Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность возникновения проблем с наркотиками
мнения
Чем крупнее предприятие, тем больше вероятность возникновения проблем с наркотиками
Из выступлений на семинаре
Легкие наркотики – тяжелые последствия
Кандидат социологических и медицинских наук, руководитель проекта по научным разработкам развития методов профилактики наркомании из Швеции Ульрик Херманссон в своем выступлении четко и ясно изложил причины необходимости профилактики наркотиков в производственной среде. Также, чтобы не у кого уж точно не оказалось сомнений, объяснил пагубность употребления самых легких наркотиков на примере каннабиса (марихуаны).
Многие полагают, что профилактика наркомании ограничивается убеждениями в том, что наркотики – это вредно. Конечно, это не так. Профилактика включает в себя три составляющих. Это предупреждение наркомании, выявление ее на ранних стадиях у людей, занятых на производстве, и непосредственное лечение и реабилитация больных. Чаще всего средства и силы в большинстве стран тратятся на первый и третий этапы профилактики. Но такие меры не принесут желаемого результата без принятия вторичных мер – выявления начинающих наркоманов. Можно привести простой пример. Глупо объяснять мальчишкам, что нельзя кидать камни в окна или просто заменять уже побитые стекла, при этом не препятствуя их действиям. Общество должно контролировать ситуацию.
Поэтому естественно, что при приеме на работу вас могут попросить пройти специальный тест. Вы не обязаны проходить такие тесты, но работодатель в таком случае имеет право не брать вас на работу.
У многих может возникнуть резонный вопрос: «Что такого, если сегодня я выкурю косячок, а завтра отправлюсь на работу?». На первый взгляд – ничего страшного. Но тесты, проведенные в среде летчиков, доказали обратное. Десяти летчикам, лишенным лицензии за употребление марихуаны, в рамках эксперимента предложили выкурить по одной сигарете с марихуаной (доза очень маленькая). После чего летчики на специальных имитаторах должны были посадить самолет. До выкуривания сигарет у них это получалось хорошо. Через час отклонение от осевой линии было катастрофическим. Через четыре часа – также слишком большим. И даже через сутки после марихуаны результат посадки был хоть и с меньшим, чем до этого, отклонением, но также недопустимым.
После эксперимента летчиков спросили, как по их ощущениям проходила посадка. Девять из десяти назвали самым успешным результат спустя сутки. Они уже не ощущали действия наркотика, но он все еще влиял на работу организма.
Все это обусловливает то, что Швеция имеет 15-летний опыт работы по выявлению наркомании в рабочих коллективах. В уставах предприятий прописывается необходимость профилактики, рабочие ставятся в известность – они сами должны понимать важность таких мер для их же собственной безопасности. Тесты могут проводится при возникновении подозрительных ситуаций, методом случайной выборки, при лечении персонала.
Не возникает ли в ситуации обязательного тестирования ущемления прав личности? Европейский суд, в котором однажды рассматривалось аналогичное дело, постановил, что нет. Потому что там, где сталкиваются права одного человека с потенциальной опасностью для группы людей, окружающих его, интересы последних, несомненно, перевешивают.
Российский опыт: электростанция как зона особого внимания
Владимир Николаевич Новокшенов, секретарь межведомственной комиссии по вопросам наркомании, г.Сосновый Бор, поделился опытом контроля работников электростанции.
Владимир Николаевич Новокшенов
На всех атомных электростанциях существует стандартная система контроля работающих. Конечно, весь этот контроль не специфический, он направлен на выявление людей, непригодных к работе по состоянию здоровья – физически и психологически. Но это позволяет также не иметь проблем с наркоманией.
Существующую систему контроля можно считать многоуровневой. Она сохранилась еще с советских времен. Ежегодно все работающие на станции проходят психофизиологическое обследование, которое длится около шести часов. Проводятся психологические тесты, проверяется скорость реакции, объем памяти. Если у человека существуют какие-то проблемы, это непременно будет замечено врачом. По результатам обследования может быть дано направление на лечение или на кратковременный отдых.
Весь персонал раз в три месяца проходит медосмотр. Обязателен также и предсменный контроль: измеряется давление, пульс, смотрятся внешние данные. Если с человеком что-то не в порядке, это тут же будет замечено.
Кроме того, Сосновый Бор – городок маленький. Если человек обратится к наркологу или к психиатру, это быстро станет известно. Скорее всего, его сразу устранят из опасной зоны работы.
Все эти меры довольно эффективны. Поэтому можно не опасаться того, что человек, принимающий наркотики, будет допущен к управлению станцией.
Конечно, система профилактики наркомании гораздо шире, чем проверки работающих. Уже во время учебы со студентами, готовящимися к работе на станции, ведется профилактическая работа. Это и проверка на профпригодность, и те же медицинские осмотры.
Но наркомания остается. От нее можно лишь оградить какие-то участки человеческой деятельности. И проблемы, с ней связанные, также есть. В городе нет своей лаборатории по определению наркотика. Приходится ездить в крупные центры. В тот же Санкт-Петербург, например…
Крупному предприятию дороже репутация
Чем больше предприятие, тем больше вероятность возникновения проблем с наркоманией. Многие крупные производители Европы уже давно поняли эту нехитрую истину и серьезно занялись профилактикой наркомании. Оказывается, в России также существует опыт профилактики на больших предприятиях. Об этом рассказывала на семинаре руководитель Центра педагогической профилактики наркозависимости в ООО «Тюменьтрансгаз» Людмила Степановна алексеева.
Людмила Степановна, педагог по специальности, 25 лет проработала в школе в небольшом городке Югорске. Затем разработала программу профилактики наркомании и предложила руководству ООО «Тюменьтрансгаз», самому крупному предприятию Газпрома. Руководство почитало, подумало, и Людмиле Степановне предложили работать руководителем центра профилактики. «Тюменьтрансгаз» дорожит своей репутацией, поэтому здесь серьезно отнеслись к проблеме наркомании.
«На самом деле весь центр состоит из одной меня», – смеется Людмила Степановна.
Тем не менее, «Тюменьтрансгаз» стало одним из лучших предприятий страны по социальной защите работников. Для этого было достаточно инициативы лишь одного неравнодушного человека. На предприятии существуют Совет и методический Центр профилактики, назначающие ответственных за проведение профилактики в его филиалах. Программа профилактики довольно объемная и рассчитана на молодых работников предприятия. В группу риска входят молодые люди от 18 до 30 лет. Поэтому проводить профилактику начинают уже с претендентами на работу. Кроме собеседования, в обязательном порядке дается направление на тест-анализ для выявления наркотика в организме. Проводятся очередные и внеочередные медосмотры работающих.
Работников и членов их семей постоянно доступно и грамотно информируют о проблемах наркомании и способах профилактики. Среди способов информирования – рассказы о негативном влиянии наркотиков на здоровье и продолжительность жизни, описание жизни наркоманов, их деградации и жизненных трудностей. Эта стратегия направлена на то, чтобы вызвать страх наркотиков. Конечно, такие меры не всегда эффективны и поэтому применяются в комплексе с другими. Например, на производстве также постоянно поступает профилактическая информация. В коллективы приглашаются медики, психологи, социальные работники и работники МВД.
В ООО «Тюменьтрансгаз» постоянно следят за здоровьем работников, предоставляется возможность отдыха в профилакториях города, здравницах России и зарубежья, лечение в лучших клиниках России. К тому же здесь хорошо понимают, что обеспечение благоприятных психологических условий, материальной стабильности, духовного здоровья, достойная социальная политика – все это является непосредственной профилактикой наркомании. Молодым людям помогают активно отдыхать, участвовать в работе различных молодежных движений.
Сами работники предприятия с пониманием относятся к проводимым мероприятиям, поэтому конфликтных ситуаций не возникает. Если у человека выявляют следы наркотика, существует несколько вариантов дальнейших действий. Его могут перевести на более безопасную работу, могут и уволить. К сожалению, денег на лечение наркомании предприятие не выделяет, но родственникам больного всегда помогут с советом, куда необходимо обратится.
Конечно, предприятие «Тюменьтрансгаз» достаточно богато, чтобы позволить себе такой профилактический комплекс. Работникам хорошо платят, и уже одно это является частью профилактики. Но, тем не менее, необходимо понимание того, что профилактика наркомании нужна.
Мы в ответе за тех, кого воспитали
Кириши – город небольшой, но именно здесь растет молодежь, которая в большинстве своем пойдет работать на завод КИНЕФ, крупнейшее предприятие Ленинградской области. Елена Александровна Полторацкая, заместитель главы администрации МО «Киришский район», на семинаре не выступала. Но нам удалось поговорить с ней о том, что делается администрацией для решения проблемы наркомании среди подростков.
В 2000 году наша область лидировала по количеству ВИЧ-инфекции в области. А это говорит и о высоком уровне наркомании. Поэтому мы не могли не осознать необходимости вести политику по профилактике наркомании.
В основном мы занимаемся первичной профилактикой. Необходимо было обучить учителей и социальных работников каким-то профилактическим основам. Мы начали приобретать специальную литературу для школ, организовывали тренинги и семинары для преподавателей. В каждой школе помимо учителей работают социальные работники, знакомые с проблемой наркомании. Конечно, может показаться, что этого недостаточно, но когда мы только столкнулись с этой проблемой, мы не знали о наркотиках ничего. Учитель, знающий основную терминологию наркоманов, услышит какие-то слова в разговоре детей и сможет как-то повлиять на ситуацию. Самое страшное – это равнодушие и непонимание проблемы. Когда люди видят, что что-то происходит, и проходят мимо. Но для того, чтобы они не оставались равнодушными, они должны понимать проблему, знать, как нужно действовать.
Раз в 2 года мы проводим специальное тестирование учащихся. Сейчас значительно увеличилось число тех, кто знает, к кому обращаться со своими проблемами (к учителю, к психологу и наркологу). Повысилось доверие детей к чужой помощи.
За последние 4 года увеличился возраст наркоманов, сейчас это 26-30 лет. Бывшие наркоманы начинают предпочитать алкоголь.
Кириши – довольно богатый город. Как ни странно, замечается тенденция, что наркомания выше там, где выше уровень жизни. Подростки из обеспеченных семей уезжают учиться и начинают баловаться наркотиками. Наверное, это связано с тем, что они ощущают недостаток острых ощущений.
Программа первичной профилактики, возможно, действует успешнее именно в таком небольшом городе. Все у всех на виду, если человек начинает принимать наркотики, с ним происходят необратимые изменения, семья на глазах теряет близкого человека – обо всем становится известно соседям. Это само по себе является наглядным примером, помогает избегать поверхностного отношения к наркомании. Если проблему понимают, это уже немало.
Для того чтобы у молодежи не оставалось времени на наркотики, нужно стараться занимать их свободное время. Поэтому администрация выделяет средства на развитие сферы досуга. Для подростков работает молодежный центр, детско-юношеская школа, конюшня, 11 клубов. Мы стараемся поддерживать инициативу ребят, когда они предлагают провести какую-то выставку или праздник. Проблемы возникают от безделья, и в наших силах помочь найти занятие по интересам.
Победа – это осознанная необходимость
В результате совместной работы Мурманского областного наркодиспансера с комбинатом «Печенганикель» за два года уменьшилось в несколько раз количество работников производства, принимающих наркотики. Был накоплен неплохой опыт профилактической работы. Но одна из оставшихся проблем – в том, кому этот опыт передать.
Владимир Владимирович Костров
Владимир Владимирович Костров, ответственный секретарь антинаркотической МВК Мурманской области, рассказал о том, что крупнейшее предприятие «Печенганикель» заниматься профилактикой заставила необходимость, которую вовремя осознали. На территории предприятия стали появляться шприцы, и руководство забило тревогу. Совместно с Мурманским наркологическим диспансером была разработана программа профилактики наркомании для предприятия.
«У нас было два пути – говорит Владимир Костров,- либо заниматься санитарным просвещением и тратить на это средства, либо заняться обследованием персонала. Просвещение будет действенным тогда, когда каждый школьник будет хорошо представлять, что он не сможет иметь достойную работу, принимая наркотики. В таком случае просвещение будет небесполезным.
На комбинате «Печенганикель» люди получают достойную зарплату. Также это единственное кормящее предприятие города, и потерять работу на предприятии для людей приравнивается к катастрофе.
Тем не менее, интересно, кому первому в голову пришла мысль обследовать персонал на наркотики. Какой бы необходимой ни была эта мера, нужна инициатива одного человека для проведения такого рода исследований.
Периодические обследования и обследования при приеме на работу проводились несколько лет подряд. В результате из 96 человек, потреблявших наркотики и выявленных в результате обследования, 65 прекратили их употребление. За второй год обследования на 68,5% снизилось количество потребляющих наркотики. Все это доказывает действенность проводимой на предприятии профилактики. Снижается количество потребляющих наркотики работников – растет безопасность работы предприятия. К сожалению, «Печенганикель» – одно из немногих предприятий мурманской области, где проводится такого рода профилактика. Программа профилактики рассылалась многим, но не многие ответили. Руководство крупных предприятий не до конца понимает проблему наркомании и ее последствия для себя. Был звонок с крупнейшего предприятия – от руководителей Мурманского пароходства – с пожеланиями обследования моряков. Но отчасти нужно руководству это было не для того, чтобы предупредить развитие наркомании, а для соответствия международным нормам в заграничных плаваниях. Для проведения профилактики есть все – необходимая законодательная база, разработанные методы анализов, опыт работы. Остается дело за малым – необходима личная заинтересованность руководств предприятии.
«Ты случайно не нажми на курок»
Юрий Евгеньевич Кочнев, председатель попечительского совета центра содействия, г. Москва, говорил очень убедительно, заставив участников конференции поверить, что проблема наркомании решаема. И решение – в реальной способности действовать.
Юрий Евгеньевич Кочнев
Борьба с наркоманией, которая сейчас существует – это борьба с последствиями, а не с причинами, как должно быть. Человека можно вылечить от физической зависимости, но от психологической – почти невозможно. Тот факт, что оборот денежных средств, занятых в наркобизнесе, практически равняется бюджету РФ, говорит о необходимости борьбы административными методами. Государство может и должно использовать свои административные возможности. И это реально. В 2001 году центр содействия разработал систему контроля совместно с профессором Изотовым. Эта система должна способствовать уменьшению наркомании на производстве. Еще один момент – разработка общих баз данных для наркоманов. Человек, употреблявший наркотики, должен быть отстранен от вождения автомобиля, должен иметь трудности на работе. Это не лишение прав наркоманов, это лишение возможностей. Так же начнут действовать и родители, зная, что их действия принесут реальную пользу. Пока мы ходим с плакатами, родители только раздражаются. И их можно понять, ведь зачастую такая профилактика только усугубляет интерес детей к наркотикам.
Удивительно сопротивление предприятий принятию каких-либо решительных мер. Некоторые из руководителей на предложение провести мероприятия по выявлению наркоманов восклицают: «А летать ты у меня будешь?». При этом многие руководители хорошо осведомлены о том, что их сотрудники принимают наркотики. И таких становится все больше. Конечно, говорить об эпидемии в России нельзя, но ситуация серьезная. В то время как конкретные действия способны в течение года сделать проблему решаемой. Система государственного контроля создает реальные условия в государстве, когда употребление наркотика становится просто невыгодным. В таком случае проблема становится вполне решаемой.
Опубликовано Команда BootUps в 06.06.2018 06.06.2018
Поиск по сайту
Свежие записи
Все рубрики
Метки
Архив публикаций
В большинстве компаний, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь, о которых читаете в прессе или которые изучаете в школе, сотни и даже тысячи сотрудников. В них не прекращается поток денежных средств, у них есть проверенные бизнес-модели (я объясню, что это такое, в следующей главе).
Потому что именно таким мы представляем бизнес. Ведь так легко представить, что руководить компанией можно только при помощи секретарей и юристов, с ежегодными отчетами и горой канцелярских принадлежностей. Конечно же, на самом деле, это не так. Однако взглянуть со стороны на разницу между тем, что делают они, и тем, что делаете вы, весьма полезно.
Развитие собственного небольшого бизнеса также сильно отличается от управления таким гигантом, как, например, «IBM», как игра в настольный теннис отличается от игры в большой теннис. Вы должны отчетливо понимать, в чем разница, а также разобраться в том, как использовать масштабы вашего дела в качестве преимущества.
Традиционные компании процветают по множеству причин, но есть пять ключевых моментов, из которых они извлекают выгоду.
1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ (дистрибьюторская деятельность)
Каким образом получатся так, что «Random House» издает такое количество бестселлеров, а «Warner Music» выпускает так много хитов? Именно дистрибьюторская деятельность лежит в основе процветания большинства компаний в сфере торговли. В двух словах, вы не сможете ничего продать, если это не попадет на прилавки магазинов.
Компании, которые выпускают массу различной продукции, могут себе позволить нанимать множество продавцов. Они могут распространять рекламную информацию о многочисленных, предлагаемых ими товарах, они могут предложить предприятиям розничной торговли рентабельный способ заполнения прилавков их магазинов товарами.
Как правило, владельцы предприятий розничной торговли не любят рисковать. Им нужны гарантии того, что продукция, которую они приобретают у компании, будет продаваться. Они хотят, чтобы эта продукция рекламировалась по всей стране, привлекая покупателей. Они настаивают на условиях кооперативного сотрудничества, при которых производитель платит им за местную рекламу продукции.
Вот почему хлопья «Kellogg’s» неизменно возглавляют фондовые таблицы. Многие маленькие компании могут производить лучшие хлопья и, определенно, могут продавать их дешевле. Однако компания «Kellogg’s» готова платить за «место на прилавках» супермаркетов. Рекламу «Kellogg’s» показывают во время субботних утренних телевизионных шоу.
У «Kellogg’s» есть сотни торговых представителей, которые бродят между прилавками в продуктовых магазинах по всей стране. «Kellogg’s» всегда выигрывает в битвах за место на рынке товаров массового производства и потребления, потому что преуспевает на последнем и самом важном этапе: представлении товара непосредственно потребителю.
2. ДОСТУП К КАПИТАЛУ
Крупные шишки могут занимать деньги. Большие деньги. Для гиганта автопрома не представляет особого труда взять ссуду в двести миллионов долларов на выпуск новой линии автомобилей.
В тех отраслях промышленности, где расходы на технику, оборудование, научные исследования и разработки и маркетинг высоки, часто господствуют крупные компании, которые могут получать большие кредиты с низкими процентными ставками.
Корпорации «Майкрософт», например, понадобилось шесть или даже больше лет, чтобы превратить «Windows» из жалкого подобия продукта в гиганта рынка операционных систем, каким «Windows» является сейчас.
Год за годом компания терпела убытки, поставляя на рынок далеко не самые удачные версии «Windows». Как же они могли позволить себе такие расходы? Они держались на плаву за счет выгодных операций на фондовом рынке и упорства.
Крупные компании имеют возможность пользоваться такими капиталами, о которых мелкие компании не могут даже мечтать. Такие успешные компании, как, например, «Yahoo!», могут получать ссуды фондовых рынков без личных гарантий, без уплаты процентов, без риска снижения курса акций (нижний риск). Они могут получать очень большие суммы. Более солидные фирмы могут выпускать облигации или получать кредиты на миллиарды долларов. Банки и инвесторы, которые оказывают финансовую поддержку этим компаниям, не ждут немедленного возвращения денег и прибыли (в течение месяца или даже года). Напротив, они рассчитывают на получение доходов лет через десять. При таком подходе бутстреппер абсолютно неконкурентоспособен.
Если рынок можно купить за наличные, крупные компании это сделают.
3. ЗНАЧИМОСТЬ БРЕНДА (репутация марки)
Почему вы охотнее купите одежду из новой линии «Nike», чем в магазине спортивных товаров Джо? Потому что компания «Nike» вложила миллиарды долларов в создание своей марки, и вы этой марке привыкли доверять. Представляя новую продукцию, «Nike» может максимально использовать репутацию своей марки.
Нельзя недооценивать силу известного бренда! По оценке журнала «Financial World» название и логотип «Marlboro» стоят больше двух миллиардов долларов. Каждый производитель табачных изделий может выпускать похожие сигареты. Но только «Phillip Morris» может извлекать выгоду из того, что удельный вес этой компании на рынке составляет более пятидесяти процентов.
В условиях, когда потребитель охотнее приобретает продукцию солидных марок, крупные компании обладают значительным преимуществом.
4. СВЯЗИ С КЛИЕНТАМИ (клиентская база)
Наличие непосредственного доступа к потребителю является колоссальным преимуществом, особенно для фирм, которые работают с корпоративными клиентами. «Time Warner» ежегодно получает около одной трети всех денег, потраченных на рекламу в журналах в этой стране.
Когда компания «Time» выпускает новый журнал, она обладает огромным преимуществом при продаже места для рекламы, в то время как молодые неопытные конкуренты вынуждены начинать с нуля.
Так легко представить, что руководить компанией можно только при помощи секретарей, с ежегодными отчетами…
Конечно же, это не так.
В прошлом году компания «Costco» продала со своего гигантского склада-магазина креветок на общую сумму более тридцати миллионов долларов. Эта компания может выбирать из сотен поставщиков креветок (притом, что все креветки выловлены из одного океана!), но работает только с тремя фирмами. Почему?
Потому что у специалиста по закупу товаров для «Costco», нет времени на то, чтобы перебирать всех потенциальных поставщиков каждый раз, когда она делает новую закупку. Поэтому она работает с компаниями, которым доверяет,с которыми она уже раньше работала.
На сформировавшемся рынке наработанная клиентская база является огромным преимуществом.
5. ПЕРВОКЛАССНЫЕ СОТРУДНИКИ
В крупных компаниях работает множество неквалифицированных сотрудников («чайников»), кадровиков, некомпетентных людей и политиканов. Но здесь же, среди бюрократов есть и совершенно замечательные люди. Великие новаторы, дизайнеры, сотрудники сферы маркетинга, продавцы, мастера и оперативные консультанты сервисных центров, производители. Такие люди тянутся к компаниям, которые обладают хорошей репутацией, стабильны и хорошо платят. Умные компании, такие как «Disney», используют потенциал таких сотрудников по полной программе.
Во время встречи с одним из сотрудников компании «Disney» я обратил внимание на кипу бумаг, которая лежала на краю стола и спросил: «Что это?». Он ответил, что в этой кипе более двухсот резюме. Все они содержали данные о чрезвычайно профессиональных людях. На одной из анкет даже был изумительный акварельный рисунок. Все эти резюме были получены после публикации в одной из газет Лос-Анджелеса крохотного объявления о вакансии. Крупные компании привлекают талантливых людей.
И что прикажете делать бутстрепперам? Крупные компании обладают лучше развитой дистрибьюторской сетью, маркой, которой доверяет потребитель, великолепными кадрами и при малейшей необходимости могут получить нужную сумму денег. У них множество крупных и мелких конкурентов, и они готовы к бою во всеоружии.
Есть ли у вас шансы на успех? Нет.
Нет, если вы попытаетесь бороться на равных во всех пяти областях. Нет, если вы попытаетесь быть как крупная компания, только меньше. Если вы попытаетесь украсть обеду гиганта, то, скорее всего, на обед он съест вас.
Создание новой компьютерной игры и попытки продать ее в каком-нибудь магазине розничной торговли были бы безумием – «Electronic Arts» и «Brøderbund» разорвут вас в клочья. Выпуск новой линии кроссовок и попытки сразиться на равных с «Nike» на подвластной им территории рынка будут равносильны самоубийству.
Многие бутстрепперы пропускают этот урок мимо ушей. Они безоговорочно верят в то, что потрясающие идеи и фонтан энергии всегда побеждают, и тратят несметные суммы и бесценные годы жизни в попытках побороть крутых парней на их же территории.
Вот почему меня так раздражают предприниматели на рынке гастрономии. Каждый год появляется две тысячи новых наименований различных продуктов – джемы, конфитюры, орешки, паштеты, чипсы и так далее, — и тысяча девятьсот из них терпят неудачи. Почему? Потому что бутстрепперы, которые их создают, увлечены самой идеей, а не развитием бизнеса. Успешные бутстрепперы знают: то, что они могут произвести какой-то товар, еще не означает, что они должны его производить. Идея приготовления жареной картошки в котелке по бабушкиному рецепту может звучать очень заманчиво, но это совсем не означает, что вам удастся из этой идеи развить настоящий бизнес.
Крупные компании имеют доступ к таким капиталами, о которых мелкие компании не могут даже мечтать.
При наличии выбора между тем, чтобы создать преуспевающее, рентабельное предприятие, которое занимает свою нишу на рынке, но при этом выпускает банальную продукцию, и тем, чтобы вложить все свои сбережения в производство интересного продукта, в предприятие, вовлеченное в жестокую конкурентную борьбу, в которой вы, вероятнее всего проиграете, опытный бутстреппер всегда выберет первое. Если вы наткнетесь на отрасль промышленности, переполненную людьми с долларом в кармане и сумасшедшей мечтой, убегайте без оглядки и ищите что-нибудь другое!
А теперь рассмотрим положительные моменты. У вас есть многое из того, чего нет у воротил бизнеса, и что может дать вам большие преимущества при начинании нового дела.
1. НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ.
Это громадное, самое большое ваше преимущество. Крупные, солидные компании привязаны к старым, устоявшимся методам. Сотрудники таких предприятий делают большие ставки на то, чтобы сохранять существующее статус-кво. Сколько успешных железнодорожных предприятий занялось авиабизнесом? Ноль. И хотя они могли полностью овладеть новым видом транспортных перевозок, они были слишком заняты, защищая свой привычный «ареал», чтобы пытаться захватить новый.
Всякий раз, когда происходят изменения на рынке или в технологиях, наступает время больших возможностей для молодого бизнеса. Самый популярный веб-ресурс в сети Интернет принадлежит не Зиффу Дэвису или корпорации «Microsoft» – им управляет неожиданно достигший успеха бутстреппер по имени Джерри Янг.
Нельзя недооценивать силу известного бренда!
Пятнадцать лет назад я повстречался с Джимом Леви. В то время он возглавлял самую быстроразвивающуюся компанию в истории. Как только студия «Activision» появилась, она стала бурно развиваться, представляя одну видеоигру за другой, приобретая все больший удельный вес на рынке видеоигр для приставки «Atari 2600». Спустя всего лишь год, компания превратилась из бутстреппера в откормленную и довольную бюрократическую машину.
Поскольку я тогда был новоиспеченным и слегка заносчивым магистром бизнеса, я посчитал своим долгом сказать, что ему следует делать дальше. Итак, я вручил ему статью из «Harvard Business Review» и объяснил, что он должен начать использовать прибыль, которую приносила студия «Activision», для захвата принципиально нового рынка программного обеспечения. Начав выпускать программное обеспечение для персональных компьютеров фирмы «IBM» и «Apple Macintosh», он мог максимально эффективно использовать свое первоначальное ведущее положение и финансовые средства и захватить еще больше рынков.
Но Джиму было что терять. Его инвесторы и сотрудники хотели, чтобы удачный год повторился еще не раз, и не желали ничего слушать об инвестициях в новые рынки. Они не хотели слышать ни о чем, кроме прибыли. Поэтому студия «Activision» просто продолжала делать то, что делала.
Несколько лет спустя, компания была продана за 4.34 миллиона долларов.
2. СИНИЦА В РУКАХ
В океане первыми всегда погибают крупные рыбы. Все потому, что им требуется большое количество пищи, в то время как планктон может обходиться крохами. Этот же закон жизни действует и на вас. Компанию «Disney» не устраивает, если фильм собирает в прокате меньше сорока миллионов долларов. Для сравнения: предприниматель из Вермонта, который в 1990 году выпустил видео для детей, в котором рассказывалось о дорожном строительстве, был просто счастлив, когда заработал на нем более ста тысяч долларов.
Задумайтесь о порядке возрастания приведенных здесь величин: сорок миллионов кассовых сборов это четыреста раз по сто тысяч долларов. Только представьте, какой простор для небольшого бизнеса, который находится вне поля зрения гиганта.
Не пытайтесь завоевать весь мир – найдите свою нишу.
Costco может выбирать из сотен поставщиков креветок (притом, что все креветки выловлены из одного океана!), но работает только с тремя фирмами.
3. ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФАКТОР
У президентов многих компаний не возникает никаких проблем с исполнением их желаний. Когда Джек Уэлч захотел, чтобы ледогенератор в новом холодильнике работал тише, можно биться об заклад, что сотрудники инженерного отдела сделали все возможное, чтобы удовлетворить желание босса. А когда Джек хочет встретиться с главными заказчиками в Детройте, они всегда найдут для него время – само собой, ведь он президент целой компании.
Однако президенты крупных компаний находятся далеко не в самом центре деятельности компании. В «GE» работают десятки тысяч сотрудников, а Джек Уэлч всего один. Он окружен людьми, у каждого из которых есть свой собственный план. Он редко принимается за произведение каких-либо перемен, касающихся всей компании целиком.
Не так давно один из моих сотрудников летал в Детройт. Он летел по специальному тарифу и знал, что выбор опций его путешествия мог быть весьма ограниченным, но он прибыл в аэропорт за четыре часа до своего обратного рейса, за пятнадцать минут до другого рейса, практически порожнего.
Джерри поинтересовался, не мог бы он полететь этим рейсом (у него был билет на конкретную дату с неподтверждёнными местами). В конце концов, этот самолет все равно возвращался в Нью-Йорк и шел порожняком, и перевозка одного пассажира, который полетел бы этим рейсом, а не через четыре часа, в любом случае не стоила бы авиакомпании ни цента.
Для фирм, которые работают с корпоративными клиентами, наличие непосредственного доступа к потребителю является колоссальным преимуществом.
Работник стойки регистрация пассажиров у выхода на посадку сказал нет. Думаете, президент авиакомпании принял бы такое же решение? Думаете, он хотел бы, чтобы важный клиент провел четыре часа, закипая от злости на авиакомпанию, в то время, когда он просто мог сесть в самолет? Вы думаете, президенту понравилось бы наблюдать, как столь ценная репутация его компании так вот глупо теряется? Сомневаюсь. Но президента там не было. Там был один из тысяч сотрудников его компании, у которого просто был неудачный день.
Вы, напротив, президент своей компании, который постоянно непосредственно взаимодействует с потребителем. Вы сами вырабатываете политику вашей компании, поэтому вы никогда не потеряете клиента из-за каких-то глупых правил. Вы можете использовать эту силу и гибкость и стать такой компанией, которой не сможет отказать ни один, даже самый взыскательный клиент.
4. СКОРОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
Как говорится, нельзя нанять девятерых женщин, чтобы, благодаря их командным усилиям, в результате, через один месяц на свет появился ребенок. Коллективный труд не всегда ускоряет процесс работы – а иногда даже замедляет.
Исследования снова и снова показывают, что небольшие целенаправленные группы всегда более динамичны, чем крупные бюрократические системы. Очевидно, что гораздо сложнее сформировать команду из четырех действительно профессиональных людей, чем закрепить проект за двумя дюжинами людей, выбранных наугад. Это также и более рискованно. Поэтому большинство компаний не очень хорошо справляются со всем, что касается разработки принципиально новой продукции.
Когда в компании «IBM» возникает проблема, ее решением занимается целый отряд сотрудников. Отряд, который иногда рождает не самые удачные идеи, такие как «PC junior». «Amazon.com» создали не «Barnes & Noble».
Это сделал один смышленый парень по имени Джефф Безос. «Microsoft» и «IBM» не изобретали классный наладонник – гораздо менее крупная компания «US Robotics» купила еще более мелкую компанию, которая и разработала карманный компьютер. Современный антирадар был разработан не компанией «Motorola» и не «GE», а «Cincinnati Microwave».
Крупные компании практически всегда стараются снизить изобретательский риск посредством бюрократического управления. Вы же, напротив, можете изобретать сами или нанять для этого кого-нибудь. Вот почему мы так часто наблюдаем, как в крошечных компаниях рождаются великие новые идеи. Маленькие компании гораздо более быстрые и более целеустремленные.
Если вы попытаетесь украсть обед у гиганта, то, скорее всего, на обед он съест вас.
5. ТЕМНАЯ ЛОШАДКА
Когда в двери небольших компаний стучится такой гигант, как «Viacom» или «Microsoft», или «General Motors», эти компании начинают чуять запах денег. Они знают, что человек, с которым они встречаются, не является владельцем компании (вероятнее всего, этот сотрудник находится в пяти-шести уровнях от того человека, который отвечает за общий доход компании), поэтому они склонны к тому, чтобы запросить как можно более высокую цену. В конце концов, крупные компании могут себе это позволить!
Вдобавок к тому, что с крупных компаний запрашивается полная розничная стоимость, маленькие предприятия привыкли к тому, что при работе с крупными компаниями всегда возникает множество заморочек: договора поставки и многоуровневые бюрократические проволочки, юристы и страховые полисы, и так далее. Поэтому, для того чтобы работать с воротилами бизнеса, которым изначально свойственна некоторая неэффективность, связанная со всеми этими премудростями, они должны все планировать заранее и рассчитывать все связанные с этими проволочками издержки и включать их в итоговую стоимость. Часто крупные компании не очень хорошо обходятся с людьми, и люди отвечают им тем же. Вы же управляете маленькой компанией, поэтому вы можете получить право на распространение, например, видеопродукции без немедленной уплаты наличных. Или убедить Мела Гибсона появиться в вашем документальном фильме на благо общества. Или заставить юриста работать на вас какое-то время бесплатно, просто потому, что вы делаете благородное дело.
6. НЕБОЛЬШИЕ ИЗДЕРЖКИ
Вы работаете на дому, с самой обыкновенной телефонной связью; нет никакого специального отдела по контролю над тем, как вы ведете дела; у вас не самая дорогостоящая страховка; нет никакого служебного транспорта и вольнонаемных сотрудников. Если при всем при этом у вас не получается тратить меньше, чем тратят крупные компании, то вы либо выбрали неверный продукт (ну не надо пытаться пролезть на рынок компьютерных микросхем!), либо ваш бизнес движется не в ту сторону.
Используйте эту силу и гибкость, чтобы стать такой компанией, которой не сможет отказать ни один, даже самый взыскательный клиент.
Несмотря на их масштаб, рано или поздно, крупные компании должны начать получать прибыль от каждого продукта, который они продают, или выплачивать неустойки. Того, кто терпит убытки от каждого отправленного заказа и пытается возместить их, отправляя все большие по объему партии, ждет горькое разочарование.
Используя преимущества небольших масштабов вашей компании, вы можете занижать цены, по сравнению с более крупными конкурентами, особенно в том случае, если для производства вашего товара или услуги не требуется никаких сложных технических средств или специального оборудования.
7. ВРЕМЯ
Крупные компании не могут свободно распоряжаться временем. Притом, что нужно ежемесячно рассчитываться с банками, угождать фондовой бирже, и развиваться строго по графику, свобода действий никак не укладывается в расписание. Иногда сотрудникам крупных фирм приходится торопить события, а иногда наоборот замедлять их ход. Вы же малозаметный покупатель, за вами никто не следит. Если все подсчитать, то будет видно, что иногда вы в десятки раз быстрее, чем крупные компании. Но если у вас есть возможность свободно распоряжаться временем, вы не будете торопиться, и это пойдет вашей компании только на пользу.
Все выдержки из книги находятся в рубрике Библия бутстрэппера.