Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Понимание глубины резкости в фотографии

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.

Глубина резкости

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Апертура

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.

Сравнение большой и малой апертуры

Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.

Диапазон ступеней диафрагмы

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.

Расстояние от объектива

Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.

Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Заключение

Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.

Источник

Глубина резкости в фотографии

Если вы знакомы с живописью, в ней обычно работает простое правило: объекты спереди являются более четкими, чем объекты сзади. Это особенность зрения, и в искусственных попытках воспроизвести какой-либо пейзаж, оно добавляет финальной картинке объем. В каком-то смысле, это правило можно перенести и на фотографию. Глубина резкости как раз отвечает за то, какое пространство попадет в ту область, которая останется четкой на фото.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Что такое глубина резкости?

Камера фокусируется на одной точке, но резким, помимо нее, в кадре остается некое пространство, которое и называется глубиной резкости. Это может быть исключительно передний план, может быть средний, но бывает и так, что фокусируемся мы на дальних точках.

Глубина резкости — это показатель, который может и должен меняться, в зависимости от выставленных настроек и художественного замысла. Цель заключается в том, чтобы выделить объект из окружающей среды.

Один из ярких примеров — это портретная съемка и эффект tilt shift. В обоих случаях глубина резкости остается относительно узкой. В пейзажной съемке, наоборот, требуется сохранить в области резкости как можно больше элементов.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Управление глубиной резкости

Современные цифровые камеры оснащены специальной кнопкой, которая находится рядом с байонетом объектива. Кнопка эта обеспечивает превью глубины резкости. Однако, она всегда позволяет предпросмотр глубины резкости на максимально раскрытой диафрагме объектива. Тот показатель, который выставите вы, будет применен только к финальной фотографии.

Тем не менее, эта функция позволяет вам наглядно понять, с чем вы имеете дело, и какая область может быть захвачена в резкое пространство.

Сама же глубина резкости будет зависеть от диафрагмы, фокусного расстояния и конечно, возможностей вашей камеры. Чем шире открыта диафрагма и короче фокусное расстояние, тем уже глубина резкости.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Вернемся к диафрагме

Степень открытия диафрагмы, или апертура, измеряется в количестве f-шагов, но чем меньше шагов, тем шире открыта диафрагма. f/2.8 — это широко открытые лепестки диафрагмы, f/22 — практически сомкнутые.

Фокусное расстояние тоже играет свою роль, и если с открытой диафрагмой вы сфокусируетесь на объекте, который находится вдалеке, глубина резкости будет шире. Аналогично, если объект находится ближе, она станет уже.

Самый простой способ контролировать глубину резкости — это настройки диафрагмы, и важный момент в данном процессе заключается в том, чтобы пропустить на матрицу достаточно света. Иными словами, при слабо открытой диафрагме, вы рискуете получить размытые фотографии.

Поэтому мы выстраиваем баланс между диафрагмой, ISO и выдержкой. То есть, настройки осуществляются через треугольник экспозиции. Чем шире открыта диафрагма, тем больше света пропускает объектив, тем более короткую выдержку можно использовать. То есть, чем меньше открыта диафрагма, тем более длинная выдержка потребуется для того, чтобы фотография оставалась четкой. На помощь приходит ISO. Чем выше этот показатель, тем меньшую выдержку вы можете использовать при узкой диафрагме.

Как на глубину резкости влияет камера

Сам фотоаппарат, с которым вы работает тоже вносит коррективы в настройки глубины резкости. В основном, вопрос касается матрицы камеры. Чем больше физический размер матрицы, тем более узкую глубину резкости вы можете получить.

Причина тому кроется в том, что вам понадобится либо большее фокусное расстояние, либо находиться физически ближе к объекту для того, чтобы получить тот же размер картинки, что и на камере с меньшей матрицей, а о результате фокусировки на ближнем объекте мы уже упоминали.

Поэтому полнокадровая матрица даст вам более узкую глубину резкости чем, например, APS-C.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Как на глубину резкости влияет объектив?

Фокусное расстояние дает существенный эффект на глубину резкости. Так длиннофокусный объектив создает больше размытия. 200мм объектив даст более узкую глубину резкости на том же расстоянии, на котором 20мм создаст большую.

Это будет незаметно в том случае, если объект занимает одну плоскость и значительное пространство кадра. Но при этом, вам придется подойти ближе с широкоугольным объективом и отойди дальше с телевиком.

Длиннофокусные объективы имеют более узкий угол обзора, потому в кадр попадает меньше окружения и размытие кажется сильнее. Это отлично срабатывает при съемке портретов.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Жанры съемок, в которых важна глубина резкости

Портреты, как людей так и животных, часто строятся на соотношении резкого переднего плана и размытого боке. Для таких кадров идеально подходят длинные фокусные расстояния и широко раскрытая диафрагма. Фокусироваться при этом нужно максимально точно.

При съемке пейзажей стоит использовать короткое фокусное расстояние, и диафрагму в районе f/1.16 или меньше. Фокусироваться стоит примерно на 1/3 от общей площади кадра. Это позволит максимально расширить область глубины резкости. Стоит также использовать штатив для того, чтобы уравновесить и стабилизировать камеру, если вы снимаете на длинной выдержке. В противном случае обязательно повысить ISO.

Макросъемка также требует размытого боке и максимальной резкости основного предмета в фокусе. Придется очень внимательно выставлять настройки, учитывая тот факт, что даже самая маленькая степень открытия диафрагмы сможет дать вам миллиметровую глубину резкости при самом близком расстоянии фокусировки. Будьте внимательны.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Для создания узкой глубины резкости лучше всего подходят стандартные объективы с фокусным расстоянием 50мм. Именно эти объективы максимально удачно имитируют область нашего зрения, что упрощает процесс построения композиции.

Два варианта для тех, кто снимает на камеры Canon и Nikon — это Canon 50мм f/1.2L и Nikon 50мм f/1.4. Эти объективы отлично справляются как с портретами, так и со многими другими типами съемок. По сути, они универсальны.

Источник

Глубина резкости

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние между самым близким и самым далёким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Всё, что лежит ближе или дальше зоны ГРИП оказывается в той или иной степени размытым.

Следует понимать, что сама концепция ГРИП достаточно условна. Никакой реальной и однозначной глубины резкости в природе не существует, поскольку объектив единовременно может быть сфокусирован лишь на одной определённой дистанции, а не на каком-то абстрактном диапазоне расстояний. Уместнее говорить скорее о плоскости фокусировки бесконечно малой толщины, ближе и дальше которой начинается размытие изображения.

Так откуда же берётся глубина резкости? В теории, любая точка, на которую наведён фокус объектива, должна быть спроецирована на поверхность плёнки или сенсора именно как безусловно резкая точка. Точка же, лежащая вне фокуса, отобразится в виде т.н. пятна рассеяния (кружка нерезкости). Чем дальше отстоит точка от плоскости абсолютного фокуса, тем большим будет диаметр кружка. Т.е. размер пятен рассеяния плавно возрастает по мере удаления от плоскости фокусировки. На практике же, кружки рассеяния, размер которых оказывается меньше разрешающей способности системы объектив-матрица, выглядят неотличимыми от точек, что и позволяет говорить о глубине резкости как о некоем условно однородном диапазоне, включающем в себя не только плоскость абсолютного фокуса, но и соседствующие с ней объекты.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Таким образом, ГРИП целиком зависит от максимального размера кружка рассеяния, при котором он всё ещё воспринимается нами как резкая точка. Восприятие это весьма субъективно – за диаметр допустимого кружка рассеяния можно по устоявшейся традиции принять 1/1500 диагонали кадра, или (что более разумно) отталкиваться от размера пикселя матрицы, а ещё лучше положиться на собственные глаза: если объект на фотографии лично вам кажется резким, то вы вправе считать его попавшим в ГРИП. Изящные искусства (включая художественную фотографию) это вообще та область, где ваше субъективное мнение имеет неизмеримо больший вес по сравнению с любыми математическими расчётами.

Какие факторы влияют на глубину резкости? Их не столь уж много:

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Малая глубина резкости. Диафрагма f/4.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Здесь ГРИП значительно больше. Диафрагма f/22.

Может показаться, что глубина резкости зависит ещё и от размера кадра, но это впечатление ошибочно. В самом деле, на снимках, сделанных полнокадровыми камерами, ГРИП получается меньше, чем на фотоаппаратах с кроп-фактором (при одинаковых значениях диафрагмы и равных эквивалентных фокусных расстояниях объективов), а компактные камеры, напротив, изображают резкой практически всю сцену. Однако в этом нет ничего странного. Дело в том, что для получения одного и того же угла изображения, камеры с меньшим размером кадра (большим кроп-фактором) должны быть оснащены объективом с пропорционально меньшим фокусным расстоянием, что неизбежно ведёт к увеличению ГРИП. Напротив, на крупные камеры ставят более длинные объективы, а чем больше истинное фокусное расстояние объектива, тем меньше (при прочих равных условиях) глубина резкости.

Художественное использование глубины резкости

О глубине резкости во время съёмки мы задумываемся в двух случаях: когда мы хотим отделить объект от фона с помощью малой ГРИП, либо напротив, нам нужна большая ГРИП, чтобы вся сцена получилась резкой.

Малая глубина резкости

Если вам нужна минимальная глубина резкости, откройте диафрагму пошире, т.е. до минимального её значения (f/1,4–5,6 в зависимости от конструкции объектива). По возможности используйте максимальное доступное вам фокусное расстояние.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Многие объективы демонстрируют не лучшее качество изображения при полностью открытой диафрагме. Виной тому различные оптические аберрации, которые особенно выражены по краям линзы. Что ж, если освещение позволяет, прикройте диафрагму на одну ступень и проблема должна уйти.

Главная трудность при съёмке на больших диафрагмах – наводка на резкость. Автофокус не всегда попадает в цель, поэтому внимательно контролируйте его работу и не стесняйтесь делать побольше дублей. С цифровой камерой это ничего не стоит. Фокусируйтесь всегда на наиболее значимой части объекта. Если вы снимаете портрет, то такой частью, как правило, являются глаза. Они должны быть безукоризненно резкими. В тех случаях, когда портретируемый располагается к вам вполоборота, фокус должен приходиться на ближний к вам глаз.

Малая глубина резкости позволяет вам размыть фон и выделить таким образом основной объект съёмки, но это вовсе не избавляет вас от необходимости следить за фоном, пусть и размытым. Мусор на заднем плане остаётся мусором, даже если он не в фокусе. Не ленитесь удалять из кадра всё лишнее до съёмки. Сделать шаг влево или вправо, чтобы изменить неудачную композицию куда проще, чем впоследствии пытаться исправить её в Фотошопе.

Большая глубина резкости

Перейдём к случаю, когда вам нужно изобразить какой-либо объект или сцену резкой от края до края. В первую очередь речь идёт, конечно же, о съёмке пейзажей. Диафрагму, очевидно, стоит прикрыть. Вопрос – на сколько? Если вы снимаете с рук, да ещё и в сумерках, то возможно, вам стоит пожертвовать излишней ГРИП ради большей скорости затвора. Лучше получить чёткую фотографию с малой ГРИП и выборочным фокусом на наиболее важных объектах, чем фотографию с большой ГРИП, но при этом смазанную из-за чрезмерно длинной выдержки. Если же света достаточно, или вы располагаете штативом, вопрос продолжительности экспозиции перестаёт вас беспокоить, и возникает соблазн зажать диафрагму до максимального значения, предусмотренного конструкцией объектива (обычно f/22–36). Этого не следует делать без крайней необходимости. Во-первых, при больших значениях диафрагмы физический размер отверстия настолько мал, что дифракция световых волн начинает ощутимо скрадывать качество изображения, и даже предметы, попавшие в фокус, выходят на фотографии слегка размытыми. Этот эффект особенно выражен на 35-мм камерах, не говоря уже о камерах с кроп-фактором. Пользователи камер большого формата (4×5 либо 8×10 дюймов) могут снимать с диафрагмой f/45, и даже f/64, поскольку дифракция здесь не так заметна вследствие больших физических размеров системы. Во-вторых, при использовании малоформатных камер даже умеренные значения диафрагмы вроде f/8-11 обеспечивают глубину резкости достаточную для большинства сцен. Мне сложно представить себе ситуацию, когда бы при съёмке на малоформатную камеру мне понадобилась диафрагма меньше f/16 для широкоугольных объективов и меньше f/22 для телеобъективов. Подбирайте значение диафрагмы опытным путём, делая пробные снимки и проверяя по ним ГРИП, но повторюсь ещё раз – f/8-11 это, в большинстве случаев, оптимальный баланс между глубиной резкости и общим качеством изображения. Со временем вы научитесь определять нужную диафрагму с первой попытки на основании вашего опыта.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Если вы пользуетесь зеркальной камерой, то при взгляде в видоискатель вам может показаться, что глубина резкости слишком мала. Это нормально. Экспозамер и наведение на резкость всегда осуществляются при полностью открытой диафрагме, чтобы обеспечить максимально яркую картинку в видоискателе и облегчить фокусировку. В момент съёмки диафрагма будет автоматически прикрыта до заранее установленного значения. Некоторые зеркальные камеры оснащены репетиром диафрагмы, который позволяет заранее оценить глубину резкости при визировании.

Обратите внимание на то, что ГРИП асимметрична. Треть её лежит перед плоскостью идеального фокуса, а две трети – за ней. Таким образом, если вы хотите получить какую-то область на снимке резкой, вам следует мысленно разделить её на три части и сфокусироваться на каком-либо предмете, лежащем на границе между ближней к вам третью и третью, следующей непосредственно за ней. Если вам нужно, чтобы резкой вышла вся сцена, начиная от какого-либо объекта на переднем плане и до бесконечности, наведите объектив на расстояние вдвое большее, чем расстояние до этого объекта, а значение диафрагмы подберите эмпирически.

При макросъёмке вследствие предельно близкой фокусировки ГРИП исчезающе мала. Не стоит и пытаться изобразить всю сцену резкой. Хорошо если миниатюрный объект съёмки – цветок или насекомое – полностью поместиться в зону ГРИП. Чаще приходится жертвовать резкостью второстепенных деталей, чтобы наиболее значимые элементы оказались в фокусе. Как правило, в таких случаях я использую значение диафрагмы f/11-16, но никто не мешает вам экспериментировать, сужая или расширяя ГРИП для достижения своих творческих целей.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Гиперфокальное расстояние и прочие
малополезные вещи

Иногда пейзажные фотографы, движимые желанием достичь максимальной глубины резкости и не переборщить при этом с диафрагмированием, прибегают к такому понятию, как гиперфокальное расстояние. При фокусировке на гиперфокальное расстояние всё пространство от половины гиперфокального расстояния и до бесконечности оказывается в пределах приемлемой резкости. Также гиперфокальное расстояние используется для определения математически выверенных границ резко изображаемого пространства. Подробнее об этом сказано в статье «Гиперфокальное расстояние и расчёт ГРИП», где вы найдёте множество унылых формул, снабжённых не менее унылыми комментариями. Кроме того, вы можете воспользоваться калькулятором ГРИП, который позволит вам поэкспериментировать с различными съёмочными параметрами, влияющими на глубину резкости.

Впрочем, я не советую вам чрезмерно увлекаться подобными вещами. Вся эта математика сама по себе довольно занимательна, но к практической фотосъёмке имеет весьма отдалённое отношение. Опытный фотограф знает, как добиться необходимой глубины резкости без всяких таблиц и калькуляторов просто на основании своего опыта и художественного вкуса.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Источник

Что такое глубина резкости в фотографии

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Содержание

Содержание

Глубина резкости является одним из значимых художественных приемов в фотографии — в портретной съемке, при помощи малой ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) фотограф размывает фон и акцентирует внимание на модели, а снимая с большой передает на плоской фотографии всю глубину пространства в пейзаже.

Параметры влияющие на ГРИП при съемке

В инструкциях к современным фотокамерам глубине резкости отводится не больше пары строк и, как правило, все сводится к одной только диафрагме. Подход упрощенный и эффективный, но если вы задаетесь вопросами типа:

«На какое расстояние сфокусировать объектив, чтобы на пейзажной фотографии все выглядело резким от ближайшего куста и до горизонта?»

«Почему у модели, сидящей в пол оборота, резко получился только один глаз и как избежать этого в дальнейшем?»

То эта статья для вас.

Формула расчета ГРИП, гиперфокальное расстояние и немного истории

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

В формуле расчета ГРИП, помимо очевидных и вполне понятных параметров, таких как дистанция фокусировки, фокусное расстояние объектива и диафрагма, есть еще один параметр — диаметр кружка нерезкости или допустимый кружок рассеивания. Для полнокадровых камер (размер негатива или сенсора 24×36 мм) его принимают равным 0,03–0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).

Иногда, в расчетах диаметра кружка нерезкости его вычисляют как 1/1500 диагонали кадра, что для полнокадровой камеры дает те же 0,03 мм и упрощает расчеты для камер с сенсором другого размера (так же можно подставить в формулы выше z/кроп).

Гиперфокальное расстояние (Н) — фокусировка объектива на это расстояние обеспечивает максимальную глубину резкости (от Н/2 до ∞). Вычисляется по формуле Н=f2/(Kz).

Пример расчета гиперфокального расстояния: если сфокусировать 50 мм объектив установленный на полнокадровую камеру на расстоянии 6,2 м, установить диафрагму равную 8 и сделать снимок, то резким будет все от 3,1 м до ∞, впрочем это верно для кружка нерезкости равному 0,05 мм, а для значения в 0,03 мм придется фокусироваться на 10,5 м и резким будет все начиная с 5,25 м.

И несколько практических примеров:

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Объектив Minolta MC Rokkor-PF 58 mm f/ 1.4, экземпляр из 70-х прошлого века — шкала ГРИП рассчитана для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали кадра, рядом Гелиос-44 из 90-х и шкала ГРИП посчитана еще для 1/1000 диагонали.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Шкала ГРИП самой массовой любительской камеры «Смена 8М» рассчитана для кружка нерезкости в 1/850 диагонали (0,05 мм) и занимает почти всю окружность объектива.

Современные, автофокусные объективы, как правило лишены шкал ГРИП и расстояний, да и управление диафрагмой осуществляется на большинстве из них с камеры.

И раз уж кружок нерезкости не является константой самое время посмотреть, что означает это понятие.

Кружок нерезкости или допустимый кружок рассеяния

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

На рисунке выше показано прохождение света через объектив, в обоих случаях объектив сфокусирован на точке (2) — и точкой же выглядит ее проекция на матрице (5).

Для находящихся вне фокуса точек (1) и (3) проекция на матрице фотоаппарата, выглядит как круг — лучи сходятся либо до матрицы, либо за ней. В случае с закрытой диафрагмой (4) на нижнем рисунке лучи сходятся под более острым углом оставляя на матрице круги заметно меньшего диаметра, чем при полностью открытой диафрагме.

Так вот допустимый кружок рассеяния и должен показать до каких размеров нечетко сфокусированное пятно будет выглядеть для зрителя точкой, но не на матрице или негативе, а на конечном изображении — не обязательно на бумаге, это может быть экран компьютера или изображение на экране кинотеатра.

И раз уж мы заговорили о зрителе, то придется вспомнить о разрешающей способности человеческого глаза, угловое разрешение которого около 0,02°–0,03°. Именно из-за этой особенности человеческого зрения можно, лишь слегка увеличив расстояние до экрана монитора или телевизора, перестать различать отдельные пиксели. А, отодвинувшись еще немного, перестать различать Full HD картинку от 4К на экранах одного размера. Постер на фасаде соседнего дома вполне привлекательно выглядит на расстоянии и не впечатляет при близком просмотре.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Чем дальше вы отодвинетесь от монитора, тем меньше размытых и больше кружков с резкими краями вы увидите.

ГРИП в глазах смотрящего

Угловое разрешение 0,02°–0,03° не самая очевидная величина, но если перевести ее в размер отпечатка и расстояние просмотра, то и вся формула ГРИП станет понятнее.

Именно из-за углового разрешения человеческого глаза в формулу ГРИП и попало значение в 0,03–0,05 мм для диаметра кружка нерезкости — на отпечатках 10×15 см (самый массовый формат того времени) пятнышко в 0,03 мм на негативе увеличится до 0,125 мм, но с расстояния просмотра 25 см все еще будет неразличимо невооруженным глазом.

Очевидно, что при большем размере отпечатка и небольшом расстоянии просмотра при расчетах ГРИП необходимо использовать значение кружка нерезкости меньше, чем 0,03 мм.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Например, ориентироваться на размер одного светочувствительного элемента на матрице вашего фотоаппарата (на сколько они меньше традиционных 1/1500 видно на картинке выше).

Такой подход позволяет получать предсказуемый результат при печати очень большим форматом или просмотре на большом экране.

В камерах Fujifilm предпросмотр ГРИП может быть показан как для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали, так и для кружка соизмеримого с размером одного светочувствительного элемента на матрице. Первый вариант рекомендуется использовать если изображение печатается небольшим форматом, а второй при просмотре изображения на большом мониторе или крупноформатной печати.

Практическая часть

Любознательным можно порекомендовать онлайн калькулятор ГРИП который учитывает все перечисленные выше параметры, учитывает влияние дифракции и даже визуализирует картинку. Разумеется, лучше не тащить калькулятор на съемку, а сориентироваться заранее (при недостатке опыта это может значительно сократить технический брак).

Впрочем, этой формулой можно пользоваться и без калькуляторов и сложных расчетов — достаточно запомнить всего пару чисел.

Съемка классического пейзажа не обходится без расчета гиперфокального расстояния — сфокусировав объектив на этом расстоянии можно получить картинку, где практически с одинаковой резкостью будут изображены объекты, находящиеся на разном расстоянии (от половины гиперфокального и до ∞).

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

Затемненная область вокруг модели показывает глубину резкости.

Один раз рассчитав и запомнив, что для объектива с фокусным расстоянием 23 мм при диафрагме равной 5,6 гиперфокальное расстояние составит 4 м, (расчет для отпечатка 10х15 см просматриваемого с расстояния в 25 см) можно с легкостью определять параметры для других размеров отпечатков, расстояния просмотра и определять гиперфокальное для другого значения диафрагмы.

Так, для вдвое большего отпечатка размером 20х30 см придется прикрыть диафрагму на два шага (до 11), для еще большего размера 40х60 см (еще вдвое больше) снова придется закрыть диафрагму еще на два шага (до 22). Во всех этих случаях гиперфокальное остается прежним и равно 4 м. На отпечаток 40х60 уже не смотрят с 25 см и можно смело увеличить расстояние просмотра вдвое, до 50 см и тут снова придется изменить диафрагму на два шага, но уже открыв ее пошире (до 11).

Т.е. для увеличения исходного отпечатка вдвое нужно прикрыть диафрагму на два шага, а для двукратного увеличения дистанции просмотра — открыть диафрагму на два шага. Более того, если вы решите, что 4 м гиперфокального слишком много и передний план на вашем пейзаже будет недостаточно резким, просто закройте диафрагму на два шага и гиперфокальное расстояние уменьшится вдвое (справедливо и обратное утверждение).

Эта магия двойки разрушится если взять кратное фокусное расстояние, но ровно вдвое — так, для объектива с вдвое меньшим фокусным расстоянием для гиперфокального расстояния в 4 м диафрагму придется открыть на четыре шага (до 1,4) и закрыть на четыре (до 22) если новое фокусное вдвое больше исходного.

Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Смотреть картинку Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Картинка про Чем больше расстояние тем больше глубина резкости. Фото Чем больше расстояние тем больше глубина резкости

В ряде случаев для создания на конечном изображении ГРИП которую невозможно получить в одном кадре используют фокус-стекинг — собирают изображение из нескольких кадров, в каждом из которых фокусировка была на разном расстоянии, но это уже совсем другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *