Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие

Нам не должны. Должны – мы сами

Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть картинку Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Картинка про Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие

Важнейшее умение

Умение быть благодарным – одно из самых важных в жизни человека. Почти наверняка многие из нас слышали от самых разных людей, совсем не обязательно церковных, что стоит человеку научиться благодарить – и его жизнь во многом изменится. Почему же это так? Как всего одно умение может изменить то сложное и многогранное переплетение, коим является наша жизнь?

На самом деле благодарность – это всегда радость для человеческого сердца, при том что как раз радости нам для нормального внутреннего состояния зачастую катастрофически не хватает. Нехватка эта определяется не тем, что человек в реальности имеет, а тем, как он на это реагирует. Люди нередко приходят к священнику с вопросом: «Почему же мне так плохо, и как сделать, чтобы было хорошо?». Умение благодарить как раз и приводит человека к этому «хорошо», потому что вместо непрерывной озабоченности в сердце водворяется мир.

Риск всего лишиться

Благодарность как свойство человеческой души начинается с готовности благодарить за малое и этим малым довольствоваться.

Благодарность как свойство души начинается с готовности благодарить за малое и этим малым довольствоваться

Большинство из нас сталкивалось в жизни с людьми, которые, какие бы благодеяния им ни оказывались, какие бы дары им ни преподносились, всё равно оставались глубоко несчастными – по самым разным причинам. Но по сути причина одна: вначале человек не благодарит за то малое, что получает, поскольку ему кажется, что он заслуживает гораздо большего. А потом это входит в привычку, и человек уже о любом даре начинает думать, что это нечто меньшее, нежели он бы хотел. Что такому человеку ни дай, он будет оставаться в упадническом настроении духа. Это уже не только черта характера, а некое духовное повреждение, которое трудно бывает исправить.

Самое страшное, что неблагодарность не только делает человека несчастным – она лишает его способности получать то, что ему действительно необходимо и что ему готовы дать. Так, у ворот храма можно встретить людей, которые просят милостыню. И бывает, что кто-то из этих нищих, если ему подают несколько рублевых монеток, с досадой швыряет их вслед уходящему, потому что его столь мизерным подаянием, по его мнению, оскорбили. Мне такое приходилось видеть неоднократно, и такой человек обычно никак не может понять: люди подают то, что подают, – то, что хотят и что могут, и не в нашей воле заставить их делать это как-то иначе. Но из таких монет складывается к концу дня некоторая сумма, на которую человек может хотя бы что-то купить поесть, а когда человек выбрасывает мелочь, он остается голодным, и это в данном случае его собственный выбор.

И точно так же человек, что-то получающий от Бога, может через свою неблагодарность абсолютно всего лишиться. По слову преподобного Исаака Сирина, ни одно благодеяние Божие не пребывает не умноженным, кроме того, за которое человек остается неблагодарным. То есть благодарный человек получает в итоге гораздо больше, нежели уже получил, а неблагодарный перестает получать и то, что получал.

Восточная притча

Благодарность за малое не должна приводить человека к бездеятельности, не должна становиться для него оправданием пассивной и апатичной жизни. Эту грань достаточно легко определить по результату наших действий, поступков. Нужно окинуть взглядом более-менее долгий отрезок своей жизни и честно спросить себя: «Я топчусь на месте, или я всё же куда-то иду и приобретаю опыт?» Благодарность Богу должна быть сопряжена с трудом, с напряжением сил, с попыткой движения – только тогда это свидетельствует о том, что наша христианская жизнь имеет верное направление.

Мне с детства запомнилась одна восточная притча.

Шел по пустыне человек и встретил странствующего дервиша. Этот дервиш говорит ему: «У меня есть чудодейственная мазь. Если хочешь, я намажу тебе один глаз, и ты увидишь сокровища, которые находятся у тебя под ногами, в земле». Тот ответил: «Конечно, хочу». Мазь подействовала, он увидел сокровища, откопал, положил перед собой. И говорит: «Намажь мне второй глаз, пожалуйста. Я хочу увидеть больше сокровищ!» Но странник ответил: «Нельзя, потому что тогда ты ослепнешь». Человек продолжал настаивать, дервиш намазал ему второй глаз – человек ослеп, а дервиш забрал сокровища и ушел.

Когда ты пристально всматриваешься в свою жизнь, понимаешь: тебе есть за что благодарить и Бога, и людей

В этой притче, помимо всего прочего, раскрывается, на мой взгляд, еще одна причина неблагодарности – неумение человека всматриваться и нежелание всмотреться в то, что ему уже в этой жизни дано. Когда ты всматриваешься, когда ты перестаешь скользить по поверхности в каком-то бесконечном беге, ты находишь в уже существующем смысл – и понимаешь, что тебе есть за что благодарить и Бога, и людей. А поверхностное отношение порождает постоянную жажду новых стяжаний, и от нее человек действительно слепнет.

Должны мне или должен я?

А бывает даже такое «православное» обоснование неблагодарности: «Человек ведь дал мне то, что должен был дать. Он христианин, и для него это заповедь: “просящему у тебя дай” (Мф. 5: 42)». На самом деле, конечно, любой человек, и верующий в том числе, должен понимать: окружающие люди нам ничего не должны. А как же заповедь? А это мы должны им – всё, что говорится в Евангелии, человек должен применять к себе, а не рассматривать это как обоснование своих требований к окружающим. Вот когда человек поймет, что требовать у других проявлений любви и заботы никогда и ни в каких обстоятельствах нельзя, а отдавать всё то же самое всегда можно, и начнется его становление как христианина.

Если же человек считает, что можно не благодарить Бога, потому что это Он нас сотворил, вдохнул в нас жизнь и потому должен обеспечивать наше существование, то это неразумие, возведенное в превосходную степень. Бог ничего не должен человеку – Он ни от кого и ни от чего не зависит. И при этом Господь по одной лишь любви Своей добровольно взошел на Крест, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь. И каждому из нас Он тоже по любви дает абсолютно всё, что нам необходимо и для этой земной жизни, и для вечного спасения. А потому, чего в жизни ни коснись, это может быть поводом для благодарения Богу. Порой, когда начинаешь что-то из прошлого вспоминать, понимаешь: вот здесь ты на что-то отвлекся и не успел сделать шаг на дорогу – а там в это время с огромной скоростью промчалась машина; а здесь ты, наоборот, чуть ускорился, и за твоей спиной упала сосулька, которая могла бы тебе голову проломить. Думаю, что каждый в своей жизни такие эпизоды может вспомнить и возблагодарить Господа и своего ангела-хранителя за то, что жив. И нужно время от времени такие моменты в памяти перебирать, чтобы чувство благодарности в нас возгревалось.

Особая близость

Люди, приходящие в храм, порой задают вопрос: «Как научиться благодарить Бога за то, что причиняет сильную боль?» Ответ здесь один: ты сможешь это только в том случае, если будешь смотреть на жизнь духовно. А это, в свою очередь, нельзя сделать по рецепту, по алгоритму – это плод духовного подвига человека, охватывающего всю его жизнь. Многие подвижники, умирая, благодарили Бога больше всего именно за перенесенные скорби, и это было совершенно искренне. В скорбях человек бывает необыкновенно близок к Богу, ему открывается то, что в других обстоятельствах никогда бы не открылось, потому что он оказывается способным это вместить. Каждая скорбь, пережитая без ропота и с доверием Богу, – это маленькое мученичество; и возможно, если бы таких тяжелых моментов на нашем пути не было, нам при своей худой жизни было бы трудно на милость Божию надеяться.

Если мы в скорби не находим сил от души благодарить Бога, возблагодарим Его хотя бы устами – и нам станет легче

У святителя Игнатия (Брянчанинова) в «Аскетических опытах» есть очень хорошее на этот счет наставление. Он советует, когда никакие доводы разума уже не действуют и мы погружаемся в пучину беспросветной скорби, благодарить Бога хотя бы устами. Он говорит, что слова благодарения удивительным образом воздействуют на человеческое сердце: чувства утихают, ум высвобождается из плена угнетающих помыслов, благодарение соединяется с молитвой – и в какой-то момент начинает стихать скорбь, и мы действительно ощущаем ту благодарность, о которой говорят наши уста. И к этому нужно прибегать не только в тяжелые моменты жизни – надо постараться превратить это в постоянную практику. Потому что благодарение, доверие Богу и смирение в совокупности приводят человека к любви, а любовь – это то единственное, что может сделать каждого из нас счастливым.

Источник

Один из законов Вселенной:»Чем больше отдаете, тем больше получаете.»

Практически каждый богатый человек знает об этом законе. Вспомните, хотя бы, Рокфеллера, богатейшего человека своего времени и мецената, который основал университет в Нью-Йорке.

В феврале 2010 года Гейтс выступил с предложением ко всем миллиардерам о передаче половины их состояния на благотворительную деятельность. Как Вы думаете, почему?

Понятие «духовная десятина» раньше относилась только к церкви и выглядела, как дар именно церкви. Этот обычай, или правило существовал еще со времен древних иудеев.

Но дело в том, что это еще и один их Духовных законов Вселенной.

Вы спросите, почему? Ответ прост: когда Вы отдаете 10% своих доходов на благотворительность, Вы тем самым показываете Вселенной, что признаете духовную природу того, что имеете. Вы благодарите единый источник, из которого черпаете все Ваши средства. Это может быть церковь, любая другая благотворительность, помощь нуждающимся.

Рэнди Гейдж проводит такую параллель: если бы Вам дали платиновую кредитную карту и разрешили покупать по ней все, что захотите, Вы бы отказались? Вы спросите, на каких условиях? Очень простых: Вы должны вернуть 10% с каждого потраченного доллара. Так отказались бы или нет? Примерно так же действует и этот духовный закон.

Причем, самое интересное, что, чем больше Вы отдаете, тем больше Вы получаете. И это касается всего: если Вам не хватает денег – отдавайте деньги, если не хватает любви – отдавайте любовь и т. д. Это истинная правда. И этот Закон знают (или интуитивно чувствуют) почти все богатые люди.

Кстати, забавно слышать завистливых и злобных людей, которые постоянно ругают богатых. Они даже не подозревают, сколько денег тратят богатые люди на благотворительность. Вспомните Савву Мамонтова, Третьякова – создателя Третьяковской галереи. Список можно продолжать долго. Только хочу обратить Ваше внимание на нюанс: не путайте благотворительность и спонсорство. Спонсорство рассчитано на рекламу, а благотворительность осуществляется бескорыстно. Помните слова из Библии о том, что помогая, Ваша левая рука не должна знать, что делает правая. Правильно поступают люди, помогающие нуждающимся, например, в дорогой операции и остающиеся неизвестными.

Я как-то раз задалась вопросом, а на что еще можно отдавать эту духовную десятину? И нашла ответ у Джо Витале. Он советует отдавать туда, откуда Вы получили какую-то духовную поддержку.

Я, например, придумала только церковь. Расскажу Вам несколько примеров из своего опыта.

Первый раз я убедилась в действии этого закона 6 лет назад. Я работала в 5-ти звездочном отеле и рядом с галереей, где я работала, прямо на территории отеля, находилась малюсенькая церковенка. Службы там проводились крайне редко, по праздникам, но она всегда была открыта. Так вот, после каждой зарплаты, я шла туда и опускала в ящичек 10% от полученной суммы. Отдавала с благодарностью. И что же дальше? Через месяц, когда я оказалась в трудной ситуации – мне срочно пришлось искать квартиру (а в разгар туристического сезона это почти нереально), я нашла, но за большие для меня деньги, и мне помог человек, от которого я НИКОГДА не могла ожидать помощи.

Дальше – больше. Я стала зарабатывать все больше, мой друг постоянно помогал мне деньгами и, в итоге, я даже смогла накопить определенную сумму. Причем приток денег не прекратился даже после того, как сезон закончился и я уехала.

Другой пример. Я работала с ребенком в одном загородном доме. Рядом, в деревушке, была небольшая церковь. Не надо и говорить, что с каждой зарплаты я оставляла там 10%. Однажды церковь оказалась закрытой, и я просто положила деньги в конверт, написала «Тому, кто их найдет» и оставила под дверью. Идя обратно, я решила для себя, что я отблагодарила Вселенную, а она сама распорядится этими деньгами. Каково было мое удивление, когда, пройдя метров 100 и оглянувшись, я увидела, что конверт подобрал священник этой церкви! Но и это еще не все. По окончании моей работы в этом доме, мне выплатили сумму в размере зарплаты и плюс столько же. А, по прошествии некоторого времени, у меня появилась сумма в 5(!) раз больше, чем все, что я накопила.

Вот так действует этот Закон. Вы можете почитать об этом, например, в книге Рэнди Гейджа «7 духовных законов вашего процветания». Он тратит огромные деньги на благотворительность, построил церковь, поддерживает молодых актеров и певцов. Да мало ли кого еще.

Главное в этом законе – искренность!

Вы должны искренне благодарить Вселенную (Бога) и НЕ ждать Ваш вклад обратно. Это ведь не сделка, правда?

Так что, как видите, щедрым быть выгодно. Вы показываете Вселенной, что живете в изобилии. И энергия изобилия начинает появляется в Вашей жизни.

Так что, будьте благодарными и щедрыми!

Поделитесь своими мыслями по этому поводу и, конечно, делитесь статьей с друзьями.

Источник

Отданное возвратится

Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть картинку Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Картинка про Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие

Когда человеку плохо и тяжело, он, как правило, все воспринимает обостренно. И обостреннее всего чувствует — чего бы он хотел от других людей, какой помощи, какой заботы. Помощь и забота даются не всегда. Но это и не страшно. Есть Господь и Его помощь и забота, которые могут проявляться многообразно и далеко не во всех случаях явно. Кроме того, это время — лучшее, чтобы понять… иных людей — их ожидания, чаяния в схожих ситуациях. И если именно так его использовать, то можно стать очень чутким к боли и скорби другого, сердечным, теплым. А когда делаешься таким, то — вот удивительная вещь! — уже не так нуждаешься в том, чтобы кто-то был столь же чуток и сердечен по отношению к тебе.

Это вообще удивительный духовный закон: начинаешь отдавать то, что так нужно тебе самому, и тотчас получаешь это же вдвойне и втройне. Я не о материальных предметах говорю, конечно, а о том, что больше к области душевной и духовной относится. Хотя и с материальным так бывает — делишься последним, сам без гроша остаешься, а Господь тотчас посылает то, чего и ожидать ты не мог, буквально из нищего богачом делает. Особенно же, если предвидит, что ты и снова обнищать ради ближнего не откажешься.

Сколько людей, которые мучаются оттого, что их «никто не любит»»! А ты начни любить сам. Или, если нет в тебе любви или чего-то, хотя бы отдаленно ее напоминающего, делай дела любви. И ты увидишь, что тебя полюбят. Знаешь, почему? Потому что будет наконец, за что.

Воистину мало кто по-настоящему смог познать эту удивительную истину: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Если бы познали, то только бы и давали, не ожидая ничего взамен и получая, однако, неизмеримо больше. И это на самом деле именно так — не слова это красивые, а самая реальная, опытом удостоверяемая правда.

В чем основа этого закона, в чем секрет его таинственного действования, в чем тайна? В том, что даем мы людям, а возвращает нам Господь. Иногда сразу и так, что не заметить — захочешь, да не сможешь. Иногда — после и прикровенно. Ведь Он Сам говорит: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих сих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Люди могут быть неблагодарны и чаще всего оказываются такими, но не Господь. Если же чего-то сейчас и не вернет Он тебе, то вернет потом — сторицей, не скорби понапрасну. Когда потом? Тогда, когда нуждаться в этом будешь более всего, когда все, что здесь, пройдет, словно сон.

Источник

Часть 7. Сребролюбие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Культ золотого тельца

Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Смотреть картинку Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Картинка про Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие. Фото Чем больше отдаешь тем больше получаешь православие

Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.

Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.

Почему тяжело спастись богатому?

Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).

Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.

Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.

В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.

В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».

В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».

Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.

Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.

Не очерстветь сердцем

Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.

Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.

Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что нам пить?” или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».

Сребролюбие и другие грехи

Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.

Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.

На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.

У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:

И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:

И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.

«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».

Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.

Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.

В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.

У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.

Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Борьба с любостяжанием

Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:

– милосердие к бедным, нуждающимся;

– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;

– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.

Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).

Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.

Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *