию о всех видах чувствительности (болевой, температурной, тактильной, глубокой). Эта информация приходит в головной мозг по разным нервам и несет импульсы со всего тела.

Орган зрения

Зрительный анализатор – это парный орган зрения, представленный глазным яблоком, мышечной системой глаза и вспомогательным аппаратом. С помощью способности видеть человек может различать цвет, форму, величину предмета, его освещенность и расстояние на котором он находится. Так человеческий глаз способен различать направление движения предметов или их неподвижность. 90% информации человек получает благодаря способности видеть. Орган зрения является самым важным из всех органов чувств. Зрительный анализатор включает в себя глазное яблоко с мышцами и вспомогательный аппарат.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Органы слуха и равновесия

Слуховой анализатор включает в себя три основные части: орган слуха, слуховые нервы, подкорковый и корковые центры мозга.

Проводниковый отдел слухового анализатора состоит из 17 000 нервных волокон, что напоминают строение телефонного кабеля с отдельно изолированными проводами, каждый из которых передает определенную информацию в нейроны. Именно волосистые клетки реагируют на колебания жидкости внутри уха и передают нервные импульсы в виде акустической информации в периферический отдел головного мозга. А периферическая часть мозга отвечает за органы чувств.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Ухо — это сложный орган, выполняющий две функции: слушание, посредством которого мы воспринимаем звуки и интерпретируем их, таким образом, общаясь с окружающей средой; и поддержание равновесия тела.

Ухо делится на три отдела, функции которых различны.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Часть уха

Строение

Функция

Наружное ухо

Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка – граница между наружным и средним ухом

Защищает ухо, улавливает и проводит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая затем передается в среднее ухо (вызывает движение слуховых косточек)

Среднее ухо

Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Посредством слуховой (евстахиевой) трубы соединена с носоглоткой

Проводит звуковые колебания. Косточки подвижно соединены между собой и переводят колебания барабанной перепонки на овальное окно, затянутое эластической пленкой.

Евстахиева труба обеспечивает выравнивание давления в полости среднего уха по сравнению с окружающей средой

Внутреннее ухо

Полость заполнена жидкостью.

Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган (рецепторный аппарат – покровная мембрана и волосковые клетки-рецепторы)

Колебания, достигшие овального окна, распространяются по внутреннему уху по жидкости, которая его заполняет. В итоге жидкость заставляет колебаться мембрану, которая воздействует на рецепторные клетки – специальные волокна, в которых в итоге генерируется нервный импульс. В дальнейшем этот импульс по слуховому нерву передается в височную область коры больших полушарий (в центр слуха).

Орган равновесия: три полукружных канала и отолитовый аппарат

Органы равновесия воспринимают информацию о положении тела и контролируют его перемещения в пространстве. Они передают возбуждение в продолговатый мозг, мозжечок, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение.

Вестибулярный аппарат (лат. vestibulum — преддверие), орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха.

Вестибулярный аппарат — сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата — комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований — отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов. Из рецепторов равновесия поступают сигналы двух типов: статические (связанные с положением тела) и динамические (связанные с ускорением). И те и другие сигналы возникают при механическом раздражении чувствительных волосков смещением.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Органы вкуса

Строение вкусового анализатора

Периферический отдел вкусового анализатора представлен вкусовыми луковицами круглой или овальной формы, которые расположены главным образом в сосочках языка. Различают сосочки желобоватые, листовидные и грибовидные. В меньшем количестве вкусовые луковицы встречаются на мягком небе и задней стенке глотки.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Проводящий путь вкусового анализатора тесно связан с передним отделом головного мозга – гипофизом. В каждой вкусовой почке присутствуют нервные волокна, строение которых сопряжено с различными нервами. Например, передняя треть языка напрямую связана с барабанной струной лицевого нерва. Вот почему при употреблении лимона в пищу у человека может резко поменяться мимика.

Проводящий путь от миндалин лежит к языкоглоточному нерву, а вкусовые почки глотки и гортани соединены с блуждающим нервом. Вкусовой и обонятельный анализаторы соединяются в одиночном пучке продолговатого мозга, ядра которого отвечают за большинство реакций на пищу и иные раздражители чувствительных рецепторов.

В центральном отделе сосредоточены отростки нейронов еще одного отдела головного мозга, а именно гипоталамуса. Функции этого отдела вкусового анализатора выражены в реакции на вкусовые, температурные и механические раздражители.

Кожный анализатор

К кожному анализатору относят совокупность анатомических образований, согласованной деятельностью которых определяются такие виды кожной чувствительности, как чувство давления, растяжения, прикосновения, вибрации, тепла, холода и боли.

Кожа различных участков тела имеет разное количество рецепторов и соответственно обладает неодинаковой чувствительностью. Особенно большое количество рецепторов расположено на поверхности губ, на кожной поверхности кончиков пальцев.

Обонятельный анализатор

Обонятельный анализатор отвечает за восприятие и анализ запаха.

Периферический отдел: рецепторы слизистой оболочки верхней части носовой полости. Обонятельные рецепторы в слизистой носа оканчиваются обонятельными ресничками. Газообразные вещества растворяются в слизи, окружающей реснички, затем в результате химической реакции возникает нервный импульс.

Проводниковый отдел: обонятельный нерв.

Центральный отдел: обонятельная луковица (структура переднего мозга, в которой осуществляется обработка информации) и обонятельный центр, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий.

В коре происходит определение запаха и формируется адекватная на него реакция организма.

Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Смотреть картинку Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Картинка про Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем. Фото Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии информации тем

Восприятие вкуса и запаха дополняют друг друга, давая целостное представление о виде и качестве пищи. Оба анализатора связаны с центром слюноотделения продолговатого мозга и участвуют в пищевых реакциях организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *